Министерство образования Саратовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балашовский политехнический лицей»
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общий курс железных дорог
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих,
по профессиям технического профиля
23.01.09. Машинист локомотива
г.Балашов
2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее –СПО) Машинист локомотива код 190623.01
Разработчик:
Примин Андрей Алексеевич – зам.директора по УПР, ГБПОУ СО «БПЛ»;
Сазыкин Геннадий Владимирович - преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов, ГБПОУ СО «БПЛ»;
Ефимов Евгений Викторович – начальник эксплуатационного локомотивного депо г.Балашова ОАО «РЖД».
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии на базе основного общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..……….5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….….8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 190623.01 Машинист локомотива.
Программа учебной дисциплины предназначена для подготовки квалифицированных рабочих,служащих в ГБПОУ СО «БПЛ» по профессии Машинист локомотива.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина
общепрофессионального цикла ОП.05 Общий курс железных дорог является учебной дисциплиной
обязательной части учебных циклов ППКРС
ФГОС среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение системы базовых знаний по общему курсу железных дорог в поездной и маневровой работе на железной дороге;
· овладение умениями применения знаний по основным понятиям курса;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ;
· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм профессиональной деятельности;
· приобретение опыта классификации подвижного состава, основных сооружений и устройств железных дорог.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся:
должен уметь:
- классифицировать подвижной состав;
- классифицировать основные сооружения и устройства железных дорог.
должен знать:
- общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления ими;
- виды подвижного состава железных дорог;
- элементы пути;
- сооружения и устройства сигнализации и связи;
- устройства электроснабжения железных дорог;
- принципы организации движения поездов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1.Проверять взаимодействие узлов локомотива.
ПК1.2.Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.
ПК 2.1.Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.
ПК 2.2.Обеспечивать управление локомотивом.
ПК 2.3.Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов;
из них практические занятия – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 33 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Общий курс железных дорог»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
в том числе: |
|
практические занятия |
32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
33 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план учебной дисциплины Общий курс железных дорог
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте |
Содержание |
3 |
|
|
1. |
Общие положения.Основные определения. |
2 |
2 |
|
2. |
Общие обязанности работников железнодорожного транспорта. |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
5 |
|
||
1. |
Составление схемы структуры аппарата управления РЖД |
5 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
3 |
||
1.Презентация: «История развития железнодорожного транспорта», 2.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы 3. Подготовка к практическим занятиям 4. Подготовка сообщений о возникновении и развитии железных дорог |
||||
Раздел 2 Путь и путевое хозяйство |
Содержание |
2 |
|
|
1. |
Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
5 |
|
||
1 |
Исследование стрелочного перевода. |
5 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
|
||
1.Реферат: «Стрелочные переводы и глухие пересечения». 2.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы |
5 |
|||
Раздел 3 Сооружения и устройства сигнализации и связи |
Содержание |
11 |
|
|
1. |
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской федерации. |
11 |
2 |
|
Практические занятия |
6 |
|
||
1. |
Исследование сигналов. |
3 |
3 |
|
2. |
Исследование светофоров. |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
||
1.Реферат на тему: 1.1.Подразделение светофоров по назначению. 1.2.Сигналы ограждения. 2.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы |
|
|||
Раздел 4 Устройства энергоснабжения железной дороги. |
Содержание |
3 |
|
|
1. |
Контактная сеть: назначение, габариты, устройство |
1 |
2 |
|
2. |
Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
5 |
|
||
1. |
Исследование габаритов контактной сети. |
5 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
|
||
1.Реферат: 1.1. Габарит контактной сети. 2.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы 3. Подготовка сообщений о развитие электрификации железных дорог. |
5 |
|
||
Раздел 5 Тяговый подвижной состав, вагонное хозяйство |
Содержание |
2 |
|
|
1. |
Общие сведения о тяговом подвижном составе |
1 |
2 |
|
2. |
Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте. |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
6 |
|
||
1. |
Исследование вагонов и вагонного хозяйства. |
2 |
3 |
|
2. |
Исследование общих требований к подвижному составу. |
2 |
3 |
|
3. |
Исследование организации движения поездов. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
||
1.Презентации: 1.1. Классификация тягового подвижного состава. 1.2.Конструкция локомотивов. 2.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы 3. Подготовка сообщений о развитие железнодорожного подвижного состава. |
|
|||
Раздел 6 Автоматизированные системы управления перевозками |
Содержание |
13 |
|
|
1. |
Инструкция по движению поездов и маневровй работе на железнодорожном транспорте |
11 |
2 |
|
Практические занятия |
5 |
|
||
1. |
Исследование организации приёма и отправления поездов при неисправности автоматической блокировки. |
2 |
3 |
|
2. |
Исследование организации приёма и отправления поездов при неисправности полуавтоматической блокировки. |
2 |
3 |
|
3 |
Исследование регламента переговоров и действий машиниста и помощника машиниста в пути следования. |
3 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
||
1.Реферат: 1.Порядок действия при неисправности автоблокировки. 2.Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте российской федерации. 3.Тематическая проработка конспектов занятий с применением учебника, дополнительной литературы |
|
3 |
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общий курс железных дорог».
Оборудование учебного кабинета: учебные пособия, стенды, законодательные акты и инструкции по движению и эксплуатации на железнодорожном транспорте.
Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук (персональный компьютер), периферийные устройства.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ», Москва, 2012 год.
2. «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ». Изменения дополнения по приказу от 3 июня 2016г. №145. Москва 2017 год.
3. «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ», Москва, 2012 год.
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы
www.poezdvl.com
www.pomogala.ru
https://www.youtube.com/watch?v=VMqxtl7htks
https://www.youtube.com/watch?v=iI3xa7syDwo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=480&v=0XvcLnWveT8 входные светофоры
https://www.youtube.com/watch?v=jwoTyS2k880
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
Изображать габариты «С» и «Т», давать объяснения основных размеров |
практические занятия, тестирование, самостоятельные работы, диспуты, домашние работы
|
Проводить тяговые расчеты, строить кривую скорости |
|
Вычерчивать типовые поперечные профили насыпи и выемки, указывать их основные элементы |
|
Вычерчивать стрелочные переводы с указанием основных частей |
|
Различать раздельные пункты по путевому развитию |
|
Определять специализацию станционных путей и парков, нумерацию стрелок и путей, определять полную и полезную длину пути |
|
Расставлять светофоры на схеме станции, определять места установки сигналов и их видимость |
|
Объяснять работу устройств автоблокировки при движении поезда |
|
Выбирать схему электроснабжения устройств СЦБ и связи в зависимости от рода тяги на участке, уметь составлять путевой план перегона |
|
Различать локомотивы по обозначению |
|
Знания: |
|
Структуру управления ж/д транспортом, габариты |
практические занятия, контрольные работы, домашняя работа, индивидуальные практические задания
|
Понятия трассы, плана, продольного профиля, уклона линии |
|
Назначение земляного полотна, его виды, виды искусственных сооружений на железной дороге |
|
Классификацию и назначение раздельных пунктов, основные сооружения и устройства на станциях |
|
Назначение ТРА станции |
|
Назначение сигналов, светофорную сигнализацию, расположение сигнальных огней на светофоре, сигнализацию входных и выходных светофоров |
|
Принципы работы основных систем и устройств СЦБ на перегонах |
|
Основные устройства ЭЦ и места их расположения на станции |
|
Основные виды связи и устройства связи на станции и перегоне |
|
Систему электроснабжения железных дорог |
|
Классификацию локомотивов подвижного состава, основные требования к ним |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.