Рабочая программа Театральной студии «Волшебный фонарь»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям школьника. Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Иконка файла материала Программа Волшебный фонарь.docx

Рассмотрено:                               Согласовано:                              Утверждаю:

Руководитель МО                      заместитель директора по         директор Лицея -

Риминюк Н.А.                            УР                                                 интерната №6 ОАО «РЖД»

/                        /                            / Сильнова Л. В. /                     _____ /Н.В. Шереметьева. /                                          

Протокол №_______от                                                                    Приказ № 240 от

«     »                 2021 г.                 «     »                   2021 г.             «31» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Театральной студии «Волшебный фонарь»

для 5-6 классов (в рамках внеурочной деятельности ФГОС)

учителя технологии

высшей категории

Риминюк Надежды Аркадьевны

 

 

 

 

Форма внеурочной деятельности - кружок

Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное

Возраст учащихся, на который рассчитана программа - (11-12 лет)

Составлена в соответствии ФГОС НОО

Срок реализации программы – 2 года

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа студии «Волшебный фонарь» для обучающихся 5-6 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС ООО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям школьника.

Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей театральное творчество располагает большими возможностями. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взятое, в силу образно - конкретного мышления обучающегося, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, охотно выполняют поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализация, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. 

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.

Цель программы студии «Волшебный фонарь»:

развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации.

 

Задачи:

1. Познавательный аспект.

·        познакомить обучающихся с основами разных видов театрализации (история кукол и кукольного театра, театральная игра и актёрское мастерство, сценическая речь, изготовление кукол, приёмы кукловождения, декорации, сценическое движение, музыкальное оформление пьесы), актерского мастерства и научить держаться на сцене;

·        формировать художественные предпочтения, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

·        формировать нравственные качества, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

·        способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;

·        пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

·        научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

·        добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

2. Развивающий аспект.

·        создавать условия для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;

·        развивать эмоциональную сферу, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

·        реализовать творческий потенциал личности школьника;

·        обогащать эмоционально-образную сферу школьника;

·        развивать коммуникативную культуру обучающихся;

·        развивать технику речи, артикуляцию, интонацию;

·        развивать двигательную способность через драматизацию.

3. Воспитательный аспект.

·        приобщать к общечеловеческим ценностям;

·        воспитывать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

·        обеспечивать связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

 

  Театрализованная деятельность обучающихся базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

-   личностный подход;

-       переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

-       технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

-       устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

-       насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.

Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе. Результативность работы оценивают отзывы самих участников театрализованного представления, их родителей, а также зрителей.

Особенности реализации программы

      Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения к культуре народов, к развитию речи. Большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам и по мотивам народных сказок в авторской обработке. 

      Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося.

     Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

ü творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

ü исполнительское (речевое, двигательное);

ü оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В процессе организации театрализованного представления, обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа.  Прежде чем «оживлять» героя обучающийся знакомиться с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.

При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:

ü инсценировки литературных произведений для детей школьного возраста;

ü адаптированные готовые пьесы;

ü новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

ü работа с ширмой и куклами (виды кукол, способы управления ими, знакомство с перчаточными куклами, изготовление кукол, их ремонт;

свободное владение куклой, роль кукловода, приёмы кукловождения).

Обязательный элемент каждого занятия - это работа актёра над собой. Она помогает развивать память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над сценическим образом, обучающимся предлагается просмотреть видео фильмы с героем, чей образ инсценирует обучающийся.

Работа над сценическим образом включает в себя:

ü разучивание реплик;

ü работа над выражением эмоций;

ü работа по развитию сценической речи (дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика);

ü работа над выразительностью жестов;

ü отработка поз и движений актера.

Большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с обучающимися даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Музыка – неотъемлемая часть театрализованного представления, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

         Занятия и репетиции проводятся не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, а также актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности:

·        «театрализованная и игровая деятельность», где обучающиеся проводят творческие мероприятия: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям, проведение игр с младшими школьниками;

·         «литературно-художественная деятельность», где обучающиеся знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности;

·        «изобразительная деятельность», где обучающиеся знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей;

·        «художественно-речевая» на котором у обучающихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;

·        «музыкальная деятельность», где обучающиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ;

·        «творческая деятельность», где обучающий проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

·        добровольность участия и желание проявить себя;

·        сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

·        сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

·        занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

·        эстетичность всех проводимых мероприятий;

·        четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

·        наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

·        широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

Для организации театрального представления необходимо следующее оснащение:

ü костюмы;

ü куклы;

ü мультимедиа;

ü декорации и бутафории к спектаклям.

        Необходимое оснащение изготавливается самостоятельно или под руководством педагога. Обучающиеся смогут сшить необходимые куклы, костюмы для выступления. Посильную помощь в изготовлении костюмов, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.

                        Режим проведения занятий, количество часов:

Программа разработана для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю. Всего за учебный год – 35 часов.

5-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).

6-й класс 1 раз в неделю по 1 часу (всего 35 часов).

Программа реализуется за счёт часов учебного плана лицея-интерната, выделенных на внеурочную деятельность (социальное направление).

                                           Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность студии основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, ярмарки форумы, проекты, выставки и пр.). Занятия проводятся   как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам и индивидуально. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. 

          Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.

    С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого школьника.   

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы

Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения:

·        интереса учащихся к театрализованным представлениям;

·        индивидуальных достижений учащихся;

·        выполнение творческих заданий, их презентации. 

К концу обучения обучающиеся должны иметь начальные сведения:

ü об истории разных видов театра;

ü о разных видах кукол, особенностях работы с ними;

Обучающиеся должны уметь:

ü разработать и выполнить простейшую перчаточную куклу и предметы бутафории;

ü правильно держать куклу;

ü двигаться за ширмой;

ü соблюдать правила работы   над ширмой;

ü владеть голосом для перевоплощения героя;

ü работать в группе, в коллективе;

ü выступать перед публикой, зрителями;

ü анализировать свою игру и игру других.

Обучающиеся должны знать термины:

Исполнительская деятельность; актёр; режиссёр; декорации; спектакль; премьера; действующие лица; этюд; импровизация; «ожившая» кукла; прогон; генеральная репетиция; «живая рука».

Форма подведения итогов

После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию. Итоговой работой по завершению каждой темы являются: театрализованные представления, сценические постановки, концерты.

Материально – техническое обеспечение

·         компьютер;

·         Звуковая аппаратура, микрофоны, магнитофон, А/записи;

·         Интерактивная доска

·         Декорации

·         Театральные костюмы

·         Маски, театральные куклы

·         Книги со сказками

·         Ширма

·         Фотографии, картинки, иллюстрации.

                      Учебно-тематический план 5 класса

Знакомство с театром.  Работа над небольшими по объёму спектаклями.  Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций и кукол.

                                        Содержание

I четверть

Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов)

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

IIчетверть

Проектная деятельность «Рождественские сказки» (8 часов)

1

 Знакомство с сказкой «Морожены песни»

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

 Театрализованное представление.

IIIчетверть

«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов)

1

«Сцена – мое творчество»

2

«Времена года»

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

IVчетверть

Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов)

1

Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

5

Защита проекта.

6

Ремонт кукол.

Итого

35 часов

 

 

 

           

          Учебно-тематический план 6 класса

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения.  Изготовление костюмов и кукол «живой руки». Создание декораций к спектаклям.

Содержание

I четверть

Вводное занятие «Волшебный фонарь» (9 часов)

1

Знакомство с театром.

2

Ритмопластика.

3

Культура и техника речи.

4

Основы театральной культуры.

IIчетверть

Проектная деятельность «Рождественский подарок» (8 часов)

1

Знакомство с содержанием сказки «Рождественский подарок». «Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

 Театрализованное представление.

IIIчетверть

«Я Художник – оформитель и декоратор» (10 часов)

1

«Сцена – мое творчество» выбор интерьера сцены.

2

Сценическое актёрское мастерство. Ритмопластика.

3

 Изготовление декораций, костюмов.

4

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

IVчетверть

Творческая проектная деятельность «Я-режиссер» (8 часов)

1

 Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

5

Защита проекта.

6

Театрализованное представление.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

 программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·        познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;

·        основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·        установка на здоровый образ жизни;

·        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        принимать и сохранять поставленную задачу;

·        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        различать способ и результат действия;

·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·        основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·        задавать вопросы;

·        контролировать действия партнёра;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

        Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

         Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

         Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

ü познавательная, творческая, общественная активность;

ü самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

ü коммуникабельность;

ü уважение к себе и другим;

ü личная и взаимная ответственность;

ü готовность действия в нестандартных ситуациях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

5 класс (35ч.)

 

Тема, содержание

Кол-ство часов

План

Факт

I

«Давайте знакомиться».

9 часов

 

 

1

Вводное занятие «Волшебный фонарь».

Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Знакомство с правилами поведения в кружке, выбор актива.

1 час

2.09

 

2

 «Таинственные превращения».            

 Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Виды кукол и способы управления ими. Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя.

1 час

9.09

 

3

«Добро пожаловать в театр».

Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания.

2 часа

16 09

23.09

 

4

«Художник в театре».

Экспромт - спектакль.

 Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

1 час

30.09

 

 

6

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности.

2 часа

07.10

14.10

 

 

7

Игровое занятие. «Культура и техника речи».

Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

2 часа

21.10

28.10

 

II

 Проектная деятельность «Рождественские сказки».

8 часов

 

 

1

«Морожены песни» С. Писахов.

 Теория. Чтение и просмотр сказки «Морожены песни» С. Писахова Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка?  Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

1 час

11.11

 

2

«Морожены песни» С. Писахов.

Практика. Просмотр видеоматериала «Вода и слово». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Замороженное слово»

2 часа

18.11

25.11

 

3

«Я сказочник»

Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника.

Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки.

1 час

02.12

 

 

4

«Я актер»

Практика. Распределение ролей.   Отработка чтения каждой роли.

Развитие речи (темп, тембр, интонация).  Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2 час

09.12

16.12

 

 

5

«Кукольный театр»

Теория. Верховые куклы, особенности работы с ними. Обучение работе над ширмой.

Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки.

1 час

23.12

 

6

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Выступление перед зрителями. Анализ выступления.

1 часа

13.01

 

 

III

 «Я Художник – оформитель и декоратор»

10 часов

 

 

1

Посещение театрализованного представления

 

1 часа

20.01

 

 

2

«Сцена – мое творчество»

Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены).

2 часа

27.01

03.02

 

 

3

«Времена года»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года)

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»

 

2 часа

10.02

17.02

 

 

4

«Времена года»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам (по временам года)

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»

 

2 часа

  03.03

  10.03

 

 

 

5

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности в декорации (ветер, песок, дерево,космос, и т.д.).

2 часа

17.03

24.03

 

 

6

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

Практика.

Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения.

1 часа

07.04

 

 

IV

«Я-режиссер»

8 часов

 

 

1

Знакомство с содержанием пьесы, терминология.

афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть).

Теория. Чтение пьесы вслух.  Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

2 часа

14.04

21.04

 

 

2.

Распределение ролей.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

2 часа 

28.04

05.05

 

 

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа.

2 часа

12.05

19.05

 

 

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

 Практика.  Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».

 

 

1 час

26.05

 

5

Ремонт кукол

1час

02.06

 

 

Итого по программе

35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

6 класс (35ч.)

 

Тема, содержание

Кол-ство часов

План

Факт

I

«Давайте знакомиться». Проектная деятельность

9 часов

 

 

1

Вводное занятие «Волшебный фонарь».

Теория. Театр. Его история. Продолжение знакомства с историей возникновения театра, с видами театров, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

1 час

05.09

 

2

 «Таинственные превращения».                         

 Теория.

Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя.

1 час

12.09

 

3

«Добро пожаловать в театр».

Экспромт-тестирование. Выполнение обучающимися творческого задания.

2 часа

19 09

26.09

 

4

«Художник в театре».

Экспромт - спектакль.

 Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

1 час

3.10

 

 

6

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности.

2 часа

10.10

17.10

 

 

7

Игровое занятие. «Культура и техника речи».

Практика. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

2 часа

24.10

14.11

 

II

 Проектная деятельность

«Рождественские сказки».

8 часов

 

 

1

«Рождественский подарок» Сказки бабушки Агафьи

 Теория. Чтение и просмотр сказки.  Беседа о прочитанном. - Понравились ли сказка?  Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

1 час

21.11

 

 

2

«Вологодские кружева» по сказке Агафьи Дандеевой.

Практика. Просмотр видеоматериала «Волшебные коклюшки». Изобразительная деятельность: выполнение творческого задания на тему «Морозные узоры Вологды»

2 часа

28.11

05.12

 

 

3

«Я сказочник»

Теория. Ввести обучающихся в роль сказочника.

Практика. Определить сколько действующих лиц в сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Сочинение обучающимися рождественской сказки.

1 час

12.12

 

 

4

«Я актер»

Практика. Распределение ролей.   Отработка чтения каждой роли.

Развитие речи (темп, тембр, интонация).  Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

2 час

19.12

26.12

 

5

«Кукольный театр»

Теория. Куклы живой руки, особенности работы с ними.

Учить обучающихся выполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.) Научиться с помощью этой куклы выделять самые тонкие нюансы чувств и настроений героя.

Практика. Надеть куклу на руки стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Сценическое актёрское мастерство. Музыкальное оформление театрализованного представления. Изготовление декораций, подбор костюмов Репетиция сказки.

1 час

09.01

 

6

Показ спектакля «Рождественская сказка»

Выступление перед зрителями. Анализ выступления.

1 часа

16.01

 

 

III

 «Я Художник – оформитель и декоратор»

10 часов

 

 

1

Посещение театрализованного представления

 

1 часа

23.01

 

 

2

«Сцена – мое творчество»

Практика. Выполнение обучающимися творческого задания Создание декораций и бутафории к своему настольному спектаклю (макет сцены).

2 часа

30.01

06.02

 

 

3

«Русская народная сказка»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «аппликация из ткани»

 

2 часа

13.02

20.02

 

 

4

«Русская народная сказка»

Теория. Беседа-диалог по русским народным сказкам

Практика. Изготовление декораций к спектаклям для кукольного театра в технике «выжигание по ткани»

 

2 часа

27.02

06.03

 

 

5

Игровое занятие. «Ритмопластика».

Практика. Развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка - как помощник в представлении образов, стимуляции фантазии и использовании пластической выразительности чувств (грусть, радость и т.д.).

2 часа

13.03

20.03

 

 

6

Музыкальное оформление театрализованного представления через изобразительную деятельность.

Практика.

Отобразить в рисунке свое видение музыкального произведения.

1 часа

03.04

 

IV

«Я-режиссер»

8 часов

 

 

1

Содержание пьесы, терминология.

афиша, может быть экспозиция (часть, предворяющая действие), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (его может не быть).

Теория. Чтение пьесы вслух.  Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

2 часа

10.04

17.04

 

2.

Распределение ролей.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

2 часа 

24.04

08.05

 

 

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

Практика.Обработка чтения каждой роли в соответствии с характером персонажа.

2 часа

15.05

22.05

 

 

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

 Практика.  Творческое задание «Герой моей сказки», «Угадай кто мой герой».

 

 

1 час

29.05

 

5

Ремонт кукол

1час

05.06

 

 

Итого по программе

35 часов

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.      

 

1.   Ветлугина Н.А.«Самостоятельная художественная деятельность школьников»;

2.   Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – школьникам»;

3.   Михайлова М.А. , Горбина Е.В.  «Поем, танцуем дома и в саду»;

4.   Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»;

5.   Науменко Г.А.  «От зимы до осени: Фольклорный праздник»;

6.   Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н.  «Нам весело»;

7.   Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник»;

8.   Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;

9.   Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школе»;

10.   Щеткин А.В.  «Театральная деятельность в школе».

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также