Рабочая программа "Родной язык"3-4 классы (НОО)
Оценка 4.8

Рабочая программа "Родной язык"3-4 классы (НОО)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
3 кл—4 кл
25.06.2021
Рабочая программа "Родной язык"3-4 классы (НОО)
Рабочая программа рассчитана на 3- 4 классы ,17 часов в год, 34 учебные недели по 0,5 часа в неделю.Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.А. Александровой.
+РП Родной язык 3-4 класс 20-21.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

 

 

 

 

Утверждена  приказом директора №230-од от 26.08.2020 г.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  Методическим советом школы протокол №1 от 25.08.2020 г.

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Родной язык»

для 3-4 классов

 

(начальное общее образование)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021

 

 

 

 

 

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родной язык»

 

Рабочая программа курса «Родной язык»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», на основе Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.

Цели курса " Родной язык ":

 · расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

· формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

· совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

· совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

· приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.А. Александровой.М.Просвещение,2020

На изучение предмета"Родной (русский) язык» в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 на 2019-2020 учебный год и календарным учебным графиком в

3 – 4 классах отводится по 17 часов в год (34 учебные недели по 0,5 часа в неделю).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

Выпускник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его.

 

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

Метапредметные: 
Регулятивные УУД

-     принимать и сохранять учебную задачу;

-     планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

-     действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

-     выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

-     контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

-     оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Познавательные УУД

-         осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

-         находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

-         самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

-         находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

-         пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

-         применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

-         понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

-         владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

-         ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

-         осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

-         строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

-         подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Коммуникативные УУД

-     участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

-     задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-     понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

-     выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

-     осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

-     вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

-     строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Личностные: 
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; 

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; 

– отличать истинную вежливость от показной;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

 

2. Содержание учебного предмета "Родной язык"

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

             Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

            Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в тексте синонимов и антонимов.

 

Содержание предмета «Родной язык» 3 класс

 Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой  ); 

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп,  кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).

Проектное задание: «Русский народный костюм»

 

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. 

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. 

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. 

 

Содержание предмета «Родной язык»  4 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. 

 

Раздел 2. Язык в действии

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

 


 

3.Тематическое планирование предмета «Родной язык»

 3 класс

 № п/п

Раздел, тема, количество часов

Характеристика деятельности учащихся

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3ч.)

1.      

Экскурсия по старому городу.

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных

с изученными темами

2.      

Русский народный костюм

3.      

Проектное задание: «Русский народный костюм»

выполняют проектное задание

 

Раздел 2. Язык в действии (7ч.)

4.      

Как правильно произносить слова.

работают со словарем ударений.

5.      

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные.

определяют значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

6.      

Синонимы. Знакомство со словарём синонимов.

работают со словарем синонимов, наблюдают  за использованием в речи синонимов.

7.      

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение

в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов.

8.      

Фразеологизмы.

находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся

уместно употреблять крылатые слова в речи.

9.      

Откуда приходят слова?

знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические

значения заимствованных слов.

10.  

Как растет слово?

упражняются в словообразовании; работают с морфемно - словообразовательным

словарем

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)

11.  

Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова.

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые)

слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

12.

Последовательность частей текста (абзацев). Связь между частями текста.

определяют последовательность предложений в тексте, последовательность  частей текста.

13.

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Создают собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

14.

Типы текста. Рассуждение.

знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты

рассуждения

15.

Стили речи: разговорный и книжный

(художественный и научный).

учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст

в заданном стиле

16.

Культура общения.

учатся соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

17.

Итоговый тест

выполняют итоговую работу

 

4 класс

№ п/п

Раздел, тема, количество часов

Характеристика деятельности учащихся

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4ч.)

1.      

Путешествие в прошлое

распознают слова и понимают значение устаревших слов

по указанной тематике; используют словарные статьи для

определения лексического значения слова; учатся понимать

значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными

темами

2.      

Русский богатырь

3.      

Чем мерили в старину?

4.      

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.

создают книжку с пословицами с устаревшими словами

в картинках.

 

Раздел 2. Язык в действии (6ч.)

5.      

Омонимы, омофоны, омоформы, многозначные слова.

знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять.

упражняются в различении многозначного слова от омонима.

6.      

Как правильно произносить слова.

работают со словарем ударений.

7.      

Фразеологизмы.

работают с фразеологизмами; заменяют  слова фразеологизмами;

объясняют смысл фразеологизма; используют в речи.

8.      

Диалектизмы.

читают тексты, в которых использованы диалектизмы.

9.      

Пословицы и поговорки. Афоризмы

учатся  уместно употреблять  пословицы в речи; знакомятся

с афоризмами

10.  

Сочинение по пословице

учатся составлять текст по заданной пословице.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)

11.  

Художественный стиль.

анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности

художественного стиля; пробуют самостоятельно составить

небольшой рассказ в художественном стиле.

12.  

Композиция текста. Основные элементы композиции.

знакомятся с основными элементами композиции текста;

учатся их находить в тексте

13.  

Композиция. Работа с деформированным текстом.

упражняются в определении элементов композиции в

деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст

14.  

Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать»

продумывают содержание рассказа и его композицию;

составляют план рассказа; записывают опорные слова;

составляют черновой вариант текста; редактируют;

записывают чистовой вариант текста.

15.  

Газетно-публицистический стиль.

знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в

определении газетного жанра

16 

Я пишу письмо

знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют

самостоятельно написать письмо другу, в котором бы

просматривались такие части: обращение к адресату,

рассказ о событиях, изложение своих мыслей,

добрые пожелания адресату.

17

Лингвистический турнир

подведение итогов, оценка уровня  знаний.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Материально-техническое обеспечение

 

1.      Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

2.      Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

3.       Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, и др. М.: Просвещение,2019.

Интернет – ресурсы.

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический              орфографический                                        словарь.http://gramota.ru/slovari/info/lopURL:

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский  дом  «Первое  сентября».  Журнал  «Русский  язык».  URL:http://rus.1september.ru

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

Православная  библиотека:  справочники,  энциклопедии,  словари.  URL:https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Познавательные УУД - осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; - находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном…

Познавательные УУД - осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; - находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном…

Личностные: – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье…

Личностные: – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье…

ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком

ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря

Рабочая программа "Родной язык"3-4 классы (НОО)

Рабочая программа "Родной язык"3-4 классы (НОО)

Тематическое планирование предмета «Родной язык» 3 класс № п/п

Тематическое планирование предмета «Родной язык» 3 класс № п/п

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение

Рассуждение. знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения 15

Рассуждение. знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения 15

Как правильно произносить слова

Как правильно произносить слова

Я пишу письмо знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях,…

Я пишу письмо знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях,…

Материально-техническое обеспечение 1

Материально-техническое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2021