2.2.10.Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектирование и моделирование»
Рабочая программа курса «Моделирование и проектирование» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс Проектирование и моделирование», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития мыслительных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы внеурочной деятельности «Проектирование и моделирование» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- знать способы выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения диалога;
- уметь работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели;
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы над проектом.
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- знать этапы проектирования и разработки модели, источники получения информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- уметь применять знания основ механики и алгоритмизации в творческой и проектной деятельности;
- владеть навыками проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- знать способы отладки и тестирования разработанной модели/робота;
- уметь анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
- владеть навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, проектирования и программирования собственных моделей;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- знать способы описания модели;
- уметь подготавливать творческие проекты и представлять их в том числе с использованием современных технических средств;
- владеть навыками использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для описания и представления разработанной модели;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- знать основные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в ходе технического творчества и проектной деятельности;
- уметь готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением в ходе представления своей модели;
- владеть навыками работы с разными источниками информации, подготовки творческих проектов к выставкам;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- знать элементы и базовые конструкции модели, этапы и способы построения и программирования модели;
- уметь осуществлять анализ и сравнение моделей, выявлять сходства и различия в конструкции и поведении разных моделей;
- владеть навыками установления причинно-следственных связей, анализа результатов и поиска новых решений в ходе тестирования работы модели;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- знать основные этапы и принципы совместной работы над проектом, способы распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь адаптироваться в коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме, налаживать конструктивный диалог с другими участниками группы, аргументированно убеждать в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения в ходе групповой работы над совместным проектом;
- владеть навыками совместной проектной деятельности.
Предметные:
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- знать особенности различных моделей и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический и текстовый язык программирования;
- уметь использовать приобретенные знания для творческого решения конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
- владеть навыками создания и программирования действующих моделей роботов на основе различных конструкторов, навыками модификации программы, демонстрации технических возможностей моделей роботов;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- знать конструктивные особенности модели, технические способы описания конструкции модели, этапы разработки и конструирования модели;
- уметь выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом, логически правильно и технически грамотно описывать поведение своей, модифицировать модель путем изменения конструкции или создания обратной связи при помощи датчиков;
- владеть навыками проведения физического эксперимента, навыками начального технического конструирования, навыками составления программ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Формы обучения и виды занятий по программе:
- Демонстрации
- Фронтальные лабораторные работы и опыты
- Исследовательская проектная деятельность
- Самостоятельная индивидуальная работа
- Групповая работа
- Мини-лекции
- Мультимедиа
- Игры
- Соревнования
- Презентации
- Творческая работа
Методы проведения занятий
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (конструирование моделей по схемам и инструкциям);
Репродуктивный- воспроизводство знаний и способов деятельности (конструирование моделей и конструкций по образцу);
Частично – поисковый- решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении;
Метод проектов - под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся ставят и решают собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.
Раздел 1.Введение - 2 ч
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях .
Раздел 2. Роботы - 12 ч.
Теория:
Что такое робот? Роботы в жизни человека.
Робот-андроид, области применения роботов.
Конструктор , его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, мото-
ров и блока управления. Правила программирования роботов.
Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка.
Достоинства применения модульного принципа.
Современные предприятия и культура производства.
Практика: исследование основных элементов конструктора и правил подключения основных
частей и элементов робота.
Раздел 3.Путешествие по стране LEGO - 12 ч
Учимся читать простые схемы. Просмотр мультфильма «Фиксики. Манипулятор». Сборка манипулятора.
Просмотр презентации «Самые высокие башни мира». Постройка башни.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Будильник». Знакомство с зубчатым колесом (передача движения). Сборка передачи и волчка.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения». Знакомство с силой трения. Творческое занятие. Сборка миксера.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей.
Творческое занятие. Колеса и оси. Сборка простой тележки. Сборка машины с передним приводом. Сборка модели по замыслу.
Просмотр мультфильма «Фиксики. Рычаг». Сборка рычага.
Раздел 4. Конструирование -8 ч
Давайте познакомимся
Давай посмотрим
Найти деталь, как у меня
Что нас окружает
Мебель
Транспорт
Замок
Дорога для машин
Раздел 5. Роботы и экология - 2 ч.
Теория: Понятие об экологической проблеме, моделирование ситуации по решению экологической проблемы.
Практика: разработка проекта для робота по решению одной из экологических проблем.
программы для робота по установке контакта с представителем внеземной цивилизации.
Раздел 6. Первые отечественные роботы - 2 ч.
Теория: Первые российские роботы, краткая характеристика роботов.
Практика: Проверка работоспособности робота.
Раздел 7.Техническое конструирование и робототехника (8ч)
Конструирование и программирование по образцу. Светофор.
Конструирование и программирование по модели. Грузовые машины.
Конструирование и программирование по условиям. Военная техника Самолет.
Конструирование и программирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Путешествие в космос.
Конструирование и программирование по замыслу. Городской транспорт.
Конструирование и программирование по теме. Военная техника.
Конструирование по замыслу. Мониторинг.
Раздел 8.Соревнования по скоростной сборке моделей (2 ч).
Проведение соревнований среди обучающихся объединения по скоростной сборке моделей из конструкторов «Простые механизмы» и «Lego».
Раздел 9. Защита проектов (2ч).
Практика: презентация выполненных проектов роботов.
Раздел 10. Заключительное занятие (1ч). Подведение итогов.
4 класс |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
01.09 |
|
2 |
Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения». Знакомство с силой трения. |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой |
15.09 |
|
3 |
Творческое занятие. Сборка миксера. |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
29.09 |
|
4 |
Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей. |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой |
13.10 |
|
5 |
Творческое занятие. Колеса и оси. Сборка простой тележки. |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
29.10 |
|
6 |
Сборка машины с передним приводом |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
10.11 |
|
7 |
Сборка модели по замыслу |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
01.12 |
|
8 |
Просмотр мультфильма «Фиксики. Рычаг». Сборка рычага. |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой |
15.12 |
|
9 |
«Давайте познакомимся» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
29.12 |
|
10 |
«Давай посмотрим» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
19.01 |
|
11 |
«Найти деталь, как у меня» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
02.02 |
|
12 |
«Что нас окружает» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
16.02 |
|
13 |
«Мебель» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
15.03 |
|
14 |
«Транспорт» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
29.03 |
|
15 |
«Замок» |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
19.04 |
|
16 |
Дорога для машин |
1 |
Учитель использует в соответствии с темой
|
03.05
|
|
17 |
Подведение итогов. |
1 |
|
24.05 |
|
|
|
17 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.