РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Оценка 4.7
Документация
doc
искусство
18.05.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ изо.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методического объединения учителей художественно-эстетического направления   Протокол 

от 27.08.2021 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 

__________ В.В.Носаченко

   (подпись)

30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

 

__________ Е.А.Мазур

   (подпись)

01.09.2021 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

(название учебного предмета)

 Базовый 

(уровень образования)

5-7 класса

 

на 2021 -2022 учебный год

 

Составитель рабочей программы:

                                                                                        учитель изобразительного искусства

                                                                                        второй  категории                                                                                                                                                               

Шаповалова  Виктория Владимировна

                                                                                                  

 

 

Ясиноватая

2021год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов:

1.      Закона об образовании Донецкой Народной Республики (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законом от  04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 16.08.2021 № 684);

2.      Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП (с изменениями от23.06.2021г. № 79-НП).

3.      Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.08.2021г. №682

4.      Приказ МОН ДНР от 15.08.2021 г. № 709 «Об организации работы муниципальных общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, государственных образовательных организаций и научных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov»

5.      Примерная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

6.      Учебного плана МОУ« Школа №4 города Ясиноватая »

 

Место предмета в учебном плане

 

Данная программа рассчитана на: 5 - 7 класс - 35 часов (1 час в неделю)

        

           Данная рабочая образовательная программа  разработана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).

         Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

          Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

•          развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

•          совершенствование навыков овладения изобразительной грамотой;

•          воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•          знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

•          формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

•          освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

•          овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе;

•          предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

·         воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине; 

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира;

·         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

·         готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·         формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·              умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·              умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·              умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·              умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·              владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·              умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·           формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; 

·         развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

·         развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение изобразительного искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; 

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и анализа произведений искусства; 

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Календарно-тематическое планирование  5- класс изобразительное искусство

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

План

Факт

 

 

 

 

Древние корни народного искусства 

         8

 

 

 

1

 

 Древние образы в народном искусстве.

1

 

 

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо.

2

 

Сказочный терем.

Дом-космос.

 

1

 

 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Орнаментальная  композиция

3

 

Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище.

 

 

1

 

 

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, символика (потолок-небо, пол-земля, подпол -подземный мир, окна- очи, свет и т. д.).

4

 

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

 

 

Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковш-утица, ковш-   5скопкарь,  ковш-конюх).

5

 

Сказочные цветы и звери на прялке.

 

1

 

 

Эскиз прялки:  форма,                       композиция росписи  или резного узора. Тонирование поверхности прялки «под дерево» ак варелью охристого цвета

6

 

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

1

 

 

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров.  Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

7

 

Народный праздничный костюм.

 

1

 

 

Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

8

 

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

 

 

 

 

Раскрытие  символического значения обрядового действа на приме- ре одного из календарных праздников; подбор загадок, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).Викторина.

 

 

Связь времён в народном искусстве 

8

 

 

 

9

 

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка

 

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности.

10

 

Единство формы и декора в игрушках. Филимоновская игрушка.

 

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности.

11

 

Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки.

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом. Проектная форма учебно-творческой деятельности

12

 

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

1

 

 

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка)  и украшение ее. Работа с карточками.

13

 

Городецкая роспись. Истоки и  современное развитие промысла

1

 

 

Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой  росписи.

14

 

Матрешка

1

 

 

Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи.

15

 

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

 

1

 

 

Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.

16

 

Мезенская роспись. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

 

1

 

 

Выполнение эскиза панно по мотивам мезенской росписи. Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

 

 

Декор -  человек, общество, время. 

10

 

 

 

17

 

Зачем людям украшения.

 

1

 

 

Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме,  особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран

18

 

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

 

 

Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы  по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

19

 

Декоративное искусство Древней Греции.

 

1

 

 

Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде.

20

 

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись

1

 

 

Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы.

21

 

Декор и положение человека в обществе

1

 

 

Выполнение эскизов костюма людей  разных сословий в Древнем  Китае. Цветовое решение эскизов костюма.

22

 

Декор - человек, общество, время

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля. Проектно-творческая деятельность.

23

 

Декор - человек, общество, время

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта

24

 

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики.

25

 

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

 

 

 

Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Работа в группе.

26

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

 

 

1.Выполнение аналитически-творческих заданий. Викторина.

2.Посещение музея  или выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

 

 

Декоративное искусство в современном мире 

8

 

 

 

27

 

Современное выставочное искусство (керамика, художественное стекло).

1

 

 

Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и тер ракота),  изделиями из стекла. С помощью Интернета посещение музея, выставки.

28

 

Современное выставочное искусство. Витраж.

 

1

 

 

Знакомство с изделиями в технике витраж. Посещение музея, выставочного зала  с помощью Интернета.

29

 

Современное декоративное искусство. Мозаика.

 

1

 

 

Разработка эскиза декоративной работы в технике мозаики

30

 

Искусство вырезания из бумаги.

1

 

 

Разработка и вырезание пасхальных вытынанок по мотивам искусства древних славян.

31

 

Оригами – искусство складывания бумаги.

1

 

 

Складывание цветов, традиционного японского журавлика

32

 

Айрис-фолдинг как

искусство украшения

1

 

 

Создание поздравительной открытки / панно

33

 

Квиллинг –

бумажная филигрань.

1

 

 

Создание поздравительной открытки / панно

34

 

Урок  обобщения знаний. Дизайнерские идеи для украшения интерьера и открытого пространства

1

 

 

 

35

 

Урок  обобщения знаний. Выставка работ

1

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование  6 -А класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

ТЕМА 1

Выразительные возможности изобразительного искусства

 

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка.

2

 

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность.

1

 

 

Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

3

 

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

 

1

 

 

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

4

 

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

 

 

Роль
ритма в создании образа.

5

 

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

 

Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

6

 

Цветовой круг как наглядный геометрический
порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет.

1

 

 

Основные и
составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.

7

 

Цвет в произведениях живописи.

1

 

 

Понятие «локальный цвет», «колорит».

8

 

Объемные изображения в скульптуре.



1

 

 

Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности.

 

 

ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

 

(8 часов)

 

 

 

9

 

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира  - натюрморт.

 1

 

 

 

10

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

 

 

1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур.

11

 

Декоративный натюрморт.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени».

12

 

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.

 

1

 

 

1.Выполнение зарисовок геометрических тел.

2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах.

13

 

Натюрморт в графике.

 

1

 

 

Изображение натюрморта  с натуры, составленного  из нескольких геометрических тел.

14

 

Цвет в натюрморте.

 

1

 

 

1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации).

15

 

Натюрморт и творческая индивидуальность художника.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние

16

 

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

1

 

 

Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

 

 

ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Портрет как образ реального человека.

 

1

 

 

Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

18

 

Конструкция  головы человека и ее основные пропорции.

 

1

 

 

Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.)

19

 

Изображение головы человека в пространстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.

20

 

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета

21

 

Портрет в скульптуре.

 

1

 

 

Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

 

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

1

 

 

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

23

 

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

 

 

Наблюдения натуры и  выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.

24

 

Портрет в живописи.

1

 

 

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

25

 

Образ  матери в искусстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги

26

 

Великие портретисты прошлого. Портрет  в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).

 

1

 

 

1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея.

 

 

ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ

(9 часов)

 

 

 

27

 

Жанры в изобразительном искусстве.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. 

28

 

Изображение пространства.

 

1

 

 

Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

29

 

Правила построения перспективы. Линейная  и воздушная перспективы.

 

1

 

 

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

30

 

Пейзаж – большой мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

31

 

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

 

1

 

 

Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).

32

 

Пейзаж в русской живописи.

1

 

 

Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины»

33

 

Городской пейзаж.

1

 

 

Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности.

34

 

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных

35

 

Урок  обобщения знаний.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  6 -Б класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

ТЕМА 1

Выразительные возможности изобразительного искусства

 

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка.

2

 

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность.

1

 

 

Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

3

 

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

 

1

 

 

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

4

 

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

 

 

Роль
ритма в создании образа.

5

 

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

 

Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

6

 

Цветовой круг как наглядный геометрический
порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет.

1

 

 

Основные и
составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.

7

 

Цвет в произведениях живописи.

1

 

 

Понятие «локальный цвет», «колорит».

8

 

Объемные изображения в скульптуре.



1

 

 

Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности.

 

 

ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

 

(8 часов)

 

 

 

9

 

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира  - натюрморт.

 1

 

 

 

10

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

 

 

1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур.

11

 

Декоративный натюрморт.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени».

12

 

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.

 

1

 

 

1.Выполнение зарисовок геометрических тел.

2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах.

13

 

Натюрморт в графике.

 

1

 

 

Изображение натюрморта  с натуры, составленного  из нескольких геометрических тел.

14

 

Цвет в натюрморте.

 

1

 

 

1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации).

15

 

Натюрморт и творческая индивидуальность художника.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние

16

 

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

1

 

 

Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

 

 

ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Портрет как образ реального человека.

 

1

 

 

Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

18

 

Конструкция  головы человека и ее основные пропорции.

 

1

 

 

Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.)

19

 

Изображение головы человека в пространстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.

20

 

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета

21

 

Портрет в скульптуре.

 

1

 

 

Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

 

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

1

 

 

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

23

 

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

 

 

Наблюдения натуры и  выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.

24

 

Портрет в живописи.

1

 

 

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

25

 

Образ  матери в искусстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги

26

 

Великие портретисты прошлого. Портрет  в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).

 

1

 

 

1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея.

 

 

ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ

(9 часов)

 

 

 

27

 

Жанры в изобразительном искусстве.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. 

28

 

Изображение пространства.

 

1

 

 

Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

29

 

Правила построения перспективы. Линейная  и воздушная перспективы.

 

1

 

 

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

30

 

Пейзаж – большой мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

31

 

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

 

1

 

 

Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).

32

 

Пейзаж в русской живописи.

1

 

 

Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины»

33

 

Городской пейзаж.

1

 

 

Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности.

34

 

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных

35

 

Урок  обобщения знаний.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  7-А класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

34

 

 

 

 

 

ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изображение фигуры человека в истории искусства.

 

  1

 

 

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).

2

 

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

 

Конструкция фигуры человека и пропорции.

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека

3

 

Схема движения фигуры человека.

1

 

 

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация

4

 

Образная выразительность фигуры человека.

1

 

 

Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) 

5

 

Набросок фигуры человека с натуры

1

 

 

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).

6

 

Пещерная живопись

1

 

 

История возникновения анималистического жанра.  Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами .

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре.

Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи)

7

 

Человек и обитатели наших степей

1

 

 

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных.

Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека

8

 

Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные

1

 

 

Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера.

Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома.

Собака – верный друг.

Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина

 

 

ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

(8 часов)

 

 

 

9

 

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

 

1

 

 

Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.).

10

 

Исторический жанр

 

 

 

Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»

11

 

Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

 

 

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.

Анализ художественного произведения.

12

 

Мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

 

 

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного.

Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа)

13

 

Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов

1

 

 

Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала

14

 

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж

15

 

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

 

 

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве.  Вечные темы в искусстве.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел»

16

 

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

1

 

 

Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность.

 

 

ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Основы композиции в конструктивных

искусствах

1

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис».

18

 

Архитектура России XI –XVII вв.

 

1

 

 

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка

Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж).

19

 

Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв.

1

 

 

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву.

Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села

20

 

Город сквозь времена и страны.

1

 

 

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость».

21

 

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).

22

 

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке  или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема.

23

 

Живое пространство города.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе

24

 

Человек и городская  среда

1

 

 

Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган.

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины  магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского.

25

 

Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской)  в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика»

26

 

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

 

 

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей.

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

 

 

ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

(8 часов)

 

 

 

27

 

Буква -строка - текст. Искусство шрифта

 

1

 

 

композиции «Буквица» / Слово-образ

28

 

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

 

1

 

 

Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

29

 

Искусство полиграфии

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием  (коллаж)

29

 

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды

30

 

Театральное искусство и художник

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика)

31

 

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор)

32

 

Формы сохранения культурного наследия

1

 

 

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий  республиканский  краеведческий музей.).

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

33

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

34

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы

различных эпох и изменчивость языка искусства. 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея

изобразительного искусства. Кроссворд 

35

 

Урок  обобщения знаний (резервный урок).

1

 

 

 


Календарно-тематическое планирование  7-Б класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

34

 

 

 

 

 

ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изображение фигуры человека в истории искусства.

 

  1

 

 

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).

2

 

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

 

Конструкция фигуры человека и пропорции.

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека

3

 

Схема движения фигуры человека.

1

 

 

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация

4

 

Образная выразительность фигуры человека.

1

 

 

Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) 

5

 

Набросок фигуры человека с натуры

1

 

 

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).

6

 

Пещерная живопись

1

 

 

История возникновения анималистического жанра.  Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами .

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре.

Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи)

7

 

Человек и обитатели наших степей

1

 

 

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных.

Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека

8

 

Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные

1

 

 

Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера.

Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома.

Собака – верный друг.

Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина

 

 

ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

(8 часов)

 

 

 

9

 

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

 

1

 

 

Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.).

10

 

Исторический жанр

 

 

 

Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»

11

 

Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

 

 

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.

Анализ художественного произведения.

12

 

Мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

 

 

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного.

Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа)

13

 

Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов

1

 

 

Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала

14

 

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж

15

 

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

 

 

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве.  Вечные темы в искусстве.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел»

16

 

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

1

 

 

Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность.

 

 

ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Основы композиции в конструктивных

искусствах

1

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис».

18

 

Архитектура России XI –XVII вв.

 

1

 

 

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка

Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж).

19

 

Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв.

1

 

 

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву.

Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села

20

 

Город сквозь времена и страны.

1

 

 

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость».

21

 

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).

22

 

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке  или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема.

23

 

Живое пространство города.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе

24

 

Человек и городская  среда

1

 

 

Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган.

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины  магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского.

25

 

Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской)  в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика»

26

 

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

 

 

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей.

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

 

 

ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

(8 часов)

 

 

 

27

 

Буква- строка-текст. Искусство шрифта

 

1

 

 

композиции «Буквица» / Слово-образ

28

 

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

 

1

 

 

Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

29

 

Искусство полиграфии

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием  (коллаж)

29

 

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды

30

 

Театральное искусство и художник

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика)

31

 

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор)

32

 

Формы сохранения культурного наследия

1

 

 

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий  республиканский  краеведческий музей.).

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

33

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

34

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы

различных эпох и изменчивость языка искусства. 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея

изобразительного искусства. Кроссворд 

35

 

Урок  обобщения знаний (резервный урок).

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень необходимого учебно-методического и материально технического обеспечения

  1. Искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского.
  2. Рабочая программа. Предметная линия учебников 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Под ред.Б.М.Неменского / Сост. Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. – М.: Просвещение, 2011. – 129с
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
  5.  Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов: 1

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в…

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности : · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности : · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и…

Календарно-тематическое планирование 5- класс изобразительное искусство № п

Календарно-тематическое планирование 5- класс изобразительное искусство № п

Сказочные цветы и звери на прялке

Сказочные цветы и звери на прялке

Викторина. Связь времён в народном искусстве 8 9

Викторина. Связь времён в народном искусстве 8 9

Матрешка 1 Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи

Матрешка 1 Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи

Древнего Египта. 19

Древнего Египта. 19

О чем рассказывают гербы и эмблемы

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Современное выставочное искусство

Современное выставочное искусство

Календарно-тематическое планирование 6 -А класс изобразительное искусство № п

Календарно-тематическое планирование 6 -А класс изобразительное искусство № п

Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов

Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов

Натюрморт в графике. 1 Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел

Натюрморт в графике. 1 Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел

Ориентировочное практическое задание:

Ориентировочное практическое задание:

Изображение пространства. 1

Изображение пространства. 1

Городской пейзаж. 1

Городской пейзаж. 1

Календарно-тематическое планирование 6 -Б класс изобразительное искусство № п

Календарно-тематическое планирование 6 -Б класс изобразительное искусство № п

Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов

Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов

Натюрморт в графике. 1 Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел

Натюрморт в графике. 1 Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел

Ориентировочное практическое задание:

Ориентировочное практическое задание:

Изображение пространства. 1

Изображение пространства. 1

Городской пейзаж. 1

Городской пейзаж. 1

Календарно-тематическое планирование 7-А класс изобразительное искусство № п

Календарно-тематическое планирование 7-А класс изобразительное искусство № п

Образная выразительность фигуры человека

Образная выразительность фигуры человека

Изображение охоты (имитация наскальной живописи) 7

Изображение охоты (имитация наскальной живописи) 7

Собака – верный друг. Ориентировочное практическое задание:

Собака – верный друг. Ориентировочное практическое задание:

Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного

Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного

Место и роль картины в искусстве 20 века

Место и роль картины в искусстве 20 века

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Христова в селе Коломенском, Храм

Христова в селе Коломенском, Храм

Город сквозь времена и страны. 1

Город сквозь времена и страны. 1

Живое пространство города. 1 Ориентировочное практическое задание:

Живое пространство города. 1 Ориентировочное практическое задание:

Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей

Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей

Театральное искусство и художник 1

Театральное искусство и художник 1

История искусства и история человечества 1

История искусства и история человечества 1

Календарно-тематическое планирование 7-Б класс изобразительное искусство № п

Календарно-тематическое планирование 7-Б класс изобразительное искусство № п

Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация 4

Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация 4

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре

Ватагин и др. Наброски Антонио

Ватагин и др. Наброски Антонио

Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения

Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве

Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве

Микеланджело Буанаротти, Рафаэль

Микеланджело Буанаротти, Рафаэль

Ориентировочное практическое задание:

Ориентировочное практическое задание:

Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в

Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в

Ориентировочное практическое задание:

Ориентировочное практическое задание:

В. Маяковского. 25 Вещь в городе и дома

В. Маяковского. 25 Вещь в городе и дома

Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография 1

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография 1

История искусства и история человечества 1

История искусства и история человечества 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2022