РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

  • Документация
  • doc
  • 18.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов
Иконка файла материала МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ изо.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методического объединения учителей художественно-эстетического направления   Протокол 

от 27.08.2021 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 

__________ В.В.Носаченко

   (подпись)

30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

 

__________ Е.А.Мазур

   (подпись)

01.09.2021 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

(название учебного предмета)

 Базовый 

(уровень образования)

5-7 класса

 

на 2021 -2022 учебный год

 

Составитель рабочей программы:

                                                                                        учитель изобразительного искусства

                                                                                        второй  категории                                                                                                                                                               

Шаповалова  Виктория Владимировна

                                                                                                  

 

 

Ясиноватая

2021год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основании следующих нормативных документов:

1.      Закона об образовании Донецкой Народной Республики (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законом от  04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 16.08.2021 № 684);

2.      Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП (с изменениями от23.06.2021г. № 79-НП).

3.      Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 13.08.2021г. №682

4.      Приказ МОН ДНР от 15.08.2021 г. № 709 «Об организации работы муниципальных общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, государственных образовательных организаций и научных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в период распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov»

5.      Примерная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

6.      Учебного плана МОУ« Школа №4 города Ясиноватая »

 

Место предмета в учебном плане

 

Данная программа рассчитана на: 5 - 7 класс - 35 часов (1 час в неделю)

        

           Данная рабочая образовательная программа  разработана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы / сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 79-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для средней школы (авт.Б.М. Неменский и др.).

         Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

          Изучение изобразительного искусства на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

•          развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

•          совершенствование навыков овладения изобразительной грамотой;

•          воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•          знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

•          формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

•          освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

•          овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе;

•          предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

·         воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине; 

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·         формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира;

·         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

·         готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·         формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·              умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·              умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·              умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·              умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·              владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·              умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

·           формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; 

·         развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

·         развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·         развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·         освоение изобразительного искусства во всём многообразии его видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

·         приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; 

·         приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и анализа произведений искусства; 

·         осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·         развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Календарно-тематическое планирование  5- класс изобразительное искусство

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

План

Факт

 

 

 

 

Древние корни народного искусства 

         8

 

 

 

1

 

 Древние образы в народном искусстве.

1

 

 

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо.

2

 

Сказочный терем.

Дом-космос.

 

1

 

 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Орнаментальная  композиция

3

 

Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище.

 

 

1

 

 

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, символика (потолок-небо, пол-земля, подпол -подземный мир, окна- очи, свет и т. д.).

4

 

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

 

 

Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковш-утица, ковш-   5скопкарь,  ковш-конюх).

5

 

Сказочные цветы и звери на прялке.

 

1

 

 

Эскиз прялки:  форма,                       композиция росписи  или резного узора. Тонирование поверхности прялки «под дерево» ак варелью охристого цвета

6

 

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки

1

 

 

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров.  Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

7

 

Народный праздничный костюм.

 

1

 

 

Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

8

 

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

 

 

 

 

Раскрытие  символического значения обрядового действа на приме- ре одного из календарных праздников; подбор загадок, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).Викторина.

 

 

Связь времён в народном искусстве 

8

 

 

 

9

 

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка

 

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности.

10

 

Единство формы и декора в игрушках. Филимоновская игрушка.

 

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом Проектная форма учебно-творческой деятельности.

11

 

Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки.

1

 

 

Создание игрушки (лепка), и последующее ее украшение  росписью в соответствии с замыслом. Проектная форма учебно-творческой деятельности

12

 

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

1

 

 

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка)  и украшение ее. Работа с карточками.

13

 

Городецкая роспись. Истоки и  современное развитие промысла

1

 

 

Выполнение эскиза панно для оформления комнаты сказок с использованием элементов городецкой  росписи.

14

 

Матрешка

1

 

 

Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи.

15

 

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

 

1

 

 

Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.

16

 

Мезенская роспись. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

 

1

 

 

Выполнение эскиза панно по мотивам мезенской росписи. Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

 

 

Декор -  человек, общество, время. 

10

 

 

 

17

 

Зачем людям украшения.

 

1

 

 

Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме,  особенности декора костюма людей разного статуса и разных стран

18

 

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

 

 

Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы  по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

19

 

Декоративное искусство Древней Греции.

 

1

 

 

Создание эскиза многофигурной композиции (иллюстрации к мифу), в которой герои были бы изображены в греческой одежде.

20

 

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись

1

 

 

Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы.

21

 

Декор и положение человека в обществе

1

 

 

Выполнение эскизов костюма людей  разных сословий в Древнем  Китае. Цветовое решение эскизов костюма.

22

 

Декор - человек, общество, время

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки к 23 февраля. Проектно-творческая деятельность.

23

 

Декор - человек, общество, время

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративного панно / открытки ко Дню 8 Марта

24

 

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики.

25

 

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

 

 

 

Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба. Работа в группе.

26

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

 

 

1.Выполнение аналитически-творческих заданий. Викторина.

2.Посещение музея  или выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

 

 

Декоративное искусство в современном мире 

8

 

 

 

27

 

Современное выставочное искусство (керамика, художественное стекло).

1

 

 

Знакомство с изделиями из цветной обожженной глины (майолика и тер ракота),  изделиями из стекла. С помощью Интернета посещение музея, выставки.

28

 

Современное выставочное искусство. Витраж.

 

1

 

 

Знакомство с изделиями в технике витраж. Посещение музея, выставочного зала  с помощью Интернета.

29

 

Современное декоративное искусство. Мозаика.

 

1

 

 

Разработка эскиза декоративной работы в технике мозаики

30

 

Искусство вырезания из бумаги.

1

 

 

Разработка и вырезание пасхальных вытынанок по мотивам искусства древних славян.

31

 

Оригами – искусство складывания бумаги.

1

 

 

Складывание цветов, традиционного японского журавлика

32

 

Айрис-фолдинг как

искусство украшения

1

 

 

Создание поздравительной открытки / панно

33

 

Квиллинг –

бумажная филигрань.

1

 

 

Создание поздравительной открытки / панно

34

 

Урок  обобщения знаний. Дизайнерские идеи для украшения интерьера и открытого пространства

1

 

 

 

35

 

Урок  обобщения знаний. Выставка работ

1

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование  6 -А класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

ТЕМА 1

Выразительные возможности изобразительного искусства

 

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка.

2

 

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность.

1

 

 

Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

3

 

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

 

1

 

 

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

4

 

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

 

 

Роль
ритма в создании образа.

5

 

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

 

Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

6

 

Цветовой круг как наглядный геометрический
порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет.

1

 

 

Основные и
составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.

7

 

Цвет в произведениях живописи.

1

 

 

Понятие «локальный цвет», «колорит».

8

 

Объемные изображения в скульптуре.



1

 

 

Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности.

 

 

ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

 

(8 часов)

 

 

 

9

 

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира  - натюрморт.

 1

 

 

 

10

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

 

 

1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур.

11

 

Декоративный натюрморт.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени».

12

 

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.

 

1

 

 

1.Выполнение зарисовок геометрических тел.

2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах.

13

 

Натюрморт в графике.

 

1

 

 

Изображение натюрморта  с натуры, составленного  из нескольких геометрических тел.

14

 

Цвет в натюрморте.

 

1

 

 

1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации).

15

 

Натюрморт и творческая индивидуальность художника.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние

16

 

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

1

 

 

Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

 

 

ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Портрет как образ реального человека.

 

1

 

 

Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

18

 

Конструкция  головы человека и ее основные пропорции.

 

1

 

 

Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.)

19

 

Изображение головы человека в пространстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.

20

 

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета

21

 

Портрет в скульптуре.

 

1

 

 

Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

 

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

1

 

 

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

23

 

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

 

 

Наблюдения натуры и  выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.

24

 

Портрет в живописи.

1

 

 

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

25

 

Образ  матери в искусстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги

26

 

Великие портретисты прошлого. Портрет  в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).

 

1

 

 

1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея.

 

 

ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ

(9 часов)

 

 

 

27

 

Жанры в изобразительном искусстве.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. 

28

 

Изображение пространства.

 

1

 

 

Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

29

 

Правила построения перспективы. Линейная  и воздушная перспективы.

 

1

 

 

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

30

 

Пейзаж – большой мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

31

 

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

 

1

 

 

Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).

32

 

Пейзаж в русской живописи.

1

 

 

Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины»

33

 

Городской пейзаж.

1

 

 

Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности.

34

 

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных

35

 

Урок  обобщения знаний.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  6 -Б класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

ТЕМА 1

Выразительные возможности изобразительного искусства

 

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка.

2

 

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материалы и их выразительность.

1

 

 

Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель и др.).

3

 

Рисунок - основа  изобразительного творчества.

 

1

 

 

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

4

 

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

 

 

Роль
ритма в создании образа.

5

 

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

 

Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

6

 

Цветовой круг как наглядный геометрический
порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет.

1

 

 

Основные и
составные цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст.

7

 

Цвет в произведениях живописи.

1

 

 

Понятие «локальный цвет», «колорит».

8

 

Объемные изображения в скульптуре.



1

 

 

Создание объемных изображений животных в разных материалах (парковая скульптура, произведения мелкой пластики). Проектная форма учебно-творческой деятельности.

 

 

ТЕМА 2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

 

(8 часов)

 

 

 

9

 

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира  - натюрморт.

 1

 

 

 

10

 

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

 

1

 

 

1. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

2.Изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения геометрических фигур.

11

 

Декоративный натюрморт.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта из фруктов, композиционное, ритмическое размещение на листе (в технике аппликации) «Дары осени».

12

 

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.

 

1

 

 

1.Выполнение зарисовок геометрических тел.

2. Изображение натюрморта, построенного на контрастах.

13

 

Натюрморт в графике.

 

1

 

 

Изображение натюрморта  с натуры, составленного  из нескольких геометрических тел.

14

 

Цвет в натюрморте.

 

1

 

 

1.Выполнение натюрморта в технике монотипия. 2.Создание гравюры на картоне (оттиски с аппликации).

15

 

Натюрморт и творческая индивидуальность художника.

 

1

 

 

Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние

16

 

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

 

1

 

 

Создание натюрморта, который можно назвать «натюрморт-автопортрет» (натюрморт как рассказ о себе).

 

 

ТЕМА 3 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Портрет как образ реального человека.

 

1

 

 

Участие в беседе на тему образ человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре.

18

 

Конструкция  головы человека и ее основные пропорции.

 

1

 

 

Выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза. брови, волосы и т.д.)

19

 

Изображение головы человека в пространстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.

20

 

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета

21

 

Портрет в скульптуре.

 

1

 

 

Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

 

Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

1

 

 

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

23

 

Образные возможности освещения в портрете.

 

1

 

 

Наблюдения натуры и  выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.

24

 

Портрет в живописи.

1

 

 

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

25

 

Образ  матери в искусстве.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание портрета мамы / сестры / подруги

26

 

Великие портретисты прошлого. Портрет  в изобразительном искусстве ХХ века (обобщение темы).

 

1

 

 

1.Создание автопортрета или портретов близких людей (члена семьи, друга). Передать характер, увлечения,деятельности.2.Посещение художественного музея.

 

 

ТЕМА 4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ПЕЙЗАЖ

(9 часов)

 

 

 

27

 

Жанры в изобразительном искусстве.

 

  1

 

 

Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. 

28

 

Изображение пространства.

 

1

 

 

Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.

29

 

Правила построения перспективы. Линейная  и воздушная перспективы.

 

1

 

 

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

30

 

Пейзаж – большой мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

31

 

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

 

1

 

 

Проект 1.Создание пейзажа – настроения – работа по представле- нию и памяти (утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).

32

 

Пейзаж в русской живописи.

1

 

 

Создание живописного пейзажа «Страна моя родная», «Дали моей Родины»

33

 

Городской пейзаж.

1

 

 

Создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).Проектная форма учебно-творческой деятельности.

34

 

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства; участие в беседе о выразительных

35

 

Урок  обобщения знаний.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  7-А класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

34

 

 

 

 

 

ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изображение фигуры человека в истории искусства.

 

  1

 

 

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).

2

 

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

 

Конструкция фигуры человека и пропорции.

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека

3

 

Схема движения фигуры человека.

1

 

 

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация

4

 

Образная выразительность фигуры человека.

1

 

 

Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) 

5

 

Набросок фигуры человека с натуры

1

 

 

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).

6

 

Пещерная живопись

1

 

 

История возникновения анималистического жанра.  Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами .

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре.

Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи)

7

 

Человек и обитатели наших степей

1

 

 

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных.

Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека

8

 

Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные

1

 

 

Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера.

Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома.

Собака – верный друг.

Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина

 

 

ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

(8 часов)

 

 

 

9

 

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

 

1

 

 

Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.).

10

 

Исторический жанр

 

 

 

Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»

11

 

Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

 

 

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.

Анализ художественного произведения.

12

 

Мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

 

 

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного.

Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа)

13

 

Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов

1

 

 

Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала

14

 

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж

15

 

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

 

 

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве.  Вечные темы в искусстве.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел»

16

 

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

1

 

 

Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность.

 

 

ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Основы композиции в конструктивных

искусствах

1

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис».

18

 

Архитектура России XI –XVII вв.

 

1

 

 

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка

Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж).

19

 

Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв.

1

 

 

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву.

Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села

20

 

Город сквозь времена и страны.

1

 

 

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость».

21

 

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).

22

 

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке  или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема.

23

 

Живое пространство города.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе

24

 

Человек и городская  среда

1

 

 

Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган.

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины  магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского.

25

 

Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской)  в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика»

26

 

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

 

 

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей.

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

 

 

ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

(8 часов)

 

 

 

27

 

Буква -строка - текст. Искусство шрифта

 

1

 

 

композиции «Буквица» / Слово-образ

28

 

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

 

1

 

 

Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

29

 

Искусство полиграфии

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием  (коллаж)

29

 

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды

30

 

Театральное искусство и художник

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика)

31

 

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор)

32

 

Формы сохранения культурного наследия

1

 

 

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий  республиканский  краеведческий музей.).

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

33

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

34

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы

различных эпох и изменчивость языка искусства. 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея

изобразительного искусства. Кроссворд 

35

 

Урок  обобщения знаний (резервный урок).

1

 

 

 


Календарно-тематическое планирование  7-Б класс изобразительное искусство

 

№ п.п.

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во

часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

план

Факт

план

факт

 

 

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

34

 

 

 

 

 

ТЕМА 1 ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНОГО В ИСКУССТВЕ

(8 часов)

 

 

 

1

 

Изображение фигуры человека в истории искусства.

 

  1

 

 

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).

2

 

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

 

Конструкция фигуры человека и пропорции.

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека

3

 

Схема движения фигуры человека.

1

 

 

Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы движения фигуры / аппликация

4

 

Образная выразительность фигуры человека.

1

 

 

Образная выразительность фигуры человека. Форма и складки одежды на фигуре человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Ориентировочное практическое задание: Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) 

5

 

Набросок фигуры человека с натуры

1

 

 

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).

6

 

Пещерная живопись

1

 

 

История возникновения анималистического жанра.  Возникновение пещерной живописи. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека. Первые художественные материалы человека (белый мел, цветная глина и уголь). Храмовый комплекс «Каменная могила». Охота и связанные с нею обряды. Мариупольский могильник охотников за кабанами .

Образы животных и образ человека в природе и в литературных произведениях, анималистика в скульптуре.

Ориентировочное практическое задание: Изображение охоты (имитация наскальной живописи)

7

 

Человек и обитатели наших степей

1

 

 

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Виды животных и птиц, находящиеся на грани исчезновения Обитатели наших степей. Пропорции и особенности изображения животных.

Ориентировочное практическое задание: Творческое задание заповедник «Меотида» (птичий рай): морской пейзаж с изображением птиц и человека – исследователя / акварельный пейзаж «Хомутовская степь» с изображением животных и «Каменных баб» как свидетелей материальной культуры деятельности человека

8

 

Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные

1

 

 

Анималистический жанр изобразительного искусства и художники-анималисты, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера.

Выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного. Кошка в древние времена - оберег дома.

Собака – верный друг.

Ориентировочное практическое задание: Изображение домашних животных по памяти и представлению / беседа / викторина

 

 

ТЕМА 2 СЮЖЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

(8 часов)

 

 

 

9

 

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

 

1

 

 

Изображение выбран- ных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства (изобразительное искусство Китая, Японии, Индии и др.).

10

 

Исторический жанр

 

 

 

Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»

11

 

Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

 

 

Участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.

Анализ художественного произведения.

12

 

Мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

 

 

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Славянские мифологические существа: их символика. Мифологические существа (кентавр, Алконост, Сирин и др.), обладающие двойной силой — и человека, и животного.

Особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Ориентировочное практическое задание: Изображение мифологических существ Древнего Египта / Путешествие по мифам Древней Греции / Русские богатыри / Славянские мифологические существа / создание бестиария славянской мифологии (коллективная работа)

13

 

Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов

1

 

 

Развитие тематической картины в русском искусстве. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Великие русские живописцы XIX столетия. Образ могучего вольнолюбивого народа, его национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве. Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.

Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала

14

 

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Пабло Пикассо - самый известный художник XX века

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея изобразительного искусства. Кроссворд / создание портрета или автопортрета в манере Пабло Пикассо в технике коллаж

15

 

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1

 

 

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Значение и место библейских и евангельских сюжетов в западноевропейском и русском искусстве.  Вечные темы в искусстве.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги) / «Рождественский ангел прилетел»

16

 

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

1

 

 

Продолжение работы в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). Проектно-творческая деятельность.

 

 

ТЕМА 3 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(10 часов)

 

 

 

17

 

Основы композиции в конструктивных

искусствах

1

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. Понятие архитектуры и дизайна. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение абстрактной композиции в технике аппликация с использованием всей плоскости листа «Мегаполис».

18

 

Архитектура России XI –XVII вв.

 

1

 

 

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Московское барокко. Соборы и храмы Донецка

Ориентировочное практическое задание: Выполнение силуэтной композиции «Кремль», «Силуэты соборов» (акварельная живопись или аппликация) / «Донбасс духовный» (мозаика, коллаж).

19

 

Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв.

1

 

 

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву.

Ориентировочное практическое задание: Эскиз памятника в твоем городе, селе / эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села

20

 

Город сквозь времена и страны.

1

 

 

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение творческой работы «Старинная карта города», «Город-крепость».

21

 

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Проект «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира).

22

 

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза детской игровой площадки в городском парке  или места отдыха в своем саду (дизайн беседки, фонтана) / акварельная зарисовка «Усадьба Иловайского» / карта-схема.

23

 

Живое пространство города.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Создание графического эскиза улицы, микрорайона города в угловой или фронтальной перспективе

24

 

Человек и городская  среда

1

 

 

Дизайн и реклама. История рекламы. От «зазывалы» к витрине. Слоган.

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза мурала/ проект оформления витрины  магазина / создание рекламного плаката со слоганом в стиле В. Маяковского.

25

 

Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание:

Создание эскиза дизайна комнаты (гостиной, кухни или детской)  в угловой или фронтальной перспективе / создание эскиза дизайна комнаты с характерными элементами эпохи «Тронный зал короля», «Рыцарская пиршественная зала», «Мастерская алхимика»

26

 

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

 

 

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Донбасс-арена – жемчужина современной архитектуры Донбасса. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре. Донецкий республиканский художественный музей, художественный музей АРТ-Донбасс, Донецкий республиканский краеведческий музей.

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз интерьера здания с мозаикой или витражом

 

 

ТЕМА 4 РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

(8 часов)

 

 

 

27

 

Буква- строка-текст. Искусство шрифта

 

1

 

 

композиции «Буквица» / Слово-образ

28

 

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

 

1

 

 

Работы над иллюстрациями в выбранном художественном материале. Проектная форма учебно-творческой деятельности.

29

 

Искусство полиграфии

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз обложки книги, открытки, визитки / рекламный плакат / рекламный воблер с текстовым содержанием  (коллаж)

29

 

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Изображение фигур людей в одежде различных стилей; создание эскизов молодёжных комплектов одежды

30

 

Театральное искусство и художник

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Выполнить эскиз оформления сцены к спектаклю (концерту) / создание маски с отображением амплуа актера (бумагопластика)

31

 

Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография

 

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: выполнить эскиз кинокомпозиции в технике раскадровки (на выбор)

32

 

Формы сохранения культурного наследия

1

 

 

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Лувр в Париже, галерея в Дрездене. Роль региональных музеев в национальной и мировой культуре (Донецкий республиканский художественный музей, Донецкий  республиканский  краеведческий музей.).

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

33

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Ориентировочное практическое задание: Посещение с помощью Интернета музея изобразительного искусства.

34

 

История искусства и история

человечества

1

 

 

Историко-художественный процесс в искусстве. Меняющиеся образы

различных эпох и изменчивость языка искусства. 

Ориентировочное практическое задание: Посещение музея

изобразительного искусства. Кроссворд 

35

 

Урок  обобщения знаний (резервный урок).

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень необходимого учебно-методического и материально технического обеспечения

  1. Искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского.
  2. Рабочая программа. Предметная линия учебников 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Под ред.Б.М.Неменского / Сост. Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. – М.: Просвещение, 2011. – 129с
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Неменская Л. А.. Искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
  5.  Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru