Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
информатика
10 кл—11 кл
22.05.2022
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе: - авторской программы И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю.Шеиной (Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы/ Базовый уровень. И.Г. Семакин, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)
РП Информатика 10-11 кл..docx

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН  1023600847269, ИНН  3612005709, ОКПО 49759251

 

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей естественнонаучных дисциплин

Протокол  №___от «____»_____2021 г

 

Руководитель ШМО

 ___________________ О.Н. Субботина

 

Согласовано

 

 

Заместитель директора школы по УВР

___________________Н.П. Шестопалова

Утверждено

Приказ № ____ от «____»_____2021 г.

 

Директор школы________­­­____О.О.Квитко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

10 – 11  классы

 

 

 

 

Разработала

Шестопалова Вера Федоровна,

 учитель I КК

 

 

 

 

 

2021 г.


Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе:

-    авторской программы   И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю.Шеиной (Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы/ Базовый уровень. И.Г. Семакин, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)

-     основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Смаглеевской СОШ;

-  учебного плана МКОУ Смаглеевской СОШ.

      Для реализации рабочей программы используется УМК:

- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;

- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 11 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно Учебному плану МКОУ Смаглеевской СОШ на изучение информатики в 10 и 11  классах при пятидневной учебной неделе отведено по 1 часу в неделю. За год: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе – 34 часа.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Выпускник научится:

- определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

- строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

 - находить оптимальный путь во взвешенном графе;

- определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

- выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

- создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

- аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

- использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

 

Выпускник получит возможность:

- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;

- понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

- использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

- разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

- применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

- классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

- понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

- критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса «Информатика и ИКТ»

 

Содержание

Формы организации и виды деятельности

10 класс

Введение.

Структура информатики. Техника безопасности.

 

Аналитическая деятельность:

-в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе

-из каких частей состоит предметная область информатики

Информация.

Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста,  изображения и звука в компьютере.

 

 

Аналитическая деятельность:

-   три философские концепции информации;

-   понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

-   что такое язык представления информации; какие бывают языки

-   понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

-   примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

-   понятия «шифрование», «дешифрование».

-  сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

-  определение бита с алфавитной точки зрения;

-  связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

-  связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

-  сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

-  определение бита с позиции содержания сообщения;

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел;

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука.

Практическая деятельность:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте;

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа;

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Информационные процессы.

 Хранение и передачи информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

 

Аналитическая деятельность:

Знать:

-  историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума;

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации;

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

 - устройство и систему команд алгоритмической   машины Поста;

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое неймановская архитектура ЭВМ;

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

- архитектуру персонального компьютера;

 - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

 

Практическая деятельность

Уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи;

- по описанию системы команд учебного исполнителя

 - составлять алгоритмы управления его работой;

 - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Программирование.

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.

Аналитическая деятельность.

Знать:

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования

систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале;

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор IF;

-  оператор выбора selectcase;

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while и repeatuntil;

- оператор цикла с параметром for;

- порядок выполнения вложенных циклов;

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функций;

- правила описания и использования подпрограмм-процедур:

- правила описания массивов на Паскале;

- правила организации ввода и вывода значений  массива;

- правила программной обработки массивов;

- правила описания символьных величин и символьных строк;

- основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией.

 

Практическая деятельность.

Уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц ;

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления;

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы;

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

- составлять типовые программы обработки массивов:

 - заполнять массив, искать и подсчитывать элементы,

 - находить максимальное  и минимальное значения массива;

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

11 класс

 

Информационные системы и базы данных.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации.

Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

 

Аналитическая деятельность

Знать:

-   основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

-   основные свойства систем;

-    что такое системный подход в науке и практике;

-    модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;

-   использование графов для описания структур систем;

-   что такое база данных (БД);

-    основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

-    определение и назначение СУБД;

-    основы организации многотабличной БД;

-    что такое схема БД;

-    что такое целостность данных;

-    этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

-    структуру команды запроса на выборку данных из БД;

-    организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

-    основные логические операции, используемые в запросах;

-    правила представления условия выборки на языке запросов  и  в  конструкторе запросов.

 

Практическая деятельность

Уметь:

-    приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

-    анализировать состав и структуру систем;

- различать связи материальные и информационные;

-   создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

-    реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

-    реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

 

Интернет.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных.

Аналитическая деятельность

Знать:

-        назначение коммуникационных служб Интернета;

-        назначение информационных служб Интернета;

-        что такое прикладные протоколы;

-        назначение коммуникационных служб Интернета;

-        назначение информационных служб Интернета;

-        что такое прикладные протоколы;

-        какие существуют средства для создания web-страниц;

-        в чем состоит проектирование web-сайта;

-        что значит опубликовать web-сайт.

 

Практическая деятельность

Уметь:

-        работать с электронной почтой;

-        извлекать данные из файловых архивов;

-    осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

-    создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.

 

Информационное моделирование.

Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

 Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

 

Аналитическая деятельность

Знать:

-   понятие модели;

-   понятие информационной модели;

-   этапы построения компьютерной информационной модели;

-   понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

-   что такое математическая модель;

-   формы представления зависимостей между величинами.

-   для решения каких практических задач используется статистика;

-   что такое регрессионная модель;

-   как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

-   что такое корреляционная зависимость;

-   что такое коэффициент корреляции;

-   какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;

-   что такое оптимальное планирование;

-   что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

-   что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

-   в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

-   какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

 

Практическая деятельность

Уметь:

-  с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;

-    используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

-  осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;

-  вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MicrosoftExcel);

-  решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MicrosoftExcel).

 

Социальная информатика.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.

Правовое обеспечение информационной безопасности.

 

Аналитическая деятельность

Знать:

-   что такое информационные ресурсы общества;

-   из чего складывается рынок информационных ресурсов;

-   что относится к информационным услугам;

-   в чем состоят основные черты информационного общества;

-   причины информационного кризиса и пути его преодоления;

-   какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

-   основные законодательные акты в информационной сфере;

-   суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

 

Практическая деятельность

-   соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

10 класс

 

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

 

1

Введение. Структура информатики

 

1

1

 

 

Информация

11

 

 

2.

Информация. Представление информации

3

2

1

3.

Измерение информации

 

3

2

1

4.

Представление чисел в компьютере

2

1

1

5.

Представление текста, изображения и звука в компьютере

3

1,5

1,5

 

 

Информационные процессы

5

 

 

6.

Хранение и передача информации

1

1

 

7.

Обработка информации и алгоритмы

1

 

1

8.

Автоматическая обработка информации

2

1

1

9.

Информационные процессы в компьютере

1

1

 

 

Проект: Выбор конфигурации компьютера

Самостоятельное выполнение проекта

 

Проект: Настройка BIOS

Самостоятельное выполнение проекта

 

Программирование

18

 

 

10.

Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное

программирование

1

1

 

11.

Программирование линейных алгоритмов

2

1

1

12.

Логические величины и

выражения, программирование ветвлений

3

1

2

13.

Программирование циклов

3

1

2

14.

Подпрограммы

2

1

1

15.

Работа с массивами

4

2

2

16.

Работа с символьной информацией

3

1

2

 

 

Всего:

35 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

11 класс

 

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

 

 

Информационные

системы и базы данных

10

 

 

1.

Системный анализ

3

1

2

2.

Базы данных

7

3

4

 

 

Проектные задания по системологии

Самостоятельное выполнение проекта

 

Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

Самостоятельное выполнение проекта

 

Интернет

10

 

 

3.

Организация и услуги Интернета

5

2

3

4.

Основы сайтостроения

5

2

3

 

 

Проектные задания на разработку сайтов

Самостоятельное выполнение проекта

 

Информационное моделирование

12

 

 

5.

Компьютерное информационное моделирование

1

1

 

6.

Моделирование зависимостей между величинами

2

1

1

7.

Модели статистического прогнозирования

3

1

2

8.

Моделирование корреляционных зависимостей

3

1

2

9.

Модели оптимального планирования

3

1

2

 

Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

Самостоятельное выполнение проекта

 

Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»

Самостоятельное выполнение проекта

 

Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

Самостоятельное выполнение проекта

 

Социальная информатика

2

 

 

10.

Информационное общество

1

1

 

11.

Информационное право и безопасность

1

1

 

 

Всего:

34 часов

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Рабочая программа учебного курса «Информатика и

Рабочая программа учебного курса «Информатика и

ИКТ; - соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих

ИКТ; - соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих

Содержание учебного курса «Информатика и

Содержание учебного курса «Информатика и

Аналитическая деятельность:

Аналитическая деятельность:

Паскале; - правила организации ввода и вывода значений массива; - правила программной обработки массивов; - правила описания символьных величин и символьных строк; - основные функции…

Паскале; - правила организации ввода и вывода значений массива; - правила программной обработки массивов; - правила описания символьных величин и символьных строк; - основные функции…

Практическая деятельность Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр

Практическая деятельность Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр

Информационное моделирование.

Информационное моделирование.

Тематическое планирование 10 класс № п/п

Тематическое планирование 10 класс № п/п

Тематическое планирование 11 класс № п/п

Тематическое планирование 11 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2022