Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Сланцевский индустриальный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»
_________________ А.М.Кононов
«31» августа 2016 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика с основами технических измерений
Профессия:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
г.Сланцы
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) и «Рекомендациям по организации получения среднего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 15.04.2015 г. №06-2128/05-09/15) с учетом технического профиля получаемого профессионального образования, предназначенной для изучения дисциплины в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).
Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»
Рекомендована: Предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»
Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии
№ __________ от «____» __________________ 2016 г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика с основами технических измерений
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.03.).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- Читать кинематические схемы;
- Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
- Производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
- Подсчитывать передаточное число;
- Пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом.
знать:
- Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
- Типы кинематических пар;
- Характер соединения деталей и сборочных единиц;
- Принцип взаимозаменяемости;
- Основные сборочные единицы и детали;
- Типы соединений деталей и машин;
- Виды движений и преобразующие движения механизмы;
- Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
- Передаточное отношение и число;
- Требования к допускам и посадкам;
- Принципы технических измерений;
- Общие сведения о средствах измерения и их классификация.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося 58 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
39 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
0 |
практические занятия |
18 |
контрольные работы |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
19 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа |
5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
|
||
|
1 |
Содержание технической механики, ее роль и значение в технике |
1 |
1 |
РАЗДЕЛ 1 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА |
14 |
|
||
Тема 1.1 Основные сведения о машинах и механизмах |
1 |
Машины и их основные элементы. Основные критерии работоспособности деталей машин: прочность, точность, жёсткость, износостойкость, виброустойчивость. Детали вращательного движения. Корпусные детали. Пружины и рессоры. Основные понятия о видах деформаций (растяжение, сжатие, срез, смятие, кручение, изгиб). Кинематическая пара и кинематические цепи. Схематическое изображение кинематической пары и цепи. |
1 |
2 |
Тема 1.2 Механические передачи |
1 |
Ременные и цепные передачи, их назначение, схемы, основные элементы. Материалы для плоских ремней и шкивов, соединение концов ремней. Натяжные устройства, способы натяжения плоских и клиновых ремней. Определение передаточного числа ременных передач. Правила эксплуатации ременных передач. Конструкция и основные параметры цепей и звездочек. Натяжение цепей. Материалы для изготовления цепей и их работоспособность. |
2 |
2 |
2 |
Зубчатые и винтовые передачи, их назначение, схемы, основные элементы. Передачи с внутренним и внешним зацеплением. Понятие о ведущей и ведомой шестернях. Значение паразитной и промежуточной шестерен. Общие сведения о передаче винт-гайка скольжения. Материалы ходовых винтов и гаек, их конструктивные особенности. Передача винт-гайка качения. Реечная передача. Расчеты передаточных чисел. |
2 |
2 |
|
Тема 1.3 Соединение деталей |
1 |
Виды соединений. Разъемные и неразъемные соединения. Шпоночные соединения и их область применения. Виды и назначение шпонок. Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения. Правила монтажа (демонтажа) деталей при данных видах соединений. Виды шлицевых соединений и их область применения. Резьбовые соединения. Виды и назначение резьбовых соединений. Виды резьбы. Болтовые, винтовые соединения. Соединения шпильками. Надежность соединения. |
2 |
2 |
2 |
Сварные соединения. Виды сварок. Сварка под давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости. Паяные соединения. Клееные соединения. Заклёпочные соединения. Механизация заклёпочных соединений. Способы проведения заклёпочных работ. Материал заклёпок. Выбор заклёпок. Применение заклёпок. |
2 |
2 |
|
3 |
Определение (анализ) материалов применяемых для изготовления деталей машин и механизмов. Классификация материалов и их маркировка. |
1 |
2 |
|
Тема 1.4 Понятие о валах, осях и муфтах |
1 |
Общие сведения о валах и осях, их назначение и конструктивные формы. Виды и причины разрушения валов и осей при эксплуатации машин. Соосность и центрирование валов и осей при эксплуатации машин. Основные правила монтажа (демонтажа) валов в сборочных единицах. Назначение муфт. Глухие подвижные и жёсткие муфты, их назначение и область применения. Шарнирные муфты. Упругие муфты с резиновым элементом. Сцепная кулачковая и предохранительная муфты. |
2 |
2 |
Тема 1.5 Подшипники |
1 |
Общие сведения о кривошипно-шатунных, кулисных, кулачковых механизмах. Общие сведения о редукторах. Общие сведения о подшипниках скольжения и подшипниках качения. Обозначение подшипников на схемах. |
2 |
2 |
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ |
4 |
|
||
Тема 2.1 Допуски и посадки |
1 |
Основные понятия о взаимозаменяемости. Действительный, предельный и номинальный размеры. Обозначение полей допуска. Нанесение предельных отклонений на чертежах и деталях. Отклонение действительное, предельное, верхнее и нижнее. Нулевая линия. Поле допуска. |
2 |
2 |
Тема 2.2 Основы технических измерений |
1 |
Основные определения. Средства измерения, их классификация. Измерительные приборы. Штангенинструмент. Микрометрические инструменты, измерительные головки с механической передачей. Индикаторные нутромеры. Средства измерения погрешностей плоских поверхностей, углов и конусов. Общие сведения о средствах контроля и измерения поверхностей. Калибры, их основные типы и требования к ним. |
2 |
2 |
Практические занятия |
18 |
|
||
|
1 |
Механические передачи |
2 |
3 |
2 |
Соединение деталей |
2 |
3 |
|
3 |
Материалы для изготовления машин и механизмов |
2 |
3 |
|
4 |
Валы и оси |
2 |
3 |
|
5 |
Муфты |
2 |
3 |
|
6 |
Подшипники |
2 |
3 |
|
7 |
Допуски и посадки |
2 |
3 |
|
8 |
Технические измерения |
2 |
3 |
|
9 |
Итоговая контрольно-практическая работа |
2 |
3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа для обучающихся |
19 |
|
||
|
Изучение применения механических передач в сельскохозяйственной технике |
2 |
3 |
|
Изучение способов соединения деталей в сельскохозяйственной технике |
2 |
3 |
||
Изучение способов термической и химико-термической обработки материалов, применяемых для изготовления деталей машин |
2 |
3 |
||
Изучение применения валов, осей и муфт в сельскохозяйственной технике |
2 |
3 |
||
Подбор необходимых подшипников для механизмов сельскохозяйственной техники |
2 |
3 |
||
Поиск взаимозаменяемых деталей машин и механизмов сельскохозяйственной техники |
2 |
3 |
||
Составление конспекта по теме «Поверка и калибровка средств измерения» |
2 |
3 |
||
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
5 |
|
||
Схемы механических передач |
2 |
|
||
Материалы для изготовления подшипников и их смазки |
2 |
|
||
Классы точности средств измерения |
1 |
3 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технической механики» и лаборатории «Технических измерений».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. А.И. Аркуша Руководство к решению задач по теоретической механике: Учеб. пособ. для средних спец. учеб. заведений. – 4-е изд.; испр. М., Высш. шк.., 1999 перераб. и доп. – Л.: Машиностроение, 1990.
2. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для сред. проф. образования – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. В.П.Олофинская Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учеб. пособие. – 2-е изд. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
Дополнительные источники:
1. В.А.Ивченко Техническая механика: Учебно-методический комплекс. -М.: ИНФРА-М, 2004.
2. В.А.Ивченко Техническая механика: Учеб. пособие –методический комплекс -М.: ИНФРА-М, 2004.
Интернет-ресурсы:
Имеются
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
Читать кинематические схемы |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы, практические работы |
Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы, практические работы |
Производить расчет прочности несложных деталей и узлов |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы, практические работы |
Подсчитывать передаточное число |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы, практические работы |
Пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы, практические работы |
Знания: |
|
Виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Типы кинематических пар |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Характер соединения деталей и сборочных единиц |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Принцип взаимозаменяемости |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Основные сборочные единицы и детали |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Типы соединений деталей и машин |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Виды движений и преобразующие движения механизмы |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Передаточное отношение и число |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Требования к допускам и посадкам |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Принципы технических измерений |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
Общие сведения о средствах измерения и их классификация. |
Устные ответы, тестирование, внеаудиторные работы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.