Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Утверждена приказом директора №230-од от 26.08.2020 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от 25.08.2020 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Родной язык»
для 3-4 классов
(начальное общее образование)
2020-2021
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык»
Рабочая программа курса «Родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», на основе Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
Цели курса " Родной язык ":
· расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
· формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
· совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
· совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
· приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.А. Александровой.М.Просвещение,2020
На изучение предмета"Родной (русский) язык» в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 на 2019-2020 учебный год и календарным учебным графиком в
3 – 4 классах отводится по 17 часов в год (34 учебные недели по 0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
Выпускник научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Личностные:
– объяснять значение эффективного общения,
взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
2. Содержание учебного предмета "Родной язык"
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в тексте синонимов и антонимов.
Содержание предмета «Родной язык» 3 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой );
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Содержание предмета «Родной язык» 4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
3.Тематическое планирование предмета «Родной язык»
3 класс
№ п/п |
Раздел, тема, количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3ч.) |
|
1. |
Экскурсия по старому городу. |
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами |
2. |
Русский народный костюм |
|
3. |
Проектное задание: «Русский народный костюм» |
выполняют проектное задание |
|
Раздел 2. Язык в действии (7ч.) |
|
4. |
Как правильно произносить слова. |
работают со словарем ударений. |
5. |
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные. |
определяют значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. |
6. |
Синонимы. Знакомство со словарём синонимов. |
работают со словарем синонимов, наблюдают за использованием в речи синонимов. |
7. |
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. |
учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов. |
8. |
Фразеологизмы. |
находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи. |
9. |
Откуда приходят слова? |
знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения заимствованных слов. |
10. |
Как растет слово? |
упражняются в словообразовании; работают с морфемно - словообразовательным словарем |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.) |
|
11. |
Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова. |
учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. |
12. |
Последовательность частей текста (абзацев). Связь между частями текста. |
определяют последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. |
13. |
Сочинение на тему: «Мой выходной день» |
Создают собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. |
14. |
Типы текста. Рассуждение. |
знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения |
15. |
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). |
учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле |
16. |
Культура общения. |
учатся соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. |
17. |
Итоговый тест |
выполняют итоговую работу |
4 класс
№ п/п |
Раздел, тема, количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4ч.) |
|
1. |
Путешествие в прошлое |
распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами |
2. |
Русский богатырь |
|
3. |
Чем мерили в старину? |
|
4. |
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. |
создают книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках. |
|
Раздел 2. Язык в действии (6ч.) |
|
5. |
Омонимы, омофоны, омоформы, многозначные слова. |
знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять. упражняются в различении многозначного слова от омонима. |
6. |
Как правильно произносить слова. |
работают со словарем ударений. |
7. |
Фразеологизмы. |
работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма; используют в речи. |
8. |
Диалектизмы. |
читают тексты, в которых использованы диалектизмы. |
9. |
Пословицы и поговорки. Афоризмы |
учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами |
10. |
Сочинение по пословице |
учатся составлять текст по заданной пословице. |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.) |
|
11. |
Художественный стиль. |
анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля; пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле. |
12. |
Композиция текста. Основные элементы композиции. |
знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте |
13. |
Композиция. Работа с деформированным текстом. |
упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст |
14. |
Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать» |
продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа; записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют; записывают чистовой вариант текста. |
15. |
Газетно-публицистический стиль. |
знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра |
16 |
Я пишу письмо |
знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. |
17 |
Лингвистический турнир |
подведение итогов, оценка уровня знаний. |
4. Материально-техническое обеспечение
1. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
2. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
3. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, и др. М.: Просвещение,2019.
Интернет – ресурсы.
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь.http://gramota.ru/slovari/info/lopURL:
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.