Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 "Основы микробиологии"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины
Иконка файла материала ОП.09. Основы микробиологии, санитории и гигиены (1).doc

      Министерство образования И науки
Архангельской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                      «вельСкий индустриально – экономический колледж»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАПОУ АО «Вельский

 индустриально – экономический

колледж»

_________________ Н.В. Орлов

«___»_________20___ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

оп.09.Основы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

 

 

для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вельск

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

 

 

 

 

Организация-разработчик: ГАПОУ  АО «Вельский индустриально – экономический колледж»

 

 

 

Разработчик:  Поров А.В. , преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии  «Мастер сельскохозяйственного производства»

Протокол № _____от «___»________2016 г.

Председатель МК _________________ Каменская Н.С.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                    

1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                       4                     

 

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ             5                                                                                                                  

     

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                    10                      

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                          11                                                                                     

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09. Основы микробиологии, санитарии и гигиены

1.1.Область применения  программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке по профессии рабочих:. 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

       В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 

уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;

- применять необходимые методы и средства защиты;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;

-проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

      В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;

- правила личной гигиены работников;

- нормы гигиены труда;

-классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

- правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

- основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;

- санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции.

1.3 Количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 48  часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 16  часов.

 

2.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и вида учебной работы

 

Вид учебной  работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

 

              лабораторные работы

6

              практические занятия

-

              контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Промежуточная аттестация в форме зачета

1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Микробиология, санитария и гигиена»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

Введение

 

1

 

Предмет и задачи микробиологии. Общая и специальная микробиология: сельскохозяйственная, почвенная, техническая, медицинская, ветеринарная, геологическая и др. Задачи специальной микробиологии. Роль санитарно-гигиенических мероприятий в сельскохозяйственном производстве

1

1

Раздел 1. Основы микробиологии

 

16+10

 

Тема 1.1. Морфология, систематика и классификация микроорганизмов

Содержание учебного материала

 

1

Общие признаки и разнообразие микроорганизмов. Принципы систематики

1

2

2

Классификация микроорганизмов, их величина, форма, строение, размножение, спорообразование.

1

2

3

Характеристика грибов. Грибные заболевания растений

1

 

Тема 1.2. Физиология микроорганизмов

Содержание учебного материала

 

 

1

Химический состав микроорганизмов.

1

 

2

Обмен веществ (питание микробов). Типы питания микроорганизмов: автотрофные и гетеротрофные. Дыхание микроорганизмов. Анаэробное и аэробное дыхание. Ферменты (энзимы) микробов, их роль в жизнедеятельности микроорганизмов. Применения ферментов микробного происхождения в сельском хозяйстве. Токсины микроорганизмов.

Принципы культивирования бактерий

1

2

Лабораторная работа №1

Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории

1

 

 

Лабораторная работа №2 Устройство микроскопа и правила работы с ним

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по темам 1.1 и  1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Используя различные источники информации, подготовить сообщения:

Значение микробиологии для сельского хозяйства.

Значение микробиологии в охране окружающей среды

 

4

Тема 1.3. Роль микробов в превращении веществ в природе

Содержание учебного материала

 

 

1

Роль микробов в превращении веществ в природе

1

2

Тема 1.4. Распространение микроорганизмов в природе. Влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы

Содержание учебного материала

 

 

1

Почва – среда обитания патогенных для растений, животных и людей; микроорганизмов. Принципы управления микробиологическими процессами в почве. Влияние способов обработки почвы на характер микробиологических процессов. Изменение составов микрофлоры почв при мелиорации и орошении.   Перспективы использования процесса биологической азотфиксации в почве.

 Нормальная микрофлора организма животного.

1

2

2

Микрофлора воды

1

2

3

Микрофлора воздуха

1

 

4

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Действие физических, химических и  биологических факторов. Приспособительные возможности у микробов к воздействию неблагоприятных условий.  Критические температуры в жизнедеятельности микробов. Использование термической обработки в борьбе с фитопатогенами

1

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по темам 1.3 и 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить презентацию «Влияние способов обработки почвы на характер микробиологических процессов».

Подготовить сообщения: «Микробные препараты, состоящие из комплекса микроорганизмов»;

« Микробиология воды и воздуха»

4

 

Тема 1.5. Учение об инфекции. Пищевые отравления и инфекции

Содержание учебного материала

 

2

1

Общее понятие об инфекционных болезнях, путях проникновения инфекции в организм человека. Роль микроорганизма в инфекционном процессе. Влияние окружающей среды на возникновение и развитие инфекционного процесса. Зоонозы, их виды, признаки, характеристика возбудителей, источники инфекций

2

2

Пищевые отравления и инфекции. Основные типы пищевых отравлений и инфекции. Источники возможного заражения. Меры предупреждения пищевых инфекций

 

 

 

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.5

2

 

 

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составить конспект по вопросам:

Проанализировать перспективы пищевых отравлений и инфекций при несоблюдении  санитарных требований к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции

 

 

Раздел 2. Санитария и гигиена

 

15+6

 

Тема 2.1. Санитарно-гигиенические требования к воздушной среде, почве, воде

Содержание учебного материала

 

1

Физические свойства, газовый состав, загрязненность и охрана воздушной среды.

Механический состав, физический, химический и микробный состав почвы. Радиоактивные вещества. Оздоровление почвы. Санитарная охрана почвы. Гигиена водоснабжения. Система водоснабжения и санитарно-гигиенические требования к ним. Очистка и обеззараживание воды

1

2

2

Санитарно-гигиенические требования к воздушной среде

1

 

3

 Санитарно-гигиенические требования к почве

1

 

4

 Санитарно-гигиенические требования к воде

1

 

Лабораторная работа №3 Санитарно-гигиеническое исследование воды (с использованием простых способов)

1

 

Лабораторная работа №4 Санитарно-гигиеническое исследование и оценка почвы

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить реферат на тему: «Методы исследования  почвы и физических свойств воздуха»

Подготовить памятку «Правила личной гигиены работников, нормы гигиены труда»

2

Тема 2.2. Санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованиям

Содержание учебного материала

 

1

Санитарно-гигиенические требования к отдельным элементам производственных помещений. Нормы параметров внутреннего воздуха и требования к вентиляции помещения. Гигиена транспорта

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

2

 

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить памятку «Правила личной гигиены работников, нормы гигиены труда»

 

 

 

Тема 2.3. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация

Содержание учебного материала

 

1

Дезинфекция, виды дезинфекции. Дезинфекция профилактическая, вынужденная, заключительная. Средства и методы дезинфекции. Физические методы: лучистая энергия, высушивание, ультразвук, высокая температура. Химические средства. Биологические средства.

1

2

 

2

Способы применения дезинфицирующих растворов.  Очистка и дезинфекция производственных помещений, оборудования, инвентаря.

Профилактическая дезинфекция транспорта.

1

3

3

Дезинсекция. Методы дезинсекции. Дератизация. Профилактические меры. Истребительные меры.

1

3

4

Механические способы дератизации. Химические и биологические методы дератизации

1

3

Лабораторная работа №5

Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств

1

 

Лабораторная работа №6 Расчет потребности дезинфекционных средств

1

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить таблицу «Классификация моющих и дезинфицирующих средств».

Подготовить сообщение на тему: «Условия и сроки хранения дезинфицирующих средств»

2

Промежуточная аттестация в форме зачёта

1

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требование к минимальному материально-техническому обеспечению

         Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет.  

         Оборудование учебного кабинета:

- посадочные  места  по наличию обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения

 - компьютер;

- мультимедиапроектор.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Мартинчик А.Н., Королев  А.А., Несвижский Ю.В. «Микробиология, физиология питания, санитария» – М: Издательский центр «Академия», 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

- соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;

-применять необходимые методы и средства защиты;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

тестирование,

внеаудиторная самостоятельная работа

- дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;

тестовые задания;

внеаудиторная самостоятельная работа

- проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам.

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

 

- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;

устный (письменный) опрос;

тестовые задания;

внеаудиторная самостоятельная работа

- правила личной гигиены работников;

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- нормы гигиены труда;

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

- санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции.

устный (письменный) опрос;

тестирование;

внеаудиторная самостоятельная работа

 


Посмотрите также