Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 2 класса
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 2 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
2 кл
10.05.2021
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для учащихся 2 класса, УМК «Школа России»
Рабочая программа по учебному предмету Музыка, 2 класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» им. О.Н. Мамченкова

 

                                                                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНА

                                                                                 

                                                                                        директор МБОУ ЕСШ №7

                                                                                                им. О.Н. Мамченкова

                                                                                  _________ Е.А. Верижникова

приказ _____от _____2020 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по учебному предмету «Музыка», 2 класс

УМК «Школа России»

 

 

Программу разработала

учитель музыки Т.В. Шаповалова

первой квалификационной категории

МБОУ ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова

г. Елизово

 

Согласовано

«___»________20___ г.

Руководитель ШМО

__________ Л.Е. Зудова

 

 

г. Елизово

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

·       Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2012

·       Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:

·       Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

·       Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. (СD)

·       Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010.

 

Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

 

   Задачи музыкального образования:

·         воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

·         развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;

·         накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования,  хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • методы эмоциональной драматургии;
  • метод концентричности организации музыкального материала;
  • метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»;
  • метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.);
  • метод игры;
  • метод художественного контекста;
  • Использование ИКТ.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное автором программы.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого  потенциала,  готовности  выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения,  рефлексии,  что  в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой  деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;

– уважительное отношение к культуре других народов;

–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные результаты:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса

- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч.)

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч.)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и и различие. Музыкальный инструмент— фортепиано, его его выразительные возможности. Звучащие картины.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.

Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

 

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (7 ч.)

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения  о Сергии Радонежском.

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского.

 

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая пар­титура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). встреча весны.

Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек,  потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Светит месяц: Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. М. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков. слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.

Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

 

Раздел 5. «В музыкальном театре» (4 ч.)

Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

 

Раздел 6. «В концертном зале» (4 ч.)

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического ор­кестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Мо­царт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч.)

Композитор — исполнитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рису­нок, лад - цвет). Международные конкурсы исполни­телей. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.

 

Содержание примерного музыкального материала:

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал;  Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя. В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский.

Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюст­раций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин. слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитина слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование во 2 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока

 

 

Цели и задачи урока

Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:

личностные,

предметные,

метапредметные

 

плано-вая

 

 

факти-ческая

 

фактическая

Музыкальный

материал

Дидактические

единицы

 

 

 

 

 

Раздел I «Россия – Родина моя»  (3 часа).

 

1

 

 

 

 

Мелодия.

Тип - изучение нового материала

Форма –

урок – беседа.

 

Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.Мусоргского

Задачи:

познакомить с образами  родной  природы в музыке русских композиторов;

показать значение мелодии в инструментальной музыке;

 отметить её песенность и выразительность.   

«Рассвет на Москве-реке»

М.Мусоргский

«Моя Россия» Г.Струве

 

Мелодия,  как средство музыкальной выразительности. Песенность. Песня.      

Инструменталь-ная музыка. Оркестр. Композитор.        

Песенная установка.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Тип –  комплексного

применения знаний и

умений.

Форма – урок-

путешествие.

 

Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине.

Задачи: научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения.

«Моя Россия» Г.Струве

Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков

 

Куплетная форма. Запев. Припев.

Элементы музыкальной грамоты:

скрипичный ключ, ноты. Презентация.

Личностные УУД: воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимн России.

Тип - изучение нового

материала

Форма –

урок – презентация.

 

 

Цель:  познакомить с гимном России    как с  музыкальным символов  государства.

Задачи: дать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их  значении   в  жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем  характере, познакомить  с различными вариантами  российского гимна.

Гимн России

А.Александрова сл.С.Михалкова

 Патриотическая песня М.Глинка

Гимн России. Государственные символы.

Личностные УУД: исполнять Гимн своей страны,  определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении.

Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради.

Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших  на уроке. 

           

II День, полный событий  (5 часов)

 

4

 

 

 

 

 

 

Музыкальные

инструменты.

Фортепиано.

Тип урока –

комплексное

применение знаний

и  умений.

Форма урока – урок беседа.

Цель: показать тембровую окраску  фортепиано и его выразительные возможности.

Задачи: раскрыть мир ребёнка, через музыкальные интонации и образы, познакомить с элементами музыкальной грамоты.

Детская музыка С.Прокофьев

Детский альбом П.Чайковский

Композитор, исполнитель, динамические оттенки: форте и пиано, названия танцев: вальс, полька, тарантелла

Личностные УУД: понимание единства деятельности композитор, исполнитель,  слушатель.

 

Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков.

5

 

 

 

 

 

 

 

Природа и музыка.

Прогулка.

Тип урока –

комбинированный.

Форма урока – урок

– прогулка.

Цель: познакомить с творчеством русских композиторов – классиков, показать выразительные возможности  музыки в изображении образов родной природы.

Задачи: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки.

Утро-вечер С.Прокофьев

Прогулка С.Прокофьев,

Прогулка М.Мусоргский

 

Фортепиано. Рояль. Элементы нотной грамоты. Длительности нот.

 

Познавательные УУД: расширение представлений   о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации  в нотном письме, овладение  умениями и навыками  интонационно – образного анализа муз.произведения.

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцы, танцы,

танцы.

Тип урока –

комплексное

применение

знаний и  умений.

Форма урока  -

урок танцев.

 

Цель: научить определять  основные музыкальные жанры (песня, танец, марш.)

 

Задачи: развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов.

«Камаринская», «Вальс», «Полька»

П.Чайковский

«Тарантелла» С.Прокофьев

Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.

 

Личностные УУД: распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Регулятивные УУД:  соотносить графическую запись музыки с её  жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти разные

марши. Звучащие

картины.

Тип урока -

комплексное

применение

знаний и  умений.

Форма урока –

урок-беседа.

Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях.

 

Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов,

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

«Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев

Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий

урок

1 четверти.

 

Тип урока – урок

контроля и

коррекции знаний.

 

Форма урока –

урок – концерт.

Цель: обощить музыкальные впечатления второклассников за 1 четверть.

 

Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету.  продемонстрировать  желание  заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности обучающихся.

Музыкальный репертуар I четверти по выбору учителя.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Мелодия. Песенность,  маршевость, танцевальность.

Динамические оттенки. Названия нот.музыкальный размер.  Куплетная форма и  др.

Личностные УУД: познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе,  к людям, их обычаям, традициям.

Коммуникативные УУД: владение умениями совместной  деятельностью и координации деятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД:  воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в  музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

 

III «О России петь, что стремиться в храм» (3 часа)

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий

колокольный

звон.

Звучащие

картины.

 

Тип урока –

Изучение нового

материала.

 

Форма урока –

урок - путешествие в прошлое.

Цель: показать красоту и величие  русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека.

 

Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни  русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки  с жизнью и другими видами искусства.

«Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.

 

Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи.

Картины русских художников.

Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения).

10

 

 

Русские народные инструменты.  Музыкальные  традиции родного края.

 

Тип урока -  усвоение новых знаний.

 

Форма урока – урок презентация.

Цель: познакомить с музыкальными и фольклорными традициями края.

 

Задачи: запомнить названия народных музыкальных инструментов, уметь различать их по тембрам и внешнему виду, разбираться в многообразии музыкальных форм  народной инструментальной музыки: наигрыш, пляска, вариация.

«Калинка» Р.н.п.

«Светит месяц» - вариации на тему р.н.п. «Камаринская» р.н.м. 

Фольклор. Загадки о русских народных инструментах.

Народные инструменты: балалайка, рожок, гармонь, дер. ложки, кугиклы.

Личностные УУД:  познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к  музыкальным  традициям и истории родного края.

Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки,  о голосах и разнообразии мира народной музыки, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях,

Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

 

 11

 

 

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

 

Тип урока – урок изучения новых знаний.

 

Форма урока –

урок – беседа.

Цель:  познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение.

Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное  образное восприятие музыки,

исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музык, понимать строение муз.произведения.

Кантата С.Прокофьева

 « А.Невский»

Песня об А.Невском

Вставайте, люди русские!

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Духовная музыка. Песнопение. Православные святые. Кантата. Трёхчастная музыкальная форма.

Личностные УУД: познание разнообразных  сторон жизни   русского  человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: приобретение  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

 

 

 

II День, полный событий  (1 час)

 

12

 

 

Расскажи сказку.

Колыбельные.

Мама.

 

Тип урока –

изучение нового

материала.

Форма урока –

урок  сказка.

 

Цель: познакомить с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.

 

Задачи:  находить сходства и различия в  прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр,  музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении, музыкльно- – пластическом движении

«Нянина сказка»,

«Мама» П.Чайковский

«Сказочка» С.Прокофьев

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Колыбельная. Куплетная форма. Запев. Припев.

Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

 

III «О России петь, что стремиться в храм» (4 часа)

 

13

 

 

Молитва.

 

Тип урока – урок закрепление знаний.

 

Форма урока

 урок –размышление.

Цель: познакомить с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков.

 

Задачи: овладеть умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения.

дать представление о молитве, как о душевном откровени и человека, обращении его к Богу, учить определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности,

«Детский альбом» П.Чайковский

«Утренняя молитва» и  «В церкви»

Композиторская музыка духовного содержания. Динамические оттенки: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена.

Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника,  уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств муз.произведения.

 

 Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.

 

 

14

 

 

С Рождеством Христовым!

 

Тип урока – урок – изучения новых знаний.

 

Форма урока – урок – презентация.

Цель: познакомить с историческими и музыкальными традициями православного праздника.

Задачи: воспитывать уважение к национальным традициям и обычаям, развивать музыкальные способности, формировать интерес к исполнению музыки духовной направленности.

«Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского

Народные песнопения. Куплетная форма. Ангел. Рождество.

Рождественская открытка.

Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций)  в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания

Коммуникативные УУД: воспитание уважения  к культурным традициям своего народа и страны.

Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела».

15

 

 

Музыка на Новогоднем празднике.

Тип урока – урок обобщения

Форма урока – урок – карнавал.

 

Контрольное тестирование.

Цель: познакомить с традиционными новогодними обычаями и песнями.

Задачи: воспитывать интерес к традициям и обычаям своего народа, исполнять новогодние песни в характере, соответственно содержанию песен. Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности.

«Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т. Т.Попатенко,

«В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация.

«Новогодние игрушки»

Карнавал. Маскарад. Маска. Серпантин. Хоровод.

Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки.

 

Регулятивные УУД: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов.

 

Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

16

 

 

Обобщающий урок 2 четверти.

 

Урок контроля и коррекции знаний.

Цель: продемонстрировать возможности самовыражения обучающихся. через музыкально– творческую деятельность.

Задачи: обогатить

« музыкальный багаж» обучающихся,  закрепить полученные УУД на уроках во II четверти.

Музыкальный репертуар, изучаемый во II четверти.

Дидактические единицы, изучаемые на уроках за прошедший период.

Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном,  ансамблевом и индивидуальном творчестве.

IV Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

17

 

 

Русские народные инструменты.

 

Тип урока – урок изучения нового материала.

 

Форма урокаурок – сказка.

 

Цель урока: ввести в мир народных музыкальных инструментов и показать их роль и место в жизни русского народа.

Задачи: познакомить обуч-ся с названиями и голосами народных инструментов, развивать музыкальную и слуховую память, умение исполнять ритмический аккомпанемент с опорой на нотную запись.

«Светит месяц» ,  «Калинка» р.н.м.

Оркестр народных инструментов.

Скоморохи. Рожок, жалейка, трещотка. балалайка, рубель, бубен.  Вариация.

Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.

 

Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.

18

 

 

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Тип урока –  урок

закрепления знаний.

 

Форма урокаурок - игра.

 

 

Цель: дать представление о народных праздниках и музыкальных традициях Отечества.

Задачи: познакомить с музыкальным игровым фольклором, научить общаться и взаимодействовать под музыку, исполнять  народные напевы и наигрыши, воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

 

«Камаринская» - р.н.п.      Песня – игра:

«Бояре, а мы к вам пришли»;

«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

Напев. Мотив.Наигрыш. Игровая песня.  Солист.

Куплетная форма.

Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм.

Познавательные УУД: устойчивый интерес к  народному музыкальному искусству. Как способу познания мира.

Коммуникативные УУД: освоение методов и  принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка..

19

 

 

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

 

Тип урока – изучение нового материала.

 

Форма урокаролевая игра.

Цель: развивать музыкальные способности обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения.

Задачи: выявлять общую интонационно – образную природу народной и композиторской музыки, исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров с опорой на нотную запись, различать музыку народную и композиторскую. 

 

С.Прокофьев

«Ходит месяц над лугами».

«Камаринская» - р.н.п.

П.Чайковский:

«Камаринская»

«Мужик на гармонике играет»

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Инструментальная пьеса. Импровизация.

Ноты и их названия.

Ритмический рисунок. Мелодическая линия.

Познавательные УУД: осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок.

 

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

 

20

 

 

Проводы зимы.

Встреча весны.

 

Тип урока – обобщение и закрепление знаний.

 

Форма урока – урок – праздник.

Цель: обобщить знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях

русского народа.

 Задачи: узнавать народные и композиторские музыкальные произведения по стилевым особенностям. Разыгрывать народные песни, игры. хороводы, связанные с праздником Масленицы.

 

Масленичные песни

«Блины» р.н.п.

Весенние заклички

«Ой,  кулики, жаворонушки»

Песня  - закличка.

Масленица. Народное гуляние.

Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой  деятельности и личной жизни.

V В музыкальном театре. (4 часа)

21

 

 

Музыкальный театр. Детская опера.

Тип урока – изучение нового материала.

 

Форма урока – урок – экскурсия.

Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

 

Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность, маршевость в музыкальных фрагментах оперы.

«Песня – спор» Г.Гладков

М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

Музыкальный жанр – опера. Музыкальный театр. Музыкальные и речевые интонации. Хор. Солист. Ария.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

22

 

 

В гостях у сказки. Балет.

 

 Тип урока – изучение нового материала.

 

Форма урока – урок – сказка.

Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность и маршевость  в  музыкальных фрагментах оперы, выражать свои впечатления через музыкальные и пластические импровизации.

«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев.

Музыкальный жанр – балет. Балерина. Кордебалет.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы

 

Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

23

 

 

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

 

Тип урока – урок закрепления материала.

Форма урока – ролевая игра.

Цель: показать роль дирижёра в музыкальном театре.

Задачи: научить дирижёрским жестам, навыкам работы с ритмической партитурой

Развивать музыкальную память, чувство ритма.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

 

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер.

24

 

 

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Тип урока – изучение нового материала.

Форма урока –

 урок путешествие.

 

Контрольное тестирование.

Цель: показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов.

 

Задачи: выявлять особенности развития музыкальных образов.

Осуществлять музыкально – творческую деятельность.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

VI  В концертном зале (4 часа)

 

25

 

 

Симфоничес-кая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок – сказка.

Цель: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.

Задачи: научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки.

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.

Симфонический оркестр. Тембры инструментов и их изображения.

 

Познавательные  УУД: узнавать тембры инструментов симф. оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах.

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

Обобщающий урок 3 четверти.

 

Тип урока -  урок коррекции и закрепления знаний.

 

Форма урока

– урок –презентация

Цель: обобщить знания обучающихся о мире симфонического оркестра.

Задачи: научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки.

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.)

Викторина.

Познавательные  УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах (муз.викторина)

 

27

 

 

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

 

 Тип урока – изучение нового материала.

 

Форма урока –

 урок – экскурсия.

Цель: показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке.

 

Задачи: выявлять  изобразительные и выразительные интонации в музыке

   М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»

«Балет не вылупившихся птенцов»

«Богатырские ворота»

«Песня о картинах» Г. Гладков.

Фортепиано. Оркестр. Сюита.

Композиторская музыка. Картина. Художник. Портрет. Музыкальный образ.

Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради.

 

 

28

 

 

«Звучит нестареющий Моцарт».  Симфония №40. Увертюра.

Тип урока – изучение нового материала.

Форма урока – урок – путешествие.

 

Цель: знакомство с творчеством В.Моцарта.

Задачи: накопление сведений о жизни и творчестве В.Моцарта,

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

познакомить с особенностями симфонической музыки,

определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Увертюра «Свадьба Фигаро» В. Моцарт

Симфония №40  Моцарт.

Австрия. Вена.

Музыкальный жанр - симфония.

Музыкальный театр.

Композитор – классик.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение  и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.

Личностные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

 

VII Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов)

 

29

 

 

Волшебный цветик-семи-цветик.

Тип урока – урок объяснения новых знаний.

Форма урока – урок – презентация.

Цель: закрепить понятие интонации в музыке, как основному средству музыкальной  речи.

Задачи: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

 

Интонация, динамика, лад, темп, ритм, регистр.

Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.

30

 

 

Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

Тип урока – изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С. Баха.

 

 

 

 

 

 

«Менуэт» И. -С.Бах.

«За рекою старый дом» И.С. Бах.

«Токката» И.-С.Бах.

 

 

 

Германия. Органная музыка. Собор. Органист.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные УУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

31

 

 

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

Тип урока изучение нового материала.

Форма урока –урок -путешествие.

 

Цель: учить понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Задачи: показать возможности музыкальной речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепить умение определять в музыке основные средства выразительности (лад. темп, ритм и т.д.)

«Тройка» Г.Свиридов

«Попутная песня» М.Глинка.

Композиторы классики и современности. Музыкальные иллюстрации.

Познавательные УУД: узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов.

 

Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях.

 

 

32

 

 

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

 

Тип урока – закрепление материала.

 

Форма урока – урок –презентация.

Цель: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки.

 

Задачи: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь и музыкальный язык, развивать чувство лада.

«Весна. Осень»  Г.Свиридов

«Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Мелодия, ритм, темп, лады: мажор и минор.

Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

 

33

 

 

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Тип урока – обобщение и закрепление знаний.

 

Форма урока –

 урок – концерт.

 

Контрольное тестирование.

Цель: дать представление о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева.

Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов,  уметь сравнивать контрастные произведения по характеру.  Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности).

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год.

Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства.

Познавательные  УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Личностные  УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.

 

 

34

 

 

Могут ли иссякнуть мелодии?

Тип урока – урок обобщение и коррекции знаний

Форма урока – урок – беседа.

Цель: обобщить полученные УУД на уроках музыки. Задачи: Продемонстрировать знания о различных видах музыкального творчества: игре на муз инструментах, пластике движений, вокальных и ритмических импровизациях  исполнении изученных песен  (по выбору учащихся).

Повторение музыкального материала за 2 класс.

Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства.

Познавательные  УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Личностные  УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Учебно-практическое оборудование

·         баян;

·         фортепиано (в кабинете музыки и в актовом зале);

·         комплект детских музыкальных инструментов;

·         компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

 

Технические средства обучения

·       Компьютер:

·       Экран;

·       Проектор;

·       Принтер;

·       Устройства вывода звуковой информации (колонки).

 

Печатные пособия:

·         нотный и поэтический текст Гимна России;

·         портреты композиторов;

·         таблицы нотных примеров;

·         дидактический раздаточный материал (карточки с обозначением средств музыкальной выразительности, тексты изучаемых песен).

 

Основная литература:

 

Основная литература:

- стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;

- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

-  Программа для общеобразовательных учреждений  «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014.

- Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2014.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл.  авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 

Дополнительная литература:

1.                 Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: «Владос», 2000.

2.                 Абудеева Н. Б., Карпушина Л. П. Музыка 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.

3.                 Арсенина Е. Н. Музыка 1 - 4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания. Волгоград, «Учитель», 2011.

4.                 Арсенина Е. Н. Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. Волгоград, «Учитель», 2009.

5.                 Арсенина Е. Н. Музыка. 1-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград, «Учитель», 2011.

6.                 Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке: 2 класс (в помощь школьному учителю).- М.: «ВАКО», 2011.

7.                 Давыдова М. А. Музыкальный словарь: Начальная школа. М.: «ВАКО», 2009.

8.                 Давыдова М. А. Уроки музыки: 1 - 4 классы. М.: «ВАКО», 2010.

9.                 Дмитриенко Р. В. Театрализованные игры для младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2006.

10.            Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПБ.: «Лань», «Планета музыки», 2007.

11.            Замятина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. М.: «Глобус», 2008.

12.             Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009.

13.             Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей. М.,  Сфера, 2004.

14.            Масленникова-Золина Л. В. Необычные уроки музыки. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2012.

15.            Сигаева А. П., Сидорова С. Н. Музыка 1- 8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой. Волгоград: «Учитель», 2010.

16.             Стюхина Г. В. Музыка 1- 4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы). Волгоград, «Учитель», 2010.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» им

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» им

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования…

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования…

Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»

Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания,…

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания,…

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса - развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и…

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса - развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и…

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские из кантаты «Александр

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

Дата Тема урока Тип урока

Дата Тема урока Тип урока

Здравствуй, Родина моя! Моя

Здравствуй, Родина моя! Моя

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты.

Танцы, танцы, танцы. Тип урока – комплексное применение знаний и умений

Танцы, танцы, танцы. Тип урока – комплексное применение знаний и умений

Обобщающий урок 1 четверти

Обобщающий урок 1 четверти

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

Святые земли русской. Князь

Святые земли русской. Князь

Расскажи сказку. Колыбельные

Расскажи сказку. Колыбельные

Молитва. Тип урок а – урок закрепление знаний

Молитва. Тип урок а – урок закрепление знаний

Музыка на Новогоднем празднике

Музыка на Новогоднем празднике

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

Музыкальный театр. Детская опера

Музыкальный театр. Детская опера

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

Форма урока – урок – сказка.

Форма урока – урок – сказка.

Форма урока – урок – экскурсия

Форма урока – урок – экскурсия

Волшебный цветик-семи-цветик

Волшебный цветик-семи-цветик

Тип урока изучение нового материала

Тип урока изучение нового материала

Мир композитора. (П.Чайковский,

Мир композитора. (П.Чайковский,

Проектор; · Принтер; ·

Проектор; · Принтер; ·

Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей

Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021