Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса
(вариант 4.2)
Педагог-психолог
Попкова Ирина Николаевна
Город Новосибирск
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3
1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ............................................................. 3
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА........................................................ 3
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................................. 4
1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА............................... 5
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................................. 5
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 14
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................. 14
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17
Рабочая программа по курсу: Социально-бытовая ориентировка для слабовидящих учащихся с вариантом 4.2 разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 4.2., с учетом психофизических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности. Цели:
1. Достижение максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей.
2. Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.
3. Коррекция психофизических нарушений детей для дальнейшего развития в общественной и бытовой сферах.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
• Формирование элементарных навыков пользования бытовыми приборами
• Формирование навыков самообслуживания
• Формирование умения организации собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях
• Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки, пространственных представлений
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабовидящих учащихся с вариантом 4.2.
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять программу, опираясь на:
1. Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
2. Сильные стороны личности ребенка.
3. Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
4. Эффективность используемых методов развития и обучения.
5. Предполагаемый потенциал коррекции.
Таким образом, диагностика позволяет применять индивидуальный подход для каждого учащегося в воспитательном и образовательном процессе.
Для учащихся с ОВЗ варианта 4.2 наиболее значимыми является овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам.
Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».
Основные задачи обучения социально-бытовой ориентировке:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социальнобытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- научить правилам поведения в общественных местах;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Таким образом, изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения.
Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметов по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным.
В коррекционной работе используются различные методы обучения: практические работы, беседы, игры, экскурсии.
В ходе практической работы каждый учащийся овладевает навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.
Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.
Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.
Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие. В начале и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье.
Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью: - выполнения практических заданий индивидуально и в парах;
- деловых игр;
- сюжетно-ролевых игр.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности. Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.
1. Осознание себя как члена общества; формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в учебной среде.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов.
3. Развитие адекватных представлений: о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
№ |
Темы |
Количество часов 1 класс |
Количество часов 2класс |
1. |
Диагностика |
1 |
1 |
2. |
Личная гигиена. |
3 |
3 |
3. |
Жилище |
4 |
4 |
4. |
Одежда и обувь |
3 |
3 |
5. |
Транспорт. |
1 |
1 |
6. |
Питание. |
3 |
3 |
7. |
Обобщающее занятие |
1 |
1 |
8. |
Диагностика |
1 |
1 |
|
Всего часов: |
17 |
17 |
№/п.п. |
Темы |
Количество часов 3 класс |
1. |
Диагностика |
1 |
2. |
Личная гигиена |
1 |
3. |
Жилище |
3 |
4. |
Одежда и обувь |
2 |
5. |
Торговля |
1 |
6. |
Мед. помощь |
3 |
7. |
Связь |
3 |
8. |
Питание |
2 |
9 |
Диагностика |
1 |
|
Всего часов: |
17 |
№/п.п. |
Темы |
Количество часов 4 класс |
1. |
Диагностика |
1 |
2. |
Личная гигиена |
1 |
3. |
Жилище |
2 |
4. |
Одежда и обувь |
2 |
5. |
Торговля |
2 |
6. |
Транспорт |
2 |
7. |
Профессия |
2 |
8. |
Этикет |
2 |
9. |
Питание |
2 |
10. |
Диагностика |
1 |
|
Всего часов: |
17 |
1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
Кол-во часов |
Оборудование и компьютерные технологии |
Основные виды деятельности учителя |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Диагностика |
1 |
Наглядные пособия (натуральные, рельефные, графические), предметы быта. |
диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
2 |
Личная гигиена • Режим дня и его выполнение • Микробы на руках
• Правила использования полотенец • Правила жидкого мыла
• Чистые руки • Правила пользования туалетом
|
3
|
Изображения, предметы гигиены, аудиозаписи, пособия. |
рассказывает о коррекционном занятии «Социальнобытовая ориентировка», о правилах личной гигиены, знакомит учащихся с предметами гигиены, проводит ориентировку в ванной комнате и в туалете, выполняет с детьми практические действия методом «Рука на руке», определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков. |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы. |
3 |
Жилище
• Понятие «жилое и нежилое помещение» • Местонахождение |
4
|
Изображения зданий, строительных материалов, настольная |
формирует представление о жилом помещении, выполняет практические |
-выполняют практические задания сначала совместно с |
|
учебного класса по отношению к столовой
• Организация рабочего места, его наполняемость, уход за учебным кабинетом
• Школьная столовая (местонахождение по отношению к учебному классу; режим питания) • Уход за столом после принятия пищи
• Порядок на рабочем месте
|
|
лампа, канцелярские принадлежности, полка для книг и учебников, посуда, тряпка для протирания кухонного стола. |
совместные действия по организации рабочего места учащихся, выполняет совместные действия с учащимися по наведению порядка на рабочем месте, а также на кухонном столе, определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков. |
учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы. |
4 |
Одежда и обувь
• Виды одежды (сезонная, мужская и женская, по структуре и форме) • Опрятный внешний вид
• Надевание одежды без застежек и шнурков (Спортивная одежда) • Правила складывания спортивной одежды
• Правила уборки одежды в шкаф
|
3
|
Одежда зимняя, демисезонная, летняя, спортивная (шорты, футболка, майка, спортивные штаны на резинке), предметы, необходимые для развития мелкой моторики. |
Знакомит учащихся с различными видами одежды, -выполняет действия совместно с ребенком по надеванию одежды сначала на куклу, потом на ребенка, дает различные задания по развитию мелкой моторики. определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков. |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем, самостоятельно и отвечают на вопросы. |
5 |
Транспорт
• Правила дорожного движения
|
1
|
Изображения дорожных знаков, улиц и домов. |
имитирует совместно с учащимися дорожные ситуации, определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков. |
обыгрывают дорожнотранспортные ситуации и отвечают на вопросы учителя, играют в «правила дорожного движения». |
6 |
Питание
• Значение питания
• Режим питания |
3
|
Стол, столовые приборы, Их изображения. |
совместно с учениками собирает и уносит грязную посуду и протирает стол, Учит пользоваться |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, |
|
• Правила использования столовых приборов |
|
|
ложкой и вилкой. |
затем – самостоятельно и отвечают на вопросы |
7 |
Обобщающее занятие |
1 |
Различные изображения по пройденным темам |
-совместно с учащимися повторяют пройденный материал за прошедший учебный год. |
совместно с учителем повторяют пройденный материал за прошедший учебный год. |
9 |
Диагностика |
1 |
Различные изображения по пройденным темам |
-диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала, а затем сравнивает полученные результаты со стартовой диагностикой. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
|
Кол-во часов |
Оборудован ие и компьютерн ые технологии |
Основные виды деятельности учителя |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Диагностика |
|
1 |
изображения предметы быта. |
-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
2 |
Личная гигиена
• Полотенце как предмет личной гигиены • Правила ухода за лицом
• Как правильно |
3
|
изображения, предметы гигиены, аудиозаписи |
-рассказывает о правилах ухода за лицом и зубами. Рассказывает о правилах использования предметов личной гигиены. |
- выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
|
поласкать рот • Зубная щетка как предмет личной гигиены • Как правильно пользоваться зубной пастой, алгоритм чистки зубов |
|
|
|
|
|
3 |
Жилище
• Понятие «жилое помещение» Виды жилых помещений
• Кухня
• Спальная комната • Коридор
• Туалетная комната • Гостиная |
4
|
Изображения зданий, строительны х материалов (шифер, кирпич, бревна, утеплители)
|
-формирует представление о жилом помещениях и о видах комнат в жилых помещениях, а также о наполняемости жилого пространства. Учит ориентироваться в жилом помещении как дома |
- выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
|
4 |
Одежда и обувь
• Виды застёжек на одежде • Какие бывают пуговицы и зачем они нужны
• Алгоритм застегивания пуговиц на макете • Алгоритм застегивания пуговиц на одежде
• Виды шнурков и их предназначения • Алгоритм завязывания узлов Алгоритм завязывания бантика на одежде |
3
|
Виды различных застежек, одежда с различными застежками, скакалка, веревка, шнурки различной длины и цветов. |
Учитель знакомит детей с различными видами застежек учит детей застегивать пуговицы и завязывать шнурки на бантик
|
- выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
|
5 |
Транспорт
• Виды транспорта • Правила поведения в общественном транспорте (техника безопасности) • Маршрут дом - школа
|
1
|
Макеты дорожных знаков, улиц и домов,
|
-имитирует совместно с учащимися дорожные ситуации определяет уровень усвоенных знаний, умений и навыков. |
-обыгрывают дорожнотранспортные ситуации и отвечают на вопросы учителя, играют в «правила дорожного движения». |
|
6 |
Питание
• Правила сервировки стола |
3
|
Стол, столовые приборы, учебные |
Учитель учит сервировать стол, совместно с учениками собирает |
- выполняют практические задания сначала совместно с |
|
|
• Приведение стола в аккуратный вид после принятия пищи |
|
рельефные карточки. Посуда, тряпка для протирания стола. |
и уносит грязную посуду и протирает стол. |
учителем, затем – самостоятельно отвечают вопросы |
и на |
7 |
Обобщающее занятие |
1 |
Аудиозапись. Изображения |
-совместно с учащимися повторяют пройденный материал за прошедший учебный год. |
совместно учителем повторяют пройденный материал прошедший учебный год. |
с за |
9 |
Диагностика |
1 |
Наглядные пособия, предметы быта. |
-диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала, а затем сравнивает полученные результаты со стартовой диагностикой. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
|
Колво часов |
Оборудование и компьютерные технологии |
Основные виды деятельности учителя |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Диагностика |
|
1 |
изображения предметы быта. |
-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
2 |
Личная гигиена
• Расческа как предмет личной гигиены • Опрятный внешний вид головы |
1 |
Изображения предметов гигиены, аудиозаписи, футляр, очки, спец.тряпочка |
-рассказывает о правилах использования предметов личной гигиены. - рассказывает о |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
|
• Какие бывают прически • Приведение в порядок своей прически
• Гигиена зрения • Гигиенические требования к организации учебных занятий
|
|
для ухода за очками |
том, какие бывают прически и как приводить свою прическу в опрятный внешний вид. - рассказывает о правилах гигиены зрения и ухода за очками. |
|
3 |
Жилище
• спальная комната • опрятный вид кровати
• кухня, правило хранения продуктов питания
• сухая уборка, влажная уборка |
3 |
Изображения зданий, строительных материалов (шифер, кирпич, бревна, утеплители…), средства для влажной и сухой уборки, макет кровати.
|
-формирует представление о правилах приведения кровати в аккуратный вид, о правилах хранения продуктов на кухне, о правилах сухой и влажной уборках
|
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
4 |
Одежда и обувь
• Молния на одежде. Алгоритм застегивания
• Ремень на одежде. Алгоритм застегивания. Другие застежки на одежде. Алгоритм застегивания. |
2
|
Макеты различных застежек, одежда с различными застежками.. |
Учитель знакомит детей с различными видами застежек учит детей застегивать молнию, ремни и др. застежки.
|
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы. |
5 |
Торговля
• ТЦ
• Небольшой магазин
|
3 |
Макеты торговых залов, макеты продуктов, денежных купюр и кошелек. |
Учитель рассказывает про различные виды торговых предприятий |
-выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы |
6 |
Медицинская помощь
• Вводное занятие
• Оказание первой мед. Помощи
• Экскурсия в медицинский кабинет школы |
3
|
Аптечка домашняя, макет мед. приборов, мед. Халат. |
Учитель рассказывает о медицине, первой мед. Помощи. |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы |
7 |
Связь
• Вводное занятие
• Средства связи |
3
|
Учебные карточки. Конверты. |
-Учитель рассказывает что такое почта. |
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы |
8 |
Питание
• Хлеб Нарезание хлеба, правила безопасного обращения с ножом. |
2
|
Продукты питания (хлеб). Видео.
|
Рассказывает о пользе хлеба и его разновидностях Нарезают хлеб.
|
выполняют практические задания сначала совместно с учителем, затем – самостоятельно и отвечают на вопросы |
9 |
Диагностика |
1 |
Различные изображения по пройденным темам |
-диагностирует учащихся по пройденным во 2 полугодии темам, выявляет психофизические особенности по восприятию изученного материала |
выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
№ п/п |
Раздел. Тема. |
Колво часов
|
Оборудование и ИКТ |
Основные виды деятельности учителя. |
Основные виды деятельности учащихся
|
1 |
Диагностика |
1 |
Изображения, предметы быта. |
-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы. |
2 |
Личная гигиена • Вечерний туалет • Уход за ногтями. |
1
|
Маникюрный набор. Расческа. Туалетное мыло. Мочалка. Полотенце. |
Учитель рассказывает и показывает, как ухаживать за ногтями. Рассказывает, как правильно мыться. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем выполняют действия по уходу за ногтями и моют куклу. Затем делают это самостоятельно. |
3 |
Одежда и обувь • Порядок в платяном шкафу. • Знакомство с утюгом и гладильной доской (глажение при выключенном утюге). |
2
|
Одежда. Шкаф. Утюг, гладильная доска, иголка, ткань, нитки, пуговицы. |
Учитель рассказывает и показывает, как привести плательный шкаф в порядок. Совместно с учащимися гладит одежду и кухонные |
Учащиеся наводят порядок в платяном шкафу сначала с учителем, потом самостоятельно. Гладят и шьют сначала с учителем, |
|
• Умение пришивать пуговицы. |
|
|
полотенца, пришивает пуговицы. Рассказывает о технике безопасности при работе с утюгом и с иголкой. |
потом самостоятельно. |
4 |
Этикет • Невербальное общение
|
2
|
Изображения |
Учитель рассказывает и показывает, как можно не вербально общаться с людьми и как люди понимают жесты и позы. |
Отвечают на вопросы учителя и выполняют практическое задание. |
5 |
Жилище
• Комнатные растения, уход за ними.
• Пылесос и его применение
|
2
|
Комнатные растения, пылесос. |
Учитель рассказывает, какие виды комнатных растений бывают и как за ними ухаживать. Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться пылесосом. |
Отвечают на вопросы учителя. Ухаживают за комнатными |
6.. |
Торговля
• Деньги и их назначение
• Универсам, Отделы в универсаме |
2
|
Изображения. Видеозапись. |
Учитель рассказывает, какие отделы существуют в универсаме, какие товары их наполняют. |
Учащие отвечают на вопросы учителя. |
7 |
Транспорт
• Водный, наземный
• Воздушный, железнодорожный
|
2
|
Изображения |
Учитель рассказывает, какой бывает транспорт. |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
8 |
Профессия
• Профессия «повар» • Профессия «военнослужащий»
• Профессия «врач» • Профессия «строитель» |
2
|
Изображения различных профессий. |
Учитель рассказывает учащимся, какие профессии бывают. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и играют в ролевые игры. |
9 |
Питание
• Хранение ингредиентов для бутерброда • Использование микроволновой печи и тостера. • Приготовление бутербродов
• Использование спец. ножа для чистки овощей. • Нарезка овощей дольками. |
2
|
Тостер. Микроволновая печь. Продукты питания (масло, сыр, колбаса, хлеб, батон). Изображения Спец. нож. Овощи |
Учитель рассказывает, как правильно хранить продукты питания для бутербродов. Как правильно пользоваться микроволновой печью и тостером. Как правильно приготовить бутерброды (рецепт). Как правильно почистить и порезать овощи.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Готовят бутерброды вместе с учителем, затем самостоятельно. Чистят и нарезают овощи. |
10 |
Диагностика |
1 |
Изображения, предметы быта. |
-диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
- выполняют практические задания и отвечают на вопросы |
Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам и прочим материалам в соответствии с ФГОС для обучающих с ОВЗ.
• Образовательное пространство: большой просторный кабинет; хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя. Проходы между рядами парт свободные.
• Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки, столовая в школе, учебный класс.
Результат |
Параметры оценивания (сформированность знаний, навыков и умений.) |
Личная гигиена Закрепленное представление о режиме дня, пользовании туалетом, приучение к бережному отношению к своему здоровью. |
1. Учащиеся знакомы с понятием «Режим дня». 2. Учащиеся знакомы с правилами мытья рук. 3. Пользуются правилами и средствами личной гигиены в туалетной комнате. |
Одежда и обувь Надевание одежды на себя. |
Учащиеся надевают одежду (футболка, шорты, трико). |
Жилище Определение понятия «жилое помещение». Умение приводить рабочее место в порядок, сохранять аккуратное рабочее место. |
1. Учащиеся могут отличать жилое помещение от нежилого. 2. Умеют приводить рабочее место в порядок. 3. Умеют убирать стол после принятия пищи в школьной столовой. |
Транспорт Усвоение правил дорожного движения при переходе улицы со звуковым светофором. |
Учащиеся пользуются правилами дорожного движения при переходе улицы со звуковым светофором. |
Питание Определение значения питания. Способность использовать ложку и вилку по назначению. Умение оставлять стол в аккуратном виде после еды. |
1. Учащиеся понимают значимость пользы питания. 2. Пользуются ложкой и вилкой. 3. Собирают и уносят столовые приборы, протирают стол после еды.
|
Результат |
Параметры оценивания (сформированности знаний, навыков и умений.) |
Личная гигиена Закрепленное представление об алгоритме ухода за лицом и за зубами. |
1. Учащиеся знакомы с алгоритмом ухода за лицом 2. Учащиеся знакомы с алгоритмом ухода за зубами 3. Учащиеся знают о предназначении предметов личной гигиены |
Одежда и обувь Застегивание различных пуговиц и завязывание бантика. |
1. Учащиеся знают различные виды застёжек 2. Учащиеся приобрели навык застегивания пуговиц 3. Учащиеся приобрели навык завязывания бантика |
Жилище Определение понятия «жилое помещение». Закрепление представлений о видах комнат в жилом помещении |
1. Учащиеся знают виды комнат в жилом помещении 2. Учащиеся имеют представления о наполняемости комнат в жилом помещении
|
Транспорт Усвоение правил поведения в общественном транспорте, закрепления о видах транспорта и наземного транспорта |
1.Учащиеся знают правила безопасного использования общественного транспорта 2.Учащиеся могут обратиться за помощью при использовании общественным транспортом 3. Учащиеся закрепили представление о видах транспорта и наземного транспорта. |
Питание Умение сервировать стол Умение оставлять стол в аккуратном виде после еды. |
1. Учащиеся умеют сервировать стол 2. Собирают и уносят столовые приборы, протирают стол после еды.
|
Результат |
Параметры оценивания (сформированности знаний, навыков и умений.) |
|
Личная гигиена 1. Закрепленное представление об алгоритме ухода за своими волосами. 2. Закрепление представления о гигиене зрения |
1. Учащиеся знакомы с различными личными предметами гигиены по уходу за волосами 2. Учащиеся знакомы с правилами по гигиене зрения.
|
|
Одежда и обувь Застегивание различных застежек на молнии и ремней. |
1. Учащиеся знают различные виды застёжек 2. Умеют застегивать молнию и ремень на одежде.
|
|
Жилище |
1. Учащиеся знают о наполняемости комнат; |
|
Ориентировка и наполняемость в таких комнатах, как кухня и спальня. Определение понятий влажная и сухая уборка. Формирование навыков по застиланию кровати. |
кухни и спальной комнаты. 2. Учащиеся умеют заправлять кровать. Учащиеся могут провести сухую и влажную уборку |
|
Торговля Расширение представления о торговых предприятиях, об универсаме. |
1.Учащиеся расширяют свои представления о торговых предприятиях, об универсаме. 2. учащиеся знают отделы в магазине. 3. Знают где и в каком виде хранятся продукты. |
|
Связь Расширение представления о средствах связи, о почте. |
1. 2. |
Учащиеся знают зачем нужна почта Учащиеся умеют писать и отправлять почту. |
Мед. Помощь Расширение понятия мед. Помощь Привитие навыка оказания первой мед. Помощи. |
1.
|
Учащиеся знают что такое мед. Помощь |
Питание Расширение представления о пользе хлеба Прививание навыка по разрезанию хлеба. |
1. 2. ножом
|
Учащиеся знают о пользе хлеба. Учащиеся умеют безопасно обращаться с и нарезать хлеб. |
Результат |
Параметры оценивания (сформированности знаний, навыков и умений.) |
Личная гигиена 1. Закрепленное представление об алгоритме ухода за своими ногтями. 2. Закрепление алгоритма принятия вечернего душа. |
1. Учащиеся знакомы с различными личными предметами гигиены по уходу за ногтями 2. Учащиеся знакомы с алгоритмом принятия вечернего душа.
|
Одежда и обувь 1. Закрепление навыка ручной стирки. 2. Закрепление навыка пришивания пуговиц 3. Закрепление навыка использования утюга |
1. Учащиеся умеют стирать руками 2. Умеют пользоваться утюгом и пришивать пуговицы.
|
Этикет Закрепление представления о невербальном общении |
Учащиеся знают, как можно общаться невербально. |
Жилище Закрепление навыка ухода за комнатными растениями Закрепление навыка по использованию пылесоса. |
1. Учащиеся знают, какие бывают комнатные растения и как за ними ухаживать. 2. Учащиеся умеют пылесосить.
|
Торговля Расширение представления о торговых предприятиях, об универсаме. Закрепление представления о понятии «деньги» |
1.Учащиеся расширяют свои представления о торговых предприятиях, об универсаме. 2. учащиеся знают отделы в магазине. 3. Знают, где и в каком виде хранятся продукты. 4. Знают, что такое деньги и как с ними обращаться. |
Транспорт Закрепление представления о видах транспорта |
Учащиеся знают, какие виды транспорта бывают |
Профессия Закрепление понятия о различных |
Учащиеся знают различные виды профессий. |
профессиях |
|
Питание 1. Расширение представления о пользе хлеба 2. Закрепление навыка приготовления бутербродов 3. Закрепление навыков использования тостера и микроволновой печи. 4. Привитие навыка по нарезке овощей. |
Учащиеся знают о пользе хлеба. Учащиеся умеют безопасно обращаться с ножом и нарезать овощи Учащиеся знают, как приготовить бутерброд Учащиеся знают, как использовать микроволновую печь и тостер
|
1. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва: «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.
2. Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2012.
3. Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка: Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения: 3 и 4 вида.- М.: «Город», 1999.
4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида.- М.: «Владос», 2012.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и психологии»,1998.
6. Мирский С.П. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 1992.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.