Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1- 4 классов
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1- 4 классов

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
4 кл
30.05.2022
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном  (русском) языке» для  1- 4 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1- 4 классов
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском ) языке.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол №-- от -------------------

 

на заседании школьного НМС

протокол №-- от ----------------

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Школа №»

_________

 

«--» ---------  20--года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ  (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

 ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ (ФГОС НОО)

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики программы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.        Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном  (русском) языке» для  1- 4 классов (далее – рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №--» на 2019-2024г.г. (приказ от ------- №---) с учетом программ, включенных в ее структуру.

Нормативный срок освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном  (русском) языке» на уровне начального общего образования – 4года (1,2,3,4классы). Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 67,5 часов:1 класс- 16,5 часов, 2 класс-17 часов, 3 класс-17 часов, 4 класс -17  часов.

Рабочая программа разработана на основе УМК:

 

Название

Классы

Авторы

Издательство

Учебники

1.                   

 

Русский родной язык

1

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.

Просвещение

2.                   

Русский родной язык

2

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.

Просвещение

3.                   

Русский родной язык

3

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.

Просвещение

4.                   

Русский родной язык

4

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.

Просвещение

1.1.       Цели и задачи реализации программы:

-     расширение  представлений  о  литературе  как  духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к литературе, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

-     формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

-     совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-     совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

-     приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

-     приобщение обучающихся к фактам русской литературной истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к культурам других народов нашей страны и мира.

1.2.  Методы работы с одаренными детьми:

-          Исследовательский метод.

-          Проблемный метод.

-          Частично-поисковый метод обучения.

-          Метод вживания.

-          Метод эвристических вопросов.

-          Метод сравнения.

-          Метод конструирования понятий.

-          Метод путешествия в будущее.

-          Метод ошибок.

-          Метод придумывания.

-          "Мозговой штурм".

Для обучения детей с ОВЗ используются следующие методические техники и способы работы:

-          Поэтапное разъяснение заданий.

-          Последовательное выполнение заданий.

-          Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

-          Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

-          Близость к учащимся во время объяснения задания.

-          Перемена видов деятельности

-          Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

-          Чередование занятий и физкультурных пауз.

-          Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

-          Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

-          Работа на компьютерном тренажере.

-          Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

-          Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

-          Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

-          Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

 

2.                      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном  (русском) языке»

 

Выпускник научится:

·      определять место и роль литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов (в пределах изученного);

·      понимать смысл и значение элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя – понимание смысла и основного содержания прочитанного; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) – стихотворение, рассказ; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действий, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

·      определять цель чтения различных текстов (художественных, научно-популярных); использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации.

Выпускник получит возможность научиться:

·      осознать  роль фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

·       владеть техникой смыслового чтения:  оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста;

·      выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица;

·      приводить доказательства своей точки зрения в дискуссиях со сверстниками на литературные темы;

·      формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге с целью удовлетворения читательского интереса, расширения кругозора.

1 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

-          ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

-          осознание роли речи в общении людей;

-          понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

-          устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

-          чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

-          интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:     

-          определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-          проговаривать последовательность действий на уроке;

-          учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-          учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

-          Обучающиеся научатся:

-          ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-          находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-          делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-          преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

-          оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-          слушать и понимать речь других;

-          выразительно читать и пересказывать текст;

-          договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-          учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-          распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-          использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

-          понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-          произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-          осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-          различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-          владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

-          использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-          владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-          анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

 

2 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

-          ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

-          осознание роли речи в общении людей;

-          понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

-          устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

-          чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

-          интерес к изучению языка.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

-          адекватно воспринимать оценку учителя;

-          вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

-          в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

-          Учащиеся научатся:

-          осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-          моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-          использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

-          выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

-          вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

-          пользоваться словарями, справочниками;

-          строить рассуждения.

Коммуникативные:

-          Учащиеся научатся:

-          вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

-          договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-          участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-          строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-          выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-          быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

-          оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-          владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

Предметные  результаты:

Обучающиеся будут знать:

-          антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

-          изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

-          типы текстов: повествование, описание

-          уметь:

-          распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-          использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

-          понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-          произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-          осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-          определять прямое и переносное значение слова;

-          распознавать типы текстов;

-          устанавливать связь предложений в тексте;

-          выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

-          восстанавливать деформированный текст;

-          устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

-          составлять планы различных видов.

 

3 класс

Личностные результаты:

-          формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

-          воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-          развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

-          формирование духовных и эстетических потребностей;

-          воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

-          отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

-          Проговаривать последовательность действий на уроке.

-          Учиться работать по предложенному учителем плану.

-          Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-          Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

-          Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-          Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-          Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-          Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

-          Уметь донести свою позицию до собеседника;

-          Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-          Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-          Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-          Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

-          изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

-          типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

-          стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

-          структуру текста рассуждения

уметь:

-          распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-          использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

-          понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-          произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-          определять тему текста и основную мысль;

-          распознавать типы текстов;

-          устанавливать связь предложений в тексте;

-          выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

-          определять грамматические значения заимствованных слов;

-          строить словообразовательные цепочки.

 

4 класс:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

-          ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

-          осознание роли речи в общении людей;

-          понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

-          устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

-          чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

-          интерес к изучению языка.

Регулятивные:

-          Учащиеся научатся на доступном уровне:

-          адекватно воспринимать оценку учителя;

-          вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

-          в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

-          осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-          моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-          использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

-          выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

-          вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-          пользоваться словарями, справочниками;

-          строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-          вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-          договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-          участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-          строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-          выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-          быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-          оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-          владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные  результаты:

Обучающиеся будут знать:

-          многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;

-          изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

-          стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

-          особенности эпистолярного жанра;

-           типы текстов;

-          основные элементы композиции текста.

уметь:

-          распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-          использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

-          понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-          уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

-          выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-          определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

-          вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-          быть хорошим слушателем;

-          определять лексическое значение слова;

-          отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

-          редактировать предложения;

-          определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

-          сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

-          распознавать типы текстов;

-          устанавливать связь основных элементов композиции текста;

-          распознавать стили речи.

Выпускник научится:

-          распознавать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны;

-          использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

-          различать стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

-          знать особенности эпистолярного жанра;

-          определять типы текстов;

-          понимать основные элементы композиции текста.

Выпускник получит возможность научиться:

-          распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-          использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

-          понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-          уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

-          выразительно читать небольшой текст по образцу;

-          определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

-          вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-          быть хорошим слушателем;

-          определять лексическое значение слова;

-          отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

-          редактировать предложения;

-          определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

-          сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

-          распознавать типы текстов;

-          устанавливать связь основных элементов композиции текста;

-          распознавать стили речи.

 

3.    Содержание  учебного   предмета «Литературное чтение на родном  (русском) языке».

1      класс (16,5 часов)

I.     Секреты речи и текста (7,5 ч.)

Элементы содержания:

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Русский фольклор. Русские имена.

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

II. Язык в действии (4 ч.)

Элементы содержания:

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Звукопись в стихотворном художественном тексте. Смыслоразличительная роль ударения.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

III. Русский язык: прошлое и настоящее.  (5 ч.)

Элементы содержания:

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину:  что  как  называлось  (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.)

2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

 

2 класс (17 часов)

I. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)

Элементы содержания:

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

II. Язык в действии (5 ч.)

Элементы содержания:

Как правильно          произносить  слова  (пропедевтическая   работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Использование синонимов и антонимов в речи.

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Сравнение русских пословиц, поговорок и фразеологизмов с пословицами, поговорками и фразеологизмами других народов.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.

III. Секреты речи и текста (4 ч.)

Элементы содержания:

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований и текстов-инструкций: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

 

3 класс (17 часов)

I. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч.)

Элементы содержания:

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда–ложь, друг–недруг, брат–братство–побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений и природных объектов).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

II. Язык в действии (5 ч)

Элементы содержания:

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение формами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

III. Секреты речи и текста (3 ч.)

Элементы содержания:

Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

 

4 класс (17 часов)

I. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)

Элементы содержания:

Слова, связанные с обучением. Слова, связанные качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный). Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

II. Язык в действии (3 ч.)

Элементы содержания:

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

III. Секреты речи и текста (7 ч.)

Элементы содержания:

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1- 4 классов (далее – рабочая программа) разработана в соответствии с…

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1- 4 классов (далее – рабочая программа) разработана в соответствии с…

Методы работы с одаренными детьми: -

Методы работы с одаренными детьми: -

Выпускник получит возможность научиться: · осознать роль фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта

Выпускник получит возможность научиться: · осознать роль фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта

Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;…

Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;…

Познавательные: -

Познавательные: -

Регулятивные УУД: -

Регулятивные УУД: -

Регулятивные: - Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем…

Регулятивные: - Учащиеся научатся на доступном уровне: - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; - в сотрудничестве с учителем…

Выпускник научится: - распознавать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны; - использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - различать стили…

Выпускник научится: - распознавать многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны; - использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; - различать стили…

II . Язык в действии (4 ч.) Элементы содержания:

II . Язык в действии (4 ч.) Элементы содержания:

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор

России и мира. Русские слова в языках других народов

России и мира. Русские слова в языках других народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2022