МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чегдомынский горно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 Основы финансовой грамотности
по специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование
рп. Чегдомын, 2021г.
Утверждаю Зам. директора по УР _______ И.П. Красикова «_______» ________ 2021 г. |
|
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование
Организация – разработчик
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Разработчики:
Шкурко Т.Л. преподаватель КГБПОУ ЧГТТ
Рецензенты:
«Рассмотрена и согласована»
МК «Общепрофессионального цикла»
Председатель МК________ Л.А.Симашко
Протокол № ____от «___»______________2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3 условия реализации учебной дисциплины |
14 |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 14 Основы финансовой грамотности
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является компонентом части изучения программы подготовки специалистов среднего звена, и предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ФГОС СПО, а также для расширения эрудиции студентов, знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, и возможностях населения в сфере управления личными финансами.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно - научному профилю.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Правовые основы профессиональной деятельности», «Основы экономики».
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель – формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в области экономической и финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь или иметь навыки:
• Уметь осознавать свои желания и потребности, понимать причины их возникновения.
• Сопоставлять потребности со своими возможностями, определять приоритеты.
• Обладать счетными навыками при совершении покупок, планировании и учете расходов.
• Обладать навыками выбора при принятии потребительских решений.
• Уметь оценивать, когда выгоднее купить товар или услугу, а когда - сделать самому.
• Обладать навыками планирования расходов.
• Уметь читать договоры, счета к оплате, чеки и другие документы, связанные с приобретением товаров и услуг.
• Оценивать необходимый уровень доходов, исходя из расходов и обязательств.
• Искать способы получения основного дохода, достаточного для обеспечения текущих расходов на жизнь.
• Уметь находить источники дополнительного дохода.
• Уметь откладывать деньги на определенные цели.
• Уметь выбирать банковский вклад и рассчитывать его доходность.
• Уметь рассчитывать доходность по инвестиционным инструментам.
• Уметь определять потребность в заемных средствах.
• Уметь выбирать подходящие кредитные продукты для удовлетворения потребностей.
• Уметь оценивать свои текущие и потенциальные возможности, нести ответственность по кредиту или займу.
• Уметь самостоятельно рассчитать стоимость использования заемных средств.
• Уметь читать договор кредита или займа и сопровождающие документы.
• Уметь оценивать последствия изменения условий кредита.
• Уметь пользоваться наличными деньгами.
• Уметь выбирать банковскую карту.
• Уметь пользоваться банковской картой.
• Уметь пользоваться электронными платежными средствами.
• Уметь обращаться с иностранной валютой.
• Уметь действовать в проблемных ситуациях, связанных с платежными средствами.
• Уметь рационально управлять рисками.
• Уметь рационально оценивать значимость рисков, имеющих финансовые последствия.
• Уметь оценивать значимость финансовых рисков в узком смысле.
• Уметь рационально управлять рисками мошенничества.
• Уметь выбрать подходящий вид страхования.
• Уметь выбрать конкретное страховое предложение.
• Уметь защищать свои интересы при заключении договора страхования.
• Уметь применять верный порядок действий при наступлении страхового случая.
• Уметь внедрять управление личными и семейными финансами.
• Уметь управлять по финансовым целям.
• Уметь осуществлять бюджетирование.
• Уметь осуществлять долгосрочное финансовое планирование.
• Уметь взаимодействовать с государством в рамках обжалования нарушений прав потребителей.
• Уметь взаимодействовать с государством в рамках исполнения обязанностей и реализации прав налогоплательщика.
• Уметь оценивать релевантность информации СМИ и открытых источников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• Знать основные потребности человека.
• Знать, что для удовлетворения потребностей нужны ресурсы.
• Знать основные статьи расходов, составляющих структуру семейного бюджета.
• Знать основные характеристики наиболее значимых видов расходов.
• Понимать влияние экономических факторов на расходы.
• Знать, какие инструменты используют продавцы для привлечения клиентов.
• Знать, что такое полная стоимость пользования благом, из чего она складывается.
• Знать, как формируется общий доход семьи и его источники, понимать пути повышения дохода.
• Знать особенности и условия трудовой деятельности.
• Понимать, что такое заработная плата и знать различные системы оплаты труда.
• Знать, что такое безработица и каковы ее последствия.
• Знать, что предпринимательство является источником основного дохода наряду с зарплатой.
• Знать основные виды доходов от собственности, сбережений, нерегулярных доходов.
• Знать какие виды доходов и имущества облагаются налогами.
• Знать основные виды социальных пособий и стипендий.
• Знать основные виды пенсий.
• Понимать основные цели сбережений.
• Знать основные виды и инструменты сбережений, в том числе особенности банковских вкладов.
• Знать основные цели инвестирования и их особенности.
• Знать наиболее распространенные финансовые инструменты инвестирования.
• Понимать принцип заимствования денежных средств и его формы.
• Знать виды и формы банковских кредитов как основной формы заимствования и понимать их особенности.
• Понимать факторы, определяющие полную стоимость кредита (общий размер выплат по кредиту).
• Понимать критерии оценки заемщика банком при выдаче кредита.
• Знать популярные маркетинговые ходы в кредитовании.
• Понимать особенности небанковских форм займов.
• Знать последствия невыполнения обязательств по кредиту.
• Понимать, что обязательства заемщика сохраняются и при банкротстве банка.
• Понимать разницу между наличными и безналичными платежами.
• Знать основные виды платежных средств и особенности их использования.
• Знать, что такое банковская карта, понимать различия дебетовой и кредитной карты.
• Знать правила безопасности при пользовании банковскими картами.
• Знать современные способы совершения безналичных платежей, их возможности и риски, связанные с их использованием.
• Понимать особенности расчетов в иностранной валюте.
• Понимать возможности и риски использования виртуальных электронных валют.
• Понимать содержание управления рисками.
• Понимать особенности нефинансовых рисков, имеющих финансовые последствия.
• Понимать особенности специфических финансовых рисков и их проявления.
• Понимать природу финансового мошенничества.
• Понимать особенности разных видов финансового мошенничества.
• Знать правовые основы управления рисками.
• Понимать суть и содержание процесса страхования и знать его основные термины.
• Понимать особенности механизма различных видов страхования.
• Знать ключевые страховые продукты, их особенности и сферу применения.
• Знать порядок действий при наступлении страхового случая.
• Знать, чем ограничен страховщик при выплате страхового вознаграждения в силу закона и договора.
• Понимать смысл управления личными и семейными финансами.
• Знать, какую роль в управлении финансами играют финансовые цели.
• Знать, какую роль в управлении финансами играет бюджетирование (текущее управление финансами).
• Знать, какую роль в управлении финансами играет долгосрочный финансовый план.
• Знать основные типы финансовых организаций и понимать роль государства как регулятора финансовых рынков.
• Знать свои права как потребителя финансовых услуг.
• Знать механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг.
• Знать роль налогов и сборов в финансовой системе России и свои права и обязанности как налогоплательщика.
• Понимать особенности интерпретации и оценки влияния социально-экономической ситуации на личное/семейное благосостояние.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 20 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов, из них практическая работа 4 часа, самостоятельная работа 0 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
20 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
20 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
4 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачёт |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1 Потребности и расходы. Доходы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Тема 1 Потребности и расходы. Доходы |
«Как управлять безграничными потребностями?» Виды, свойства, разнообразие потребностей; как выбирать между безграничными потребностями; как расставлять приоритеты среди потребностей исходя из имеющихся возможностей. «Как управлять ресурсами для удовлетворения потребностей?» Виды и величина доступных ресурсов для удовлетворения потребностей; как выбирать ресурсы (купить или сделать самому); ценность ресурса; как ресурсы ограничивают наши потребности. «Как мы делаем покупки, и что влияет на наш выбор?» «Как распоряжаться деньгами так, чтобы хватало на «все»?» «Какой доход нам нужен?» Как определить необходимый размер возможного дохода; какие ошибки совершают люди при планировании свои доходов. «Из каких источников можно получать доход?» Виды источников доходов и их основные характеристики: заработная плата, предпринимательство, пособия, стипендии, доходы от собственности и подарки и выигрыши; расходы, связанные с доходами; роль источников доходов в структуре доходов. |
2 |
1,3 |
Раздел 2 Сбережения и инвестиции |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Тема 2 Сбережения и инвестиции |
«Для чего необходимо создавать сбережения?» Как в личном/семейном бюджете возникают разрывы; основные цели сбережений («подушка безопасности»), механизма достижения долгосрочных целей. «Как и от чего нужно защищать свои сбережения?» Взаимосвязь (противоречивость) ликвидности, надежности и доходности сбережений; основные риски и ограничения сбережений; сравнение неформальных практик сбережения и использования различных финансовых инструментов; какие риски и ограничения нужно устранить в первую очередь для конкретной цели сбережения. «Как выбрать банковский инструмент для сбережения?» Как выбрать банковский продукт в зависимости от цели сбережений; различные условия вкладов (ставка, срок и т.д.); какие риски страхуются АСВ, а какие остаются на вкладчике; репутация банка; необходимость получения полной, взвешенной информации о вкладе, перепроверенной по разным источникам. «Как использовать свободные деньги так, чтобы они не пропали?» Суть инвестиций; как оценивать собственные возможности инвестирования; особенности инвестиционной деятельности (что это такое, соотношение риска и доходности, необходимость юридического оформления, важность налогового регулирования); инструменты инвестиций; сбалансированный портфель инвестиций. |
2 |
1,3 |
Раздел 3 Кредитование |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 3 Кредитование |
«Как понять, сколько денег можно занять и на что?» Общие принципы заимствования денег; основные формы заимствований; скрытые кредитные предложения. «Как выбрать кредит?» Основные виды кредитов и их характеристики (сумма, срок, процент, размер ежемесячного платежа); дополнительные характеристики кредита (залог, страхование, первоначальный взнос, поручительство, созаемщик); как рассчитать стоимость кредита; как оценить собственные возможности по получению кредита. «Что делать, если кредит стал проблемой?» Общие принципы пересмотра договора (взаимное информированное согласие, заинтересованность обеих сторон в исполнении договора); какие действия должен предпринять заемщик, чтобы пересмотреть условия договора; что может и не имеет права делать банк; изменение условий договора: отсрочка и рефинансирование кредита, досрочная выплата кредита, реструктуризации и изменения условий кредита. |
2 |
1,3
|
Раздел 4 Платежные средства |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 4 Платежные средства |
«Деньги: от куниц до биткоинов» Функции денег, виды современных денег. «Наличные деньги как средство платежа» Где используются наличные платежи; современные банкноты и монеты России; что делать, если банкнота фальшивая/испорчена; валюты других стран. «Как удобно и безопасно совершать безналичные платежи?» Какие способы оплаты существуют; как выбрать наилучший способ платежа; как осуществляются безналичные платежи; защита банковских карт от злоумышленников; особенности использования различных технических инструментов платежей (POS-терминалы, банкоматы, платежные терминалы); правила безопасных покупок в интернете. «Как выбрать банковскую карту?» Особенности и характеристики разных банковских карт; как выбрать банковскую карту исходя из своих потребностей и возможностей; как использовать специальные возможности банковской карты (льготный период, овердрафт, дополнительные услуги и т.п.); трудности и опасности при использовании банковских карт. |
2 |
1,3
|
Раздел 5 Финансовые риски |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 5 Финансовые риски |
«Как негативные события становятся рисками?» Оценка риска (вероятность наступления события, масштаб ущерба); какая информация нужна для оценки риска; существенные риски в жизни человека. «Что влияет на оценку риска?» Источники рисков (человек, собственность, общество); риски, исходящие от самого человека (репутационные, операционные, риски, связанные со здоровьем); риски, связанные с собственностью (потери и повреждения, природные явления); риски, исходящие от общества (страновые, риски потери дохода); почему люди рискуют; как оценивать риски и реагировать на них. «Как управлять финансовыми рисками?» Виды рисков финансовых инструментов (рыночные, социально-экономические, связанные с организациями-контрагентами, принятия решений). «Как не стать жертвой мошенников?» Признаки мошенничества; конфиденциальная информация, которая может заинтересовать мошенников; как пресекать мошеннические действия. |
2 |
1,3 |
Раздел 6 Страхование |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 6 Страхование |
«Как работает страхование, и нужно ли оно?» Смысл и возможные цели страхования; содержание договора страхования; скрытые страховые продукты; как оценивать целесообразность страхования в различных жизненных ситуациях. «Как выбрать подходящую страховку?» Объекты страхования; особенности разных видов страхования (имущества, автомобиля); основные характеристики страховых продуктов; от чего зависит стоимость страховки; как выбрать надежного страховщика. |
2 |
1,3 |
Раздел 7 Финансовые цели и финансовое планирование |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 7 Финансовые цели и финансовое планирование |
«Зачем управлять семейными финансами?» Причины, по которым финансы приходят в расстройство; объединение различных финансовых решений в единую систему управления финансами; краткосрочные, долгосрочные и глобальные финансовые цели; оценка текущего финансового состояния и возможностей для его улучшения. «Как улучшить состояние семейных финансов?» Бюджетирование; оптимизация бюджета; исполнение и корректировка бюджета; управление глобальными и долгосрочными целями; иерархия финансовых целей разного уровня; постановка долгосрочных финансовых целей; реализация и корректировка финансового плана. |
2 |
1,3 |
Раздел 8 Ответственное финансовое поведение и защита прав потребителей финансовых услуг |
Содержание учебного материала
|
2 |
|
Тема 8 Ответственное финансовое поведение и защита прав потребителей финансовых услуг |
«Как избежать проблем с налогами, реализуя свои обязанности и права налогоплательщика?» Виды налогов; какие налоги необходимо оплачивать самостоятельно, а какие мы платим автоматически; возможные последствия неуплаты налогов; как можно уменьшить расходы на уплату налогов; как исполнять обязанности по уплате налогов. «Как обеспечить защиту своих прав потребителя финансовых услуг?» Когда возникают права потребителя финансовых услуг; как определить организацию, ответственную за нарушение прав; что делать в случае нарушения прав; последствия нарушения прав; к кому обращаться для защиты своих прав. |
2 |
1,3 |
Практические занятия: «Трудоустройство». «Как стать предпринимателем?» |
1 |
2 |
|
«Как выбрать страховку?» |
1 |
2 |
|
«Личный финансовый план» |
1 |
2 |
|
«Как действовать, если ваши права нарушают?» |
1 |
2 |
|
Всего: |
20 |
|
|
Самостоятельная работа |
- |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Основы финансовой грамотности» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и методы активного обучения: занятие пресс-конференция, проблемное занятие, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (мозговая атака), ролевые игры (разыгрывание ролей), кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), метод проектов, работа в малых группах.
Кроме того, в процессе обучения задействована такая форма диалогового обучения, как рубежное тестирование обучающихся по разделам дисциплины.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.- 400с.
2. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 217с.
Дополнительные источники:
1. |
Конституция Российской Федерации от 12. 12.1993г. (в действующей редакции) |
||||||||||||||||||||||||||
2. |
Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (в действующей редакции) |
||||||||||||||||||||||||||
3. |
Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в действующей редакции) |
||||||||||||||||||||||||||
4. |
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в действующей редакции) |
||||||||||||||||||||||||||
5. |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. [Электронный ресурс]. – URL:http:// www.consultant.ru/dokument/cons_doc_ LAW_82134/ |
||||||||||||||||||||||||||
6. |
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL:http:// www.misbfim.ru/node/11143 |
||||||||||||||||||||||||||
7. |
Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс]. – URL:http://fanread.ru /book/10072793/ |
||||||||||||||||||||||||||
Периодические издания: «Банковское дело», «Банковское обеспечение», «Финансы», «Коммерсантъ Деньги», «Власть», «Секрет фирмы», «PRO Бизнес», «Бизнес», «Ваши личные финансы». |
|||||||||||||||||||||||||||
Информационные ресурсы:
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Критерии оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
Чем и как проверяется |
Характеристики демонстрируемых знаний |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - функции денег в повседневной жизни, основы управления деньгами; - основные характеристики оплачиваемой трудовой деятельности и этики, различия между работой по найму и самозанятостью; |
устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- основные виды, функции и продукты, услуги учреждений финансовой сферы; - основные этапы планирования и создания собственного бизнеса; |
устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- условия и инструменты принятия грамотных потребительских решений в финансовой сфере; - основные подходы к инвестированию ресурсов в современных экономических условиях; |
устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- основные виды налогов, права потребительских услуг учреждений финансовой сферы и требования по обязательному раскрытию информации; - основные виды рисков при использовании продуктов, услуг учреждений финансовой сферы; |
устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
- |
- |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - управлять деньгами; учитывать движение денежных средств; - применять способы зарабатывать на жизнь, связанные с работой по найму и организацией собственного бизнеса; |
устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения ориентироваться в особенностях финансового поведения потребителей, применять способы зарабатывать на жизнь, связанные с работой по найму и организацией собственного бизнеса |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- применять различные способы распределения денег между сбережениями и расходами, критически рассматривать возможности в сфере планирования личного бюджета, бюджета семьи;
|
устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения осуществлять различные способы распределения денег между сбережениями и расходами |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- применять способы обоснования выбора конкретного учреждения финансовой среды в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждения финансовой сферы; |
устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения применять способы обоснования выбора конкретного учреждения финансовой сферы в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждений финансовой сферы |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- рассчитывать размеры затрат и доходов бизнеса на примере виртуального предприятия, выбирать наиболее рациональные формы использования кредитных; заемных ресурсов; - определять разницу между личным и производственным потреблением; |
устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения рассчитывать размеры затрат и доходов бизнеса |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
- применять инструменты инвестирования ресурсов с учетом личных интересов или интересов бизнеса; - применять инструменты страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами. |
устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения применять инструменты инвестирования ресурсов, страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами |
90-100 % правильных ответов – «5»; 70-89 % правильных ответов – «4»; 50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2» |
Контроль формируемых профессиональных и общих компетенций
Формируемые профессиональные и общие компетенции |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Проверка самостоятельной работы обучающихся. Экспертная оценка результатов выполнения исследовательских работ по учебным элементам. Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи. Тестирование, позволяющее оценить возможности индивида брать на себя ответственность |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной ситуации; |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной ситуации; Тестирование, позволяющее оценить возможности брать на себя ответственность; |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий при проведении защит творческих работ, презентаций. |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
|
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
|
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
|
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) использования в учебном процессе инновационных разработок; Экспертная оценка по результатам научно-практической деятельности; |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий. Анализ результатов самостоятельной работы и практической работы. |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий. Оценка качества выполнения тестовых заданий, фронтальный опрос |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.