Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и методика социальной работы»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
2013
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
7 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
8 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и методика социальной работы»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа (углубленной подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Теория и методика социальной работы» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;
- оперировать основными понятиями и категориями;
- использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;
- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
- традиции российской и международной благотворительности;
- основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
- основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
- общие и частные технологии, методы социальной работы;
- особенности объекта и субъекта социальной работы;
- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект - субъектный, личностно - ориентированный, системно - деятельностный и т.д.);
- принципы деятельности социального работника;
- понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32
|
Практические занятия |
12
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16
|
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
Введение |
Содержание учебного материала: «Теория и методика социальной работы» как учебная дисциплина. Цель и задачи «Теории и методики социальной работы» в подготовке специалиста. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний. Ее роль в и место в подготовке специалиста по социальной работе. Социальная работа как среда, обеспечивающая развитие социального работника. Основные понятия социальной работы. Основные принципы деятельности социального работника. Оценка и самооценка в социальной работе. Типичные ситуации социальной работы. Ограничения в работе социального работника и их причины. Моделирование различных вариантов действий социального работника в ситуации. |
4 |
1 |
Раздел 1. История социальной работы в России и за рубежом |
18 |
|
|
Тема 1.1. Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Определение принадлежности исторических фактов к предметной области социальной работы. Различные подходы к историческим исследованиям. Характеристики и современные интерпретации исторических форм помощи и взаимопомощи Понятие о паттернах социального благосостояния. Индивидуальные и массовые представления о нужде и благополучии. |
|||
Практическое занятие «Что может дать исторический опыт современному социальному работнику?» (эссе) История развития и становления социальной работы в России (семинар) |
4 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений и презентаций по теме |
2 |
||
Тема 1.2. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Определение сходств и различий отечественной и западной парадигм социальной работы. Теории социальной работы как отражение путей ее развития. Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки. Роль государства и общества в обеспечении нуждающихся. История поворотов и трансформаций отечественной социальной политики. Обзор решений проблемы приоритетов в социальном обеспечении населения. Традиционные духовно-нравственные ценности общества как основание его устойчивости. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы |
4 |
|
|
Раздел 2. Социальная работа в современном мире |
26 |
||
Тема 2.1 Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Определение основных категорий социальной работы. Определение их места и роли в описании действительности социальной работы. Структурная модель социальной работы как организационное основание для ее проектирования. Конструирование задачно-ориентированных схем и моделей социальной работы. Практика моделирования в организации учебной деятельности. Современные направления, подходы и модели социальной работы. Понимание смысла и целей социальной работы в различных моделях: развитие социальных способностей клиента; создание справедливого общества; достижение всеобщего благоденствия; обретение смысла жизни; реконструкция личной действительности; саморазвитие; формирование групповых отношений. |
|||
Практическое занятие Личное самоопределение социального работника в современном мире (семинар) |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Составить опорный конспект по докладу к семинару |
2 |
||
Тема 2.2. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Социальная работа как отрасль социальных технологий. Социальная работа как место и способ общественного служения. Технология выработки цели социальной работы. Пути, формы и средства самоопределения и самореализации человека в рамках своей профессии. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России и за рубежом. Тенденция адаптации и использования зарубежного опыта. Решение задачи преемственности отечественной духовной традиции. Перспективы развития социальной работы. Совершенствование системы обеспечения социальной работы. |
|||
Практическое занятие Основные аспекты социальной работы (семинар) Объекты, субъекты, сферы применения социальной работы (семинар) |
4 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам |
4 |
||
Тема 2.3. Проблемы социальной работы в современном обществе.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Отличие «проблем» от «задач» и «затруднений». Проблемы социальной работы, клиента и социального работника: способы различения. Проблемная ситуация – рабочее место и среда развития социального работника. Цель и средства входа в проблемную ситуацию и выхода из нее. Проблема как источник возникновения и смысл существования социальных групп, общественных и государственных структур. Группы-индикаторы. Часто встречающиеся типы проблем и проблемных ситуаций. |
|||
Практическое занятие Язык как способ выражения и преобразования ситуации (семинар). |
2 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по темам и подготовка к экзамену |
4 |
||
Консультация к комплексному экзамену |
2 |
2,3 |
|
Всего: |
48 |
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств). 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством). 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.
Оборудование учебного кабинета: стенды, набор плакатов и таблиц, учебно-методические пособия, экран.
Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 416с.
2. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 72с.
3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012.
4. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 395с.
5. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 412с.
Дополнительные источники:
1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427с.
2. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2013. – 480 с.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 384с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 416с.
5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 336с.
6. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.
7. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 236с.
8. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012.
9. Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2012.
10. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2013. – 144с
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы; · оперировать основными понятиями и категориями специальности; · использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента; · собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · категории и понятия социальной работы, специфику профессии; · традиции российской и международной благотворительности; · основные современные концепции и модели социальной работы, их основания; · основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом · общие и частные технологии, методы социальной работы; · особенности объекта и субъекта социальной работы; · основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.); · принципы деятельности социального работника; · понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей. |
· оформление понятийных словарей; · анализ предложенных понятий по изучаемой теме; · пройти тестирование; · составить алгоритм деятельности специалиста по социальной работе по сбору необходимой информации для анализа ситуации клиента; · решить ситуационные задачи; · проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности); · подготовить доклады, рефераты; · подготовиться к семинару; · подготовиться к тестированию; · подготовиться к экзамену.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.