Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ №6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ |
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК |
КЛАСС |
9 В |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ (ВСЕГО) |
0,5 (16) |
УЧИТЕЛЬ |
Привалова Наталья Ильинична |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ |
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД |
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МБОУ СОШ №6
Наименование рабочей программы |
Наименование основной образовательной программы ОО |
Срок реализации |
УМК, используемый при реализации рабочей программы |
Составитель |
Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса |
Основная образовательная программа основного общего образования |
2019-2020 учебный год |
1.Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов-М.:Просвещение,2018
|
Привалова Наталья Ильинична |
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии
обучающийся научится:
«Язык и культура»
• понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
• понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
• понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
• объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;
• понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
• понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
• понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
«Культура речи»
• различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
• анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
• различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
• соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
• соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
• использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
• использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);
• анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;
• строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
• участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
• анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;
• устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
• владеть приемами работы с заголовком текста;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;
• создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
• анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
• владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
• редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
• знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 5 ч.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ОЦЕНИВАНИЕ
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ 9-ГО КЛАССА
Примерная тематика проектных и исследовательских работ
1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Из истории русских имён.
5. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
6. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
7. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
8. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
10. Мы живем в мире знаков.
11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
12. Понимаем ли мы язык Пушкина?
13. Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
14. Футбольный сленг в русском языке.
15. Компьютерный сленг в русском языке.
16. Названия денежных единиц в русском языке.
17. Интернет-сленг.
18. Этикетные формы обращения.
19. Как быть вежливым?
20. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
21. Как назвать новорождённого?
22. Межнациональные различия невербального общения.
23. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
24. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
25. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
26. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
27. Сетевой знак @ в разных языках.
28. Слоганы в языке современной рекламы.
29. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
30. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.
31. Язык и юмор.
32. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
33. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
34. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» .
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа |
8 |
2. |
Культура речи. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
3 |
3. |
Речь. Текст. Русский язык в Интернете. |
6 |
Итого |
|
17 |
Список учебно-методической литературы
1. Русский родной язык : 9 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п |
Тема занятия внеурочной деятельности |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся* |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
1. |
Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа |
1 |
Объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества; понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; |
03.09 |
|
2. |
Ключевые слова русской культуры. |
1 |
Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; |
10.09 |
|
3. |
Крылатые слова и выражения в русском языке. |
1 |
Распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); |
17.09 |
|
4. |
Развитие русского языка как закономерный процесс |
1 |
Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке; характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения; понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур; характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного); |
24.09 |
|
5. |
Основные тенденции развития современного русского языка |
1 |
Комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; |
01.10 |
|
6. |
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке |
1 |
Определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; понимать особенности освоения иноязычной лексики; |
08.10 |
|
7. |
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. |
1 |
Характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; |
15.10 |
|
8. |
Переосмысление значений слов в современном русском языке |
1 |
Регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, |
22.10 |
|
9. |
Культура речи. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, уважительно относиться к родному языку. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь |
05.11 |
|
10. |
Лексические нормы и грамматические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленностиИспользовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
12.11 |
|
11. |
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета. |
1 |
Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры. |
19.11 |
|
12. |
Речь. Текст. Русский язык в Интернете. |
1 |
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. |
26.11 |
|
13. |
Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. |
1 |
Соблюдать основные нормы русского литературного языка в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.. |
03.12 |
|
14. |
Официально – деловой стиль. Деловое письмо. |
1 |
Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании. |
10.12 |
|
15. |
Публицистический стиль. Проблемный очерк |
1 |
Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании. |
17.12 |
|
16. |
Научно- учебный подстиль. Доклад, сообщение |
1 |
Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании. |
17.12** |
|
17. |
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты |
1 |
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах |
24.12 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.