РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Литературное чтение на русском родном языке»
2 класс
начальное общее образование
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» Л.В. Поворознюк- Барнаул, 2019
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
3.Тематическое планирование.
4. Лист дополнений и изменений.
5. Приложение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение на русском родном языке»
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
Содержание учебного предмета
Круг чтения.
Во 2 классе дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.
Список рекомендуемых произведений для учащихся 2 класса
Атаманов Иван Алексеевич
Заяц-путешественник
Лягушка и Барбос
Ленивый воробей
Бианки Виталий Валентинович
Хитрый лис и умная уточка и другие
Власов Алексей Валентинович
Мама
Доброта
Я – солдат!
Дождик в лесу и другие
Кан Ольга Викторовна
Трудное слово СОБАКА
Покупайте облака
Мокшин Михаил Михайлович
Мы живём на Алтае
Лето
Бывшему воину и другие
Нечунаев Василий Маркович
Грамотей среди детей
Маленькие радости
Зимняя байка и другие
Новичихина Валентина Александровна
Страна Играния
Откуда берутся дети и другие
Свинцов Владимир Борисович
Сказка про яблоньку
Первый снег
Нахальный лягушонок
Такмакова Ольга Владимировна
Стихи для мамочки
Летняя метель и другие
Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна
Новогодняя сказка
История знаменитого мышонка
Гордая слива
Чебаевский Николай Николаевич
Мальчишки
Юдалевич Марк Иосифович
Алтай
Кто же съел конфеты?
Костик-хвостик и другие
Волшебное слово
Тематическое планирование. 2 класс (17 часов)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
М.М. Мокшин «Мой Алтай»; М.И. Юдалевич «Алтай» |
1 |
2. |
А.И. Атаманов «Заяц-путешественник» |
1 |
3. |
А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей» |
1 |
4. |
А.В. Власов «Доброта»; В.М. Нечунаев «Маленькие радости» |
1 |
5. |
В.Б. Свинцов «Первый снег» |
1 |
6. |
В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку» |
1 |
7. |
А.В. Власов «Мама»; О.В. Такмакова «Стихи для мамочки» |
1 |
8. |
В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» |
1 |
9. |
И.В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка» |
1 |
10. |
И.В. Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива» |
1 |
11. |
В.М. Нечунаев «Зимняя байка»; О.В. Кан «Покупайте облака» |
1 |
12. |
В.М. Нечунаев «Грамотей среди детей»; О.В. Кан «Трудное слово СОБАКА» |
1 |
13. |
А.В. Власов «Я - солдат»; М.М. Мокшин «Бывшему воину» |
1 |
14. |
А.В. Власов «Дождик в лесу»; О.В. Такмакова «Летняя метель»; М.М. Мокшин «Лето» |
1 |
15. |
М.И. Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик» |
1 |
16. |
В.А. Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния» |
1 |
17. |
Н.Н. Чебаевский «Мальчишки» |
1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности обучающихся |
1. |
М.М. Мокшин «Мой Алтай»; М.И. Юдалевич «Алтай» |
1 |
|
- выявлять эмоциональную тональность стихотворений и выражать ее в своем выразительном чтении с помощью интонационных средств; - наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слов в художественном тексте; - выявить в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; - обучать сопоставительному анализу произведений разных жанров и авторов
|
2. |
А.И. Атаманов «Заяц-путешественник» |
1 |
|
- выделять содержательные особенности алтайских народных сказок и легенд; -видеть и отличать реальные события от вымышленных; -выделять композиционные элементы сказки и легенды, видеть их особенности; -устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; -представлять и характеризовать персонажи легенд и сказок, выявлять мотивы их поведения; - характеризовать персонажей, определять собственное отношение к их поступкам; - сравнивать художественные образы в произведениях разных жанров (сказка, легенда); -умение находить изобразительно – выразительные средства в текстах и объяснять их роль в создании образов. |
3. |
А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей» |
1 |
|
|
4. |
А.В. Власов «Доброта»; В.М. Нечунаев «Маленькие радости» |
1 |
|
|
5. |
В.Б. Свинцов «Первый снег» |
1 |
|
|
6. |
В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку» |
1 |
|
|
7. |
А.В. Власов «Мама»; О.В. Такмакова «Стихи для мамочки» |
1 |
|
- выявлять эмоциональную тональность произведений и выбирать адекватные интонационные средства для её реализации; - воспитывать внимательное отношение к авторскому слову в художественном тексте; - понимание значения слов и выражений в контексте; - наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слов в художественном тексте; -сравнивать героев произведений разных авторов с целью выявления их сходства и различия.; |
8. |
В.В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» |
1 |
|
- выделять содержательные особенности авторских (литературных) сказок; - устанавливать последовательность действий и выявлять их взаимосвязь; - представлять и характеризовать персонажи сказок, выявлять мотивы их поведения; - характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам; - сравнивать художественные образы в произведениях разных авторов; - уметь находить изобразительно - выразительные средства в текстах и объяснять их роль в создании образов. |
9. |
И.В. Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка» |
1 |
|
|
10. |
И.В. Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива» |
1 |
|
|
11. |
В.М. Нечунаев «Зимняя байка»; О.В. Кан «Покупайте облака» |
1 |
|
|
12. |
В.М. Нечунаев «Грамотей среди детей»; О.В. Кан «Трудное слово СОБАКА» |
1 |
|
- выявлять и осознавать авторское отношение к персонажам и их поступкам; -наблюдать над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слов в художественном тексте; - сравнивать героев произведений разных авторов с целью выявления их сходства и различия.
|
13. |
А.В. Власов «Я - солдат»; М.М. Мокшин «Бывшему воину» |
1 |
|
|
14. |
А.В. Власов «Дождик в лесу»; О.В. Такмакова «Летняя метель»; М.М. Мокшин «Лето» |
1 |
|
|
15. |
М.И. Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик» |
1 |
|
|
16. |
В.А. Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния» |
1 |
|
|
17. |
Н.Н. Чебаевский «Мальчишки» |
1 |
|
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Реквизиты документа |
Подпись лица, внёсшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение программы 2020- 2021 уч. г Приложение
ФИО учителя:___________________
Предмет: _______________________
Класс(ы): ______________________
Период |
По плану |
Фактически |
Отставание |
Причина |
Способ устранения отставания |
I четверть |
|
|
|
|
|
II четверть |
|
|
|
|
|
III четверть |
|
|
|
|
|
IV четверть |
|
|
|
|
|
год |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.