Рабочая программа по Родному русскому языку

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП_Родной_русский_язык_2.docx

                                                 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно - правовых документов: 

-   Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);

-   Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении ФГОС в части изучения родного языка»;

-   Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа и др.

Целями изучения  родного русского языка в начальной школе являются:

           создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;

           расширение  языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;

           развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать   средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; 

           воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; 

           пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

        воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; 

        осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

        развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. 

Задачи:

              развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

              овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;

              воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.  

В 2-4 классах на изучение предмета «Родной (русский) язык» отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов(2-4 классы).  

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной  русский  язык» являются следующие умения:

      осознавать роль языка и речи в жизни людей;

      эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

      понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

      обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными    результатами изучения       курса          является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

     определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

     проговаривать последовательность действий на уроке;

     учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

     учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

     ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

     находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

     делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

     преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

       оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

       слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

       выразительно читать и пересказывать текст;

       договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

       учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

       воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

       осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

       понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

       делить текст на части, озаглавливать части;

       подробно и выборочно пересказывать текст;

       правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;

       делить слова на части для переноса;

       правильно списывать слова, предложения,      текст,          проверять написанное, сравнивая с образцом;

       писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

       обращать внимание на особенности употребления слов;

       ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

       составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; 

       составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

                                                    3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

     эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

     эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

     чувство      прекрасного        –        умение чувствовать красоту и выразительность          речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

     интерес к    чтению,      к        ведению     диалога      с        автором текста; потребность в чтении;

     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

     интерес к изучению языка;

     осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными    результатами изучения       курса                   является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по          плану,         сверяя        свои действия     с целью, корректировать свою деятельность;

     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

     вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

     пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

     извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

     пользоваться словарями, справочниками;

     осуществлять анализ и синтез;

     устанавливать причинно-следственные связи;

     строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

     задавать вопросы.

                                            3-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

     воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

     осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

     самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

     производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

     видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

     правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами

огласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

     находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

     распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

     определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

     разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

     читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

     письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

                                               4-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

     произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

     производить фонетический    разбор,       разбор        по      составу, морфологический разбор доступных слов;

     правильно писать слова с изученными орфограммами;

     видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

     находить    и        исправлять ошибки      в        словах        с        изученными орфограммами;

     пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

     различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

     ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

     производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

     разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

     писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования     регулятивных      УУД служит       технология продуктивного    чтения        и       технология          оценивания          образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

         вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

         пользоваться словарями, справочниками;

         осуществлять анализ и синтез;

         устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

         договариваться        и       приходить к        общему      решению    в совместной деятельности;

         задавать вопросы.

Предметные результаты

         произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

         производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

         правильно писать слова с изученными орфограммами;

         видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать      орфограммы,       указывать   условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

         находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

         пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

         различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

         ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

         производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

         разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

         писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

         читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

         воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

         создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

В результате изучения курса « Родной русский язык» выпускник начальной школы научится:

называть:

       Изученные части речи;

       Значимые части речи; Различать и сравнивать:

       Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

       Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

       Предлог и приставку;

       Корень, приставку, суффикс, окончание;

       Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово);

       предложения с однородными членами;

Приводить примеры:

       Простого двусоставного предложения; Кратко характеризовать:

       Виды предложений по цели высказывания и интонации; Решать практические учебные задачи:

       Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;

       Пользоваться словарями;

       Использовать алфавит при работе со словарем;

       писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

       прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

       звонкие и глухие согласные в корнях;

       непроизносимые согласные;

       сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;

       удвоенные согласные;

       безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;

       разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в

окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

       не с глаголами;

       безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

       правописание безударных личных окончаний глаголов;

       словарные слова, определенные орфограммой;

       знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

       отвечать на вопросы к тексту;

       делить текст на смысловые части и составлять простой план.

       понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

       осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

       сформировать потребность в систематическом чтении;

       понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

       достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

       уметь          самостоятельно   выбирать    интересующую   литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

        уместно использовать  изученные средства общения устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

        выразительно читать небольшой текст по  образцу;

        определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

        вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

        быть хорошим слушателем;

        определять лексическое значение слова;

        отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

        редактировать предложения;

        определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

        сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

        распознавать типы текстов;

        устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи.

 

Содержание курса

2 класс

Раздел

Содержание раздела

Часы

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

4

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

2

     Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Тема и основная мысль текста. План текста. Виды планов. Связь между предложениями   в        тексте. Сочинение загадок.

11

 

Итого

17

 

      

                                                             3 класс

Раздел

Содержание раздела

Часы

    Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

Крылатые слова. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова.

5

Предложение и словосочетание

Предложение.

2

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

10

 

Итого

17

 

 

4 класс

Раздел

Содержание раздела

Часы

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

Монолог и диалог как разновидность речи. Драматические импровизации.

2

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Лингвистические словари. Речевой этикет: формы обращения.    

4

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

2

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

9

 

Итого

17

 

    

         

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

  Контроль над уровнем достижений обучающихся во 2, 3, 4 классах по родному (русскому) языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, стандартизированных контрольных работ.

Оценивание письменных работ по родному (русскому) языку

Диктант: "5" – за работу, в которой нет ошибок; "4" – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки; "3" – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок; "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две. Грамматическое задание: "5" – нет ошибок; "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий; "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий; "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание: "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления; "3" – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки; "2" – за работу, в которой допущено более 4 ошибок. Словарный диктант: "5" – без ошибок; "4" – 1 ошибка и 1 исправление; "3" – 2 ошибки и 1 исправление; "2" – 3–5 ошибок.

Изложение: "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,

отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Сочинение: "5" – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7– 8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений. Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудо-влетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения.

За работы по развитию речи выставляется: во 2 классе - одна отметка, в 3-4 классах- 2 отметки (первая - за содержание, вторая – за грамотность). При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.