Рабочая программа по "Родному языку (русскому) 11 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 16.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предназначена для обучающихся 11 класса.
Иконка файла материала Рабочая программа родной язык (русский) 11 класс 2023-2024 у.г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район  Республики Крым

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей социально-гуманитарного цикла     Протокол  № 1

от   30 августа_ 2023 г.

__________ Ягьяева Н.А.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

 

_________ Кубишина И.В.

 

30 августа      2023 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  Магазинский УВК

 

___________ Аблямитовой Г.Р.

 

Приказ № 336

от     30 августа_  2023 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по  родному языку (русскому)

на  2023/2024  учебный год – 11 класс

 

 

 

 

                                                       Составлена учителем:

                                                                   русского языка и литературы

                                          Копаница О.Н.

 

 

Рекомендована

Педагогическим советом

Протокол №  2

от  30 августа  2023 г.

 

 

 

 

с. Магазинка, 2023 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

           Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 11 класса  разработана в соответствии: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями); письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14; на основе Примерной программы по учебному предмету  «Русский родной язык» для образовательных организаций (одобрена, решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 31.01.2018 г. № 2/18); учебника «Русский язык. 10-11 классы», базовый уровень;  под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, М.: Просвещение, 2021; с учетом Программы воспитания МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025 годы.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского родного языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Цели:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;

• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

• углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:    

·     формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;

·     формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

·     формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

·     приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

·     нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

·     формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·     развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Воспитательные цели:

          Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социо-культурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

 

          Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для среднего общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

 

Гражданского воспитания:

 - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

 - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

 - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

 -  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

 - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

 - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

 - активное участие в школьном самоуправлении;

 - готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Метапредметные результаты:

·     умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;

·     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

·     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

·     готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·     развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Предметные результаты:

·        осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

·        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

·        распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;

·        понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;

·        общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

·        осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;

·        понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.

Учащиеся научатся:

·        осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

·        объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

·        понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

·        понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

·        распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

·        владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

·        анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

·        использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

·        создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме

 

Учащиеся получат возможность научиться:

·        понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

·        определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

·     правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

·     уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

·     использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Русский родной язык  и его употребления с исторической точки зрения.

 

Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов):

Имя числительное (1 час)

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

 

Местоимение (1 час)

Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

 

Глагол (3 часа)

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

 

Причастие (2 часа)

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

 

Деепричастия (2 часа)

Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»).

 

Наречие (1 час)

Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!».

 

 Служебные части речи  (3 часа)

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий в художественной литературе.

 

Язык и культура (2 часа)

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

 

Итоговый урок (1 час)

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

С

Р.Р.

К.Р.

1.

Введение.

1

 

 

 

2.

Грамматика и грамматическая стилистика

13

1

2

1

3.

Язык и культура

2

 

1

 

4.

Итоговый урок

1

 

 

 

Итого:

17

1

3

1

 

 

 

 

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование

- работа с различными словарями;

- индивидуальные сообщения;

- выполнение упражнений.

 

Виды и формы контроля:

·        тестовые работы;

·         индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;

·        выполнение проектных и исследовательских заданий.

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Родной язык (русский) 11 класс

0,5 часа в неделю, 17 часов в год

 

 

урока

 

Наименование раздела, темы урока

Дата проведения урока

 

Примечание

план

факт

Введение (1 час)

1

Русский родной язык  и его употребления с исторической точки зрения.

 

 

 

Грамматика и грамматическая стилистика  (13 часов)

2

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

 

 

 

3

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

 

 

 

4

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

 

 

 

5

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

 

 

 

6

Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

 

 

 

7

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

 

 

 

8

Развитие речи № 1. Контрольное сочинение-описание картины с использованием причастий. (Е.К Маковского «Дети, бегущие от грозы».)

 

 

 

II полугодие

9

Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

 

 

 

10

Развитие речи № 2. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

 

 

 

11

Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!»

 

 

 

12

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

 

 

 

13

Употребление частиц и междометий в литературе.

 

 

 

14

Контрольная работа по разделу «Грамматика и грамматическая стилистика».

 

 

 

Язык и культура (3 часа)

15

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский «О родном языке».

 

 

 

16

Развитие речи № 3. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

 

 

 

17

Итоговый урок

 

 

 


ЛИСТ  КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учителя Копаницы Оксаны Николаевны

по родному  языку (русскому) 11 класс

 

п/п

Название раздела, темы

 

Тема урока

Дата проведения урока по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения урока по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru