МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий колледж пищевых технологий и торговли»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе __________ Ю.А.Кретова
«____» __________ 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ И. о. директора колледжа ________М.А.Шулишова «___»___________ 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.02 Литература
по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Донецк, 2022
Программа учебной дисциплины ____ОДБ.02 Литература_____ разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 г. № 121-НП, с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №80-НП, на основании Примерной программы по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 8-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». - Донецк: Истоки, 2022. – 134 с.
Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
Разработчик: Ольшанская Л.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей категории, преподаватель-методист.
Рецензенты:
1. Сапожкова О.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры», специалист высшей категории
2. Славная Т.А. – методист ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли».
Одобрена
и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией
социальных и филологических дисциплин
Протокол № ___ от «__»_____2022 г.
Председатель ЦК ________________
Рабочая программа переутверждена на 2023/2024 учебный год
Протокол № ______ заседания ЦК от «____»________ 2023 г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение _____, стр. _____)
Председатель ЦК ___________
|
|
1. паспорт рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература относится к обязательной части общеобразовательного цикла ППССЗ.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
ü имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX - XX века;
ü ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX - XX века;
ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;
ü основные художественные направления;
ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);
ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;
ü отличительные особенности искусств, позволяющие прибегать к параллельному анализу (литература – музыка — живопись);
ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ü анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;
ü хорошо ориентироваться в категориях: тема, идея, сюжет, композиция, средства художественной речи;
ü определять основные особенности литературных родов (эпос, лирика, драма);
ü различать литературные жанры (рассказ, повесть, роман);
ü отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;
ü различать основные художественные направления;
ü характеризовать героев произведения;
ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения;
ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;
ü подготовить доклад, реферат на литературную тему.
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.02 Литература обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− воспитание идентичности гражданина Донецкой Народной Республики, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Донецкой Народной Республики, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
− гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, − достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
− способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
− самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану - 140 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы (всего) |
140 |
Во взаимодействии с преподавателем (всего) |
140 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
80 |
практические занятия |
60 |
Самостоятельная работа |
0 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||||
Раздел 1. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |
10 |
|
|
||||||
Тема 1.1. Введение Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|||||
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. |
2 |
1 |
|
||||||
Тема 1.2 Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803 — 1873) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|||||
Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики поэта. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...». |
2 |
1, 2 |
|
||||||
Тема 1.3 Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 — 1892) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|||||
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. |
2 |
1, 2 |
|
||||||
Тема 1.4 Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 — 1877) |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|||||
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Некрасов-журналист. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. |
2 |
1, 2 |
|
||||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
||||||
Поэтическое творчество Н.А.Некрасова. Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..." |
|
2, 3 |
|
||||||
Тема 1.5 Алексей Константинович ТОЛСТОЙ |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|||||
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" |
2 |
1,2 |
|
||||||
|
Раздел 2. РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА |
14 |
|
|
|||||
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||||
Тема 2.1 Александр Николаевич Островский (1823 — 1886) |
Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. |
2 |
1, 2 |
|
|||||
Драма «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. |
2 |
1, 2 |
|
||||||
Тема 2.2. Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812 — 1891) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. «Обломовщина» как общественное явление. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. |
2 |
1, 2 |
|
||||||
Тема № 2.3. Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 — 1883) |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|||||
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. |
2 |
1,2
|
|
||||||
Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями. Трагическое одиночество героя. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров в системе образов романа. Базаров и родители. |
2 |
2,3 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Тема любви в романе «Отцы и дети». Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. «Галерея женских образов» в творчестве И.С. Тургенева. |
2 |
3 |
|
||||||
Самостоятельная работа студентов |
|
|
|
||||||
Чтение литературы по теме «Русская литература II пол. XIX века». Составление сообщение на тему «Базаров в среде Кирсановых». |
|
3 |
|
||||||
Тема № 2.4 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика». Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Понятие «эзопов язык». «Прокурор русской общественной жизни». |
2 |
1,2 |
|
||||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
||||||
Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. |
|
3 |
|
||||||
Раздел 3. Страницы истории западноевропейского романа XIX века |
6 |
|
|
||||||
Тема № 3.1 Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783 — 1842)
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||||
Фредерик Стендаль (1783 — 1842). Сведения о жизни и творчестве французского писателя. Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века». |
2
|
2,3 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Особенности сюжета. |
2 |
2 |
|
||||||
Тема № 3.2 Оноре де БАЛЬЗАК (1799 — 1850) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Практические занятия |
|
||||||||
Оноре де Бальзак (1799 — 1850). Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. |
1 |
2,3 |
|
||||||
Повесть «Гобсек». Проблемы, поставленные Оноре де Бальзаком в повести «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста. |
1 |
2,3 |
|
||||||
Раздел 4. Из русской литературы последней трети XIX века. |
20 |
|
|
||||||
Тема № 4.1 Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 — 1881). |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||||
Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881). Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». |
2 |
2 |
|
||||||
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. |
2 |
2 |
|
||||||
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. |
2
|
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Характеристика Раскольникова как героя периода «слома сознания» и Сонечку как женщину, наделенною «комплексом Богородицы» (любовь спасающая). |
2 |
2 |
|
||||||
Самостоятельная работа студентов |
|
|
|
||||||
Чтение романа «Преступление и наказание». |
|
2,3 |
|
||||||
Тема № 4.2 Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910) |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||||
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) Слово о писателе (обзор.) Начало творческого пути. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого. Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы. |
2 |
2 |
|
||||||
«Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Народ и «мысль народная» в изображении писателя |
2 |
2,3 |
|
||||||
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Итоговое занятие за1-ый семестр. |
2 |
|
|||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
|
2 |
2,3 |
|
||||||
Тема№ 4.3 Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 — 1904). |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||||
|
2 |
2,3 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. |
2 |
2,3 |
|
||||||
Раздел 5. Страницы зарубежной литературы концаXIX в. |
4
|
|
|
||||||
Тема №5.1 Страницы зарубежной литературы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Генрик Ибсен (1828 — 1906). Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. |
2 |
2 |
|
||||||
Тема№5.2 Джордж Бернард ШОУ (1856 — 1950).
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Джордж Бернард Шоу (1856 — 1950). Слово о писателе. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору). |
1 |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
||||||||
Пьеса «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. |
1 |
2 |
|
||||||
Раздел 6. ХХ век как тип культуры. Эстетические поиски в русской литературе начала ХХ века. |
10 |
|
|
||||||
Тема№6.1 Русская литература XX столетия. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. |
2 |
1 |
|
||||||
Тема№ 6.2 Литература начала ХХ века |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. |
2 |
2 |
|
||||||
Тема №6.3 Писатели-реалисты начала ХХ века. |
Содержание учебного материала (лекционные занятия) |
6 |
|
|
|||||
Иван Бунин (1870-1953). Слово о писателе. «Антоновские яблоки». |
2 |
2 |
|
||||||
Александр Иванович Куприн (1870 — 1938). Слово о писателе. Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви главного героя. |
2 |
2 |
|
||||||
Максим Горький (1868 — 1936). Слово о писателе. Рассказ «Старуха Изергиль Смысл противопоставления Данко и Ларры. |
2 |
2 |
|
||||||
Самостоятельная работа студентов |
|
|
|
||||||
Самостоятельное прочтение «Суходола» И. Бунина и «Песни о Буревестнике» М Горького. |
|
2,3 |
|
||||||
Раздел 7. Из мировой литературы |
4 |
|
|
||||||
Тема№ 7.1 Основные направления ХХв. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм как ведущие явления в литературе. Многообразие и дробность европейского модернизма, множественность его течений и неоднозначность определений (экспрессионизм, импрессионизм). |
2 |
2 |
|
||||||
Тема№ 7.2 «Расколотый мир» Ф. Кафки |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки. «Превращение». |
2 |
2 |
|
||||||
Раздел 8. Особенности поэзии начала ХХ века |
8 |
|
|
||||||
Тема№ 8.1 Разнообразие творческих в поэзии серебряного века
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||||
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения поэтов. |
2 |
2,3 |
|
||||||
Николай Степанович Гумилев (1886 — 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор». |
2 |
2 |
|
||||||
Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930). Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно». Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Игорь Северянин (И.В. Лотарев) (1887 — 1941). Слово о поэте. Стихотворения «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском». Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. |
2 |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Александр Александрович Блок (1880 —- 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека». |
2 |
2,3 |
|
||||||
Раздел 9. Особенности развития литературы в 1920 — 1940-е годы |
32 |
|
|
||||||
Тема№ 9.1 Литературный процесс 1920-х годов |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). |
2 |
2 |
|
||||||
Тема №9.2 Литература 1930-х годов |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||||
Андрей Платонович Платонов (1899 — 1951). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». |
2 |
2 |
|
||||||
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 — 1940). Жизнь и творчество. |
2 |
2 |
|
||||||
История создания романа «Мастер и Маргарита». Библейские главы романа |
2 |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Роман «Мастер и Маргарита». Образы гавных героев. |
2 |
2 |
|
||||||
Самостоятельная работа студентов |
|
|
|
||||||
Самостоятельное прочтение романа «Мы» Е. Замятина. |
|
2,3 |
|
||||||
Тема №9.3 Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА (1892 — 1941) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941). Жизнь и творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. |
2 |
1,2,3 |
|
||||||
Тема № 9.4 Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ (1891 — 1938) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938). Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово-образ в поэтике Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века. |
2 |
2 |
|
||||||
Тема№9.5 Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ (1883 — 1945) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945). Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Судьбы русского исторического романа в ХХ веке. |
1 |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Судьбы русского исторического романа в ХХ веке. Роман «Петр Первый». |
1 |
2 |
|
||||||
Тема №9.6 Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890 — 1960)
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||||
Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960). Жизнь и творчество. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. |
1 |
1,2 |
|
||||||
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов.). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. |
1 |
1,2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. |
2 |
2,3 |
|
||||||
Тема №9.7 Анна Андреевна АХМАТОВА (1889 — 1966)
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||||
Практические занятия |
|
2 |
|
||||||
Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Жизнь и творчество. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. |
4 |
2,3 |
|
||||||
Тема №9.8 Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903 — 1958) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958). Сведения о жизни и творчестве. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Единство человека и природы в лирике поэта. «Завещание», «О красоте человеческих лиц», «Лицо коня», «Лебедь в зоопарке», «Уступи мне, скворец, уголок», «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» и другие стихотворения (по выбору). |
2 |
2,3 |
|||||||
Тема №9.9 Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905-1984) |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|||||
Михаил Александрович Шолохов (1905 — 1984). Жизнь. Творчество. Личность. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. |
2 |
1 |
|
||||||
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа. Образ главного героя. |
2 |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Понятие «архетип»: примеры архетипов (матери, дома, земли, веры) в романе-эпопее «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. |
2 |
1 |
|
||||||
Раздел10. Литература родного края |
2 |
|
|
||||||
Тема№10.1 История Донбасса в произведениях писателей. Современная литература родного края
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
История Донбасса в произведениях писателей. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. «И штык, и перо приближали Победу». Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести В. Шутова «Смерти смотрели в лицо». Алексей Валерьевич Шепетчук. «Санитарный состав», «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. |
2 |
2,3 |
|
||||||
Раздел 11. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
4 |
|
|
||||||
Тема№11.1 Литература «предгрозья» |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Литература периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет. Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Бергтольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. |
2 |
1 |
|
||||||
Тема №11.2 Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 — 1971) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971). Жизнь и творчество. Личность (обзор).Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...». |
2 |
2 |
|
||||||
Раздел 12. Особенности развития литературы в 1950 — 1990-е годы |
8 |
|
|
||||||
Тема№12.1 Литература в 1950-1990 годы |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||||
Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940-1970-х гг. В.П. Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. «Оттепель» - начало самовосстановления литературы. |
2 |
1,2
|
|
||||||
Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001). «Царь-рыба», «Печальный детектив». «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Шукшина и др. Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015.) «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». |
2 |
1,2 |
|
||||||
Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). Малая проза Солженицына - рассказы «Матренин двор». |
2 |
1,2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Обоснование в устном высказывании поэзии периода «оттепели»: новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Высказывание своего мнения о значении авторской песни. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Николай Михайлович Рубцов (1936 — 1971). «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». |
2 |
2,3 |
|
||||||
Раздел 13. Из мировой литературы |
6 |
|
|
||||||
Тема№13.1 Альбер КАМЮ (1913 — 1960) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Альбер Камю (1913 — 1960). Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Цикл «абсурда» – книги "Посторонний", "Миф о Сизифе». Роман-притча "Чума" как одно из лучших антифашистских произведений. |
2
|
1 |
|
||||||
Тема №13.2 Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ (1899 — 1961) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Практические занятия |
|
|
|
||||||
Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 — 1961). Сведения о жизни и творчестве американского писателя. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». |
2 |
2,3 |
|
||||||
Тема№13.3 Габриель Гарсия МАРКЕС (1927 —2014) |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
Габриель Гарсия Маркес (1927 —2014). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). «Сто лет одиночества». Тематическое и художественное своеобразие латиноамериканской прозы ХХ века. Роман «Сто лет одиночества» как урок и предостережение, обращенность произведения к будущему, призыв к солидарности людей. |
2 |
2 |
|
||||||
Раздел 14. Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков. |
8 |
|
|
||||||
Тема№14.1 Особенности развития литературы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||||
Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков. Современная литературная ситуация. |
2 |
2 |
|
||||||
Тема№17.2 Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||||
Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам. |
2 |
2 |
|
||||||
Формула спиралевидного времени. Отсутствие однонаправленных ориентиров. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам в произведениях В. Маканин В. Пелевин. «Маленький человек» советского времени в прозе Л. Петрушевской, В. Нарбиковой, В.Ерофеева, В.Пьецуха. Персонажи-символы разложения и деградации общества. |
2
|
|
|
||||||
|
Дифференцированный зачёт |
2 |
|
|
|||||
|
Всего: |
142 |
|
|
|||||
Уровни усвоения учебного материала:
*для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемы).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя: стол, стул, аудиторная доска, рабочие места студентов (по количеству студентов), комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература
Технические средства обучения:
- телевизор;
- видеоплейер;
- персональный компьютер;
- экран;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 1. – 3 изд. – М. Просвещение, 2016.
2. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 2. – 3 изд. – М. Просвещение, 2016.
3. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М. Просвещение, 2016.
4. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.2/ [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М. Просвещение, 2016.
Дополнительные источники
1. Беляева, Н.В. и др. Литература:10 кл.: Метод.советы/ Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2015.
2. Беляева, Н.В. Литература. Проверочные работы. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2016.
3. Егорова, Н.В., Золотарева, И.В. Поурочные разработки по русской литературе в 11 кл. 1 и 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2010.
4. Журавлев, В.П. Русская литература XIXвека. Вторая половина. 10 класс. Хрестоматия художественных произведений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2016.
5. Журавлева, В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Под редакцией В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016.
6. Журавлева, В.П. Литература в 11 классе: Метод. Советы - М.: Просвещение, 2012.
7. Журавлева, В.П. Уроки литературы: 11 кл.: Кн. Для учителя - М.: Просвещение, 2016.
Электронные ресурсы:
1. ДППК/Библиотека/1курс/Литература/ Ипатова Т.В./ Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
2. Школьная библиотека. Реформал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/i
3. Образовательные ресурсы Интернета - Литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm
4. Новый стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
5. Культура письменной речи. Русский язык и литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramma.ru
6. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: http://www.feb-web.ru/index.htm
7. Библиотека русской литературы «Классика.ру». – Режим доступа: http://www.klassika.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Знания: |
|
образная природа словесного искусства; |
воспроизводить образную природу словесного искусства; |
содержание изученных литературных произведений; |
знать содержание изученных литературных произведений; |
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; |
называть основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; |
перечислять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; |
основные теоретико-литературные понятия; |
знать основные теоретико-литературные понятия; |
Умения: |
|
изложение содержания литературного произведения; |
изложить содержание литературного произведения; |
анализ и интерпретация художественного произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); |
соотносить художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); |
соотношение художественной литературы с общественной жизнью и культурой; |
устанавливать связь художественной литературы с общественной жизнью и культурой; |
понимание конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений; |
объяснять конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; |
соотношение произведения с литературным направлением эпохи; |
сопоставлять произведение с литературным направлением эпохи; |
выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы; |
обосновывать «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; |
анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения; |
изложить эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения; |
определение рода и жанра произведения; |
определять род и жанр произведения; |
анализ литературные произведения; |
анализировать литературные произведения; |
характеристика авторской позиции; |
уметь выделять авторскую позицию; |
выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов); |
выработать умения выразительного чтения изученных произведений (или их фрагментов), соблюдая нормы литературного произношения; |
выражение личного отношения к прочитанному произведению; |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; |
рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. |
выработать умения выражать свою мысль в письменной форме. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.