ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:
· мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
· сенсорного восприятия;
· глазомера;
· логического мышления;
· воображения;
· волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
· художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.
Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.
Программа обучения ручному труду содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть обучающиеся.
Программа является составительской. Разработана с учетом возрастных особенностей. Программа рассчитана на 4 года обучения, 1часа в неделю.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
· всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
· знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
· формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
· обучение различным приемам работы с бумагой;
· применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
· дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон;
· дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
Развивающие:
· развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
· развитие мелкой моторики рук и глазомера;
· развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
· развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Воспитательные:
· воспитание интереса к искусству оригами;
· расширение коммуникативных способностей детей;
· формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
1 класс (31 часа)
№ п/п |
Наименование тем |
Часы |
Деятельность учащихся |
1 |
Знакомство с оригами
|
2 ч. |
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
|
2 |
Квадрат – основная форма оригами |
4 ч. |
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
|
3 |
Базовая форма:
|
5 ч. |
Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». |
4 |
Ёлочные игрушки |
4 ч. |
История празднования Нового года. Складывание ёлочных игрушек на основе изученных базовых форм. Оформление класса.
|
5 |
Базовая форма: |
6 ч. |
Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке». |
6 |
Базовая форма: |
4 ч. |
Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. |
7 |
Базовая форма: |
3 ч. |
Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». |
8 |
Базовая форма «Конверт» |
3 ч. |
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
|
знать |
уметь |
что такое оригами |
подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами |
выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника |
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов |
пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей |
собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы |
составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
|
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
ЗНАКОМСТВО С ОРИГАМИ (2 ч.) |
||||
1 |
1 |
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. |
02.09 |
|
2 |
2 |
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. |
09.09 |
|
КВАДРАТ – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРИГАМИ (4 ч.) |
||||
3 |
1 |
Знакомство с понятием «базовые формы». |
16.09 |
|
4 |
2 |
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
|
23.09 |
|
5 |
3
|
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. |
30.09 |
|
6 |
4 |
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. |
07.10 |
|
БАЗОВАЯ ФОРМА: «ТРЕУГОЛЬНИК» (5 ч.) |
||||
7 |
1 |
Стилизованный цветок. |
14.10 |
|
8 |
2 |
Лисёнок и собачка.
|
21.10 |
|
9 |
3 |
Яхта и пароход.
|
11.11 |
|
10 |
4 |
Синица и снегирь. |
18.11 |
|
11 |
5 |
Композиция «Птицы в лесу». |
25.11 |
|
ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (4 ч.) |
||||
12 |
1 |
История празднования Нового года. |
02.12 |
|
13 14 |
2 3 |
Складывание ёлочных игрушек на основе изученных базовых форм. |
09.12 16.12 |
|
15 |
4 |
Оформление класса. |
23.12 |
|
БАЗОВАЯ ФОРМА: «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ» (6 ч.) |
||||
16 |
1 |
Кролик. |
13.01 |
|
17 |
2 |
Щенок. |
20.01 |
|
18 |
3 |
Курочка и петушок. |
27.01 |
|
19 |
4 |
Сова. |
03.02 |
|
20 |
5 |
Сказочные птицы. |
10.02 |
|
21 |
6 |
Композиция «Домашние птицы на лужайке». |
17.02 |
|
БАЗОВАЯ ФОРМА: «ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК» (4 ч.) |
||||
22 |
1 |
Рыбка. |
03.03 |
|
23 |
2 |
Бабочка. |
10.03 |
|
24 |
3 |
Головастик и жук. |
17.03 |
|
25 |
4 |
Лилия. |
31.03 |
|
БАЗОВАЯ ФОРМА: «ДВОЙНОЙ КВАДРАТ» (3 ч.) |
||||
26 |
1 |
Жаба. |
07.04 |
|
27 |
2 |
Яхта. |
14.04 |
|
28 |
3 |
Композиция «Островок в пруду». |
21.04 |
|
БАЗОВАЯ ФОРМА «КОНВЕРТ» (3 ч.) |
||||
29 |
1 |
Пароход. |
28.04 |
|
30 |
2 |
Подводная лодка. |
05.05 |
|
31 |
3 |
Композиция «В море». Итоговое занятие. |
19.05 |
|
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
__________ ( Радько А.В. )
протокол № от
«____» _________ 2016 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
___________ (Иванова Л.Г.)
«_____» ____________ 2016 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.