Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г. М.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН
образовательной программы среднего профессионального образования по
программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев
Сосногорск, 2023 г.
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин
образовательной программы среднего профессионального образования программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2022 г. № 328);
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.02.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.
|
Эксперт от работодателя: |
||
|
ООО «Спецавтодор» |
||
|
(место работы) |
||
|
главный инженер |
|
(Султанов Р.Г.) |
|
(занимаемая должность) |
|
(подпись/инициалы, фамилия) |
М.П.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023
© Терёшина А.С., 2023
|
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН……………………………………………………………………………. |
4 |
|
|
|
1.1 Область применения программы…………………………………………...... |
4 |
|
|
|
1.2 Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля… |
4 |
|
|
|
1.2.1 |
Перечень общих компетенций………………………………………. |
4 |
|
|
1.2.2 |
Перечень профессиональных компетенций……………..…………… |
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…….. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
7 |
|
|
|
3.1 Тематический план профессионального модуля…………………………… |
7 |
|
|
|
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)….……..…... |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………… |
15 |
|
|
|
4.1 Материально-техническое обеспечение………………….………………… |
15 |
|
|
|
4.2 Информационное обеспечение обучения…………………………………..… |
15 |
|
|
|
4.3 Организация образовательного процесса…………..………………………. |
18 |
|
|
|
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса……………………….….
|
19 |
|
|
5 |
Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)…………………………………………………………….… |
20 |
|
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ профессионального модуля
ПМ.01 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОРОЖНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСНЫХ МАШИН
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности (ВД): Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции.
1.2.1. Перечень общих компетенций
|
Код |
Наименование общих компетенций |
|
ОК 01. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
|
ОК 04. |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
|
ОК 07. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
|
ОК 09. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
|
Код |
Наименование профессиональных компетенций |
|
ВД 1. |
Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин |
|
ПК 1.1. |
Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин. |
|
ПК 1.2. |
Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования. |
|
ПК 1.3. |
Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание. |
|
ПК 1.4. |
Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения. |
|
ПК 1.5. |
Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию. |
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
|
иметь практический опыт |
− проверки технического состояния, проведения комплекса планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности дорожных, строительных и лесных машин; − замены рабочего оборудования в зависимости от выполнения производственных задач; − осуществления ежесменного и периодического технического обслуживания ДВС и дорожных, строительных и лесных машин; − выполнению работ по постановке и снятию с различных видов хранения; − оформления технической и отчетной документации по техническому обслуживанию; |
|
уметь |
− определять техническое состояние систем и механизмов дорожных, строительных и лесных машин; − использовать инструмент, приспособления и оборудование при проведении монтажа и демонтажа рабочего оборудования дорожных, строительных машин и лесных машин; − применять инструмент, приспособления при проведении мероприятий по ежесменному и периодическому обслуживанию; − применять необходимое оборудование, инструмент, приспособления при проведении работ по постановке и снятию с различных видов хранения; − заполнять отчетную документацию; |
|
знать |
− устройство, принцип действия, производственные и регулировочные характеристики дорожных, строительных и лесных машин; − применение различных видов рабочего оборудования и порядок их монтажа и демонтажа; − сроки и мероприятия при проведении различных видов периодического технического обслуживания и объемы, и характеристики расходных материалов; − виды хранения техники, перечень работ, сроки проведения, необходимое оборудование, заполнение отчетной документации; − основные положения по эксплуатации, техническому обслуживанию дорожных, строительных и лесных машин, формы необходимой документации, правила и порядок ее заполнения. |
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности (ВД): Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности Выполнение монтажа каркас,
|
Код |
Наименование результата обучения |
|
ПК 1.1. |
Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин. |
|
ПК 1.2. |
Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования. |
|
ПК 1.3. |
Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание. |
|
ПК 1.4. |
Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения. |
|
ПК 1.5. |
Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию. |
|
ОК 01. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
|
ОК 04. |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
|
ОК 07. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
|
ОК 09. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
Коды профессиональных, общих компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Суммарный объем нагрузки, час. |
Объем профессионального модуля, ак. час. |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося |
||||||
|
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем |
||||||||||
|
Обучение по МДК |
Практики |
|||||||||
|
Всего, часов |
в том числе |
Учебная |
Производственная |
|||||||
|
лекции, уроки |
лабораторные и практические занятия |
консультации |
Промежуточная аттестация |
|||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. ПК 1.5. ОК 01., ОК 04. ОК 07., ОК 09. |
МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин |
212 |
212 |
98 |
106 |
2 |
6 |
- |
- |
- |
|
Учебная практика |
144 |
|
144 |
|
- |
|||||
|
Производственная практика |
144 |
|
- |
144 |
- |
|||||
|
|
Всего: |
500 |
212 |
98 |
106 |
2 |
6 |
144 |
144 |
- |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
|
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, консультации, промежуточная аттестация |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин |
|
212 |
|
|
Раздел 1. Назначение, устройство и принцип работы дорожных, строительных и лесных машин |
|
88 |
|
|
Тема 1.1. Общие сведения |
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
|
Классификация дорожных, строительных и лесных машин. Условия работы дорожных, строительных и лесных машин и предъявляемые к ним требования. Критерии оценки дорожных, строительных и лесных машин. |
2 |
||
|
Тема 1.2. Устройство и принцип работы дорожных, строительных и лесных машин
|
Классификация двигателей внутреннего сгорания. Основные параметры работы двигателей. Устройство двигателей внутреннего сгорания, применяемых на дорожных, строительных и лесных машинах. |
2 |
2 |
|
Назначение, устройство и принцип работы: - кривошипно-шатунного механизма; - газораспределительного механизма, совмещенная работа КШМ и ГРМ; - систем охлаждения; - систем смазки; - систем питания. |
4 |
||
|
Практические занятия |
26 |
3 |
|
|
Назначение, устройство и работа узлов и агрегатов трансмиссии: муфт сцепления, коробок перемены передач, карданных передач и ведущих мостов. |
6 |
||
|
Система управления колесных машин. Назначение и принцип работы механизмов и устройств рулевого управления и тормозных систем. Привода рулевого управления и тормозных систем колесных машин. |
4 |
||
|
Система управления гусеничных машин. Назначение и принцип работы механизмов и устройств рулевого управления и тормозных систем. Привода рулевого управления и тормозных систем гусеничных машин. |
6 |
||
|
Назначение, устройство и принцип действия ходовой части колесных машин. Подвеска. Классификация и устройство шин. |
4 |
||
|
Назначение, устройство и принцип действия ходовой гусеничных машин. Типы подвесок. Привод ведущих звездочек, устройство ходовых тележек, поддерживающих катков, ленивцев и ходовых балансирных кареток. Устройство гусениц и механизм натяжения гусениц. |
6 |
||
|
Тема 1.3. Назначение, устройство и принцип действия навесного оборудования дорожных, строительных и лесных машин |
Содержание учебного материала |
24 |
2 |
|
Назначение, устройство и принцип работы навесного оборудования бульдозеров. Рабочее оборудование. |
2 |
||
|
Бульдозерное оборудование с поворотным и неповоротным отвалом, режущие ножи отвала. Погрузочное и рыхлительное оборудование. |
2 |
||
|
Съемные дополнительные органы и их назначение. Привод рабочего оборудования. |
2 |
||
|
Назначение и принцип работы системы управления рабочими механизмами. Назначение, устройство и принцип работы гидроустройств (силовых цилиндров, гидронасосов, гидрораспределителей, клапанной аппаратуры). |
2 |
||
|
Назначение, устройство и принцип работы навесного рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов (обратной лопаты, прямой лопаты, погрузочного оборудования, грейфера, оборудования для рыхления грунтов, сменных рабочих органов) и их привод. |
2 |
||
|
Назначение, устройство и принцип работы силового гидравлического оборудования (системы и аппаратуры управления, гидронасосов, гидромоторов, гидроцилиндров, клапанной аппаратуры и распределительных устройств). |
2 |
||
|
Вспомогательное гидрооборудование экскаваторов. Устройство и работа механизмов поворота рабочего оборудования и платформы, опорно-двигательного устройства. |
2 |
||
|
Особенности устройства экскаваторов с механическим приводом. |
2 |
||
|
Назначение, устройство и работа механизмов передвижения ходовых устройств механизмов реверса и поворота. Назначение и принцип работы системы управления рабочими механизмами. Рабочее оборудование. |
2 |
||
|
Назначение, устройство электрооборудования дорожных, строительных и лесных машин. |
2 |
||
|
Работа электрических устройств системы освещения и вентиляции кабины, осветительных приборов и системы зажигания пусковых двигателей. |
2 |
||
|
Назначение, устройство и принцип действия электрических датчиков и звукового сигнала. |
2 |
||
|
Практические занятия |
30 |
3 |
|
|
Частичная разборка и сборка двигателей ДЗ-110, ДЗ-42. |
4 |
||
|
Разборка и сборка элементов системы питания двигателя Д-42. |
4 |
||
|
Разборка и сборка ходовой части бульдозера ДЗ-110 (Т-170). |
4 |
||
|
Разборка и сборка рулевого управления экскаватора ЭО-2621 (МТЗ). |
4 |
||
|
Разборка и сборка коробки перемены передач бульдозера ДЗ-110 (Т-170). |
4 |
||
|
Разборка и сборка главной передачи и ведущего моста экскаватора ЭО-2626 (МТЗ-80/82). |
4 |
||
|
Разборка узлов и агрегатов дорожных, строительных и лесных машин, подготовка их к ремонту. |
6 |
||
|
Раздел 2. Техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных, строительных и лесных машин |
|
116 |
|
|
Тема 2.1. Система технического обслуживания и ремонта дорожных, строительных и лесных машин |
Содержание учебного материала |
26 |
2 |
|
Техническое обслуживание дорожных, строительных и лесных машин. |
2 |
||
|
Организация производства работ по техническому обслуживанию и ремонту. Организационно-технические мероприятия планово-предупредительного обслуживания. |
2 |
||
|
Технологические операции при техническом обслуживании и ремонте машин. Наладка и техническое обслуживание землеройной техники. |
2 |
||
|
Наладка, техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования бульдозеров. |
2 |
||
|
Наладка, техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования экскаваторов. Регулировка элементов гидрооборудования навесного оборудования. |
2 |
||
|
Средства ремонта машин. Основные способы восстановления изношенных деталей. |
2 |
||
|
Разборка машин и их сборочных единиц. Дефектовка деталей. Комплектация механизмов, агрегатов и узлов деталями при текущем ремонте машин. |
2 |
||
|
Ремонт блока цилиндров и деталей кривошипно-шатунного механизма. |
2 |
||
|
Ремонт головки блока и деталей газораспределительного механизма. |
2 |
||
|
Ремонт муфт сцепления и коробок перемены передач. |
2 |
||
|
Ремонт задних мостов колесных и гусеничных дорожных и строительных машин. |
2 |
||
|
Ремонт рулевого управления и тормозных систем. |
2 |
||
|
Ремонт ходовой части гусеничных машин. Ремонт ходовой части колесных машин. |
2 |
||
|
Практические занятия |
20 |
3 |
|
|
Проведение технического обслуживания колесных тракторов и навесного их оборудования. |
4 |
||
|
Проведение технического обслуживания гусеничных бульдозеров и экскаваторов. |
4 |
||
|
Последовательность разборки двигателя при замене цилиндро-поршневой группы. |
2 |
||
|
Замена сломанной шпильки блока двигателя. Способы заделки чугунных блок-картеров. |
2 |
||
|
Притирка клапанов газораспределительного механизма. |
2 |
||
|
Ремонт и порядок регулировки муфты сцепления. Ремонт и регулировка зазоров в главной передаче. |
2 |
||
|
Основные неисправности и ремонт гидрораспределителей. Основные неисправности гидроцилиндров. Ремонт гидрорукавов, фильтров, маслопроводов. |
2 |
||
|
Ремонт аккумуляторных батарей. Зарядка аккумуляторной батареи. |
2 |
||
|
Тема 2.2. Способы выявления и устранения неисправностей |
Содержание учебного материала |
16 |
2 |
|
Износ и надежность работы механизмов, узлов и агрегатов бульдозерной и экскаваторной техники и ее навесного оборудования. |
1 |
||
|
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя, способы их обнаружения и устранения при техническом обслуживании. |
1 |
||
|
Основные неисправности газораспределительного механизма двигателя, способы их обнаружения и устранения при техническом обслуживании. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме. |
1 |
||
|
Неисправности системы охлаждения, системы смазки, системы питания, способы их обнаружения и устранения. |
1 |
||
|
Неисправности системы зажигания пусковых двигателей и их устранение при техническом обслуживании. |
1 |
||
|
Обнаружение неисправностей муфт сцепления, их устранение. |
1 |
||
|
Способы выявления неисправностей коробок перемены передач и редукторов, и раздаточных коробок. |
1 |
||
|
Устранение неисправностей главной передачи и задних ведущих мостов. |
1 |
||
|
Обнаружение и способы устранения неполадок ходовой части машин. Натяжение гусениц бульдозеров и экскаваторов. |
1 |
||
|
Способы выявления и устранения неисправностей рулевого управления машин. |
1 |
||
|
Способы выявления и устранения неисправностей тормозных систем колесных машин. |
1 |
||
|
Способы выявления и устранения неисправностей тормозных систем гусеничных машин. |
1 |
||
|
Неисправности гидрооборудования бульдозеров, их устранение. |
1 |
||
|
Неисправности гидрооборудования экскаваторов, их устранение. |
1 |
||
|
Неисправности навесного оборудования бульдозеров, способы их устранения. |
1 |
||
|
Неисправности навесного оборудования экскаваторов, способы их устранения. |
1 |
||
|
Практические занятия |
22 |
3 |
|
|
Выявление и устранение неполадок КШМ и ГРМ двигателя. Основные регулировочные операции при устранении неисправностей механизмов. |
4 |
||
|
Основные неисправности систем охлаждения и смазки двигателей, способы обнаружения и устранения. |
4 |
||
|
Основные неисправности узлов и агрегатов трансмиссии гусеничных бульдозеров, обнаружение и способы устранения. |
4 |
||
|
Выявление и способы устранения неисправностей ходовой части машин. Наладка и регулировка навесного оборудования бульдозера для планировки строительной площадки. |
4 |
||
|
Составление технологических карт по технологии выявления и устранения неисправностей (по выбору). |
6 |
||
|
Тема 2.3. Технология выполнения текущих ремонтных работ, требования безопасного пользования ручным и механизированным инструментом |
Содержание учебного материала |
18 |
2 |
|
Порядок разборки, сборки деталей и узлов оборудования. Сборка разъемных и неразъемных соединений. |
2 |
||
|
Выверка расположения валов и муфт. Выверка и регулировка зубчатых передач. |
1 |
||
|
Выверка и регулировка ременных и цепных передач. |
1 |
||
|
Сборка резьбовых соединений. Балансировка вращающихся деталей. Смазка оборудования. Обкатка оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. |
2 |
||
|
Смазка оборудования. Обкатка оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. |
2 |
||
|
Технология выполнения текущего ремонта двигателя, последовательность разборки и сборки. Обкатка и испытание двигателей. Последовательность разборки и сборки при замене блок-картера, замене цилиндро-поршневой группы, замене коленвала. |
2 |
||
|
Последовательность разборки и сборки при ремонте узлов и агрегатов трансмиссии колесных и гусеничных машин. Основные регулировочные операции при ремонте муфт сцепления, коробок перемены передач, карданных валов и ведущих мостов. |
2 |
||
|
Технология выполнения текущего ремонта ходовой части машин, последовательность разборки и сборки. Натяжение гусениц. |
2 |
||
|
Последовательность разборки и сборки при ремонте навесного оборудования бульдозера. |
2 |
||
|
Виды механизированного инструмента, используемого при ТО и ремонте дорожных и строительных машин. Требования безопасного пользования механизированным и электрофицированным инструментом. Технические условия использования такого инструмента. |
2 |
||
|
Практические занятия |
8 |
3 |
|
|
Проведение разборки, сборки разъемных и неразъемных соединений. |
4 |
||
|
Выполнение выверки и регулировки зубчатых передач, валов и муфт. Выполнение выверки и регулировки ременных и цепных передач. |
2 |
||
|
Подготовка ручного и механизированного инструмента для работы. Правильное использование ручного и механизированного инструмента. Требования ТБ, предъявляемые к ручному и механизированному инструменту. |
2 |
||
|
Тема 2.4. Постановка техники и снятие ее с различных видов хранения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Виды хранения (ежесменное, краткосрочное и длительное). Мероприятия, проводимые по подготовке к постановке техники на различные виды хранения. Мероприятия, проводимые по снятию техники с различных видов хранения. Оформление технической документации. |
2 |
||
|
Тема 2.5. Эксплуатационная и техническая документация |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
Документация, обеспечивающая планово-предупредительную систему обслуживания и ремонта машин. Техническая документация для контроля за ремонтом узлов, агрегатов и механизмов машин. |
2 |
||
|
Техническая документация при проведении капитальных ремонтов. Правила предъявления рекламационных документов. |
1 |
||
|
Регистрационная документация дорожной и строительной техники. Порядок регистрации и регистрационные органы. |
1 |
||
|
|
Консультации |
2 |
|
|
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам преподавателя). Подготовка к экзамену. |
2 |
||
|
Промежуточная аттестация |
Экзамен. |
6 |
|
|
|
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА |
144 |
3 |
|
Виды работ: − охрана труда и пожарная безопасность при выполнении работ в ремонтных мастерских; − слесарные работы; − изготовление простейших деталей; − система технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин; − выявление неисправностей; − выполнения ремонтных работ с использованием ручных и механизированных инструментов. |
144 |
||
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА |
144 |
3 |
|
|
Виды работ: − ознакомление с предприятием и инструктаж по охране труда и пожарной безопасности; − выполнение работ по очистке рабочих органов и кузовных элементов: по мойке, уборке, очистке деталей, узлов, механизмов и кузовных элементов; − определение органолептическими и инструментальными методами незначительных неисправностей в работе и выполнение визуального контроля общего технического состояния; − выполнение контрольного осмотра и проверки исправности всех агрегатов; − выполнение работ по устранению обнаруженных незначительных неисправностей в работе; − выполнение контрольно-регулировочных операций при ежесменном техническом обслуживании узлов и механизмов; − выполнение приема горюче-смазочных материалов и технических жидкостей с заполнением отчетной документации; − выполнение работ по монтажу и демонтажу с дорожной, строительной и лесной машины навесного оборудования; − проверка заправки и дозаправка силовых установок и систем управления дорожной, строительной и лесной машины топливом, маслом, охлаждающей и специальными жидкостями; − выявление и устранение неисправностей в процессе работы машин; − управление машинами различных типов и назначения, силовыми установками и отдельными рабочими органами, узлами и механизмами согласно технологическому процессу при сооружении, ремонте и текущем содержании дорог, искусственных сооружений, земляного полотна; − техническое обслуживание машин. Постановка техники на хранение. Снятие техники с хранения. |
144 |
||
|
Итоговый контроль знаний – квалификационный экзамен. |
|
|
|
|
|
Всего: |
500 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4.1. Материально-техническое обеспечение
Имеется кабинет, конструкции дорожных и строительных машин; мастерские: слесарная, электромонтажная; лаборатории: материаловедения, технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Дидактический материал:
- комплект учебно-методической документации;
- комплекты инструкционно-технологической документации;
- наглядные материалы.
Оборудование, инструменты и приспособления учебных мастерских:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- верстаки, оборудованные поворотными тисками;
- средства коллективной и индивидуальной защиты;
- набор инструментов для выполнения разборочно - сборочных работ;
- агрегаты, механизмы и приборы.
Технические средства обучения (кабинет № 22):
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- ноутбуки;
- проектор;
- интерактивная доска.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Пучин Е.А., Кушнарев Л.И., Петрищев Н.А. и др. Техническое обслуживание и ремонт тракторов [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. Е.А. Пучина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2. Полосин М.Д. Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / М.Д. Полосин, Э.Г. Ронинсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 80 с.
3. Сапоненко У.И. Машинист экскаватора одноковшового [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / У.И. Споненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 64 с.
4. Васильев Б.С., Долгополов Б.П., Доценко Г.Н. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов [Текст]: Учебник для учреждений сред. проф. образования / под ред. В.А. Зорина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.
5. Ранеев А.В., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машин [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / А.В. Ранеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 488 с.
6. Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин [Текст]: Учебник для нач. проф. образования, учеб. пособие для сред. проф. образования / М.Д. Полосин. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 424 с.
7. Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ, 2015 г.
Дополнительные источники:
1. Гладов Г.И. Тракторы: Устройство и техническое обслуживание: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – Москва: Академия, 2019. – 256 с.
2. Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета : учебник для СПО / Р. М. Баширов. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 336 с. - ISBN 978-5-8114-7282-6
3. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для СПО / Б. Ф. Белецкий. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 608 с. - ISBN 978-5-8114-8100-2
4. Долгих, А. И. Слесарные работы: учебное пособие / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. – 528 с.: ил. – (Мастер). – ISBN 978-5-98281-104-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/941923
5. Конструкция тракторов и автомобилей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, А. В. Ворохобин, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 288 с. - ISBN 978-5-8114-6661-0
6. Полосин М.Д. Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин / М.Д. Полосин. – Москва: Академия, 2019. – 240 с.
7. Рахимянов, Х. М. Технология машиностроения: сборка и монтаж : учебное пособие для среднего профессионального образования / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 241 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04387-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]
8. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. – Москва: Академия, 2019. – 320 с.
9. Поливаев, О. И. Электронные системы управления автотракторных двигателей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 200 с. - ISBN 978-5-8114-6697-9
10. Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие для СПО / А. И. Хорош, И. А. Хорош. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 704 с. - ISBN 978-5-8114-8265-8
11. Уханов, А. П. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Голубев. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 188 с. — ISBN 978-5-8114-4582-0
12. Хорольский, В.Я. Эксплуатация электрооборудования: учебное пособие для СПО / В.Я. Хорольский, М.А. Таранов, В.Н. Шемякин. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 268 с.
Основные электронные издания
1. Двигатели автотракторной техники: учебник / Шатров М.Г., под ред., Алексеев И.В., Дунин А.Ю., Ерещенко В.Е., Мельников В.И., Скороделов С.Д. – Москва: КноРус, 2021. – 400 с. – URL: https://book.ru/book/941541 – Текст: электронный.
2. Долгих, А. И. Слесарные работы: учебное пособие / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. – 528 с.: ил. – (Мастер). – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/941923
3. Поливаев, О.И. Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства: учебное пособие / Поливаев О.И., Ворохобин А.В., Гребнев В.П. – Москва: КноРус, 2020. – 259 с. – URL: https://book.ru/book/932703 – Текст: электронный.
4. Рахимянов, Х. М. Технология машиностроения: сборка и монтаж : учебное пособие для среднего профессионального образования / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 241 с. – (Профессиональное образование).– Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453832
5. Тракторы и автомобили. Конструкция: учебное пособие / Поливаев О.И., под ред., Гребнев В.П., Ворохобин А.В., Божко А.В. – Москва: КноРус, 2020. – 252 с. – URL: https://book.ru/book/932702 – Текст: электронный.
6. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие для СПО / Б. Ф. Белецкий. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 608 с. - ISBN 978-5-8114-8100-2. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/171843
7. Поливаев, О. И. Электронные системы управления автотракторных двигателей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 200 с. - ISBN 978-5-8114-6697-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/151676
8. Хорош, А. И. Дизельные двигатели транспортных и технологических машин : учебное пособие для СПО / А. И. Хорош, И. А. Хорош. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 704 с. - ISBN 978-5-8114-8265-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/173812
9. Уханов, А. П. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Голубев. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 188 с. - ISBN 978-5-8114-4582-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/206900
10. Конструкция тракторов и автомобилей : учебное пособие для СПО / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, А. В. Ворохобин, О. С. Ведринский. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 288 с. - ISBN 978-5-8114-6661-0. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/151214
11. Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета : учебник для СПО / Р. М. Баширов. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 336 с. - ISBN 978-5-8114-7282-6. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/157451
12. Смирнов, Ю. А. Эксплуатация автомобилей, машин и тракторов : учебное пособие для СПО / Ю. А. Смирнов. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 236 с. - ISBN 978-5-8114-8749-3. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200258
13. Захаренко, А. В. Дорожные катки: теория, расчет, применение : монография / А. В. Захаренко, В. Б. Пермяков, Л. В. Молокова. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 328 с. - ISBN 978-5-8114-3201-1. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/213185
4.3. Организация образовательного процесса
Рабочая программа профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику в мастерских образовательного учреждения и производственную практику на предприятиях города.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, тренинги) в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Реализация рабочей программы профессионального модуля обеспечивается
доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
По результатам освоения программы модуля предусмотрен квалификационный экзамен (Кэ).
4.4 . Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных машин (по видам) 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин) обеспечивается педагогическими кадрами.
Оценка качества освоения профессионального модуля ПМ.01 Осуществление технического обслуживания дорожных, строительных и лесных машин должна включать текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу профессионального модуля разрабатываются самостоятельно преподавателями и мастерами производственного обучения и доводятся до обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
|
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
|
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных, строительных и лесных машин |
− правильность определения технического состояния систем и механизмов; − правильность выполнения основных операций технического осмотра. |
Письменные, устные индивидуальные задания. Тестовые задания. Практические занятия по МДК. Наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках: оценка процесса, оценка результатов. Дифференцированный зачет по производственной практике. Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен. |
|
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования |
− правильность осуществления сборки и разборки отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов; −
правильность
выбора − обеспечение безопасного пользования ручным и механизированным инструментом; − правильность использования технологии выполнения ремонтных работ. |
|
|
ПК 1.3. Проводить ежесменное и периодическое техническое обслуживание |
− демонстрация выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию машин и оборудования в соответствии с требованиями технологического процесса. |
|
|
ПК 1.4. Выполнять работы по подготовке к постановке и снятию с различных видов хранения |
− полнота, последовательность выполнения работ по постановке единиц техники на хранение и ее снятию. |
|
|
ПК 1.5. Оформлять техническую и отчетную документацию по техническому обслуживанию |
− правильность оформления и ведения необходимой документации по техническому обслуживанию. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
|
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
− обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; − адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач. |
Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
− взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; −
обоснованность
анализа работы членов |
Оценка выполнения самостоятельной работы |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
− эффективность выполнения правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; − знание и использование ресурсосберегающих технологий. |
Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
− эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. |
Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
|
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
|
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
|
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
|
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.