Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017г. № 02-01-81/9784 «О соблюдении ФГОС в части изучения родного языка»;
- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа и др.
Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:
• создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;
• расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 2-4 классах на изучение предмета «Родной (русский) язык» отводится в неделю ‒ 0,5 час, за год ‒ 17 часов(2-4 классы).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
• делить текст на части, озаглавливать части;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;
• делить слова на части для переноса;
• правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
• писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
• обращать внимание на особенности употребления слов;
• ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
• составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
• составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
• производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
• видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;
• правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами
огласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
• находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
• определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
• разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
• читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,
• письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
• находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
• пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
• ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
• производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
• разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
• писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
• находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
• пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
• ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
• производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
• разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
• писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
• читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
• воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
• создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
В результате изучения курса « Родной русский язык» выпускник начальной школы научится:
называть:
• Изученные части речи;
• Значимые части речи; Различать и сравнивать:
• Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
• Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
• Предлог и приставку;
• Корень, приставку, суффикс, окончание;
• Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово);
• предложения с однородными членами;
Приводить примеры:
• Простого двусоставного предложения; Кратко характеризовать:
• Виды предложений по цели высказывания и интонации; Решать практические учебные задачи:
• Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;
• Пользоваться словарями;
• Использовать алфавит при работе со словарем;
• писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• звонкие и глухие согласные в корнях;
• непроизносимые согласные;
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;
• удвоенные согласные;
• безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;
• разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в
окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
• не с глаголами;
• безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
• правописание безударных личных окончаний глаголов;
• словарные слова, определенные орфограммой;
• знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
• отвечать на вопросы к тексту;
• делить текст на смысловые части и составлять простой план.
• понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
• сформировать потребность в систематическом чтении;
• понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• уместно использовать изученные средства общения устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
• выразительно читать небольшой текст по образцу;
• определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
• вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
• быть хорошим слушателем;
• определять лексическое значение слова;
• отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
• редактировать предложения;
• определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
• сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
• распознавать типы текстов;
• устанавливать связь предложений в тексте; - распознавать стили речи.
Содержание курса
2 класс
Раздел |
Содержание раздела |
Часы |
Слово. |
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. |
4 |
Предложение и словосочетание. |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. |
2 |
Текст. |
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Тема и основная мысль текста. План текста. Виды планов. Связь между предложениями в тексте. Сочинение загадок. |
11 |
|
Итого |
17 |
3 класс
Раздел |
Содержание раздела |
Часы |
Слово |
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Крылатые слова. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. |
5 |
Предложение и словосочетание |
Предложение. |
2 |
Текст |
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. |
10 |
|
Итого |
17 |
4 класс
Раздел |
Содержание раздела |
Часы |
Культура речи. |
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Монолог и диалог как разновидность речи. Драматические импровизации. |
2 |
Слово. |
Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Лингвистические словари. Речевой этикет: формы обращения. |
4 |
Предложение и словосочетание. |
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. |
2 |
Текст. |
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. |
9 |
|
Итого |
17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль над уровнем достижений обучающихся во 2, 3, 4 классах по родному (русскому) языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, стандартизированных контрольных работ.
Оценивание письменных работ по родному (русскому) языку
Диктант: "5" – за работу, в которой нет ошибок; "4" – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки; "3" – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок; "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две. Грамматическое задание: "5" – нет ошибок; "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий; "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий; "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание: "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления; "3" – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки; "2" – за работу, в которой допущено более 4 ошибок. Словарный диктант: "5" – без ошибок; "4" – 1 ошибка и 1 исправление; "3" – 2 ошибки и 1 исправление; "2" – 3–5 ошибок.
Изложение: "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение: "5" – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления; "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления; "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления; "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7– 8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений. Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудо-влетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения.
За работы по развитию речи выставляется: во 2 классе - одна отметка, в 3-4 классах- 2 отметки (первая - за содержание, вторая – за грамотность). При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.