Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов "Я – маленький гражданин России".
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов "Я – маленький гражданин России".

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
06.02.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию для учащихся 1–4-х классов "Я – маленький гражданин России".
Программа «Я – маленький гражданин России» включает в себя четыре блока: • Семья вся вместе – и душа на месте • Школа – мой второй дом • Пятигорск – город родной • Родной свой край люби и знай
программа внеурочной деятельности.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30

________________________________________________________________

357500 Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Пестова 32

телефон, факс (88793) 33-91-93,  е- mail:school_30pyatigorsk@mail.ru

 

 

«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

 

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________________

 

«____»____________201  г.

 

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ О.А.Костина

 

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности по

духовно – нравственному и патриотическому воспитанию

для учащихся 1–4-х классов

"Я – маленький гражданин России".

 

составила:

учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 г.Пятигорска

Жилкина Татьяна Эдуардовна

 

 

 

 

 

                                                                                                        Рассмотрено на заседании

  педагогического совета школы

  протокол № ____от «__»______201_ г

 

 

I. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта, требований ФГОС второго поколения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 

II. Пояснительная записка.

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Я – маленький гражданин России». В рамках программы  рассматривается понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Я – маленький гражданин России” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников.

Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Пятигорск – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

 

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

·                       формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

·                       сохранение истории нашего края для будущих поколений;

·                       воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

     Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

·                     сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ставропольского края.

·                     сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

·                     воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

·                     организовать экскурсии по историческим местам Пятигорска, Кавказских Минеральных Вод.

·                     сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.

·                     вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

·                     учащиеся

·                     классные руководители

·                     учителя-предметники

·                     психолог

·                     родители

·                     сотрудники краеведческого музея.

·                      

4. Основные формы работы:

беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы

практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги

 

5. Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда духовно – нравственного и патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

 

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

·                       последовательности

·                       гуманизации

·                       интеграции

·                       системности

·                       культуросообразности

 

7. Сотрудничество МБОУ СОШ №30 с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Совет ветеранов города

Встречи, беседы, праздники, акции

Объединения дополнительного образования, СЮТ, СЮТ, ДПиШ, Центр Детско-юношеского туризма, ДЮСШ №1,2,3,4.

Посещение спортивных секций, военная игра «Зарница», Дни защиты детей, туристические ралли, конкурсы, олимпиады.

Предприятия города Пятигорска

Экскурсии на предприятия города, беседы

Перкальский природный заповедник на г. Машук, парк «Цветник».

Экскурсия по заповеднику, парку, археологическая экспедиция, фоторепортаж

Музей Боевой Славы, краеведческий музей г.Пятигорска, музей милиции и др.

Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для учащихся, олимпиада по краеведению.

Школьный музей Боевой Славы

Экскурсия, лекции, беседы

 

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватываю-щие все направления воспитательной деятельности.

 

III. Содержание программы.

Программа «Я – маленький гражданин России» включает в себя четыре блока:

·                       Семья вся вместе – и душа на месте

·                       Школа – мой второй дом

·                       Пятигорск – город родной

·                       Родной свой край люби и знай

 

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

      Задачи:

·                       воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

·                       формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

     Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

 

2 блок. «Школа – мой второй дом».

      Задачи:

·                       формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

·                       воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

·                       воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

·                       вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;

·                       воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

     Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

 

3 блок. «Пятигорск – город родной»

      Задачи:

·                       формировать представления о специфике города, об истории города;

·                       приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;

·                       воспитывать гордость званием пятигорчанина, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

     Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Пятигорска.

 

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

     Задачи:

·                       формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ставропольского края.

·                       воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей жителей Пятигорска.

     Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

 

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);

2 ступень – 2 класс (34 часа);

3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).

 

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы:

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мои родные

фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

5

Ты – родитель

игра

6

Игры бабушек, дедушек

практикум

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

 

II. Школа – мой второй дом 

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

 

III. Пятигорск – город родной

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

легенды

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по городу

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

беседа

7

Характер курортного города. Город владеет минеральными и природными богатствами.

фотовернисаж курортных мест, посещение бюветов и минеральных источников

8

Посещение Краеведческого музея города.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина» – Ставропольский край. Географическое положение.

беседа

2

Ставрополь – столица Ставропольского края.

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Кавказских Минеральных Вод

беседа

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Дружба народов Кавказа

беседа

Итого: 33 часа

 

2 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Мой дом – моя крепость

игра

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье

практикум

6

Песни родителей, бабушек

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

беседа

3

Мои любимые книги

выставка книг

4

Береги учебник

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

беседа

6

Я – директор школы

ролевая игра

7

Школа будущего

конкурс рисунков

8

Дом, в котором мы живем

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

 

III. Пятигорск – город родной

1, 2

Память о прошлом.

беседа

3

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

4

Посещение кинотеатра «Родина», театра Музкомедии

культпоход

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа

7

Аллея героев, мемориал погибших воинов ВОВ

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9, 10

Транспорт города. Трамвай – достопримечательность Пятигорска. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте.

беседа, прогулки по отдельным местам города,

проезд на трамвае

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Флаг Ставропольского края

беседа, рисунки

2

Герб Ставропольского края

беседа

3

Гимн Ставропольского края

прослушивание

4

Национальная кухня народов Кавказа

конкурс блюд

5

Национальные костюмы народов Кавказа

рисунки

6

Заповедные места КМВ

беседа

7

Игры  народов Кавказа

практикум

8

Пятигорский ипподром

экскурсия

Итого: 34 часа.

 

3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

Моя семья

сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

конкурс рисунков

4

Моя родословная

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

1

Моя школа – мой дом

беседа

2

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

открытка

4

Что растет на территории школы

тесты

5

Все о школе

викторина

6

Школьный музей Боевой Славы

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

 

III. Пятигорск – город родной

1

Исторические места города.

экскурсия

2

Моему городу 235 лет в 2015 году

выставка фотографий

3

Пятигорск – город-курорт

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

5

Посещение Краеведческого музея и домика Алябьева

экскурсия в музей

6

М.Ю.Лермонтов в Пятигорске

поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Пятигорск в далеком прошлом

беседа

2

Гражданская война на территории Ставропольского края

беседа

3

Подвиги пятигорчан в годы Великой Отечественной войны

экскурсия в музей на Посту №1.

4

Символика Пятигорска и КМВ.

беседа

5

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

6

Я – гражданин

рисунки

7

Многонациональный Кавказ

беседа

8, 9

Праздники  народов Кавказа

праздник

10

Канатная дорога на г.Машук

экскурсия

Итого:34 часа

 

4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

1

История одной фотографии

сочинение

2

Рукотворный мир

выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

5

Семейный бюджет

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

поздравительная открытка

 

II. Школа – мой второй дом

1

Юбилейная дата. Встреча с композитором

беседа

2

Умники и умницы

интеллектуальная игра

3

Бюджет школы

практикум

4

Школьный бассейн

соревнования

5

Мой любимый предмет в школе

конкурс рисунков

6

История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы.

создание альбома

7

Прощание с начальной школой

праздник

8

Подарок школе

оформление рекреации

 

III. Пятигорск – город родной

1

Моя малая родина

сочинение

2

Домик – музей Лермонтова в Пятигорске

Посещение Домика-музея Лермонтова

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Экскурсия по историческим местам Пятигорска

экскурсия

6

Изучение археологических находок

сбор материала для школьного музея

7

Что мы покажем гостям в Пятигорске.

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Древнейшее прошлое Пятигорья

беседа

2

Константиногорская   крепость

поисковое задание

3

Великие писатели на Кавказских Минеральных Водах

беседа

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

Легенды о Машуке и Бештау

беседа

6, 7

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего края

чтение произведений, театрализованные представления

8

Трудовые достижения и замечательные люди Пятигорска

поисковое задание

9

А.П.Ермолов на Кавказе

экскурсия  к памятнику Ермолова

10

 «Мой край, цвети и процветай!»

викторина

 

IV. Реализация программы.

1.                   Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.

2.                   Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.

3.                   Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.

4.                   Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.

5.                   Посещение семей на дому.

6.                   Посещение Краеведческого музея, Домика-музея Лермонтова, школьного музея Боевой Славы, музея милиции,  музея на Посту №1, экскурсия и экспедиция по историческим местам и др.

 

 

V. Ожидаемые результаты:

·                       Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;

·                       Повышение уровня духовной культуры

·                       Возрождение патриотического воспитания.

 

     Список использованной литературы:

1.                   Боглачёв С.В., Кузнецов В.А., Маркелов Н.В. Пятигорск в исторических очерках - Пятигорск: СНЕГ 2010. - 288с.: ил.

2.                   Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.

3.                   Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1.

4.                   Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. – Ставропольсервисшкола,  2001.

5.                   Усова С.Н., Хабибуллина В.М. Использование национально-регионального компонента в содержании вводного курса истории и обществознания в начальной школе. – Казань: КГПУ, 2005.

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 ________________________________________________________________ 357500

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30 ________________________________________________________________ 357500

I. Актуальность программы . В последнее десятилетие в

I. Актуальность программы . В последнее десятилетие в

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой

Основные формы работы: беседы родительские собрания родительский лекторий индивидуальное консультирование совместные мероприятия конкурсы игры анкетирование семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы практические и учебные…

Основные формы работы: беседы родительские собрания родительский лекторий индивидуальное консультирование совместные мероприятия конкурсы игры анкетирование семейные праздники часы общения игровые программы конкурсы практические и учебные…

Объединения дополнительного образования,

Объединения дополнительного образования,

Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных…

Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных…

Мероприятия по реализации воспитательной программы: №

Мероприятия по реализации воспитательной программы: №

Характер курортного города. Город владеет минеральными и природными богатствами

Характер курортного города. Город владеет минеральными и природными богатствами

Школа будущего конкурс рисунков 8

Школа будущего конкурс рисунков 8

Герб моей семьи конкурс рисунков 4

Герб моей семьи конкурс рисунков 4

Кто в государстве самый главный? ролевая игра 6

Кто в государстве самый главный? ролевая игра 6

Герои – земляки Великой Отечественной войны поисковое задание 5

Герои – земляки Великой Отечественной войны поисковое задание 5

V. Ожидаемые результаты: ·

V. Ожидаемые результаты: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020