РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
27.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа по дисциплине «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии социально-экономического профиля 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РП ФГ ПРОДАВ НОВАЯ 19.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД. 05 «Финансовая грамотность»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии социально-экономического профиля

38.01.02 Продавец, контролёр - кассир

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе

ГБПОУ СО «БПЛ»

 _______________/Шатилов И.Н.

«  »_____________2019 г.

 

 

 

 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Финансовая грамотность, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и  Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 723, зарегистрированного Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29470) и введенного в действие с 01.09.2013 года, а также на основе: -ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ;

 

 

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир

 с получением среднего  общего образования.

 

 

ОДОБРЕНО на заседании  цикловой методической комиссии 

Протокол №1, «  »________ 2019 г.

Председатель комиссии /_______/            /

 

ОДОБРЕНО методическим советом лицея

 ГБПОУ СО «БПЛ»

Протокол №  , «   » _________2019 г.

Председатель _____________/                   /

 

 

Глебова Е.В. - преподаватель финансовой грамотности ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории. 

 

 

Заварзин Д.В. –преподаватель,доцент, кандидат экономических наук.

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        4

 

10

2.    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

17

3.    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

20

 

4.       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Финансовая грамотность

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Финансовая грамотность предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Финансовая грамотность, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии, ФГОС по профессии среднего профессионального образования,  Продавец, контролёр - кассир

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 

УД.05  Финансовая грамотность являетсядополнительной учебной дисциплиной  изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО набазе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

Обучение основам финансовой грамотности   в средних профессиональных общеобразовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка,мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.


   Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.

 

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

 Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

 

Учебная дисциплина Финансовая грамотность предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.

 

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной   образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,служащих.

Программа   может   использоваться   другими   профессиональными

 

образовательными организациями, реализующими образовательную программу СПО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

Финансовая грамотность направленана достижение следующих целей:

 

-     актуализация дополнительного экономического образования обучающихся с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

-          адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;

 

-     развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению

 

-           повышение социальной и самореализации;


-          воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

 

-    формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

на решение следующих задач:

 

-    усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

 

-          формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

 

-        развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

 

-         выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

 

-           формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;

 

-         формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Финансовая грамотность» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

 

 

личностных:

-       развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

 

-            формирование системы знаний о финансово – экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

 

 

-         воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

    -гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в

Размерестраховоголимита,такисвоюобязанностьвозвращатькредиты;

    -ответственноеотношение ксемье—стремлениекповышениюеёблаго- состоянияпутёмправильногоиспользованияуслугфинансовыхорганизацийиосознанногонеприятиярисков,связанныхсполучениемэтихуслуг;

-понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждогочеловека;

-осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимостиисознаниемспособоввзаимодействия;

-пониманиесутибанковскихвкладовизависимостидоходностиотмногих условий;

-         воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

 -воспитание мотивации к труду;

-      стремление    строить   свое    будущее   на    основе   целеполагания           и

планирования;

 

 

метапредметных:

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методыи способы выполнения профессиональных задач, оценивать ихэффективность и качество(ОК-2);

- приниматьрешениявстандартныхинестандартныхситуацияхинестиза них ответственность(ОК-3);

-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности(ОК-5);

Работатьвколлективеикоманде,эффективнообщатьсясколлегами,руководством, потребителями(ОК-6);

-братьнасебяответственностьзаработучленовкоманды(подчинённых), результат выполнения заданий(ОК-7).

-пользоватьсяразнообразнымифинансовымиуслугами,предоставляемымибанками,дляповышениясвоегоблагосостояния;

-оценивать надёжностьбанка;

-сравниватьусловияповкладамдлявыборанаиболееоптимального вариантадлярешениясвоихфинансовыхзадач;

-оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовыхпроблемыпроблемсемьиисвязанныесэтимриски;

-оцениватьнеобходимостьприобретенияжильявипотекуивыбирать подходящийвариант;

-приниматьрешениеонеобходимостиинвестированияденежныхсредств тем или инымспособом;

-соотноситьдоходностьирискприразмещениисбереженийвбанках и паевых инвестиционных фондах(ПИФах);

-различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхованиявкладов(ССВ),оттехсредств,которыенезастрахованыССВ

-   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

   -определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

 

  -развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив,

 

-      овладение   умениями   формулировать   представления           о   финансах,

финансовой системе РФ;

 

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

 

-        формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

 

предметных:

 

-       формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

 

-   понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

 

-       знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

 

- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

 

-приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды;

-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

 

- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать

и реализовывать проекты финансово

- экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

- умение проявлять способности к личностному самоопределению и

 

самореализации в экономической деятельности,

 

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

 


Вид учебной работы

Объем часов

 

 

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):

100

 

 

В том числе:

 

Практические работы

5

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося

50

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета              1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематический план учебной дисциплины «Финансовая грамотность»

 

Вид учебной работы

Количество часов

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Аудиторные занятия. Содержание обучения

П

 

Введение

1

 

Раздел 1 Семейная экономика

12

 

Тема 1.1Личное финансовое планирование

12

6

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

20

14

Тема 2.1. Депозит.

8

5

Тема 2.2.Расчетно – кассовые операции

5

5

Тема 2.3Финансовый рынок и инвестиции.

7

4

Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф.

12

4

Тема 3.1. Пенсионное обеспечение

4

 

Тема 3.2 Налоги. Виды налогов.

8

 

Раздел 4. Страхование.

12

5

Тема 4.1. Страхование. Защита прав потребителей финансовых

12

 

Раздел 5. Финансовые механизмы работы фирмы

10

5

Тема 5.1 Взаимоотношения работодателя и сотрудника

5

 

Тема 5.2 Эффективность компании банкротство и безработица

5

 

Раздел 6 Собственный бизнес: как создать и не потерять

12

7

Тема 6.1 Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму.

 

5

 

Тема  6.2Что такое успешная компания .

4

 

Тема 6.3 Создание собственной компании: шаг за шагом.

3

 

Раздел 7 Риски в мире денег: как защититься от разорения

10

5

Тема 7.1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений

5

 

Тема 7.2 Экономические кризисы

5

 

Тема 8. Финансовые риски

10

4

Тема 8.1Финансовое мошенничество

5

 

Тема 8.2 Риски финансовых вложений. Виды финансовых пирамид.

5

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета                                                                  

1

 

Итог

100

50

 

 


 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Финансовая грамотность

 

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

Объем

Уровень

 

разделов и тем

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

часов

освоения

 

1

2

3

4

 

Введение

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ

 

 

 

финансовой грамотности при освоении профессий СПО.

 

 

 

 

 

1

1

 

 

Раздел 1. Семейная экономика

12

 

 

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

12

 

 

Личное

2-3. Человеческий капитал, принятие решений.

2

2

 

финансовое

Человеческий капитал. Принятие решений. Виды и принятие решений

 

 

 

планирование

ВСР №1: Работа с конспектом.Составление контрольных вопросов по

1

2

 

 

теме.

 

 

 

 

4-5 Домохозяйства и бюджет.

2

2

 

 

Экономические функции и цели домохозяйства, потребление домашних

 

 

 

 

хозяйств, рациональное потребление.  Понятие бюджета, формирование

 

 

 

 

бюджета.

 

 

 

 

6-7. Домашняя бухгалтерия.

 

 

 

 

Виды активов и пассивов. Лучшее использование активов.

2

2

 

 

Доходы и расходы. Семейный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСР №2: Изучение материала и подготовка  сообщения  с

1

3

 

 

использованием интернет – ресурсов, СМИ по теме: «Уровень жизни

 

 

 

 

населения Саратовской области».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-9 Реальные и номинальные доходы семьи .Составление семейного бюджета.

2

2

 

 

ВСР №3: Выполнение творческого задания-проекта:по теме: «Бюджет

 

 

 

 

2

3

 

 

моей семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

10-11. Роль денег в нашей жизни. Деньги. Функции денег.

2

2

 

 

 

ВСР№ 4:Создание электронной презентации с использованием интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

– ресурсов по темам: «История происхождения денег», «Денежная

2

3

 

 

валюта разных стран».

 

 

 

 

12-13. Практическое занятие

2

2

 

 

Приобретение практических навыков расчетов и учет управления личными финансами

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

13

 

 

Депозит.

14-15. Накопления и инфляция.

2

2

 

 

Накопления. Инфляция, причины инфляции. Расчеты инфляции.

 

 

 

 

 

3

 

 

16-17. Депозит, банки и их функции.

2

2

 

 

Депозит, его природа. Банк. Банковская система РФ. Виды банков,

 

 

 

 

функции банков. Преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в

 

 

 

 

личном финансовом плане. Условия депозита. Управление рисками по

 

 

 

 

депозиту.

 

 

 

 

ВСР № 5: Составление таблицы: «Преимущества и недостатки депозита».

2

2

 

 

 

 

 

 

 

18-19. Кредит.

2

2

 

 

Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики

 

 

 

 

кредита.  Выбор наиболее выгодного кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20-21 Практическое занятие

2

2

 

 

Приобретение практических навыков при использовании кредита, типичные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСР № 6:Работа с интернет–ресурсами.Самостоятельное изучение

 

 

 

 

3

2

 

 

темы: « Особенности ипотечного кредита и автокредита».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2

Содержание учебного материала

      8

 

 

 

 

 

Расчетно –

 

22-23.Хранение,обмен и перевод денег.

2

2

 

кассовые

 

Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод, комиссия.

 

 

 

операции

 

24-25.

Виды платежных средств.

2

2

 

 

 

Дорожный чек. Банковские карты: дебетовая, кредитная карта.

 

 

 

 

 

Электронные деньги.

 

 

 

 

 

ВСР № 7: Работа с учебным пособием,гл.4.2.Составить ответы на

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

вопросы по теме: «Как выбрать банковскую карту?»

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Формы дистанционного банковского обслуживания.

1

2

 

 

 

Содержание учебного материала

11

 

 

Тема 2.3.

 

27-28 Финансовый рынок. Регулирование финансового рынка.

2

2

 

Финансовый

 

Субъекты финансового рынка. Инфраструктура финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

рынок и

 

ВСР№8: Работа с учебником.Составление таблицы: «Субъекты

 

инвестиции.

 

финансового рынка».

 

 

 

 

 

29.

Инвестиции, виды инвестиций. Как инвестировать бизнес?

1

2

 

 

 

30-31 Выбор активов. Доход разных активов. Управление рисками при

2

2

 

 

инвестировании. Финансовые посредники. Выбор финансовых посредников.

 

 

 

 

 

 

ВСР №9: Подготовка реферата использованием интернет–ресурсов,СМИ

 

 

 

 

 

по теме: «Финансовый рынок Р.Ф.».

2

3

 

 

 

32-33.Инвестиционные предпочтения. Стратегии инвестирования.

 

 

 

 

 

Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов.

2

2

 

 

Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф.

12

 

 

 

 

Содержание учебного материала

12

 

 

Тема 3.1.

 

34-35.Пенсионная система. Что такое пенсия, и какой она бывает?

2

2

 

Пенсионное

 

Государственная пенсионная система. Как работают корпоративные

 

 

 

обеспечение

 

пенсионные программы?

 

 

 

 

 


 

 

36-37. Формирование личных пенсионных накоплений. Как сформировать

2

2

 

 

частную пенсию? Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.

 

 

 

 

ВСР№10: Работа с конспектом.Заполнение таблицы: «Правила

2

2

 

 

накопление и приумножение пенсионного сбережения».

 

 

 

Тема 3.2 Налоги. Виды налогов

38. Налоги. Зачем нужно платить налоги?

39-40 Налоговая система РФ. Виды налогов

           1

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Налогообложение граждан: налог на доходы физических лиц, расчеты

              1

 

 

 

налога.

42-43 Ставка налога, налоговые вычеты. Налоговая декларация.

2

2

 

 

Имущественный налог.

 

 

 

 

ВСР №11: Составление схемы«Налоги их виды».

2

2

 

 

44-45. Составление налоговой декларации.

1

2

 

 

Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации.

12

 

 

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

12

 

 

Страхование.

46-47  Страхование. Страховая система. Страховые компании. Участники

2

2

 

 Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества.

 

 

 

Защита прав

1

 

2

 

48. Практическая работа. Приобретение практических навыков и использование страхования в личной жизни

 

потребителей

 

 

финансовых

 

 

 

49-50. Выбор страховой компании.

 

 

 

 

Страховой полис, правила страхования.  Типичные ошибки при

2

2

 

 

страховании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСР № 12. Подготовка к круглому столу по теме: «Финансовые

3

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

махинации».

 

 

 


 

 

51-52 Финансовые махинации.

53 Махинации с банковскими картами.

3

 

2

 

 

54-55. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации?

Финансовые пирамиды, их признаки

2

2

 

 

ВСР№13. 1.Заполнение таблицы: «Права потребителей финансовых

 

 

 

 

2

2

 

 

услуг».

 

 

 

 

56

Повторительно-обобщающий урок

2

3

 

 

 

 

57.

Контрольная работа «Страхование»

1

3

 

 

 

Раздел 5 Финансовые механизмы работы фирмы                                         10

 

 

 

 

 

 

Тема 5.1 Взаимоотношения работодателя и сотрудника

 

58-59 Прием на работу.

60-61 Зарплата:что принимать во внимание при выборе места работы

62.Права и обязанности по отношению к работадателю

 

5

 

 

 

2

 

Тема 5.2 Эффективность компании банкротство и безработица.

63-64. Инвистиции и развитие бизнеса.

65 Финансовый менеджмент

66. Банкротсво фирмы

67. Безработица

 

 

5

 

2

 

 

Раздел 6 Собственный бизнес: как создать и не потерять

12

 

 

Тема 6.1 Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму.

 

 

 

68-69.

 

 

70-71

 

 

Предпринимательство.

 

 

Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

72

Главные качества предпринимателя.

 

3

 

Тема  6.2 Что такое успешная компания .

73-74 Показатели эффективности фирмы

75  Рыночная стоимость компании

 

4

 

2

 

 

76. Ошибки начинающих предпринимателей

 

 

2

 

 

Тема 6.3 Создание собственной компании: шаг за шагом.

 

 

 

 

3

2

 

 

услуг».

 

 

 

 

77.

Бизнес-план

 

 

 

 

 

 

78-79

Этапы смоздания собственной компании

 

 

 

 

 

 

Раздел 7 Риски в мире денег: как защититься от разорения

10

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Тема 7.1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений

5

 

 

 

 

 

 

 

 

80-  81 Инфляция. Исторические этапы инфляции

 

2

2

 

 

82-83. Виды рисков

84. Риск мошейничества

2

1

2

 

 

Тема 7.2 Экономические кризисы

 

 

 

 

5

2

 

 

услуг».

 

 

 

 

85-86.

Эконгомические циклы

 

 

 

 

 

 

87-88.

Энергетический кризис

 

 

 

 

89

Дефолт в Росии 1998 году. Мировой финансовый кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Финансовые риски

10

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8.1 Финансовое мошенничество

90-91 Финансовое мошейничество

92   Финансовая пирамида.

5

 

 

2

 

 

93-94. Виртуальные ловушки

 

2

 

 

Тема 8.2 Риски финансовых вложений. Виды финансовых пирамид.

 

 

 

 

5

 

 

 

95-96

Финансовый риск

2

 

 

 

 

 

97

Виды финансовых рисков

1

 

 

 

98-99

Повторительно-обобщающий урок

 

 

 

 

 

 

 

 

100

Дифференцированный зачет

1

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

 

1.     – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.     – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

      3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).



Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

 

1.     Уровень жизни населения Саратовской области.

2.     Понятие и экономическая роль государственного бюджета.

3.     Федеральный бюджет и его структура.

 

4.     Региональный бюджет и его структура.

5.     Местный бюджет и его структура.

6.     Процесс формирования государственного бюджета.

 

7.     Источники формирования средств государственного бюджета.

 

8.     Основные направления расходования средств государственного бюджета.

 

9.     Бюджет моей семьи.

 

10. Функции денег в экономической системе.

 

11. Наличное денежное обращение.

 

12. Безналичное денежное обращение.

 

13. Основные этапы развития денег.

 

14. Понятие и виды инфляции.

 

15. Функции Центрального банка в экономической системе.

 

16. Основные виды банковских операций.

 

17. Финансовый рынок Р.Ф.

 

18. Основные виды кредитов.

 

19. Понятие и элементы налогов.

 

20. Права и обязанности налогоплательщиков.

 

21. Права и обязанности налоговых органов.

 

22. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

23. Налоговая система РФ.

 

24. Основные виды налогов РФ.

 

25. Система государственного пенсионного обеспечения.

 

26. Негосударственные пенсионные фонды.

 

27. Роль и задачи пенсионного фонда РФ.

 

28. Роль страховых компаний в экономической системе.

 

29. Система социальной защиты в РФ.

 

30. Виды социальной защиты.

 

31. Государственный финансовый контроль.

 

32. Роль страховых компаний в экономике государства.

 

33. Личный финансовый план.

 

34. Виды страхования.

 

35. Система страхования рисков.


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Материально-техническое обеспечение:

Имеется учебный кабинет.

 

3.1.Оборудование кабинета:

-   посадочные места  по количеству обучающихся;

-   рабочее место преподавателя;

-   Учебники, учебные пособия;

-     Комплект учебно-наглядных пособий:

 

-   опорные конспекты,

- схемы, таблицы

-   карточки, раздаточный материал;

-     Комплект электронных презентаций по темам дисциплины;

-    Справочная система:

 

-   Консультант - Плюс по законодательству и системы - поддержки принятия решений;

 

-  Справочная       система:   Консультант    -      Плюс,          Бухгалтерский   учет,

налогообложение, финансы и кредит.

-   Материалы тестирования.

 

Технические средства обучения:

-          компьютер;

 

-          -проекционный экран;

 

-          принтер

 

3.2. Перечень учебной литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Учебная литература:

1.ЖдановаА.О.Финансоваяграмотность:Материалы для обучающихся СПО.—М.:ВИТА-ПРЕСС,2014.

2.Савицкая Елена Владиславовна Финансовая:грамотность Контрольные измерительные материалы Профессиональное обучение Издательство «ВИТА-ПРЕСС» - Москва, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет – ресурсы:

 

Наименование портала                                                                 Ссылка

 

         (издания, курса, документа) Законодательные акты

1

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

http://base.garant.ru/10106

 

от 22.04.1996 N 39-ФЗ

464/

2

Федеральный закон «О банках и банковской

http://base.garant.ru/10105

 

деятельности» от 02.12.1990 N 395-1

800/

3

Федеральный закон «Об акционерных

http://base.garant.ru/10105

 

обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ

712/

4

Закон РФ «Об организации страхового дела в

http://base.garant.ru/10100

 

Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1

758/

5

Федеральный закон «Об инвестиционных

http://base.garant.ru/12124

 

фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

999/

6

Федеральный закон «О кредитных историях»

http://base.garant.ru/12138

 

от 30.12.2004 N 218-ФЗ

288/

7

Федеральный закон «О негосударственных

http://base.garant.ru/12111

 

пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ

456/

8

Федеральный закон «О жилищных

http://base.garant.ru/12138

 

накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N

285/

 

215-ФЗ

 

9

Федеральный закон «О валютном

http://base.garant.ru/12133

 

регулировании и валютном контроле» от

556/

 

10.12.2003 N 173-ФЗ

 

10

Федеральный закон «О защите прав и законных

http://base.garant.ru/12114

 

интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

746/

 

от 05.03.1999 N 46-ФЗ

 

11

Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146-

http://base.garant.ru/10900

 

ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

200/

12

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге

http://base.garant.ru/12112

 

недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

327/


 

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныосуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися контрольных заданий, индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 


Результаты обучения

Формы и методы

 

(освоенные умения, усвоенные знания)

контроля и оценки

 

 

результатов обучения

 

В результате изучения учебной

 

 

дисциплины «Основы финансовой

 

 

грамотности» по разделам студенты

 

 

должны:

 

 

Введение

 

 

знать:

Фронтальный опрос

 

 

 

- жизненный цикл человека в контексте

 

 

повышения его благосостояния.

 

 

Раздел 1. Семейная экономика

 

 

Тема 1.1

 

 

Личное финансовое планирование

 

 

уметь:

 

 

 

-  ставить и достигать финансовые цели;

-грамотно и эффективно управлять

.

 

семейным бюджетом;

 

 

 

 

-   осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять финансовое

планирование;

Фронтальный опрос, текущий контроль

 

- составлять семейный бюджет, личный

 

 

финансовый план.

 

 

-формировать личные сбережения.

 

 

 

знать:

 

 

 

-  управление и составление семейного

 

.

 

бюджета, контролирование доходов и

 

расходов;

 

 


-  роль денег в жизни общества;

-  управление личными сбережениями;

-  основы финансового планирования.

 

Раздел 2.Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции Тема 2.1.

 

Депозит. уметь:

 

-  рассчитывать проценты по депозиту;

 

-   использовать банковские и небанковские финансовые продукты;

 

-   делать выбор наиболее выгодного кредита;

-   оформлять кредитный договор

 

знать:

-   виды накоплений, причины инфляции;

-   условия депозита;

-   виды кредита, стоимость кредита.

 

Тема 2.2.

 

Расчетно – кассовые операции. уметь:

 

-     делать выбор банковской карты;

 

знать:

 

-хранение, обмен и перевод денег;

-  виды платежных средств

 

Тема 2.3

Финансовый рынок и инвестиции.

 

уметь:

 

-   инвестировать личные сбережения;

-   делать выбор финансовых посредников.

 

знать:

-  инвестиции, виды инвестиций;

 

-  управление рисками при инвестировании;

 

-   структуру и регулирование финансового рынка;

 

-   финансовые инструменты, финансовых посредников.

 

Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф.

 

Тема 3.1.

Пенсионное обеспечение и

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 


.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос,текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос, тестирование


 


налогообложение.

 

уметь:

 

-  заранее формировать будущую пенсию;

 

-     правильно рассчитывать налог на доходы физических лиц;

 

-     своевременно уплачивать налоги;

-   составлять налоговую декларацию.

знать:

 

-   пенсионную систему и возможности формирования будущей пенсии;

 

-   налоговую систему, виды и порядок уплаты налогов, составление налоговой декларации, налоговые вычеты.

 

Раздел 4.

 

Страхование. Финансовые махинации.

 

Тема 4.1.

 

Страхование. Защита прав потребителей финансовых услуг.

 

уметь:

 

-  определять размер страхового платежа;

 

-     использование страхования в личной жизни;

 

-   не допускать финансовых рисков и рисков финансового мошенничества;

 

-   эффективно защищать свои права, права потребителя финансовых услуг;

 

-   использовать финансовые инструменты в целях улучшения своего благосостояния.

 

знать:

 

-  страховую систему, виды страхования;

 

и  возможности защиты материальных и нематериальных активов;

 

-   механизмы защиты от махинаций на финансовом рынке, права потребителей финансовых услуг;

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фронтальный опрос,текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос,

 

 

 

дифференцированный зачет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ

УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе

УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и…

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и…

Освоение содержания учебной дисциплины «Финансовая грамотность» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностных: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого…

Освоение содержания учебной дисциплины «Финансовая грамотность» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностных: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого…

России, её значимости для каждогочеловека; -осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимостиисознаниемспособоввзаимодействия; -пониманиесутибанковскихвкладовизависимостидоходностиотмногих…

России, её значимости для каждогочеловека; -осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимостиисознаниемспособоввзаимодействия; -пониманиесутибанковскихвкладовизависимостидоходностиотмногих…

РФ; - овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе…

РФ; - овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе…

России и мире. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося…

России и мире. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план учебной дисциплины «Финансовая грамотность»

Тематический план учебной дисциплины «Финансовая грамотность»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Роль денег в нашей жизни. Деньги

Роль денег в нашей жизни. Деньги

Тема 2.2 Содержание учебного материала 8

Тема 2.2 Содержание учебного материала 8

Формирование личных пенсионных накоплений

Формирование личных пенсионных накоплений

Финансовые махинации. 53 Махинации с банковскими картами

Финансовые махинации. 53 Махинации с банковскими картами

Предпринимательство. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности 5 3 72

Предпринимательство. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности 5 3 72

Тема 8.1 Финансовое мошенничество 90-91

Тема 8.1 Финансовое мошенничество 90-91

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Интернет – ресурсы: Наименование портала

Интернет – ресурсы: Наименование портала

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Раздел 2.Накопления и средства платежа

Раздел 2.Накопления и средства платежа

Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации

Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020