Рабочая программа по сопровождению учащихся 1-4 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Новосибирск 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Актуальность……………………………………………………..
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения..
1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения……………………………………………………
1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с ТНР
1.4.1. Общие особенности развития детей с ТНР…………………….
1.4.2. Индивидуальные особенности развития ………………………
1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения……………………………………………………
1.6. Планируемые результаты освоения программы……………..
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическое направление………………………………….
2.2. Коррекционно-развивающее направление…………………….
2.3. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика….
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях………………………………………
3.2. Программно-методическое обеспечение……………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематическое планирование……………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы………………………………………………………
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
В настоящее время проблеме обучения младших школьников с различными речевыми нарушениями уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой и др. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.
3. Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.
4. Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.
Общие задачи:
1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.
2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.
3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.
4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.
2. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения.
3. Снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.
5. Обучение приемам саморегуляции своего эмоционального состояния.
6. Повышение самооценки, уверенности в себе.
7. Создание условий для формирования адекватных самосознания и самооценки.
8. Развитие внимания, памяти.
9. Развитие пространственно-временной ориентировки.
1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ТНР.
Принципы психолого-педагогического сопровождения
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывностиобеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.4.Характерные особенности психического развития ребенка с ТНР
1.4.1. Общие особенности развития детей с ТНР.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи: 1) периферического характера:
механическая дислалия ; ринолалия; ринофония; дисфония 2) центрального характера:
дизартрия; алалия; афазия; аграфия, дислексия (алексия)
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.
Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексикограмматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпоритмической стороны речи(с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).
Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.
Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражении, а эти факторы в свою очередь связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3 — 4 месяца внутриутробного развития, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Среди исследователей, кто занимался изучением данной группы детей были Цветкова, Мастюкова, Чевелева, Усанова, Фотекова, Зайцева другие. Исследователи указывают на то, что у детей с ТНР отмечается недоразвитие познавательной деятельности. Нарушены восприятие, внимание, память, мышление. Интеллектуальное отставание имеет вторичный характер, т.к. образуется вследствие недоразвития речи.
Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г.Ф.Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у детей с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих, отмечаются ошибки опознания.
Исследования в области изучения ориентировки в пространстве этой категории детей, выявлено, что дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижение уровня речевого развития, понижается уровень слуховой памяти.
По состоянию невербального интеллекта выделяют три группы детей.
1. Дети, у которых невербальный интеллект несколько отличается от нормы, но не зависит от речевой патологии (9%).
2. Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%).
3. Дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы (63%)
Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.
Им характерны - недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоциональноволевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения
• постановка практических и познавательных задач;
• целенаправленные действия с дидактическим материалом;
• наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
• подражательные упражнения;
• дидактические игры;
• создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
• речевая инструкция, беседа, описание предмета;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
• педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах:
Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:
• сформированность саморегуляции и произвольности поведения;
• овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;
• дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
• адекватная мотивация деятельности;
• адекватное отношение к себе и другим;
• развитая рефлексия;
• эмоциональная устойчивость;
• снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы; • сформированность навыков:
уверенного поведения;
совместной (коллективной) деятельности; самостоятельного решения конфликтов мирным путем; самоподдержки; адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическое направление
Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года.
Критерии оценки:
• субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире;
• объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ;
• устойчивость изменений.
Формы оценки результатов:
• психологическая диагностика
• педагогическое наблюдение;
• анализ продуктивной и учебной деятельности;
• беседа с родителями и педагогами.
2.2. Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ТНР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
• развитие и коррекция пространственно-временных представлений;
• развитие учебно-познавательной мотивации;
• помощь в адаптации к условиям школьной среды.
Рассмотри подробнее каждое из этих направлений. Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков. Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; - развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Работа с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
• воспитание у детей интереса к окружающим людям;
• выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
• обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
Говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего, нужно отметить, что «сильные» и «слабые» ученики всё-таки отличаются друг от друга не только и не столько по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных характерна внутренняя мотивация. Что касается слабых, то их мотивы в основном внешние, ситуативные.
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебной деятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.
Очень часто, именно из – за несформированности мотивов учения дети испытывают трудности в школе. Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды человека в чем – либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием.
Для детей с ОВЗ в образовании наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. На втором месте по степени выраженности у детей с ОВЗ находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Это обусловлено отставанием в развитии такого ядерного личностного образования, как самооценка.
В учебной деятельности детей с ОВЗ часто наблюдается «соскальзывание» мотива на другую, более значимую детям задачу. Поэтому процесс мотивообразования и требует специального изучения и использования на этой основе специфических приемов, способствующих развитию у них благоприятных мотивационных проявлений.
В качестве средств активизации мотивов учения выступают содержание, методы, приемы и формы организации коррекционной работы. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения способствуют этой активности.
При подборе содержания коррекционных занятий для учащихся с нарушениями речи необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Использование в коррекционной работе группы поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности. Увеличивая степень самостоятельности учащихся с ТНР, вводятся в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Формируя учебно-познавательную мотивацию, используются активные методы обучения, игровые методы. Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ТНР. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений.
У детей с ТНР пространственные и пространственно-временные представления сформированы не в полном объеме. Наблюдаются синдромы временного отставания отдельных психических функций (сенсорных, моторных, речевых). Отмечается относительная несформированность пространственных отношений, начиная с освоения схемы собственного тела. Дети испытывают затруднения в определении правых и левых частей тела, верха и низа, ошибаются в определении предметов справа и с лева от себя (это усложняется ещѐ и не устоявшейся, затянувшейся латерализацией – определения ведущей руки). Запаздывает формирование доминантности руки или расходится доминантность по руке и глазу (например, ведущая правая и левый глаз).
При формировании пространственно-временных отношений за основу взята авторская методика «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений» Семаго Н.Я., Семаго Н.Н.. и практические материалы.
2.3. Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика
Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ТНР. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционновоспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям, - индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитанияобучающихся с ТНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ТНР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ТНР содержания адаптированной основной образовательной программы педагоги, осуществляющие психологопедагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ТНР направляется на комплексное психолого-медикопедагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях.
Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете обеспечено свободное размещение и передвижение, у каждого ребенка есть возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
3.2.Программно-методическое обеспечение
1. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М., 2007.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб. Речь, 2008.
3. Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. М. Владос, 2004.
4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.. Просвещение, 1983.
5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Спб. Речь , 2006.
6. Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010.
7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005.
8. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал.
М.: Айрис-Пресс, 2005.
9. Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых, составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.
10. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4 т. М.: Генезис, 1999.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Календарно-тематическое планирование
1-2 классы
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Программа для учащихся1 го класса рассчитана на 33 часа в год (1 занятие в неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся 2 раз в неделю и каждый раздел увеличивается по времени в двое.
Программа для учащихся 2-4 класса рассчитана на 34 часа в год (1 занятие в неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся 2 раз в неделю и каждый раздел увеличивается по времени в двое.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
2 |
||
1 |
Адаптация к условиям школьной среды. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
4 |
4 |
2 |
Диагностическое изучение ребенка |
4 |
4 |
3 |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
10 |
11 |
4 |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности |
10 |
10 |
5 |
Коррекция и развитие пространственно-временных представлений |
5 |
5 |
|
всего |
33 |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКООЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Цель
|
Задачи |
Дата |
|
1 класс |
||
1. |
Знакомство. Адаптация к условиям школьной среды |
Помощь в адаптации к условиям школьной среды. Снятие психоэмоционального напряжения. |
|
2. |
Адаптация к условиям школьной среды. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции”, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. |
|
3. |
Адаптация к условиям школьной среды. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Формирование регулятивных УУД, развитие произвольной регуляции поведения, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. |
|
4. |
Адаптация к условиям школьной среды. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. |
Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации. |
|
5. |
Диагностика уровня развития |
Изучение актуального уровня развития |
|
6. |
Диагностика уровня развития |
Изучение актуального уровня развития |
|
7. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций. Снятие эмоционального напряжения |
|
8. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Обогащение практического, чувственного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое - левое, направо - налево, справа - слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела |
|
9. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы |
Что изучает психология? Осознание своей индивидуальности.. |
|
|
и компонентов личности |
|
|
10. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Закрепление знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Формирование представлений о сторонах тела (правая, левая). |
|
11. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоционально - выразительных движений. |
|
12. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Развитие пространственных представлений; ориентировка относительно сторон «право», «лево», «вверх», «вниз». Развитие навыка ориентировки в пространстве, закрепление навыка работы по схеме, закрепление ориентировки в сторонах лево, право. |
|
13. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Внешний облик человека. Его особенности и манеры поведения. Черты характера.
|
|
14. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Закрепление ориентировки «лево-право» на листе бумаги. Формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. |
|
15. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности |
Знакомство со структурой человеческих потребностей. Основные отличия между потребностями и желаниями. |
|
16. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Формирование пространственных представлений, закрепление навыка ориентировки в пространстве относительно верха, низа листа, сторон лево, право; развитие слухового внимания. Развитие пространственного анализа и синтеза. |
|
17. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности.
|
Введение понятия « Дружба». Роль и место друзей в нашей жизни.
|
|
18. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Формирование квазипространственных представлений. Овладение числовым рядом. Закрепление числового ряда. Закрепление числового ряда. |
|
19. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование |
Роль семьи в жизни человека. Взаимопонимание между членами семьи. Общение со взрослыми. |
|
|
коммуникативной компетентности. |
|
|
20. |
Развитие пространственновременной ориентировки. Содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения. |
Научить и закрепить умение ориентироваться во времени суток, введение понятий «раньше», «позже». |
|
21. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости,работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. |
|
22. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Введение понятия «характер». Положительные и отрицательные стороны характера.
|
|
23. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации. |
|
24. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие произвольности и самоконтроля, внимания, наблюдательности и воображения, эмоционально-выразительных движений. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Снятие страха закрытого пространства, темноты, состояния тревожности. |
|
25. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. |
|
26. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной |
Как управлять своим поведением? Моя речь и поступки. Умение слушать.
|
|
|
компетентности. |
|
|
27. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. |
|
28. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие самопроизвольности и самоконтроля, внимания и воображения. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие эмоционально-выразительных движений. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, устранение страхов. |
|
29. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. |
|
30. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие самопроизвольности и самоконтроля, внимания и воображения, координации движений. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Удовлетворение потребности в признании, снятие страха. |
|
31. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти. |
|
32. |
Диагностика уровня развития |
Изучение актуального уровня развития |
|
33. |
Диагностика уровня развития |
Изучение актуального уровня развития |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКООЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
1. |
Диагностика уровня |
Изучение актуального уровня развития |
|
|
развития |
|
|
2. |
Диагностика уровня развития |
Изучение актуального уровня развития |
|
3. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Активизировать представления о собственном мире и познакомиться с противоположным миром; формировать уважительное представление к противоположному полу. Прояснить стереотипы мужского и женского поведения; помочь детям сформировать собственные взгляды на половые различия |
|
4. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
|
5. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие положительного образа будущего на основе обобщения пройденного материала. Мои ресурсы. |
|
6. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
1. |
7. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие произвольности и самоконтроля, внимания и памяти, мышления и воображения, эмоционально – выразительных движений. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. |
|
8. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать |
|
|
|
мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
|
9. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Мои эмоции. Чувства « полезные и « вредные»
|
|
10. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
|
11. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Мои эмоции и чувства |
|
12. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
|
13. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Знакомство с эмоцией гнева. Способы приемлемого поведения детей в ситуациях гнева.
|
|
14. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, речи. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Снижение эмоциональной напряженности. Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени, умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста, |
|
|
|
объема кратковременной слуховой памяти, воображения и фантазии. |
|
15. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Знакомство с эмоцией грусти. Осознание смысла печали и ее ценности. |
|
16. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
17. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Знакомство с эмоцией удивления. Развитие умения определять эмоциональное состояние других людей.
|
|
18. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
19. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Знакомство детей с эмоцией страха. Способы преодоления страха |
|
20. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
21. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Введение понятий «добро» и « зло».
|
|
22. |
Развитие учебнопознавательной мотивации. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. |
|
|
Формирование познавательной активности. |
Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
23. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Знакомство с методами быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения, регулирование процесса дыхания. |
|
|
24. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей. Развитие способности к анализу и самоанализу. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
25. |
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Формирование коммуникативной компетентности. |
Развитие чувства доброты, милосердия и толерантности |
|
|
26. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
27. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
28. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие |
|
|
|
|
пространственного ориентирования. |
|
|
29. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
30. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
31. |
Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование познавательной активности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
|
32. |
Развитие познавательной Формирование познавательной актив |
учебно- мотивации. ности. |
Развитие межполушарного взаимодействия, специализации и связей, синхронизация работы полушарий, развитие речи. Развитие произвольности внимания. Формирование умения ориентироваться на плоскости, работать по схеме. Развитие усидчивости, внимания, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Развитие пространственного ориентирования. |
|
33 |
Диагностика развития |
уровня |
Изучение актуального уровня развития |
|
34. |
Диагностика развития |
уровня |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Номер |
Тема |
Отметка о выполнении |
1 |
Вводное занятие |
|
2 |
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. |
|
3 |
Начальная диагностика и тестирование. |
|
4 |
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. |
|
5 |
Упражнения на развитие зрительной памяти. |
|
6 |
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. |
|
7 |
Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. |
|
8 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
9 |
Упражнения на развитие внимания. |
|
10 |
Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
|
|
11 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
12 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
13 |
Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. |
|
14 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
15 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
16 |
Упражнения на установление связи между понятиями. |
|
17 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
18 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
19 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. |
|
20 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. Упражнения на установление связи между понятиями. Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. |
|
21 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
22 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
23 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
24 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
25 |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. |
|
26 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
27 |
Упражнения на развитие вербально - логического мышления. |
|
28 |
Упражнения на установления связи между понятиями. |
|
29 |
Упражнения на развитие логического мышления. |
|
30 |
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. |
|
31 |
Упражнения на развитие логического мышления. |
|
32 |
Упражнения на развитие ассоциативного мышления. |
|
33 |
Итоговая диагностика. |
|
34 |
Подведение итогов |
|
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам». Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,
Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам». Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.
«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».
Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание». Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов», Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями.
«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам». Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления.
«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание». Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».
Раздел 3.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование. Подведение итогов.
ЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п |
Тема |
|
Кол-во часов |
Содержание занятий |
|
1. |
Вводное занятие |
|
1 |
Знакомство, психогимнастические игры и упражнения. |
|
|
Занятия диагностического блока |
|
|||
2. |
1. Диагностика познавательных |
|
3 |
Методика «Завершение рассказа», |
|
|
процессов 2. Диагностика эмоционально- личностной сферы |
3 |
методика изучения уровня внимания. Проективные тесты-рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс» |
||
|
|||||
Коррекция познавательных процессов |
|||||
3. |
Развитие произвольного внимания и поведения. Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. |
4
1 1
2 |
Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер». Игры: «Разведчики», «Запомни предметы»
Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». |
||
4. |
Развитие мнемических способностей Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Обучение способам эффективного запоминания. |
6 3
3 |
Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры». Игры и упражнения: «Запомни и найди»,
«Бессмысленные слова». |
||
5. |
Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация Логическое и понятийное мышление. Установление причинно-следственных отношений Обобщение и нахождение противоположностей. Анализ, сравнение, классификация, обобщение. |
8
2 2 2
2 |
Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?», «Геометрические фигуры» Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот». Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». |
||
6. |
Развитие воображения, восприятия 1. Развитие зрительного восприятия 2. Развитие творческого воображения. |
6 3 3 |
Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». |
||
Коррекция эмоционально-волевой сферы |
|||||
7. |
Учимся дружить и сотрудничать 1. общения. 2. 3. 4. 5. Мы – дружная команда. |
Качества, важные для Какие мы в общении? Правила дружбы. Девчонки+мальчишки=? |
5 1 1 1 1 1 |
Игры «Волшебный стул», «Паутинка». Игра «Собираемся в путешествие». Игра «Слон» Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)» Игры: «Необитаемый остров», «Строим дом». |
|
8. |
Итоговые занятия. |
|
1 |
Проведение диагностического исследования |
|
|
|
|
34ч |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.