РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы журналистики»
Срок реализации программы: 1 уч.год
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: стартовый
Составитель: Толстиков Владимир Иванович,
педагог дополнительного образования
АОУ школа №10, г. Долгопрудный
7-е классы
20__/__ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Основы журналистики» составлена на основе методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования АОУ школы №10.
Программа предполагает СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ обучения. Он включает в себя использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Курс «Основы журналистики» используется, как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогом дополнительного образования.
Состав учащихся разновозрастный.
НАПРАВЛЕННОСТЬ - ориентация образовательной программы по журналистике на раскрытие творческого потенциала внутреннего «Я», психологических особенностей личности, умение аргументированно по содержанию и привлекательно по форме выражать собственную позицию в реальной окружающей действительности.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы «Основы журналистики» обусловлена современным социальным заказом на гуманитарное образование и задачами духовно-нравственного воспитания учащихся. Она разработана на основе типовых программ социально-педагогической направленности и является целостным интегрированным курсом, с включением современных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формированию личностных качеств.
Программа дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на практике, где учащиеся овладевают ключевыми компетенциями в области журналистики, учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными, повышают общий уровень культуры.
НОВИЗНА программы – в методике на выработку ориентированности на сотрудничество с учениками, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи, на преодоление трудностей – на все то, что способствует самовыражению ученика: условия для саморазвития, формирования целостного взгляда на мир, развития литературных и творческих способностей, а также свободного владения словом, языком, речью.
ЦЕЛЬ:
Овладение первичными навыками оформления газет, написание отзывов, статей. Воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Формирование нравственной системы ценностей, активной гражданской позиции, патриотизма и чувства гордости за свою Родину, свой родной край.
ЗАДАЧИ:
- овладение навыками работы в команде, объединённой единой целью, развитие организаторских способностей;
- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
- развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск газеты;
- повышать речевую грамотность, формировать интерес к журналистике и приобщаться к основам журналистского мастерства;
- формировать и развивать у учащихся необходимые качества: ответственность, сознательность, коммуникабельность, самостоятельность, коллективизм.
ПРИНЦИПЫ и МЕТОДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬГО ПРОЦЕССА:
- Метод эмоционального погружения.
- Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
- Принцип развития подростка в личностном плане.
- Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы).
- Репродуктивный метод (через практические задания).
- Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся в возрастной подгруппе: 12-13 лет;
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
- теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;
- практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
- исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
- групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
- индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После года обучения ученик научится:
- давать краткую историю мировой журналистики;
- владеть понятиями главного и второстепенного в газете;
- определять особенности различных дизайнов;
- определять основные жанры фотографий.
получит возможность научиться:
- выбирать шрифт для различного рода статей;
- составлять эскизы газет;
- подбирать иллюстрации;
- фотографировать различные объекты;
- брать и обрабатывать интервью;
- печатать материалы для газет.
В соответствии с Учебным планом АОУ школы № 10, утвержденным приказом по школе от _____________, на занятия клуба «Основы журналистики» отводится 1 час в неделю. Итого 34часа за учебный год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОГРАММЫ
Знакомство с целями и задачами курса. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Знакомство с материалами периодической печати.
Знакомство с газетой «А» в КРУГе». Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. Обсуждение статей, авторами которых являются члены редколлегии «А» в КРУГе».
История мировой журналистики.
Краткая справка о выпуске первых газет в России. Влияние газет на формирование общественного сознания.
Журналист – человек, работающий в газете.
Человеческие и профессиональные качества журналиста.
Слово – главный помощник журналиста.
Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Профессиональная этика журналиста. Нравственные позиции журналиста. Эмоциональное воздействие слова.
Ответственность журналиста за сказанное и написанное слово.
Сбор информации.
Понятие об информации. Методы и приемы сбора информации. Наблюдение, опрос. Внимание и наблюдательность – важные качества журналиста. Экскурсия в городской парк (использования элементов описания в журналистском материале).
Опрос респондентов на заданную тему. Устная зарисовка. Иллюстрирование материала.
Новость.
Отработка умения сообщать новость одной строкой. Запись новости.
Сбор информации о новостях класса, школы, микрорайона.
Написание материала на тему «Новость для всех». Иллюстрация материала.
Практическая часть.
Обработка информации.
Способы сбора и обработки информации.
Редактирование.
Понятие о редактировании. Техника литературного редактирования. Значение редактирования в журналистике. Виды ошибок: речевые, грамматические, стилистические, фактические.
Заголовок.
Смысл слова «заголовок». Виды заголовков. Соответствие заголовка и темы. Назначение и виды заголовков. Требования к заголовкам.
Практическая часть.
Подбор заголовка к статье. Оформление заголовка. Иллюстрирование заголовка.
Основы макетирования.
Макетирование страниц. Технология создания газетной странички.
Практическая часть.
Иллюстрирование текста. Распределение материалов на странице.
Создание газетной странички на заданную тему.
Иллюстрирование.
Роль иллюстрации при оформлении газеты и журнала. Как с помощью иллюстраций оживает газета или журнал. Просмотр детских журналов, анализ иллюстраций.
Зарисовка.
Зарисовка – словесная картина.
Практическая часть.
Практическая работа на улице: сбор слов для зарисовки. Составление памятки для написания зарисовки. Записывание слов в блокнот журналиста. Написание зарисовки и оформление странички индивидуального творческого альбома.
Заметка.
Заметка – один из распространённых газетных и журнальных жанров. Знакомство с видами заметок информационной и художественной.
Практическая часть.
Составление памятки для написания заметки. Написание художественной заметки с помощью вопросов-подсказок и рисунка.
Отработка умений писать зарисовку с использованием выразительных средств русского языка. Заполнение таблицы эпитетов и сравнений. Выстраивание текста. Придумывание заголовка. Иллюстрирование текста. Оформление странички индивидуального творческого альбома.
Отзыв.
Знакомство с газетным жанром – отзывом. Знакомство с основными приемами написания отзыва.
Практическая часть.
Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Подбор эпитетов к слову «друг». Написание письма-отзыва о друге по схеме.
Размышление.
Работа со словарём. Подбор эпитетов. Написание заметки-размышления по плану-вопроснику на выбранную тему.
Знакомство с оформительским делом.
Правила нового графического дизайна. Просмотр примеров в материалах периодической печати. Шрифты в газете. Соразмерность листа и материалов. Приобретение навыков композиционного оформления. Симметрия, цветовая гамма, иллюстрации. Элементы графических украшений. Компьютерный вариант. Набор текстов. Макетирование текстов.
Статья.
Роль статьи в газетах и журналах.
Виды статей. Отличительные черты статьи: доходчивость, логичность аргументации, точность, яркость литературного изложения.
Очерк.
Очерк – малый жанр художественной литературы. Очерк как раскрытие жизни персонажа. Документальность воспроизведения материала. Виды очерков.
Интервью.
Определение интервью. Особенности жанра интервью, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью.
Памятка «Правила интервью». Искусство задавать вопросы. Правильная запись вопросов и ответов.
Практическая часть.
Правила ведения интервью-диалога. Интервьюирование. Предварительная запись интервью.
Редактирование интервью. Вступительная часть: тема, герой, интервью.
Редактирование ответов. Завершение интервью. Заголовок. Запись интервью. Оформление.
Репортаж.
Определение репортажа. Памятка написания репортажа. Особенности репортажа. Текстовый пример.
Практическая часть.
Выбор места ведения репортажа. Наблюдение. Записывание происходящего.
Написание репортажа. Анализ написанных репортажей, коллективное редактирование их.
Оформление. Иллюстрирование.
Фельетон.
Фельетон – острая, злободневная критика.
Особые приемы изложения фельетона.
Иллюстрация фельетонов.
Практическая часть.
Написание фельетона на тему «Школьная жизнь». Оформление. Иллюстрирование.
Мой родной город».
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Практическая часть.
Описание события «В школьном музее». Иллюстрирование материала. Написание материала об экскурсии.
Заключительное занятие.
Подведение итогов занятий за год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание материала |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Планируемые сроки |
ВВЕДЕНИЕ |
|||||
1 |
Цели и задачи курса. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Знакомство с материалами периодической печати. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Знакомство с газетой «А» в КРУГе». Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. |
1 |
1 |
|
|
3 |
Краткая справка о выпуске первых газет в Китае, Европе и России. Влияние газет на формирование общественного сознания. |
1 |
1 |
|
|
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР |
|||||
4 |
Человеческие и профессиональные качества журналиста. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Ответственность журналиста за сказанное и написанное слово. |
1 |
1 |
|
|
ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ |
|||||
6 |
Понятие об информации. Методы и приемы сбора информации. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Отработка умения сообщать новость одной строкой. Запись новости. |
1 |
|
1 |
|
8 |
Способы сбора и обработки информации. |
1 |
1 |
|
|
9 |
Понятие о редактировании. |
1 |
|
1 |
|
10 |
Виды заголовков. Соответствие заголовка и темы. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Практическая часть. Подбор и оформление заголовков. |
1 |
|
1 |
|
12 |
Технология создания газетной странички. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Практическая часть. Распределение материалов на странице. |
1 |
|
1 |
|
14 |
Роль иллюстрации при оформлении газеты и журнала. |
1 |
|
1 |
|
15 |
Зарисовка – словесная картина. |
1 |
1 |
|
|
16 |
Практическая часть. Составление памятки для написания зарисовки. |
1 |
|
1 |
|
17 |
Заметка – один из распространённых газетных и журнальных жанров. |
1 |
1 |
|
|
18 |
Практическая часть. Отработка умений писать зарисовку. |
1 |
|
1 |
|
19 |
Основные приемы написания отзыва. |
1 |
|
1 |
|
20 |
Практическая часть. Написание письма-отзыва о друге |
1 |
|
1 |
|
21 |
Написание заметки-размышления по плану на выбранную тему. |
1 |
|
1 |
|
22 |
Знакомство с основами оформительского дела. |
1 |
1 |
|
|
23 |
Роль статьи в газетах и журналах. |
1 |
1 |
|
|
24 |
Очерк – малый жанр художественной литературы. |
1 |
1 |
|
|
25 |
Очерк как раскрытие жизни персонажа. |
1 |
1 |
|
|
26 |
Особенности жанра интервью, его виды. |
1 |
1 |
|
|
27 |
Практическая часть. Интервью: встреча с интересным человеком. |
1 |
|
1 |
|
28 |
Определение и особенности репортажа. |
1 |
1 |
|
|
29 |
Практическая часть. Написание и анализ репортажей. |
1 |
|
1 |
|
30 |
Особые приемы изложения фельетона. |
1 |
1 |
|
|
31 |
Практическая часть. Написание фельетона на тему «Школьная жизнь». |
1 |
|
1 |
|
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
|||||
32 |
Экскурсия в городской краеведческий музей. |
1 |
|
1 |
|
33 |
Практическая часть. Написание материала об экскурсии. |
1 |
|
1 |
|
34 |
Подведение итогов занятий за год. |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
18 |
16 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Вьюкова Т.Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений. - М., 1980г.
2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. - М., 1977г.
3. Монахова М., Чернышев В. Тебе, юный корреспондент. - М., 1965г.
4. Рисс О.В. Что нужно знать в корректуре. - М., 1980г.
5. Теория и практика сочинений разных жанров. (Методические указания к факультативному курсу). - М., 1977г.
6. Теплюк В.М. Журналист меняет профессию. Владивосток, 1990г.
7. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. - М., 1984г.
8. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М., 1980г.
9. Это трудное искусство писать. (Из лекций Мюнхенской школы журналистики). АПН, 1987г.
10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Швеция, 1999г.
11. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
12. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. - М., 2000
13. Основы современных компьютерных технологий. (Уч. пос.) / Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. - СПб., 2002
14. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
15. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью. - М.,1990.
16. Правовое поле журналиста. Справочник. - М., 1971.
17. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.
18. В.В. Кеворков. Рекламный текст. - М., 1996.
19. Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1991.
20. Толстиков В.И. Курс практической журналистики. (Метод. пос.) - З., 2008г.
21. Толстиков В.И. Лаборатория журналистики. (Метод. пос.) - М., 2020г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
https://avkruge.com
https://vk.com/avkruge1
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРЫ
Ноутбуки
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.