Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО заместитель директора по директор Лицея -
Риминюк Н.А. УР интерната №6 ОАО «РЖД»
/ / / Сильнова Л. В. / _____ /Н.В. Шереметьева. /
Протокол №_______от Приказ № 240 от
« » 2021 г. « » 2021 г. «31» августа 2021 г.
Рабочая программа
Театральной студии «Волшебный фонарь»
для 5-6 классов (в рамках внеурочной деятельности ФГОС)
учителя технологии
высшей категории
Риминюк Надежды Аркадьевны
Форма внеурочной деятельности - кружок
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
Возраст учащихся, на который рассчитана программа - (11-12 лет)
Составлена в соответствии ФГОС НОО
Срок реализации программы – 2 года
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
Пояснительная записка
Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям школьника.
Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей театральное творчество располагает большими возможностями. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взятое, в силу образно - конкретного мышления обучающегося, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализация, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель программы студии «Волшебный фонарь»:
развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации.
Задачи:
1. Познавательный аспект.
· познакомить обучающихся с основами разных видов театрализации (история кукол и кукольного театра, театральная игра и актёрское мастерство, сценическая речь, изготовление кукол, приёмы кукловождения, декорации, сценическое движение, музыкальное оформление пьесы), актерского мастерства и научить держаться на сцене;
· формировать художественные предпочтения, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
· формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
· способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
· пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
· научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
· добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
2. Развивающий аспект.
· создавать условия для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;
· развивать эмоциональную сферу, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
· реализовать творческий потенциал личности школьника;
· обогащать эмоционально-образную сферу школьника;
· развивать коммуникативную культуру обучающихся;
· развивать технику речи, артикуляцию, интонацию;
· развивать двигательную способность через драматизацию.
3. Воспитательный аспект.
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· воспитывать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
· обеспечивать связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
Театрализованная деятельность обучающихся базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе. Результативность работы оценивают отзывы самих участников театрализованного представления, их родителей, а также зрителей.
Особенности реализации программы
Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения к культуре народов, к развитию речи. Большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам и по мотивам народных сказок в авторской обработке.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
ü творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
ü исполнительское (речевое, двигательное);
ü оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
В процессе организации театрализованного представления, обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем «оживлять» героя обучающийся знакомиться с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.
При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:
ü инсценировки литературных произведений для детей школьного возраста;
ü адаптированные готовые пьесы;
ü новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
ü работа с ширмой и куклами (виды кукол, способы управления ими, знакомство с перчаточными куклами, изготовление кукол, их ремонт;
свободное владение куклой, роль кукловода, приёмы кукловождения).
Обязательный элемент каждого занятия - это работа актёра над собой. Она помогает развивать память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над сценическим образом, обучающимся предлагается просмотреть видео фильмы с героем, чей образ инсценирует обучающийся.
Работа над сценическим образом включает в себя:
ü разучивание реплик;
ü работа над выражением эмоций;
ü работа по развитию сценической речи (дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика);
ü работа над выразительностью жестов;
ü отработка поз и движений актера.
Большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с обучающимися даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
Музыка – неотъемлемая часть театрализованного представления, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Занятия и репетиции проводятся не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, а также актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
· «театрализованная и игровая деятельность», где обучающиеся проводят творческие мероприятия: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям, проведение игр с младшими школьниками;
· «литературно-художественная деятельность», где обучающиеся знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности;
· «изобразительная деятельность», где обучающиеся знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей;
· «художественно-речевая» на котором у обучающихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;
· «музыкальная деятельность», где обучающиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ;
· «творческая деятельность», где обучающий проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
· добровольность участия и желание проявить себя;
· сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
· сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
· занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
· эстетичность всех проводимых мероприятий;
· четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
· наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
· широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.
Для организации театрального представления необходимо следующее оснащение:
ü костюмы;
ü куклы;
ü мультимедиа;
ü декорации и бутафории к спектаклям.
Необходимое оснащение изготавливается самостоятельно или под руководством педагога. Обучающиеся смогут сшить необходимые куклы, костюмы для выступления. Посильную помощь в изготовлении костюмов, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа разработана для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю. Всего за учебный год – 35 часов.
5-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).
6-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).
Программа реализуется за счёт часов учебного плана лицея-интерната, выделенных на внеурочную деятельность (социальное направление).
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность студии основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, ярмарки форумы, проекты, выставки и пр.). Занятия проводятся как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам и индивидуально. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого школьника.
Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы
Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения:
· интереса учащихся к театрализованным представлениям;
· индивидуальных достижений учащихся;
· выполнение творческих заданий, их презентации.
К концу обучения обучающиеся должны иметь начальные сведения:
ü об истории разных видов театра;
ü о разных видах кукол, особенностях работы с ними;
Обучающиеся должны уметь:
ü разработать и выполнить простейшую перчаточную куклу и предметы бутафории;
ü правильно держать куклу;
ü двигаться за ширмой;
ü соблюдать правила работы над ширмой;
ü владеть голосом для перевоплощения героя;
ü работать в группе, в коллективе;
ü выступать перед публикой, зрителями;
ü анализировать свою игру и игру других.
Обучающиеся должны знать термины:
Исполнительская деятельность; актёр; режиссёр; декорации; спектакль; премьера; действующие лица; этюд; импровизация; «ожившая» кукла; прогон; генеральная репетиция; «живая рука».
Форма подведения итогов
После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию. Итоговой работой по завершению каждой темы являются: театрализованные представления, сценические постановки, концерты.
Материально – техническое обеспечение
· компьютер;
· Звуковая аппаратура, микрофоны, магнитофон, А/записи;
· Интерактивная доска
· Декорации
· Театральные костюмы
· Маски, театральные куклы
· Книги со сказками
· Ширма
· Фотографии, картинки, иллюстрации.
Учебно-тематический план 5 класса
Знакомство с театром. Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций и кукол.
№ |
Содержание |
I четверть |
Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов) |
1 |
Знакомство с театром |
2 |
Ритмопластика |
3 |
Культура и техника речи |
4 |
Основы театральной культуры |
IIчетверть |
Проектная деятельность «Рождественские сказки» (8 часов) |
1 |
Знакомство с сказкой «Морожены песни» |
2 |
Сценическое актёрское мастерство. |
3 |
Изготовление декораций, костюмов. |
4 |
Театрализованное представление. |
IIIчетверть |
«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов) |
1 |
«Сцена – мое творчество» |
2 |
«Времена года» |
3 |
Изготовление декораций, костюмов. |
4 |
Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность. |
IVчетверть |
Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов) |
1 |
Знакомство с содержанием пьесы, терминология. |
2 |
Сценическое актёрское мастерство. |
3 |
Развитие речи (темп, тембр, интонация). |
4 |
Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. |
5 |
Защита проекта. |
6 |
Ремонт кукол. |
Итого |
35 часов |
Учебно-тематический план 6 класса
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения. Изготовление костюмов и кукол «живой руки». Создание декораций к спектаклям.
№ |
Содержание |
I четверть |
Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов) |
1 |
Знакомство с театром. |
2 |
Ритмопластика. |
3 |
Культура и техника речи. |
4 |
Основы театральной культуры. |
IIчетверть |
Проектная деятельность «Рождественский подарок» (8 часов) |
1 |
Знакомство с содержанием сказки «Рождественский подарок». «Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой. |
2 |
Сценическое актёрское мастерство. |
3 |
Изготовление декораций, костюмов. |
4 |
Театрализованное представление. |
IIIчетверть |
«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов) |
1 |
«Сцена – мое творчество» выбор интерьера сцены. |
2 |
Сценическое актёрское мастерство. Ритмопластика. |
3 |
Изготовление декораций, костюмов. |
4 |
Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность. |
IVчетверть |
Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов) |
1 |
Знакомство с содержанием пьесы, терминология. |
2 |
Сценическое актёрское мастерство. |
3 |
Развитие речи (темп, тембр, интонация). |
4 |
Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. |
5 |
Защита проекта. |
6 |
Театрализованное представление. |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
· познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;
· основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять поставленную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнёра;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
ü познавательная, творческая, общественная активность;
ü самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
ü коммуникабельность;
ü уважение к себе и другим;
ü личная и взаимная ответственность;
ü готовность действия в нестандартных ситуациях;
Календарно-тематическое планирование.
5 класс (35ч.)
№ |
Тема, содержание |
Кол-ство часов |
План |
Факт |
I |
«Давайте знакомиться». |
9 часов |
|
|
1 |
Вводное занятие «Волшебный фонарь». Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). Знакомство с правилами поведения в кружке, выбор актива. |
1 час |
2.09 |
|
2 |
«Таинственные превращения». Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Виды кукол и способы управления ими. Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. |
1 час |
9.09 |
|
3 |
«Добро пожаловать в театр». Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания. |
2 часа |
16 09 23.09 |
|
4 |
«Художник в театре». Экспромт - спектакль. Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
1 час |
30.09
|
|
6 |
Игровое занятие. «Ритмопластика». Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности. |
2 часа |
07.10 14.10
|
|
7 |
Игровое занятие. «Культура и техника речи». Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
2 часа |
21.10 28.10 |
|
II |
Проектная деятельность «Рождественские сказки». |
8 часов |
|
|
1 |
«Морожены песни» С. Писахов. Теория. Чтение и просмотр сказки «Морожены песни» С. Писахова Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
1 час |
11.11 |
|
2 |
«Морожены песни» С. Писахов. Практика. Просмотр видеоматериала «Вода и слово». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Замороженное слово» |
2 часа |
18.11 25.11 |
|
3 |
«Я сказочник» Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника. Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки. |
1 час |
02.12
|
|
4 |
«Я актер» Практика. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Развитие речи (темп, тембр, интонация). Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. |
2 час |
09.12 16.12
|
|
5 |
«Кукольный театр» Теория. Верховые куклы, особенности работы с ними. Обучение работе над ширмой. Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки. |
1 час |
23.12 |
|
6 |
Показ спектакля «Рождественская сказка» Выступление перед зрителями. Анализ выступления. |
1 часа |
13.01
|
|
III |
«Я Художник – оформитель и декоратор» |
10 часов |
|
|
1 |
Посещение театрализованного представления
|
1 часа |
20.01
|
|
2 |
«Сцена – мое творчество» Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены). |
2 часа |
27.01 03.02
|
|
3 |
«Времена года» Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года) Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»
|
2 часа |
10.02 17.02
|
|
4 |
«Времена года» Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года) Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»
|
2 часа |
03.03 10.03
|
|
5 |
Игровое занятие. «Ритмопластика». Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности в декорации (ветер, песок, дерево,космос, и т.д.). |
2 часа |
17.03 24.03
|
|
6 |
Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность. Практика. Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения. |
1 часа |
07.04
|
|
IV |
«Я-режиссер» |
8 часов |
|
|
1 |
Знакомство с содержанием пьесы, терминология. афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть). Теория. Чтение пьесы вслух. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
2 часа |
14.04 21.04
|
|
2. |
Распределение ролей. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
2 часа |
28.04 05.05
|
|
3 |
Развитие речи (темп, тембр, интонация). Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа. |
2 часа |
12.05 19.05
|
|
4 |
Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Практика. Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».
|
1 час |
26.05 |
|
5 |
Ремонт кукол |
1час |
02.06 |
|
|
Итого по программе |
35 часов |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
6 класс (35ч.)
№ |
Тема, содержание |
Кол-ство часов |
План |
Факт |
I |
«Давайте знакомиться». Проектная деятельность |
9 часов |
|
|
1 |
Вводное занятие «Волшебный фонарь». Теория. Театр. Его история. Продолжение знакомства с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
1 час |
05.09 |
|
2 |
«Таинственные превращения». Теория. Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. |
1 час |
12.09 |
|
3 |
«Добро пожаловать в театр». Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания. |
2 часа |
19 09 26.09 |
|
4 |
«Художник в театре». Экспромт - спектакль. Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
1 час |
3.10
|
|
6 |
Игровое занятие. «Ритмопластика». Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности. |
2 часа |
10.10 17.10
|
|
7 |
Игровое занятие. «Культура и техника речи». Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
2 часа |
24.10 14.11 |
|
II |
Проектная деятельность «Рождественские сказки». |
8 часов |
|
|
1 |
«Рождественский подарок» Сказки бабушки Агафьи Теория. Чтение и просмотр сказки. Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
1 час |
21.11
|
|
2 |
«Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой. Практика. Просмотр видеоматериала «Волшебные коклюшки». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Морозные узоры Вологды» |
2 часа |
28.11 05.12
|
|
3 |
«Я сказочник» Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника. Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки. |
1 час |
12.12
|
|
4 |
«Я актер» Практика. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Развитие речи (темп, тембр, интонация). Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. |
2 час |
19.12 26.12 |
|
5 |
«Кукольный театр» Теория. Куклы живой руки, особенности работы с ними. Учить обучающихся выполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.) Научиться с помощью этой куклы выделять самые тонкие нюансы чувств и настроений героя. Практика. Надеть куклу на руки стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки. |
1 час |
09.01 |
|
6 |
Показ спектакля «Рождественская сказка» Выступление перед зрителями. Анализ выступления. |
1 часа |
16.01
|
|
III |
«Я Художник – оформитель и декоратор» |
10 часов |
|
|
1 |
Посещение театрализованного представления
|
1 часа |
23.01
|
|
2 |
«Сцена – мое творчество» Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены). |
2 часа |
30.01 06.02
|
|
3 |
«Русская народная сказка» Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»
|
2 часа |
13.02 20.02
|
|
4 |
«Русская народная сказка» Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»
|
2 часа |
27.02 06.03
|
|
5 |
Игровое занятие. «Ритмопластика». Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности чувств (грусть, радость и т.д.). |
2 часа |
13.03 20.03
|
|
6 |
Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность. Практика. Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения. |
1 часа |
03.04 |
|
IV |
«Я-режиссер» |
8 часов |
|
|
1 |
Содержание пьесы, терминология. афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть). Теория. Чтение пьесы вслух. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
2 часа |
10.04 17.04 |
|
2. |
Распределение ролей. Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
2 часа |
24.04 08.05
|
|
3 |
Развитие речи (темп, тембр, интонация). Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа. |
2 часа |
15.05 22.05
|
|
4 |
Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. Практика. Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».
|
1 час |
29.05 |
|
5 |
Ремонт кукол |
1час |
05.06 |
|
|
Итого по программе |
35 часов |
|
|
Список используемой литературы.
1. Ветлугина Н.А.«Самостоятельная художественная деятельность школьников»;
2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – школьникам»;
3. Михайлова М.А. , Горбина Е.В. «Поем, танцуем дома и в саду»;
4. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»;
5. Науменко Г.А. «От зимы до осени: Фольклорный праздник»;
6. Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело»;
7. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник»;
8. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;
9. Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школе»;
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в школе».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.