Рабочая программа внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
20.05.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности тип программы: комплексная направление: духовно-нравственное и патриотическое наименование: кружок «Культурный норматив школьника»
ПРОГРАММА.doc

 

Краснодарский край,  г. Славянск - на - Кубани

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

лицей №1 имени семи героев Советского Союза, выпускников школы,

муниципального образования Славянский район

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол
№ 1                 
от _________________2019 года
Председатель педсовета
_________________   
Л.И.Белик

Подпись руководителя ОУ Ф.И.О..

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 

 

тип программы: комплексная

направление:  духовно-нравственное и патриотическое

наименование:  

                         кружок «Культурный норматив школьника»

срок реализации программы :  1 года

возраст обучающихся:  8 –9 лет

количество часов:  68  часов

 

Составитель:  Белик Наталья Александровна

 

 

г. Славянск-на-Кубани

2019 – 2020 уч. г.

 

 

 

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину,

узнать её, стать подлинными патриотами»

(С. Михалков)

 

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

·                   Закон Российской Федерации «Об образовании».

·                   Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая шко-ла».

·                   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж-данина России.

·                   СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к ус-ловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

·                   Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных поме-щений».

·                   Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

·                   Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)

·                   Методические рекомендации по планированию реализации проекта «Культурный норматив школьника»  в общеобразовательных организациях муниципального образования Славянский район в 2019-2020 учебном году.

 

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культурное наследие Кубани» (2 класс) составлена в соответствии с требованиями феде-рального государственного образовательного стандарта начального общего об-разования на основе «Культурного дневника школьника» под ред. Мишиной А.П., Середенковой С.А., Звягиной Е.А., Калачёвой М.С. и др.).

          Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и ос- ётся воспитание патриотизма. В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики являет-ся стабилизация семьи, что отражено в нормативных  документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании». В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компо-нент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу.    

           Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном  городе, стране, особенностях народных и культурных традиций.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных за-дач образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма

очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные   представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

           Задачами нравственно-патриотического воспитания младших школьников

являются:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

          Краеведческий подход в образовании школьников даёт возможность гума-низировать воспитательный процесс. Учить познавать родной край  знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только шко-лы, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй. Родители не только помощники, но и равноправные  участники форми-рования личности ребёнка. Принадлежность семьи к тому или иному этносу – существенный фактор, оказывающий влияние на личностное развитие ребёнка.

         Реализовать задачи нравственно-патриотического воспитания во взаимо-действии семьи и школы- главная задача кружка внеурочной деятельности ду-ховно-нравственной  и патриотической направленности  «Культурное наследие Кубани» на основе  нового  проекта «Культурный дневник школьника».

         Особенностью данного кружка  и ведение «Культурного дневника» школь-ника» является его интерактивность, которая предполагает не только посещение объектов культуры, но и обратную связь с авторами через заполнение своих впе-чатлений от увиденного и услышанного ими.

          Цель курса: духовно-нравственное развитие личности младшего школьни-ка в условиях культурного многообразия Краснодарского края, «аккумулирова-ние» младшими   школьниками фундаментальных культурных ценностей.

 

Задачи курса:

·                   формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей ма-лой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края; быта местных жителей, их традиций и обычаев; воспитание чувст-ва патриотизма;

·                   формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся;

·                   вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;

·        создание условий для формирования у детей рефлексии, осознания собст-венных переживаний, трудностей и достижений.

 

          Основные принципы построения программы:

·Краеведческий принцип предполагает использование в образовательных целях культурного наследия Краснодарского края.

·Поликультурный принцип рассматривается как педагогический норматив приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной и ми-ровой культуре в целях формирования готовности и умения жить в многокуль-турной полиэтнической среде.

·Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрос-лого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеурочной и внешкольной деятельности дол-жно быть наполнено примерами нравственного поведения.

·Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном воз-расте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, разви-ты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом воз-расте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоцио-нально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

·Принцип диалогического общения. Наличие значимого другого человека, партнёра в воспитательном процессе делает возможным его организацию на ди-алогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения пра-ва воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, ко-торую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения чело-века с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

 

       Новизна программы заключается в построении программы и отборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью города и края. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельно-сти: беседа, игра, викторина, экскурсия и т.д.  Проект предполагает системати-ческое знакомство детей с основными учреждениями и объектами  культуры го-рода, края, страны, с поэтами, писателями, художниками и композиторами края, учиться познавать окружающий  мир. Родители будут активно вовлечены в куль-турно-просветительский  процесс. На проект возложена главная функция – тес-ное общение родителей с детьми, которые станут вместе заполнять культурный дневник, т.к. не все дети проводят свободное время вместе с родителями. Учащи-еся, приобщаясь к культуре, станут посещать музеи, исторические места. Кроме того, у детей появится возможность проявить себя. Чтобы украсить дневник, можно подготовить фотографии, рисунки, творческие работы, добавлять в него познавательные тексты и другие материалы.

         Основным критерием результативности освоения программы «Культур-ное наследие Краснодарского края» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, куль-туре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

·                   наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-историче-ского наследия;

·                   активная познавательная позиция младшего школьника;

·                   участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

·                   широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

·                   овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, теат-рализованной деятельности, сочинительством и т. п.).

 

       

        Содержание программы: рабочая программа рассчитана на 68 часов

 (2 часа в неделю).  Курс состоит 7 разделов  – «Народная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Театр»», «Архитектура», «Литература», «Кинематограф»

          Занятия, разработанные в соответствие с данной программой, предполага-ют привлечение родителей, работников учреждений культуры, дополнительного образования. Учитель может проводить занятия в различных формах в зависи-мости от конкретной темы. Это могут быть традиционные, комбинированные и практические занятия,  игры, праздники, конкурсы, соревнования, виртуальные путешествия, дискуссии, экскурсии в музеи, библиотеки, посещение театра и ки-нотеатра, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность,  участие в выставках.

       Раздел «Народная культура» знакомит учащихся с  культурой, традициями  , промыслами и ремёслами народов проживающих на многонациональной Куба-ни, воспитывает толерантность, чувство уважения к другим народам. Даёт воз-можность  заниматься исследовательской и проектной деятельностью

       Раздел «Литература»  воспитывает у школьников любовь к книге и чтению,  потребность в посещении  библиотек и культурных  учреждений города. В этом разделе много интересного можно узнать о поэтах и писателях родного края, а так же о том, где можно найти их книги. Литературные викторины и конкурсы  увлекают ребят в мир книг и литературных произведений.

        Разделы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Театр», «Архитекту-ра»,«Кинематограф» направлены на эмоционально-эстетическое  развитие лич-ности, формируют  у школьника культуры свободного времяпрепровождения,  приобщают к посещению культурных учреждений: музеев, театров и кинотеат-ров,  художественных галерей, концертных  залов, творческих  выставок, воспи-тывают  культуру поведения в общественных местах,  знакомят с творчеством писателей, поэтов, композиторов, музыкантов, художников, многообразием народного творчества.

Технология работы с «Культурным дневником школьника»  содержит 4 этапа:

1.Пропедевтический: организация беседы по ознакомлению учащихся с культурными учреждениями, речь о которых пойдёт в каждом разделе (библиотека, музей, театр и т.д.) и по закреплению в занимательной форме правил поведения в данных учреждениях, а также выполнении части заданий.

2.Основной: посещение культурного центра (с учителем, родителями или совместное).

3.Рефлексивный: выполнение части творческих заданий, анализ своих впечатлений.

4.Мониторинг: с целью мониторинга освоения нормативного объёма знаний в «Культурном дневнике содержится информация о посещаемости культурно –массовых мероприятий, прочитанных произведениях, впечатлений, выполнении творческих и исследовательских работ.

 

Культурный дневник состоит из 7 разделов, каждый из которых посвящён отдельному направлению искусства.

Каждый раздел дневника включает 3 блока: «Кульпоход», «Культурный клуб», «Цифровая культура»

 

Разработана система поощрений участников культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника»

 

Планируемые результаты освоения курса по внеурочной деятельности

«Культурное наследие Краснодарского края»  к концу 2 класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

·                         основы российской гражданской идентичности;

·                         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

·                         осознание ценностей многонационального российского общества и своей этнической и национальной принадлежности;

·                         уважительное отношение к истории и культуре других народов;

·                         самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·                         чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·                         навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                         наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.

Учащиеся получат возможность научиться:

·                         понимать ценности семейных отношений;

·                         сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи;

·                         проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

·                         оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

·понимать, что такое «культурное наследие» и для чего оно нам необходимо;

·рассказывать о некоторых писателях, художниках, композиторах, рассказывать о достопримечательностях своего города и края, о путешествии и экскурсии, как способе познания мира, приводить примеры  чудес Краснодарского;

·приводить примеры кубанских пословиц, поговорок, загадок, песен и танцев;

·рассказывать о влиянии на человека изучения истории родного края.

Учащиеся получат возможность научиться:

· пониманию роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

·коллективной самодеятельности в группе (команде); пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

·пониманию особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

·овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

·формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);

·слушать собеседника и вести диалог;

·признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

·развивать и тренировать свою наблюдательность;

·планировать собственное участие в проектной деятельности;

·осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии;

·сравнивать и классифицировать объекты наблюдений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

· осуществлять коммуникативную деятельность;

· использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях;

· самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

·высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

·точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Формы диагностики учета результатов освоения программы

Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, участие в конкурсах проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

Кроме того, теоретические сведения по каждой теме можно оформить в презентацию по предлагаемым в программе разделам и в дальнейшем использовать на уроках по следующим предметам: «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Музыка».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Рефлексия: В «Культурном дневнике второклассника» после окончания каждого раздела есть страница «Твои впечатления». Учащимся предлагается записать или нарисовать свои впечатления от путешествия по родному краю.

Основными задачами оценивания в данной программе внеурочной деятельности являются:

·                     развитие познавательных интересов обучающихся

·                     создание ситуации успеха для каждого ученика

·                     повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

·                     максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка

·                     приобретение навыков рефлексии.

 

 

 

Содержание программы  2 класса   (68ч.)

Народная культура  (10 ч.)

Что такое культурное наследие, что такое культура?  Знакомство с «Куль-турный дневником ».

Казачьи традиции. Народные праздники. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Народные промыслы и ремёсла. Устное народное творчество.  Кубанские песни и танцы..

Чтение кубанских сказок, пословиц, поговорок. Творчество кубанских композиторов и поэтов

Практические занятия:  выставка «Город мастеров. Прикладное творчество, живопись, промыслы, ремёсла».  Этнографическая выставка «Казачий курень», выездная творческая программа «В гости  к соседу. Казачья слава

Архитектура  (10 ч.)

           Знакомство с ключевыми словами «архитектура», архитектор» , «архитек-турное  сооружение».

           Достопримечательности города и края.  Памятники истории и культуры  на территории города и края. Музей в моей школе.

           Практические занятия: экскурсии по родному краю, посещение архитектурных памятников и  музеев города,  виртуальная экскурсия «По улицам родного города».

Изобразительное искусство (10 ч.)

            Что такое музей? Какие бывают музеи? Что такое «музейный экспонат»? Музейный экспонат, как портрет эпохи; портрет человека. Правила поведения в музее.

Что такое «картинная галерея»?  Знакомство с творчеством выдающихся и  кубанских художников. Знакомство с жанрами живописного искусства.

Чтение художественных  сказок  о художниках для детей.

Практические занятия: участие в фото-выставке «Моя Россия», посещение картинной и  музеев города.

Музыка (10 ч.)

          Знакомство с композиторами и музыкальными произведениями.

          Чтение художественных  произведений  о музыке  для детей.

          Практические занятия:  творческие задания,  посещение  учреждений  куль-туры  (театры,  студии, дома-культуры), праздники.

      Театр (10 ч.)

         Что такое театр? Какие бывают театры? ? Что значит театральное искус-ство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там деко-рации,  освещение,  превращения?  Как устроен театральный зал. Театральный профессии. Правила  поведения  театре.

            Чтение художественных  произведений  о театре  для детей. Книжная

 выставка « Такой разный театр»

            Практические занятия: посещение городских мероприятий «Театральный дворик»,  выставки «Театральных костюмов»,   участие в мастер –классе   «Теат-ральная кукла».

Литература  (10 ч.)

           Путешествие в страну книг. Какие  бывают книги. Посещение библиотеки, знакомство с  творчеством писателей. Знакомство с  литературными жанрами.

Практические занятия: чтение книг, ведение читательского дневника, работа с источниками в библиотеке.  выставка книг о  Великой  Отечественной  войне, литературно-игровая программа  «В сказочном     царстве - книжном государстве»

  Кинематограф  (8 ч.)

Кинематография.  Мир профессий в кинематографе. История кино.

Чтение художественных произведений, на основе которых были написаны сценарии к кинофильмам и мультфильмам.

Практические  занятия: просмотр мультфильмов и  фильмов. Городское мероприятие «Кино в палатке»,  участие в Краевом военно-патриотическом  проекте «Герои  России от Первой мировой до Великой  Отечественной» .

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Краснодарский край, г. Славянск - на -

Краснодарский край, г. Славянск - на -

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных за-дач образовательного учреждения

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных за-дач образовательного учреждения

Основные принципы построения программы : ·

Основные принципы построения программы : ·

Основным критерием результативности освоения программы «Культур-ное наследие

Основным критерием результативности освоения программы «Культур-ное наследие

Технология работы с «Культурным дневником школьника» содержит 4 этапа: 1

Технология работы с «Культурным дневником школьника» содержит 4 этапа: 1

Учащиеся получат возможность научиться: · понимать ценности семейных отношений; · сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с…

Учащиеся получат возможность научиться: · понимать ценности семейных отношений; · сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи; · проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с…

Учащиеся получат возможность научиться: · развивать и тренировать свою наблюдательность; · планировать собственное участие в проектной деятельности; · осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии; ·…

Учащиеся получат возможность научиться: · развивать и тренировать свою наблюдательность; · планировать собственное участие в проектной деятельности; · осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии; ·…

Содержание программы 2 класса (68ч

Содержание программы 2 класса (68ч

Как устроен театральный зал. Театральный профессии

Как устроен театральный зал. Театральный профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020