|
|
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Промышленный дизайн»
Пояснительная записка
Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного дизайна.
Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.
Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, проектирования технологичного изделия.
Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций.
Задачи программы:
Обучающие:
− объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;
− сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;
− сформировать базовые навыки создания презентаций;
− привить культуру графического труда;
− привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
Развивающие:
− формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
− способствовать расширению словарного запаса;
− способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
− способствовать формированию интереса к знаниям;
− способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
− сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
− сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
- способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
- способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне.
Решение задач через:
1) изучение основ различных видов дизайна;
2) знакомство с работами дизайнеров;
3) формирование первичных умений графического изображения геометрических фигур в пространстве и составление композиции из них, формирование первичных графических умений в черчении - перспектива, аксонометрия;
4) создание условий для последующего самообразования воспитанников в данном направлении, творческой самореализации при создании эскизов и проектов;
5) воспитание эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и формы, красоты с пользой и функциональностью;
6) развитие пространственного и конструкторского мышления, развитие пространственного видения конструкции.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
− умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
− правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием.
уметь:
− применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;
− анализировать формообразование промышленных изделий;
− строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
− передавать с помощью света характер формы;
− различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
− получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;
− применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);
− описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
− анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
− оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
− выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
− модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
− оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
− проводить оценку и испытание полученного продукта;
− представлять свой проект.
владеть:
− научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
Содержание курса
№ |
Раздел (тема) |
Основное содержание раздела |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
Введение в дизайн. Дизайн - составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Общие понятия и категории в дизайне. Воздействие дизайна на человека. Функциональность+красота+удобство = дизайн
|
1 |
2 |
Основы черчения |
Линии чертежа. Три вида. Построение пространственного изображения детали в аксонометрии. Построение разверток геометрических тел. Оформление чертежа. Важность чертежа с технической стороны. Чтение чертежа. |
7 |
3 |
Макетирование и конструирование |
Анализ формообразования промышленного изделия. Натурные зарисовки промышленного изделия. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона. Макетирование как один из этапов проекта. Размеры, масштаб. Зависимость конструкции изделия и его элементов от производственного процесса, функционального назначения, удобства транспортирования, внешнего вида и экономики.
|
4 |
4 |
Цвет в промышленном дизайне |
Основные принципы использования цвета в дизайне. Выбор цвета в изделиях промышленного назначения с учетом функционального назначения изделия и условий его эксплуатации; функционально-конструкторской структуры изделия; особенностей композиции формы изделия; условий той среды, в которой изделие будет использоваться. Применение цвета для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий. |
2 |
5 |
Как это устроено? |
Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия. Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия. Фиксация элементов промышленного изделия. Эскизирование изделия. |
3 |
|
|
|
Всего: 17 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
дата |
примечание |
|
по плану |
факти чески |
|||
1 |
Введение в дизайн. Общие понятия и категории в дизайне |
|
|
|
2 |
Рисунок - основа макета дизайна. Перспектива, линия, штриховка |
|
|
|
3 |
Рисунок - основа макета дизайна. Способы передачи объёма, светотень |
|
|
|
4 |
Графические работы. Линии чертежа. Виды на чертеже |
|
|
|
5 |
Графические работы. Виды на чертеже |
|
|
|
6 |
Графические работы. Технический рисунок. Аксонометрическая проекция |
|
|
|
7 |
Графические работы. Технический рисунок. Аксонометрическая проекция |
|
|
|
8 |
Разрезы в аксонометрической проекции |
|
|
|
9 |
Анализ формообразования промышленного изделия. Понятие об эргономике. Операции по формообразованию – приращение, удаление, изменение ориентации, симметрирование |
|
|
|
10 |
Операции по формообразованию. Выполнение технического рисунка детали с удаленной частью |
|
|
|
11 |
Операции по формообразованию. Выполнение технического рисунка детали, образованной симметрированием |
|
|
|
12 |
Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона |
|
|
|
13 |
Основные принципы использования цвета в дизайне. Выбор цвета в изделиях промышленного назначения |
|
|
|
14 |
Цветовое решение изделия. Выбор схемы окраски с учетом функциональных особенностей изделия и среды, в которой оно будет работать |
|
|
|
15 |
Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия |
|
|
|
16 |
Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия. Разбор промышленного изделия на отдельные детали и составные элементы. Изучение внутреннего устройства |
|
|
|
17 |
Эскизирование промышленного изделия. Подведение итогов работы за учебный год |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.