Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пестрецовская основная школа»
Ярославского муниципального района
Утверждаю
Приказ по школе №_____
от «____»______________2018 года
Директор школы
Н.Б.Матвеева__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
Срок реализации 1 год
4 класс
Возраст обучающихся 10 -11 лет
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель: учитель Васильева Е.В.
2018-2019 учебный год
Структура рабочей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Характеристика учебного предмета
4. Место предмета в учебном плане
5. Содержание учебного предмета
6. Календарно-тематическое планирование
4 класс
7. Результаты усвоения программы
8. Материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по «Развитию познавательных способностей» разработана на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5),
направленной на обеспечение достижения планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа курса «Развитие познавательных способностей» направлена на развитие творческого мышления обучающихся, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систематический курс интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 4 классов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных, интеллектуальных качеств таких, как умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель программы - создание положительной мотивации к учебной деятельности, преодоление неустойчивости внимания, непроизвольности процесса зрительного и слухового запоминания и развитие мыслительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
ü Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.
ü Формирование и развитие общих учебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающие:
ü Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
ü Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
ü Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).
ü Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
ü Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).
ü Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Основные принципы распределения материала:
1) задания располагаются в определённом порядке;
2) задания постепенно усложняются;
3) увеличение объёма материала;
4) наращивание темпа выполнения заданий;
5) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Характеристика учебного предмета
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и общих учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Занятия подходят как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, мотивированных на обучение. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.
В данном предмете используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.
Виды и формы контроля:
- фронтальный опрос (собеседование)
- индивидуальная проверка
- тестирование.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов: 35. Из расчёта 1 ч в неделю, 4 класс – 35 часа.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (8 ч)
Ø Тренировка наблюдательности
Ø Развитие слуховых ощущений
Ø Развитие зрительной памяти
Ø Тренировка воображения
Ø Развитие аналитических способностей
Ø Тренировка быстроты реакции
Ø Развитие понятийного мышления
Ø Тренировка наглядно – образного мышления
Раздел 2. Решение логических задач (12 ч)
Ø Нестандартные задачи
Ø Выявление закономерностей
Ø Анализ и сравнение
Ø Выполнение умозаключения
Ø Шарады
Ø Работа со спичками
Ø Основное правило
Ø Объемный графический диктант
Ø Зашифруй предложение
Ø Шуточные загадки
Ø Логические головоломки
Ø Цепочки слов
Раздел 3. Алгоритм (7 ч)
Ø Составление и выполнение алгоритмов
Ø Логические цепочки
Ø Основные признаки суждения
Ø Формулирование утверждений
Ø Логическое обоснование
Ø Виды алгоритмов
Ø Решение задач, не имеющих однозначного решения
Раздел 4. Геометрический материал (8 ч)
Ø Вычерчивание фигур
Ø Выявление замаскированного рисунка
Ø Построение заданной фигуры
Ø Разгадывание изографов
Ø Работа с числографами
Ø Несложные композиции из геометрических тел
Ø Классификация явлений
Ø Итоговый тест
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Дата |
||
Развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (8 ч) |
|||||
1 |
Тренировка наблюдательности |
1 |
|
||
2 |
Развитие слуховых ощущений |
1 |
|
||
3 |
Развитие зрительной памяти |
1 |
|
||
4 |
Тренировка воображения |
1 |
|
||
5 |
Развитие аналитических способностей |
1 |
|
||
6 |
Тренировка быстроты реакции |
1 |
|
||
7 |
Развитие понятийного мышления |
1 |
|
||
8 |
Тренировка наглядно – образного мышления |
1 |
|
||
Решение логических задач (12 ч) |
|||||
9 |
Нестандартные задачи |
1 |
|
||
10 |
Выявление закономерностей |
1 |
|
||
11 |
Анализ и сравнение |
1 |
|
||
12 |
Выполнение умозаключения |
1 |
|
||
13 |
Шарады |
1 |
|
||
14 |
Работа со спичками |
1 |
|
||
15 |
Основное правило |
1 |
|
||
16 |
Объемный графический диктант |
1 |
|
||
17 |
Зашифруй предложение |
1 |
|
||
18 |
Шуточные загадки |
1 |
|
||
19 |
Логические головоломки |
1 |
|
||
20 |
Цепочки слов |
1 |
|
||
Алгоритм (7 ч) |
|||||
21 |
Составление и выполнение алгоритмов |
1 |
|
||
22 |
Логические цепочки |
1 |
|
||
23 |
Основные признаки суждения |
1 |
|
||
24 |
Формулирование утверждений |
1 |
|
||
25 |
Логическое обоснование |
1 |
|
||
26 |
Виды алгоритмов |
1 |
|
||
27 |
Решение задач, не имеющих однозначного решения |
1 |
|
||
Геометрический материал (8 ч) |
|||||
28 |
Вычерчивание фигур |
1 |
|
||
29 |
Выявление замаскированного рисунка |
1 |
|
||
30 |
Построение заданной фигуры |
1 |
|
||
31 |
Разгадывание изографов |
1 |
|
||
32 |
Работа с числографами |
1 |
|
||
33 |
Несложные композиции из геометрических тел |
1 |
|
||
34 |
Классификация явлений |
1 |
|
||
35 |
Итоговый тест |
1 |
|
||
Результаты усвоения программы
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение и интерес к занятиям;
· умение признавать собственные ошибки;
Могут быть сформированы:
· умение оценивать трудность предлагаемого задания;
· адекватная самооценка;
· восприятие себя как часть группы;
· учебно-познавательная мотивация учения.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
· планировать деятельность и действия, необходимые для выполнения задания с помощью взрослого;
· вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
· сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, руководителем;
Учащиеся получат возможность научиться:
· планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством руководителя);
· использовать универсальные способы контроля результата.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· выполнять задания для увеличения объема внимания, памяти;
· сопоставлять разные способы решения заданий;
· устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, выполнять задания по аналогии);
· сравнивать и классифицировать по заданным критериям;
· понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными;
Учащиеся получат возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи, строить, проводить аналогии и осваивать новые приёмы решения заданий;
· проявлять познавательную инициативу;
· сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
· находить нужную информацию в детской энциклопедии;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать);
· задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
· учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
· задавать вопросы с целью планирования хода решения задания.
Предполагаемые результаты:
· развитие основных мыслительных способностей учащихся;
· развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
· развитие речи;
· становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
· высокая степень познавательной активности учащихся.
Материально-техническое обеспечение
1. Афонькин C. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб: Издательский дом «Литера», 2002.
2. Батова А. С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
3. Боровик O. С. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
4. Интернет ресурсы: Pedportal. net, Nashol. сom.
5. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. –М.: Издательство РОСТ. – 206 с.
6. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса, 1 часть. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 56 с. : ил. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы).
7. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса, 2 часть / Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 56 с. : ил. – (Юным умникам и умницам. Курс РПС для массовой школы).
8. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1 [Текст]/ О.А.Холодова. – 5-е изд, перераб, – М.: Росткнига, 2014. – 64 с.
9. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 [Текст]/ О.А.Холодова. – 5-е изд, перераб, – М.: Росткнига, 2014. – 64 с.
10. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 4 класс. – М: Росткнига, 2014. – 240 с.
11. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
12. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. [Текст] / Е.В.Языканова. – 9-е изд., стереотип. – М. : Издательство «Экзамен», 2014. – 125, [3] c. (Серия «Учебно – методический комплект»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.