Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература

  • docx
  • 29.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОДБ.02 Литература. ПКД.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий колледж пищевых технологий и торговли»

 


    


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной                                                                                         работе __________ Ю.А.Кретова                                                                                   

«____» __________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                 И. о. директора колледжа                                                                                       ________М.А.Шулишова                                                                                        «___»___________ 2022 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОДБ.02 Литература

 


по специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2022


 

Программа учебной дисциплины ____ОДБ.02 Литература_____ разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 г. № 121-НП, с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №80-НП, на основании Примерной программы по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 8-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». - Донецк: Истоки, 2022. – 134 с.

 

 

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

Разработчик: Ольшанская Л.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей категории, преподаватель-методист.

                                                         

 

 

Рецензенты:                                                         

1. Сапожкова О.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры», специалист высшей категории

 

2. Славная Т.А. – методист  ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли».

 

 

 

 

Одобрена и рекомендована                                
с целью практического применения                  

цикловой комиссией

социальных и филологических дисциплин

Протокол № ___ от «__»_____2022 г.               

Председатель ЦК ________________               

 

 

Рабочая программа переутверждена  на 2023/2024 учебный год

Протокол № ______ заседания ЦК от «____»________ 2023 г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение _____, стр. _____)

Председатель ЦК ___________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

   стр.

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

25

 

 

 

 

 


 

1. паспорт рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература относится к обязательной части общеобразовательного цикла ППССЗ.

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

ü  имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX  - XX века;

ü    ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX - XX века;

ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;

ü основные художественные направления;

ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);

ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;

ü отличительные особенности искусств, позволяющие прибегать к параллельному анализу (литература – музыка — живопись);

ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ü        анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;

ü хорошо ориентироваться в категориях: тема, идея, сюжет, композиция, средства художественной речи;

ü определять основные особенности литературных родов (эпос, лирика, драма);

ü различать литературные жанры (рассказ, повесть, роман);

ü отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;

ü различать основные художественные направления;

ü характеризовать героев произведения;

ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения;

ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;

ü подготовить доклад, реферат на литературную тему.

Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.02 Литература обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

− воспитание идентичности гражданина Донецкой Народной Республики, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Донецкой Народной Республики, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

−  гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, − достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,

− способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

− самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

предметных:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану - 140 часов.

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы (всего)

140

Во взаимодействии с преподавателем (всего)

140

в том числе:

 

теоретическое обучение

80

     практические занятия

60

Самостоятельная работа

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

10

 

 

Тема 1.1.

Введение Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Содержание учебного материала

 

 

 

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.

2

1

 

Тема 1.2

Федор Иванович ТЮТЧЕВ

(1803 — 1873)

Содержание учебного материала

 

 

 

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики поэта. Любовная лирика       Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...».

2

1, 2

 

Тема 1.3

Афанасий Афанасьевич ФЕТ

(1820 — 1892)

Содержание учебного материала

 

 

 

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

2

1, 2

 

Тема 1.4

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

(1821 — 1877)

Содержание учебного материала

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Некрасов-журналист. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

2

1, 2

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Поэтическое творчество Н.А.Некрасова. Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..."

 

 2, 3

 

Тема 1.5

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ

Содержание учебного материала

 

 

 

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…"

2

1,2

 

 

Раздел 2. РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

14

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Тема 2.1

Александр Николаевич Островский

(1823 — 1886)

Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза».

Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

2

1, 2

 

Драма «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев.

2

1, 2

 

Тема 2.2.

Иван

Александрович ГОНЧАРОВ

(1812 — 1891)

Содержание учебного материала

2

 

 

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. «Обломовщина» как общественное явление. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.

2

1, 2

 

Тема № 2.3.

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 — 1883)

Содержание учебного материала

6

 

 

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора.

2

1,2

 

 

Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями. Трагическое одиночество героя. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров в системе образов романа. Базаров и родители.

2

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

Тема любви в романе «Отцы и дети». Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. «Галерея  женских образов» в творчестве И.С. Тургенева.

2

3

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Чтение литературы по теме «Русская литература II пол. XIX века». Составление  сообщение на тему «Базаров в среде Кирсановых».

 

3

 

Тема № 2.4

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).

Содержание учебного материала

2

 

 

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика». Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Понятие «эзопов язык». «Прокурор русской общественной жизни».

 

2

 

1,2

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

 

3

 

Раздел 3. Страницы истории западноевропейского романа XIX века

6

 

 

Тема № 3.1

Фредерик

СТЕНДАЛЬ

(1783 — 1842)

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Фредерик Стендаль (1783 — 1842). Сведения о жизни и творчестве французского писателя. Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века».

2

 

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Особенности сюжета.

2

2

 

Тема № 3.2

Оноре де БАЛЬЗАК

(1799 — 1850)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

Оноре де Бальзак (1799 — 1850). Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.

1

2,3

 

Повесть «Гобсек». Проблемы, поставленные Оноре де Бальзаком в повести «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста.

1

2,3

 

Раздел 4. Из русской литературы последней трети XIX века.

20

 

 

Тема № 4.1

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 — 1881).

Содержание учебного материала

8

 

 

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881). Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

2

2

 

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

2

2

 

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

2

 

2

 

Практические занятия

 

 

 

Характеристика Раскольникова как героя периода «слома сознания» и Сонечку как женщину, наделенною «комплексом Богородицы» (любовь спасающая).

2

2

 

Самостоятельная  работа студентов

 

 

 

Чтение романа «Преступление и наказание».

 

2,3

 

Тема № 4.2

Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ

(1828-1910)

Содержание учебного материала

8

 

 

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) Слово о писателе (обзор.) Начало творческого пути. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого. Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы.

2

2

 

«Война и мир»вершина творчества Л.Н. Толстого. Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Народ и «мысль народная» в изображении писателя

2

2,3

 

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Итоговое занятие за1-ый семестр.

2

 

Практические занятия

 

 

 

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

 

2

2,3

 

Тема№ 4.3

Антон Павлович ЧЕХОВ

(1860 — 1904).

Содержание учебного материала

4

 

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904). Жизнь и творчество. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы «Человек в футляре», «Ионыч».

2

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

2

2,3

 

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы концаXIX в.

4

 

 

 

Тема №5.1

Страницы зарубежной

литературы.

Содержание учебного материала

2

 

 

Генрик Ибсен (1828 — 1906).  Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.

2

2

 

Тема№5.2

Джордж Бернард ШОУ (1856 — 1950).

 

Содержание учебного материала

2

 

 

Джордж Бернард Шоу (1856 — 1950). Слово о писателе. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору).

1

2

 

Практические занятия

 

Пьеса «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

1

2

 

Раздел 6. ХХ век как тип культуры. Эстетические поиски в русской литературе начала ХХ века.

10

 

 

Тема№6.1

Русская литература XX столетия.

Содержание учебного материала

2

 

 

ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

2

1

 

Тема№ 6.2

Литература начала ХХ века

Содержание учебного материала

2

 

 

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

2

2

 

Тема №6.3

Писатели-реалисты начала ХХ века.

Содержание учебного материала (лекционные занятия)

6

 

 

Иван Бунин (1870-1953). Слово о писателе. «Антоновские яблоки».

2

2

 

Александр Иванович Куприн (1870 — 1938).  Слово о писателе. Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви главного героя.

2

2

 

Максим Горький (1868 — 1936). Слово о писателе. Рассказ «Старуха Изергиль Смысл противопоставления Данко и Ларры.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Самостоятельное прочтение «Суходола» И. Бунина и «Песни о Буревестнике» М Горького.

 

2,3

 

Раздел 7. Из мировой литературы

4

 

 

Тема№ 7.1

Основные направления ХХв.

Содержание учебного материала

2

 

 

Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм  как ведущие явления в литературе. Многообразие и дробность европейского модернизма, множественность его течений и неоднозначность определений (экспрессионизм, импрессионизм).

2

2

 

Тема№ 7.2

«Расколотый мир»

Ф. Кафки

Содержание учебного материала

2

 

 

Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки. «Превращение».

2

2

 

Раздел 8. Особенности поэзии начала ХХ века

8

 

 

Тема№ 8.1

Разнообразие

творческих в поэзии

серебряного века

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

8

 

 

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения поэтов.

2

2,3

 

Николай Степанович Гумилев (1886 — 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор».

2

2

 

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930). Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно». Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм.

Игорь Северянин (И.В. Лотарев) (1887 — 1941). Слово о поэте. Стихотворения «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском». Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Александр Александрович Блок (1880 —- 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

2

2,3

 

Раздел 9. Особенности развития литературы в 1920 — 1940-е годы

32

 

 

Тема№ 9.1

Литературный процесс 1920-х годов

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

2

2

 

Тема №9.2

Литература  1930-х  годов

Содержание учебного материала

8

 

 

Андрей Платонович Платонов (1899 — 1951). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован».

2

2

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 — 1940). Жизнь и творчество.

2

2

 

История создания романа «Мастер и Маргарита». Библейские главы романа

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Роман «Мастер и Маргарита». Образы гавных героев.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Самостоятельное прочтение романа «Мы» Е. Замятина.

 

2,3

 

Тема №9.3

Марина Ивановна

ЦВЕТАЕВА

(1892 — 1941)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941). Жизнь и творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.

2

1,2,3

 

Тема № 9.4

Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ

(1891 — 1938)

Содержание учебного материала

2

 

 

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938). Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово-образ в поэтике Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

2

2

 

Тема№9.5

Алексей Николаевич

ТОЛСТОЙ

(1883 — 1945)

Содержание учебного материала

2

 

Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945). Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Судьбы русского исторического романа в ХХ веке.

1

2

 

Практические занятия

 

 

 

Судьбы русского исторического романа в ХХ веке.  Роман «Петр Первый».

1

2

 

Тема №9.6

Борис Леонидович

ПАСТЕРНАК

(1890 — 1960)

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960). Жизнь и творчество. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал.

1

1,2

 

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов.). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта.

1

1,2

 

Практические занятия

 

 

 

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия.

2

2,3

 

Тема №9.7

Анна Андреевна

АХМАТОВА

(1889 — 1966)

 

 

Содержание учебного материала

4

 

Практические занятия

 

2

 

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Жизнь и творчество. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.

4

2,3

 

Тема №9.8 Николай Алексеевич

ЗАБОЛОЦКИЙ

(1903 — 1958)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958). Сведения о жизни и творчестве. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Единство человека и природы в лирике поэта. «Завещание», «О красоте человеческих лиц», «Лицо коня», «Лебедь в зоопарке», «Уступи мне, скворец, уголок», «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» и другие стихотворения (по выбору).

2

2,3

Тема №9.9 Михаил Александрович ШОЛОХОВ

(1905-1984)

Содержание учебного материала

6

 

 

Михаил Александрович Шолохов (1905 — 1984). Жизнь. Творчество. Личность. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

2

1

 

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа. Образ главного героя.

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Понятие «архетип»: примеры архетипов (матери, дома, земли, веры) в романе-эпопее «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

2

1

 

Раздел10. Литература родного края

2

 

 

Тема№10.1

История Донбасса в произведениях писателей.

Современная литература родного края

 

 

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

История Донбасса в произведениях писателей. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. «И штык, и перо приближали Победу». Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести В. Шутова «Смерти смотрели в лицо». Алексей Валерьевич Шепетчук. «Санитарный состав», «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др.

2

2,3

 

Раздел 11. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

4

 

 

Тема№11.1

Литература «предгрозья»

Содержание учебного материала

2

 

 

Литература периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет. Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Бергтольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.

2

1

 

Тема №11.2

Александр Трифонович

ТВАРДОВСКИЙ

(1910 — 1971)

Содержание учебного материала

2

 

Практические занятия

 

 

 

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971). Жизнь и творчество. Личность (обзор).Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...».

2

2

 

Раздел 12. Особенности развития литературы в 1950 — 1990-е годы

8

 

 

Тема№12.1

Литература в 1950-1990 годы

Содержание учебного материала

8

 

 

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940-1970-х гг. В.П. Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. «Оттепель» - начало самовосстановления литературы.

2

1,2

 

 

Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001). «Царь-рыба», «Печальный детектив». «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Шукшина и др. Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015.) «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

2

1,2

 

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). Малая проза Солженицына - рассказы «Матренин двор».

2

1,2

 

Практические занятия

 

 

 

Обоснование в устном высказывании поэзии периода «оттепели»: новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Высказывание своего мнения о значении авторской песни. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Николай Михайлович Рубцов (1936 — 1971). «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

2

2,3

 

Раздел 13. Из мировой литературы

6

 

 

Тема№13.1

Альбер КАМЮ

(1913 — 1960)

Содержание учебного материала

2

 

 

Альбер Камю (1913 — 1960). Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Цикл «абсурда» – книги "Посторонний", "Миф о Сизифе». Роман-притча "Чума" как одно из лучших антифашистских произведений.

2

 

1

 

Тема №13.2

Эрнест Миллер

ХЕМИНГУЭЙ

(1899 — 1961)

Содержание учебного материала

2

 

Практические занятия

 

 

 

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 — 1961). Сведения о жизни и творчестве американского писателя. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море».

2

2,3

 

Тема№13.3

Габриель Гарсия МАРКЕС

(1927 —2014)

Содержание учебного материала

2

 

Габриель Гарсия Маркес (1927 —2014). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). «Сто лет одиночества». Тематическое и художественное своеобразие латиноамериканской прозы ХХ века. Роман «Сто лет одиночества» как урок и предостережение, обращенность произведения к будущему, призыв к солидарности  людей.

2

2

 

Раздел 14. Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков.

8

 

 

Тема№14.1

Особенности развития литературы.

Содержание учебного материала

2

 

 

Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков. Современная литературная ситуация.

2

2

 

Тема№17.2

Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации.

Содержание учебного материала

4

 

 

Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам.

2

2

 

Формула спиралевидного времени. Отсутствие однонаправленных ориентиров. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам в произведениях В. Маканин В. Пелевин. «Маленький человек» советского времени в прозе Л. Петрушевской, В. Нарбиковой, В.Ерофеева, В.Пьецуха. Персонажи-символы разложения и деградации общества.

2

 

 

 

 

Дифференцированный зачёт

2

 

 

 

Всего:

142

 

 

 

 

 

Уровни усвоения учебного материала:

*для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемы).


3. условия реализации программы Учебной дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя: стол, стул, аудиторная доска, рабочие места студентов (по количеству студентов), комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература

Технические средства обучения:

- телевизор;

- видеоплейер;

- персональный компьютер;

- экран;

- мультимедиапроектор.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

1. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 1. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.    

2. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 2. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.    

3. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.

4. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.2/ [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.

 

Дополнительные источники

 

1. Беляева, Н.В. и др. Литература:10 кл.: Метод.советы/ Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2015.

2. Беляева, Н.В. Литература. Проверочные работы. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2016.

3. Егорова, Н.В., Золотарева, И.В. Поурочные разработки по русской литературе  в 11 кл. 1 и 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2010.

4. Журавлев, В.П. Русская литература XIXвека. Вторая половина. 10 класс. Хрестоматия художественных произведений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2016.

5. Журавлева, В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Под редакцией В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016.

6. Журавлева, В.П. Литература в 11 классе: Метод. Советы - М.: Просвещение, 2012.

7. Журавлева, В.П. Уроки литературы: 11 кл.: Кн. Для учителя - М.: Просвещение, 2016.

 

Электронные ресурсы:

1.     ДППК/Библиотека/1курс/Литература/ Ипатова Т.В./ Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

2.     Школьная библиотека. Реформал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/i

3.     Образовательные ресурсы Интернета - Литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm

4.     Новый стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

5.     Культура письменной речи. Русский язык и литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramma.ru

6.     Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: http://www.feb-web.ru/index.htm

7.      Библиотека русской литературы «Классика.ру». – Режим доступа: http://www.klassika.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов (письменных, устных), тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, рефератов.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знания:

 

образная природа словесного искусства;

воспроизводить образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

знать содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

называть основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

перечислять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

знать основные теоретико-литературные понятия;

Умения:

 

изложение содержания литературного произведения;

изложить содержание литературного произведения;

анализ и интерпретация художественного произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

соотносить художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

соотношение художественной литературы с общественной жизнью и культурой;

устанавливать связь художественной литературы с общественной жизнью и культурой;

понимание конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений;

объяснять   конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

соотношение произведения с литературным направлением эпохи;

сопоставлять произведение с литературным направлением эпохи;

выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы;

обосновывать «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения;

изложить эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

определение рода и жанра произведения;

определять род и жанр произведения;

анализ литературные произведения;

анализировать литературные произведения;

характеристика авторской позиции;

уметь выделять авторскую позицию;

выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов);

выработать  умения выразительного чтения изученных произведений (или их фрагментов), соблюдая нормы литературного произношения;

выражение личного отношения к прочитанному произведению;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

выработать  умения выражать свою мысль в письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru