МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 05 «Финансовая грамотность»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии социально-экономического профиля
38.01.02 Продавец, контролёр - кассир
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2019
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ СО «БПЛ» _______________/Шатилов И.Н. « »_____________2019 г.
|
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Финансовая грамотность, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 723, зарегистрированного Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29470) и введенного в действие с 01.09.2013 года, а также на основе: -ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ;
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир с получением среднего общего образования.
|
|
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии Протокол №1, « »________ 2019 г. Председатель комиссии /_______/ /
|
ОДОБРЕНО методическим советом лицея ГБПОУ СО «БПЛ» Протокол № , « » _________2019 г. Председатель _____________/ /
|
|
|
Глебова Е.В. - преподаватель финансовой грамотности ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории.
Заварзин Д.В. –преподаватель,доцент, кандидат экономических наук.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
10
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансовая грамотность
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Финансовая грамотность предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Финансовая грамотность, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии, ФГОС по профессии среднего профессионального образования, Продавец, контролёр - кассир
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
УД.05 Финансовая грамотность являетсядополнительной учебной дисциплиной изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО набазе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности в средних профессиональных общеобразовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка,мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Учебная дисциплина Финансовая грамотность предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,служащих.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Финансовая грамотность направленана достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования обучающихся с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
- повышение социальной и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на решение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Финансовая грамотность» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово – экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
-гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в
Размерестраховоголимита,такисвоюобязанностьвозвращатькредиты;
-ответственноеотношение ксемье—стремлениекповышениюеёблаго- состоянияпутёмправильногоиспользованияуслугфинансовыхорганизацийиосознанногонеприятиярисков,связанныхсполучениемэтихуслуг;
-понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждогочеловека;
-осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимостиисознаниемспособоввзаимодействия;
-пониманиесутибанковскихвкладовизависимостидоходностиотмногих условий;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
-воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
метапредметных:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методыи способы выполнения профессиональных задач, оценивать ихэффективность и качество(ОК-2);
- приниматьрешениявстандартныхинестандартныхситуацияхинестиза них ответственность(ОК-3);
-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности(ОК-5);
Работатьвколлективеикоманде,эффективнообщатьсясколлегами,руководством, потребителями(ОК-6);
-братьнасебяответственностьзаработучленовкоманды(подчинённых), результат выполнения заданий(ОК-7).
-пользоватьсяразнообразнымифинансовымиуслугами,предоставляемымибанками,дляповышениясвоегоблагосостояния;
-оценивать надёжностьбанка;
-сравниватьусловияповкладамдлявыборанаиболееоптимального вариантадлярешениясвоихфинансовыхзадач;
-оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовыхпроблемы–проблемсемьиисвязанныесэтимриски;
-оцениватьнеобходимостьприобретенияжильявипотекуивыбирать подходящийвариант;
-приниматьрешениеонеобходимостиинвестированияденежныхсредств тем или инымспособом;
-соотноситьдоходностьирискприразмещениисбереженийвбанках и паевых инвестиционных фондах(ПИФах);
-различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхованиявкладов(ССВ),оттехсредств,которыенезастрахованыССВ
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах,
финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
-приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды;
-владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать
и реализовывать проекты финансово
- экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и
самореализации в экономической деятельности,
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
![]() |
![]() |
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): |
100 |
|
|
В том числе: |
|
Практические работы |
5 |
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося |
50 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1
|
3.Тематический план учебной дисциплины «Финансовая грамотность»
Вид учебной работы |
Количество часов |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
П |
|
Введение |
1 |
|
Раздел 1 Семейная экономика |
12 |
|
Тема 1.1Личное финансовое планирование |
12 |
6 |
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. |
20 |
14 |
Тема 2.1. Депозит. |
8 |
5 |
Тема 2.2.Расчетно – кассовые операции |
5 |
5 |
Тема 2.3Финансовый рынок и инвестиции. |
7 |
4 |
Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф. |
12 |
4 |
Тема 3.1. Пенсионное обеспечение |
4 |
|
Тема 3.2 Налоги. Виды налогов. |
8 |
|
Раздел 4. Страхование. |
12 |
5 |
Тема 4.1. Страхование. Защита прав потребителей финансовых |
12 |
|
Раздел 5. Финансовые механизмы работы фирмы |
10 |
5 |
Тема 5.1 Взаимоотношения работодателя и сотрудника |
5 |
|
Тема 5.2 Эффективность компании банкротство и безработица |
5 |
|
Раздел 6 Собственный бизнес: как создать и не потерять |
12 |
7 |
Тема 6.1 Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму. |
5 |
|
Тема 6.2Что такое успешная компания . |
4 |
|
Тема 6.3 Создание собственной компании: шаг за шагом. |
3 |
|
Раздел 7 Риски в мире денег: как защититься от разорения |
10 |
5 |
Тема 7.1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений |
5 |
|
Тема 7.2 Экономические кризисы |
5 |
|
Тема 8. Финансовые риски |
10 |
4 |
Тема 8.1Финансовое мошенничество |
5 |
|
Тема 8.2 Риски финансовых вложений. Виды финансовых пирамид. |
5 |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
1 |
|
Итог |
100 |
50 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Финансовая грамотность
Наименование |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и |
Объем |
Уровень |
|
разделов и тем |
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
часов |
освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ |
|
|
|
финансовой грамотности при освоении профессий СПО. |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
Раздел 1. Семейная экономика |
12 |
|
|
Тема 1.1. |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
Личное |
2-3. Человеческий капитал, принятие решений. |
2 |
2 |
|
финансовое |
Человеческий капитал. Принятие решений. Виды и принятие решений |
|
|
|
планирование |
ВСР №1: Работа с конспектом.Составление контрольных вопросов по |
1 |
2 |
|
|
теме. |
|
|
|
|
4-5 Домохозяйства и бюджет. |
2 |
2 |
|
|
Экономические функции и цели домохозяйства, потребление домашних |
|
|
|
|
хозяйств, рациональное потребление. Понятие бюджета, формирование |
|
|
|
|
бюджета. |
|
|
|
|
6-7. Домашняя бухгалтерия. |
|
|
|
|
Виды активов и пассивов. Лучшее использование активов. |
2 |
2 |
|
|
Доходы и расходы. Семейный бюджет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСР №2: Изучение материала и подготовка сообщения с |
1 |
3 |
|
|
использованием интернет – ресурсов, СМИ по теме: «Уровень жизни |
|
|
|
|
населения Саратовской области». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8-9 Реальные и номинальные доходы семьи .Составление семейного бюджета. |
2 |
2 |
|
|
ВСР №3: Выполнение творческого задания-проекта:по теме: «Бюджет |
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
|
моей семьи». |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11. Роль денег в нашей жизни. Деньги. Функции денег. |
2 |
2 |
|
|
ВСР№ 4:Создание электронной презентации с использованием интернет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– ресурсов по темам: «История происхождения денег», «Денежная |
2 |
3 |
|
|
валюта разных стран». |
|
|
|
|
12-13. Практическое занятие |
2 |
2 |
|
|
Приобретение практических навыков расчетов и учет управления личными финансами |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.1. |
Содержание учебного материала |
13 |
|
|
Депозит. |
14-15. Накопления и инфляция. |
2 |
2 |
|
|
Накопления. Инфляция, причины инфляции. Расчеты инфляции. |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
16-17. Депозит, банки и их функции. |
2 |
2 |
|
|
Депозит, его природа. Банк. Банковская система РФ. Виды банков, |
|
|
|
|
функции банков. Преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в |
|
|
|
|
личном финансовом плане. Условия депозита. Управление рисками по |
|
|
|
|
депозиту. |
|
|
|
|
ВСР № 5: Составление таблицы: «Преимущества и недостатки депозита». |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
18-19. Кредит. |
2 |
2 |
|
|
Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики |
|
|
|
|
кредита. Выбор наиболее выгодного кредита. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20-21 Практическое занятие |
2 |
2 |
|
|
Приобретение практических навыков при использовании кредита, типичные ошибки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСР № 6:Работа с интернет–ресурсами.Самостоятельное изучение |
|
|
|
|
3 |
2 |
|
|
|
темы: « Особенности ипотечного кредита и автокредита». |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.2 |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
Расчетно – |
|
22-23.Хранение,обмен и перевод денег. |
2 |
2 |
|
||
кассовые |
|
Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод, комиссия. |
|
|
|
||
операции |
|
24-25. |
Виды платежных средств. |
2 |
2 |
|
|
|
|
Дорожный чек. Банковские карты: дебетовая, кредитная карта. |
|
|
|
||
|
|
Электронные деньги. |
|
|
|
||
|
|
ВСР № 7: Работа с учебным пособием,гл.4.2.Составить ответы на |
|
|
|
||
|
|
3 |
2 |
|
|||
|
|
вопросы по теме: «Как выбрать банковскую карту?» |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
26.Формы дистанционного банковского обслуживания. |
1 |
2 |
|
||
|
|
Содержание учебного материала |
11 |
|
|
||
Тема 2.3. |
|
27-28 Финансовый рынок. Регулирование финансового рынка. |
2 |
2 |
|
||
Финансовый |
|
Субъекты финансового рынка. Инфраструктура финансового рынка. |
|
|
|||
|
|
|
|
||||
|
2 |
2 |
|
||||
рынок и |
|
ВСР№8: Работа с учебником.Составление таблицы: «Субъекты |
|
||||
инвестиции. |
|
финансового рынка». |
|
|
|
||
|
|
29. |
Инвестиции, виды инвестиций. Как инвестировать бизнес? |
1 |
2 |
|
|
|
|
30-31 Выбор активов. Доход разных активов. Управление рисками при |
2 |
2 |
|
||
|
инвестировании. Финансовые посредники. Выбор финансовых посредников. |
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
ВСР №9: Подготовка реферата использованием интернет–ресурсов,СМИ |
|
|
|
||
|
|
по теме: «Финансовый рынок Р.Ф.». |
2 |
3 |
|
||
|
|
32-33.Инвестиционные предпочтения. Стратегии инвестирования. |
|
|
|
||
|
|
Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. |
2 |
2 |
|
||
|
Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф. |
12 |
|
|
|||
|
|
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
||
Тема 3.1. |
|
34-35.Пенсионная система. Что такое пенсия, и какой она бывает? |
2 |
2 |
|
||
Пенсионное |
|
Государственная пенсионная система. Как работают корпоративные |
|
|
|
||
обеспечение |
|
пенсионные программы? |
|
|
|
||
|
36-37. Формирование личных пенсионных накоплений. Как сформировать |
2 |
2 |
|
|
частную пенсию? Как накопить и приумножить пенсионные сбережения. |
|
|
|
|
ВСР№10: Работа с конспектом.Заполнение таблицы: «Правила |
2 |
2 |
|
|
накопление и приумножение пенсионного сбережения». |
|
|
|
Тема 3.2 Налоги. Виды налогов |
38. Налоги. Зачем нужно платить налоги? 39-40 Налоговая система РФ. Виды налогов |
1 2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41. Налогообложение граждан: налог на доходы физических лиц, расчеты |
1 |
|
|
|
налога. 42-43 Ставка налога, налоговые вычеты. Налоговая декларация. |
2 |
2 |
|
|
Имущественный налог. |
|
|
|
|
ВСР №11: Составление схемы«Налоги их виды». |
2 |
2 |
|
|
44-45. Составление налоговой декларации. |
1 |
2 |
|
|
Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации. |
12 |
|
|
Тема 4.1. |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
Страхование. |
46-47 Страхование. Страховая система. Страховые компании. Участники |
2 |
2 |
|
Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. |
|
|
|
|
Защита прав |
1
|
2 |
|
|
48. Практическая работа. Приобретение практических навыков и использование страхования в личной жизни |
|
|||
потребителей |
|
|||
|
||||
финансовых |
|
|||
|
||||
|
49-50. Выбор страховой компании. |
|
|
|
|
Страховой полис, правила страхования. Типичные ошибки при |
2 |
2 |
|
|
страховании. |
|
|
|
|
ВСР № 12. Подготовка к круглому столу по теме: «Финансовые |
3 |
2 |
|
|
махинации». |
|
|
|
|
51-52 Финансовые махинации. 53 Махинации с банковскими картами. |
3
|
2 |
|
||
|
54-55. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации? Финансовые пирамиды, их признаки |
2 |
2 |
|
||
|
ВСР№13. 1.Заполнение таблицы: «Права потребителей финансовых |
|
|
|
||
|
2 |
2 |
|
|||
|
услуг». |
|
|
|
||
|
56 |
Повторительно-обобщающий урок |
2 |
3 |
|
|
|
57. |
Контрольная работа «Страхование» |
1 |
3 |
|
|
|
|
Раздел 5 Финансовые механизмы работы фирмы 10 |
|
|||
Тема 5.1 Взаимоотношения работодателя и сотрудника
|
58-59 Прием на работу. 60-61 Зарплата:что принимать во внимание при выборе места работы 62.Права и обязанности по отношению к работадателю
|
5
|
2 |
|
||
Тема 5.2 Эффективность компании банкротство и безработица. |
63-64. Инвистиции и развитие бизнеса. 65 Финансовый менеджмент 66. Банкротсво фирмы 67. Безработица
|
5
|
2 |
|
||
|
Раздел 6 Собственный бизнес: как создать и не потерять |
12 |
|
|
||
Тема 6.1 Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму.
|
68-69.
70-71 |
Предпринимательство.
Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности |
5
|
3 |
|
|
|
72 |
Главные качества предпринимателя. |
|
3 |
|
|
Тема 6.2 Что такое успешная компания . |
73-74 Показатели эффективности фирмы 75 Рыночная стоимость компании
|
4
|
2 |
|
||
|
76. Ошибки начинающих предпринимателей
|
|
2 |
|
||
|
Тема 6.3 Создание собственной компании: шаг за шагом. |
|
|
|
||
|
3 |
2 |
|
|||
|
услуг». |
|
|
|
||
|
77. |
Бизнес-план |
|
|
|
|
|
78-79 |
Этапы смоздания собственной компании
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 7 Риски в мире денег: как защититься от разорения |
10 |
|
|
|
|
|
Тема 7.1 Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений |
5 |
|
|
|
|
80- 81 Инфляция. Исторические этапы инфляции |
2 |
2 |
|
||
|
82-83. Виды рисков 84. Риск мошейничества |
2 1 |
2 |
|
||
|
Тема 7.2 Экономические кризисы |
|
|
|
||
|
5 |
2 |
|
|||
|
услуг». |
|
|
|
||
|
85-86. |
Эконгомические циклы |
|
|
|
|
|
87-88. |
Энергетический кризис |
|
|
|
|
|
89 |
Дефолт в Росии 1998 году. Мировой финансовый кризис |
|
|
|
|
|
|
Тема 8. Финансовые риски |
10 |
|
|
|
|
Тема 8.1 Финансовое мошенничество 90-91 Финансовое мошейничество 92 Финансовая пирамида. |
5
|
2 |
|
||
|
93-94. Виртуальные ловушки |
|
2 |
|
||
|
Тема 8.2 Риски финансовых вложений. Виды финансовых пирамид. |
|
|
|
||
|
5 |
|
|
|||
|
95-96 |
Финансовый риск |
2 |
|
|
|
|
97 |
Виды финансовых рисков |
1 |
|
|
|
|
98-99 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
|
|
|
100 |
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
1. Уровень жизни населения Саратовской области.
2. Понятие и экономическая роль государственного бюджета.
3. Федеральный бюджет и его структура.
4. Региональный бюджет и его структура.
5. Местный бюджет и его структура.
6. Процесс формирования государственного бюджета.
7. Источники формирования средств государственного бюджета.
8. Основные направления расходования средств государственного бюджета.
9. Бюджет моей семьи.
10. Функции денег в экономической системе.
11. Наличное денежное обращение.
12. Безналичное денежное обращение.
13. Основные этапы развития денег.
14. Понятие и виды инфляции.
15. Функции Центрального банка в экономической системе.
16. Основные виды банковских операций.
17. Финансовый рынок Р.Ф.
18. Основные виды кредитов.
19. Понятие и элементы налогов.
20. Права и обязанности налогоплательщиков.
21. Права и обязанности налоговых органов.
22. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
23. Налоговая система РФ.
24. Основные виды налогов РФ.
25. Система государственного пенсионного обеспечения.
26. Негосударственные пенсионные фонды.
27. Роль и задачи пенсионного фонда РФ.
28. Роль страховых компаний в экономической системе.
29. Система социальной защиты в РФ.
30. Виды социальной защиты.
31. Государственный финансовый контроль.
32. Роль страховых компаний в экономике государства.
33. Личный финансовый план.
34. Виды страхования.
35. Система страхования рисков.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение:
Имеется учебный кабинет.
3.1.Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- Учебники, учебные пособия;
- Комплект учебно-наглядных пособий:
- опорные конспекты,
- схемы, таблицы
- карточки, раздаточный материал;
- Комплект электронных презентаций по темам дисциплины;
- Справочная система:
- Консультант - Плюс по законодательству и системы - поддержки принятия решений;
- Справочная система: Консультант - Плюс, Бухгалтерский учет,
налогообложение, финансы и кредит.
- Материалы тестирования.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- -проекционный экран;
- принтер
3.2. Перечень учебной литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебная литература:
1.ЖдановаА.О.Финансоваяграмотность:Материалы для обучающихся СПО.—М.:ВИТА-ПРЕСС,2014.
2.Савицкая Елена Владиславовна Финансовая:грамотность Контрольные измерительные материалы Профессиональное обучение Издательство «ВИТА-ПРЕСС» - Москва, 2014
Интернет – ресурсы:
Наименование портала Ссылка
№ (издания, курса, документа) Законодательные акты
1 |
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» |
http://base.garant.ru/10106 |
|
от 22.04.1996 N 39-ФЗ |
464/ |
2 |
Федеральный закон «О банках и банковской |
http://base.garant.ru/10105 |
|
деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 |
800/ |
3 |
Федеральный закон «Об акционерных |
http://base.garant.ru/10105 |
|
обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ |
712/ |
4 |
Закон РФ «Об организации страхового дела в |
http://base.garant.ru/10100 |
|
Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 |
758/ |
5 |
Федеральный закон «Об инвестиционных |
http://base.garant.ru/12124 |
|
фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ. |
999/ |
6 |
Федеральный закон «О кредитных историях» |
http://base.garant.ru/12138 |
|
от 30.12.2004 N 218-ФЗ |
288/ |
7 |
Федеральный закон «О негосударственных |
http://base.garant.ru/12111 |
|
пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ |
456/ |
8 |
Федеральный закон «О жилищных |
http://base.garant.ru/12138 |
|
накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N |
285/ |
|
215-ФЗ |
|
9 |
Федеральный закон «О валютном |
http://base.garant.ru/12133 |
|
регулировании и валютном контроле» от |
556/ |
|
10.12.2003 N 173-ФЗ |
|
10 |
Федеральный закон «О защите прав и законных |
http://base.garant.ru/12114 |
|
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» |
746/ |
|
от 05.03.1999 N 46-ФЗ |
|
11 |
Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146- |
http://base.garant.ru/10900 |
|
ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ |
200/ |
12 |
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге |
http://base.garant.ru/12112 |
|
недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ |
327/ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныосуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися контрольных заданий, индивидуальных заданий, проектов, исследований.
![]() |
Результаты обучения |
Формы и методы |
|
(освоенные умения, усвоенные знания) |
контроля и оценки |
|
|
результатов обучения |
|
В результате изучения учебной |
|
|
дисциплины «Основы финансовой |
|
|
грамотности» по разделам студенты |
|
|
должны: |
|
|
Введение |
|
|
знать: |
Фронтальный опрос |
|
|
|
|
- жизненный цикл человека в контексте |
|
|
повышения его благосостояния. |
|
|
Раздел 1. Семейная экономика |
|
|
Тема 1.1 |
|
|
Личное финансовое планирование |
|
|
уметь: |
|
|
- ставить и достигать финансовые цели;
-грамотно и эффективно управлять |
. |
|
семейным бюджетом; |
|
|
|
|
- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять финансовое
планирование; |
Фронтальный опрос, текущий контроль |
|
- составлять семейный бюджет, личный |
|
|
финансовый план. |
|
|
-формировать личные сбережения. |
|
|
|
|
|
знать: |
|
|
|
|
|
- управление и составление семейного |
|
|
. |
|
|
бюджета, контролирование доходов и |
|
|
расходов; |
|
|
- роль денег в жизни общества;
- управление личными сбережениями;
- основы финансового планирования.
Раздел 2.Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции Тема 2.1.
Депозит. уметь:
- рассчитывать проценты по депозиту;
- использовать банковские и небанковские финансовые продукты;
- делать выбор наиболее выгодного кредита;
- оформлять кредитный договор
знать:
- виды накоплений, причины инфляции;
- условия депозита;
- виды кредита, стоимость кредита.
Тема 2.2.
Расчетно – кассовые операции. уметь:
- делать выбор банковской карты;
знать:
-хранение, обмен и перевод денег;
- виды платежных средств
Тема 2.3
Финансовый рынок и инвестиции.
уметь:
- инвестировать личные сбережения;
- делать выбор финансовых посредников.
знать:
- инвестиции, виды инвестиций;
- управление рисками при инвестировании;
- структуру и регулирование финансового рынка;
- финансовые инструменты, финансовых посредников.
Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф.
Тема 3.1.
Пенсионное обеспечение и
Фронтальный опрос
.
Фронтальный опрос,текущий контроль
Фронтальный опрос, тестирование
![]() |
налогообложение.
уметь:
- заранее формировать будущую пенсию;
- правильно рассчитывать налог на доходы физических лиц;
- своевременно уплачивать налоги;
- составлять налоговую декларацию.
знать:
- пенсионную систему и возможности формирования будущей пенсии;
- налоговую систему, виды и порядок уплаты налогов, составление налоговой декларации, налоговые вычеты.
Раздел 4.
Страхование. Финансовые махинации.
Тема 4.1.
Страхование. Защита прав потребителей финансовых услуг.
уметь:
- определять размер страхового платежа;
- использование страхования в личной жизни;
- не допускать финансовых рисков и рисков финансового мошенничества;
- эффективно защищать свои права, права потребителя финансовых услуг;
- использовать финансовые инструменты в целях улучшения своего благосостояния.
знать:
- страховую систему, виды страхования;
и возможности защиты материальных и нематериальных активов;
- механизмы защиты от махинаций на финансовом рынке, права потребителей финансовых услуг;
Фронтальный опрос,текущий контроль
Фронтальный опрос,
дифференцированный зачет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.