Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПМ.01 к УП 2023.docx

Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сосногорский технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

   Утверждаю

        Директор  ГПОУ «CТТ» 

__________________Ушакова И.В.

«_____»________________20___ г.

М.п.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ,  СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН

 

образовательной программы среднего профессионального образования по 

 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

 

 

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

 

 

 

 

Форма обучения: очная

Срок обучения: 1 год 10 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосногорск, 2023 г.

Рабочая программа профессионального модуля

ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных,  строительных и лесных машин

образовательной программы среднего профессионального образования программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

 

Организация-разработчик:

Государственное профессиональное  образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».

 

Разработчик:

         Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.

 

 

Аннотация

 

Рабочая программа профессионального модуля  ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных,  строительных и лесных машин разработана на основе требований:

-       Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2022 г. № 328);

-       Учебного плана образовательной программы  среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.02.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.

 

 

Эксперт от работодателя:

ООО «Спецавтодор»

(место работы)

главный инженер

 

(Султанов Р.Г.)

(занимаемая должность)

 

(подпись/инициалы, фамилия)

М.П.

 

©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023

© Терёшина А.С.,  2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ,  СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН…………………………………………………………………………….

4

 

1.1 Область применения программы…………………………………………......

4

 

1.2 Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля…

4

 

1.2.1

Перечень общих компетенций……………………………………….

4

 

1.2.2

Перечень профессиональных компетенций……………..……………

4

 

 

 

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……..

6

 

 

 

3

СТРУКТУРА и содержание   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   МОДУЛЯ

7

 

3.1 Тематический план профессионального модуля……………………………

7

 

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)….……..…...

8

 

 

 

4

условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………

15

 

4.1 Материально-техническое обеспечение………………….…………………

15

 

4.2 Информационное обеспечение обучения…………………………………..

15

 

4.3 Организация образовательного процесса…………..……………………….

18

 

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса……………………….….

 

19

5

Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)…………………………………………………………….…

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ профессионального модуля

ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ,  СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН

 

1.1.          Область применения программы

 

Рабочая программа профессионального модуля  является частью основной образовательной программы  в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

 

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности (ВД): Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин  и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции.

 

1.2.1. Перечень общих компетенций

 

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к

различным контекстам.

ОК 04.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

 

1.2.2. Перечень профессиональных компетенций

 

Код

Наименование профессиональных компетенций

ВД 1.

Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин

ПК 1.1.

Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин.

ПК 1.2.

Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.

ПК 1.3.

Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание.

ПК 1.4.

Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения.

ПК 1.5.

Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию.

 

 

 

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

 

иметь практический опыт

        проверки технического состояния, проведения комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности дорожных, строительных и лесных машин;

        замены рабочего оборудования в зависимости от выполнения производственных задач;

        осуществления ежесменного и периодического технического обслуживания ДВС и дорожных, строительных и лесных машин;

        выполнению работ по постановке и снятию с различных видов хранения;

        оформления технической и отчетной документации по техническому обслуживанию;

уметь

        определять техническое состояние систем и механизмов дорожных, строительных и лесных машин;

        использовать инструмент, приспособления и оборудование при проведении монтажа и демонтажа рабочего оборудования дорожных, строительных машин и лесных машин;

        применять инструмент, приспособления при проведении мероприятий по ежесменному и периодическому обслуживанию;

        применять необходимое оборудование, инструмент, приспособления при проведении работ по постановке и снятию с различных видов хранения;

        заполнять отчетную документацию;

знать

        устройство, принцип действия, производственные и регулировочные характеристики дорожных, строительных и лесных машин;

        применение различных видов рабочего оборудования и порядок их монтажа и демонтажа;

        сроки и мероприятия при проведении различных видов периодического технического обслуживания и объемы, и характеристики расходных материалов;

        виды хранения техники, перечень работ, сроки проведения, необходимое оборудование, заполнение отчетной документации;

        основные положения по эксплуатации, техническому обслуживанию дорожных, строительных и лесных машин, формы необходимой документации, правила и порядок ее заполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2        результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

           Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности (ВД): Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:                                                                                               Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности Выполнение монтажа каркас,

 

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин.

ПК 1.2.

Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.

ПК 1.3.

Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание.

ПК 1.4.

Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения.

ПК 1.5.

Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 04.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

 

 

 


3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

3.1. Тематический план профессионального модуля

 

Коды профессиональных, общих компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Суммарный объем нагрузки, час.

Объем профессионального модуля, ак. час.

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Обучение по МДК

Практики

Всего,

часов

в том числе

Учебная

Производственная

лекции, уроки

лабораторные и практические занятия

консультации

Промежуточная аттестация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ПК 1.1., ПК 1.2.,

ПК 1.3., ПК 1.4.

ПК 1.5.

ОК 01., ОК 04.

ОК 07., ОК 09.

МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин

212

212

98

106

2

6

-

-

-

Учебная практика

144

 

144

 

-

Производственная практика

144

 

-

144

-

 

Всего:

500

212

98

106

2

6

144

144

-

 

 

 

 

 

 


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального

модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, консультации, промежуточная аттестация

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.01.01.  Устройство, техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин

 

212

 

Раздел 1.

Назначение, устройство и принцип работы дорожных, строительных и лесных машин

 

88

 

Тема 1.1.

Общие сведения
о дорожных, строительных
и лесных машинах

Содержание учебного материала

8

2

Классификация дорожных, строительных и лесных машин. Условия работы дорожных, строительных и лесных машин и предъявляемые к ним требования. Критерии оценки дорожных, строительных и лесных машин.

2

Тема 1.2.

Устройство и принцип работы дорожных, строительных и лесных машин

 

Классификация двигателей внутреннего сгорания. Основные параметры работы двигателей. Устройство двигателей внутреннего сгорания, применяемых на дорожных, строительных и лесных машинах.

2

2

Назначение, устройство и принцип работы:

- кривошипно-шатунного механизма;

- газораспределительного механизма, совмещенная работа КШМ и ГРМ;

- систем охлаждения;

- систем смазки;

- систем питания.

4

Практические занятия

26

3

Назначение, устройство и работа узлов и агрегатов трансмиссии: муфт сцепления, коробок перемены передач, карданных передач и ведущих мостов.

6

Система управления колесных машин. Назначение и принцип работы механизмов и устройств рулевого управления и тормозных систем. Привода рулевого управления и тормозных систем колесных машин.

4

Система управления гусеничных машин. Назначение и принцип работы механизмов и устройств рулевого управления и тормозных систем. Привода рулевого управления и тормозных систем гусеничных машин.

6

Назначение, устройство и принцип действия ходовой части колесных машин. Подвеска.  Классификация и устройство шин.

4

Назначение, устройство и принцип действия ходовой гусеничных машин. Типы подвесок. Привод ведущих звездочек, устройство ходовых тележек, поддерживающих катков, ленивцев и ходовых балансирных кареток. Устройство гусениц и механизм натяжения гусениц.

6

Тема 1.3.

Назначение, устройство и принцип действия навесного оборудования дорожных, строительных и лесных машин

Содержание учебного материала

24

2

Назначение, устройство и принцип работы навесного оборудования бульдозеров. Рабочее оборудование.

2

Бульдозерное оборудование с поворотным и неповоротным отвалом, режущие ножи отвала. Погрузочное и рыхлительное оборудование.

2

Съемные дополнительные органы и их назначение. Привод рабочего оборудования.

2

Назначение и принцип работы системы управления рабочими механизмами. Назначение, устройство и принцип работы гидроустройств (силовых цилиндров, гидронасосов, гидрораспределителей, клапанной аппаратуры).

2

Назначение, устройство и принцип работы навесного рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов (обратной лопаты, прямой лопаты, погрузочного оборудования, грейфера, оборудования для рыхления грунтов, сменных рабочих органов) и их привод.

2

Назначение, устройство и принцип работы силового гидравлического оборудования (системы и аппаратуры управления, гидронасосов, гидромоторов, гидроцилиндров, клапанной аппаратуры и распределительных устройств).

2

Вспомогательное гидрооборудование экскаваторов. Устройство и работа механизмов поворота рабочего оборудования и платформы, опорно-двигательного устройства.

2

Особенности устройства экскаваторов с механическим  приводом.

2

Назначение, устройство и работа механизмов передвижения ходовых устройств механизмов реверса и поворота. Назначение и принцип работы системы управления рабочими механизмами. Рабочее оборудование.

2

Назначение, устройство электрооборудования  дорожных, строительных и лесных машин.

2

Работа электрических устройств системы освещения и вентиляции кабины, осветительных приборов и системы зажигания пусковых двигателей.

2

Назначение, устройство и принцип действия электрических датчиков и звукового сигнала.

2

Практические занятия

30

 

3

Частичная разборка и сборка двигателей ДЗ-110, ДЗ-42.

4

Разборка и сборка элементов системы питания двигателя Д-42.

4

Разборка и сборка ходовой части бульдозера ДЗ-110 (Т-170).

4

Разборка и сборка рулевого управления экскаватора ЭО-2621 (МТЗ).

4

Разборка и сборка коробки перемены передач бульдозера ДЗ-110 (Т-170).

4

Разборка и сборка главной передачи и ведущего моста экскаватора ЭО-2626 (МТЗ-80/82).

4

Разборка узлов и агрегатов  дорожных, строительных и лесных машин,  подготовка их к ремонту.

6

Раздел 2.

Техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных, строительных и лесных машин

 

116

 

Тема 2.1.

Система технического обслуживания и ремонта дорожных, строительных и лесных машин

Содержание учебного материала

26

2

Техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин.  

2

Организация производства работ по техническому обслуживанию и ремонту. Организационно-технические мероприятия планово-предупредительного обслуживания.

2

Технологические операции при техническом обслуживании и ремонте машин. Наладка и техническое обслуживание землеройной техники.

2

Наладка, техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования бульдозеров.

2

Наладка, техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования экскаваторов. Регулировка элементов гидрооборудования навесного оборудования.

2

Средства ремонта машин. Основные способы восстановления изношенных деталей.

2

Разборка машин и их сборочных единиц. Дефектовка деталей. Комплектация механизмов, агрегатов и узлов деталями при текущем ремонте машин.

2

Ремонт блока цилиндров и деталей кривошипно-шатунного механизма.

2

Ремонт головки блока и деталей газораспределительного механизма.

2

Ремонт муфт сцепления и коробок перемены передач.

2

Ремонт задних мостов колесных и гусеничных дорожных и строительных машин.

2

Ремонт рулевого управления и тормозных систем.

2

Ремонт ходовой части гусеничных машин. Ремонт ходовой части колесных машин.

2

Практические занятия

20

3

Проведение технического обслуживания колесных тракторов и навесного их оборудования.

4

Проведение технического обслуживания гусеничных бульдозеров и экскаваторов.

4

Последовательность разборки двигателя при замене цилиндро-поршневой группы.

2

Замена сломанной шпильки блока двигателя. Способы заделки чугунных блок-картеров.

2

Притирка клапанов газораспределительного механизма.

2

Ремонт и порядок регулировки муфты сцепления. Ремонт и регулировка зазоров в главной передаче.

2

Основные неисправности и ремонт гидрораспределителей. Основные неисправности гидроцилиндров. Ремонт гидрорукавов, фильтров, маслопроводов.

2

Ремонт аккумуляторных батарей.  Зарядка аккумуляторной батареи.

2

Тема 2.2.

Способы выявления и устранения неисправностей

Содержание учебного материала

16

2

Износ и надежность работы механизмов, узлов и агрегатов бульдозерной и экскаваторной техники и ее навесного оборудования.

1

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя, способы их обнаружения и устранения при техническом обслуживании.

1

Основные неисправности газораспределительного механизма двигателя, способы их обнаружения и устранения при техническом обслуживании. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме.

1

Неисправности системы охлаждения, системы смазки, системы питания, способы их обнаружения и устранения.

1

Неисправности системы зажигания пусковых двигателей и их устранение при техническом обслуживании.

1

Обнаружение неисправностей муфт сцепления, их устранение.

1

Способы выявления неисправностей коробок перемены передач и редукторов, и раздаточных коробок.

1

Устранение неисправностей главной передачи и задних ведущих мостов.

1

Обнаружение и способы устранения неполадок ходовой части машин. Натяжение гусениц бульдозеров и экскаваторов.

1

Способы выявления и устранения неисправностей рулевого управления машин.

1

Способы выявления и устранения неисправностей тормозных систем колесных машин.

1

Способы выявления и устранения неисправностей тормозных систем гусеничных машин.

1

Неисправности гидрооборудования бульдозеров, их устранение.

1

Неисправности гидрооборудования экскаваторов, их устранение.

1

Неисправности навесного оборудования бульдозеров, способы их устранения.

1

Неисправности навесного оборудования  экскаваторов, способы их устранения.

1

Практические занятия

22

3

Выявление и устранение неполадок КШМ и ГРМ двигателя. Основные регулировочные операции при устранении неисправностей механизмов.

4

Основные неисправности систем охлаждения и смазки двигателей, способы обнаружения и устранения.

4

Основные неисправности узлов и агрегатов трансмиссии гусеничных бульдозеров, обнаружение и способы устранения.

4

Выявление и способы устранения неисправностей ходовой части машин. Наладка и регулировка навесного оборудования бульдозера для планировки строительной площадки.

4

Составление технологических карт по технологии выявления и устранения неисправностей (по выбору).

6

Тема 2.3.

Технология выполнения текущих ремонтных работ, требования безопасного пользования ручным и механизированным инструментом

Содержание учебного материала

18

2

Порядок разборки, сборки деталей и узлов оборудования. Сборка разъемных и неразъемных соединений.

2

Выверка расположения валов и муфт. Выверка и регулировка зубчатых передач.

1

Выверка и регулировка ременных и цепных передач.

1

Сборка резьбовых соединений. Балансировка вращающихся деталей. Смазка оборудования. Обкатка оборудования на холостом ходу и под нагрузкой.

2

Смазка оборудования. Обкатка оборудования на холостом ходу и под нагрузкой.

2

Технология выполнения текущего ремонта двигателя, последовательность разборки и сборки. Обкатка и испытание двигателей. Последовательность разборки и сборки при замене блок-картера, замене цилиндро-поршневой группы, замене коленвала.

2

Последовательность разборки и сборки при ремонте узлов и агрегатов трансмиссии колесных и гусеничных машин. Основные регулировочные операции при ремонте муфт сцепления, коробок перемены передач, карданных валов и ведущих мостов.

2

Технология выполнения текущего ремонта ходовой части машин, последовательность разборки и сборки. Натяжение гусениц.

2

Последовательность разборки и сборки при ремонте навесного оборудования бульдозера.

2

Виды механизированного инструмента, используемого при ТО и ремонте дорожных и строительных машин. Требования безопасного пользования механизированным и электрофицированным инструментом. Технические условия использования такого инструмента.

2

Практические занятия

8

3

Проведение разборки, сборки разъемных и неразъемных соединений.

4

Выполнение выверки и регулировки зубчатых передач, валов и муфт. Выполнение выверки и регулировки ременных и цепных передач.

2

Подготовка ручного и механизированного инструмента для работы. Правильное использование ручного и механизированного инструмента. Требования ТБ, предъявляемые к ручному и механизированному инструменту.

2

Тема 2.4.

Постановка техники и снятие ее с различных видов хранения

Содержание учебного материала

2

2

Виды хранения (ежесменное, краткосрочное и длительное).

Мероприятия, проводимые по подготовке к постановке техники на различные виды хранения.

Мероприятия, проводимые по снятию техники с  различных видов хранения. Оформление технической документации.

2

Тема 2.5.

Эксплуатационная и техническая документация

Содержание учебного материала

4

2

Документация, обеспечивающая планово-предупредительную систему обслуживания и ремонта машин. Техническая документация для контроля за ремонтом узлов, агрегатов и механизмов машин.

2

Техническая документация при проведении капитальных ремонтов. Правила предъявления рекламационных документов.

1

Регистрационная документация дорожной и строительной техники. Порядок регистрации и регистрационные органы.

1

 

Консультации

2

 

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам преподавателя). Подготовка к экзамену.

2

Промежуточная аттестация

Экзамен.

6

 

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА 

144

3

Виды работ:

        охрана труда и пожарная безопасность при выполнении работ в ремонтных мастерских;

        слесарные работы;

        изготовление простейших деталей;

        система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин;

        выявление неисправностей;

        выполнения ремонтных работ с использованием ручных и механизированных инструментов.

 

144

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

144

3

Виды работ:

        ознакомление с предприятием и инструктаж по охране труда и пожарной безопасности;

        выполнение работ по очистке рабочих органов и кузовных элементов: по мойке, уборке, очистке деталей, узлов, механизмов и кузовных элементов;

        определение органолептическими и инструментальными методами незначительных неисправностей в работе и выполнение визуального контроля общего технического состояния;

        выполнение контрольного осмотра и проверки исправности всех агрегатов;

        выполнение работ по устранению обнаруженных незначительных неисправностей в работе;

        выполнение контрольно-регулировочных операций при ежесменном техническом обслуживании узлов и механизмов;

        выполнение приема горюче-смазочных материалов и технических жидкостей с заполнением отчетной документации;

        выполнение работ по монтажу  и демонтажу с  дорожной, строительной и лесной машины навесного оборудования;

        проверка заправки и дозаправка силовых установок и систем управления дорожной, строительной и лесной машины топливом, маслом, охлаждающей и специальными жидкостями;

        выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин;

        управление машинами различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими органами, узлами и механизмами согласно технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании дорог, искусственных сооружений, земляного полотна;

        техническое обслуживание машин. Постановка техники на хранение. Снятие техники с хранения.

144

Итоговый контроль знаний – квалификационный экзамен.

 

 

 

Всего:

500

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4 условия реализации  программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Материально-техническое обеспечение

 

Имеется  кабинет, конструкции дорожных и строительных машин; мастерские: слесарная, электромонтажная; лаборатории: материаловедения, технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин.  

 

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:

-       рабочие места по количеству обучающихся;

-       рабочее место преподавателя.

 

Дидактический материал:

-       комплект учебно-методической документации;

-       комплекты инструкционно-технологической документации;

-       наглядные материалы.

 

Оборудование, инструменты и приспособления  учебных мастерских:

-       рабочие места по количеству обучающихся;

-       верстаки, оборудованные поворотными тисками;

-       средства коллективной и индивидуальной защиты;

-       набор инструментов для выполнения разборочно - сборочных работ;

-       агрегаты, механизмы и приборы.

 

Технические средства обучения (кабинет № 22):

-       персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-       ноутбуки;

-       проектор;

-       интерактивная доска.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

        

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основные источники:

1.     Пучин Е.А., Кушнарев Л.И.,  Петрищев Н.А. и др. Техническое обслуживание и ремонт тракторов [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. Е.А. Пучина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

2.     Полосин М.Д. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / М.Д. Полосин, Э.Г. Ронинсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 80 с.

3.     Сапоненко У.И. Машинист экскаватора одноковшового [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / У.И. Споненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.

4.     Васильев Б.С., Долгополов Б.П., Доценко Г.Н. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов [Текст]: Учебник для учреждений сред. проф. образования / под ред. В.А. Зорина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.

5.     Ранеев А.В., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / А.В. Ранеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 488 с.

6.     Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин [Текст]: Учебник для нач. проф. образования, учеб. пособие для сред. проф. образования / М.Д. Полосин. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 424 с.

7.     Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ, 2015 г.

 

Дополнительные источники:

1.     Гладов Г.И. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – Москва: Академия, 2019. – 256 с.

2.     Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета : учебник для СПО / Р. М. Баширов. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 336 с. - ISBN 978-5-8114-7282-6

3.     Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для СПО / Б. Ф. Белецкий. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 608 с. - ISBN 978-5-8114-8100-2

4.     Долгих, А. И. Слесарные работы: учебное пособие / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. – 528 с.: ил. – (Мастер). – ISBN 978-5-98281-104-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/941923  

5.     Конструкция тракторов и автомобилей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, А. В. Ворохобин, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 288 с. - ISBN 978-5-8114-6661-0

6.     Полосин М.Д. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных  и строительных машин / М.Д. Полосин. – Москва: Академия, 2019. – 240 с.

7.     Рахимянов, Х. М.  Технология машиностроения: сборка и монтаж : учебное пособие для среднего профессионального образования / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 241 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04387-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]

8.     Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. – Москва: Академия, 2019. – 320 с.

9.     Поливаев, О. И. Электронные системы управления автотракторных двигателей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 200 с. - ISBN 978-5-8114-6697-9

10. Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие для СПО / А. И. Хорош, И. А. Хорош. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 704 с. - ISBN 978-5-8114-8265-8

11. Уханов, А. П. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Голубев. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 188 с. — ISBN 978-5-8114-4582-0

12. Хорольский, В.Я. Эксплуатация электрооборудования: учебное пособие для СПО / В.Я. Хорольский, М.А. Таранов, В.Н. Шемякин. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 268 с.

 

Основные электронные издания

1.     Двигатели автотракторной техники: учебник / Шатров М.Г., под ред., Алексеев И.В., Дунин А.Ю., Ерещенко В.Е., Мельников В.И., Скороделов С.Д. – Москва: КноРус, 2021. – 400 с.  – URL: https://book.ru/book/941541 – Текст: электронный.

2.     Долгих, А. И. Слесарные работы: учебное пособие / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. – 528 с.: ил. – (Мастер).  – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/941923  

3.     Поливаев, О.И. Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства: учебное пособие / Поливаев О.И., Ворохобин А.В., Гребнев В.П. – Москва: КноРус, 2020. – 259 с. – URL: https://book.ru/book/932703 – Текст: электронный.

4.     Рахимянов, Х. М.  Технология машиностроения: сборка и монтаж : учебное пособие для среднего профессионального образования / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 241 с. – (Профессиональное образование).– Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453832   

5.     Тракторы и автомобили. Конструкция: учебное пособие / Поливаев О.И., под ред., Гребнев В.П., Ворохобин А.В., Божко А.В. – Москва: КноРус, 2020. – 252 с. – URL: https://book.ru/book/932702 – Текст: электронный.

6.     Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для СПО / Б. Ф. Белецкий. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 608 с. - ISBN 978-5-8114-8100-2. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/171843 

7.     Поливаев, О. И. Электронные системы управления автотракторных двигателей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 200 с. - ISBN 978-5-8114-6697-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/151676 

8.     Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие для СПО / А. И. Хорош, И. А. Хорош. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 704 с. - ISBN 978-5-8114-8265-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/173812 

9.     Уханов, А. П. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Голубев. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 188 с. - ISBN 978-5-8114-4582-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/206900 

10. Конструкция тракторов и автомобилей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, А. В. Ворохобин, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 288 с. - ISBN 978-5-8114-6661-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/151214 

11. Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета : учебник для СПО / Р. М. Баширов. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 336 с. - ISBN 978-5-8114-7282-6. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/157451 

12. Смирнов, Ю. А. Эксплуатация автомобилей, машин и тракторов : учебное пособие для СПО / Ю. А. Смирнов. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 236 с. - ISBN 978-5-8114-8749-3. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200258 

13. Захаренко, А. В. Дорожные катки: теория, расчет, применение : монография / А. В. Захаренко, В. Б. Пермяков, Л. В. Молокова. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 328 с. - ISBN 978-5-8114-3201-1. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/213185 

 

4.3. Организация образовательного процесса

 

Рабочая программа профессионального модуля предполагает обязательную учебную  практику в мастерских образовательного учреждения и производственную практику на предприятиях города.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование  в  учебном  процессе  активных  и  интерактивных  форм  проведения  занятий  (деловых  и  ролевых  игр,    разбор  конкретных производственных ситуаций, тренинги) в сочетании  с внеаудиторной (самостоятельной) работой с целью  формирования  и  развития  профессиональных навыков обучающихся.

Реализация  рабочей программы    профессионального модуля  обеспечивается

доступом каждого обучающегося  к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной  подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. 

По результатам освоения программы модуля предусмотрен квалификационный экзамен (Кэ).

 

 

 

 

 

4.4 . Кадровое обеспечение образовательного процесса

     

           Реализация профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам)  23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин) обеспечивается педагогическими кадрами.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

            Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных,  строительных и лесных машин   должна включать текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся.

           Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу профессионального модуля разрабатываются самостоятельно преподавателями и мастерами производственного обучения и доводятся до обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин

        правильность определения технического состояния систем и механизмов;

        правильность выполнения основных операций технического осмотра.

Письменные, устные индивидуальные задания.

Тестовые задания.

Практические занятия по МДК.

Наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках: оценка процесса, оценка результатов.

Дифференцированный зачет по производственной  практике.

Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен.

ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования

        правильность осуществления сборки и разборки отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;

        правильность выбора
и применения ручных и механизированных инструментов;

        обеспечение безопасного пользования ручным и механизированным инструментом;

        правильность использования технологии выполнения ремонтных работ.

ПК 1.3. Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание

        демонстрация выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию машин и обо­рудования в соответствии с требованиями технологического процесса.

ПК 1.4. Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения

        полнота, последовательность выполнения работ по постановке единиц техники на хранение и ее снятию.

ПК 1.5. Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию

        правильность оформления и ведения необходимой документации по техническому обслуживанию.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к

различным контекстам

        обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

        адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Оценка результатов наблюдений

за деятельностью обучающегося в

процессе освоения

образовательной программы

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

        взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик;

        обоснованность анализа работы членов
команды (подчиненных).

Оценка выполнения

самостоятельной работы

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

        эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик;

        знание и использование ресурсосберегающих технологий.

Оценка результатов наблюдений

за деятельностью обучающегося в

процессе освоения

образовательной программы

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

        эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке.

Оценка результатов наблюдений

за деятельностью обучающегося в

процессе освоения

образовательной программы

 

     Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

 

    

 

     На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

 

      

 

 

 

 

           


 

Скачано с www.znanio.ru



* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.