МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании школьного методического объединения учителей художественно-эстетического направления Протокол от 27.08.2021 г. № 1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора
__________ В.В.Носаченко (подпись) 30.08.2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы
__________ Е.А.Мазур (подпись) 01.09.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(название учебного предмета)
Базовый
(уровень образования)
5-7 класса
на 2021 -2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель изобразительного искусства
второй категории
Шаповалова Виктория Владимировна
Ясиноватая
2021год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Закона об образовании Донецкой Народной Республики (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 16.08.2021 № 684);
2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП (с изменениями от23.06.2021г. № 79-НП).
3. Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.08.2021г. №682
4. Приказ МОН ДНР от 15.08.2021 г. № 709 «Об организации работы муниципальных общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, государственных образовательных организаций и научных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov»
5. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
6. Учебного плана МОУ« Школа №4 города Ясиноватая »
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на: 5 - 7 класс - 35 часов (1 час в неделю)
Данная рабочая образовательная программа разработана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.
Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
• развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
• совершенствование навыков овладения изобразительной грамотой;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
• овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе;
• предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
· готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение изобразительного искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и анализа произведений искусства;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование 5- класс изобразительное искусство
№ п.п. |
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
||
План |
Факт |
|
|
|||
|
|
Древние корни народного искусства |
8 |
|
|
|
1 |
|
Древние образы в народном искусстве. |
1 |
|
|
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо. |
2 |
|
Сказочный терем. Дом-космос.
|
1 |
|
|
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Орнаментальная композиция |
3 |
|
Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище.
|
1 |
|
|
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, символика (потолок-небо, пол-земля, подпол -подземный мир, окна- очи, свет и т. д.). |
4 |
|
Конструкция и декор предметов народного быта. |
1 |
|
|
Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковш-утица, ковш- 5скопкарь, ковш-конюх). |
5 |
|
Сказочные цветы и звери на прялке.
|
1 |
|
|
Эскиз прялки: форма, композиция росписи или резного узора. Тонирование поверхности прялки «под дерево» ак варелью охристого цвета |
6 |
|
Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки |
1 |
|
|
Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. |
7 |
|
Народный праздничный костюм.
|
1 |
|
|
Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
8 |
|
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
|
|
|
|
Раскрытие символического значения обрядового действа на приме- ре одного из календарных праздников; подбор загадок, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).Викторина. |
|
|
Связь времён в народном искусстве |
8 |
|
|
|
9 |
|
Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка
|
1 |
|
|
Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
10 |
|
Единство формы и декора в игрушках. Филимоновская игрушка.
|
1 |
|
|
Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
11 |
|
Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки. |
1 |
|
|
Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение росписью в соответствии с замыслом. Проектная форма учебно-творческой деятельности |
12 |
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
|
1 |
|
|
Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее. Работа с карточками. |
13 |
|
Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
|
|
Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой росписи. |
14 |
|
Матрешка |
1 |
|
|
Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи. |
15 |
|
Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.
|
1 |
|
|
Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира. |
16 |
|
Мезенская роспись. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
|
1 |
|
|
Выполнение эскиза панно по мотивам мезенской росписи. Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку. |
|
|
Декор - человек, общество, время. |
10 |
|
|
|
17 |
|
Зачем людям украшения.
|
1 |
|
|
Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме, особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран |
18 |
|
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
1 |
|
|
Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. |
19 |
|
Декоративное искусство Древней Греции.
|
1 |
|
|
Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде. |
20 |
|
Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись |
1 |
|
|
Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы. |
21 |
|
Декор и положение человека в обществе |
1 |
|
|
Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае. Цветовое решение эскизов костюма. |
22 |
|
Декор - человек, общество, время |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля. Проектно-творческая деятельность. |
23 |
|
Декор - человек, общество, время |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта |
24 |
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики. |
25 |
|
Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. |
|
|
|
Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Работа в группе. |
26 |
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). |
|
|
|
1.Выполнение аналитически-творческих заданий. Викторина. 2.Посещение музея или выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства. |
|
|
Декоративное искусство в современном мире |
8 |
|
|
|
27 |
|
Современное выставочное искусство (керамика, художественное стекло). |
1 |
|
|
Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и тер ракота), изделиями из стекла. С помощью Интернета посещение музея, выставки. |
28 |
|
Современное выставочное искусство. Витраж.
|
1 |
|
|
Знакомство с изделиями в технике витраж. Посещение музея, выставочного зала с помощью Интернета. |
29 |
|
Современное декоративное искусство. Мозаика.
|
1 |
|
|
Разработка эскиза декоративной работы в технике мозаики |
30 |
|
Искусство вырезания из бумаги. |
1 |
|
|
Разработка и вырезание пасхальных вытынанок по мотивам искусства древних славян. |
31 |
|
Оригами – искусство складывания бумаги. |
1 |
|
|
Складывание цветов, традиционного японского журавлика |
32 |
|
Айрис-фолдинг как искусство украшения |
1 |
|
|
Создание поздравительной открытки / панно |
33 |
|
Квиллинг – бумажная филигрань. |
1 |
|
|
Создание поздравительной открытки / панно |
34 |
|
Урок обобщения знаний. Дизайнерские идеи для украшения интерьера и открытого пространства |
1 |
|
|
|
35 |
|
Урок обобщения знаний. Выставка работ |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 6 -А класс изобразительное искусство
№ п.п. |
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
||
план |
Факт |
план |
факт |
|||
|
|
ТЕМА 1 Выразительные возможности изобразительного искусства |
(8 часов) |
|
|
|
1 |
|
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка. |
2 |
|
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность. |
1 |
|
|
Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.). |
3 |
|
Рисунок - основа изобразительного творчества.
|
1 |
|
|
Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.). |
4 |
|
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. |
1 |
|
|
Роль |
5 |
|
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. |
1 |
|
|
Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. |
6 |
|
Цветовой круг как наглядный
геометрический |
1 |
|
|
Основные и |
7 |
|
Цвет в произведениях живописи. |
1 |
|
|
Понятие «локальный цвет», «колорит». |
8 |
|
Объемные изображения в скульптуре.
|
1 |
|
|
Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
|
|
ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
|
(8 часов) |
|
|
|
9 |
|
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. |
1 |
|
|
|
10 |
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
|
1 |
|
|
1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. 2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур. |
11 |
|
Декоративный натюрморт.
|
1 |
|
|
Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени». |
12 |
|
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.
|
1 |
|
|
1.Выполнение зарисовок геометрических тел. 2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах. |
13 |
|
Натюрморт в графике.
|
1 |
|
|
Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. |
14 |
|
Цвет в натюрморте.
|
1 |
|
|
1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации). |
15 |
|
Натюрморт и творческая индивидуальность художника.
|
1 |
|
|
Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние |
16 |
|
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
|
1 |
|
|
Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе). |
|
|
ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА |
(10 часов) |
|
|
|
17 |
|
Портрет как образ реального человека.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. |
18 |
|
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
|
1 |
|
|
Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.) |
19 |
|
Изображение головы человека в пространстве.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас. |
20 |
|
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета |
21 |
|
Портрет в скульптуре.
|
1 |
|
|
Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. |
22 |
|
Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. |
1 |
|
|
Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. |
23 |
|
Образные возможности освещения в портрете.
|
1 |
|
|
Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. |
24 |
|
Портрет в живописи. |
1 |
|
|
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. |
25 |
|
Образ матери в искусстве.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги |
26 |
|
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).
|
1 |
|
|
1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея. |
|
|
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ |
(9 часов) |
|
|
|
27 |
|
Жанры в изобразительном искусстве.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. |
28 |
|
Изображение пространства.
|
1 |
|
|
Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. |
29 |
|
Правила построения перспективы. Линейная и воздушная перспективы.
|
1 |
|
|
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы |
30 |
|
Пейзаж – большой мир. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» |
31 |
|
Пейзаж настроения. Природа и художник.
|
1 |
|
|
Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). |
32 |
|
Пейзаж в русской живописи. |
1 |
|
|
Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины» |
33 |
|
Городской пейзаж. |
1 |
|
|
Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
34 |
|
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных |
35 |
|
Урок обобщения знаний. |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 6 -Б класс изобразительное искусство
№ п.п. |
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
||
план |
Факт |
план |
факт |
|||
|
|
ТЕМА 1 Выразительные возможности изобразительного искусства |
(8 часов) |
|
|
|
1 |
|
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка. |
2 |
|
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность. |
1 |
|
|
Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.). |
3 |
|
Рисунок - основа изобразительного творчества.
|
1 |
|
|
Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.). |
4 |
|
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. |
1 |
|
|
Роль |
5 |
|
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. |
1 |
|
|
Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. |
6 |
|
Цветовой круг как наглядный
геометрический |
1 |
|
|
Основные и |
7 |
|
Цвет в произведениях живописи. |
1 |
|
|
Понятие «локальный цвет», «колорит». |
8 |
|
Объемные изображения в скульптуре.
|
1 |
|
|
Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
|
|
ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
|
(8 часов) |
|
|
|
9 |
|
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. |
1 |
|
|
|
10 |
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
|
1 |
|
|
1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел. 2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур. |
11 |
|
Декоративный натюрморт.
|
1 |
|
|
Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени». |
12 |
|
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.
|
1 |
|
|
1.Выполнение зарисовок геометрических тел. 2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах. |
13 |
|
Натюрморт в графике.
|
1 |
|
|
Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел. |
14 |
|
Цвет в натюрморте.
|
1 |
|
|
1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации). |
15 |
|
Натюрморт и творческая индивидуальность художника.
|
1 |
|
|
Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние |
16 |
|
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
|
1 |
|
|
Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе). |
|
|
ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА |
(10 часов) |
|
|
|
17 |
|
Портрет как образ реального человека.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. |
18 |
|
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
|
1 |
|
|
Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.) |
19 |
|
Изображение головы человека в пространстве.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас. |
20 |
|
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета |
21 |
|
Портрет в скульптуре.
|
1 |
|
|
Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. |
22 |
|
Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. |
1 |
|
|
Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей. |
23 |
|
Образные возможности освещения в портрете.
|
1 |
|
|
Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении. |
24 |
|
Портрет в живописи. |
1 |
|
|
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. |
25 |
|
Образ матери в искусстве.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги |
26 |
|
Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).
|
1 |
|
|
1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея. |
|
|
ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ |
(9 часов) |
|
|
|
27 |
|
Жанры в изобразительном искусстве.
|
1 |
|
|
Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. |
28 |
|
Изображение пространства.
|
1 |
|
|
Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. |
29 |
|
Правила построения перспективы. Линейная и воздушная перспективы.
|
1 |
|
|
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы |
30 |
|
Пейзаж – большой мир. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» |
31 |
|
Пейзаж настроения. Природа и художник.
|
1 |
|
|
Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны). |
32 |
|
Пейзаж в русской живописи. |
1 |
|
|
Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины» |
33 |
|
Городской пейзаж. |
1 |
|
|
Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
34 |
|
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных |
35 |
|
Урок обобщения знаний. |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 7-А класс изобразительное искусство
№ п.п. |
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
||
план |
Факт |
план |
факт |
|||
|
|
Вечные темы и великие исторические события в искусстве |
34 |
|
|
|
|
|
ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ |
(8 часов) |
|
|
|
1 |
|
Изображение фигуры человека в истории искусства.
|
1 |
|
|
Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). |
2 |
|
Пропорции и строение фигуры человека. |
1 |
|
|
Конструкция фигуры человека и пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека |
3 |
|
Схема движения фигуры человека. |
1 |
|
|
Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация |
4 |
|
Образная выразительность фигуры человека. |
1 |
|
|
Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) |
5 |
|
Набросок фигуры человека с натуры |
1 |
|
|
Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). |
6 |
|
Пещерная живопись |
1 |
|
|
История возникновения анималистического жанра. Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами . Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре. Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи) |
7 |
|
Человек и обитатели наших степей |
1 |
|
|
Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу. Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных. Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека |
8 |
|
Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные |
1 |
|
|
Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома. Собака – верный друг. Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина |
|
|
ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА |
(8 часов) |
|
|
|
9 |
|
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
|
1 |
|
|
Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.). |
10 |
|
Исторический жанр |
|
|
|
Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха» |
11 |
|
Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа. |
1 |
|
|
Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. Анализ художественного произведения. |
12 |
|
Мифологические темы в искусстве разных эпох. |
1 |
|
|
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного. Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа) |
13 |
|
Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов |
1 |
|
|
Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала |
14 |
|
Место и роль картины в искусстве 20 века. |
1 |
|
|
Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж |
15 |
|
Библейские темы в изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве. Вечные темы в искусстве. Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел» |
16 |
|
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность. |
|
|
ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
(10 часов) |
|
|
|
17 |
|
Основы композиции в конструктивных искусствах |
1 |
|
|
Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис». |
18 |
|
Архитектура России XI –XVII вв.
|
1 |
|
|
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж). |
19 |
|
Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв. |
1 |
|
|
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву. Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села |
20 |
|
Город сквозь времена и страны. |
1 |
|
|
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость». |
21 |
|
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). |
22 |
|
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема. |
23 |
|
Живое пространство города. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе |
24 |
|
Человек и городская среда |
1 |
|
|
Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган. Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского. |
25 |
|
Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика» |
26 |
|
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). |
1 |
|
|
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей. Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом |
|
|
ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ |
(8 часов) |
|
|
|
27 |
|
Буква -строка - текст. Искусство шрифта
|
1 |
|
|
композиции «Буквица» / Слово-образ |
28 |
|
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
|
1 |
|
|
Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
29 |
|
Искусство полиграфии
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием (коллаж) |
29 |
|
Моделируя себя – моделируешь мир. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды |
30 |
|
Театральное искусство и художник |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика) |
31 |
|
Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор) |
32 |
|
Формы сохранения культурного наследия |
1 |
|
|
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий республиканский краеведческий музей.). Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства. |
33 |
|
История искусства и история человечества |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства. |
34 |
|
История искусства и история человечества |
1 |
|
|
Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд |
35 |
|
Урок обобщения знаний (резервный урок). |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 7-Б класс изобразительное искусство
№ п.п. |
Наименование раздела, тем уроков |
Кол-во часов на изучение темы |
Дата проведения |
Примечание |
||
план |
Факт |
план |
факт |
|||
|
|
Вечные темы и великие исторические события в искусстве |
34 |
|
|
|
|
|
ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ |
(8 часов) |
|
|
|
1 |
|
Изображение фигуры человека в истории искусства.
|
1 |
|
|
Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). |
2 |
|
Пропорции и строение фигуры человека. |
1 |
|
|
Конструкция фигуры человека и пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека |
3 |
|
Схема движения фигуры человека. |
1 |
|
|
Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация |
4 |
|
Образная выразительность фигуры человека. |
1 |
|
|
Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) |
5 |
|
Набросок фигуры человека с натуры |
1 |
|
|
Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях). |
6 |
|
Пещерная живопись |
1 |
|
|
История возникновения анималистического жанра. Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами . Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре. Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи) |
7 |
|
Человек и обитатели наших степей |
1 |
|
|
Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу. Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных. Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека |
8 |
|
Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные |
1 |
|
|
Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома. Собака – верный друг. Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина |
|
|
ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА |
(8 часов) |
|
|
|
9 |
|
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
|
1 |
|
|
Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.). |
10 |
|
Исторический жанр |
|
|
|
Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха» |
11 |
|
Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа. |
1 |
|
|
Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. Анализ художественного произведения. |
12 |
|
Мифологические темы в искусстве разных эпох. |
1 |
|
|
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного. Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа) |
13 |
|
Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов |
1 |
|
|
Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала |
14 |
|
Место и роль картины в искусстве 20 века. |
1 |
|
|
Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж |
15 |
|
Библейские темы в изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве. Вечные темы в искусстве. Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел» |
16 |
|
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. |
1 |
|
|
Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность. |
|
|
ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА |
(10 часов) |
|
|
|
17 |
|
Основы композиции в конструктивных искусствах |
1 |
|
|
Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис». |
18 |
|
Архитектура России XI –XVII вв.
|
1 |
|
|
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж). |
19 |
|
Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв. |
1 |
|
|
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву. Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села |
20 |
|
Город сквозь времена и страны. |
1 |
|
|
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость». |
21 |
|
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира). |
22 |
|
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема. |
23 |
|
Живое пространство города. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе |
24 |
|
Человек и городская среда |
1 |
|
|
Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган. Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского. |
25 |
|
Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской) в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика» |
26 |
|
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). |
1 |
|
|
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей. Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом |
|
|
ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ |
(8 часов) |
|
|
|
27 |
|
Буква- строка-текст. Искусство шрифта
|
1 |
|
|
композиции «Буквица» / Слово-образ |
28 |
|
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
|
1 |
|
|
Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности. |
29 |
|
Искусство полиграфии
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием (коллаж) |
29 |
|
Моделируя себя – моделируешь мир. |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды |
30 |
|
Театральное искусство и художник |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика) |
31 |
|
Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография
|
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор) |
32 |
|
Формы сохранения культурного наследия |
1 |
|
|
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий республиканский краеведческий музей.). Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства. |
33 |
|
История искусства и история человечества |
1 |
|
|
Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства. |
34 |
|
История искусства и история человечества |
1 |
|
|
Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд |
35 |
|
Урок обобщения знаний (резервный урок). |
1 |
|
|
|
Перечень необходимого учебно-методического и материально технического обеспечения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.