ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЕР-ПОДПОЛЬЩИЙ
ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»
__________________________________________________________________
Ул. Мирющенко, 1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика
94801, тел. (06434)2-26-94, e-mail: svklyceum.one@gmail.com
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №1 от 28.08.2020 |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ «Свердловский лицей №1»
__________________В.А. Клещенко Приказ № _____ от 28.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Уроки психологического здоровья»
основное общее образование
7 класс
Составитель рабочей программы: Бородина Е.Э.
2020 г.
Статус документа
Реализация рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» (7 класс) в 2020-2021 учебном году регламентируется следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Статья 36 Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. (с изменениями);
2. Статья 10 Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики «О внесении изменения в статью 10 Конституции Луганской Народной Республики» от 03 июня 2020 года №168-ІІІ;
3. Статья 65 Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ІІ»Об образовании» (с изменениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 139-ОД от 14.02.2018 «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики»;
5. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 №495-ОД «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»;
6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики», зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 29.03.2017 за № 151/1202 (с изменениями);
7. Приказ МОН ЛНР от 21.05.2020 г. №559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования»;
8. Приказ МОН ЛНР от 10.06.2020 г. №595-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы»;
9. Приказ МОН ЛНР от 10.06.2020 г. №600-од «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»;
10. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики»;
11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 02.07.2020 №639-од «О комплектовании групповых занятий в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;
12. Приказ МОН ЛНР 713-од от 04.08.2020 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»;
13. Приказ МОН ЛНР 715-од от 04.08.2020 года «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики);
14. Приказ по управлению образования Администрации города Свердловска и Свердловского района № 216 от 29.06.2020 г. «Об организованном начале 2010-2021 учебного года в общеобразовательных учреждениях г. Свердловска и Свердловского района Луганской Народной Республики»;
15. Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организации учебно-воспитательного процесса ГСанПиН 5.5.2.008-01;
16.
Устав ГОУ ЛНР «Свердловский лицей №1».
Пояснительная записка
В современном постоянно меняющемся мире высоких технологий перед школой стоит очень важная задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Для решения данной задачи у учащихся необходимо развивать социальные навыки, способности к самоопределению и саморазвитию.
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта в школе необходимо соблюдать психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования.
Психолого-педагогические условия должны обеспечивать обучение в школе через:
- учет специфики возрастного психофизического развития учащихся,
- формирование психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогических и административных работников,
- вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
- в снижении успеваемости;
- в значительно изменяющихся условиях обучения;
- в противоречивости отношений и системы
требований к ученику;
- в возникающих внутренних противоречиях у самих
учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и
интеллектуальным.
Для решения задач адаптации наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения.
Программа курса «Уроки психологического здоровья» предназначена для учащихся 7-х классов, является частью системы психолого-педагогического сопровождения, направлена на развитие социальных навыков. Программа также обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном возрастном этапе.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Срок реализации программы и формы проведения занятий
Занятия по данной программе проводятся в форме уроков-тренингов, с использованием психологических игр. Каждое занятие длится 45 минут. Всего в год проводится 34 занятия (1 занятие в неделю).
Программа включает в себя 4 блока тем – «Самопознание», «Эмоции и чувства», «Интеллектуальные функции. Развитие», «Общение».
Первый блок «Самопознание» посвящен изучению индивидуальных особенностей учащихся, соотнесению их сильных и слабых сторон, формированию навыков самоанализа и рефлексии.
Процесс самопознания преображает познавательную деятельность учащихся, заставляет их вырабатывать собственные взгляды, мнения, в том числе и представления о ценности, значимости учения.
Второй блок «Эмоции и чувства» поможет научиться правильно распознавать эмоции, а также поможет сформировать способность к выражению определенных чувств в различных ситуациях, способность к эффективному поведению.
Третий блок «Интеллектуальные функции. Развитие» способствует развитию интеллектуальных функций, произвольности, активности, самостоятельности. Этот блок занятий важен, так как в этом возрасте начинаются значительные изменения в психике ребёнка.
Блок «Общение» способствует развитию навыков общения, умения устанавливать контакты, организовывать совместную деятельность. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Ожидаемые результаты
Результативность: психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
Результат будет отслеживаться с помощью анкетирования и тестирования.
Результаты развития УУД:
- сформированность познавательных универсальных учебных действий, функционально-структурная сформированность учебной деятельности, произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения, внутренний план действия;
- адекватная школьная мотивация, мотивация достижения;
- сформированность «позиции школьника», рефлексивная адекватная самооценка, эмоционально-физиологическое благополучие;
- удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
Содержание курса
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Основное содержание темы |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Самопознание |
7 |
Включает в себя следующие темы: «Какой я?», «Мои способности и интересы», «Мой характер» - посвящен изучению индивидуальных особенностей учащихся, соотнесению их сильных и слабых сторон, способствует формированию навыков самоанализа и рефлексии, формированию позитивной «Я-концепции» и устойчивой адекватной самооценки, реализует потребность младших подростков в самопознании. Основные понятия: характер, темперамент, способности, интересы |
Уроки-тренинги |
Творческая и исследовательская деятельность Активный процесс самопознания с помощью психологических методик и игр |
2. |
Эмоции и чувства |
4 |
Включает темы: «Радость и печаль», «Доброта и злость», «Удивление и гнев», «Мои эмоции и чувства» - способствует формированию способности анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, формированию невербальных способов коммуникации, снижению уровня тревожности, обучению навыкам саморегуляции.
|
Уроки-тренинги |
Творческая и исследовательская деятельность Активный процесс выработки основных понятий в ходе групповой работы с использованием психологических игр |
3. |
Интеллектуальные функции. Развитие |
14 |
Включает в себя темы: «Учусь запоминать», «Внимание и интерес», «Как быть внимательным», «Как я мыслю», «Мышление», «Логика», «Учусь сравнивать», «Учусь обобщать» - способствует развитию умения произвольно управлять памятью, контролировать процесс запоминания, умению запоминать большой объем абстрактного и словесного материала, умению выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Основные понятия: память, внимание, мышление. |
Уроки-тренинги |
Активный процесс выработки основных понятий в ходе групповой работы с использованием психологических игр |
4. |
Общение |
9 |
Включает темы: «Я и другие», «Я учусь общаться», «Я ссорюсь», «Решение проблем» - способствует развитию навыков общения, умения устанавливать контакты, организовывать совместную деятельность, формированию вербальных способов коммуникации, формированию умения работать в парах и малых группах, умения устанавливать адекватные ролевые (соответствующие роли ученика) и межличностные (соответствующие его личностным потребностям) отношения с педагогами и сверстниками на уроках и вне их. Основные понятия: конфликт |
Уроки-тренинги |
Активный процесс выработки основных понятий в ходе групповой работы с использованием психологических игр |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Класс |
Учебно-методическое обеспечение |
5-7 кл
|
Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз, С.-П. 2001г. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я, М. 2001г. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник, М. 2000г. Кулагина И.Ю. Личность школьника, М. 1999г. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми, С-П. 2006г. Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать, М. 2000г. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я, М. 2001г. Я хочу провести тренинг, сборник, М. 2003 |
Директор
ГОУ «Свердловский лицей №1» Клещенко В.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.