ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.20 ПСИХОЛОГИЯ
43.01.09 «Повар, кондитер»
Нягань, 20__
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее-СПО) 43.01.09 Повар, кондитер.
Согласовано: на заседании ПЦК «Гуманитарного профиля» Протокол № 6 от «20» мая 2019г. Председатель ПЦК ________________ В.В.Дмитриева
|
Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж» __________________ М.Г. Штепина
|
Разработчик: Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж» |
_______________И.Н. Мешканцева
|
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
6 |
3 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
11 |
4. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины |
15 |
5. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
|
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер».
Разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС среднего общего образования. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Психология» направлена на достижение следующих целей:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- использование технологий информационно-коммуникационных, проектной и исследовательской деятельности,
- технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, учитывающих индивидуальные способности студентов и ориентированных на организацию самостоятельной познавательной, мыслительной и творческой деятельности;
- использования методов поиска информации в сети Интернет;
- владение основами информационной культурой, навыками самостоятельного и грамотного поиска информации в различных источниках;
- освоения культуры мышления и навыками анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения изученных фактов;
- освоение навыков психологической культуры личности;
- формирование жизнестойкости у студентов для повседневной жизни и совладения с трудной жизненной ситуацией.
Освоение содержания учебной дисциплины «Психология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- становление гражданской позиции как активного и ответственного гражданина Российской федерации, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- сформированность мотивации к освоению профессии, а также к дальнейшему профессиональному совершенствованию;
- овладение навыками саморегуляции, бесконфликтного общения;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- предметных:
- сформированность представлений о культуре личности современного специалиста;
- владение комплексом знаний о психологической, информационной и деловой культуре;
- освоение умений и навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения конфликтов;
- сформированность навыков жизнестойкости у студентов;
- умение правильно обрабатывать, передавать и хранить информацию;
- владениями основ конфликтологии;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии
Содержание программы направлено на формируемые общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Рабочая программа предусматривает в рамках времени отведенного на изучение дисциплины выполнение индивидуального (ых) проекта (ов) всеми обучающимися.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 52 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часов.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
52 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
52 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
26 |
контрольные работы |
- |
консультации |
- |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «психология»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Дата |
Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Введение в учебную дисциплину |
Содержание учебного материала Назначение учебной дисциплины «Психология». Основные понятия и определения. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. |
2-2 |
|
ОК 1-11 |
Раздел 1. Основы психологии личности |
|
|
||
Тема 1.1. Психические свойства личности |
Содержание учебного материала Понятие о личности в психологии. Структура личности. Сущность понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». |
2-4 |
|
ОК 1-11 |
Тема 1.2. Индивидуально-типологические особенности личности |
Содержание учебного материала Понятие о темпераменте. Основные свойства темперамента. |
2-6 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 1. Определение типа темперамента по Айзенку. |
2-8 |
|
ОК 1-11 |
|
Содержание учебного материала Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и их взаимозависимость: отношение к себе, отношение к окружающим, отношение к труду, отношение к вещам. Основные типы акцентуаций характера. |
2-10 |
|
ОК 1-11 |
|
Практическое занятие №2. Проведение диагностики типа акцентуации личности по методике К. Леонгарда. |
2-12 |
|
ОК 1-11 |
|
Тема 1.3. Профессиональное становление личности рабочего (служащего) |
Содержание учебного материала Социально-экономические и психологические основы профессионального становления личности рабочего (служащего) Сущность, этапы и содержание профессионального становления. |
1-13 |
|
ОК 1-11 |
Практическая работа № 3. Изучение профессиональной направленности личности. |
2-15 |
|
ОК 1-11 |
|
Тема 1.4. Психология трудового коллектива |
Содержание учебного материала Группа и ее организационная структура. Руководство и лидерство |
1-16 |
|
ОК 1-11 |
Практическая работа № 4. Изучение способов и методов устранения и преодоления страхов в профессиональной деятельности. |
2-18 |
|
ОК 1-11 |
|
Раздел 2. Психология общения |
|
|
||
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия
|
Содержание учебного материала Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Классификация общения. Виды психологического воздействия в общении (убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание), функции общения. Структура и средства общения. |
2-20 |
|
ОК 1-11 |
Тема 2.2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
|
Содержание учебного материала Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека. |
2-22 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 5. Проведение тренинговых упражнений на изучение познания и понимания людьми друг друга в процессе общения. |
2-24 |
|
ОК 1-11 |
|
Тема 2.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) |
Содержание учебного материала Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. |
2-26 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 6. Проведение тренинговых упражнений на взаимодействие как организация совместной деятельности |
2-28 |
|
ОК 1-11 |
|
Практическое занятие № 7. Проведение тренинговых упражнений на установление контакта с собеседником» |
2-30 |
|
ОК 1-11 |
|
Тема 2.4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
|
Содержание учебного материала Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения. |
2-32 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 8. Проведение тренинговых упражнений «Коммуникативная толерантность» |
2-34 |
|
ОК 1-11 |
|
Практическое занятие № 9. Изучение способов и методов устранения и преодоления страхов в профессиональной деятельности (практикум) |
2-36 |
|
ОК 1-11 |
|
Тема 2.5. Формы делового общения и их характеристики |
Содержание учебного материала Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация. |
2-38 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 10. Проведение ролевой игры «Собеседование с работодателем». |
2-40 |
|
ОК 1-11 |
|
Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения |
|
|
||
Тема3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики |
Содержание учебного материала Понятие конфликта и его структура. Стили конфликтов. Невербальное проявление конфликта. Психологические особенности поведения в конфликте. |
2-42 |
|
ОК 1-11 |
Практическое занятие № 11. Изучение путей решения конфликта. |
2-44 |
|
ОК 1-11 |
|
Раздел 4. Этические формы общения |
|
|
||
Тема 3.1 Этика профессионального общения и служебный этикет. |
Содержание учебного материала Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Этика делового общения, особенности и виды. Основные ценности деловой этики, их место и значение в деловых отношениях |
2-46 |
|
ОК 1-11
|
Практическое занятие № 12. Изучение делового этикета в профессиональной деятельности. |
2-48 |
|
ОК 1-11 |
|
Защита исследовательских проектов. |
2-50 |
|
ОК 1-11 |
|
Дифференцированный зачет |
2-52 |
|
ОК 1-11 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение в учебную дисциплину |
Взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения. Применение техник и приёмов эффективного общения в профессиональной деятельности. |
Раздел 1. Основы психологии личности |
|
Психические свойства личности |
Основные психологические процессы и свойства, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность. |
Индивидуально-типологические особенности личности |
Понятие о темпераменте, характере. Основные свойства темперамента ,характера их взаимозависимость: отношение к себе, отношение к окружающим, отношение к труду, отношение к вещам. |
Профессиональное становление личности рабочего (служащего) |
Социально-экономические и психологические основы профессионального становления личности рабочего (служащего) |
Психология трудового коллектива |
Коллективная деятельность- это отношения сотрудничества и взаимопомощи. |
Раздел 2. Психология общения |
|
Общение – основа человеческого бытия |
Виды социальных взаимодействий; использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. |
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) |
Роли и ролевые ожидания в общении, механизмы взаимопонимания в общении, приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. |
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) |
Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения, закономерности познавательных психических процессов в практической деятельности. |
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) |
Техники общения между собеседниками с целью разрешения деловых вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению, амостоятельно следовать принципам здорового образа жизни и пропагандировать его в своем окружении. |
Формы делового общения и их характеристики |
Психология общения: функции, средства и структура общения, дистанциях общения, способах пассивного и активного слушания. |
Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения |
|
Конфликт: его сущность и основные характеристики |
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
|
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции |
Конфликт как социально-психологический феномен.
|
Раздел 4. Этические формы общения |
|
Общие сведения об этической культуре |
Функции этики делового общения; применение в профессиональной деятельности приемов делового управленческого общения. |
4. учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Психология» требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, правовых основ и правового обеспечения профессиональной деятельности»; «Кабинет документационного обеспечения управления, менеджмента, оперативного управления деятельностью структурных подразделений».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
В процессе реализации учебной дисциплины используются информационные технологии.
Технические средства обучения:
Компьютер. USNIntelPentiumG4400/4096Mb/500GB/DVD-RW/ATX 500W (в комплекте клавиатура/мышь)
Интерактивный комплект, в составе:
Интерактивная доска SMART Board SBM685 без лотка ключ активации SMART NOTEBOOK в комплекте;
Активный лоток для интерактивной доски SBM685 с ECP (1018795)
Проектор SMART U100w (1026113)
Система контроля и мониторинга качества знаний:
радиопульты «Rinel-Test E»
ресивер «Rinel-Test E»
программное обеспечение «Rinel-Test»
кейс для переноски системы
комплект сопроводительных документов
Документ-камера (имиджер)
Цифровой видеопрезентер «Samsung UF-80 DX-1»;
МФУ Work Centre 3225
Основные источники
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. – 576 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2014. – 720 с.
Дополнительная литература
1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию. – М.: МПСИ, 2015. – 304 с.
2. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пос. – М.: Академ. проект, 2015.
3. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2015 – 271 с.
4. Бреслав Г. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2015. – 544 с.
Перечень Интернет - ресурсов
http://www.koob.ru/
http://www.psylist.net/
http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html
http://psi.webzone.ru/
www.myword.ru
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: - становление гражданской позиции как активного и ответственного гражданина Российской федерации, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - сформированность мотивации к освоению профессии, а также к дальнейшему профессиональному совершенствованию; - овладение навыками саморегуляции, бесконфликтного общения; метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - предметных: - сформированность представлений о культуре личности современного специалиста; - владение комплексом знаний о психологической, информационной и деловой культуре; - освоение умений и навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения конфликтов; - сформированность навыков жизнестойкости у студентов; - умение правильно обрабатывать, передавать и хранить информацию; - владениями основ конфликтологии; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии |
Текущая: защита практических занятий. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
практические занятия, индивидуальные задания, тестовый контроль. |
Примерный перечень тем исследовательских проектов
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
«НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
УД.20 ПСИХОЛОГИЯ
43.01.09 «Повар, кондитер»
Председатель ПЦК
________________ В.В.Дмитриева
Преподаватель БУ «Няганский
технологический колледж» ___________________ И.Н.Мешканцева
Годы обучения
2018-2022
Пояснительная записка
Комплект контрольно-измерительных материалов по общеобразовательной дисциплине УД.20 Психология разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер»
Назначение контрольно - измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы предназначены для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
Структура КИМ
Контрольно-измерительные материалы представляют собой тестовые задания
Инструкция по подготовке ответа
Тест выполняется письменно не более 3 часов. Тест представлен в 4 вариантах.
Критерии оценивания
% выполнения |
Оценка |
90-100 |
Отлично |
75-89 |
Хорошо |
50-74 |
Удовлетворительно |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Комплект оценочных средств
ВАРИАНТ №1
1.Устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему- ни будь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющиеся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи –
а) Привязанность
б) Дружба
в) симпатия
2. Неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого - либо или чего - либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п. –
а) Вражда
б) Антипатия
в) зависть
3.Скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему - либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения собственных целей
а) Влияние
б) Манипуляция
в) Конформизм
4.Понятие: "Сложный, многоплановый процесс, установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности" - соответствует понятию:
а) Взаимодействие
б) Общение
в) Восприятие
5. Одна из важнейших функций общения:
а) Воспитательная
б) Репродуктивная
в) Информационная
6. Виды общения:
а) Вербальное
б) Невербальное
7.Индивидуально - психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения - это...
а) Характер
б) Темперамент
в) Способности
8.Совокупность устойчивых свойств индивида, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки - это...
а) одаренность
б) Темперамент
в) Характер
9.Человек общительный, обращенный к внешнему миру:
а) Интроверт
б) Амбиверт
в) Экстраверт
10.Какое понятие соответствует данному определению: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия
а) Проблема
б) Конфликт
в) Стресс
11.Определите тактику в конфликте: стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания отношений-
а) Приспособление
б) Конфронтация
в) Компромисс
12.Определите тактику в конфликте: стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления:
а) Компромисс
б) Конфронтация
в) Соперничество
13. Нормативно одобряемый образец поведения,
ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по
должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
а) трансакция
б) ролевые ожидания
в) социальная роль
г) психологический контакт
14. Основные качества манипулятора
а) недоверие к себе и другим
б) лживость
в) примитивность чувств
г) все ответы верны
15. Комплексное вербальное и невербальное
воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и
психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.
а) прагматической
б) управленческой
в) терапевтической
16. Человеческая речь характеризуется:
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции
б) определенной логикой построения фраз
в) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях
г) все ответы верны
17. Препятствия в общении, которые проявляются
у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу –
это … барьеры.
а) смысловые
б) эмоциональные
в) физические
18. Видение субъектом общения другого человека
как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами,
желаниями – это процесс …
а) идентификации
б) эмпатии
в) рефлексии
19. Невербальные средства общения:
1. Кинесика.
2. Дистанция.
3. Такесика.
4. Проксемика.
5. Рукопожатие.
20. Трактовка «взгляда в сторону означает:
1. Страх и желание уйти.
2. Не понял, повтори.
3. Пренебрежение.
4. Хочу подчинить себе.
21. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
22. К вербальным средствам общения относятся:
а) устная речь;
б) письменная речь
в) устная и письменная речь;
г) интонации голоса.
23. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
а) жесты;
б) позы;
в) мимика;
г) все перечисленные;
д) выражение лица.
24. Жесты и позы защиты:
1. Пощипывание переносицы.
2. Потирание лба.
3. Руки, скрещенные на груди.
4. Сжимание пальцев в кулак.
25. Какого типа личностей по склонности к конфликтности не существует?
а) для которых конфликтность – поведение в конкретной ситуации;
б) для кого конфликтность – постоянный признак их поведения;
в) вообще неконфликтные люди;
г) люди, инициирующие конфликт для достижения собственных целей.
26. Просодика-это:
1. Динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
2. Название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
3. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняемые выразительно-регулятивную функцию
ВАРИАНТ №2
1. Процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним –
а) манипуляция
б) влияние
в) давление
2. К паралингвистическим средствам влияния относятся:
а) позы и жесты
б) имидж
в) особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков
3. К невербальным средствам влияния относятся:
а) визуальный контакт
б) манеры общения
в) все ответы верны
4. К средствам общения можно отнести:
а) язык
б) Жесты
в) все ответы верны
5. Коммуникативная сторона общения предполагает:
а) общение как обмен информацией
б) общение как взаимодействие
в) общение как восприятие
6.Интерактивная сторона общения предполагает:
а) Коммуникацию
б) Взаимодействие
в) Восприятие
7.Человек направленный на себя, замкнутый в себе:
а) Амбиверт
б) Интроверт
в) Экстраверт
8.Определите свойства личности, способствующие успешному общению:
а) эмпатийностъ и толерантность
б) интровертированностъ и застенчивость
в) конфликтность и агрессивность
9. Трактовка доминирующего рукопожатия:
1. Рука снизу, ладонь развернута вверх.
2. Рука партнеров в одинаковом положении.
3. Рука сверху, ладонь развернута вниз.
10.Способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовится к общению и его поведение в ходе общения:
а) этика общения
б) техника общения
в) приемы общения
11.Наиболее предпочтительные средства, выбираемые человеком для процесса общения:
а) культура общения
б) приемы общения
в) толерантность
12.Процесс самопознания и осознания человеком себя и того, как он воспринимается партнером по общению-
а) Рефлексия
б) Идентификация
в) Визуализация
13. Когда регламентированы и содержание и
средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его
социальной роли – это … общение.
а) светское
б) ролевое
в) деловое
г) примитивное
14. Общение, направленное на извлечение выгоды
от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание
пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.
а) деловое
б) манипулятивное
в) светское
г) формально-ролевое
15. Возникновение при восприятии человека
человеком привлекательности одного из них для другого – это …
а) аттракция
б) аффилиация
16. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности,
которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные
особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым
17. Социальная дистанция общения варьируется на расстоянии от:
1. 45-120 см..
2. 400-750 см..
3. От 120 до 400 см
18. Ораторское искусство предполагает:
1. Умение точно формулировать свои мысли.
2. Излагать их доступным для собеседника языком.
3. Ориентироваться в обществе на реакцию собеседника.
19. Из чего складывается речевая структура:
1. Словарный запас.
2. Точная передача мысли посредством слова.
3. Просторечием.
4. Чистота речи.
5. Правильное произношение слов.
20. Основные этапы деловой беседы:
1. Планирование беседы.
2. Информирование партнеров.
3. Аргументирование выдвигаемых положений.
4. Принятие решений.
5. Завершение беседы.
21 Задачи, решаемые на начальном этапе беседы:
1. Установление контакта с собеседником.
2. Создание благоприятной атмосферы для беседы.
3. Привлечение внимания к цели и темы разговора.
4. Пробуждение интереса собеседника.
5. Принятие решения.
22. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:
а) необходимо контролировать свои движения и мимику;
б) стараться интерпретировать реакции партнера;
в) понимать язык невербальных компонентов общения;
г) пользоваться всеми выше перечисленными пунктами.
23. Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники,…
а) очень символична и зависит от многих факторов;
б) не имеет значения;
в) зависит только от национальных особенностей;
г) зависит только от взаимоотношений собеседников.
24. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?
а) увеличение дистанции слушающим собеседником;
б) очень широкая улыбка;
в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;
г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;
д) частый отвод взгляда в сторону.
25. Психологи считают, что конфликты -
а) естественны в личной сфере;
б) неизбежны в деловой сфере;
в) естественны и неизбежны в личной сфере;
г) естественны и неизбежны в деловой сфере;
д) естественны и неизбежны в деловой и личной сфере.
26. К коммуникативным навыкам в деловой беседе относят:
1. Активное слушание.
2. Пассивное слушание.
3. Формулирование.
4. Постановка вопроса.
ВАРИАНТ №3
1. Какие можно выделить правильные способы, чтобы начать беседу:
1. Метод снятия напряжения.
2. Метод зацепки.
3. Метод риторических вопросов.
4. Метод открытых вопросов.
5. Метод прямого подхода.
2. Способность голоса воздействовать на слушателя своим звучанием, а не смыслом сказанного:
а) Суггетивность
б) Ригидность
в) Фрустрация
3. Как можно повлиять на партнера во время переговоров:
1. Не садиться друг против друга, а использовать угловое расположение.
2. Не использовать угловое расположение, а садиться друг напротив друга.
3. Копировать жесты собеседника и принимать позу подражания.
4. Использовать способ привлечения внимания собеседника.
5. Использовать противоположные жесты и позу.
4. Перцептивная сторона общения предполагает:
а) Взаимодействие
б) Восприятие
в) Коммуникацию
5. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми:
а) коммуникативные способности
б) обратная связь
в) коммуникативная компетентность
6. Наука, которая исследует расположение людей в пространстве при общении
а) Проксемика
б) Такесика
в) Кинестика
7. Что является главным средством человеческого общения?
1. Знаки.
2. Язык
З. Жесты.
4. Мимика.
5. Движение.
8.Человек направленный на себя, замкнутый в себе:
а) Амбиверт
б) Интроверт
в) Экстраверт
9. О чем могут сообщить невербальные средства общения?
1. Указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения
2. Свидетельствуют об отношении к собеседнику
З. Дают возможность судить о человеке, о его состояние в данный момент, о его психологических качествах.
4. Могут дополнить содержание высказывание
5. О характере речи.
10.Совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей, используемых в процессе коммуникации:
а) коммуникативные способности
б) коммуникативная культура
в) коммуникативная толерантность
11.Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения:
а) коммуникативная толерантность
б) коммуникативные способности
в) коммуникативная культура
12. Соблюдение правил приличия, учтивость:
а) вежливость
б) тактичность
в) приветливость
13. Какие жесты свидетельствуют об искренности и желание говорить откровенно?
1. Раскрытые руки
2. Расстегивание пиджака
3. Закладывание рук за спину с обхватом запястья.
4. Расхаживание по комнате.
5. Закладывание рук за голову.
14. Распространение в условиях дефицита
информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его
поступков и личностных качеств – это эффект …незавершенного действия
а) бумеранга
б) новизны
в) ореола
15. Манипулирующее воздействие проявляется в …
а) использовании человека в корыстных целях
б) демонстрации своей позиции
в) в покровительственном отношении к человеку
16.
Формы реализации делового общения
а) оперативка
б) переговоры
в) брифинг
г) совещания
д) беседа
17. В каких формах реализуется деловое общение?
1. Деловая беседа
2. Деловые переговоры
3. Деловая переписка.
4. Деловые совещания
5. Публичные выступления.
18. Желание и умение выразить свою точку зрения
и учесть позиции других – это … общение.
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое
19. Какие важные функции выполняет деловая беседа?
1. Взаимное общение работников из одной деловой сферы
2. Совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов
3. Контроль и координация уже начатых деловых мероприятий
4. Поддержание деловых контактов и стимулирование деловой активности.
5. Выработка стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
20. Выразительные качества голоса — это?
1. Характерные специфические звуки, возникающие при общении.
2. Разделительные звуки.
3. Нулевые звуки.
4. Интонационные звуки.
5. Интервальные звуки.
21. Единицей общения в теории Э. Берна является:
а) акция;
б) реакция;
в) трансакция;
г) коммуникация;
д) акт общения.
22. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:
а) необходимо контролировать свои движения и мимику;
б) стараться интерпретировать реакции партнера;
в) понимать язык невербальных компонентов общения;
г) пользоваться всеми выше перечисленными пунктами.
23. Какие формы общения существуют?
1. Межличностное.
2. Деловое.
3. Публичное выступление.
4. Общение через электронные средства.
5. Общение с друзьями и близкими.
24. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?
а) увеличение дистанции слушающим собеседником;
б) очень широкая улыбка;
в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;
г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;
д) частый отвод взгляда в сторону.
25. Какой пункт следует исключить из правил телефонного общения:
а) отвечая на звонок, представьтесь;
б) убедитесь в точности сведений, которые намерены сообщить;
в) в начале разговора задать вопросы типа «С кем я разговариваю?», «Что Вам нужно?»;
г) отвечать на все звонки;
д) не давайте выход отрицательным эмоциям.
26. На деловом совещании идет обсуждение возможности увеличение объема продаж. Кто-то один не согласен с мнением большинства, что ведет к возникновению конфликта в группе. Какого именно?
1. Межличностного.
2. Между личностью и группой.
3. Межгрупповой.
ВАРИАНТ №4
1. Это неприятие или игнорирование человека окружающими, в результате чего люди реагируют на него плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом:
а) Остракизм
б) Одиночество
в) Недоверие
2. К паралингвистическим средствам влияния относятся:
а) позы и жесты
б) имидж
в) особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков
3. К невербальным средствам влияния относятся:
а) визуальный контакт
б) манеры общения
в) все ответы верны
4. Потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними:
а) Ригидность
б) Аффилиация
в) Суггестивность
5. Наука, которая изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций
а) Проксемика
б) Кинестика
в) Такесика
6. Коммуникативная сторона общения предполагает:
а) общение как обмен информацией
б) общение как взаимодействие
в) общение как восприятие
7.Интерактивная сторона общения предполагает:
а) Коммуникацию
б) Взаимодействие
в) Восприятие
8.Определите свойства личности, затрудняющие общение:
а) экстравертированность и эмпатийность
б) толерантность и мобильность
в) агрессивность и ригидность
9.Эффективность общения тесно связана с:
а) тоном обращения
б) поведением собеседников
в) все ответы верны
10.Определите, от каких характеристик зависит эффективность общения:
а) Мировоззрение
б) отношение к другим людям и к самому себе
в) все ответы верны
11. Чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей:
а) Толерантность
б) Вежливость
в) Тактичность
12.Какое понятие соответствует данному определению: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия
а) Проблема
б) Конфликт
в) Стресс
13.Определите тактику в конфликте: стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания отношений-
а) Приспособление
б) Конфронтация
в) Компромисс
14 На какие группы можно разбить жесты?
1. Жесты — иллюстраторы.
2. Жесты – регуляторы.
3. Жесты — эмблемы.
4. Жесты – адапторы.
5. Жесты — аффекторы.
6. Жесты — указатели.
15. Когда регламентированы и содержание и
средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его
социальной роли – это … общение.
а) светское
б) ролевое
в) деловое
г) примитивное
16. Общение, направленное на извлечение выгоды
от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание
пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.
а) деловое
б) манипулятивное
в) светское
г) формально-ролевое
17. Что входит в классификацию невербальных средств общения?
А) кинесика
Б) патетика
В) проксемика
18. Если человек при общении ориентируется
только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и
игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым
19. Какие невербальные средства общения входят в группу кинетических?
А) мимика
Б) беседа
В) визуальный контакт
20. Просодические средства общения связаны с (со) ...
А) прикосновением
Б) тембром голоса
В) взглядом
21. Что не относится к такесическим средствам общения?
А) рукопожатия
Б) похлопывание по плечу
В) движения руками (жесты)
22. К вербальным средствам общения относятся:
а) устная речь;
б) письменная речь
в) устная и письменная речь;
г) интонации голоса.
23. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?
а) жесты;
б) позы;
в) мимика;
г) все перечисленные;
д) выражение лица.
24. Конфликт, приводящий к негативным, часто разрушительным действиям – это конфликт …
А) конструктивный
Б) деструктивный
В) объективный
25. К какому виду этикета относится этикет, предписывающий нормы поведения на улице, в гостях, в театре, в общественных местах?
а) деловой;
б) общегражданский;
в) воинский;
г) дипломатический.
26. Эффект ореола – это:
А) свечение над головой святых;
Б) приписывание другому человеку определенных качеств;
В) галлюцинации;
Г) все ответы неверны.
Эталон ответа
номер вопроса |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
вариант 4 |
1 |
в |
б |
2,4 |
а |
2 |
б |
в |
а |
в |
3 |
б |
в |
3,4 |
в |
4 |
б |
в |
б |
б |
5 |
в |
а |
в |
б |
6 |
а, б |
б |
а |
а |
7 |
б |
б |
2,3,4 |
б |
8 |
в |
а |
б |
в |
9 |
в |
3 |
3,4 |
в |
10 |
б |
б |
б |
в |
11 |
а |
б |
б |
в |
12 |
в |
а |
а |
б |
13 |
в |
б |
1,2 |
а |
14 |
г |
б |
в |
1,2,4,5 |
15 |
в |
а |
а |
б |
16 |
Г |
в |
б,г,д |
б |
17 |
а |
1 |
1,2,4 |
А,в |
18 |
а |
2 |
г |
в |
19 |
1,3 |
2,5 |
3,4,5 |
а |
20 |
1,3 |
3,5 |
1 |
в |
21 |
в |
1,2,5 |
в |
в |
22 |
в |
г |
г |
в |
23 |
г |
а |
1,2,4 |
г |
24 |
3,4 |
г |
г |
б |
25 |
в |
д |
в |
б |
26 |
2 |
1 |
2 |
б |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.