Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Выразительное слово»
(8 - 9 классы)
Составитель
Л. А. Котюшенко,
учитель русского языка и литературы
Надым
20..
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления Творческая мастерская «Выразительное слово» предназначена для учащихся 8-9 – х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма».
Рабочая программа составлена на основе
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
· Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2013 г. № 30468 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций (Утверждены на заседании Ученого совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» протокол от «18» декабря 2013г. №4);
· Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – План Стратегии), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р.;
· Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. (с изменениями и дополнениями);
· Плана внеурочной деятельности для обучающихся 5-9-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» на … учебный год.
Предметом изучения в данной программе являются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях художественного слова воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
Исходя из сказанного, можно сформулировать цели и задачи программы.
Цель программы: формирование
устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала
воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его
сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи программы:
· добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
·
развивать
умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для
понимания при восприятии на слух;
· учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
· развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
· развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;
· развивать умения преодолевать негативное состояние;
· развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
· воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.
Курс будет реализован в … учебном году.
«Выразительное слово» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Литература как факт существования
духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым
источником, питающим духовную жизнь людей.
Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически –
нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно
интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а
затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к
восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Актуальность курса – необходимость развития речевых способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических способностей. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного развития и послужить нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребёнке уверенность в собственных силах, подчёркивает личностную значимость, создаёт ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Искусство выразительного чтения — великая сила в идейном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Голос — очень чуткий показатель понимания, а оно может быть кажущимся и реальным. Кажущееся понимание абстрактно, сухо, оно — повторение чужого понимания, выдаваемого за собственное. Оно, в отличие от реального понимания, не затрагивает чувства самого читателя и при исполнении им текста вслух накладывает на звучание печать непреодолимой бесцветности и бессмысленности. Занятия художественным чтением складываются из работы как по овладению чтецкой техникой, которая часто помогает возникнуть реальному (но не обязательно словесному, вербальному) пониманию, так и из непосредственной работы над собственным пониманием текста, которое в конечном итоге определяет своеобразие выбора чтецом тех или иных технических приемов.
Очень часто громкое, членораздельное и старательное исполнение именуют «выразительным» чтением. Оно-то и является признаком иллюзорности понимания. Звучание голоса ясно показывает, что исполнитель знает, какой смысл он считает себя обязанным видеть в произведении, и старательно демонстрирует это.
Знакомство школьников с художественной литературой иногда заключается всего лишь в доведении до сведения учеников того, чем в рассматриваемом произведении восхищались выдающиеся критики, ученые, писатели. При, этом если у учеников и возникает восхищение, то оно бывает вызвано не столько самим художественным текстом, сколько чьей-то способностью его так понимать. Их же собственное восприятие остаётся по-прежнему равнодушным. И чем «правильнее», «научнее» то понимание, которое ученики узнают на школьных уроках, тем скучнее им представляется собственное, реальное. Они начинают, часто бессознательно, утаивать его даже от самих себя и повторяют чужие слова и формулировки искренне и убежденно, как если бы им самим удалось насладиться тем, чем удалось насладиться другим.
Но видимость эта разрушается и для них самих, и для окружающих, как только они начинают исполнять произведение вслух с листа или наизусть. Качество понимания у большинства юных читателей стало таким, что многие вообще никогда не читают художественную литературу вслух, ссылаясь при этом на современный ритм жизни, на специфику современного общения. Громкое чтение полюбившихся произведений в узком кругу слушателей, столь распространенное в русской культуре XIX века, уходит из нашей жизни.
Отличительной особенностью настоящего художественного произведения является чувственное (эмоциональное) впечатление при его восприятии. Возникновение эмоциональной реакции связано с интересами того, кто воспринимает текст, и они же определяют своеобразие трактовки. Когда собственные интересы исполнителя не связываются с художественным текстом, когда вместо помощи ему сообщают, как текст связывается с интересами, лично ему далекими,— ни эмоционального восприятия, ни эмоционального исполнения у чтеца не возникает.
В это время недопустимо профессиональную помощь чтецу подменять показом или сообщением ремесленных приемов утрированно-эмоционального декламаторства. Вместо этого лучше в трудные моменты поиска трактовки обратить внимание ученика на произнесение каждой фразы: не рвется ли она на несколько частей; нет ли в ней равновеликих ударений, что делает звучание любой фразы неестественным, выспренним (чаще всего эта ошибка встречается при чтении стихов, когда последние слова каждой строки произносятся с ударением). Во время поиска трактовки полезно посоветовать исполнителю одну и ту же фразу (абзац, реплику) произнести с разными словесными воздействиями. И наконец попробовать создать несколько вариантов рассказчиков (отличающихся по характеру, возрасту, настроению, сословию или социальной принадлежности). Подобный технический перебор рабочих проб, как правило, вызывает новый прилив интереса, ассоциаций, эмоций, что в конце концов приводит к нахождению собственного понимания (трактовки), которое обеспечивает уверенное и художественное исполнение текста сначала перед товарищами по студии, а затем и перед зрителями.
Такая работа помимо удовольствия от коллективных занятий и публичных выступлений расширит кругозор молодого читателя в. области художественной литературы.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.
Оценивание - зачет.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий.
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3. Проблемно - ценностное общение.
4. Досугово – развлекательная деятельность.
Описание места курса в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно-эстетическому направлению.
Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 8-9 – х классов, рассчитан на 34 часов в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня продолжительностью один академический час. Продолжительность занятий 40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
v личностные УУД
Учащийся научится
· осознавать свои возможность в учении на основе сравнения «я» позиции и позиции «хороший ученик»;
· мотивировать основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· развивать творческое воображение.
Учащийся получит возможность для формирования
· интереса к учебному материалу;
· интереса к художественным произведениям;
· умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов литературных произведений;
· позитивной самооценки;
· умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
v регулятивные УУД
Учащийся научится
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать
выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Учащийся получит возможность научиться
· оценивать правильность выполнения действий по результату;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· осуществлять первоначальный контроль своих действий;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
v познавательные УУД
Учащийся научится
· ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
· понимать фактическое содержание текста;
· выделять события, видеть их последовательность в произведении;
· выделять в тексте основные части;
· выполнять логические действия (сравнение, сопоставление);
· отличать поэтический текст от прозаического;
· узнавать сюжет по иллюстрациям;
· включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться
· выделять и формулировать познавательную цель;
· структурировать знания;
· группировать тексты по заданному основанию;
· различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
· работать с информацией, осуществлять поиск информации в текстах.
· осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
v коммуникативные УУД
Учащийся научится
· использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
· воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
· понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
· принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учащийся получит возможность научиться
· проявлять интерес к общению и групповой работе;
· уважать мнение собеседников;
· преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
· следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
· входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Планируемые результаты изучения курса «Выразительное слово»
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Учащийся научится
· читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
· ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
· работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
· определять жанр художественного произведения.
· выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
· оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться
· отличать прозаический текст от поэтического;
· сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности(олицетворении, звукописи, рифме;)
· работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.
Воспитательные
результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У учащегося будут сформированы
· учебно – познавательный интерес к художественным текстам;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
· умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
· опыт ролевой игры;
· опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.
Получит возможность для формирования
· эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;
· ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.
Конечный результат
В течение срока
обучения учащиеся должны усвоить программу по внеурочному образованию, в
качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей
в викторинах, смотрах, конкурсах, в школьных мероприятиях. По итогам года
учащиеся готовят не менее 10 произведений малых форм или небольших отрывков с
учебными целями и не менее 3 к исполнению на сцене.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание предмета «Выразительное слово» для 8-го класса включает следующие разделы
Первое полугодие
Теория предмета
1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть.
2. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
3. Основы сценической «лепки» фразы (логики речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснения во фразе. Пояснения на басах и верхах. Противопоставление. Перечисление. Виды перечисления. Сопоставление. Эпическая форма.
4. Бессловесные элементы действия в чтецком искусстве. Оценка факта. Пристройка. Мобилизация и «вес».
5. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текстов.
Практическая часть
1. Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью).
2. Умение логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста. Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.
3. Умение пользоваться бессловесными элементами действия как дополнительными выразительными возможностями художественного чтения.
Зачет
Упражнения по дыханию.
Упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
Исполнение текста (короткого, например басни Эзопа, отрывка или литературного анекдота), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Второе полугодие
Теория предмета
1. Словесные воздействия. Классификация простых (опорных) словесных воздействий. Воздействие на внимание партнера — звать; воздействия на волю партнера — приказывать и просить; воздействия на память партнера — узнавать и утверждать; воздействия на чувства (самочувствие) партнера— упрекать и ободрять; воздействия на мышление партнера — объяснять и отделываться; воздействия на воображение партнера —удивлять и намекать. Сложные (составные) словесные воздействия. Подтекст и текст литературного произведения.
2. Понятие о литературном художественном приеме. Осмысление литературного приема читателями. Фабула как материал для обработки определенными литературными пр иемами. Сюжет как результат воздействия литературного произведения на читателя.
3. Основы сюжетно-фабульного анализа произведения. Методы выявления использованных писателем художественных приемов построения текста. Последовательность анализа и временная продолжительность.
4. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.
5. Целостность художественного произведения. Целостность впечатления слушателей от исполнения.
Практическая часть
1. Умение определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей чтецкой работе.
2. Навык работы над художественным произведением. Работа всех обучающихся над одним произведением.
3. Подготовка чтецкого репертуара (басни, народные сказки, эпические произведения, написанные гекзаметром).
Зачет-выступление
Исполнение каждым учащимся работ из своего чтецкого репертуара.
Содержание предмета «Выразительное слово» для 9-го класса включает следующие разделы
Первое полугодие
Теория предмета
1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть.
2. Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
3. Особенности исполнения лирики.
4. Проблемы исполнения «сказа». Смысловое преломление повествования при введении писателем личности (яркой) рассказчика.
5. Разнообразие художественных приемов современной литературы.
6. Толкование литературного произведения чтецом, его замысел. Сверхзадача и сверх-сверхзадача (по К. С. Станиславскому).
Практическая часть
Зачет-выступление
Исполнение каждым учащимся работ из своего чтецкого репертуара.
Второе полугодие
Теория предмета
Практическая часть
Зачет-выступление
Исполнение отрывков из подготовленных чтецких работ. Показ отрывков из своих режиссерских работ с чтецами-соучениками.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п |
№ раздела |
Теория предмета |
Содержание практической деятельности |
Коли-чество часов |
Дата планиру-емая/ фактичес-кая |
Первое полугодие |
|||||
1-2 |
1 |
Выразительное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть
|
Техника безопасности на занятиях курса «Выразительное слово» |
2 |
1 неделя |
2 неделя |
|||||
3 |
2 |
Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата |
Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью)
|
1
|
3 неделя |
4 |
Основы практической работы над голосом. Литературное произношение |
Упражнения на соблюдение правил литературного произношения
|
1 |
4 неделя |
|
5 |
3 |
Основы сценической «лепки» фразы (логики речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная
|
Работа с текстом. Разметка текста для чтения вслух |
1 |
5 неделя |
6 |
Основа и пояснения во фразе. Пояснения на басах и верхах |
Умение логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста. Разметка текста для упражнения в фразовом ударении
|
1 |
6 неделя |
|
7 |
Противопоставление. Перечисление. Виды перечисления. Сопоставление. Эпическая форма.
|
Умение логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста. Разметка текста для упражнения в логическом ударении во фразе |
1 |
7 неделя |
|
8-10 |
4 |
Бессловесные элементы действия в чтецком искусстве. Оценка факта. Пристройка. Мобилизация и «вес»
|
Упражнения на умение пользоваться бессловесными элементами действия как дополнительными выразительными возможностями художественного чтения. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с профессиональным актерским чтением стихотворений
|
3
|
8 неделя |
9 неделя |
|||||
10 неделя |
|||||
11 |
5 |
Произвольная и непроизвольная память. |
Упражнения на выработку навыков непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним
|
1 |
11 неделя |
12-15 |
Условия и приемы для лучшего запоминания текстов.
|
Упражнения на выработку навыков непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним. Практические упражнения в разговорном стиле при чтении басен |
4 |
12 неделя
|
|
13 неделя
|
|||||
14 неделя
|
|||||
15 неделя
|
|||||
16 |
Зачет |
Упражнения по дыханию. Упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом. Исполнение текста (короткого, например басни Эзопа, отрывка или литературного анекдота), демонстрирующего владение «лепкой» фразы
|
1 |
16 неделя |
|
Второе полугодие |
|||||
17 |
1 |
Словесные воздействия. Классификация простых (опорных) словесных воздействий |
Упражнения на умение определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей чтецкой работе
|
1 |
17 неделя |
18-19 |
Воздействие на внимание партнера — звать; воздействия на волю партнера — приказывать и просить; воздейстия на память партнера — узнавать и утверждать; воздействия на чувства (самочувствие) партнера— упрекать и ободрять; воздействия на мышление партнера — объяснять и отделываться; воздействия на воображени е партнера —удивлять и намекать |
2 |
18 неделя |
||
19 неделя |
|||||
20-21 |
Сложные (составные) словесные воздействия. Подтекст и текст литературного произведения |
2 |
20 неделя
|
||
21 неделя
|
|||||
22 |
2 |
Понятие о литературном художественном приеме. Осмысление литературного приема читателями |
Навык работы над художественным произведением. Работа всех обучающихся над одним произведением |
1
|
22 неделя
|
23 |
Фабула как материал для обработки определенными литературными приемами |
1 |
23 неделя
|
||
24 |
Сюжет как результат воздействия литературного произведения на читателя |
1 |
24 неделя
|
||
25-26 |
3 |
Основы сюжетно-фабульного анализа произведения. Методы выявления использованных писателем художественных приемов построения текста. Последовательность анализа и временная продолжительность
|
Навык работы над художественным произведением. Работа всех обучающихся над одним произведением |
2 |
25 неделя
|
26 неделя
|
|||||
27-31 |
4 |
Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.
|
Подготовка чтецкого репертуара (басни, народные сказки, эпические произведения, написанные гекзаметром) |
5 |
27 неделя
|
28 неделя
|
|||||
29 неделя
|
|||||
30 неделя
|
|||||
31 неделя
|
|||||
32-33 |
5 |
Целостность художественного произведения. Целостность впечатления слушателей от исполнения |
Отработка навыков выразительного чтения зачетного произведения |
2 |
32 неделя
|
33 неделя
|
|||||
34 |
Зачет-выступление |
Исполнение каждым обучающимся работ из своего чтецкого репертуара
|
1 |
34 неделя |
9 класс
№ п/п |
№ раздела |
Теория предмета |
Содержание практической деятельности |
Коли-чество часов |
Дата планиру-емая/ фактичес-кая |
Первое полугодие |
|
||||
1-2 |
1 |
Выразительное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть. |
Техника безопасности на занятиях курса «Выразительное слово» |
2 |
1 неделя |
2 неделя |
|||||
3- 4 |
2 |
Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. |
Умение по-разному исполнить одно и то же литературное произведение |
2 |
3 неделя |
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. |
4 неделя |
||||
5-7 |
3 |
Особенности исполнения лирики |
Навык самостоятельной подготовки произведения к исполнению (на материале классической русской поэзии) |
3 |
5 неделя |
6 неделя |
|||||
7 неделя |
|||||
8-10 |
4 |
Проблемы исполнения «сказа». Смысловое преломление повествования при введении писателем личности (яркой) рассказчика.
|
Навык самостоятельной подготовки произведения к исполнению (на материале классической русской прозы) |
3 |
8 неделя |
9 неделя |
|||||
10 неделя
|
|||||
11 |
5 |
Разнообразие художественных приемов современной литературы |
Подготовка чтецкого репертуара (современная проза, поэзия; классическая русская проза и поэзия) |
1 |
11 неделя |
12-15 |
6 |
Толкование литературного произведения чтецом, его замысел. Сверхзадача и сверх-сверхзадача (по К. С. Станиславскому). |
4 |
12 неделя
|
|
13 неделя
|
|||||
14 неделя
|
|||||
15 неделя
|
|||||
16 |
Зачет |
Исполнение каждым учащимся работ из своего чтецкого репертуара |
1 |
16 неделя |
|
Второе полугодие |
|
||||
17 |
1 |
Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте |
Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок
|
1 |
17 неделя |
18 |
Многообразие индивидуальных форм выступления. Мелодекламация |
1 |
18 неделя |
||
19 |
Многообразие индивидуальных форм выступления. Литературная композиция и монтаж |
1 |
19 неделя |
||
20 |
Многообразие индивидуальных форм выступления. Конферанс |
1 |
20 неделя |
||
21 |
Многообразие индивидуальных форм выступления. «Театр одного актера» |
1 |
21 неделя |
||
22 |
2 |
Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр» |
Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок
|
1 |
22 неделя |
23 |
Многообразие групповых форм выступления. «Синяя блуза» |
1 |
23 неделя |
||
24 |
Многообразие групповых форм выступления. «Агитбригада» |
1 |
24 неделя |
||
25 |
Многообразие групповых форм выступления. Капустник |
1 |
25 неделя |
||
26-27 |
3 |
Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений в литературный монтаж |
Создание литературных композиций и монтажей и участие в них. Навык самостоятельной режиссерской работы с товарищами по студии. Умение выстроить постановочную часть выступления
|
2 |
26 неделя |
27 неделя |
|||||
28-29 |
Требования к монтажу: целостность, органичность стыковки фрагментов, ритмическое единообразие или контраст |
2 |
28 неделя
|
||
29 неделя
|
|||||
30-31 |
4 |
Специфика работы чтеца перед зрителем при повторных выступлениях. Импровизация и точность от выступления к выступлению |
Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок |
2 |
30 неделя
|
31 неделя
|
|||||
32-33 |
5 |
Анализ своей работы и работы товарищей по студии. Критерии оценки выступления |
2 |
32 неделя
|
|
33 неделя
|
|||||
34 |
Зачет-выступление |
Исполнение отрывков из подготовленных чтецких работ. Показ отрывков из своих режиссерских работ с чтецами-соучениками |
1 |
34 неделя |
Описание учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Литература
Список основной литературы
1. Ершов П. М. Технология актерского искусства.—2-е изд.— М., 1992.— Главы: «Лепка фразы в логике словесного действия», «Логика и техника бессловесных элементов действия», «Способы словесного воздействия».
2. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология: (Взаимодействие людей в жизни и на сцене).— М., 1972.
3. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии.— М., 1979.
Список дополнительной литературы
1. Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка: Заметки писателя.— М., 1968.
2. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя.— М., 1986.
3. Журавлев Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи.— М., 1985.
4. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера.— 3-е изд.— М., 1970.
5. Комякова Г. Уроки техники речи в самодеятельном коллективе.— Л., 1972.
6. Линклейтер К- Освобождение голоса/Пер. с англ. Л. В. Соловьевой,— М., 1993.
7. Мастера художественного слова: Очерки, портреты,— Вып. 1,—М., 1983; Вып. 2,—М., 1988.
8. Методика выразительного чтения: Учебное пособие для пед. ин-тов/Общ. ред. Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьевой.— М., 1985.
9. Савкова 3. В. Как сделать голос сценичным,—2-е изд.— М., 1975.
10. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.— М., 1984.
11. Станиславский К- С. Собрание сочинений: В 9 т.— М., 1988—1991,—Т. 1—4.
12. Сценическая речь: Учебное пособие для средних театральных и культурно-просветительских учебных заведений/Под ред. Н. 11. Козляниновой.— М., 1976.
13. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка//В его кн.: Литературный факт,— М., 1993.
14. Чудаков А. П. В. В. Виноградов и теории художественной речи начала XX века//Виноградов В. В. О языке художественной прозы.—М., 1980.— С. 293—303.
15. Шкловский В. Б. О теории прозы.— М., 1983.
2. Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника
№ п/п |
Наименование техники |
Количество |
1. |
Рабочее место учителя |
1 |
2. |
Интерактивная доска |
1 |
3. |
Колонки |
2 |
3. Учебно-практическое оборудование.
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.