Муниципальное казённое образовательное учреждение
Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН 1023600847269, ИНН 3612005709, ОКПО 49759251
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественнонаучных дисциплин Протокол №___от «____»_____2021 г
Руководитель ШМО ___________________ О.Н. Субботина
|
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР ___________________Н.П. Шестопалова |
Утверждено Приказ № ____ от «____»_____2021 г.
Директор школы____________О.О.Квитко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
10 – 11 классы
Разработала
Шестопалова Вера Федоровна,
учитель I КК
2021 г.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе:
- авторской программы И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю.Шеиной (Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы/ Базовый уровень. И.Г. Семакин, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)
- основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Смаглеевской СОШ;
- учебного плана МКОУ Смаглеевской СОШ.
Для реализации рабочей программы используется УМК:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно Учебному плану МКОУ Смаглеевской СОШ на изучение информатики в 10 и 11 классах при пятидневной учебной неделе отведено по 1 часу в неделю. За год: в 10 классе - 35 часов, в 11 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
- определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
- строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
- находить оптимальный путь во взвешенном графе;
- определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
- выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
- создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
- аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник получит возможность:
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
- понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
- использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
- разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
- применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
- классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
- понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
- критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного курса «Информатика и ИКТ»
Содержание |
Формы организации и виды деятельности |
10 класс |
|
Введение. Структура информатики. Техника безопасности.
|
Аналитическая деятельность: -в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе -из каких частей состоит предметная область информатики |
Информация. Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
|
Аналитическая деятельность: - три философские концепции информации; - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации; - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование», «дешифрование». - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной точки зрения; - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; - определение бита с позиции содержания сообщения; - основные принципы представления данных в памяти компьютера; - представление целых чисел; - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; - принципы представления вещественных чисел; - способы кодирования текста в компьютере; - способы представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики; - способы дискретного (цифрового) представление звука. Практическая деятельность: - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте; - выполнять пересчет количества информации в разные единицы; - получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; - определять по внутреннему коду значение числа; - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; - вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. |
Информационные процессы. Хранение и передачи информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
|
Аналитическая деятельность: Знать: - историю развития носителей информации; - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; - понятие «шум» и способы защиты от шума; - основные типы задач обработки информации; - понятие исполнителя обработки информации; - понятие алгоритма обработки информации; - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста; - этапы истории развития ЭВМ; - что такое неймановская архитектура ЭВМ; - для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); - архитектуру персонального компьютера; - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Практическая деятельность Уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи; - по описанию системы команд учебного исполнителя - составлять алгоритмы управления его работой; - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста |
Программирование. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией. |
Аналитическая деятельность. Знать: - этапы решения задачи на компьютере; - что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; - какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; - систему команд компьютера; - классификацию структур алгоритмов; - основные принципы структурного программирования систему типов данных в Паскале; - операторы ввода и вывода; - правила записи арифметических выражений на Паскале; - оператор присваивания; - структуру программы на Паскале; - логический тип данных, логические величины, логические операции; - правила записи и вычисления логических выражений; - условный оператор IF; - оператор выбора selectcase; - различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием; - различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; - операторы цикла while и repeat – until; - оператор цикла с параметром for; - порядок выполнения вложенных циклов; - понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; - правила описания и использования подпрограмм-функций; - правила описания и использования подпрограмм-процедур: - правила описания массивов на Паскале; - правила организации ввода и вывода значений массива; - правила программной обработки массивов; - правила описания символьных величин и символьных строк; - основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Практическая деятельность. Уметь: - описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; - выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц ; - составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале; - программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления; - программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; - программировать итерационные циклы; - программировать вложенные циклы; - выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; - описывать функции и процедуры на Паскале; - записывать в программах обращения к функциям и процедурам; - составлять типовые программы обработки массивов: - заполнять массив, искать и подсчитывать элементы, - находить максимальное и минимальное значения массива; - решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов. |
11 класс
|
|
Информационные системы и базы данных. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
|
Аналитическая деятельность Знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем; - что такое системный подход в науке и практике; - модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель; - использование графов для описания структур систем; - что такое база данных (БД); - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; - определение и назначение СУБД; - основы организации многотабличной БД; - что такое схема БД; - что такое целостность данных; - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; - структуру команды запроса на выборку данных из БД; - организацию запроса на выборку в многотабличной БД; - основные логические операции, используемые в запросах; - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Практическая деятельность Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); - анализировать состав и структуру систем; - различать связи материальные и информационные; - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; - реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
|
Интернет. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных. |
Аналитическая деятельность Знать: - назначение коммуникационных служб Интернета; - назначение информационных служб Интернета; - что такое прикладные протоколы; - назначение коммуникационных служб Интернета; - назначение информационных служб Интернета; - что такое прикладные протоколы; - какие существуют средства для создания web-страниц; - в чем состоит проектирование web-сайта; - что значит опубликовать web-сайт.
Практическая деятельность Уметь: - работать с электронной почтой; - извлекать данные из файловых архивов; - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей; - создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
|
Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
|
Аналитическая деятельность Знать: - понятие модели; - понятие информационной модели; - этапы построения компьютерной информационной модели; - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; - что такое математическая модель; - формы представления зависимостей между величинами. - для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель; - как происходит прогнозирование по регрессионной модели. - что такое корреляционная зависимость; - что такое коэффициент корреляции; - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа; - что такое оптимальное планирование; - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Практическая деятельность Уметь: - с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами; - используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов; - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели; - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MicrosoftExcel); - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MicrosoftExcel).
|
Социальная информатика. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовое обеспечение информационной безопасности.
|
Аналитическая деятельность Знать: - что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационным услугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. - основные законодательные акты в информационной сфере; - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Практическая деятельность - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
|
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика
|
1 |
Введение. Структура информатики
|
1 |
1 |
|
|
Информация |
11 |
|
|
2. |
Информация. Представление информации |
3 |
2 |
1 |
3. |
Измерение информации
|
3 |
2 |
1 |
4. |
Представление чисел в компьютере |
2 |
1 |
1 |
5. |
Представление текста, изображения и звука в компьютере |
3 |
1,5 |
1,5
|
|
Информационные процессы |
5 |
|
|
6. |
Хранение и передача информации |
1 |
1 |
|
7. |
Обработка информации и алгоритмы |
1 |
|
1 |
8. |
Автоматическая обработка информации |
2 |
1 |
1 |
9. |
Информационные процессы в компьютере |
1 |
1 |
|
|
Проект: Выбор конфигурации компьютера |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Проект: Настройка BIOS |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Программирование |
18 |
|
|
10. |
Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование |
1 |
1 |
|
11. |
Программирование линейных алгоритмов |
2 |
1 |
1 |
12. |
Логические величины и выражения, программирование ветвлений |
3 |
1 |
2 |
13. |
Программирование циклов |
3 |
1 |
2 |
14. |
Подпрограммы |
2 |
1 |
1 |
15. |
Работа с массивами |
4 |
2 |
2 |
16. |
Работа с символьной информацией |
3 |
1 |
2
|
|
Всего: |
35 часов |
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика
|
|
Информационные системы и базы данных |
10 |
|
|
1. |
Системный анализ |
3 |
1 |
2 |
2. |
Базы данных |
7 |
3 |
4
|
|
Проектные задания по системологии |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Интернет |
10 |
|
|
3. |
Организация и услуги Интернета |
5 |
2 |
3 |
4. |
Основы сайтостроения |
5 |
2 |
3
|
|
Проектные задания на разработку сайтов |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Информационное моделирование |
12 |
|
|
5. |
Компьютерное информационное моделирование |
1 |
1 |
|
6. |
Моделирование зависимостей между величинами |
2 |
1 |
1 |
7. |
Модели статистического прогнозирования |
3 |
1 |
2 |
8. |
Моделирование корреляционных зависимостей |
3 |
1 |
2 |
9. |
Модели оптимального планирования |
3 |
1 |
2 |
|
Проектные задания на получение регрессионных зависимостей |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» |
Самостоятельное выполнение проекта |
||
|
Социальная информатика |
2 |
|
|
10. |
Информационное общество |
1 |
1 |
|
11. |
Информационное право и безопасность |
1 |
1 |
|
|
Всего: |
34 часов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.