Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)
Оценка 4.6

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
детская психология +2
1 кл—4 кл
24.05.2020
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)
Рабочая программа по курсу: Социально-бытовая ориентировка для слабовидящих учащихся с вариантом 4.2 разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 4.2., с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
сбо 4_2.pdf

 

 

  

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса

(вариант 4.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 Попкова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Новосибирск

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ............................................................. 3

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА........................................................ 3

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................................. 4

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА............................... 5

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................................. 5

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 14

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................. 14

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу: Социально-бытовая ориентировка для слабовидящих учащихся с вариантом 4.2 разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 4.2., с учетом психофизических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций  специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности,  повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности. Цели:

1.                  Достижение  максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.

2.                  Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

3.                  Коррекция психофизических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

      Формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами

      Формирование навыков самообслуживания

      Формирование умения организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях

      Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабовидящих  учащихся с вариантом 4.2. 

Важную роль в  разработке  коррекционного  курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность  восприятия  изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять  программу, опираясь на:

1.                  Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.

2.                  Сильные стороны личности ребенка.

3.                  Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.

4.                  Эффективность используемых  методов  развития и обучения.

5.                  Предполагаемый потенциал коррекции.

 

Таким образом, диагностика позволяет применять индивидуальный  подход  для  каждого учащегося в воспитательном и образовательном процессе.

Для учащихся с ОВЗ варианта 4.2 наиболее значимыми является овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. 

Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать  процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя  следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».

Основные задачи обучения социально-бытовой ориентировке:

-          восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социальнобытовой ориентировки;

-          дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

-          выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;

-          сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;

-          научить правилам поведения в общественных местах;

-          выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения. 

Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным.

В коррекционной работе используются различные методы обучения: практические работы, беседы, игры, экскурсии.

В ходе практической работы каждый учащийся овладевает  навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.

Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.

Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.

Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий:  допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.

Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие.  В начале и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках  с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью: -           выполнения практических заданий индивидуально и в парах;

-                     деловых игр;

-                     сюжетно-ролевых игр.

 

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса.  Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности.  Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1.                  Осознание себя как члена общества; формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в учебной среде.

2.                  Формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов.

3.                  Развитие адекватных представлений: о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

4.                  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.                  Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

6.                  Владение навыками коммуникации  и принятыми нормами социального взаимодействия.

7.                  Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

8.                  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

9.                  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

10.              Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Темы

Количество часов 1 класс

Количество часов 2класс

1.

Диагностика

1

1

2.

Личная гигиена.

3

3

3.

Жилище

4

4

4.

Одежда и обувь

3

3

5.

Транспорт.

1

1

6.

Питание.

3

3

7.

Обобщающее занятие

1

1

8.

Диагностика

1

1

 

Всего часов:

17

17

 

№/п.п.

Темы 

Количество часов 3 класс

1.

Диагностика

1

2.

Личная гигиена

1

3.

Жилище

3

4.

Одежда и обувь

2

5.

Торговля

1

6.

Мед. помощь

3

7.

Связь

3

8.

Питание

2

9

Диагностика

1

 

Всего часов:

17

 

№/п.п.

Темы

Количество часов  4 класс

1.

Диагностика

1

2.

Личная гигиена

1

3.

Жилище

2

4.

Одежда и обувь

2

5.

Торговля

2

6.

Транспорт

2

7.

Профессия

2

8.

Этикет

2

9.

Питание

2

10.

Диагностика 

1

 

Всего часов:

17

 

                1.         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)

1 класс

№ п/п

Тема занятия Основное содержание

Кол-во часов

Оборудование и компьютерные технологии

Основные     виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

1

Диагностика

1

Наглядные пособия (натуральные, рельефные, графические), предметы быта.

диагностирует

учащихся              по

программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

выполняют практические

задания          и отвечают        на вопросы.

2

Личная гигиена

              Режим дня и его выполнение

              Микробы на руках

 

              Правила

использования полотенец

              Правила             жидкого

мыла

 

              Чистые руки

              Правила

пользования туалетом

 

3

 

 

 

 

 

Изображения, предметы гигиены, аудиозаписи, пособия.

рассказывает о коррекционном занятии «Социальнобытовая ориентировка»,             о правилах             личной гигиены, знакомит учащихся       с

предметами гигиены, проводит ориентировку             в ванной комнате и в туалете, выполняет с          детьми

практические действия методом «Рука на руке», определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

выполняют практические задания

сначала

совместно         с

учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы.

3

Жилище 

 

              Понятие «жилое и нежилое  помещение»

              Местонахождение

4

 

 

Изображения зданий, строительных материалов,  настольная

формирует представление о жилом помещении, выполняет практические

-выполняют практические задания

сначала

совместно         с

 

 

учебного        класса     по

отношению к столовой

 

              Организация рабочего места, его наполняемость, уход за

учебным кабинетом

 

              Школьная столовая (местонахождение по отношению к учебному классу; режим питания)

              Уход   за             столом

после принятия пищи

 

              Порядок на рабочем месте

 

 

лампа, канцелярские принадлежности, полка для книг и учебников, посуда, тряпка для протирания кухонного стола.

совместные

действия              по

организации рабочего             места учащихся, выполняет

совместные

действия        с учащимися    по наведению порядка на рабочем месте, а также на кухонном столе, определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы.

4

Одежда и обувь

 

              Виды одежды

(сезонная, мужская и женская, по структуре и форме)

              Опрятный внешний

вид

 

              Надевание одежды без застежек и шнурков

(Спортивная одежда)

              Правила

складывания спортивной одежды

 

              Правила             уборки одежды в шкаф

 

3

 

Одежда зимняя, демисезонная, летняя, спортивная (шорты, футболка, майка, спортивные

штаны              на

резинке), предметы,

необходимые для             развития мелкой моторики.

Знакомит

учащихся       с различными видами одежды, -выполняет

действия

совместно с ребенком по надеванию одежды сначала на куклу, потом на ребенка,

дает     различные задания          по развитию             мелкой моторики. определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

 выполняют практические задания

сначала

совместно        с

учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы.

5

Транспорт 

 

         Правила

дорожного движения

 

1

 

Изображения дорожных знаков, улиц и домов.

имитирует

совместно      с учащимися дорожные ситуации, определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

обыгрывают дорожнотранспортные

ситуации и отвечают  на вопросы учителя,

играют             в

«правила дорожного движения».

6

Питание 

 

              Значение питания

 

              Режим питания

3

 

Стол, столовые приборы,

Их изображения.

совместно              с

учениками собирает и уносит грязную посуду и протирает стол, Учит пользоваться

 выполняют практические задания

сначала

совместно        с

учителем,

 

 

         Правила

использования столовых

приборов

 

 

ложкой и вилкой.

затем – самостоятельно и отвечают на вопросы

7

Обобщающее занятие

1

Различные изображения по пройденным темам

-совместно             с

учащимися повторяют

пройденный

материал              за

прошедший учебный год.

совместно      с учителем повторяют пройденный материал             за прошедший учебный год.

9

Диагностика 

1

Различные изображения по пройденным темам

-диагностирует

учащихся       по пройденным во 2 полугодии             темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала, а затем сравнивает

полученные результаты    со стартовой диагностикой.

-           выполняют практические

задания          и отвечают        на вопросы.

 

2 класс 

п/п

Тема занятия 

Основное содержание

 

Кол-во часов

Оборудован

ие                  и

компьютерн

ые технологии

Основные        виды

деятельности учителя

Основные     виды деятельности учащихся

1

Диагностика

 

1

изображения  предметы быта.

-диагностирует

учащихся               по

программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические

особенности по восприятию изучаемого материала.

-             выполняют

практические

задания и отвечают на вопросы.

2

Личная гигиена

 

              Полотенце     как

предмет личной гигиены

              Правила         ухода             за

лицом

 

              Как     правильно

3

 

изображения, предметы гигиены, аудиозаписи

-рассказывает о правилах ухода за лицом и зубами. Рассказывает о правилах использования предметов личной гигиены.

-           выполняют практические

задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы.

 

 

поласкать рот

              Зубная            щетка             как

предмет личной гигиены

              Как     правильно пользоваться зубной пастой, алгоритм чистки зубов

 

 

 

 

3

Жилище 

 

              Понятие «жилое  помещение» Виды жилых

помещений 

 

              Кухня

 

              Спальная комната

              Коридор

 

              Туалетная комната

              Гостиная

4

 

 

Изображения зданий, строительны х материалов (шифер, кирпич, бревна,

утеплители)

 

-формирует представление           о жилом помещениях и о видах комнат в жилых помещениях, а             также о

наполняемости жилого пространства. Учит ориентироваться в жилом помещении

как дома

   -            выполняют

практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы.

4

Одежда и обувь

 

              Виды застёжек         на

одежде

              Какие бывают пуговицы и зачем они

нужны

 

              Алгоритм

застегивания пуговиц          на макете

              Алгоритм

  застегивания     пуговиц     на

одежде

 

              Виды шнурков и их предназначения

              Алгоритм

завязывания узлов 

  Алгоритм            завязывания

бантика на одежде

3

 

 

Виды различных

застежек,

   одежда         с

различными застежками, скакалка, веревка, шнурки

различной

длины             и цветов.

Учитель знакомит детей с различными видами застежек учит детей

застегивать

пуговицы и завязывать шнурки

на бантик

 

   -            выполняют

практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы.

5

Транспорт 

 

              Виды транспорта

              Правила поведения в общественном             транспорте (техника безопасности)

              Маршрут        дом     - школа

 

1

 

 

 

Макеты дорожных знаков, улиц

и домов,

 

-имитирует

совместно      с учащимися дорожные ситуации определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

-обыгрывают дорожнотранспортные

ситуации        и отвечают                     на вопросы учителя, играют в «правила дорожного движения».

6

Питание 

 

             Правила сервировки

стола

3

 

Стол, столовые приборы, учебные

Учитель учит сервировать стол,

совместно с учениками собирает

-           выполняют практические

задания сначала совместно с

 

 

Приведение стола в аккуратный вид после принятия пищи

 

рельефные карточки. Посуда, тряпка           для протирания стола.

и уносит грязную посуду и протирает стол. 

учителем, затем – самостоятельно отвечают вопросы

и на

7

Обобщающее занятие

1

Аудиозапись. Изображения

-совместно                  с

учащимися повторяют

пройденный

материал                   за

прошедший учебный год.

совместно учителем повторяют пройденный материал прошедший учебный год.

с

за

9

Диагностика 

1

Наглядные пособия, предметы быта.

-диагностирует

учащихся     по пройденным во 2 полугодии    темам, выявляет психофизические особенности           по восприятию изученного материала, а затем сравнивает

полученные

результаты   со стартовой диагностикой.

-               выполняют

практические

задания и отвечают на вопросы.

 

3 класс

п/п

Тема занятия Основное содержание

 

Колво часов

Оборудование и

компьютерные технологии

Основные виды деятельности учителя

Основные                 виды

деятельности учащихся

1

Диагностика

 

1

изображения  предметы быта.

-диагностирует

учащихся       по программным темам, а так же проверяет готовность детей к          практической работе            и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

- выполняют практические задания и отвечают на вопросы.

2

Личная гигиена

 

              Расческа как предмет личной гигиены

              Опрятный

внешний вид головы

1

Изображения предметов гигиены, аудиозаписи, футляр,             очки, спец.тряпочка

-рассказывает             о правилах использования предметов личной гигиены. - рассказывает о

 выполняют

практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы.

 

 

              Какие бывают

прически

              Приведение   в

порядок своей прически

 

              Гигиена зрения

              Гигиенические

требования    к организации учебных занятий

 

 

для      ухода за очками

том,             какие

бывают прически и как приводить свою прическу             в

опрятный внешний вид. - рассказывает о правилах гигиены зрения и ухода за очками.

 

3

Жилище 

 

              спальная комната

              опрятный       вид

кровати

 

              кухня, правило хранения продуктов

питания

 

              сухая уборка,

влажная уборка

3

Изображения зданий, строительных материалов (шифер, кирпич, бревна, утеплители…),  средства             для влажной         и сухой уборки, макет кровати.

 

 

-формирует представление о правилах

приведения

кровати в аккуратный вид, о правилах

хранения

продуктов на кухне,             о правилах сухой и

влажной уборках

 

выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы.

4

Одежда и обувь

 

 

              Молния на одежде. Алгоритм

застегивания

 

              Ремень на одежде.

Алгоритм застегивания. Другие застежки на одежде. Алгоритм застегивания.

2

 

Макеты различных

застежек,

одежда              с

различными застежками..

Учитель знакомит детей с различными видами застежек учит    детей

застегивать молнию, ремни и др. застежки.

 

 выполняют практические             задания сначала             совместно      с учителем,       затем   – самостоятельно         и отвечают на вопросы.

5

Торговля

 

              ТЦ

 

              Небольшой магазин

 

3

Макеты торговых залов, макеты продуктов, денежных

купюр             и кошелек.

Учитель рассказывает про различные виды торговых предприятий

-выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и

отвечают на вопросы

6

Медицинская помощь

 

              Вводное занятие

 

              Оказание             первой

мед. Помощи

 

              Экскурсия в медицинский кабинет школы

3

 

Аптечка домашняя, макет мед. приборов, мед.

Халат.

Учитель рассказывает о медицине, первой             мед.

Помощи.

 выполняют

практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и

отвечают на вопросы

7

Связь

 

              Вводное занятие

 

              Средства связи

3

 

Учебные карточки.

Конверты.

-Учитель рассказывает что такое почта. 

выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы

8

Питание 

 

         Хлеб

Нарезание хлеба, правила безопасного обращения с ножом.

2

 

Продукты питания (хлеб).

Видео. 

 

Рассказывает о пользе хлеба и его разновидностях Нарезают хлеб.

 

 выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и

отвечают на вопросы

9

Диагностика 

1

Различные изображения по пройденным темам

-диагностирует

учащихся       по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала

 выполняют практические задания и отвечают на вопросы.

 

4класс

 

п/п

Раздел. Тема.

Колво

часов

 

 

Оборудование и ИКТ

Основные виды деятельности учителя.

Основные виды деятельности

учащихся

 

1

Диагностика

1

Изображения, предметы быта.

-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

- выполняют практические задания и отвечают на вопросы.

2

Личная гигиена             Вечерний туалет 

            Уход за ногтями.

1

 

Маникюрный набор. Расческа. Туалетное мыло.

Мочалка.

Полотенце.

Учитель рассказывает и показывает, как ухаживать за ногтями. Рассказывает, как правильно мыться.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем выполняют действия по уходу за ногтями и моют куклу. Затем делают это самостоятельно.

3

Одежда и обувь             Порядок в платяном шкафу.

         Знакомство с

утюгом и гладильной доской (глажение при выключенном утюге).

2

 

 

Одежда. Шкаф. Утюг, гладильная доска, иголка, ткань, нитки, пуговицы.

Учитель рассказывает и показывает, как привести плательный шкаф в порядок. Совместно с учащимися гладит одежду и кухонные

Учащиеся наводят порядок в платяном шкафу сначала с учителем, потом самостоятельно. Гладят и шьют сначала с учителем,

 

 

 

         Умение

пришивать пуговицы.

 

 

полотенца, пришивает пуговицы. Рассказывает о технике безопасности при работе с утюгом и с иголкой.

потом самостоятельно.

4

Этикет

         Невербальное

общение

 

2

 

 

 

Изображения  

Учитель рассказывает и показывает, как можно не вербально общаться с людьми и как люди понимают жесты и позы.

Отвечают на вопросы учителя и выполняют практическое задание. 

5

Жилище

 

              Комнатные

растения, уход за ними.

 

              Пылесос и его

применение

 

 

2

 

Комнатные растения, пылесос.

Учитель рассказывает, какие виды комнатных растений бывают и как за ними ухаживать. Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться пылесосом.

Отвечают на вопросы учителя. Ухаживают за комнатными 

6..

Торговля

 

              Деньги и их

назначение

 

              Универсам,

Отделы в универсаме

2

 

Изображения. Видеозапись.

Учитель рассказывает, какие отделы существуют в универсаме, какие товары их наполняют. 

Учащие отвечают на вопросы учителя.

7

Транспорт

 

              Водный,

наземный 

 

              Воздушный,

железнодорожный 

 

2

 

 

Изображения

Учитель рассказывает, какой бывает транспорт.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

8

Профессия

 

              Профессия

«повар»

              Профессия

«военнослужащий»

 

              Профессия «врач»

              Профессия

«строитель»

2

 

 

Изображения различных профессий.

Учитель рассказывает учащимся, какие профессии бывают.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и играют в ролевые игры.

9

Питание

 

              Хранение

ингредиентов для бутерброда

              Использование

микроволновой печи и тостера.

              Приготовление

бутербродов

 

              Использование спец. ножа для чистки овощей.

              Нарезка овощей дольками.

2

 

 

Тостер.

Микроволновая печь. Продукты питания (масло, сыр, колбаса, хлеб, батон). Изображения Спец. нож.

Овощи

Учитель рассказывает, как правильно хранить продукты питания для бутербродов. Как правильно пользоваться микроволновой печью и тостером. Как правильно приготовить бутерброды (рецепт). Как правильно почистить и порезать овощи.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Готовят бутерброды вместе с учителем, затем самостоятельно. Чистят и нарезают овощи.

10

Диагностика

1

Изображения, предметы быта.

-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

- выполняют практические задания и отвечают на вопросы

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

 

Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам и прочим материалам в соответствии с ФГОС  для обучающих с ОВЗ.

      Образовательное пространство: большой просторный кабинет; хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя.  Проходы между рядами парт свободные.

      Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки,  столовая в школе, учебный класс.

 

 

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс

Результат

Параметры оценивания 

(сформированность знаний, навыков и умений.)

Личная гигиена

Закрепленное представление о режиме дня, пользовании туалетом,  приучение к бережному отношению к своему здоровью.

1.                  Учащиеся знакомы с  понятием «Режим дня».

2.                  Учащиеся знакомы с правилами мытья рук.

3.                  Пользуются правилами и средствами личной гигиены в туалетной комнате.

Одежда и обувь

Надевание одежды на себя.

Учащиеся надевают одежду (футболка, шорты, трико).

Жилище

Определение понятия «жилое помещение». Умение приводить рабочее место в порядок, сохранять аккуратное рабочее место.

1.                  Учащиеся могут отличать жилое помещение от нежилого.

2.                  Умеют приводить рабочее место в порядок.

3.                  Умеют убирать стол после принятия пищи в школьной столовой.

Транспорт

Усвоение правил дорожного движения при переходе улицы со звуковым светофором.

Учащиеся пользуются правилами дорожного движения при переходе улицы со звуковым светофором.

Питание

Определение  значения питания.

Способность использовать ложку и вилку по назначению.

Умение оставлять стол в аккуратном виде после еды.

1.                  Учащиеся  понимают значимость   пользы   питания.

2.                  Пользуются  ложкой  и вилкой.

3.                  Собирают  и уносят столовые приборы, протирают стол после еды.

 

 

2 класс 

Результат

Параметры оценивания

(сформированности знаний, навыков и умений.)

Личная гигиена

Закрепленное представление об алгоритме ухода за лицом и за зубами.

1.                  Учащиеся знакомы с алгоритмом ухода за лицом

2.                  Учащиеся знакомы с алгоритмом ухода за зубами

3.                  Учащиеся знают о предназначении предметов личной гигиены

Одежда и обувь

Застегивание различных     пуговиц         и завязывание бантика.

1.        Учащиеся знают различные виды застёжек

2.        Учащиеся приобрели навык застегивания пуговиц

3.        Учащиеся  приобрели навык завязывания бантика

Жилище

Определение понятия «жилое помещение». Закрепление представлений о видах комнат в жилом помещении

1. Учащиеся знают виды комнат в жилом помещении 2.  Учащиеся имеют представления о наполняемости комнат в жилом помещении

   

Транспорт

Усвоение правил поведения в общественном транспорте, закрепления о видах транспорта и наземного транспорта

1.Учащиеся знают правила безопасного использования общественного транспорта

2.Учащиеся могут обратиться за помощью при использовании общественным транспортом

3. Учащиеся закрепили представление о видах транспорта и наземного транспорта.

Питание

Умение сервировать стол

Умение оставлять стол в аккуратном виде после еды.

1.                  Учащиеся умеют сервировать стол

2.                  Собирают  и уносят столовые приборы, протирают стол после еды.

 

 

3 класс 

Результат

Параметры оценивания

(сформированности знаний, навыков и умений.)

Личная гигиена

1.                  Закрепленное            представление             об алгоритме ухода за своими волосами.

2.                  Закрепление представления о гигиене зрения

1.                  Учащиеся знакомы с различными личными предметами гигиены по уходу за волосами

2.                  Учащиеся знакомы с правилами по гигиене зрения.

 

Одежда и обувь

Застегивание различных застежек на молнии и ремней.

1.         Учащиеся знают различные виды застёжек 2.             Умеют застегивать молнию и ремень на одежде.

 

Жилище

1.                       Учащиеся знают о наполняемости комнат;

Ориентировка         и          наполняемость           в          таких комнатах, как кухня и спальня.

Определение           понятий         влажная           и          сухая уборка.

Формирование        навыков         по           застиланию  кровати.

кухни и спальной комнаты.

2.           Учащиеся умеют заправлять кровать.

Учащиеся могут провести сухую и влажную уборку   

Торговля

Расширение             представления          о           торговых предприятиях, об универсаме.

1.Учащиеся расширяют свои представления о торговых предприятиях, об универсаме.

2.  учащиеся знают отделы в магазине.

3.  Знают где и в каком виде хранятся продукты.

Связь

Расширение представления о средствах связи, о почте.

1.

2.

Учащиеся знают зачем нужна почта

Учащиеся умеют писать и отправлять почту.

Мед. Помощь

Расширение понятия мед. Помощь

Привитие      навыка    оказания    первой      мед.

Помощи.

1.

 

Учащиеся знают что такое мед. Помощь

Питание

Расширение представления о пользе хлеба Прививание навыка по разрезанию хлеба.

1.

2.

ножом

 

Учащиеся знают о пользе хлеба.

Учащиеся      умеют безопасно обращаться с  и нарезать хлеб.

 

4 класс

Результат

Параметры оценивания

(сформированности знаний, навыков и умений.)

Личная гигиена

1.                  Закрепленное            представление             об алгоритме ухода за своими ногтями.

2.                  Закрепление алгоритма             принятия вечернего душа.

1.                  Учащиеся знакомы с различными личными предметами гигиены по уходу за ногтями

2.                  Учащиеся знакомы с алгоритмом принятия вечернего душа.

 

Одежда и обувь

1.      Закрепление навыка ручной стирки.

2.      Закрепление       навыка      пришивания пуговиц

3.      Закрепление навыка использования утюга

1.  Учащиеся умеют стирать руками

2.  Умеют пользоваться утюгом и пришивать пуговицы.

 

Этикет

Закрепление             представления              о

невербальном общении

Учащиеся знают, как можно общаться невербально.

Жилище

Закрепление навыка ухода за комнатными растениями

Закрепление навыка по использованию пылесоса.

1.                  Учащиеся знают, какие бывают комнатные растения и как за ними ухаживать.

2.                  Учащиеся умеют пылесосить.

   

Торговля

Расширение представления о торговых предприятиях, об универсаме.

Закрепление представления о понятии «деньги»

1.Учащиеся расширяют свои представления о торговых предприятиях, об универсаме.

2.  учащиеся знают отделы в магазине.

3.  Знают, где и в каком виде хранятся продукты.

4.  Знают, что такое деньги и как с ними обращаться.

Транспорт

Закрепление представления           о             видах транспорта

Учащиеся знают, какие виды транспорта бывают

Профессия

Закрепление      понятия      о       различных

Учащиеся знают различные виды профессий.

профессиях

 

Питание

1.                  Расширение представления о пользе хлеба

2.                  Закрепление навыка приготовления бутербродов

3.                  Закрепление навыков использования тостера и микроволновой печи.

4.                  Привитие навыка по нарезке овощей.

Учащиеся знают о пользе хлеба.

Учащиеся умеют безопасно обращаться с ножом и нарезать овощи

Учащиеся знают, как приготовить бутерброд

Учащиеся знают, как использовать микроволновую печь и тостер

 

 

 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.                  Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва: «ИПТК  «Логос» ВОС», 2008.

2.                  Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2012.

3.                  Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка: Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения: 3 и 4 вида.- М.: «Город», 1999.

4.                  Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида.- М.: «Владос», 2012.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и психологии»,1998.

6.                  Мирский С.П. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва: «Просвещение»,  1992.

 

 

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу:

Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам…

Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам…

Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме

Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме

Темы Количество часов 4 класс 1

Темы Количество часов 4 класс 1

Личная гигиена •

Личная гигиена •

Одежда и обувь •

Одежда и обувь •

Диагностика 1 Различные изображения по пройденным темам -диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала, а затем сравнивает…

Диагностика 1 Различные изображения по пройденным темам -диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала, а затем сравнивает…

Зубная щетка как предмет личной гигиены •

Зубная щетка как предмет личной гигиены •

Макеты дорожных знаков, улиц и домов, -имитирует совместно с учащимися дорожные ситуации определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков

Макеты дорожных знаков, улиц и домов, -имитирует совместно с учащимися дорожные ситуации определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков

Диагностика 1 изображения предметы быта

Диагностика 1 изображения предметы быта

Одежда и обувь •

Одежда и обувь •

Диагностика 1 Различные изображения по пройденным темам -диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала выполняют практические задания…

Диагностика 1 Различные изображения по пройденным темам -диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала выполняют практические задания…

Этикет • Невербальное общение 2

Этикет • Невербальное общение 2

Питание •

Питание •

Личная гигиена Закрепленное представление о режиме дня, пользовании туалетом, приучение к бережному отношению к своему здоровью

Личная гигиена Закрепленное представление о режиме дня, пользовании туалетом, приучение к бережному отношению к своему здоровью

Результат Параметры оценивания (сформированности знаний, навыков и умений

Результат Параметры оценивания (сформированности знаний, навыков и умений

Этикет Закрепление представления о невербальном общении

Этикет Закрепление представления о невербальном общении
Скачать файл