МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ТАТАРСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Нравственные уроки»
Срок освоения программы 1 год (7 класс)
Составитель: Мизина Наталья Михайловна
2020
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в МБОУ СОШ №4 разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит следующие разделы:
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени основного общего образования.
2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.
3.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования
4.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования».
Актуальность программы
Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.
Актуальность программы профилактического воспитания состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:
Программа состоит из четырех ступеней, связанных между собой логикой формирования личности, способной жить в согласии с окружающим миром:
Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:
Значимость программы заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина.
Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.
Задачи: формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа:
У школьников необходимо создать опыт социального группового и индивидуального поведения - опыт совместного анализа, совместного решения проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих интересов. Моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, любовь, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.
Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе занятий у подростка формируются следующие способности:
Обоснование отбора содержания
Основное содержание программы составлено с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся 7 классов.
Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:
Основные формы проведения классных часов:
Необходимые условия для реализации данной программы:
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы:
Материально-техническое оснащение программы
1.Компьютер
2.Проектор
3. Интернет-ресурсы.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы учащийся должен знать:
Должен уметь:
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы занятий |
Время на изучение |
Формы и виды учебной деятельности |
1. |
Познаем себя |
7 часов |
Беседы Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
2. |
Моя семья |
10 часов |
Беседы Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
3. |
Толерантность. Счастье общения |
8 часов |
Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
4. |
Я - гражданин |
10 часов |
Беседы Просмотр видеофильма Тренинги Турниры ораторов Классные часы-практикумы Дискуссии |
|
ИТОГО |
35 часов |
|
Тематическое планирование
«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ»
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекции |
Практика |
||
|
Раздел I. «Познаем себя» |
7 |
3 |
4 |
1 |
Пять минут наедине с собой |
1 |
1 |
|
2 |
Настоящий ли я друг? |
1 |
1 |
|
3 |
Интервью с самим собой |
1 |
|
1 |
4 |
Расскажи мне обо мне |
1 |
|
1 |
5 |
Я в мире людей |
1 |
1 |
|
6 |
Как отказать и не потерять друзей |
1 |
|
1 |
7 |
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других |
1 |
|
1 |
|
Раздел П. «Моя семья. Без корня и полынь не растет» |
10 |
4 |
6 |
8 |
Род, семья, я. |
1 |
1 |
|
9 |
Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи |
1 |
|
1 |
10 |
Моя родословная |
1 |
|
1 |
11 |
Моя родословная |
1 |
1 |
|
12 |
Династии |
1 |
|
1 |
13 |
Семейные истории |
1 |
|
1 |
14 |
Повесть семейного фотоальбома |
1 |
1 |
|
15 |
Повесть семейного фотоальбома |
1 |
|
1 |
16 |
Конфликт поколений |
1 |
1 |
|
17 |
Конфликт поколений |
1 |
|
1 |
|
Раздел Ш. «Толерантность. Счастье общения» |
8 |
4 |
4 |
18 |
Исследование уровня толерантности |
1 |
1 |
|
19 |
Исследование уровня толерантности |
1 |
|
1 |
20 |
Путешествие на воздушном шаре |
1 |
|
1 |
21 |
Способы общения |
1 |
1 |
|
22 |
Ты, он, я – вместе дружная семья |
1 |
|
1 |
23 |
Конфликт – неизбежность или… |
1 |
1 |
|
24 |
Да, он виновен, но заслуживает снисхождения… |
1 |
|
1 |
25 |
Национальное многоцветие – духовное богатство России |
1 |
1 |
|
|
Раздел IV. «Я - гражданин» |
10 |
5 |
5 |
26 |
Я и мой город |
1 |
|
1 |
27 |
Я и мой город |
1 |
|
1 |
28 |
Человек – это звучит гордо |
1 |
1 |
|
29 |
Я и жизнь |
1 |
1 |
|
30 |
Я и жизнь |
1 |
1 |
|
31 |
Соблазнов в мире много – жизнь одна |
1 |
1 |
|
32 |
Мораль и нравственность – знак равенства? |
1 |
|
1 |
33 |
Ценности трех поколений |
1 |
1 |
|
34 |
Ценности трех поколений |
1 |
|
1 |
35 |
Итоговое занятие. Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг) |
1 |
|
1 |
|
Итого |
35 |
16 |
19 |
Содержание программы.
Программа состоит из четырех разделов:
Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».
Первая ступень «Познаем себя»
Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Содержание деятельности:
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||||
|
Беседа |
Показ видеофильмов |
Турнир ораторов |
Тренинг |
Классный час- практикум |
Дискуссия |
Всего |
7 класс |
|||||||
Пять минут наедине с собой |
+ |
|
|
|
|
|
1 |
Настоящий ли я друг? |
|
|
|
|
|
+ |
1 |
Интервью с самим собой |
|
|
|
+ |
|
|
1 |
Расскажи мне обо мне |
|
|
+ |
|
|
|
1 |
Я в мире людей |
|
|
|
|
+ |
|
1 |
Как отказать и не потерять друзей |
|
|
|
|
|
+ |
1 |
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других |
|
|
|
|
+ |
|
1 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
7 |
Аппарат контроля.
Анкета «Мои потребности»
Я ХОЧУ…
- чтобы меня уважали, ценили;
- построить хороший дом, купить машину;
- иметь свое дело, заняться бизнесом;
- стать руководителем;
- хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью;
- воспитать хороших детей;
- иметь хорошее образование и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- сделать успешную карьеру, быть хорошим специалистом;
- иметь хорошие отношения с коллегами, соседями, друзьями;
- быть культурным человеком: ходить в театр, музеи, быть начитанным.
Рефлексия
Вторая ступень «Моя семья»
Без корня и полынь не растет
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||||
|
Беседа |
Показ видеофильмов |
Турнир ораторов |
Тренинг |
Классный час- практикум |
Дискуссия |
Всего |
7 класс |
|||||||
Род, семья, я. Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи |
+ |
|
|
|
+ |
|
1 1 |
Моя родословная |
|
|
+ |
|
|
|
2 |
Династии |
+ |
|
|
|
|
|
1 |
Семейные истории |
|
|
+ |
|
|
|
1 |
Повесть семейного фотоальбома |
|
|
+ |
|
|
|
2 |
Конфликт поколений |
|
|
|
|
|
+ |
2 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
10 |
Аппарат контроля.
Каждый человек выполняет в жизни разные социальные роли. Запиши в центральном круге свое имя, а в остальных – свои роли.
Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»
Испытание на мужество человек проходит в одиночестве, толерантность проявляется среди людей
Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||
Беседа |
Показ видеофильмов |
Турнир ораторов |
Тренинг |
Классный час- практикум |
Дискуссия |
Всего |
|
7 класс |
|||||||
Исследование уровня толерантности |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
2 |
Путешествие на воздушном шаре |
|
|
|
|
+ |
+ |
1 |
Способы общения |
+ |
|
|
|
|
|
1 |
Ты, он, я – вместе дружная семья |
|
|
|
|
+ |
|
1 |
Конфликт – неизбежность или… |
|
|
|
|
|
+ |
1 |
Да, он виновен, но заслуживает снисхождения… |
|
|
+ |
|
|
|
1 |
Национальное многоцветие – духовное богатство России |
+ |
|
+ |
|
|
|
1 |
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
8 |
Аппарат контроля.
1 Анкета «Являюсь ли я толерантной личностью»?
№ п/п |
Черты толерантной личности |
Колонка «А» |
Колонка «В» |
1 |
Расположенность к другим |
|
|
2 |
Снисходительность |
|
|
3 |
Терпение |
|
|
4 |
Чувство юмора |
|
|
5 |
Чуткость |
|
|
6 |
Доверие |
|
|
7 |
Альтруизм |
|
|
8 |
Терпимость к различиям |
|
|
9 |
Умение владеть собой |
|
|
10 |
Доброжелательность |
|
|
11 |
Умение не осуждать других |
|
|
12 |
Гуманизм |
|
|
13 |
Умение слушать |
|
|
14 |
Любознательность |
|
|
15 |
Способность к сопереживанию |
|
|
Рефлексия
Сравни свои представления о себе с портретом толерантной личности.
Рефлексия
Четвертая ступень «Я - гражданин»
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей: доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Содержание деятельности и механизм реализации:
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||
Беседа |
Показ видеофильмов |
Турнир ораторов |
Тренинг |
Классный час- практикум |
Дискуссия |
Всего |
|
Я и мой город |
|
+ |
|
|
+ |
|
2 |
Человек – это звучит гордо |
+ |
|
+ |
|
|
|
1 |
Я и жизнь |
|
|
+ |
+ |
|
|
2 |
Соблазнов в мире много – жизнь одна |
|
|
|
|
+ |
|
1 |
Мораль и нравственность – знак равенства? |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
1 |
Ценности трех поколений |
|
|
|
|
|
+ |
2 |
Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильмов и прочитанных книг) |
|
+ |
|
|
|
+ |
1 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
10 |
Аппарат контроля.
Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.
Список литературы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.