РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Класс: 4

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Класс: 4 Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ
Иконка файла материала ОРКСЭ 4 кл -др..docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  УЧЕБНОМУ  ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Класс:  4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса разработана на основе:

 

ü  Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020) с изменениями

ü  Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным Приказом МОН ДНР от 30.03.2022 №21-НП, зарегистрированным в Министерстве юстиции ДНР 05.04.2022, зарегистрированным №5053) 

ü  Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утверждена приказом МОН ДНР от 15.07.2022 №571; 

ü   Примерной рабочей программы начального общего образования по учебному предмету «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» / Рекомендовано решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 №3)

 

      Настоящая программа составлена для 4 класса на 2022-2023 учебный год в соответствии с учебным планом школы.

На изучение предмета «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»  в 4 классе отводится 34 часа  (1 час в неделю, 34 учебные недели)

 

Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 

 

ЦЕЛИ ОРКСЭ

 формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России и Донецкой Народной Республики, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

 ЗАДАЧИ ОРКСЭ:

—развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

—обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно ­смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

—развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разно мировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога;

- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

- развивать слуховую и зрительную память;

- обогащать словарный запас детей;

- формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения, доказательства; развивать связную речь. 

 

-формирование у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России и Донецкой Народной Республики (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике.

 

     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

                              Модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина. (1ч) Этика и её значение в жизни человека.

Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. (8 ч)

Государство и мораль гражданина Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики (1 ч)

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек (8 ч) Праздники как одна из форм исторической памяти (2 ч)

Семейные ценности. Этика семейных отношений (1 ч)

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства (3 ч)

Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования (6 ч)

Этикет (2 ч)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (2 ч)

         

Программа курса реализуется образовательной организацией через урочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 Модуль «Основы светской этики»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

—понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

·  ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

·  использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

·  применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

·  признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

·  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

 

Работа с информацией:

—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

—использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

—создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:

—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

 

Совместная деятельность:

—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Модуль «Основы светской этики»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества;

—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

—рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

                                         (1 час в неделю)

п / п

 

 

 

 

                            Тема   модуля

        Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

 

Примечание

по плану

по факту

                       Тема.1 Россия — наша Родина. (1ч)

1

1

Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. 

Традиционные религии народов России.

1

06.09

 

 

                     Тема. 2 Этика и её значение в жизни человека. Этикет(10ч)

2

1

Этика – наука о нравственной жизни человека. Что такое светская этика?

1

13.09

 

 

3

2

Этика в отношениях людей в обществе. Правила общения для всех.

1

20.09

 

 

4

3

Добро и зло как основные категории этики.

1

04.10

 

 

5

4

Добрым жить на белом свете веселее.

1

11.10

 

 

6

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

18.10

 

 

7

6

Премудрости этикета.

1

25.10

 

 

8

7

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

08.11

 

 

9

8

Культура и религия.

1

15.11

 

 

10

9

Нормы морали «Золотое правило этики».

 

22.11

 

 

11

10

Нравственные ценности, идеалы, принципы в

культуре народов России и ДНР.

 

 

29.11

 

 

    Тема3. Образцы нравственности в культуре Отечества. Природа и человек (8ч)

12

1

Культура и мораль.

1

06.12

 

 

13

2

Нравственные идеалы. Богатыри русские.

1

13.12

 

 

14

3

Защитники Отечества в истории России.

1

20.12

 

 

15

4

Нормы нравственности в притчах, пословицах и поговорках. Правила твоей жизни.

1

27.12

 

 

16

5

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

10.01

 

 

17

6

Дружба и порядочность.

1

17.01

 

 

18

7

Чему учит сказка? Нравственность в русских народных сказках.

1

24.01

 

 

19

8

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

31.01

 

 

Тема4.Этика семейных отношений. Праздники как одна из форм исторической памяти. Трудовая мораль (6ч)

 

20

1

Семья и семейные ценности.

1

07.02

 

 

21

2

Народные праздники в России.

1

14.02

 

 

22

   3

Государственные праздники в России в ДНР.

1

21.02

 

 

23

4

Терпение и труд.

1

28.02

 

 

24

5

Отношение к труду.

1

07.03

 

 

25

6

Человек и труд

1

14.03

 

 

Тема.5 Что значит быть нравственным в наше время. Государство и мораль гражданина. Любовь и уважение к Отечеству. (8ч)

26

1

Нравственность. Что это такое?

1

28.03

 

 

27

2

Нравственный долг и ответственность человека в обществе.

1

04.04

 

 

28

3

Действия с приставкой «со»

1

11.04

 

 

29

4

 Нравственный поступок.

1

18.04

 

 

30

5

Доброте сопутствует терпение.

1

25.04

 

 

31

6

Добродетель и порок.

1

02.05

 

 

32

7

Свобода и моральный выбор человека.

1

16.05

 

 

33

8

Отечество.  Патриотизм.

1

23.05

 

 

34

9

Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества.

1

 

 

 

 

Выпадает 2 часа (праздничные дни)


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также