МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление по образованию Администрации Городского округа Балашиха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №8»
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
ШМО учителей |
Зам. директора по УВР |
Директор МБОУ СОШ №8 |
начальных классов |
_____________________ |
________Т.В. Волошина |
Руководитель ШМО |
Протокол №_____ |
Приказ №___ |
______________Т.К. Пронина |
от "_____" _____ 2022 г. |
от "___" ___2022 г. |
Протокол №_________
от "___" _______2022 г. г.
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1615457)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
|
Составитель: Гросс Надежда Владимировна
|
Балашиха 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений
выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося,
на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для
слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом
знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной
школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение»
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего
школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт
решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном
звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий:
прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее
представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора
(считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль,
идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой;
образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод,
смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В.
П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М.
Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки,
сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение).
Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья
Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки:
герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана
художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура
(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:
содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка,
тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при
составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу
обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные
учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); — готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и
применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к
чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в
контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
— осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
|
|||||
1 |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) |
2 |
|
|
Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом; Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения и развития; Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по тематическому каталогу в библиотеке; Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям; Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий; Составление списка прочитанных книг; Группировка книг по изученным разделам и темам; Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений; Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму; Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5058/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6203/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3475/ |
2 |
Фольклор (устное народное творчество |
16 |
|
|
Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение, подбор примеров (на материале изученного в 1 классе); Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы, пословица как главная мысль произведения; Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок(по выбору); Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок»; Работа с текстом: анализ юмористических событий в небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов ; Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные— спокойно, медленно, чтобы убаюкать, хороводные — весело, радостно для передачи состояний разных явлений природы), выделение ключевых слов; Чтение загадок и объединение их по темам; Упражнение на распознавание отдельных малых жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка, небылица); Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок; Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о животных: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и цапля», «Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2 произведения по выбору); Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Сравнение сказок о животных народов России: тема, основная идея, герои; Слушание сказок, различение бытовой и волшебной сказок, характеристика особенностей каждой (на примере сказок: «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», «Гуси-лебеди» (по выбору); Анализ структуры сказки: выделение присказки, нахождение завязки; Сравнение героев бытовых и волшебных сказок, нахождение и выразительное чтение диалогов; Работа с текстом сказок: определение последовательности событий, выделение опорных слов, составление плана произведения (номинативный); Пересказ (устно) текста произведения подробно (с учётом всех сюжетных линий); Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в тексте сказки национальных особенностей (например, имя героя, название жилища, предметов одежды и т. д.). Например, «Хитрая лиса» (корякская народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка), «Мышь и воробей» (удмуртская народная сказка), «Айога» (нанайская народная сказка), «Четыре ленивца» (мордовская народная сказка); Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях; Дифференцированная работа в группах: составление сценария народной сказки, определение фрагмента для чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования, разучивание текста, представление отдельных эпизодов (драматизация) или всей сказки; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://www.youtube.com/watch? v=WYI67laKqcA&list=PLRMli4p2MiuH4nqk-BmjynJnfSTvcT1wB&index=2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5024/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4239/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5025/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5019/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5021/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4240/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/ https://www.youtube.com/watch? v=qiez1uvY3dg&t=41s https://resh.edu.ru/subject/lesson/4255/ |
3 |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) |
|
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О чём ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. Н. Плещеев«Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…», А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…», Е. Ф. Трутнева «Осень», В. Ю. Голяховский «Листопад», И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов), выражение своего отношения к пейзажной лирике; Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?»; Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, объяснение образных слов и выражений, поиск значения слова по словарю; Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений об осени, доступных для восприятия младшими школьниками Например, С. Т. Аксаков «Осень, глубокая осень!», Н. И. Сладков «Сентябрь», «Осень на пороге», М. М. Пришвин «Утро», Г. А. Скребицкий «Четыре художника Осень»; Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): определение формы (прозаическое или стихотворное), ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1—2 по выбору); Рассматривание репродукций картин художников (например, В. Д. Поленов «Осень в Абрамцево», И. И. Левитан «Золотая осень»), составление устного рассказа-описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта с использованием средств выразительности: сравнений, эпитетов; Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений об осени; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5027/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5028/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4245/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5029/ |
4 |
Мир сказок |
13 |
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и литературных сказок. Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки», русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка» (по выбору, не менее четырёх произведений); Задание на сравнение фольклорной и литературной (авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки, используемых в авторском произведении сказочного жанра; Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника, приведение примеров из текста, установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия «бродячий сюжет» (без предъявления термина); Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и поисковое выборочное чтение): определение главной мысли сказки, соотнесение её с пословицей, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя; Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста); Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения; Пересказ (устно) содержания сказки выборочно; Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок; Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных частей произведения; Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги с народными и авторскими сказками; Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением, составление выставки книг по изучаемой теме; Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и авторские), приведение примеров; Поиск информации: получение дополнительной информации об авторах литературных сказок, представление своего сообщения в классе; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4247/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4248/ |
5 |
О братьях наших меньших |
14 |
1 |
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Например, русская народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др.; Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения, ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?», осознание идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности, человек должен с заботой относиться к природе; Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя произведений о животных: русская народная сказка «Белые пёрышки», К.Д. Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна», В.В. Бианки «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная уточка», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», В.В. Вересаев «Братишка», В.А. Осеева «Почему», В.В. Чаплина «Нюрка», М.М. Пришвин «Журка», «Ребята и утята», Б.С. Житков «Галка», «Храбрый утёнок», С.В. Образцов «Дружок», Г.Я. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (по выбору, не менее пяти авторов); Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, ответы на вопросы, использование поискового выборочного вида чтения, нахождение портрета героя, средств изображения героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к героям, поступкам; Задание на сравнение описания героя-животного в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и различия, определение цели сообщения; Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прослушанному (прочитанному) тексту; Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, составление или дополнение плана по данному началу; Пересказ (устно) текста произведения от лица героя; Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого (произведения по выбору), сравнение формы: прозаическая или стихотворная ; Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали (поучения); Задания на распознавание отдельных жанров художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки), сравнение произведений писателей на одну тему: называть понравившееся, объяснять свой выбор (составление высказывания из не менее 4 предложений); Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев; Создание небольших историй с героями прочитанных произведений (воображаемая ситуация); Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: выполнение проверочных заданий, проверка и оценка своей работы по предложенным критериям; Составление выставки книг писателей на тему о животных, рассказ о своей любимой книге по предложенному алгоритму; Творческая работа: составление сказки или рассказа с героем-животным по аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике; Поиск в справочной литературе дополнительной информации о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В. Бианки; Дифференцированная работа в группе: выполнение коллективного проекта «Книжка-самоделка „Животные — герои произведений“», представление его в классе; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; Контрольная работа; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5022/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5033/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4251/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5034/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5023/ |
6 |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) |
10 |
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. З. Суриков «Первый снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», А. А. Прокофьев «Как на горке, на горе…», З. Н. Александрова «Снежок», (по выбору 2—3 произведения), обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы; Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о зиме, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, С. А. Иванов «Каким бывает снег», И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», «Узоры на снегу», М. М. Пришвин «Деревья в лесу» ; Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов, нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении, определение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма); Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1—2 по выбору); Чтение произведений новогодней тематики (например, С. В. Михалков «Новогодняя быль», «Событие», А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), С. Я. Маршак «Декабрь», Е. А. Пермяк «Волшебные краски»), сравнение произведений писателей на одну тему, выбор понравившегося, объяснение своего выбора; Рассматривание репродукций картин художников (И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.), составление рассказа-описания на тему «Какие картины зимней природы мне нравятся?»; Работа в группе: распределение обязанностей, выбор произведений для инсценирования и рассказывания наизусть, проведение новогоднего праздника в классе; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5036/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5037/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5069/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5046/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4261 |
7 |
О наших близких, о семье |
33 |
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева «Сыновья», В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев «Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А. Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова «Катин подарок», Ю. И. Коринец «Март» (по выбору); Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и поисковое выборочное чтение; Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск описания героя, оценка его поступков, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму; Чтение народных колыбельных песен и авторских произведений, их сравнение. Например, М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н. Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка; Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности; Подробный пересказ (устно) содержания произведения; Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения; Работа с таблицей: сравнение текстов художественных произведений (распознавание жанров) и заполнение таблицы; Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне: С. В. Михалков «Быль для детей», С. А. Баруздин «Салют», С. А. Васильев «Белая берёза», Л. А. Кассиль «Сестра», Б. А. Лавренёв «Большое сердце», обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста; Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений по предложенному алгоритму; Работа в группах: составление сценария праздников «8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений, исполнение песен, слушание музыки, посвящённой праздникам; Дифференцированная работа: подготовка сообщения о своих родных —участниках Великой Отечественной войны; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5070/ |
8 |
О детях и дружбе |
9 |
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: А. Л. Барто «Катя», Ю. И. Ермолаев «Два пирожных», С. А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»,. Е. А. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы», Н. Н. Носов «Заплатка», «На горке», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. А. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово», «Просто старушка», А. Гайдар «Совесть», М. С. Пляцковский «Настоящий друг» (по выбору, не менее четырёх произведений); Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту; Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика героя, установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, нахождение описания героя, оценка его поступков (с опорой на текст); Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму; Обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста; Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности; Подробный пересказ (устно) содержания произведения Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения; Работа в группах: сравнение предложенных текстов художественных произведений (распознавание жанров), заполнение таблицы, проверка своего результата; Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста произведения от третьего лица; Проверочная работа: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений, различение жанров произведения, нахождение ошибки в предложенной последовательности событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания; Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе; Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5043/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4260/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5044/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5060/ https://mosobr.tv/release/8020 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4262/ |
9 |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) |
9 |
|
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», В. А. Жуковский «Жаворонок», «Приход весны», А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3 произведения), выражение своего отношения к пейзажной лирике; Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?»; Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений, упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, работа со словарём; Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о весне, доступных для восприятия младшими школьниками. Например, А. П. Чехов «Весной», Г. А. Скребицкий «Четыре художника Весна», Н. И. Сладков «Апрельские шутки», И. С. Соколов-Микитов «Весна», контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно) отдельного эпизода; Сравнение произведений писателей на одну тему, определение понравившегося, объяснение своего выбора; Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (1—2 по выбору); Рассматривание репродукций картин художников А И Куинджи, И И Левитана и др., составление устного рассказа-описания по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка произведений о весенней природе; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4261/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5061/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4263/ |
10 |
О нашей Родине |
7 |
|
|
Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произведений данного раздела; Слушание стихотворных произведений, оценка своей эмоциональной реакции на прослушанное произведение, определение темы (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия Русь— куда я ни взгляну…», З. Н. Александровой «Родина»; Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна… (З. Н. Александрова)», составление своего высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений); Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. Например, С. Т. Романовский «Русь», К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (отрывки) и др.; Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине (одно по выбору); Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ «Любимая книга»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://www.youtube.com/watch? v=PP8QQB5qsas https://kladraz.ru/metodika/vneklasnoe-chtenie-2-klas/aleksandrova-rodina.html |
11 |
Зарубежная литература |
11 |
1 |
|
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей: братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Огниво» (не менее двух произведений по выбору); Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя; Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста); Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения; Пересказ (устно) содержания сказки выборочно; Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок; Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных частей произведения Работа со схемой: обобщение информации о писателях-сказочниках, работа со схемой; Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели»; Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по выставке книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах изучаемой тематики); |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Самооценка с Использованием «Оценочного листа»; |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5066/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4266/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5067/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4267/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5071/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4252/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
2 |
|
|
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Корректировка |
Виды, формы контроля |
|||||
всего |
Контр. работы |
|
|
|
||||||
1. |
Библиографическая |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
2. |
Библиографическая
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
3. |
Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, Шуточные
фольклорные |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
4. |
Русские народные песни. Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки). Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, составляем произведения малых жанров фольклора |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
5. |
Русские
народные потешки, прибаутки. Произведения малых жанров фольклора |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
6. |
Скороговорки, считалки, небылицы. Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки). Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
7. |
Загадки, пословицы, Загадка как жанр фольклора, тематические группы Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
8. |
Фольклор (устное народное творчество) Произведения малых жанров фольклора. Загадка. Тема, конкурс, иллюстрирование. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
9. |
Народные сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идет». Произведения малых жанров
фольклора Сказка —выражение народной Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
10. |
Русская
народная сказка «Петушок и бобовое |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
11. |
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Произведения
малых жанров фольклора Сказка — |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
12. |
Русская народная сказка «Лиса и тетерев. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Распознавание, сравнение, создание |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
13. |
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Распознавание, сравнение, создание |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
14. |
Русская народная сказка «Каша из топора». Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Распознавание, сравнение, создание |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
15. |
Русская
народная сказка «Гуси-лебеди». Особенности сказок разного вида (о |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
16. |
Русская
народная сказка «Гуси-лебеди». Особенности сказок разного вида (о животных,
бытовые, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
17. |
Произведения
малых жанров фольклора Сходство, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
18. |
Сравнение сказок о животных народов России: тема, основная идея, герои. Обобщение по разделу |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
19. |
Люблю природу русскую. Осень. Осенние загадки. Формирование Использование
средств выразительности при описании природы: |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
20. |
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». Использование средств выразительности при описании природы: Настроение,
которое создаёт пейзажная лирика (об |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
21. |
К. Бальмонт «Поспевает Настроение,
которое создаёт пейзажная лирика (об |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
22. |
А. Плещеев «Осень
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
23. |
А. Фет «Ласточки пропали».
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
24. |
А. Толстой «Осень». Отражение темы «Осенняя природа» в картинах Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина
и др., и |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
25. |
С.
Есенин «Закружилась |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
26. |
И. Токмакова
«Опустел |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
27. |
В. Д. Берестов
«Хитрые |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
28. |
М. М. Пришвин
«Осеннее утро» Формирование |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
29. |
И. Бунин
«Сегодня как |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
30. |
Обобщение
по разделу |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
31. |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
32. |
Стихи А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин торжествуя» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
33. |
Русская народная сказка «Золотая рыбка» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
34. |
А. С. Пушкин «Сказка о Иллюстрации,
их значение в раскрытии содержания |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
35. |
А. С. Пушкин «Сказка о Иллюстрации,
их значение в раскрытии содержания |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
36. |
Русская народная сказка «Два мороза». Характеристика и сравнение авторской сказки и народной сказок. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
37. |
Характеристика
и сравнение авторской сказки и народной сказок. Сходство тем и |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
38. |
Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги с народными и авторскими сказками Распознавание сказок (фольклорные и авторские), приведение примеров |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
39. |
Обобщение по разделу |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
40. |
Л. Н. Толстой
«Старый дед и внучек». Тема семьи, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
41. |
Л. Н. Толстой
«Филиппок» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
42. |
Л. Н. Толстой
«Правда всего дороже» Тема семьи, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
43. |
Л. Н. Толстой
«Котенок» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
44. |
Знакомство
с новым литературным жанром, чтение вслух басен И. А. Крылова. Жанровое
многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
45. |
Н. И. Сладков «Они и мы». А. Шибаев
«Кто кем |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
46. |
И.
Пивоварова «Жила-была собака». Жанровое |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
47. |
В. Берестов
«Кошкин |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
48. |
М.
Пришвин «Ребята и |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
49. |
Е. Чарушина «Страшный рассказ». Авторские Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
50. |
Е. Чарушина «Страшный рассказ». Авторские Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
51. |
Б. Житков «Храбрый Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
52. |
Б. Житков «Храбрый Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
53. |
В. Бианки Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
54. |
В. Бианки Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
55. |
В. Бианки Бианки, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
56. |
О
братьях наших меньших. Дружба людей и животных— тема литературы |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
57. |
Обобщение
по разделу «О братьях наших |
1 |
1 |
|
|
Устный |
||||
58. |
Люблю природу русскую. Зима. Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима). Тема природы в разные времена года (зима) в произведениях литературы. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
59. |
И.
Бунин «Зимним холодом пахнуло…». Формирование эстетического восприятия
явлений природы (звуки, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
60. |
К. Бальмонт «Светло- Заголовок. Содержание произведение. Сравнение. Эпитет. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
61. |
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…». Использование средств выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Отражение темы «Природа зимой» в картинах Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина
и музыкальных произведениях |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
62. |
С. Есенин «Поет зима, аукает, …», «Береза». Формирование Заголовок. Содержание произведение. Сравнение. Эпитет. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
63. |
А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» Формирование Заголовок. Содержание произведение. Сравнение. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
64. |
С. Михалков «Новогодняя быль». Формирование Заголовок. Содержание произведение. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
65. |
С. Михалков «Новогодняя быль». Формирование Заголовок. Содержание произведение. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
66. |
А. Барто "Дело было в Заголовок. Содержание произведение. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
67. |
Обобщение по теме «Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима). Иллюстрация к Шишкина
и музыкальных произведениях |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
68. |
К. И. Чуковский «Путаница» Илюстрирование. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
69. |
К. И. Чуковский Участвуем в диалоге |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
70. |
К. И. Чуковский «Федорино горе» Мои любимые сказки. Инсценирование. Иллюстрирование. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
71. |
К. И. Чуковский «Федорино горе» Мои любимые сказки. Инсценирование. Иллюстрирование. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
72. |
С. Я. Маршак
«Кот и лодыри»Тема семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
73. |
С. В. Михалков
«Мой |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
74. |
С. В. Михалков
«Мой щенок» Тема семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
75. |
А. Л.
Барто «Веревочка» Тема семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
76. |
А.Л. Барто
«Мы не заметили жука», «В школу» Тема |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
77. |
А. Л. Барто
«Вовка – добрая душа» Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в
творчестве |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
78. |
Н.Н. Носов «Живая шляпа» Тема семьи, детства, |
1 |
|
|
|
|
||||
79. |
И. Бунин «Матери». О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, Структура текста. Заголовок |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
80. |
Н. Н.
Носов «На горке». Тема дружбы в художественном произведении. Отражение в
произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение,
помощь друг другу. Герой |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
81. |
Я и мои друзья. В. Д. Берестов
«За |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
82. |
Стихи о
дружбе и обидах. Э. Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду», В. Д. Берестов «Гляжу
с высоты», |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
83. |
Н. Булгаков
«Анна, не |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
84. |
Ю. И.
Ермолаев «Два |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
85. |
В. А. Осеева «Волшебное Эпитет. Рассказываем по плану |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
86. |
В. А. Осеева «Хорошее». Тема дружбы в Эпитет. Рассказываем по плану. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
87. |
В. А. Осеева «Почему?» Тема дружбы в художественном произведении. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
88. |
Обобщение по разделу «О детях и дружбе» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
89. |
Знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?». Стихи. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…». Тема
природы в разные |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
90. |
Ф. Тютчев «Весенние воды». Формирование Использование
средств выразительности при описании природы: |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
91. |
А. Блок «На лугу». Использование
средств выразительности при |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
92. |
А. Плещеев «В бурю». Иллюстрация
к |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
93. |
С. Васильев «Белая берёза». Иллюстрация к Отражение тем «Весенняя природа», «Летняя природа» в картинах
художников Куинджи, И. И. Шишкина и музыкальных произведениях |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
94. |
Тема природы в разные Э. Мошковская «Дедушка Дерево» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
95. |
Тема природы в разные М. Пришвин «Разговор деревьев» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
96. |
Тема природы в разные А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
97. |
Обобщение
по разделу |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
98. |
Знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» И. Бунин «Матери».
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
99. |
Э.
Мошковская «Я маму |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
100. |
Е.
Благинина «Посидим в тишине». Тема семьи, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
101. |
Слушание
и чтение произведений о Великой Отечественной войне: С. В. Михалков «Быль для
детей», |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
102. |
Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне С. А. Баруздин «Салют», |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
103. |
Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне С. А. Васильев «Белая берёза обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
104. |
Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне Л. А. Кассиль «Сестра» обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
105. |
Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне Б. А. Лавренёв «Большое сердце», обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
106. |
Подготовка сообщения о своих родных —участниках Великой Отечественной войны
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
107. |
Чтение народных колыбельных песен и авторских произведений, их Сравнение М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н. Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
108. |
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
109. |
В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев «Мама» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
110. |
Татарская народная сказка «Три дочери» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
111. |
А. Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова «Катин подарок» |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
112. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
113. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
114. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
115. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
116. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
117. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
118. |
Тема
семьи, детства, |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
119. |
О нашей Родине. И. С. Никитина «Русь» Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
120. |
О нашей Родине. Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева «Родина» , З. Н. Александровой «Родина» .Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
121. |
О нашей Родине Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. С. Т. Романовский «Русь», К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (отрывки) |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
122. |
О нашей Родине. Произведения о Родине, о малой родине, городе, улице. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.) |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
123. |
О нашей
Родине. Круг Александрова)»,
составление своего высказывания по содержанию |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
124. |
О нашей Родине. Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
125. |
Обобщение по разделу. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
126. |
Знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»; Английская народная песенка Перчатки». (Перевод С.Я. Маршака)
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
127. |
Английские
народные |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
128. |
Ш. Перро «Кот в сапогах». Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей. Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя; Работа с текстом произведения
|
1 |
|
|
|
Устный |
||||
129. |
Ш. Перро «Кот в сапогах». Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя; Работа с текстом произведения. |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
130. |
Ш.
Перро «Красная |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
131. |
Ш.
Перро «Красная |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
132. |
Г.Х-. Андерсен «Огниво». Упражнение
на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного
произведения Составление плана |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
133. |
Г.Х-. Андерсен «Огниво». Упражнение
на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного
произведения Составление плана |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
134. |
Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели» Французская
народная Гиппиус) |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
135. |
Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». (Перевёл В. Викторов) |
1 |
|
|
|
Устный |
||||
136. |
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
|
|
Устный Тестирование |
||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
2 |
|
|
|
|||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие,
Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации к учебнику Л.Ф. Климановой ФГОС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/
Климанова Л.Ф и др. Литературное чтение 1-4 класс. Электронное приложение к
учебнику. Видеофильмы, аудиозаписи в соответствии с программой обучения
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
мультимедийный проектор
персональный компьютер
принтер
проектор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.