Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла Протокол № 1 от 30 августа_ 2023 г. __________ Ягьяева Н.А.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР
_________ Кубишина И.В.
30 августа 2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Магазинский УВК
___________ Аблямитовой Г.Р.
Приказ № 336 от 30 августа_ 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
на 2023/2024 учебный год – 11 класс
Составлена учителем:
русского языка и литературы
Копаница О.Н.
Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол № 2
от 30 августа 2023 г.
с. Магазинка, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 11 класса разработана в соответствии: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями); письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14; на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций (одобрена, решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 31.01.2018 г. № 2/18); учебника «Русский язык. 10-11 классы», базовый уровень; под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, М.: Просвещение, 2021; с учетом Программы воспитания МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025 годы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского родного языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
· формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
· формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
· формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
· формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Воспитательные цели:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социо-культурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для среднего общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
· готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
Предметные результаты:
· осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
· осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
· распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;
· понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
· общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
· осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
· понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.
Учащиеся научатся:
· осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;
· объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
· понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
· понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
· распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
· владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
· анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
· использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
· создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
· определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
· правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
· уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
· использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Русский родной язык и его употребления с исторической точки зрения.
Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов):
Имя числительное (1 час)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение (1 час)
Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол (3 часа)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие (2 часа)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия (2 часа)
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»).
Наречие (1 час)
Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!».
Служебные части речи (3 часа)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура (2 часа)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
Итоговый урок (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
С |
Р.Р. |
К.Р. |
1. |
Введение. |
1 |
|
|
|
2. |
Грамматика и грамматическая стилистика |
13 |
1 |
2 |
1 |
3. |
Язык и культура |
2 |
|
1 |
|
4. |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
Итого: |
17 |
1 |
3 |
1 |
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ
языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование
- работа с различными словарями;
- индивидуальные сообщения;
- выполнение упражнений.
Виды и формы контроля:
· тестовые работы;
· индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;
· выполнение проектных и исследовательских заданий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Родной язык (русский) 11 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№ урока |
Наименование раздела, темы урока |
Дата проведения урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
Введение (1 час) |
||||
1 |
Русский родной язык и его употребления с исторической точки зрения. |
|
|
|
Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов) |
||||
2 |
Употребление числительных в речи и художественной литературе. |
|
|
|
3 |
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. |
|
|
|
4 |
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. |
|
|
|
5 |
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». |
|
|
|
6 |
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. |
|
|
|
7 |
Употребление причастий в речи и в художественной литературе. |
|
|
|
8 |
Развитие речи № 1. Контрольное сочинение-описание картины с использованием причастий. (Е.К Маковского «Дети, бегущие от грозы».) |
|
|
|
II полугодие |
||||
9 |
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. |
|
|
|
10 |
Развитие речи № 2. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок») |
|
|
|
11 |
Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!» |
|
|
|
12 |
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» |
|
|
|
13 |
Употребление частиц и междометий в литературе. |
|
|
|
14 |
Контрольная работа по разделу «Грамматика и грамматическая стилистика». |
|
|
|
Язык и культура (3 часа) |
||||
15 |
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский «О родном языке». |
|
|
|
16 |
Развитие речи № 3. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро». |
|
|
|
17 |
Итоговый урок |
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя Копаницы Оксаны Николаевны
по родному языку (русскому) 11 класс
№ п/п |
Название раздела, темы
|
Тема урока |
Дата проведения урока по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения урока по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.