Федеральное казенное профессиональное
Образовательное учреждение №____
Федеральной службы исполнения наказания
СОГЛАСОВАНО: председатель МК
__________/_________/ «____»_________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР
_________/___________/ «____»_________20___г.
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Основы материаловедения
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Организация-разработчик:
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
№ ____ ФСИН России.
Разработчики:
______________________ преподаватель спец. дисциплин
ФКПОУ №
Программа обсуждена и утверждена на заседании методической комиссии,
протокол № _____ от « ____» _________________20___г.
|
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
11
|
1. паспорт РАбочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППКРС по данному направлению подготовки:
а) общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
б) Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Подготавливать к работе оборудование и материалы, используемые в профессиональной деятельности сварщика. ПК1.2.Производить наладку сварочного оборудования под различные технологические режимы.
ПК 1.3. Проводить мелкий ремонт сварочного оборудования ПК 2.1. Приготавливать сырье и материалы для сварочных работ.
ПК 2.2. Контролировать качество выполненных работ.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен уметь:
У.1-пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
У.2-выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен знать:
З.1-наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
З.2-правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
З.3-механические испытания образцов материалов;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: |
24 |
практические занятия |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
12 |
Итоговое занятие - Устный опрос |
|
Самостоятельная работа обучающихся организуется во внеаудиторное время и включает в себя выполнение тематических домашних заданий. Контроль за самостоятельной работой обучающихся осуществляется на уроках теоретического обучения, а также на консультационных занятиях.
На консультационных занятиях применяются методы как индивидуальной работы с учащимися, так групповые и коллективные.
По окончании курса обучения учебной дисциплины предусмотрена аттестация в форме зачета (устного опроса).
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1.Введение. Общие сведения о металлах, сплавах и неметаллических материалах.Физико- химические основы материаловедения. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Понятие о материалах и материаловедении. История материаловедения. |
2 |
|||
2 |
Металлы и неметаллы. Металлы и сплавы. Сведения о черных и цветных металлах, их сплавах и неметаллических материалах, применяемых в промышленности. |
2 |
|||
2 |
|||||
3 |
Внутреннее строение металлов. Кристаллическое строение металлов и сплавов. |
2 |
|||
4
|
Свойства металлов и сплавов. Физические свойства металлов. Химические свойства. Механические свойства металлов. Технологические свойства. Методы испытания металлов. Прочность металлов. Пластичность металлов. Упругость. Ударная вязкость металлов. Твердость металлов.Коррозия металлов. Понятие о коррозии. Методы защиты металлов от коррозии. |
2 |
|||
|
|||||
Практические занятия №1: 1. Определение прочности и пластичности металлов. |
2 |
3 |
|||
Самостоятельная работа |
Тема 1. Строение и свойства материалов |
|
|||
Раздел 2. Производство чугуна и стали. Конструкционные материалы |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Производство чугуна. Исходные материалы для получения чугуна, железные и марганцевые руды, флюсы и топливо. |
2 |
|||
2 |
Классификация чугунов. Марки чугунов, их состав, свойства. |
2 |
|||
3 |
Производство стали. Сущность процесса передела чугуна в сталь. Современные способы получения стали. Производство стали в конверторах. Качество конверторной стали. Кислородно-конверторный процесс. Производство стали в мартеновских печах. Качество мартеновской стали. Производство стали в дуговых индукционных электропечах. Качество электростали. |
2 |
|||
4 |
Классификация стали. Марки стали, их состав, свойства. Конструкционные легиро-ванные стали. Инструментальные легированные стали. Электротехническая сталь. Термическая обработка стали. Основные положения термообработки. Химико-термическая обработка стали. |
||||
|
5 |
Практические занятия №2: 1. Определить марки чугуна. 2. Определить марки стали. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Тема 2. Технологии производства металлов и сплавов Тема 3. Структуры деформированных металлов и сплавов. Тема 4. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. |
|
3 |
||
Раздел 3.Цветные металлы. Материалы, применяемые в машиностроении |
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 |
Медь и ее сплавы. Свойства меди. Область применения в машиностроении. |
2 |
|||
2 |
Алюминий и его сплавы. Применение в машиностроении . Дюралюминий. |
2 |
|||
3 |
Титан и его сплавы. Бронза латунь. Состав, свойства, применение в машиностроении. |
2 |
|||
4.Практические занятия №3: Определение цветных металлов по образцам. |
2 |
3 |
|||
Самостоятельная работа |
Тема 5. Конструкционные материалы. Материалы, устойчивые к воздействию температуры. |
|
|||
Раздел 4. Неметаллические материалы. |
Содержание учебного материала |
3 |
|||
1 |
Охлажающие материалы. Смазывающие материалы. Виды, состав, правила применения. |
2 |
|||
2 |
Полимеры и пластические массы. Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные материалы. Обивочные и клеящие материалы. |
2 |
|||
3 |
Древесные и лакокрасочные материалы. Виды древесных материалов. Виды древесины для упаковки и другого назначения. Лаки, краски, растворители. |
2 |
|||
Практические занятия №4: 1. Определение полимеров по образцам. |
2 |
3 |
|||
Самостоятельная работа |
Тема 6. Неметаллические материалы. Износостойкие материалы. Порошковые и композиционные материалы. |
|
|||
|
Итоговое занятие. Общие сведения о металлах и неметаллах. Материаловедение в сварочном производстве – устный опрос |
2 |
|||
Всего аудиторной учебной нагрузки: |
24 |
||||
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий; Изучение специальной учебной литературы; Поиск информации о применении металлов и сплавов в сварочном производстве; Тема 1. Строение и свойства материалов Тема 2. Технологии производства металлов и сплавов Тема 3. Структуры деформированных металлов и сплавов. Тема 4. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Тема 5. Конструкционные материалы. Материалы, устойчивые к воздействию температуры. Тема 6. Неметаллические материалы. Износостойкие материалы. Порошковые и композиционные материалы. |
12 |
3 |
|||
ВСЕГО: |
36 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета основ строительного производства.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-наглядных пособий;
- плакаты, стенды.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чумаченко. Ю.Т. «Материаловедение и слесарное дело». Ю.Т. Чумаченко, [Текст] / Ростов на Дону, «Феникс», 2005.
2. Коротких М.Т. Технология конструкционных материалов и материаловедение: учебное пособие. М.Т. Коротких, [Текст] / Издательство: СПБГПУ , 2004.
3. Барышев Г.А. Материаловедение: конспект лекций. Г.А. Барышев Издательство: Тамбовского Государственного Технического Университета , 2007.
Дополнительные источники:
Буслаева Е. М. Материаловедение. Шпаргалка , [Текст] / Е. М. Буслаева., Издательство: Ай Пи Эр Медиа. 2003.
Интернет-ресурсы:
1. http://lib-bkm.ru/load/2
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: У.1 пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
У.2 выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
Знания: З.1 наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт |
З.2 правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт |
З.3 механические испытания образцов материалов;
|
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт |
4.1 Шкала оценки образовательных достижений
За правильный ответ на вопросы или выполнение практической работы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или невыполнение практической работы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) |
Оценка уровня подготовки |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.