Рабочая программа "Работа с текстом" для обучающихся 3 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа "Работа с текстом" для обучающихся 3 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
30.05.2020
Рабочая программа "Работа с текстом" для обучающихся 3 класса
Работа с текстом .docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

№ 5 «Гимназия»

 

 

Рассмотрено на заседании

методической кафедры

начальных классов

Протокол № ___

от « ___»  _____________  2019г

Утверждаю:                                                                                                                                                                                                              Директор МАОУ №5 «Гимназия»

    ____________В.Н. Подлиповская

    « ____ »  августа   2019г.

                      Приказ №______________

 

Согласовано:

Заместитель директора по УР

________Н.В. Котельникова

«____» ________________2019 г 

 

Заместитель директора по МР

О.А.Евсеева

«____» ______________________

 

Протокол заседания методического

совета школы № ___ от « ___»  августа  2019г

 

                                                                                                                                                                                

 

 

_                                                                                                               

                                                                                                                                                                                

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности

 «Работа с текстом»

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

Класс: 3

Количество учебных часов по программе: 34

Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мегион, 2019 г.

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка

3

1.

Планируемые результаты освоения предмета.

3

2.

Содержание учебного предмета

5

3.

Учебно-тематическое планирование

6

Календарно- тематическое планирование

7

 

График контрольных и проверочных работ

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» для 3 класса составлена на основании: 

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010;

Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189«Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;

Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;

Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;

Примерной программы факультативного курса «Работа с текстом» МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегиона ХМАО-Югры

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

 О.Н. Крыловой  "Чтение. Работа с текстом":  3  класс. ФГОС /О.Н. Крылова.-31-е изд.перер. о доп.- М.: ИздательствоЭкзамен», 2020-93 [3]е.( Серия «Учебно-методический комплекс»), 2020 год

Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам: Рабочие тетради в 2-х частях, Издательство РОСТ- 56с.: ил.- (Юным умникам и умницам. Стандарты второго поколения), 2012 год

 

1.      Планируемые результаты освоения предмета.

 

Личностные

У учащихся будут сформированы:

·         познавательная мотивация учения;

·         ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

·         формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

·         формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·         воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

·         формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

·         овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 

 

Учащиеся получат возможность для формирования:

·          мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

Учащиеся научатся:

·         способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·         способы решения проблем творческого и по­искового характера;

·         умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

·         умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·         умения использования знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

·         умение использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

·         различение способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

·         умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

·          готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

 

Предметные

Учащиеся научатся:

·         понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

·         осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

·         достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

·         использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

·          самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

·          использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

·         работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

·         развития художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

2.      Содержание курса

Чтение вслух.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельное описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа с текстом: оценка информации

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.

 

3.      Учебно- тематическое планирование

п/п

Темы и основное содержание

Всего уроков

В том числе

Теория

Практика

Контрольные работы

 1.

Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

7

1

5

1

2.

Раздел «Понимание и преобразование информации»

8

3

5

 

3.

Раздел «Применение и представление информации»

11

2

9

 

 4.

Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

8

2

5

1

 

Итого

34

8

24

2    


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание работы

Виды деятельности обучающихся

план

факт

1.

02.09

 

Наша речь.

1

Вводный урок

Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.

Читать осознанно тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Использовать разные  виды чтения.

Работать с информацией, представленной в разных форматах.

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

2.

9.09

 

Стартовая диагностика читательской компетентности.

1

Комплексная работа на основе единого текста.

3-4

16.09

23.09

 

Типы и стили текста.

2

Знакомство с художественным, научно-популярным и научным  текстом. Работа с разными видами текстов.

5-6

30.09

07.10

 

Деление текста на смысловые части.

2

Формировать умение делить текст на смысловые части, составлять простой план текста.

7

12.10

 

Выделяй главное.

1

Деление текста на смысловые части, определение главной мысли, их озаглавливание;

8

14.10

 

Заголовок.

1

Заголовок текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

9

19.10

 

Последовательность событий.

1

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры

10-11

21.1028.10

 

Различение абзацев.

2

Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части.

12

11.11

 

Работа с антонимами.

1

Знакомство со словами антонимами и омонимами. Отличительные признаки данных типов

Определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданным  параметрам .

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

Интерпретировать и обобщать информацию.

Преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу; преобразовывать информацию, полученную из рисунка; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

13

18.11

 

Работа с синонимами.

1

Знакомство со словами синонимами и многозначными словами. Отличительные признаки данных типов

14

25.11

 

Иллюстративный материал к тексту.

1

Соотношениезаглавия рассказа с темой и главной мыслью; соотношение иллюстраций с событиями произведения.

15-16

2.12

9.12

 

Работа со словом и словосочетанием.

2

Формировать  понятия о лексическом значении слова.Познакомить с толковым словарем.

17-18

16.1223.12

 

Работа с деформированным текстом.

2

Устанавливать простые связи между частями теста.

19

30.12

 

Работа по восстановлению текста.

1

Учить вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.

20

13.01

 

Ставлю вопросы к тексту.

1

Правила формулировки  вопросов, использование  вопросительных слов.

Передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака.

Находить по результатам наблюдений и формулировать правила, закономерности и т. п..

Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака.

Определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

21

20.01

 

Составление плана.

1

Правила составления плана текста. Простой, сложный, тезисный  и вопросный  планы.

22

27.01

 

Подбор заголовка.

1

Размышление на тему,  о чем говорит заглавие. Подбор заголовков к  различным текстам. Выбор подходящего заглавия к тексту  изпредложенных.

23

3.02

 

Пересказ по плану.

1

Формировать умение пересказывать текс по опорным словам.

24

10.02

 

Создание начала и концовки текста.

1

Правила составления текста. Текст повествования, рассуждения, описания.

25

17.02

 

Подбор иллюстраций.

1

Умение характеризовать художественный и научный тексты, создавать иллюстрации к текстам.

26-27

2.03

16.03

 

Текст с продолжением.

2

Знакомство с элементами текста, понимание, какую службу несут все структурные части. Умение характеризовать художественный и научный тексты, создавать иллюстрации к текстам. Участие в диалоге, конструирование монологических высказываний 

28

30.03

 

 

Выбираю информацию из текста.

1

Размышление на тему,  о чем говорит заглавие. Подбор заголовков к  различным текстам. Выбор подходящего заглавия к тексту  изпредложенных.

Подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

 

29-30

6.04

13.04

 

Кратко передаю информацию текста.

2

Способы краткой передачи информации. Опорные слова.

31

20.04

 

Учусь собирать информацию для текста.

1

Правила сбора информации. Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.

32

27.04

 

 

Чему мы научились за год.

1

Повторение и закрепление полученных знаний и умений.

33-34

11.05

18.05

 

Диагностическая работа.

2

Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок

Итого 34 часа.

 

График проверочных и  контрольных работ

Контрольная (проверочная)  работа по теме

Цель работы

Дата

план

факт

1

Диагностическая работа.

Коррекция умений учащихся. Выяснение и исправление ошибок.

20,27.05

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»

Содержание Пояснительная записка 3 1

Содержание Пояснительная записка 3 1

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» для 3 класса составлена на основании:

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» для 3 класса составлена на основании:

Учащиеся получат возможность для формирования: · мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни

Учащиеся получат возможность для формирования: · мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию; · использовать простейшие…

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию; · использовать простейшие…

Самостоятельное описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста)

Самостоятельное описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста)

Календарно-тематическое планирование № п / п

Календарно-тематическое планирование № п / п

Понимать информацию, представленную в неявном виде

Понимать информацию, представленную в неявном виде

Группировать , систематизировать объекты, выделяя один-два признака

Группировать , систематизировать объекты, выделяя один-два признака

Рабочая программа "Работа с текстом" для обучающихся 3 класса

Рабочая программа "Работа с текстом" для обучающихся 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020