Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература
Оценка 5

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература

Оценка 5
docx
29.11.2022
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 Литература
ОДБ.02 Литература. ПКД.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий колледж пищевых технологий и торговли»

 


    


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной                                                                                         работе __________ Ю.А.Кретова                                                                                   

«____» __________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                 И. о. директора колледжа                                                                                       ________М.А.Шулишова                                                                                        «___»___________ 2022 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОДБ.02 Литература

 


по специальности

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2022


 

Программа учебной дисциплины ____ОДБ.02 Литература_____ разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 г. № 121-НП, с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №80-НП, на основании Примерной программы по учебному предмету «Литература». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 8-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». - Донецк: Истоки, 2022. – 134 с.

 

 

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

Разработчик: Ольшанская Л.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей категории, преподаватель-методист.

                                                         

 

 

Рецензенты:                                                         

1. Сапожкова О.А. - преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры», специалист высшей категории

 

2. Славная Т.А. – методист  ГБПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли».

 

 

 

 

Одобрена и рекомендована                                
с целью практического применения                  

цикловой комиссией

социальных и филологических дисциплин

Протокол № ___ от «__»_____2022 г.               

Председатель ЦК ________________               

 

 

Рабочая программа переутверждена  на 2023/2024 учебный год

Протокол № ______ заседания ЦК от «____»________ 2023 г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение _____, стр. _____)

Председатель ЦК ___________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

   стр.

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

25

 

 

 

 

 


 

1. паспорт рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОДБ.02 Литература относится к обязательной части общеобразовательного цикла ППССЗ.

1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

ü  имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX  - XX века;

ü    ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX - XX века;

ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;

ü основные художественные направления;

ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);

ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;

ü отличительные особенности искусств, позволяющие прибегать к параллельному анализу (литература – музыка — живопись);

ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ü        анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;

ü хорошо ориентироваться в категориях: тема, идея, сюжет, композиция, средства художественной речи;

ü определять основные особенности литературных родов (эпос, лирика, драма);

ü различать литературные жанры (рассказ, повесть, роман);

ü отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;

ü различать основные художественные направления;

ü характеризовать героев произведения;

ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения;

ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;

ü подготовить доклад, реферат на литературную тему.

Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ.02 Литература обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

− воспитание идентичности гражданина Донецкой Народной Республики, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Донецкой Народной Республики, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

−  гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, − достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,

− способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

− осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

− самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

предметных:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану - 140 часов.

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы (всего)

140

Во взаимодействии с преподавателем (всего)

140

в том числе:

 

теоретическое обучение

80

     практические занятия

60

Самостоятельная работа

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Раздел 1. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

10

 

 

Тема 1.1.

Введение Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Содержание учебного материала

 

 

 

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.

2

1

 

Тема 1.2

Федор Иванович ТЮТЧЕВ

(1803 — 1873)

Содержание учебного материала

 

 

 

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики поэта. Любовная лирика       Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...».

2

1, 2

 

Тема 1.3

Афанасий Афанасьевич ФЕТ

(1820 — 1892)

Содержание учебного материала

 

 

 

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

2

1, 2

 

Тема 1.4

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

(1821 — 1877)

Содержание учебного материала

 

 

 

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Некрасов-журналист. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

2

1, 2

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Поэтическое творчество Н.А.Некрасова. Стихотворения: "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Памяти Добролюбова", "Я не люблю иронии твоей..."

 

 2, 3

 

Тема 1.5

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ

Содержание учебного материала

 

 

 

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…"

2

1,2

 

 

Раздел 2. РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

14

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Тема 2.1

Александр Николаевич Островский

(1823 — 1886)

Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза».

Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

2

1, 2

 

Драма «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев.

2

1, 2

 

Тема 2.2.

Иван

Александрович ГОНЧАРОВ

(1812 — 1891)

Содержание учебного материала

2

 

 

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. «Обломовщина» как общественное явление. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.

2

1, 2

 

Тема № 2.3.

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 — 1883)

Содержание учебного материала

6

 

 

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора.

2

1,2

 

 

Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями. Трагическое одиночество героя. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров в системе образов романа. Базаров и родители.

2

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

Тема любви в романе «Отцы и дети». Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. «Галерея  женских образов» в творчестве И.С. Тургенева.

2

3

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Чтение литературы по теме «Русская литература II пол. XIX века». Составление  сообщение на тему «Базаров в среде Кирсановых».

 

3

 

Тема № 2.4

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).

Содержание учебного материала

2

 

 

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика». Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки (по выбору). «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Понятие «эзопов язык». «Прокурор русской общественной жизни».

 

2

 

1,2

 

Самостоятельная работа

 

 

 

Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

 

3

 

Раздел 3. Страницы истории западноевропейского романа XIX века

6

 

 

Тема № 3.1

Фредерик

СТЕНДАЛЬ

(1783 — 1842)

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Фредерик Стендаль (1783 — 1842). Сведения о жизни и творчестве французского писателя. Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века».

2

 

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Особенности сюжета.

2

2

 

Тема № 3.2

Оноре де БАЛЬЗАК

(1799 — 1850)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

Оноре де Бальзак (1799 — 1850). Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.

1

2,3

 

Повесть «Гобсек». Проблемы, поставленные Оноре де Бальзаком в повести «Гобсек». Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста.

1

2,3

 

Раздел 4. Из русской литературы последней трети XIX века.

20

 

 

Тема № 4.1

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

(1821 — 1881).

Содержание учебного материала

8

 

 

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881). Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

2

2

 

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

2

2

 

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

2

 

2

 

Практические занятия

 

 

 

Характеристика Раскольникова как героя периода «слома сознания» и Сонечку как женщину, наделенною «комплексом Богородицы» (любовь спасающая).

2

2

 

Самостоятельная  работа студентов

 

 

 

Чтение романа «Преступление и наказание».

 

2,3

 

Тема № 4.2

Лев Николаевич

ТОЛСТОЙ

(1828-1910)

Содержание учебного материала

8

 

 

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) Слово о писателе (обзор.) Начало творческого пути. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого. Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы.

2

2

 

«Война и мир»вершина творчества Л.Н. Толстого. Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Народ и «мысль народная» в изображении писателя

2

2,3

 

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Итоговое занятие за1-ый семестр.

2

 

Практические занятия

 

 

 

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

 

2

2,3

 

Тема№ 4.3

Антон Павлович ЧЕХОВ

(1860 — 1904).

Содержание учебного материала

4

 

Антон Павлович Чехов (1860 — 1904). Жизнь и творчество. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы «Человек в футляре», «Ионыч».

2

2,3

 

Практические занятия

 

 

 

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

2

2,3

 

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы концаXIX в.

4

 

 

 

Тема №5.1

Страницы зарубежной

литературы.

Содержание учебного материала

2

 

 

Генрик Ибсен (1828 — 1906).  Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.

2

2

 

Тема№5.2

Джордж Бернард ШОУ (1856 — 1950).

 

Содержание учебного материала

2

 

 

Джордж Бернард Шоу (1856 — 1950). Слово о писателе. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору).

1

2

 

Практические занятия

 

Пьеса «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

1

2

 

Раздел 6. ХХ век как тип культуры. Эстетические поиски в русской литературе начала ХХ века.

10

 

 

Тема№6.1

Русская литература XX столетия.

Содержание учебного материала

2

 

 

ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

2

1

 

Тема№ 6.2

Литература начала ХХ века

Содержание учебного материала

2

 

 

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

2

2

 

Тема №6.3

Писатели-реалисты начала ХХ века.

Содержание учебного материала (лекционные занятия)

6

 

 

Иван Бунин (1870-1953). Слово о писателе. «Антоновские яблоки».

2

2

 

Александр Иванович Куприн (1870 — 1938).  Слово о писателе. Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви главного героя.

2

2

 

Максим Горький (1868 — 1936). Слово о писателе. Рассказ «Старуха Изергиль Смысл противопоставления Данко и Ларры.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Самостоятельное прочтение «Суходола» И. Бунина и «Песни о Буревестнике» М Горького.

 

2,3

 

Раздел 7. Из мировой литературы

4

 

 

Тема№ 7.1

Основные направления ХХв.

Содержание учебного материала

2

 

 

Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм  как ведущие явления в литературе. Многообразие и дробность европейского модернизма, множественность его течений и неоднозначность определений (экспрессионизм, импрессионизм).

2

2

 

Тема№ 7.2

«Расколотый мир»

Ф. Кафки

Содержание учебного материала

2

 

 

Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки. «Превращение».

2

2

 

Раздел 8. Особенности поэзии начала ХХ века

8

 

 

Тема№ 8.1

Разнообразие

творческих в поэзии

серебряного века

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

8

 

 

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения поэтов.

2

2,3

 

Николай Степанович Гумилев (1886 — 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор».

2

2

 

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930). Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно». Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм.

Игорь Северянин (И.В. Лотарев) (1887 — 1941). Слово о поэте. Стихотворения «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском». Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Александр Александрович Блок (1880 —- 1921). Слово о поэте. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

2

2,3

 

Раздел 9. Особенности развития литературы в 1920 — 1940-е годы

32

 

 

Тема№ 9.1

Литературный процесс 1920-х годов

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

2

2

 

Тема №9.2

Литература  1930-х  годов

Содержание учебного материала

8

 

 

Андрей Платонович Платонов (1899 — 1951). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован».

2

2

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 — 1940). Жизнь и творчество.

2

2

 

История создания романа «Мастер и Маргарита». Библейские главы романа

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Роман «Мастер и Маргарита». Образы гавных героев.

2

2

 

Самостоятельная работа студентов

 

 

 

Самостоятельное прочтение романа «Мы» Е. Замятина.

 

2,3

 

Тема №9.3

Марина Ивановна

ЦВЕТАЕВА

(1892 — 1941)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941). Жизнь и творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.

2

1,2,3

 

Тема № 9.4

Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ

(1891 — 1938)

Содержание учебного материала

2

 

 

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938). Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. Слово, слово-образ в поэтике Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

2

2

 

Тема№9.5

Алексей Николаевич

ТОЛСТОЙ

(1883 — 1945)

Содержание учебного материала

2

 

Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945). Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Судьбы русского исторического романа в ХХ веке.

1

2

 

Практические занятия

 

 

 

Судьбы русского исторического романа в ХХ веке.  Роман «Петр Первый».

1

2

 

Тема №9.6

Борис Леонидович

ПАСТЕРНАК

(1890 — 1960)

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

Борис Леонидович Пастернак (1890 — 1960). Жизнь и творчество. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал.

1

1,2

 

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов.). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта.

1

1,2

 

Практические занятия

 

 

 

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия.

2

2,3

 

Тема №9.7

Анна Андреевна

АХМАТОВА

(1889 — 1966)

 

 

Содержание учебного материала

4

 

Практические занятия

 

2

 

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Жизнь и творчество. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.

4

2,3

 

Тема №9.8 Николай Алексеевич

ЗАБОЛОЦКИЙ

(1903 — 1958)

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 — 1958). Сведения о жизни и творчестве. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Единство человека и природы в лирике поэта. «Завещание», «О красоте человеческих лиц», «Лицо коня», «Лебедь в зоопарке», «Уступи мне, скворец, уголок», «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» и другие стихотворения (по выбору).

2

2,3

Тема №9.9 Михаил Александрович ШОЛОХОВ

(1905-1984)

Содержание учебного материала

6

 

 

Михаил Александрович Шолохов (1905 — 1984). Жизнь. Творчество. Личность. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

2

1

 

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа. Образ главного героя.

2

2

 

Практические занятия

 

 

 

Понятие «архетип»: примеры архетипов (матери, дома, земли, веры) в романе-эпопее «Тихий Дон». Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

2

1

 

Раздел10. Литература родного края

2

 

 

Тема№10.1

История Донбасса в произведениях писателей.

Современная литература родного края

 

 

Содержание учебного материала

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

История Донбасса в произведениях писателей. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. «И штык, и перо приближали Победу». Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести В. Шутова «Смерти смотрели в лицо». Алексей Валерьевич Шепетчук. «Санитарный состав», «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др.

2

2,3

 

Раздел 11. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

4

 

 

Тема№11.1

Литература «предгрозья»

Содержание учебного материала

2

 

 

Литература периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет. Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Бергтольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.

2

1

 

Тема №11.2

Александр Трифонович

ТВАРДОВСКИЙ

(1910 — 1971)

Содержание учебного материала

2

 

Практические занятия

 

 

 

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971). Жизнь и творчество. Личность (обзор).Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...».

2

2

 

Раздел 12. Особенности развития литературы в 1950 — 1990-е годы

8

 

 

Тема№12.1

Литература в 1950-1990 годы

Содержание учебного материала

8

 

 

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940-1970-х гг. В.П. Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. «Оттепель» - начало самовосстановления литературы.

2

1,2

 

 

Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001). «Царь-рыба», «Печальный детектив». «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Шукшина и др. Валентин Григорьевич Распутин (1937 — 2015.) «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

2

1,2

 

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). Малая проза Солженицына - рассказы «Матренин двор».

2

1,2

 

Практические занятия

 

 

 

Обоснование в устном высказывании поэзии периода «оттепели»: новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Высказывание своего мнения о значении авторской песни. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Николай Михайлович Рубцов (1936 — 1971). «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

2

2,3

 

Раздел 13. Из мировой литературы

6

 

 

Тема№13.1

Альбер КАМЮ

(1913 — 1960)

Содержание учебного материала

2

 

 

Альбер Камю (1913 — 1960). Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Цикл «абсурда» – книги "Посторонний", "Миф о Сизифе». Роман-притча "Чума" как одно из лучших антифашистских произведений.

2

 

1

 

Тема №13.2

Эрнест Миллер

ХЕМИНГУЭЙ

(1899 — 1961)

Содержание учебного материала

2

 

Практические занятия

 

 

 

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899 — 1961). Сведения о жизни и творчестве американского писателя. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море».

2

2,3

 

Тема№13.3

Габриель Гарсия МАРКЕС

(1927 —2014)

Содержание учебного материала

2

 

Габриель Гарсия Маркес (1927 —2014). Жизнь. Творчество. Личность (обзор). «Сто лет одиночества». Тематическое и художественное своеобразие латиноамериканской прозы ХХ века. Роман «Сто лет одиночества» как урок и предостережение, обращенность произведения к будущему, призыв к солидарности  людей.

2

2

 

Раздел 14. Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков.

8

 

 

Тема№14.1

Особенности развития литературы.

Содержание учебного материала

2

 

 

Особенности развития литературы на рубеже ХХ — ХХI веков. Современная литературная ситуация.

2

2

 

Тема№17.2

Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации.

Содержание учебного материала

4

 

 

Литература, отразившая формулу хаоса и переориентации. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам.

2

2

 

Формула спиралевидного времени. Отсутствие однонаправленных ориентиров. Нереалистический пласт художественного мышления, подчиняющийся своим эстетическим законам в произведениях В. Маканин В. Пелевин. «Маленький человек» советского времени в прозе Л. Петрушевской, В. Нарбиковой, В.Ерофеева, В.Пьецуха. Персонажи-символы разложения и деградации общества.

2

 

 

 

 

Дифференцированный зачёт

2

 

 

 

Всего:

142

 

 

 

 

 

Уровни усвоения учебного материала:

*для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемы).


3. условия реализации программы Учебной дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя: стол, стул, аудиторная доска, рабочие места студентов (по количеству студентов), комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература

Технические средства обучения:

- телевизор;

- видеоплейер;

- персональный компьютер;

- экран;

- мультимедиапроектор.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

1. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 1. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.    

2. Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч. 2. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.    

3. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.

4. Михайлов, О.Н. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2-х частях. Ч.2/ [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др., сост.: Пронина Е.П.]; под ред. В.П. Журавлевой. – 3 изд. – М.  Просвещение, 2016.

 

Дополнительные источники

 

1. Беляева, Н.В. и др. Литература:10 кл.: Метод.советы/ Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2015.

2. Беляева, Н.В. Литература. Проверочные работы. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2016.

3. Егорова, Н.В., Золотарева, И.В. Поурочные разработки по русской литературе  в 11 кл. 1 и 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2010.

4. Журавлев, В.П. Русская литература XIXвека. Вторая половина. 10 класс. Хрестоматия художественных произведений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2016.

5. Журавлева, В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Под редакцией В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016.

6. Журавлева, В.П. Литература в 11 классе: Метод. Советы - М.: Просвещение, 2012.

7. Журавлева, В.П. Уроки литературы: 11 кл.: Кн. Для учителя - М.: Просвещение, 2016.

 

Электронные ресурсы:

1.     ДППК/Библиотека/1курс/Литература/ Ипатова Т.В./ Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

2.     Школьная библиотека. Реформал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schoollibrary.ioso.ru/i

3.     Образовательные ресурсы Интернета - Литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm

4.     Новый стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

5.     Культура письменной речи. Русский язык и литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramma.ru

6.     Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа: http://www.feb-web.ru/index.htm

7.      Библиотека русской литературы «Классика.ру». – Режим доступа: http://www.klassika.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов (письменных, устных), тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, подготовки докладов, сообщений, рефератов.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Знания:

 

образная природа словесного искусства;

воспроизводить образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

знать содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

называть основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

перечислять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

знать основные теоретико-литературные понятия;

Умения:

 

изложение содержания литературного произведения;

изложить содержание литературного произведения;

анализ и интерпретация художественного произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

соотносить художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

соотношение художественной литературы с общественной жизнью и культурой;

устанавливать связь художественной литературы с общественной жизнью и культурой;

понимание конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений;

объяснять   конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

соотношение произведения с литературным направлением эпохи;

сопоставлять произведение с литературным направлением эпохи;

выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы;

обосновывать «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения;

изложить эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

определение рода и жанра произведения;

определять род и жанр произведения;

анализ литературные произведения;

анализировать литературные произведения;

характеристика авторской позиции;

уметь выделять авторскую позицию;

выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов);

выработать  умения выразительного чтения изученных произведений (или их фрагментов), соблюдая нормы литературного произношения;

выражение личного отношения к прочитанному произведению;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

выработать  умения выражать свою мысль в письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Программа учебной дисциплины ____

Программа учебной дисциплины ____

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ

РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ

Освоение содержания учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; − умение…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; − умение…

Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану - 140 часов

Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану - 140 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода

Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода

Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода

Поэт и Гражданин", "Пророк", "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы конца

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы конца

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы конца

Раздел 5. Страницы зарубежной литературы конца

Тема№ 9.1 Литературный процесс 1920-х годов

Тема№ 9.1 Литературный процесс 1920-х годов

Содержание учебного материала 2

Содержание учебного материала 2

Содержание учебного материала 2

Содержание учебного материала 2

Родины. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете

Родины. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете

Тема №13.2 Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ (1899 — 1961 )

Тема №13.2 Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ (1899 — 1961 )

Учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Журавлев, В.П. Русская литература

Журавлев, В.П. Русская литература

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения; изложить эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения; определение рода и…

анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его связи с проблематикой произведения; изложить эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения; определение рода и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022