РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 14 Основы финансовой грамотности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по дисциплине "Основы финансовой грамотности"
Иконка файла материала РП ФГ ЧГТТ 20 ч ИСП.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Чегдомынский горно-технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП. 14 Основы финансовой грамотности

 

по специальности:

 09.02.07 Информационные системы и программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рп. Чегдомын, 2021г.

 

Утверждаю

Зам. директора по УР

_______ И.П. Красикова

«_______» ________ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:

09.02.07 Информационные системы и программирование

 

 

 

 

 

 

Организация – разработчик

КГБПОУ  «Чегдомынский горно-технологический техникум»

              

Разработчики:

Шкурко Т.Л. преподаватель КГБПОУ ЧГТТ

Рецензенты:

 

 

 

«Рассмотрена и согласована»

МК «Общепрофессионального  цикла»

Председатель МК________ Л.А.Симашко

Протокол № ____от «___»______________2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                    

 

 4

2      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  

6

3      условия реализации  учебной дисциплины

14

4      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

   16

 

 


1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 14 Основы финансовой грамотности

 

1.1 Область применения программы

          Программа учебной дисциплины является компонентом части изучения программы подготовки специалистов среднего звена, и предназначена для реализации требований к результатам освоения изучаемой дисциплины по ФГОС СПО, а также для расширения эрудиции студентов, знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, и возможностях населения в сфере управления личными финансами.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно - научному профилю.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является общепрофессиональной дисциплиной профес­сионального цикла.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Правовые основы профессиональной деятельности», «Основы экономики».

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель – формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в области экономической и финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь или иметь навыки:

•  Уметь осознавать свои желания и потребности, понимать причины их возникновения.

•  Сопоставлять потребности со своими возможностями, определять приоритеты.

•  Обладать счетными навыками при совершении покупок, планировании и учете расходов.

•  Обладать навыками выбора при принятии потребительских решений.

•  Уметь оценивать, когда выгоднее купить товар или услугу, а когда - сделать самому.

•  Обладать навыками планирования расходов.

•  Уметь читать договоры, счета к оплате, чеки и другие документы, связанные с приобретением товаров и услуг.

•  Оценивать необходимый уровень доходов, исходя из расходов и обязательств.

•  Искать способы получения основного дохода, достаточного для обеспечения текущих расходов на жизнь.

•  Уметь находить источники дополнительного дохода.

•  Уметь откладывать деньги на определенные цели.

•  Уметь выбирать банковский вклад и рассчитывать его доходность.

•  Уметь рассчитывать доходность по инвестиционным инструментам.

•  Уметь определять потребность в заемных средствах.

•  Уметь выбирать подходящие кредитные продукты для удовлетворения потребностей.

•  Уметь оценивать свои текущие и потенциальные возможности, нести ответственность по кредиту или займу.

•  Уметь самостоятельно рассчитать стоимость использования заемных средств.

•  Уметь читать договор кредита или займа и сопровождающие документы.

•  Уметь оценивать последствия изменения условий кредита.

•  Уметь пользоваться наличными деньгами.

•  Уметь выбирать банковскую карту.

•  Уметь пользоваться банковской картой.

•  Уметь пользоваться электронными платежными средствами.

•  Уметь обращаться с иностранной валютой.

•  Уметь действовать в проблемных ситуациях, связанных с платежными средствами.

•  Уметь рационально управлять рисками.

•  Уметь рационально оценивать значимость рисков, имеющих финансовые последствия.

•  Уметь оценивать значимость финансовых рисков в узком смысле.

•  Уметь рационально управлять рисками мошенничества.

•  Уметь выбрать подходящий вид страхования.

•  Уметь выбрать конкретное страховое предложение.

•  Уметь защищать свои интересы при заключении договора страхования.

•  Уметь применять верный порядок действий при наступлении страхового случая.

•  Уметь внедрять управление личными и семейными финансами.

•  Уметь управлять по финансовым целям.

•  Уметь осуществлять бюджетирование.

•  Уметь осуществлять долгосрочное финансовое планирование.

•  Уметь взаимодействовать с государством в рамках обжалования нарушений прав потребителей.

•  Уметь взаимодействовать с государством в рамках исполнения обязанностей и реализации прав налогоплательщика.

•  Уметь оценивать релевантность информации СМИ и открытых источников

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

•  Знать основные потребности человека.

•  Знать, что для удовлетворения потребностей нужны ресурсы.

•  Знать основные статьи расходов, составляющих структуру семейного бюджета.

•  Знать основные характеристики наиболее значимых видов расходов.

•  Понимать влияние экономических факторов на расходы.

•  Знать, какие инструменты используют продавцы для привлечения клиентов.

•  Знать, что такое полная стоимость пользования благом, из чего она складывается.

•  Знать, как формируется общий доход семьи и его источники, понимать пути повышения дохода.

•  Знать особенности и условия трудовой деятельности.

•  Понимать, что такое заработная плата и знать различные системы оплаты труда.

•  Знать, что такое безработица и каковы ее последствия.

•  Знать, что предпринимательство является источником основного дохода наряду с зарплатой.

•  Знать основные виды доходов от собственности, сбережений, нерегулярных доходов.

•  Знать какие виды доходов и имущества облагаются налогами.

•  Знать основные виды социальных пособий и стипендий.

•  Знать основные виды пенсий.

•  Понимать основные цели сбережений.

•  Знать основные виды и инструменты сбережений, в том числе особенности банковских вкладов.

•  Знать основные цели инвестирования и их особенности.

•  Знать наиболее распространенные финансовые инструменты инвестирования.

•  Понимать принцип заимствования денежных средств и его формы.

•  Знать виды и формы банковских кредитов как основной формы заимствования и понимать их особенности.

•  Понимать факторы, определяющие полную стоимость кредита (общий размер выплат по кредиту).

•  Понимать критерии оценки заемщика банком при выдаче кредита.

•  Знать популярные маркетинговые ходы в кредитовании.

•  Понимать особенности небанковских форм займов.

•  Знать последствия невыполнения обязательств по кредиту.

•  Понимать, что обязательства заемщика сохраняются и при банкротстве банка.

•  Понимать разницу между наличными и безналичными платежами.

•  Знать основные виды платежных средств и особенности их использования.

•  Знать, что такое банковская карта, понимать различия дебетовой и кредитной карты.

•  Знать правила безопасности при пользовании банковскими картами.

•  Знать современные способы совершения безналичных платежей, их возможности и риски, связанные с их использованием.

•  Понимать особенности расчетов в иностранной валюте.

•  Понимать возможности и риски использования виртуальных электронных валют.

•  Понимать содержание управления рисками.

•  Понимать особенности нефинансовых рисков, имеющих финансовые последствия.

•  Понимать особенности специфических финансовых рисков и их проявления.

•  Понимать природу финансового мошенничества.

•  Понимать особенности разных видов финансового мошенничества.

•  Знать правовые основы управления рисками.

•  Понимать суть и содержание процесса страхования и знать его основные термины.

•  Понимать особенности механизма различных видов страхования.

•  Знать ключевые страховые продукты, их особенности и сферу применения.

•  Знать порядок действий при наступлении страхового случая.

•  Знать, чем ограничен страховщик при выплате страхового вознаграждения в силу закона и договора.

•  Понимать смысл управления личными и семейными финансами.

•  Знать, какую роль в управлении финансами играют финансовые цели.

•  Знать, какую роль в управлении финансами играет бюджетирование (текущее управление финансами).

•  Знать, какую роль в управлении финансами играет долгосрочный финансовый план.

•  Знать основные типы финансовых организаций и понимать роль государства как регулятора финансовых рынков.

•  Знать свои права как потребителя финансовых услуг.

•  Знать механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг.

•  Знать роль налогов и сборов в финансовой системе России и свои права и обязанности как налогоплательщика.

•  Понимать особенности интерпретации и оценки влияния социально-экономической ситуации на личное/семейное благосостояние.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 20 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов, из них  практическая работа 4 часа, самостоятельная работа 0 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

20

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

20

в том числе:

 

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

4

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговая аттестация в форме     -             дифференцированный     зачёт


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП. 14  Основы финансовой грамотности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

 

Объем часов

 

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Потребности и расходы. Доходы

Содержание учебного материала

2

 

 

 

Тема 1

Потребности и расходы. Доходы

«Как управлять безграничными потребностями?»

Виды, свойства, разнообразие потребностей; как выбирать между безграничными потребностями; как расставлять приоритеты среди потребностей исходя из имеющихся возможностей.

«Как управлять ресурсами для удовлетворения потребностей?»

Виды и величина доступных ресурсов для удовлетворения потребностей; как выбирать ресурсы (купить или сделать самому); ценность ресурса; как ресурсы ограничивают наши потребности.

«Как мы делаем покупки, и что влияет на наш выбор?»

«Как распоряжаться деньгами так, чтобы хватало на «все»?»

«Какой доход нам нужен?»

Как определить необходимый размер возможного дохода;  какие ошибки совершают люди при планировании свои доходов.

«Из каких источников можно получать доход?»

Виды источников доходов и их основные характеристики: заработная плата, предпринимательство, пособия, стипендии, доходы от собственности и подарки и выигрыши; расходы, связанные с доходами; роль источников доходов в структуре доходов.

 

2

 

1,3

Раздел 2   Сбережения и инвестиции

Содержание учебного материала

2

 

 

Тема 2 Сбережения и инвестиции

«Для чего необходимо создавать сбережения?»

Как в личном/семейном бюджете возникают разрывы; основные цели сбережений («подушка безопасности»), механизма достижения долгосрочных целей.

«Как и от чего нужно защищать свои сбережения?»

Взаимосвязь (противоречивость) ликвидности, надежности и доходности сбережений; основные риски и ограничения сбережений; сравнение неформальных практик сбережения и использования различных финансовых инструментов; какие риски и ограничения нужно устранить в первую очередь для конкретной цели сбережения.

«Как выбрать банковский инструмент для сбережения?»

Как выбрать банковский продукт в зависимости от цели сбережений; различные условия вкладов (ставка, срок и т.д.); какие риски страхуются АСВ, а какие остаются на вкладчике; репутация банка; необходимость получения полной, взвешенной информации о вкладе, перепроверенной по разным источникам.

«Как использовать свободные деньги так, чтобы они не пропали?»

Суть инвестиций; как оценивать собственные возможности инвестирования; особенности инвестиционной деятельности (что это такое, соотношение риска и доходности, необходимость юридического оформления, важность налогового регулирования); инструменты инвестиций; сбалансированный портфель инвестиций.

2

1,3

Раздел 3  Кредитование

Содержание учебного материала

 

2

 

Тема 3 Кредитование

«Как понять, сколько денег можно занять и на что?»

Общие принципы заимствования денег; основные формы заимствований; скрытые кредитные предложения.

«Как выбрать кредит?»

Основные виды кредитов и их характеристики (сумма, срок, процент, размер ежемесячного платежа); дополнительные характеристики кредита (залог, страхование, первоначальный взнос, поручительство, созаемщик); как рассчитать стоимость кредита; как оценить собственные возможности по получению кредита.

«Что делать, если кредит стал проблемой?»

Общие принципы пересмотра договора (взаимное информированное согласие, заинтересованность обеих сторон в исполнении договора); какие действия должен предпринять заемщик, чтобы пересмотреть условия договора; что может и не имеет права делать банк; изменение условий договора: отсрочка и рефинансирование кредита, досрочная выплата кредита, реструктуризации и изменения условий кредита.

 

2

1,3

 

Раздел 4 Платежные средства

Содержание учебного материала

 

2

 

Тема 4 Платежные средства

«Деньги: от куниц до биткоинов»

Функции денег, виды современных денег.

«Наличные деньги как средство платежа»

Где используются наличные платежи; современные банкноты и монеты России; что делать, если банкнота фальшивая/испорчена; валюты других стран.

«Как удобно и безопасно совершать безналичные платежи?»

Какие способы оплаты существуют; как выбрать наилучший способ платежа; как осуществляются безналичные платежи; защита банковских карт от злоумышленников; особенности использования различных технических инструментов платежей (POS-терминалы, банкоматы, платежные терминалы); правила безопасных покупок в интернете.

«Как выбрать банковскую карту?»

Особенности и характеристики разных банковских карт; как выбрать банковскую карту исходя из своих потребностей и возможностей; как использовать специальные возможности банковской карты (льготный период, овердрафт, дополнительные услуги и т.п.); трудности и опасности при использовании банковских карт.

 

2

 

1,3

 

 

 

 

 

Раздел 5 Финансовые риски

Содержание учебного материала

 

2

 

Тема 5 Финансовые риски

«Как негативные события становятся рисками?»

Оценка риска (вероятность наступления события, масштаб ущерба); какая информация нужна для оценки риска; существенные риски в жизни человека.

«Что влияет на оценку риска?»

Источники рисков (человек, собственность, общество); риски, исходящие от самого человека (репутационные, операционные, риски, связанные со здоровьем); риски, связанные с собственностью (потери и повреждения, природные явления); риски, исходящие от общества (страновые, риски потери дохода); почему люди рискуют; как оценивать риски и реагировать на них.

«Как управлять финансовыми рисками?»

Виды рисков финансовых инструментов (рыночные, социально-экономические, связанные с организациями-контрагентами, принятия решений).

«Как не стать жертвой мошенников?»

Признаки мошенничества; конфиденциальная информация, которая может заинтересовать мошенников; как пресекать мошеннические действия.

2

1,3

Раздел 6 Страхование

Содержание учебного материала

 

 

2

 

 

Тема 6  Страхование

«Как работает страхование, и нужно ли оно?»

Смысл и возможные цели страхования; содержание договора страхования; скрытые страховые продукты; как оценивать целесообразность страхования в различных жизненных ситуациях.

«Как выбрать подходящую страховку?»

Объекты страхования; особенности разных видов страхования (имущества, автомобиля); основные характеристики страховых продуктов; от чего зависит стоимость страховки; как выбрать надежного страховщика.

2

1,3

Раздел 7 Финансовые цели и финансовое планирование

Содержание учебного материала

 

2

 

Тема 7 Финансовые цели и финансовое планирование

«Зачем управлять семейными финансами?»

Причины, по которым финансы приходят в расстройство; объединение различных финансовых решений в единую систему управления финансами; краткосрочные, долгосрочные и глобальные финансовые цели; оценка текущего финансового состояния и возможностей для его улучшения.

«Как улучшить состояние семейных финансов?»

Бюджетирование; оптимизация бюджета; исполнение и корректировка бюджета; управление глобальными и долгосрочными целями; иерархия финансовых целей разного уровня; постановка долгосрочных финансовых целей; реализация и корректировка финансового плана.

2

1,3

Раздел 8 Ответственное финансовое поведение и защита прав потребителей финансовых услуг

Содержание учебного материала

 

2

 

Тема 8 Ответственное финансовое поведение и защита прав потребителей финансовых услуг

«Как избежать проблем с налогами, реализуя свои обязанности и права налогоплательщика?»

Виды налогов; какие налоги необходимо оплачивать самостоятельно, а какие мы платим автоматически; возможные последствия неуплаты налогов; как можно уменьшить расходы на уплату налогов; как исполнять обязанности по уплате налогов.

«Как обеспечить защиту своих прав потребителя финансовых услуг?»

Когда возникают права потребителя финансовых услуг; как определить организацию, ответственную за нарушение прав; что делать в случае нарушения прав; последствия нарушения прав; к кому обращаться для защиты своих прав.

2

1,3

Практические занятия:

«Трудоустройство». «Как стать предпринимателем?»

1

2

«Как выбрать страховку?»

1

2

«Личный финансовый план»

1

2

«Как действовать, если ваши права нарушают?»

1

2

Всего:

20

 

Самостоятельная работа

-

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3        условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

         Для успешной реализации образовательного процесса по дисциплине «Основы финансовой грамотности» и повышения его эффективности используются как традиционные педагогические технологии, так и методы активного обучения: занятие пресс-конференция, проблемное занятие, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (мозговая атака), ролевые игры (разыгрывание ролей), кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), метод проектов, работа в малых группах.

         Кроме того, в процессе обучения задействована такая форма диалогового обучения, как рубежное тестирование обучающихся по разделам дисциплины.

В рамках развития интерактивных форм обучения по дисциплине «Основы финансовой грамотности» разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

          Удельный вес занятий, проводимых с использованием активных и интерактивных методов обучения, в целом по дисциплине составляет 60 % аудиторных занятий.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1.    Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А.О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.- 400с.

2.    Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 217с.

Дополнительные источники:

1.

Конституция Российской Федерации от 12. 12.1993г. (в действующей редакции)

2.

Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (в действующей редакции)

3.

Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в действующей редакции)

4.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в действующей редакции)

5.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. [Электронный ресурс]. – URL:http:// www.consultant.ru/dokument/cons_doc_ LAW_82134/

6.

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения  Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL:http:// www.misbfim.ru/node/11143

7.

Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс]. – URL:http://fanread.ru /book/10072793/

Периодические издания:

«Банковское дело», «Банковское обеспечение», «Финансы», «Коммерсантъ Деньги», «Власть», «Секрет фирмы», «PRO Бизнес», «Бизнес», «Ваши личные финансы».

Информационные ресурсы:

 

http://www.cbr.ru/

сайт Банка России

http://www.rbc.ru/

сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг

http://www.insur.ru/

сайт «Всё о страховании»

http://www.parusinvestora.ru/

сайт «Парус инвестора»

http://www.devbusiness.ru/

сайт «Развитие бизнеса»

http://www.consultant.ru

сайт «Консультант плюс»

http://www.nalog

сайт Федеральной налоговой службы России

http://svoy-business.com/

онлайн-журнал «Свой бизнес»

http://www.lbudget.ru/

финансовый журнал «Личный бюджет»

https://vk.com/club47334855

журнал «Семья и деньги»

https://joor.me/magazine/licnye-finansy-i-investicii

журнал «Личные финансы и инвестиции»

 

http://vlfin.ru/vlfin/delovoy-vestnik-vashi-lichnye-finansy/posmotret-zhurnal/

журнал «Ваши личные финансы»

http://www.azbukafinansov.ru

универсальный портал о личных финансах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Чем и как проверяется

Характеристики демонстрируемых знаний

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- функции денег в повседневной жизни, основы управления деньгами;

- основные характеристики оплачиваемой трудовой деятельности и этики, различия между работой по найму и самозанятостью;

устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- основные виды, функции и продукты, услуги учреждений финансовой сферы;

- основные этапы планирования и создания собственного бизнеса;

устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- условия и инструменты принятия грамотных потребительских решений в финансовой сфере;

- основные подходы к инвестированию ресурсов в современных экономических условиях;

устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- основные виды налогов, права потребительских услуг учреждений финансовой сферы и требования по обязательному раскрытию информации;

- основные виды рисков при использовании продуктов, услуг учреждений финансовой сферы;

устный опрос, тестирование, оценка решения ситуационных задач

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

-

-

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- управлять деньгами; учитывать движение денежных средств;

- применять способы зарабатывать на жизнь, связанные с работой по найму и организацией собственного бизнеса;

устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения ориентироваться в особенностях финансового поведения потребителей, применять способы зарабатывать на жизнь, связанные с работой по найму  и организацией собственного бизнеса

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- применять различные способы распределения денег между сбережениями и расходами, критически рассматривать возможности в сфере планирования личного бюджета, бюджета семьи;

 

устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения осуществлять различные способы распределения денег между сбережениями и расходами

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- применять способы обоснования выбора конкретного учреждения финансовой среды в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждения финансовой сферы;

устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения применять способы обоснования выбора конкретного учреждения финансовой сферы в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждений финансовой сферы

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- рассчитывать размеры затрат и доходов бизнеса на примере виртуального предприятия, выбирать наиболее рациональные формы использования кредитных; заемных ресурсов;

- определять разницу между личным и производственным потреблением;

устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения рассчитывать размеры затрат и доходов бизнеса

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

- применять инструменты инвестирования ресурсов с учетом личных интересов или интересов бизнеса;

- применять инструменты страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами.

устный опрос, тестирование, оценка ситуационных задач, демонстрация умения применять инструменты инвестирования ресурсов, страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами

90-100 % правильных ответов – «5»;

70-89 % правильных ответов – «4»;

50-69 % правильных ответов – «3»; менее 50 % - «2»

 

 

Контроль формируемых профессиональных и общих компетенций

Формируемые профессиональные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Проверка самостоятельной работы обучающихся.

Экспертная оценка результатов выполнения исследовательских работ по учебным элементам.

Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий.

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи.

Тестирование, позволяющее оценить возможности индивида брать на себя ответственность

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной ситуации;

ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной ситуации;

Тестирование, позволяющее оценить возможности брать на себя ответственность;

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий при проведении защит творческих работ, презентаций.

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

 

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) использования в учебном процессе инновационных разработок;

Экспертная оценка по результатам научно-практической деятельности;

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий.

Анализ результатов самостоятельной работы и практической работы.

ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Анализ результатов наблюдения (по заданным показателям) за деятельностью студентов в процессе выполнения ими учебных заданий.

Оценка качества выполнения тестовых заданий, фронтальный опрос

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также