Рабочая программа
«Уроки вежливости и доброты»
для детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………
2.Тематическое планирование………………………………………
3.Ресурсное обеспечение программы………………………………
4.Список использованной литературы …………………………….
Пояснительная записка.
Направленность программы кружка: программа кружка «Уроки вежливости и доброты» является программой кружка социально-личностной направленности.
Новизна программы кружка: система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, обладающей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллектуальными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-развитой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.
Актуальность программы кружка: в связи с этим актуальность данной программы кружка -создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации к познанию и творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей.
Программа кружка составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах, умению различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Цель: воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
-усвоение правил культуры еды;
-усвоение правил и норм поведения в гостях, общественных местах;
-воспитание уважительного отношения к старшим и толерантного отношения к людям;
-развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом).
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
Мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:
-Образовательные:
- познакомить детей с азами этических норм,
-учить использовать «специальные слова» в речевом общении,
-помочь освоить нормы этикета,
- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.
-Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
-Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
За основу своей работы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:
-общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо);
-словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа);
-игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования);
-наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы);
-использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены);
- использование художественного слова (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни);
- использование музыки;
-практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни) ;
-наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки);
В кружке участвуют дети от 3 до 6 лет.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 2 раза в месяц.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы в конце обучения дети:
-будут выполнять правила этикета, поведения, культуры общения;
-научатся продуктивно взаимодействовать с другими людьми;
-познакомятся с вежливыми словами и научатся их применять;
-у детей повысятся коммуникативные навыки и снизится агрессивность;
После завершения программы воспитанники смогут:
-применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
-общаться, обмениваться идеями;
-уважать старших и помогать младшим.
Тематическое планирование по рабочей программе «Уроки вежливости и доброты»
|
№ |
Тема |
Форма проведения |
Возраст |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
«Что такое этикет?» |
Просмотр обучающего мультфильма «Что такое этикет?», беседа |
дошкольники |
1 |
январь |
|
2 |
«Кто я такой?».
|
Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия», беседа по содержанию стихотворения. Игры: «Раз, два, три свое имя назови», «Снежный ком», «Кто позвал?» назови ласково, строго по-домашнему |
дошкольники |
1 |
январь |
|
3 |
«Как помочь птицам зимой» |
Чтение стихотворения Е. Благининой «Мороз», показ презентации «Птицы зимой». |
дошкольники |
1 |
февраль |
|
4 |
«С чего начинается утро или слово «здравствуй» |
Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй» и беседа по содержанию, игра: «Приветствие у разных народов» |
дошкольники |
1 |
февраль |
|
5 |
«Дом, в котором ты живешь» |
Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности, разгадывание загадок, чтение стихотворения А. Барто «Помощница». Пальчиковая игра «Помощники». Дидактическая игра «Уберем игрушки). |
дошкольники |
1 |
март |
|
6 |
«Добро побеждает зло»
|
Беседа о добрых и злых людях, просмотр мультфильма «Приключение кота Леопольда». Игра на выявление эмоций (показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых). |
дошкольники |
1 |
март |
|
7 |
«Вежливая просьба» |
Беседа, проигрывание ситуации «Попроси вежливо». Игра «Катись, клубок». |
дошкольники |
1 |
апрель |
|
8 |
«Плохие и хорошие поступки» |
Просмотр мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» с последующим обсуждением, игра «Плохо – хорошо» |
дошкольники
|
1
|
май |
|
9 |
«Природа и мы» |
Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов», инсценировка стихотворения: «Мы приехали на речку воскресенье провести…» |
дошкольники |
1 |
июнь |
|
10 |
«У тебя в гостях друзья». |
Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» и беседа по содержанию. |
дошкольники |
1 |
июнь |
|
11 |
«Вежливый разговор по телефону».
|
Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону», чтение художественной литературы: «Телефон» К. Чуковский, физминутка «Волшебный телефон». |
дошкольники |
1 |
июль |
|
12 |
«Учимся мириться». |
Чтение стихотворения «Поссорились», игра «Давай мириться» |
дошкольники |
1 |
июль |
|
13 |
«Наши верные друзья». |
Показ театра на фланелеграфе «Брошенный пес». Рисование «Мой верный друг – собака». |
дошкольники |
1 |
август |
|
14 |
«Что такое комплимент?» |
Игры «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Комплимент». |
дошкольники |
1 |
август |
|
15 |
«Поговорим о правилах культурного поведения за столом» |
Сюжетно-ролевая игра «День рождения», просмотр мультфильма «Лунтик учит правила поведения за столом». |
дошкольники |
1 |
сентябрь |
|
16 |
«Зачем нужен друг?»
|
Прослушивание песню Шаинского «Дружба» и беседа. Художественное творчество: рисование на тему: «Мой друг». |
дошкольники |
1 |
сентябрь |
|
17 |
«Давайте никогда не ссориться!».
|
Дидактическая игра «Не забывай о товарищах»; игра-соревнование, где детям понадобится помощь друг друга. |
дошкольники |
1 |
октябрь |
|
18 |
«Учимся справляться с гневом». |
Предложить детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона»: потопать ногами, надуть воздушный шарик злостью. |
дошкольники |
1 |
октябрь |
|
19 |
«Что значит - заботиться о малышах»
|
Беседа, сюжетно-ролевая игра. «Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её». |
дошкольники |
1 |
ноябрь |
|
20 |
«В гостях у феи Вежливости». |
Итоговое занятие. Применять все правила этикета. |
дошкольники |
1 |
декабрь |
|
Общее количество часов: |
20 |
|
|||
Литература:
С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»,Москва,гуманитарный издательский центр «Владос»,2000г.
Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет» Изд-во «АРГО» 2002 г.
И.Агапова, М.Давыдова «Игры и задания для чудо-воспитания (этикет для детей) . Изд-во «Лада» 2006 г.
Л.М.Щипицына, О.В. Защиринская «Азбука общения» Изд-во «Детсво-Пресс» 2000г.
В.А.Сухомлинский «Хрестоматия по этике» Москва ,1990
С.В.Петерина «Воспитание культуры у детей дошкольного возраста» Москва, 1986
Т.В. Сенько «Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми» Л. 1991
Э. Крижан, Ю.Орлик «Как вести себя. О правилах приличия»,Братислава 1994г.
С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.
Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.
Л.Ф.Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников”.
Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.
Л.Ф.Островская “Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников” Москва Просвещение, 1990г.
Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс
С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г
О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.
Е.А. Алябьева “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г
Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.
О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва “Путешествие в прекрасное” Москва. Баланс 2004 г.
А.А. Романов “Направленная игровая терапия агрессивности у детей” Москва. 2004г.
Л.Ф.Островская “Педагогические знания - родителям” М. Просвещение 1983г.
И.Н.Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М.ГИЦ Владос 2001г.
Дошкольное воспитание№7 1975 г. Л.Одинцова “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника”.
Д/В №2,3,4,5,12, 1986г. “Формирование культуры поведения и дисциплинированности в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста”.
Д/В №2 1976 Л. Островская “Поговорим о красоте поведения”.
Д/В №4 1985г. Т.Комарова “За что и как поощрять ребёнка”.
Д/В №12 2004г. “Ю.В. Щербинина “Речевая агрессия и пути её преодоления”.
Д/В №1 1989г. Г. Портянкина “Планирование работы по воспитанию культуры поведения”.
Д/В №9 1985г. Л.Островская “Воспитание правильного поведения на занятиях”.
Д/В №4 1988г. А.С.Макаренко “Лекции о воспитании. Как понять ребёнка?”.
Д/В №10 1989г. Л.Островская “Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения”.
Д/В № 5 2001г. И.Курочкина “Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса”.
Д/В №10 2003г. И.Курочкина “О культуре поведения и этикете”.
Д/В №8 1982г. Л.Островская “Азы воспитанности”.
Д/В №5 1989г. Н. Формановская “Как правильно общаться”.
Д/В №9 2001г. С.Козлова “Нравственное воспитание детей в современном мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.