Урок литературного чтения на тему "«Лирические стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине, Э. Мошковская «Я маму мою обидел»», УМК "Школа России", 2 класс
Оценка 4.8

Урок литературного чтения на тему "«Лирические стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине, Э. Мошковская «Я маму мою обидел»», УМК "Школа России", 2 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
26.05.2020
Урок литературного чтения на тему "«Лирические стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине, Э. Мошковская «Я маму мою обидел»», УМК "Школа России", 2 класс
конспект.docx

Тема

«Лирические стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине, Э. Мошковская «Я маму мою обидел»»

Тип урока

Изучения литературных произведений

УМК

Школа России, 2 класс

Цель

- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»

- познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;

- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.

Планируемые результаты

Личностные

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

 

Метапредметные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

- развивать воображение,  фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Предметные

- продолжить знакомство учащихся с произведениями о матери;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям.

Оборудование

учебник (Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, с. 119 – 121), презентация, карточки для самооценивания ( на этапе рефлексия, предметы: тучки и солнышки), карточка с заданием.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Станьте ровно, улыбнитесь,

И тихонечко садитесь. 

- Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя

Личностные: развитие эстетических чувств,

доброжелательности, установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

2. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

 

Слайд 2 (картины «мама»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 (портрет Е. Благининой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотри на слайд. Что вы там видите?

- Да, это картины живописи. А кто на них изображен, как вы думаете?

- На них изображена мама.

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины?

- Давайте подберем такие слова, которые подходили бы к нашим мамам. Я начну первая.

- Молодцы! С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама. Мама всегда рядом, и всегда придет к нам на помощь.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Верно! - Ребята, а вот сейчас мы познакомимся с автором стихотворения, посвященного мамам, Еленой Александровной Благининой.

- Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали.

- Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки».

- Так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки».

-Сегодня мы познакомимся с ее произведением, которое называется «Посидим в тишине»

-картины.

-женщина с ребенком, мама.

 

 

- спокойствие, счастье, любовь и т.д.

 

 

- моя мама самая красивая, добрая, веселая, нежная и т.д.

 

 

 

- о маме.

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное  мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в  действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

3. Этап первичного восприятия

 

 

-Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

-Подумайте, поччему это стиховторение так называется?

Учитель читает стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Слушают стихотворение

Личностные:

Развитие эстетических

чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

4. Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А чем оно вам понравилось?

 

 

-да, понравилось

-что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

5. Этап постановки учебной задачи

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 (изображение волчка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова:

крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

 -У вас на пратах лежат карточки со словами. Необходимо соединить их стрелками.

-Работать будем в парах. Как работать в парах?

 

 

 

 

- Ребята, что значит крадется? Кто сможет показать?

 

- Верно! Что значит метнулся? Скользнул?

- А  как это, шептать? Давайте пошепчем слово мама.

- Ребята,  а вот в стихотворении встретилось слово Волчок. Что это такое? Кто знает?

-Верно! Давайте начнем проверять:

Крадётся - пробирается

Метнулся – пустилась или кинулась

Скользнул - промелькнуть

Шепнул - сказать на ухо

-Правильно ли мы подобрали слова? Все согласны?

 

Читают слова

 

 

 

 

- работать должны оба,

Один говорит, другой слушает, несогласие высказываем вежливо, работать тихо, не мешать другим.

- крадется – это

осторожно, неслышно

приближаться к чему-то.

- скользнул – это быстро и незаметно пройти.

Шепнул – тихо сказать.

 

- игрушка в виде кружка, шарика на вращающейся оси.

 

 

 

Познавательные: допускать существование различных точек зрения,  не совпадающих с его собственной.

Формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. мин.

 

 

Хорошо мы здесь сидели,

На вопросы отвечали.

Не пора бы отдохнуть,

Наши плечи развернуть.

 

Прогнемся назад поскорее,

Нагнемся вперед веселее,

Присядем и встанем опять,

Теперь будем дальше читать.

 

 

 

-круговые движения плечами вперед, назад.

-наклоны в стороны

- наклон вперед

-присед

-садятся на свои места.

 

 

 

6.Этап перечитывания и анализа художественного произведения

 

 

 

 

 

Слайд 5 (комната, где происходит

действие)

-Откройте учебник на с. 119

-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты?

- Девочке трудно сидеть в тишине? Почему?

 

- А что именно хотелось девочке? Кто помнит?

 

- Ребята, как вы считаете, с какой интонацией нам нужно прочитать это стихотворение? Как мы будем его читать? Давайте найдем строки, которые мы будем читать шёпотом.

-Как вы думаете, а как мы будем читать предложения с восклицательным знаком? Почему?

- С какими чувствами мы будем читать это стихотворение?

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно.

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы.

- «посидим в тишине»

Каждый ученик читает стихотворение про себя.

- смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил.

- да. Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть.

- ей хотелось вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать.

- тихо, спокойно

 

 

 

 

- не громко.

 

 

- с нежностью, с заботой.

 

 

Читают выразительно стихотворение

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

7. Этап первичного восприятия

 

Слайд 6 (портрет Э. Мошковской)

- Вы все очень красиво прочитали стихотворение, но это еще не все.

-Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным автором, а именно с Эммой Эфраимовной Мошковской.

- Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

-Сегодня мы познакомимся с ее произведением, а вот с каким, мы сейчас узнаем.

-Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Учитель читает стихотворение Э. Мошковской «Я маму мою обидел».

 

 

Слушают учителя

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения несовпадающих с его собственной. Формулировать собственное е мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в  действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

8. Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

-Что вы почувствовали?

- стало грустно.

 

- жаль мальчика, жаль маму.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

9. Этап постановки учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

- Как можно обидеть человека?

 

- Случалось ли с вами такое?

- Как вы себя чувствовали?

- Как вы поступили?

- Что нужно сделать, когда мы обидим кого – то?

- Конечно! От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, и дружба рушится.

На доске записано: “Я маму мою обидел”

-разочарование, грусть и т.п.

-словом, жестом, взглядом, физически.     

 

 

 

- попросить прощения, извиниться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной.

Формулировать собственное мнение и позицию.

6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  7 (иллюстрация к стихотворению)

-Откройте учебник на с. 120, что мы видим?

-Где мы можем узнать название?

 

- Ребята, прочитайте это стихотворение самостоятельно, про себя.

- Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

 

 

- Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

 

 

- Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

- Какой совет вы бы дали мальчику?

 

 

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые и нежные слова.       

- Ребята, как вы считаете, с какой интонацией нам нужно прочитать это стихотворение? Как мы будем его читать?

- С какими чувствами мы будем читать это стихотворение? А всегда ли интонация будет грустной?

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно.

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы.

- что у стихотворения нет названия.

- прочитать первую строку стихотворения.

 

 

- они вместе выходили н улицу, она махала мальчику в окно, они друг другу рассказывали истории.

- да, переживал.

 

- он представлял себя начальником с бородой, печальным и молчаливым.

- потому что он поссорился с мамой.

- попросить прощения у мамы, и не уходить из дома и т.д.

 

 

 

 

 

- с грустной.

 

 

 

- печально. Нет, под конец она может быть немного радостной.

 

Читают стихотворение выразительно

Познавательные: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

10. Этап обобщения

 

 

 

 

- Молодцы! Ребята, вам понравились стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились?

- А кто помнит авторов, которые их написали?

 

- Кто написал стихотворение «Посидим в тишине»?

- Верно! А кто написал стихотворение «Я маму мою обидел»?

- Какое из стихотворений вам понравилось больше?

-Посмотрите на с. 121, что вы там видите?

-Давайте прочитаем первую пословицу.

 

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

 

 

-Верно! Давайте прочитаем вторую пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

 

-Прочитайте третью пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

 

 

 

 

 

- Какой вывод по эти двум стихотворениям мы можем сделать?

- да.

 

 

- Елена Благинина, Эмма Мошковская.

 

- Елена Благинина.

 

- Эмма Мошковская.

 

- ответы детей.

 

- пословицы.

 

-Без корня и трава не растет.

- Наши корни – родители, мама, папа. Без них мы не сможем вырасти, получить воспитание.

- Сердце матери лучше солнца греет. Когда мамы нет, мы без неё скучаем, и нам всё не в радость.

- Без матушки родной и цветы цветно не цветут. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит.

- Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

- маму нужно любить, не обижать и беречь.

Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

11.Этап объяснения домашнего задания

 

 

 

12. Этап рефлексии

 

 

 

 

 

Слайд 8

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

 

- О чем бы вы хотели еще поговорить, и какие задания выполнить?

- У вас на партах лежат тучки и солнышки. Солнышко значит то, что вам было интересно на уроке, все понятно. Тучка означает, что вам нужно еще что-то узнать, еще прочитать стихотворения.

-Спасибо за урок! До свидания!

 

- читать стихотворения, рассматривать картины.

- поговорить еще о маме, поиграть в какие-нибудь игры.

 

Оценивают свою деятельность

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 


 

Тема «Лирические стихотворения

Тема «Лирические стихотворения

Предметные - продолжить знакомство учащихся с произведениями о матери; - формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; - развивать навыки выразительного чтения,…

Предметные - продолжить знакомство учащихся с произведениями о матери; - формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; - развивать навыки выразительного чтения,…

Слайд 2 (картины «мама»)

Слайд 2 (картины «мама»)

Ребята, посмотри на слайд. Что вы там видите? -

Ребята, посмотри на слайд. Что вы там видите? -

Понравилось ли вам стихотворение? -

Понравилось ли вам стихотворение? -

Посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул

Посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул

Теперь будем дальше читать . -круговые движения плечами вперед, назад

Теперь будем дальше читать . -круговые движения плечами вперед, назад

Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно

Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно

Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес

Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес

Прочитайте слова, записанные на доске

Прочитайте слова, записанные на доске

Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Мама – самый близкий человек, самый родной

Мама – самый близкий человек, самый родной

Молодцы! Ребята, вам понравились стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились? -

Молодцы! Ребята, вам понравились стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились? -

Какой вывод по эти двум стихотворениям мы можем сделать? - да

Какой вывод по эти двум стихотворениям мы можем сделать? - да
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020