Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» им. О.Н. Мамченкова
УТВЕРЖДЕНА
директор МБОУ ЕСШ №7
им. О.Н. Мамченкова
_________ Е.А. Верижникова
приказ _____от _____2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка», 2 класс
УМК «Школа России»
Программу разработала
учитель музыки Т.В. Шаповалова
первой квалификационной категории
МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова
г. Елизово
Согласовано
«___»________20___ г.
Руководитель ШМО
__________ Л.Е. Зудова
г. Елизово
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2012
· Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:
· Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
· Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (СD)
· Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010.
Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования:
· воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
· развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
· накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное автором программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса
- развитие эмоционального
и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке
религиозной традиции, классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных
жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный
смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном
языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на
основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение
объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и
др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее
исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также
элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых,
вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке,
музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч.)
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч.)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.
Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (7 ч.)
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. М. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков. слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.
Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (4 ч.)
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале» (4 ч.)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч.)
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Содержание примерного музыкального материала:
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.
Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский.
Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитина слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
Календарно-тематическое планирование во 2 классе
№ урока |
Дата |
Тема урока Тип урока Форма урока |
Цели и задачи урока |
Содержание урока |
Планируемые результаты УУД обучающихся: личностные, предметные, метапредметные |
|
||||||||||||||||||||
плано-вая
|
факти-ческая
фактическая |
Музыкальный материал |
Дидактические единицы |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Раздел I «Россия – Родина моя» (3 часа). |
|
|||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
Мелодия. Тип - изучение нового материала Форма – урок – беседа.
|
Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.Мусоргского Задачи: познакомить с образами родной природы в музыке русских композиторов; показать значение мелодии в инструментальной музыке; отметить её песенность и выразительность. |
«Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский «Моя Россия» Г.Струве
|
Мелодия, как средство музыкальной выразительности. Песенность. Песня. Инструменталь-ная музыка. Оркестр. Композитор. Песенная установка. |
Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
|
|
||||||||||||||||||
2 |
|
|
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Тип – комплексного применения знаний и умений. Форма – урок- путешествие.
|
Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине. Задачи: научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения. |
«Моя Россия» Г.Струве Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков
|
Куплетная форма. Запев. Припев. Элементы музыкальной грамоты: скрипичный ключ, ноты. Презентация. |
Личностные УУД: воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
|
|
||||||||||||||||||
3 |
|
|
Гимн России. Тип - изучение нового материала Форма – урок – презентация.
|
Цель: познакомить с гимном России как с музыкальным символов государства. Задачи: дать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем характере, познакомить с различными вариантами российского гимна. |
Гимн России А.Александрова сл.С.Михалкова Патриотическая песня М.Глинка |
Гимн России. Государственные символы. |
Личностные УУД: исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради. Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. |
|||||||||||||||||||
II День, полный событий (5 часов)
|
||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
Музыкальные инструменты. Фортепиано. Тип урока – комплексное применение знаний и умений. Форма урока – урок беседа. |
Цель: показать тембровую окраску фортепиано и его выразительные возможности. Задачи: раскрыть мир ребёнка, через музыкальные интонации и образы, познакомить с элементами музыкальной грамоты. |
Детская музыка С.Прокофьев Детский альбом П.Чайковский |
Композитор, исполнитель, динамические оттенки: форте и пиано, названия танцев: вальс, полька, тарантелла |
Личностные УУД: понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель.
Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков. |
|||||||||||||||||||
5 |
|
|
Природа и музыка. Прогулка. Тип урока – комбинированный. Форма урока – урок – прогулка. |
Цель: познакомить с творчеством русских композиторов – классиков, показать выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы. Задачи: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки. |
Утро-вечер С.Прокофьев Прогулка С.Прокофьев, Прогулка М.Мусоргский
|
Фортепиано. Рояль. Элементы нотной грамоты. Длительности нот.
|
Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации в нотном письме, овладение умениями и навыками интонационно – образного анализа муз.произведения. Регулятивные УУД: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. |
|||||||||||||||||||
6 |
|
|
Танцы, танцы, танцы. Тип урока – комплексное применение знаний и умений. Форма урока - урок танцев.
|
Цель: научить определять основные музыкальные жанры (песня, танец, марш.)
Задачи: развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов. |
«Камаринская», «Вальс», «Полька» П.Чайковский «Тарантелла» С.Прокофьев |
Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.
|
Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Регулятивные УУД: соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников. |
|||||||||||||||||||
7 |
|
|
Эти разные марши. Звучащие картины. Тип урока - комплексное применение знаний и умений. Форма урока – урок-беседа. |
Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях.
Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов, |
«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский «Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев |
Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт. |
Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. |
|||||||||||||||||||
8 |
|
|
Обобщающий урок 1 четверти.
Тип урока – урок контроля и коррекции знаний.
Форма урока – урок – концерт. |
Цель: обощить музыкальные впечатления второклассников за 1 четверть.
Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету. продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности обучающихся. |
Музыкальный репертуар I четверти по выбору учителя. |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Мелодия. Песенность, маршевость, танцевальность. Динамические оттенки. Названия нот.музыкальный размер. Куплетная форма и др. |
Личностные УУД: познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.
|
|||||||||||||||||||
III «О России петь, что стремиться в храм» (3 часа) |
||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Тип урока – Изучение нового материала.
Форма урока – урок - путешествие в прошлое. |
Цель: показать красоту и величие русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека.
Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства. |
«Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.
|
Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи. Картины русских художников. |
Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения). |
|||||||||||||||||||
10 |
|
|
Русские народные инструменты. Музыкальные традиции родного края.
Тип урока - усвоение новых знаний.
Форма урока – урок презентация. |
Цель: познакомить с музыкальными и фольклорными традициями края.
Задачи: запомнить названия народных музыкальных инструментов, уметь различать их по тембрам и внешнему виду, разбираться в многообразии музыкальных форм народной инструментальной музыки: наигрыш, пляска, вариация. |
«Калинка» Р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему р.н.п. «Камаринская» р.н.м. |
Фольклор. Загадки о русских народных инструментах. Народные инструменты: балалайка, рожок, гармонь, дер. ложки, кугиклы. |
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края. Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях, Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
|
|||||||||||||||||||
11 |
|
|
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Тип урока – урок изучения новых знаний.
Форма урока – урок – беседа. |
Цель: познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение. Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музык, понимать строение муз.произведения. |
Кантата С.Прокофьева « А.Невский» Песня об А.Невском Вставайте, люди русские! Народные песнопения о Сергии Радонежском |
Духовная музыка. Песнопение. Православные святые. Кантата. Трёхчастная музыкальная форма. |
Личностные УУД: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Регулятивные УУД: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.
|
|
||||||||||||||||||
II День, полный событий (1 час) |
|
|||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок сказка.
|
Цель: познакомить с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.
Задачи: находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении, музыкльно- – пластическом движении |
«Нянина сказка», «Мама» П.Чайковский «Сказочка» С.Прокофьев «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов |
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Колыбельная. Куплетная форма. Запев. Припев. |
Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. |
|
||||||||||||||||||
III «О России петь, что стремиться в храм» (4 часа) |
|
|||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|
Молитва.
Тип урока – урок закрепление знаний.
Форма урока – урок –размышление. |
Цель: познакомить с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков.
Задачи: овладеть умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения. дать представление о молитве, как о душевном откровени и человека, обращении его к Богу, учить определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности, |
«Детский альбом» П.Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» |
Композиторская музыка духовного содержания. Динамические оттенки: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена. |
Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника, уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств муз.произведения.
Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.
|
|
||||||||||||||||||
14 |
|
|
С Рождеством Христовым!
Тип урока – урок – изучения новых знаний.
Форма урока – урок – презентация. |
Цель: познакомить с историческими и музыкальными традициями православного праздника. Задачи: воспитывать уважение к национальным традициям и обычаям, развивать музыкальные способности, формировать интерес к исполнению музыки духовной направленности. |
«Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского |
Народные песнопения. Куплетная форма. Ангел. Рождество. Рождественская открытка. |
Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания Коммуникативные УУД: воспитание уважения к культурным традициям своего народа и страны. Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела». |
|||||||||||||||||||
15 |
|
|
Музыка на Новогоднем празднике. Тип урока – урок обобщения Форма урока – урок – карнавал.
Контрольное тестирование. |
Цель: познакомить с традиционными новогодними обычаями и песнями. Задачи: воспитывать интерес к традициям и обычаям своего народа, исполнять новогодние песни в характере, соответственно содержанию песен. Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности. |
«Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т. Т.Попатенко, «В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация. «Новогодние игрушки» |
Карнавал. Маскарад. Маска. Серпантин. Хоровод. |
Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.
Регулятивные УУД: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. |
|||||||||||||||||||
16 |
|
|
Обобщающий урок 2 четверти.
Урок контроля и коррекции знаний. |
Цель: продемонстрировать возможности самовыражения обучающихся. через музыкально– творческую деятельность. Задачи: обогатить « музыкальный багаж» обучающихся, закрепить полученные УУД на уроках во II четверти. |
Музыкальный репертуар, изучаемый во II четверти. |
Дидактические единицы, изучаемые на уроках за прошедший период. |
Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве. |
|||||||||||||||||||
IV Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) |
||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|
Русские народные инструменты.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок – сказка.
|
Цель урока: ввести в мир народных музыкальных инструментов и показать их роль и место в жизни русского народа. Задачи: познакомить обуч-ся с названиями и голосами народных инструментов, развивать музыкальную и слуховую память, умение исполнять ритмический аккомпанемент с опорой на нотную запись. |
«Светит месяц» , «Калинка» р.н.м. |
Оркестр народных инструментов. Скоморохи. Рожок, жалейка, трещотка. балалайка, рубель, бубен. Вариация. |
Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.
Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. |
|||||||||||||||||||
18 |
|
|
Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Тип урока – урок закрепления знаний.
Форма урока – урок - игра.
|
Цель: дать представление о народных праздниках и музыкальных традициях Отечества. Задачи: познакомить с музыкальным игровым фольклором, научить общаться и взаимодействовать под музыку, исполнять народные напевы и наигрыши, воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
|
«Камаринская» - р.н.п. Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра. |
Напев. Мотив.Наигрыш. Игровая песня. Солист. Куплетная форма. |
Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. Познавательные УУД: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству. Как способу познания мира. Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка.. |
|||||||||||||||||||
19 |
|
|
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – ролевая игра. |
Цель: развивать музыкальные способности обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения. Задачи: выявлять общую интонационно – образную природу народной и композиторской музыки, исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров с опорой на нотную запись, различать музыку народную и композиторскую.
|
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». «Камаринская» - р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская» «Мужик на гармонике играет» |
Композитор. Исполнитель. Слушатель. Инструментальная пьеса. Импровизация. Ноты и их названия. Ритмический рисунок. Мелодическая линия. |
Познавательные УУД: осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок.
Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
|
|||||||||||||||||||
20 |
|
|
Проводы зимы. Встреча весны.
Тип урока – обобщение и закрепление знаний.
Форма урока – урок – праздник. |
Цель: обобщить знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях русского народа. Задачи: узнавать народные и композиторские музыкальные произведения по стилевым особенностям. Разыгрывать народные песни, игры. хороводы, связанные с праздником Масленицы.
|
Масленичные песни «Блины» р.н.п. Весенние заклички «Ой, кулики, жаворонушки» |
Песня - закличка. Масленица. Народное гуляние. |
Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни. |
|||||||||||||||||||
V В музыкальном театре. (4 часа) |
||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
|
Музыкальный театр. Детская опера. Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок – экскурсия. |
Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность, маршевость в музыкальных фрагментах оперы. |
«Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы |
Музыкальный жанр – опера. Музыкальный театр. Музыкальные и речевые интонации. Хор. Солист. Ария. |
Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. |
|||||||||||||||||||
22 |
|
|
В гостях у сказки. Балет.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок – сказка. |
Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность и маршевость в музыкальных фрагментах оперы, выражать свои впечатления через музыкальные и пластические импровизации. |
«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. |
Музыкальный жанр – балет. Балерина. Кордебалет. |
Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы
Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. |
|||||||||||||||||||
23 |
|
|
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Тип урока – урок закрепления материала. Форма урока – ролевая игра. |
Цель: показать роль дирижёра в музыкальном театре. Задачи: научить дирижёрским жестам, навыкам работы с ритмической партитурой Развивать музыкальную память, чувство ритма. |
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. |
Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер. |
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.
Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер. |
|||||||||||||||||||
24 |
|
|
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок путешествие.
Контрольное тестирование. |
Цель: показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов.
Задачи: выявлять особенности развития музыкальных образов. Осуществлять музыкально – творческую деятельность. |
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила» |
Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер. |
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. |
|
||||||||||||||||||
VI В концертном зале (4 часа) |
|
|||||||||||||||||||||||||
25 |
|
|
Симфоничес-кая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» Тип урока – урок изучения нового материала. Форма урока – урок – сказка. |
Цель: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Задачи: научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки. |
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев. |
Симфонический оркестр. Тембры инструментов и их изображения.
|
Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф. оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах.
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
26 |
|
|
Обобщающий урок 3 четверти.
Тип урока - урок коррекции и закрепления знаний.
Форма урока – урок –презентация |
Цель: обобщить знания обучающихся о мире симфонического оркестра. Задачи: научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки. |
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.) |
Викторина. |
Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина) |
|
||||||||||||||||||
27 |
|
|
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок – экскурсия. |
Цель: показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке.
Задачи: выявлять изобразительные и выразительные интонации в музыке |
М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках» «Балет не вылупившихся птенцов» «Богатырские ворота» «Песня о картинах» Г. Гладков. |
Фортепиано. Оркестр. Сюита. Композиторская музыка. Картина. Художник. Портрет. Музыкальный образ. |
Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради. |
|||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
28 |
|
|
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – путешествие.
|
Цель: знакомство с творчеством В.Моцарта. Задачи: накопление сведений о жизни и творчестве В.Моцарта, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; познакомить с особенностями симфонической музыки, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. |
Увертюра «Свадьба Фигаро» В. Моцарт Симфония №40 Моцарт. |
Австрия. Вена. Музыкальный жанр - симфония. Музыкальный театр. Композитор – классик. |
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. |
|||||||||||||||||||
VII Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов) |
|
|||||||||||||||||||||||||
29 |
|
|
Волшебный цветик-семи-цветик. Тип урока – урок объяснения новых знаний. Форма урока – урок – презентация. |
Цель: закрепить понятие интонации в музыке, как основному средству музыкальной речи. Задачи: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
|
Интонация, динамика, лад, темп, ритм, регистр. |
Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание музыкальный язык произведений мирового муз. искусства. |
|||||||||||||||||||
30 |
|
|
Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Тип урока – изучение нового материала. |
Цель: познакомить учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С. Баха.
|
«Менуэт» И. -С.Бах. «За рекою старый дом» И.С. Бах. «Токката» И.-С.Бах.
|
Германия. Органная музыка. Собор. Органист.
|
Регулятивные УУД: использовать общие приемы решения задач. Познавательные УУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. |
|||||||||||||||||||
31 |
|
|
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Тип урока изучение нового материала. Форма урока –урок -путешествие.
|
Цель: учить понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Задачи: показать возможности музыкальной речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепить умение определять в музыке основные средства выразительности (лад. темп, ритм и т.д.) |
«Тройка» Г.Свиридов «Попутная песня» М.Глинка. |
Композиторы классики и современности. Музыкальные иллюстрации. |
Познавательные УУД: узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов.
Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях. |
|||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
32 |
|
|
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.
Тип урока – закрепление материала.
Форма урока – урок –презентация. |
Цель: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.
Задачи: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь и музыкальный язык, развивать чувство лада. |
«Весна. Осень» Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт. |
Мелодия, ритм, темп, лады: мажор и минор. |
Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях Коммуникативные УУД: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.
|
|||||||||||||||||||
33 |
|
|
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Тип урока – обобщение и закрепление знаний.
Форма урока – урок – концерт.
Контрольное тестирование. |
Цель: дать представление о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). |
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. |
Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства. |
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Личностные УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. |
|||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
34 |
|
|
Могут ли иссякнуть мелодии? Тип урока – урок обобщение и коррекции знаний Форма урока – урок – беседа. |
Цель: обобщить полученные УУД на уроках музыки. Задачи: Продемонстрировать знания о различных видах музыкального творчества: игре на муз инструментах, пластике движений, вокальных и ритмических импровизациях исполнении изученных песен (по выбору учащихся). |
Повторение музыкального материала за 2 класс. |
Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства. |
Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Личностные УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений. |
|||||||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-практическое оборудование
· баян;
· фортепиано (в кабинете музыки и в актовом зале);
· комплект детских музыкальных инструментов;
· компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.
Технические средства обучения
· Компьютер:
· Экран;
· Проектор;
· Принтер;
· Устройства вывода звуковой информации (колонки).
Печатные пособия:
· нотный и поэтический текст Гимна России;
· портреты композиторов;
· таблицы нотных примеров;
· дидактический раздаточный материал (карточки с обозначением средств музыкальной выразительности, тексты изучаемых песен).
Основная литература:
Основная литература:
- стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;
- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
- Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014.
- Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Дополнительная литература:
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: «Владос», 2000.
2. Абудеева Н. Б., Карпушина Л. П. Музыка 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.
3. Арсенина Е. Н. Музыка 1 - 4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Волгоград, «Учитель», 2011.
4. Арсенина Е. Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград, «Учитель», 2009.
5. Арсенина Е. Н. Музыка. 1-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград, «Учитель», 2011.
6. Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке: 2 класс (в помощь школьному учителю).- М.: «ВАКО», 2011.
7. Давыдова М. А. Музыкальный словарь: Начальная школа. М.: «ВАКО», 2009.
8. Давыдова М. А. Уроки музыки: 1 - 4 классы. М.: «ВАКО», 2010.
9. Дмитриенко Р. В. Театрализованные игры для младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2006.
10. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПБ.: «Лань», «Планета музыки», 2007.
11. Замятина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: «Глобус», 2008.
12. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009.
13. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей. М., Сфера, 2004.
14. Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2012.
15. Сигаева А. П., Сидорова С. Н. Музыка 1- 8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой. Волгоград: «Учитель», 2010.
16. Стюхина Г. В. Музыка 1- 4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы). Волгоград, «Учитель», 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.