Краснодарский край, г. Славянск - на - Кубани
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
лицей №1 имени семи героев Советского Союза, выпускников школы,
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО Подпись руководителя ОУ Ф.И.О.. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
тип программы: комплексная
направление: духовно-нравственное и патриотическое
наименование:
кружок «Культурный норматив школьника»
срок реализации программы : 1 года
возраст обучающихся: 8 –9 лет
количество часов: 68 часов
Составитель: Белик Наталья Александровна
г. Славянск-на-Кубани
2019 – 2020 уч. г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину,
узнать её, стать подлинными патриотами»
(С. Михалков)
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
· Закон Российской Федерации «Об образовании».
· Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая шко-ла».
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж-данина России.
· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к ус-ловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных поме-щений».
· Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
· Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)
· Методические рекомендации по планированию реализации проекта «Культурный норматив школьника» в общеобразовательных организациях муниципального образования Славянский район в 2019-2020 учебном году.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культурное наследие Кубани» (2 класс) составлена в соответствии с требованиями феде-рального государственного образовательного стандарта начального общего об-разования на основе «Культурного дневника школьника» под ред. Мишиной А.П., Середенковой С.А., Звягиной Е.А., Калачёвой М.С. и др.).
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и ос- ётся воспитание патриотизма. В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики являет-ся стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании». В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компо-нент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных и культурных традиций.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных за-дач образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма
очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Задачами нравственно-патриотического воспитания младших школьников
являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к народным традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Краеведческий подход в образовании школьников даёт возможность гума-низировать воспитательный процесс. Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только шко-лы, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй. Родители не только помощники, но и равноправные участники форми-рования личности ребёнка. Принадлежность семьи к тому или иному этносу – существенный фактор, оказывающий влияние на личностное развитие ребёнка.
Реализовать задачи нравственно-патриотического воспитания во взаимо-действии семьи и школы- главная задача кружка внеурочной деятельности ду-ховно-нравственной и патриотической направленности «Культурное наследие Кубани» на основе нового проекта «Культурный дневник школьника».
Особенностью данного кружка и ведение «Культурного дневника» школь-ника» является его интерактивность, которая предполагает не только посещение объектов культуры, но и обратную связь с авторами через заполнение своих впе-чатлений от увиденного и услышанного ими.
Цель курса: духовно-нравственное развитие личности младшего школьни-ка в условиях культурного многообразия Краснодарского края, «аккумулирова-ние» младшими школьниками фундаментальных культурных ценностей.
Задачи курса:
· формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей ма-лой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края; быта местных жителей, их традиций и обычаев; воспитание чувст-ва патриотизма;
· формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся;
· вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
· создание условий для формирования у детей рефлексии, осознания собст-венных переживаний, трудностей и достижений.
Основные принципы построения программы:
·Краеведческий принцип предполагает использование в образовательных целях культурного наследия Краснодарского края.
·Поликультурный принцип рассматривается как педагогический норматив приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной и ми-ровой культуре в целях формирования готовности и умения жить в многокуль-турной полиэтнической среде.
·Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрос-лого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности дол-жно быть наполнено примерами нравственного поведения.
·Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном воз-расте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, разви-ты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом воз-расте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоцио-нально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
·Принцип диалогического общения. Наличие значимого другого человека, партнёра в воспитательном процессе делает возможным его организацию на ди-алогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения пра-ва воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, ко-торую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения чело-века с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Новизна программы заключается в построении программы и отборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города и края. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельно-сти: беседа, игра, викторина, экскурсия и т.д. Проект предполагает системати-ческое знакомство детей с основными учреждениями и объектами культуры го-рода, края, страны, с поэтами, писателями, художниками и композиторами края, учиться познавать окружающий мир. Родители будут активно вовлечены в куль-турно-просветительский процесс. На проект возложена главная функция – тес-ное общение родителей с детьми, которые станут вместе заполнять культурный дневник, т.к. не все дети проводят свободное время вместе с родителями. Учащи-еся, приобщаясь к культуре, станут посещать музеи, исторические места. Кроме того, у детей появится возможность проявить себя. Чтобы украсить дневник, можно подготовить фотографии, рисунки, творческие работы, добавлять в него познавательные тексты и другие материалы.
Основным критерием результативности освоения программы «Культур-ное наследие Краснодарского края» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, куль-туре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
· наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-историче-ского наследия;
· активная познавательная позиция младшего школьника;
· участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
· широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
· овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, теат-рализованной деятельности, сочинительством и т. п.).
Содержание программы: рабочая программа рассчитана на 68 часов
(2 часа в неделю). Курс состоит 7 разделов – «Народная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Театр»», «Архитектура», «Литература», «Кинематограф»
Занятия, разработанные в соответствие с данной программой, предполага-ют привлечение родителей, работников учреждений культуры, дополнительного образования. Учитель может проводить занятия в различных формах в зависи-мости от конкретной темы. Это могут быть традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования, виртуальные путешествия, дискуссии, экскурсии в музеи, библиотеки, посещение театра и ки-нотеатра, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность, участие в выставках.
Раздел «Народная культура» знакомит учащихся с культурой, традициями , промыслами и ремёслами народов проживающих на многонациональной Куба-ни, воспитывает толерантность, чувство уважения к другим народам. Даёт воз-можность заниматься исследовательской и проектной деятельностью
Раздел «Литература» воспитывает у школьников любовь к книге и чтению, потребность в посещении библиотек и культурных учреждений города. В этом разделе много интересного можно узнать о поэтах и писателях родного края, а так же о том, где можно найти их книги. Литературные викторины и конкурсы увлекают ребят в мир книг и литературных произведений.
Разделы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Театр», «Архитекту-ра»,«Кинематограф» направлены на эмоционально-эстетическое развитие лич-ности, формируют у школьника культуры свободного времяпрепровождения, приобщают к посещению культурных учреждений: музеев, театров и кинотеат-ров, художественных галерей, концертных залов, творческих выставок, воспи-тывают культуру поведения в общественных местах, знакомят с творчеством писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, художников, многообразием народного творчества.
Технология работы с «Культурным дневником школьника» содержит 4 этапа:
1.Пропедевтический: организация беседы по ознакомлению учащихся с культурными учреждениями, речь о которых пойдёт в каждом разделе (библиотека, музей, театр и т.д.) и по закреплению в занимательной форме правил поведения в данных учреждениях, а также выполнении части заданий.
2.Основной: посещение культурного центра (с учителем, родителями или совместное).
3.Рефлексивный: выполнение части творческих заданий, анализ своих впечатлений.
4.Мониторинг: с целью мониторинга освоения нормативного объёма знаний в «Культурном дневнике содержится информация о посещаемости культурно –массовых мероприятий, прочитанных произведениях, впечатлений, выполнении творческих и исследовательских работ.
Культурный дневник состоит из 7 разделов, каждый из которых посвящён отдельному направлению искусства.
Каждый раздел дневника включает 3 блока: «Кульпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура»
Разработана система поощрений участников культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника»
Планируемые результаты освоения курса по внеурочной деятельности
«Культурное наследие Краснодарского края» к концу 2 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· основы российской гражданской идентичности;
· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание ценностей многонационального российского общества и своей этнической и национальной принадлежности;
· уважительное отношение к истории и культуре других народов;
· самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать ценности семейных отношений;
· сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
· оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
·понимать, что такое «культурное наследие» и для чего оно нам необходимо;
·рассказывать о некоторых писателях, художниках, композиторах, рассказывать о достопримечательностях своего города и края, о путешествии и экскурсии, как способе познания мира, приводить примеры чудес Краснодарского;
·приводить примеры кубанских пословиц, поговорок, загадок, песен и танцев;
·рассказывать о влиянии на человека изучения истории родного края.
Учащиеся получат возможность научиться:
· пониманию роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
·коллективной самодеятельности в группе (команде); пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
·пониманию особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
·овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
·освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
·формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
·определять наиболее эффективные способы достижения результата;
·формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
·использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
·слушать собеседника и вести диалог;
·признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
·излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
·развивать и тренировать свою наблюдательность;
·планировать собственное участие в проектной деятельности;
·осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии;
·сравнивать и классифицировать объекты наблюдений.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
· осуществлять коммуникативную деятельность;
· использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях;
· самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
·высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
·точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников.
Кроме того, теоретические сведения по каждой теме можно оформить в презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по следующим предметам: «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Музыка».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Рефлексия: В «Культурном дневнике второклассника» после окончания каждого раздела есть страница «Твои впечатления». Учащимся предлагается записать или нарисовать свои впечатления от путешествия по родному краю.
Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:
· развитие познавательных интересов обучающихся
· создание ситуации успеха для каждого ученика
· повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
· максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
· приобретение навыков рефлексии.
Содержание программы 2 класса (68ч.)
Народная культура (10 ч.)
Что такое культурное наследие, что такое культура? Знакомство с «Куль-турный дневником ».
Казачьи традиции. Народные праздники. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Народные промыслы и ремёсла. Устное народное творчество. Кубанские песни и танцы..
Чтение кубанских сказок, пословиц, поговорок. Творчество кубанских композиторов и поэтов
Практические занятия: выставка «Город мастеров. Прикладное творчество, живопись, промыслы, ремёсла». Этнографическая выставка «Казачий курень», выездная творческая программа «В гости к соседу. Казачья слава
Архитектура (10 ч.)
Знакомство с ключевыми словами «архитектура», архитектор» , «архитек-турное сооружение».
Достопримечательности города и края. Памятники истории и культуры на территории города и края. Музей в моей школе.
Практические занятия: экскурсии по родному краю, посещение архитектурных памятников и музеев города, виртуальная экскурсия «По улицам родного города».
Изобразительное искусство (10 ч.)
Что такое музей? Какие бывают музеи? Что такое «музейный экспонат»? Музейный экспонат, как портрет эпохи; портрет человека. Правила поведения в музее.
Что такое «картинная галерея»? Знакомство с творчеством выдающихся и кубанских художников. Знакомство с жанрами живописного искусства.
Чтение художественных сказок о художниках для детей.
Практические занятия: участие в фото-выставке «Моя Россия», посещение картинной и музеев города.
Музыка (10 ч.)
Знакомство с композиторами и музыкальными произведениями.
Чтение художественных произведений о музыке для детей.
Практические занятия: творческие задания, посещение учреждений куль-туры (театры, студии, дома-культуры), праздники.
Театр (10 ч.)
Что такое театр? Какие бывают театры? ? Что значит театральное искус-ство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там деко-рации, освещение, превращения? Как устроен театральный зал. Театральный профессии. Правила поведения театре.
Чтение художественных произведений о театре для детей. Книжная
выставка « Такой разный театр»
Практические занятия: посещение городских мероприятий «Театральный дворик», выставки «Театральных костюмов», участие в мастер –классе «Теат-ральная кукла».
Литература (10 ч.)
Путешествие в страну книг. Какие бывают книги. Посещение библиотеки, знакомство с творчеством писателей. Знакомство с литературными жанрами.
Практические занятия: чтение книг, ведение читательского дневника, работа с источниками в библиотеке. выставка книг о Великой Отечественной войне, литературно-игровая программа «В сказочном царстве - книжном государстве»
Кинематограф (8 ч.)
Кинематография. Мир профессий в кинематографе. История кино.
Чтение художественных произведений, на основе которых были написаны сценарии к кинофильмам и мультфильмам.
Практические занятия: просмотр мультфильмов и фильмов. Городское мероприятие «Кино в палатке», участие в Краевом военно-патриотическом проекте «Герои России от Первой мировой до Великой Отечественной» .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.