Рабочая программа Театральной студии «Волшебный фонарь»
Оценка 4.7

Рабочая программа Театральной студии «Волшебный фонарь»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
искусство
5 кл—6 кл
07.12.2021
Рабочая программа  Театральной студии «Волшебный фонарь»
Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям школьника. Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Программа Волшебный фонарь.docx

Рассмотрено:                               Согласовано:                              Утверждаю:

Руководитель МО                      заместитель директора по         директор Лицея -

Риминюк Н.А.                            УР                                                 интерната №6 ОАО «РЖД»

/                        /                            / Сильнова Л. В. /                     _____ /Н.В. Шереметьева. /                                          

Протокол №_______от                                                                    Приказ № 240 от

«     »                 2021 г.                 «     »                   2021 г.             «31» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Театральной студии «Волшебный фонарь»

для 5-6 классов (в рамках внеурочной деятельности ФГОС)

учителя технологии

высшей категории

Риминюк Надежды Аркадьевны

 

 

 

 

Форма внеурочной деятельности - кружок

Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное

Возраст учащихся, на который рассчитана программа - (11-12 лет)

Составлена в соответствии ФГОС НОО

Срок реализации программы – 2 года

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям школьника.

Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей театральное творчество располагает большими возможностями. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взятое, в силу образно - конкретного мышления обучающегося, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализация, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. 

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.

Цель программы студии «Волшебный фонарь»:

развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации.

 

Задачи:

1. Познавательный аспект.

·        познакомить обучающихся с основами разных видов театрализации (история кукол и кукольного театра, театральная игра и актёрское мастерство, сценическая речь, изготовление кукол, приёмы кукловождения, декорации, сценическое движение, музыкальное оформление пьесы), актерского мастерства и научить держаться на сцене;

·        формировать художественные предпочтения, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

·        формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

·        способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;

·        пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

·        научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

·        добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

2. Развивающий аспект.

·        создавать условия для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;

·        развивать эмоциональную сферу, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

·        реализовать творческий потенциал личности школьника;

·        обогащать эмоционально-образную сферу школьника;

·        развивать коммуникативную культуру обучающихся;

·        развивать технику речи, артикуляцию, интонацию;

·        развивать двигательную способность через драматизацию.

3. Воспитательный аспект.

·        приобщать к общечеловеческим ценностям;

·        воспитывать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

·        обеспечивать связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

 

  Театрализованная деятельность обучающихся базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

-   личностный подход;

-       переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

-       технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

-       устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

-       насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.

Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе. Результативность работы оценивают отзывы самих участников театрализованного представления, их родителей, а также зрителей.

Особенности реализации программы

      Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения к культуре народов, к развитию речи. Большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам и по мотивам народных сказок в авторской обработке. 

      Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося.

     Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

ü творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

ü исполнительское (речевое, двигательное);

ü оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В процессе организации театрализованного представления, обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа.  Прежде чем «оживлять» героя обучающийся знакомиться с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.

При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:

ü инсценировки литературных произведений для детей школьного возраста;

ü адаптированные готовые пьесы;

ü новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

ü работа с ширмой и куклами (виды кукол, способы управления ими, знакомство с перчаточными куклами, изготовление кукол, их ремонт;

свободное владение куклой, роль кукловода, приёмы кукловождения).

Обязательный элемент каждого занятия - это работа актёра над собой. Она помогает развивать память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над сценическим образом, обучающимся предлагается просмотреть видео фильмы с героем, чей образ инсценирует обучающийся.

Работа над сценическим образом включает в себя:

ü разучивание реплик;

ü работа над выражением эмоций;

ü работа по развитию сценической речи (дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика);

ü работа над выразительностью жестов;

ü отработка поз и движений актера.

Большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с обучающимися даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Музыка – неотъемлемая часть театрализованного представления, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

         Занятия и репетиции проводятся не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, а также актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности:

·        «театрализованная и игровая деятельность», где обучающиеся проводят творческие мероприятия: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям, проведение игр с младшими школьниками;

·         «литературно-художественная деятельность», где обучающиеся знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности;

·        «изобразительная деятельность», где обучающиеся знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей;

·        «художественно-речевая» на котором у обучающихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;

·        «музыкальная деятельность», где обучающиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ;

·        «творческая деятельность», где обучающий проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

·        добровольность участия и желание проявить себя;

·        сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

·        сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

·        занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

·        эстетичность всех проводимых мероприятий;

·        четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

·        наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

·        широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

Для организации театрального представления необходимо следующее оснащение:

ü костюмы;

ü куклы;

ü мультимедиа;

ü декорации и бутафории к спектаклям.

        Необходимое оснащение изготавливается самостоятельно или под руководством педагога. Обучающиеся смогут сшить необходимые куклы, костюмы для выступления. Посильную помощь в изготовлении костюмов, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.

                        Режим проведения занятий, количество часов:

Программа разработана для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю. Всего за учебный год – 35 часов.

5-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).

6-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).

Программа реализуется за счёт часов учебного плана лицея-интерната, выделенных на внеурочную деятельность (социальное направление).

                                           Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность студии основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, ярмарки форумы, проекты, выставки и пр.). Занятия проводятся   как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам и индивидуально. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. 

          Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.

    С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого школьника.   

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы

Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения:

·        интереса учащихся к театрализованным представлениям;

·        индивидуальных достижений учащихся;

·        выполнение творческих заданий, их презентации. 

К концу обучения обучающиеся должны иметь начальные сведения:

ü об истории разных видов театра;

ü о разных видах кукол, особенностях работы с ними;

Обучающиеся должны уметь:

ü разработать и выполнить простейшую перчаточную куклу и предметы бутафории;

ü правильно держать куклу;

ü двигаться за ширмой;

ü соблюдать правила работы   над ширмой;

ü владеть голосом для перевоплощения героя;

ü работать в группе, в коллективе;

ü выступать перед публикой, зрителями;

ü анализировать свою игру и игру других.

Обучающиеся должны знать термины:

Исполнительская деятельность; актёр; режиссёр; декорации; спектакль; премьера; действующие лица; этюд; импровизация; «ожившая» кукла; прогон; генеральная репетиция; «живая рука».

Форма подведения итогов

После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию. Итоговой работой по завершению каждой темы являются: театрализованные представления, сценические постановки, концерты.

Материально – техническое обеспечение

·         компьютер;

·         Звуковая аппаратура, микрофоны, магнитофон, А/записи;

·         Интерактивная доска

·         Декорации

·         Театральные костюмы

·         Маски, театральные куклы

·         Книги со сказками

·         Ширма

·         Фотографии, картинки, иллюстрации.

                      Учебно-тематический план 5 класса

Знакомство с театром.  Работа над небольшими по объёму спектаклями.  Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций и кукол.

                                        Содержание

I четверть

Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов)

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

IIчетверть

Проектная деятельность «Рождественские сказки» (8 часов)

1

 Знакомство с сказкой «Морожены песни»

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

 Театрализованное представление.

IIIчетверть

«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов)

1

«Сцена – мое творчество»

2

«Времена года»

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

IVчетверть

Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов)

1

Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

5

Защита проекта.

6

Ремонт кукол.

Итого

35 часов

 

 

 

           

          Учебно-тематический план 6 класса

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения.  Изготовление костюмов и кукол «живой руки». Создание декораций к спектаклям.

Содержание

I четверть

Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов)

1

Знакомство с театром.

2

Ритмопластика.

3

Культура и техника речи.

4

Основы театральной культуры.

IIчетверть

Проектная деятельность «Рождественский подарок» (8 часов)

1

Знакомство с содержанием сказки «Рождественский подарок». «Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

 Театрализованное представление.

IIIчетверть

«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов)

1

«Сцена – мое творчество» выбор интерьера сцены.

2

Сценическое актёрское мастерство. Ритмопластика.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

IVчетверть

Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов)

1

 Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

5

Защита проекта.

6

Театрализованное представление.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

 программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·        познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;

·        основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·        установка на здоровый образ жизни;

·        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        принимать и сохранять поставленную задачу;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        различать способ и результат действия;

·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·        основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·        задавать вопросы;

·        контролировать действия партнёра;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

        Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

         Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

         Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

ü познавательная, творческая, общественная активность;

ü самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

ü коммуникабельность;

ü уважение к себе и другим;

ü личная и взаимная ответственность;

ü готовность действия в нестандартных ситуациях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

5 класс (35ч.)

 

Тема, содержание

Кол-ство часов

План

Факт

I

«Давайте знакомиться».

9 часов

 

 

1

Вводное занятие «Волшебный фонарь».

Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Знакомство с правилами поведения в кружке, выбор актива.

1 час

2.09

 

2

 «Таинственные превращения».            

 Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Виды кукол и способы управления ими. Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя.

1 час

9.09

 

3

«Добро пожаловать в театр».

Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания.

2 часа

16 09

23.09

 

4

«Художник в театре».

Экспромт - спектакль.

 Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

1 час

30.09

 

 

6

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности.

2 часа

07.10

14.10

 

 

7

Игровое занятие. «Культура и техника речи».

Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

2 часа

21.10

28.10

 

II

 Проектная деятельность «Рождественские сказки».

8 часов

 

 

1

«Морожены песни» С. Писахов.

 Теория. Чтение и просмотр сказки «Морожены песни» С. Писахова Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка?  Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

1 час

11.11

 

2

«Морожены песни» С. Писахов.

Практика. Просмотр видеоматериала «Вода и слово». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Замороженное слово»

2 часа

18.11

25.11

 

3

«Я сказочник»

Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника.

Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки.

1 час

02.12

 

 

4

«Я актер»

Практика. Распределение ролей.   Отработка чтения каждой роли.

Развитие речи (темп, тембр, интонация).  Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2 час

09.12

16.12

 

 

5

«Кукольный театр»

Теория. Верховые куклы, особенности работы с ними. Обучение работе над ширмой.

Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки.

1 час

23.12

 

6

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Выступление перед зрителями. Анализ выступления.

1 часа

13.01

 

 

III

 «Я Художник – оформитель и декоратор»

10 часов

 

 

1

Посещение театрализованного представления

 

1 часа

20.01

 

 

2

«Сцена – мое творчество»

Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены).

2 часа

27.01

03.02

 

 

3

«Времена года»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года)

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»

 

2 часа

10.02

17.02

 

 

4

«Времена года»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года)

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»

 

2 часа

  03.03

  10.03

 

 

 

5

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности в декорации (ветер, песок, дерево,космос, и т.д.).

2 часа

17.03

24.03

 

 

6

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

Практика.

Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения.

1 часа

07.04

 

 

IV

«Я-режиссер»

8 часов

 

 

1

Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть).

Теория. Чтение пьесы вслух.  Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

2 часа

14.04

21.04

 

 

2.

Распределение ролей.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

2 часа 

28.04

05.05

 

 

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа.

2 часа

12.05

19.05

 

 

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

 Практика.  Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».

 

 

1 час

26.05

 

5

Ремонт кукол

1час

02.06

 

 

Итого по программе

35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

6 класс (35ч.)

 

Тема, содержание

Кол-ство часов

План

Факт

I

«Давайте знакомиться». Проектная деятельность

9 часов

 

 

1

Вводное занятие «Волшебный фонарь».

Теория. Театр. Его история. Продолжение знакомства с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

1 час

05.09

 

2

 «Таинственные превращения».                         

 Теория.

Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя.

1 час

12.09

 

3

«Добро пожаловать в театр».

Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания.

2 часа

19 09

26.09

 

4

«Художник в театре».

Экспромт - спектакль.

 Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

1 час

3.10

 

 

6

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности.

2 часа

10.10

17.10

 

 

7

Игровое занятие. «Культура и техника речи».

Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

2 часа

24.10

14.11

 

II

 Проектная деятельность

«Рождественские сказки».

8 часов

 

 

1

«Рождественский подарок» Сказки бабушки Агафьи

 Теория. Чтение и просмотр сказки.  Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка?  Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

1 час

21.11

 

 

2

«Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой.

Практика. Просмотр видеоматериала «Волшебные коклюшки». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Морозные узоры Вологды»

2 часа

28.11

05.12

 

 

3

«Я сказочник»

Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника.

Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки.

1 час

12.12

 

 

4

«Я актер»

Практика. Распределение ролей.   Отработка чтения каждой роли.

Развитие речи (темп, тембр, интонация).  Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2 час

19.12

26.12

 

5

«Кукольный театр»

Теория. Куклы живой руки, особенности работы с ними.

Учить обучающихся выполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.) Научиться с помощью этой куклы выделять самые тонкие нюансы чувств и настроений героя.

Практика. Надеть куклу на руки стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки.

1 час

09.01

 

6

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Выступление перед зрителями. Анализ выступления.

1 часа

16.01

 

 

III

 «Я Художник – оформитель и декоратор»

10 часов

 

 

1

Посещение театрализованного представления

 

1 часа

23.01

 

 

2

«Сцена – мое творчество»

Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены).

2 часа

30.01

06.02

 

 

3

«Русская народная сказка»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»

 

2 часа

13.02

20.02

 

 

4

«Русская народная сказка»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»

 

2 часа

27.02

06.03

 

 

5

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности чувств (грусть, радость и т.д.).

2 часа

13.03

20.03

 

 

6

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

Практика.

Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения.

1 часа

03.04

 

IV

«Я-режиссер»

8 часов

 

 

1

Содержание пьесы, терминология.

афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть).

Теория. Чтение пьесы вслух.  Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

2 часа

10.04

17.04

 

2.

Распределение ролей.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

2 часа 

24.04

08.05

 

 

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа.

2 часа

15.05

22.05

 

 

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

 Практика.  Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».

 

 

1 час

29.05

 

5

Ремонт кукол

1час

05.06

 

 

Итого по программе

35 часов

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.      

 

1.   Ветлугина Н.А.«Самостоятельная художественная деятельность школьников»;

2.   Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – школьникам»;

3.   Михайлова М.А. , Горбина Е.В.  «Поем, танцуем дома и в саду»;

4.   Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»;

5.   Науменко Г.А.  «От зимы до осени: Фольклорный праздник»;

6.   Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н.  «Нам весело»;

7.   Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник»;

8.   Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;

9.   Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школе»;

10.   Щеткин А.В.  «Театральная деятельность в школе».

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено:

Рассмотрено:

Пояснительная записка Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление

Пояснительная записка Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление

Цель программы студии «Волшебный фонарь» : развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации

Цель программы студии «Волшебный фонарь» : развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации

Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе

Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе

Обязательный элемент каждого занятия - э то работа актёра над собой

Обязательный элемент каждого занятия - э то работа актёра над собой

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: · добровольность участия и желание проявить себя; · сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;…

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: · добровольность участия и желание проявить себя; · сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;…

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической

Звуковая аппаратура, микрофоны, магнитофон,

Звуковая аппаратура, микрофоны, магнитофон,

Учебно-тематический план 6 класса

Учебно-тематический план 6 класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

II Проектная деятельность «Рождественские сказки»

II Проектная деятельность «Рождественские сказки»

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Знакомство с содержанием пьесы, терминология

Знакомство с содержанием пьесы, терминология

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

II Проектная деятельность «Рождественские сказки»

II Проектная деятельность «Рождественские сказки»

Сценическое актёрское мастерство

Сценическое актёрское мастерство

Содержание пьесы, терминология

Содержание пьесы, терминология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021