МКОУ «Кироваульская СОШ»
Разработана Шаиховой Р.М.- учителем русского языка и литературы.
с. Кироваул
2018-2019 учебный год.
· Пояснительная записка
· К рабочей программе учебного предмета литература в 5 классе.
· Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой на основе программы основной школы по литературе в 5 -9 классах общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским ) языком обучения.
· Авторы программы по русской литературе: с. К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М..Нартов, Н.С.Русина. Общая редакция К.М..Нартова. Санкт-Петербург. Просвещение .2005.
· Минимальное количество часов по программе основного общего образования по литepaтype - в 5 классе отводится 3 ч в неделю, 102 ч в год.
· Введение 1 ч
· Устное народное творчество-15ч
· Литературные сказки 20 ч
· Русская литература Х1Х века-28ч
· Русская литература XXвека-23ч
· Зарубежная литература -13ч
· Рабочая программа составлена на основе документа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МОРФ от 05.03. 2004 № 1089)
· Преподавание ведется по учебнику - хрестоматии для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы-составители: м. г. Ахметзянов, Л. С. Багаутдинова, Н. Н. Вербовая. с. -По Просвещение.2008.
· Количество часов: 103.
· В неделю: 3 ч.
· Количество контрольных работ: классных сочинений - 3.
· Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской клaccической и зарубежной·литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится noвышение качества чтение, расширение его круга, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать "души прекрасные порывы" - эмоциональное восприятие произведения , а не просто,текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет
· дальнеишее отношение учеников к данному предмету.
· Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет. Они уже могут находить «человека» В произведении о природе. Выделяют отдельные места в тексте произведения. Умеют пересказывать. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие. Преемственность осуществляется.
· К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отв~чать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение.
· К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: -определять жанр произведения;
· -определять мораль сказки и басни;
· -различать фантастику и сказку;
· -определять систему обрctзов и выделять главного героя;
· -знать что такое сюжет его особенности;
· -роды литературы; ,
· -сатира и юмор аллегория басни;
· -определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;
· -определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику
· произведения и его стиль;
· -иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;
· -уметь составлять характt!ристику героев произведения;
· -определять конфликт в произведении композицию;
· -знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии
· • и прозы ..
· Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения, его выразительности, умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ .
· • Список литературы
·
· Учебник-хрестоматия для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы составители: Ахметзянов М. Г., Багаутдинова Л. С., Н. Н. Вербовая.
· С.-П. Просвещение. 2008.
· Астафьев В. П. Повести. Рассказы. М. Дрофа. 2002. Библиотека
· отечественной классики.
· Беломестных . О .Б., М. С. Корнеева. Поурочные разработки по
· литературе. 5 класс. М. Вако. 2003.
· Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.
· Просвещение. 1990.
· Литература в школе. Журнал для учителя.
· Нагибин Ю. Дворы, переулки и весь мир. Повесть и рассказы. М. Детская
· литература. 1984.
· Нартов К. М. Учебник-хрестоматия. С.-П. Просвещение. 1996.
· Русская литературная сказка XVIII- ХХ веков. Том 1. БОК. М. Дрофа. 2002.
· Русская поэзия второй половины XIX века. М. Дрофа. 2002. 10.Русская басня XVIII- ХХ веков. М. Дрофа. 2002.
· Русская литературная сказка XVIII - ХХ веков. Том 2 . М. Дрофа. 2002 .
№ |
Тема урока |
Творческая работа. Заучивание наизусть |
Кол.ч. |
Дата по плану |
Факт. |
|
|
|
|
|
|
|
Введение (1 ч.) |
|
|
|
|
1. |
Литература- как вид искусства. |
|
1 |
2.09. |
|
|
Устное народное творчество (фольклор) (15 ч.) |
|
|
|
|
|
Русские народные сказки. |
|
|
|
|
2-4. |
«Сказка об Иване царевиче, Жар - птице и о Сером волке |
|
3 |
5,6,9.09. |
|
5 |
. Реальное и фантастическое в сказке |
|
1 |
12.09 |
|
6-7. |
«Зимовье зверей». 3вери- персонажи, их особенности и качества. |
|
2 |
13,16.09. |
|
8-10 |
«Каша из топора» бытовые сказки |
|
3 |
19 20 23.09 |
|
· |
Сказки народов России. |
|
|
|
|
11-13 |
«Лиса и перепелка». (башкирская сказка). |
|
3 |
26.09. |
|
14-16. |
«Старик со старухой и береза» (удмуртская сказка). |
|
3 |
27 30.,3.10. |
|
17 |
Литературные сказки (20) обзор |
|
1 |
4.10 |
|
18. |
А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый ... » |
Выучить |
1 |
7.10 |
|
19-21. |
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. |
Выучить отрывок |
3 |
10,14. 17. 10. |
|
|
|
Из сказки (не |
|
|
|
|
|
более 25 строк) |
|
|
|
22. |
Идея торжества человеческой верности и |
|
1 |
18.10. |
|
|
справедливости в сказке. |
|
|
|
|
23. |
Поэтичность изображения волшебных событий в сказке, ее стихотворная форма. |
|
1 |
21.10. |
|
|
|
|
|
|
|
24-25. |
Вн. чт. А. С. Пушкин. |
|
2 |
24,25 .10. |
|
|
«Сказка о попе и работнике его Балде». |
|
|
|
|
26-27. |
М. Ю. Лермонтов. |
|
2 |
28,1.11. |
|
|
«Ашик - Кериб»(турецкая сказка). |
|
|
|
|
28. |
Прославление любви, верности, доброты, |
|
1 |
8.11. |
|
|
осуждение коварства и зла в сказке. |
|
|
|
|
29-30. |
Петр Петрович Ершов. «Конек- Горбунок». |
|
2 |
11.11. 14.11 |
|
31. |
Герой сказки Иван как воплощение духовной силы |
|
1 |
. 1511 |
|
|
и мудрости народа. |
|
|
|
|
33-35. |
Сергей Тимофеевич Аксаков. |
|
3 |
18,21.,22.11 |
|
|
«Аленький цветочек». |
|
|
|
|
36. |
Основной мотив сказки. |
|
1 |
25.11. |
|
37 |
Русская литература XIX века (28 ч.) обзор |
|
1 |
28.11 |
|
38-39. |
Иван Андреевич Крылов. «Квартет», «Демьянова |
Выучить |
2 |
29.11 . |
|
|
уха», «Ларчик». |
«Квартет» |
|
2.12. |
|
40 |
Основной художественный прием басни. Мораль. |
|
1 |
5.12 |
|
41. |
А. С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье ... » |
|
1 |
6.12. |
|
42. |
А. С. Пушкин. «Туча», «Зимний вечер». |
|
1 |
9.12 |
|
43. |
Вн. чт. А. В. Кольцов. «Песня пахаря». |
|
1 |
12.12 |
|
|
И. С. Никитин «Утро». |
|
|
|
|
44-45. |
Николай Васильевич Гоголь. |
|
2 |
13, 16.12. |
|
|
Повесть «Ночь перед Рождеством». |
|
|
|
|
46. |
Фантастика и реальность в произведении |
|
1 |
19.12. |
|
|
Н. В. Гоголя. |
|
|
|
|
47 |
Поэтизация картин народной жизни и природы, |
|
1 |
20,12 |
|
|
светлой любви. Подготовка к сочинению. |
|
|
|
|
|
|
Классное |
|
|
|
48. |
Классное сочинение по повести "Ночь перед |
сочинение |
1 |
23.12 |
|
|
Рождеством" . |
"Чем мне |
|
|
|
49 |
Внекл чтение по ТВ. Н.В.Гоголя |
понравился |
1 |
26.12 |
|
|
|
Вакула". |
|
|
|
50. |
Анализ письменных работ. |
|
1 |
27.12. |
|
51 |
Федор Иванович Тютчев. |
|
1 |
30.12 |
|
|
"Есть в осени первоначальноЙ ... ", "Весенние воды". |
|
|
|
|
52. |
Любовь поэта к родной природе. "Чародейкою |
Выучить |
1 |
16.01 |
|
|
3имою ... ", "Весенняя гроза". |
"Чародейкою |
|
|
|
|
|
3имою" |
|
|
|
53. |
Афанасий Афанасьевич Фет. "Ласточки пропали ... ", |
Выучить |
1 |
20.01. |
|
54 |
"Весенний дождь", "Вечер". |
"Ласточки |
1 |
23.01 |
|
|
|
пропали" |
|
|
|
55. |
Человек и природа- главная тема лирики Фета. |
|
1 |
24.01 |
|
56 |
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество |
|
1 |
27,01. |
|
57 |
"Крестьянские дети". |
|
1 |
30.01 |
|
58. |
Восхищение трудолюбием, близостью к природе |
|
1 |
31.01. |
|
|
крестьянских детей в стихотворении. |
|
|
|
|
59. |
Антон Павлович Чехов. Высмеивание невежества и глупости в рассказах А. П. Чехова. |
|
1 |
3.02. |
|
|
|
|
|
|
|
60-61. |
А. П. Чехов. "Лошадиная Фамилия". |
|
2 |
6,7.02. |
|
62. |
Мастерство создания комических ситуаций. |
|
1 |
10.02 |
|
|
Понятие о юморе. |
|
|
|
|
63. |
ВН.Чт. РассказыА. П.Чехова. |
|
1 |
13.02. |
|
|
Русская литература ХХ века. (23 ч.) |
|
|
|
|
64. |
Александр Иванович Куприн. Идеи гуманизма в рассказах писателя |
|
1 |
14.02. |
|
|
. |
|
|
|
|
65. |
Картины нищеты в рассказе И. Куприна "Чудесный доктор" |
|
1 |
17.02. |
|
|
. |
|
|
|
|
66. |
Образ известного хирурга Пирогова в рассказе. |
|
1 |
20.02. |
|
|
Подготовка к сочинению. |
|
|
|
|
67 |
Классное сочинение по рассказу "Чудесный доктор". |
Классное |
1 |
21.02. |
|
|
|
сочинение |
|
|
|
68. |
Анализ работ. |
|
1 |
24.02. |
|
69 |
С. А. Есенин. Песенно-напевный характер |
|
1 |
27.02 |
|
|
стихотворений Есенина. |
|
|
|
|
70. |
Народно-поэтические образы в стихотворениях |
Выучить |
1 |
28.02 |
|
|
Есенина. "Береза". |
"Береза" |
|
|
|
71. |
Выражение любви поэта к родному краю. "Пороша". |
|
1 |
2.03. |
|
72 |
Вн. Чт. Стихи С. А. Есенина. |
|
1 |
5.03. |
|
73. |
Михаил Михайлович Пришвин. "Старый гриб". |
|
1 |
6.03. |
|
|
74 |
Тема бережного отношения к природе в рассказе. |
|
1 |
9.03. |
|
|
75. |
Поэтичность описания картин природы как средство |
|
1 |
12.03. |
|
. |
|
выражения патриотического чувства автора. |
|
|
|
|
~ |
|
|
|
|
|
|
• |
76. |
Константин Георгиевич Паустовский. |
|
1 |
13.03. |
|
i |
|
|
, |
||||
|
"Мещорская сторона". |
|
|
|
|
|
77. |
Выражение в поэтических миниатюрах отношения |
|
1 |
16.03. |
|
.',; |
|
автора к родной природе. |
|
|
|
|
|
78. |
Сюжетная основа рассказа "3аячьи лапы". |
|
1 |
19.03 |
|
|
79. |
Юрий Павлович Казаков. "Арктур - гончий пес". |
|
2 |
20,23 .03 |
|
|
80. |
Тема гуманного отношения человека к «братьям |
|
1 |
2.04 |
|
|
|
нашим меньшим» в рассказе. |
|
|
• |
|
|
81. |
Жизнь глазами живого существа- гончего пса |
|
1 |
3.04. |
|
|
|
Арктура. |
|
|
|
|
|
82. |
Юрий Маркович Нагибин. |
|
1 |
6.04. |
|
|
|
"3имний дуб". Любовное отношение писателя к |
|
|
|
|
|
|
миру детства. |
|
|
|
|
|
83. |
Близость мира взрослых и детей через отношение к |
|
1 |
9.04. |
|
|
|
природе. |
|
|
|
|
|
84 |
Виктор Павлович Астафьев. |
|
1 |
10.04. |
|
|
|
"Васюткино озеро". Современная "робинзонада" |
|
|
|
|
|
|
мальчика из семьи рыбаков. |
|
|
|
|
|
85 |
Волевой характер Васютки. |
|
1 |
13.04 |
|
|
|
Литературный герой. |
|
|
|
|
|
86 |
3арубежная литература (13 ч. ) обзор |
|
1 |
16.04 |
|
|
87-89 |
Ханс- Кристиан Андерсен."Снежная королева". |
|
3 |
17,20, 23.04 |
|
|
90 |
Авторское отношение к героям сказки. |
|
1 |
24.04. |
|
|
91. |
Построение сказки, ее сходство с русскими |
|
1 |
27.04 |
|
|
|
народными сказками. Подготовка к сочинению. |
|
|
|
|
|
92. |
Классное сочинение по сказке "Снежная королева". |
Классное |
1 |
30.04 |
|
|
93 |
Внеклассное чтение. |
сочинение |
|
4.05 |
|
|
94 |
Развитие устной речи.Составление собсвенной сказки. |
|
1 |
5.05 |
|
|
95-96. |
Анализ работ. Вильгельм Гауф. Творчество. |
|
2 |
8,05, 11.05 |
|
|
|
"Маленький Мук"- фантастическая сказка. |
|
|
|
|
|
97-99 |
Марк Твен. "Приключения Тома Сойера". Просмотр видеофильма. |
|
3 |
14,15 18.05 |
|
|
100 |
Эрнест Сетон - Томпсон. "Арно" . |
|
1 |
21.05. |
|
|
101. |
Обобщение изученного. |
|
1 |
22.05 |
|
|
102-103 |
Резервные уроки |
|
2 |
28,29.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.