Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер подростков (7 классы)
Оценка 4.6

Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер подростков (7 классы)

Оценка 4.6
docx
20.05.2021
Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер подростков (7 классы)
программа 7 классы развитие ЭВС и коммуникативной сферы (2).docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники Пермского края

 

 

 

РАССМОТРЕНО  И СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом 

протокол № 1 от 28.08.2020г

 

                                                   

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по коррекции и развитию

эмоционально – волевой и

коммуникативной сфер подростков

7 классы (1 вариант АООП)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Белова Светлана Николаевна

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники, 2020

 

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекции и развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер  подростков  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

 

1.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3.     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.  №189 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.

4.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки подросткамс ОВЗ, имеющим трудности  в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

 

Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся 7 классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 часу через неделю в 1 и 2 подгруппах (всего 34 часа).          

 

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

 

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также  формирование коммуникативных компетенций.

 

Основные задачи программы:

·           снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;

·           коррекция настроения и негативных черт характера;

·           формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

·           развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

·           Формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и  повышение уверенности в себе;

·           формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

·           формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел - Самопознание «Какой «Я»? Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

Второй раздел  – Мир эмоций. «Я и эмоции»- помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.

Третий раздел  - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.

Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

 

Формы работы

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

 

Организационная структура занятий

Материал каждого занятия рассчитан на  40  минут.

1.      Ритуал приветствия и разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.

2. Основная часть

Направлена на решение задач данной программы.

3. Заключительная часть

 Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

 

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

 

Критерии положительной оценки:

повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями,  понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

улучшение социально-психологического климата класса;

 

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (по методикам);

Текущий:

-рефлексивный -  контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый:

-тестирование;

-творческие работы учащихся

Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер

подростков

 

Методика исследования

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука

+

 

 

+

Методика «Волшебная страна чувств»

+

 

 

+

Методика Дембо – Рубинштейна

+

 

 

+

Социометрический тест

+

 

 

+

Метод наблюдения

+

+

+

+

 

Программа коррекции и развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер подростков проводится в 7 классах 1 раз через неделю в 1 и 2 подгруппах. Количество часов по плану – 33 часа, фактически в соответствии с расписанием будет проведено в 7а и 7в классах по 35 часов, в 7б и 7г классах – по 32 урока. Программа будет выполнена.

 

2020-2021

уч.год

план

факт.

план

факт.

план

факт.

план

факт.

1 четверть

7,8

8

7,8

7

7,8

8

7,8

7

2 четверть

7,4

8

7,4

7

7,4

8

7,4

7

3 четверть

9,6

10

9,6

9

9,6

10

9,6

9

4 четверть

8,2

9

8,2

9

8,2

9

8,2

9

Итого:

33

35

33

32

33

35

33

32

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 классы)

Тема занятия

Задачи, решаемые на каждом занятии

Раздел 1 Самопознание «Какой «Я»?

 

 

 

1.

 Кто Я? Какой Я?

Обследование эмоционально-волевой сферы

Определение принципов работы на занятиях
Повышение самооценки

Сплочение классного коллектива

3.09

1 гр

7.09

1 гр

3.09

1 гр

7.09

1 гр

2

 Кто Я? Какой Я?

Обследование эмоционально-волевой сферы

Определение принципов работы на занятиях
Повышение самооценки

Сплочение классного коллектива

10.09

2 гр

14.09

2 гр

10.09

2 гр

14.09

2 гр

3.

Познай самого себя

Развитие интереса к себе

Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

17.09

1 гр

21.09

1 гр

17.09

1 гр

21.09

1 гр

4

Познай самого себя

Развитие интереса к себе

Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

24.09

2 гр

28.09

2 гр

24.09

2 гр

28.09

2 гр

5.

Мои способности

Осознание детьми своих особенностей и способностей

1.10

1 гр

5.10

1 гр

1.10

1 гр

5.10

1 гр

6

Мои способности

Осознание детьми своих особенностей и способностей

8.10

2 гр

12.10

2 гр

8.10

2 гр

12.10

2 гр

7

Мне хорошо, когда …

 

Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния

Повышение самооценки

Развитие творческой активности учащихся

15.10

1 гр

19.10

1 гр

15.10

1 гр

19.10

1 гр

8

Мне хорошо, когда …

 

Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния

Повышение самооценки

Развитие творческой активности учащихся

22.102 гр

 

 

22.102 гр

 

 

 

Раздел 2 Мир эмоций. «Я и эмоции»

 

 

 

 

9.

Мои эмоции

Знакомство учащихся с эмоциями

Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей

Тренировка умения владеть своими эмоциями.

5.11

1 гр

09.11

2 гр

5.11

1 гр

09.11

2 гр

10.

Мои эмоции

Знакомство учащихся с эмоциями

Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей

Тренировка умения владеть своими эмоциями.

12.11

2 гр

16.11

1 гр

12.11

2 гр

16.11

1 гр

11.

Радость.

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

19.11

1 гр

23.11

2 гр

19.11

1 гр

23.11

2 гр

12

Радость.

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

26.11

2 гр

30.11

1 гр

26.11

2 гр

30.11

1 гр

13.

Интерес.

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

 

3.12

1 гр

07.12

2 гр

3.12

1 гр

07.12

2 гр

14

Интерес.

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

 

10.12

2 гр

14.12

1 гр

10.12

2 гр

14.12

1 гр

15.

Грусть.
Обида.

Способствование рефлексии эмоциональных состояний

Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний.

17.12

1 гр

21.12

2 гр

17.12

1 гр

21.12

2 гр

16

Грусть.
Обида.

 

Способствование рефлексии эмоциональных состояний

Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний.

24.12

2 гр

 

24.12

2 гр

 

 

Раздел 3 Позитивное общение «Мой язык общения»

 

 

 

 

17.

Мои достоинства

 

 

Повышение самооценки

Развитие чувства принадлежности к группе

Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства

14.01

1 гр

11.01

1 гр

14.01

1 гр

11.01

1 гр

18.

Мои достоинства

 

 

Повышение самооценки

Развитие чувства принадлежности к группе

Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства

21.01

2 гр

18.01

2 гр

21.01

2 гр

18.01

2 гр

19.

Мои недостатки

Формирование способности к самоанализу

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться
Развитие способности принимать друг друга

28.01

1 гр

25.01

1 гр

28.01

1 гр

25.01

1 гр

20.

Мои недостатки

Формирование способности к самоанализу

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться
Развитие способности принимать друг друга

4.02

2 гр

01.02

2 гр

4.02

2 гр

01.02

2 гр

21.

Сотрудничество

Помощь в осознании собственного «Я»

Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими

Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия

11.02

1 гр

08.02

1 гр

11.02

1 гр

08.02

1 гр

22

Сотрудничество

Помощь в осознании собственного «Я»

Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими

Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия

18.02

2 гр

15.02

2 гр

18.02

2 гр

15.02

2 гр

23.

Уверенность в себе

Знакомство с понятием о сильной личности

Выработка навыки уверенного поведения

Формирование негативного отношения к агрессии

25.02

1 гр

22.02

1 гр

25.02

1 гр

22.02

1 гр

24.

Уверенность в себе

Знакомство с понятием о сильной личности

Выработка навыки уверенного поведения

Формирование негативного отношения к агрессии

4.03

2 гр

01.03

2 гр

4.03

2 гр

01.03

2 гр

25.

Я и мои друзья

Развитие коммуникативных навыков

Помощь в осознании качеств настоящего друга

Повышение самооценки

Сплочение коллектива в классе

11.03

1 гр

15.03

1 гр

11.03

1 гр

15.03

1 гр

26.

Я и мои друзья

Развитие коммуникативных навыков

Помощь в осознании качеств настоящего друга

Повышение самооценки

Сплочение коллектива в классе

18.03

2 гр

29.03

2 гр

18.03

2 гр

29.03

2 гр

27.

Я - ученик

 

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Сплочение классного коллектива. Развитие навыков общения

1.04

1 гр

5.04

1 гр

1.04

1 гр

5.04

1 гр

28.

Я - ученик

 

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Сплочение классного коллектива. Развитие навыков общения

8.04

2 гр

12.04

2 гр

8.04

2 гр

12.04

2 гр

29

Мой класс

 Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий

15.04

1 гр

19.04

1 гр

15.04

1 гр

19.04

1 гр

30

Мой класс

 Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий

22.04

2 гр

26.04

2 гр

22.04

2 гр

26.04

2 гр

31.

Я и моя семья

 

Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями. Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок»

29.04

1 гр

03.05

1 гр

29.04

1 гр

03.05

1 гр

32

Я и моя семья

 

Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями. Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок»

6.05

2 гр

10.05

2 гр

6.05

2 гр

10.05

2 гр

33.

Учусь общаться с другими

Обследование эмоционально-волевой и коммукативной сфер. Активизация процесса самопознания

Закрепление благоприятного отношения к себе

13.05

1 гр

17.05

1 гр

13.05

1 гр

17.05

1 гр

34

Учусь общаться с другими

Обследование эмоционально-волевой и коммукативной сфер. Активизация процесса самопознания

Закрепление благоприятного отношения к себе

20.05

2 гр

24.05

2 гр

20.05

2 гр

24.05

2 гр

 

35.

Итоговое занятие «Всем спасибо»

Подведение итогов.  Развитие эмпатии, рефлексии. Закрепление полученных навыков.

Сплочение коллектива в классе.

27.05

1 и 2 гр

 

27.05

1 и 2 гр

 

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

Пояснительная записка Рабочая программа коррекции и развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер подростков составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа коррекции и развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер подростков составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков

Итоговый: -тестирование; -творческие работы учащихся

Итоговый: -тестирование; -творческие работы учащихся

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 классы) №

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 классы) №

Тренировка умения владеть своими эмоциями

Тренировка умения владеть своими эмоциями

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021