Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Новосветловская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
______________М.А. Олейник
«____»________________2020 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Этика: Азбука добра»
(для учащихся 1 класса)
Срок реализации: 1 год.
Составитель рабочей программы
Ревага Елена Михайловна
2020 г.
Содержание элементов рабочей программы внеурочной деятельности
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность рабочей программы.
1.2. Цели и задачи рабочей программы внеурочной деятельности.
1.3. Особенности возрастной группы детей.
1.4. Формы внеурочной деятельности.
1.5. Описание места курса в учебном плане.
2. Ожидаемые результаты.
3. Календарно – тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение
6. Список литературы.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями).
2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 № 495-од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики», зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 200/1844.
4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (с изменениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.04.2020 № 461-од «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.07.2018 № 692-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
7. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2020 № 559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования».
8. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 601-од «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2020 № 559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования».
9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики».
10. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 715-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 713-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
12. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 28.05.2020 №189-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2020-2021 учебный год».
13. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 16.06.2020 №203-ОД «О внесении изменений в приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2020-2021 учебный год».
14. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
15. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.07.2017 № 481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
16. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 05.04.2019 № 303-од «Об утверждении программ для общеобразовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
17. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 12.08.2019 № 918-од «Об утверждении авторских образовательных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
18. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01.07.2019 № 649-од «Об утверждении авторских образовательных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
19. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 30.01.2020 № 100-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
20. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.05.2020 № 568-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
21. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 595-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
22. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 600-од «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
23. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 631-од «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
24. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 201/1845.
25. ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
26. Требования по организации работы общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в 2020/21 учебном году в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденные на заседании Чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссии (ЧСПК) при Правительстве Луганской Народной Республики от 21.07.2020.
27. Устав ГОУ ЛНР «Новосветловская гимназия».
Рабочая программа «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
1.1 Актуальность рабочей программы
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
1.2 Цели и задачи
Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи
1.3 Особенности возрастной группы детей.
Программа «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан для детей 6,5 – 11 лет на 33 ч в первом классе и 34 ч во 2-4 классах: 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.
1.4 Формы внеурочной деятельности
тематические занятия;
игровые уроки;
практические занятия;
конкурсы, соревнования;
подготовка и проведение игр и праздников;
просмотр видеоматериалов;
организация экскурсий.
1.5 Описание места курса в учебном плане
Место факультатива в учебном плане. Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в первом классе и 34 ч во 2-4 классах: 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов — 135 ч.
2. Ожидаемые результаты
Личностные результаты изучения курса этики.
У учащихся будут сформированы:
· знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
· базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
· первоначальные этические представления (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;
· сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;
· классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе);
· сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
· работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· ведению диалога;
· признанию возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· выражению своего мнения и аргументация своей точки зрения;
· уважительному восприятию других точек зрения.
Предметные результаты
В результате изучения краеведения ученик научится:
· воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
· оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
· использовать в речи слова вежливости;
· участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
· высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
· создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
· описывать сюжетную картинку (серию);
· оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
· самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Ученик получит возможность научиться
· Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
· воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
· оценивать внешний вид человека.
· использовать доброжелательный тон в общении;
· оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п
|
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примеча ния |
|
по плану |
по факту |
||||
Школьный этикет-5 часов |
|||||
1 |
1 |
Мы в школе |
|
|
|
2 |
2 |
Мы пришли на урок |
|
|
|
3 |
3 |
Зачем нужны перемены? |
|
|
|
4 |
4 |
Мы в школьной столовой |
|
|
|
5 |
5 |
Правила поведения за столом |
|
|
|
Правила общения-11 часов |
|||||
6 |
1 |
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? |
|
|
|
7 |
2 |
Правила вежливости |
|
|
|
8 |
3 |
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках |
|
|
|
9 |
4 |
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
|
|
|
10 |
5 |
Значение вежливых слов в жизни |
|
|
|
11 |
6 |
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам |
|
|
|
12 |
7 |
Мой учитель |
|
|
|
13 |
8 |
Думай о других: сочувствие, как его выразить? |
|
|
|
14 |
9 |
Моя семья |
|
|
|
15 |
10 |
Пути выхода из конфликтной ситуации |
|
|
|
16 |
11 |
Практическое знакомство с правилами коллективных игр |
|
|
|
О трудолюбии-6 часов |
|||||
17 |
1 |
Значение труда в жизни людей |
|
|
|
18 |
2 |
Что помогает учиться лучше (старательность) |
|
|
|
19 |
3 |
Учение как основной труд и обязанность школьника |
|
|
|
20 |
4 |
Трудолюбие как главная ценность человека |
|
|
|
21 |
5 |
Трудолюбие как главная ценность человека |
|
|
|
22 |
6 |
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) |
|
|
|
Культура внешнего вида-4 часа |
|||||
23 |
1 |
Внешний вид человека |
|
|
|
24 |
2 |
Правила опрятности и их значение для здоровья |
|
|
|
25 |
3 |
Основные правила Мойдодыра |
|
|
|
26 |
4 |
Итоговое занятие |
|
|
|
Внешкольный этикет-7 часов |
|||||
27 |
1 |
Правила поведения на улице |
|
|
|
28 |
2 |
Правила поведения в транспорте |
|
|
|
29 |
3 |
Правила поведения в общественных местах |
|
|
|
30 |
4 |
Вежливое отношение к людям |
|
|
|
31 |
5 |
«Спасибо» и «пожалуйста» |
|
|
|
32 |
6 |
«Здравствуйте» и «до свидания» |
|
|
|
33 |
7 |
Итоговое занятие |
|
|
|
4. Содержание изучаемого курса
№ |
Наименование раздела |
Часы учебного времени |
1 класс |
33 часа |
|
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
6 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
2 класс |
34 часа |
|
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
3 класс |
34 часа |
|
1 |
Школьный этикет |
5 |
2 |
Правила общения |
11 |
3 |
О трудолюбии |
8 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
6 |
4 класс |
34 часа |
|
1 |
Школьный этикет |
8 |
2 |
Правила общения |
8 |
3 |
О трудолюбии |
7 |
4 |
Культура внешнего вида |
4 |
5 |
Внешкольный этикет |
7 |
5. Методическое обеспечение
· Видеоуроки . Нравственное воспитание. 1-4 классы. 24 сюжета. Учителям начальных классов, воспитателям и родителям., 2015, ООО «КОМПЭДУ»
· Интернет-ресурсы:
· http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/04/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-moy-kray
· http://uchkopilka.ru/
· http://akunb.altlib.ru/
· http://www.myaltai.ru/
Дидактические материалы
1. Демонстрационные картинки с изображением профессий
2. Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
3. Наборы сюжетных картинок
6. Список литературы
1. Барто А.Л. «В театре».
2. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
3. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
4. Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
5. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
6. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
7. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
8. Осеева В.А. «Волшебное слово».
9. Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
10. Толстой Л.Н. Волк и собака.
11. Чуковский К. И. «Федорино горе».
12. Чуковский К.И. «Мойдодыр».
13. Чуковский К.И. «Телефон».
14. Чуковский К.И. «Краденое солнце».
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей начальных классов
Руководитель МО
________________ Н.А. Зензерова
Протокол
№______ от ______________
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
______________Ю.А. Быцюта
«_____»_______20_ г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.