РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитание +1
02.02.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями
нравственные уроки.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ТАТАРСКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 

 

«Нравственные уроки»

 

 

Срок освоения программы 1 год (7 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Мизина Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


 

Пояснительная записка

            Программа духовно-нравственного развития и воспитания в МБОУ СОШ  №4 разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени  среднего общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

            Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.

            Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:

1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени основного общего образования.

2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.

3.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования

4.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования».

 

 

 

 

 


 

Актуальность программы

   Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.

   Актуальность программы профилактического воспитания состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:

  • когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;
  • эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;
  • поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).

            Программа состоит из четырех ступеней, связанных между собой логикой формирования личности, способной жить в согласии с окружающим миром:

  • Познаем себя;
  • Моя семья;
  • Толерантность. Счастье общения;
  • Я – гражданин.

            Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:

  • Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;
  • Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности;
  • Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации;
  • Отечество – уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

            Значимость программы заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина.  

Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.

            Задачи: формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.

            Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа: 

  •  знание;
  •  отношение;
  •  деятельность.

            У школьников необходимо создать опыт социального группового и индивидуального поведения  - опыт совместного анализа,  совместного решения проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих интересов. Моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.

            Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том,  что в процессе занятий у подростка формируются следующие способности:

  • способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
  • способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
  • развитое умение общаться;
  • осознание ответственности за свои мысли и поступки; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию;

Обоснование отбора содержания

    Основное содержание программы составлено с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 7 классов.

   Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:

  • принцип персонификации высказываний (отказ от безличных речевых форм);
  • принцип акцентирования  языка (акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния);
  • принцип активности;
  • принцип доверительного общения.

Основные формы проведения классных часов:

  • дебаты;
  • ролевые игры;
  • тренинги;
  • дискуссии;
  • индивидуальные и групповые проекты.

Необходимые условия для реализации данной программы:

  • личность учителя, осознающего важность духовного развития учащихся;
  • взаимопонимание учителя и родителей;
  •  взаимоуважение учителя и ребенка;
  • совместный поиск учителя и учащихся;

            Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического  оснащения программы:

  • Пояснительная записка к программе
  • Методические разработки  занятий.
  • Учебные презентации по некоторым темам.
  • Раздаточный материал: задания для индивидуальной, парной и групповой работы.

Материально-техническое оснащение программы

1.Компьютер

2.Проектор

3. Интернет-ресурсы.

Прогнозируемый результат

После прохождения данной программы  учащийся должен знать:

  • особенности конфликта и пути выхода из него;
  • значение самовоспитания и самосовершенствования;
  • основные правила морали и этикета; основные правила диалога.

            Должен уметь:

  • применять на практике правила поведения;
  • знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

                                        Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы занятий

Время

на изучение

Формы и виды

учебной деятельности

 

 

1.

Познаем себя

7 часов

Беседы

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии

 

 

2.

Моя семья

10 часов

Беседы

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии

 

 

 

3.

Толерантность. Счастье общения

8 часов

Беседы

Просмотр видеофильма

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии

 

 

 

4.

Я - гражданин

10 часов

Беседы

Просмотр видеофильма

Тренинги

Турниры ораторов

Классные часы-практикумы

Дискуссии

 

ИТОГО

35 часов

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ»

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

 

Раздел  I. «Познаем  себя»

7

3

4

1

Пять минут наедине с собой

1

1

 

2

Настоящий ли я друг?

1

1

 

3

Интервью с самим собой

1

 

1

4

Расскажи мне обо мне        

1

 

1

5

Я в мире людей

1

1

 

6

Как отказать и не потерять друзей

1

 

1

7

Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

1

 

1

 

Раздел П.                      «Моя семья.  Без корня и полынь не растет»

10

4

6

8

Род, семья, я.

1

1

 

9

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи

1

 

1

10

Моя родословная

1

 

1

11

Моя родословная

1

1

 

12

Династии

1

 

1

13

Семейные истории

1

 

1

14

Повесть семейного фотоальбома

1

1

 

15

Повесть семейного фотоальбома

1

 

1

16

Конфликт поколений

1

1

 

17

Конфликт поколений

1

 

1

 

Раздел Ш. «Толерантность. Счастье общения»

8

4

4

18

Исследование уровня толерантности

1

1

 

19

Исследование уровня толерантности

1

 

1

20

Путешествие на воздушном шаре

1

 

1

21

Способы общения

1

1

 

22

Ты, он, я – вместе дружная семья

1

 

1

23

Конфликт – неизбежность или…

1

1

 

24

Да, он виновен, но заслуживает снисхождения…

1

 

1

25

Национальное многоцветие – духовное богатство России

1

1

 

 

Раздел IV. «Я - гражданин»

10

5

5

26

Я и мой город

1

 

1

27

Я и мой город

1

 

1

28

Человек – это звучит гордо

1

1

 

29

Я и жизнь

1

1

 

30

Я и жизнь

1

1

 

31

Соблазнов в мире много – жизнь одна

1

1

 

32

Мораль и нравственность – знак равенства?

1

 

1

33

Ценности трех поколений

1

1

 

34

Ценности трех поколений

1

 

1

35

Итоговое занятие. Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг)

1

 

1

 

Итого

35

16

19

Содержание программы.

    Программа  состоит из четырех разделов:

  • Познаем себя;
  • Моя семья;
  • Толерантность. Счастье общения;
  • Я – гражданин.

   Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся  как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях,  создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».

Первая ступень «Познаем себя»

Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой.

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Задачи:

  • формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;
  • развивать навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать

Прогнозируемый результат:

  • стремление к самопознанию, самовоспитанию;
  • умение заботиться о своем здоровье;
  • высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Содержание деятельности:

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Пять минут наедине с собой

+

 

 

 

 

 

1

Настоящий ли я друг?

 

 

 

 

 

+

1

Интервью с самим собой

 

 

 

+

 

 

1

Расскажи мне обо мне        

 

 

+

 

 

 

1

Я в мире людей

 

 

 

 

+

 

1

Как отказать и не потерять друзей

 

 

 

 

 

+

1

Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

 

 

 

 

+

 

1

Итого

 

 

 

 

 

 

7

Аппарат контроля.

Анкета «Мои потребности»

  1. Прочти утверждения и выбери те из них, которые выражают твои потребности.

Я ХОЧУ…

- чтобы меня уважали, ценили;

- построить хороший дом, купить машину;

- иметь свое дело, заняться бизнесом;

- стать руководителем;

- хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью;

- воспитать хороших детей;

- иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом;

- иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями;

- быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.

  1. Запиши их в фигуре.
  1. Расположи свои потребности согласно иерархии жизненных ценностей:
  1. потребность в самовыражении (желание реализовать себя);
  2. познавательные потребности;
  3. духовные потребности;
  4. социальные потребности (общение с людьми, создание семьи);
  5. материальные потребности;
  6. потребность в признании (занять достойное место в обществе).

Рефлексия

  1. Какие потребности у тебя наиболее ярко выражены?
  2. Если бы тебя ограничили в выборе только одной потребности, предпочтение какой из них ты бы отдал?

Вторая ступень «Моя семья»

Без корня и полынь не растет

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;

Прогнозируемый результат:

  • убежденность в приоритетах семейных ценностей;
  • умение заботиться о близких и родных;
  •  способность сопереживать, умение понять и простить.

Содержание деятельности и механизм реализации:

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Род, семья, я.

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи

+

 

 

 

+

 

1

1

Моя родословная

 

 

+

 

 

 

2

Династии

+

 

 

 

 

 

1

Семейные истории

 

 

+

 

 

 

1

Повесть семейного фотоальбома

 

 

+

 

 

 

2

Конфликт поколений

 

 

 

 

 

+

2

Итого

 

 

 

 

 

 

10

Аппарат контроля.

  1. Молекула ролей.

Каждый человек выполняет в жизни разные социальные роли. Запиши в центральном круге свое имя, а в остальных – свои роли.

  1. Самоанализ:
  1. Какие из этих ролей удаются тебе особенно хорошо,  и ты гордишься ими?
  2. Над какими необходимо поработать?
  3. Какую роль ты считаешь самой важной для себя?
  1. Подумай и напиши, что тебе необходимо сделать, чтобы изменить себя, свое отношение к людям?

Третья  ступень «Толерантность. Счастье общения»

             Испытание на мужество   человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей

    Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.

Задачи:

  • формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;
  • развивать культуру общения;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.

Прогнозируемый результат:

  • позитивное отношение к окружающим;
  • осознание роли личности в развитии общества;
  • осознание ответственности за свои мысли и поступки.

Содержание деятельности и механизм реализации:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

7 класс

Исследование уровня толерантности

+

+

 

+

 

 

2

Путешествие на воздушном шаре

 

 

 

 

+

+

1

Способы общения

+

 

 

 

 

 

1

Ты, он, я – вместе дружная семья

 

 

 

 

+

 

1

Конфликт – неизбежность или…

 

 

 

 

 

+

1

Да, он виновен, но заслуживает снисхождения…

 

 

+

 

 

 

1

Национальное многоцветие – духовное богатство России

+

 

+

 

 

 

1

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

8

Аппарат контроля.

 1 Анкета «Являюсь ли я толерантной личностью»?

  1. Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые у тебя наименее выражены.
  2. В колонке «В» поставь знак  «+» напротив тех трех черт, которые, на твой взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

№ п/п

Черты толерантной личности

Колонка «А»

Колонка  «В»

1

Расположенность к другим

 

 

2

Снисходительность

 

 

3

Терпение

 

 

4

Чувство юмора

 

 

5

Чуткость

 

 

6

Доверие

 

 

7

Альтруизм

 

 

8

Терпимость к различиям

 

 

9

Умение владеть собой

 

 

10

Доброжелательность

 

 

11

Умение не осуждать других

 

 

12

Гуманизм

 

 

13

Умение слушать

 

 

14

Любознательность

 

 

15

Способность к сопереживанию

 

 

Рефлексия

Сравни свои представления о себе с портретом толерантной личности.

Рефлексия

  1. Проследи, всегда ли тебе удается проявлять толерантность в общении.
  2. Подумай, можешь ли ты сказать о себе, что ты толерантная личность.
  3. Запиши те качества толерантной личности, которые ты хотел развивать в себе в первую очередь, и объясни, почему это необходимо.

Четвертая  ступень «Я - гражданин»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

   Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей: доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Задачи:

  • создать условия для формирования  у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
  • развивать социальную активность учащихся;
  • воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.

Прогнозируемый результат:

  • развитое умение общаться;
  • способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
  • способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.

Содержание деятельности и механизм реализации:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Беседа

Показ

видеофильмов

Турнир ораторов

Тренинг

Классный час- практикум

Дискуссия

Всего

Я и мой город

 

+

 

 

+

 

2

Человек – это звучит гордо

+

 

+

 

 

 

1

Я и жизнь

 

 

+

+

 

 

2

Соблазнов в мире много – жизнь одна

 

 

 

 

+

 

1

Мораль и нравственность – знак равенства?

+

+

 

 

+

+

1

Ценности трех поколений

 

 

 

 

 

+

2

Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг)

 

+

 

 

 

+

1

Итого

 

 

 

 

 

 

10

Аппарат контроля.

  1. Мои жизненные ценности

Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.

  1. Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности.

 

Список литературы

  1. Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.
  2. Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
  3. Справочник классного руководителя./  №4, 2008
  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-312с.
  5. Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология  подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2002. -127с.
  6. Классный руководитель ./ №3, 2007
  7. Классный руководитель./ №8, 2008
  8. Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
  9. Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 128с.
  10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 1994. – 191с.

 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Актуальность программы Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода…

Актуальность программы Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода…

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа: знание; отношение; деятельность

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа: знание; отношение; деятельность

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы:

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы:

Тематическое планирование «НРАВСТВЕННЫЕ

Тематическое планирование «НРАВСТВЕННЫЕ

Содержание программы. Программа состоит из четырех разделов:

Содержание программы. Программа состоит из четырех разделов:

Интервью с самим собой + 1

Интервью с самим собой + 1

Прогнозируемый результат: убежденность в приоритетах семейных ценностей; умение заботиться о близких и родных; способность сопереживать, умение понять и простить

Прогнозируемый результат: убежденность в приоритетах семейных ценностей; умение заботиться о близких и родных; способность сопереживать, умение понять и простить

Испытание на мужество человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей

Испытание на мужество человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей

Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые…

Поставь знак «+» в колонке «А» напротив тех трех черт, которые, по твоему мнению, у тебя наиболее выражены, знак «-» напротив тех трех черт, которые…

Беседа Показ видеофильмов

Беседа Показ видеофильмов

Список литературы Касаткина

Список литературы Касаткина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020