РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школьная журналистика»
Срок реализации программы: 1 уч.год
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: стартовый
Автор-составитель: Толстиков Владимир Иванович,
педагог дополнительного образования
АОУ школа №10, г. Долгопрудный
9-е классы
20__/__ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ курса «Школьная журналистика»: решение такого блока общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление обучающихся.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём
Программа предполагает СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ обучения. Он включает в себя использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Программа рассчитана на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко.
НОВИЗНА. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа сможет привлечь внимание учащихся к различным социальным проблемам. Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, выска-заться о своём социальном, политическом окружении.
НАПРАВЛЕННОСТЬ – социально-педагогическая. Данный курс ориентирован на применение широкого комплекса знаний по таким предметам, как литература, русский язык, история, география и другим. Он не только расширит объем знаний, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. Основная форма проверки – мониторинг печатных изданий: публикации в газете «А» в КРУГе», участие в литературных конкурсах, информационном обеспечении школьных мероприятий и т.д.
ТЕКУШИЙ КОНТРОЛЬ: использование тестирования, анализа творческих работ учащихся, анкеты, рефлексивный контроль (сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности).
ЗАДАЧИ, которые решает данная программа:
- развивать у учеников потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных);
- дать необходимые практические навыки в журналистской сфере;
- теоретически и практически ознакомить учеников с газетными жанрами, которые наиболее часто встречаются в периодических изданиях;
ОБЩАЯ ЗАДАЧА курса:
- формирование свободной, творческой, инициативной личности, с четко выраженной гражданской позицией, способной участвовать в создании современного общества; вооружить навыками использования устного и письменного языка на таком уровне, что разрешило бы на необходимом уровне подготовиться к активной деятельности в разных сферах жизни.
ЦЕЛИ курса:
- через газетные жанры воспитывать общественно активную личность
- работу проводить не только с целью ознакомления с новыми формами, но и с целью развития творческих способностей учеников, навыков устного и письменного языка.
На освоение курса отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов. Срок реализации 1 год.
ПРИНЦИПЫ и МЕТОДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬГО ПРОЦЕССА:
- Метод эмоционального погружения.
- Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
- Принцип развития подростка в личностном плане.
- Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы).
- Репродуктивный метод (через практические задания).
- Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются посредством повтора).
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся в возрастной подгруппе: 13-16 лет;
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
- теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;
- практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
- исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
- групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
- индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученики должны знать:
- общие теоретические вопросы методики обучение газетным жанрам;
- особенности технологии и приемов журналистики;
- общие понятия о газетных жанрах.
Ученики должны уметь:
- отличать особенности газетных жанров;
- выбирать нужную тему и самостоятельно определяться, в каком жанре ее подавать;
- пользоваться попутной информацией и дополнительной литературой;
- отстаивать собственную позицию, используя аргументы собранного материала.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с целями и задачами курса. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Знакомство с материалами периодической печати.
Знакомство с газетой «А» в КРУГе». Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. Обсуждение статей, авторами которых являются члены редколлегии «А» в КРУГе».
История мировой журналистики.
Краткая справка о выпуске первых газет в России. Влияние газет на формирование общественного сознания.
Журналист – человек, работающий в газете.
Человеческие и профессиональные качества журналиста.
Слово – главный помощник журналиста.
Беседа о речи. Значение речи в работе журналиста. Профессиональная этика журналиста. Нравственные позиции журналиста. Эмоциональное воздействие слова.
Ответственность журналиста за сказанное и написанное слово.
Сбор информации.
Понятие об информации. Методы и приемы сбора информации. Наблюдение, опрос. Внимание и наблюдательность – важные качества журналиста. Экскурсия в городской парк (использования элементов описания в журналистском материале).
Опрос респондентов на заданную тему. Устная зарисовка. Иллюстрирование материала.
Новость.
Отработка умения сообщать новость одной строкой. Запись новости.
Сбор информации о новостях класса, школы, микрорайона.
Написание материала на тему «Новость для всех». Иллюстрация материала.
Практическая часть.
Обработка информации.
Способы сбора и обработки информации.
Редактирование.
Понятие о редактировании. Техника литературного редактирования. Значение редактирования в журналистике. Виды ошибок: речевые, грамматические, стилистические, фактические.
Заголовок.
Смысл слова «заголовок». Виды заголовков. Соответствие заголовка и темы. Назначение и виды заголовков. Требования к заголовкам.
Практическая часть.
Подбор заголовка к статье. Оформление заголовка. Иллюстрирование заголовка.
Основы макетирования.
Макетирование страниц. Технология создания газетной странички.
Практическая часть.
Иллюстрирование текста. Распределение материалов на странице.
Создание газетной странички на заданную тему.
Иллюстрирование.
Роль иллюстрации при оформлении газеты и журнала. Как с помощью иллюстраций оживает газета или журнал. Просмотр детских журналов, анализ иллюстраций.
Зарисовка.
Зарисовка – словесная картина.
Практическая часть.
Практическая работа на улице: сбор слов для зарисовки. Составление памятки для написания зарисовки. Записывание слов в блокнот журналиста.
Написание зарисовки и оформление странички индивидуального творческого альбома.
Заметка.
Заметка – один из распространённых газетных и журнальных жанров. Знакомство с видами заметок информационной и художественной.
Практическая часть.
Составление памятки для написания заметки. Написание художественной заметки с помощью вопросов-подсказок и рисунка.
Отработка умений писать зарисовку с использованием выразительных средств русского языка. Заполнение таблицы эпитетов и сравнений. Выстраивание текста. Придумывание заголовка. Иллюстрирование текста. Оформление странички индивидуального творческого альбома.
Отзыв.
Знакомство с газетным жанром – отзывом. Знакомство с основными приемами написания отзыва.
Практическая часть.
Работа по памятке. Написание отзыва по схеме. Подбор эпитетов к слову «друг». Написание письма-отзыва о друге по.
Размышление.
Работа со словарём. Подбор эпитетов. Написание заметки-размышления по плану-вопроснику на выбранную тему.
Знакомство с оформительским делом.
Правила нового графического дизайна. Просмотр примеров в материалах периодической печати. Шрифты в газете. Соразмерность листа и материалов. Приобретение навыков композиционного оформления. Симметрия, цветовая гамма, иллюстрации. Элементы графических украшений. Компьютерный вариант. Набор текстов. Макетирование текстов.
Статья.
Роль статьи в газетах и журналах. Виды статей. Отличительные черты статьи: доходчивость, логичность аргументации, точность, яркость литературного изложения.
Очерк.
Очерк – малый жанр художественной литературы. Очерк как раскрытие жизни персонажа. Документальность воспроизведения материала. Виды очерков.
Интервью.
Определение интервью. Особенности жанра интервью, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью. Памятка «Правила интервью». Искусство задавать вопросы. Правильная запись вопросов и ответов.
Практическая часть.
Правила ведения интервью-диалога. Интервьюирование. Предварительная запись интервью.
Редактирование интервью. Вступительная часть: тема, герой, интервью. Редактирование ответов. Завершение интервью. Заголовок. Запись интервью. Оформление.
Репортаж.
Определение репортажа. Памятка написания репортажа. Особенности репортажа. Текстовый пример.
Практическая часть.
Выбор места ведения репортажа. Наблюдение. Записывание происходящего. Написание репортажа. Анализ написанных репортажей, коллективное редактирование их. Оформление. Иллюстрирование.
Фельетон.
Фельетон – острая, злободневная критика. Особые приемы изложения фельетона. Иллюстрация фельетонов.
Практическая часть.
Написание фельетона на тему «Школьная жизнь». Оформление. Иллюстрирование. Подготовка к выпуску тематической стенгазеты.
Заключительное занятие.
Подведение итогов занятий за год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание материала |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Планируемые сроки |
ВВЕДЕНИЕ |
|||||
1 |
На передовой. Право, которое необходимо заслужить. За всё ответственные. Трусливые не нужны. Об организаторах и “сигнализаторах”. |
1 |
1 |
|
|
2 |
На передовой. Право, которое необходимо заслужить. За всё ответственные. Трусливые не нужны. Об организаторах и “сигнализаторах”. |
1 |
1 |
|
|
ЖУРНАЛИСТСКАЯ «КУХНЯ» |
|||||
3 |
У каждого произведения – свой жанр, свой стиль. Школьное произведение и его адресат. Индивидуальный подход к автору. |
1 |
1 |
|
|
4 |
У каждого произведения – свой жанр, свой стиль. Школьное произведение и его адресат. Индивидуальный подход к автору. |
1 |
1 |
|
|
5 |
Черновик и первый вариант. Учитель-редактор. Издательская деятельность – важный стимул в усвоении газетных жанров. |
1 |
1 |
|
|
6 |
Черновик и первый вариант. Учитель-редактор. Издательская деятельность – важный стимул в усвоении газетных жанров. |
1 |
1 |
|
|
7 |
Устные формы работы при обучении произведениям газетных жанров. Культура языка и стилистика в процессе работы над газетными жанрами. |
1 |
1 |
|
|
8 |
Устные формы работы при обучении произведениям газетных жанров. Культура языка и стилистика в процессе работы над газетными жанрами. |
1 |
1 |
|
|
9 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. |
1 |
|
1 |
|
10 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Практикум. |
1 |
|
1 |
|
12 |
Практикум. |
1 |
|
1 |
|
13 |
Выбор темы. |
1 |
|
1 |
|
14 |
Выбор темы. |
1 |
|
1 |
|
СТИЛЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, МАСТЕРСТВО |
|||||
15 |
Общественно-значимый факт. “Слово-борец”. |
1 |
1 |
|
|
16 |
Общественно-значимый факт. “Слово-борец”. |
1 |
|
1 |
|
17 |
Умение увидеть в факте тему. “Факты с перьями”. |
1 |
1 |
|
|
18 |
Умение увидеть в факте тему. “Факты с перьями”. |
1 |
|
1 |
|
19 |
Умение поддерживать хороший и деловой тон критики. “О хорошем и плохом”. |
1 |
1 |
|
|
20 |
Умение поддерживать хороший и деловой тон критики. “О хорошем и плохом”. |
1 |
|
1 |
|
21 |
Аргументированное изучение вопроса. “Перечисленный миллиард”. |
1 |
1 |
|
|
22 |
Аргументированное изучение вопроса. “Перечисленный миллиард”. |
1 |
|
1 |
|
23 |
Правдивость – основной принцип журналистики. “100% правды”. |
1 |
1 |
|
|
24 |
Правдивость – основной принцип журналистики. “100% правды”. |
1 |
|
1 |
|
25 |
Блокнот – сборник тем. “Листок из блокнота”. |
1 |
1 |
|
|
26 |
Блокнот – сборник тем. “Листок из блокнота”. |
1 |
|
1 |
|
27 |
Сбор материала, выбор необходимых фактов. “Чтобы выстроить дом”. Аргументированность, доказательность. “О “некоторых” и “отдельных”. Об умении писать на темы воспитания человека. “Можно ли полюбить конопатого?” |
1 |
1 |
|
|
28 |
Сбор материала, выбор необходимых фактов. “Чтобы выстроить дом”. Аргументированность, доказательность. “О “некоторых” и “отдельных”. Об умении писать на темы воспитания человека. “Можно ли полюбить конопатого?” |
1 |
|
1 |
|
29 |
Оперативность – важнейший показатель газетного выступления. “Поспешишь – людей предупредишь”. О наглядности цифр. “И друг, и враг”. Выбор жанра - основной этап литературной правки. “Какой вариант лучше?” |
1 |
1 |
|
|
30 |
Оперативность – важнейший показатель газетного выступления. “Поспешишь – людей предупредишь”. О наглядности цифр. “И друг, и враг”. Выбор жанра - основной этап литературной правки. “Какой вариант лучше?” |
1 |
|
1 |
|
31 |
Умение пользоваться деталями. “Выручил “беспризорник”. Удачный заголовок – основной показатель успеха. “Всадник без головы”. Умение находить необходимые слова. “Язык мой – друг мой”. |
1 |
1 |
|
|
32 |
Умение пользоваться деталями. “Выручил “беспризорник”. Удачный заголовок – основной показатель успеха. “Всадник без головы”. Умение находить необходимые слова. “Язык мой – друг мой”. |
1 |
|
1 |
|
33 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
|
1 |
|
34 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
|
1 |
|
ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ |
|||||
35 |
“За что агитирует Солнце”. (Информация). |
1 |
1 |
|
|
36 |
“За что агитирует Солнце”. (Информация). |
1 |
|
1 |
|
37 |
“Тревога”. (Критическая статья). |
1 |
1 |
|
|
38 |
“Тревога”. (Критическая статья). |
1 |
|
1 |
|
39 |
“В центре урагана”. (Репортаж). |
1 |
1 |
|
|
40 |
“В центре урагана”. (Репортаж). |
1 |
1 |
1 |
|
41 |
“Из первых рук”. (Интервью). |
1 |
1 |
|
|
42 |
“Из первых рук”. (Интервью). |
1 |
1 |
1 |
|
43 |
“Кусочек жизни”. (Корреспонденция). |
1 |
1 |
|
|
44 |
“Кусочек жизни”. (Корреспонденция). |
1 |
|
1 |
|
45 |
“Знамя номера”. (Статья). |
1 |
1 |
|
|
46 |
“Знамя номера”. (Статья). |
1 |
|
1 |
|
47 |
“Кто проложил дорогу “Бурану”. (Рецензия). |
1 |
1 |
|
|
48 |
“Кто проложил дорогу “Бурану”. (Рецензия). |
1 |
|
1 |
|
49 |
“Эскиз или схема?” (Зарисовка). |
1 |
1 |
|
|
50 |
“Эскиз или схема?” (Зарисовка). |
1 |
|
1 |
|
51 |
“Голубая “Волга” здесь не вывезет!” (Очерк). “Смех – дело серьезное”. (Фельетон). |
1 |
1 |
|
|
52 |
“Голубая “Волга” здесь не вывезет!” (Очерк). “Смех – дело серьезное”. (Фельетон). |
1 |
|
1 |
|
53 |
“В руках у вас двустволка”. (Фотоснимок). |
1 |
1 |
|
|
54 |
“В руках у вас двустволка”. (Фотоснимок). |
1 |
|
1 |
|
55 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
1 |
|
|
56 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
|
1 |
|
ШЛИФОВКА ЖУРНАЛИСТСКИХ НАВЫКОВ |
|||||
57 |
“Ум – хорошо, а десять – лучшее”. |
1 |
1 |
|
|
58 |
“Ум – хорошо, а десять – лучшее”. |
1 |
|
1 |
|
59 |
С миру по нитке. |
1 |
1 |
|
|
60 |
С миру по нитке. |
1 |
|
1 |
|
61 |
Порядок слов. |
1 |
1 |
|
|
62 |
Порядок слов. |
1 |
|
1 |
|
63 |
Точка, как сигнал остановки. |
1 |
1 |
|
|
64 |
Точка, как сигнал остановки. |
1 |
|
1 |
|
65 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
1 |
|
|
66 |
Дополнительная информация. Бюро справок. Газетный калейдоскоп. Практикум. |
1 |
|
1 |
|
67 |
Последнее слово – показатель мастерства журналиста. Импровизация |
1 |
1 |
|
|
68 |
Последнее слово – показатель мастерства журналиста. Импровизация |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
68 |
36 |
32 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Вьюкова Т.Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений. - М., 1980г.
2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. - М., 1977г.
3. Монахова М., Чернышев В. Тебе, юный корреспондент. - М., 1965г.
4. Рисс О.В. Что нужно знать в корректуре. - М., 1980г.
5. Теория и практика сочинений разных жанров. (Методические указания к факультативному курсу). - М., 1977г.
6. Теплюк В.М. Журналист меняет профессию. Владивосток, 1990г.
7. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. - М., 1984г.
8. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. - М., 1980г.
9. Это трудное искусство писать. (Из лекций Мюнхенской школы журналистики). АПН, 1987г.
10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Швеция, 1999г.
11. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
12. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. - М., 2000
13. Основы современных компьютерных технологий. (Уч. пос.) / Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. - СПб., 2002
14. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
15. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью. - М.,1990.
16. Правовое поле журналиста. Справочник. - М., 1971.
17. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.
18. В.В. Кеворков. Рекламный текст. - М., 1996.
19. Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1991.
20. Толстиков В.И. Курс практической журналистики. (Метод. пос.) - З., 2008г.
21. Толстиков В.И. Лаборатория журналистики. (Метод. пос.) - М., 2020г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
https://avkruge.com
https://vk.com/avkruge1
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРЫ
Ноутбуки
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.