Рабочая программа занятий для подготовки детей дошкольного возраста к школе
Оценка 4.6

Рабочая программа занятий для подготовки детей дошкольного возраста к школе

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
преподавание
6 кл—7 кл
02.05.2020
Рабочая программа занятий для подготовки детей дошкольного возраста к школе
Рабочая программа занятий для подготовки дошкольников к школе
Грамотейка.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

                                                    п. Ключи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Согласовано

заместитель директора по УВР

______________________

                              

Утверждено     приказом

                                                                       директора МБОУ СОШ №4 

                                                      

№  _____       от

« ____» __________  2014г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

занятий субботней школы «Грамотейка»

 ( подготовка детей к школе)

 

 

 

на 2019-2020 уч.год

 

 

 

 

 

Павлова Наталья Анатольевна

учитель начальных  классов.

                                                        

 

 

                                                                        

                                                        2019г

 

                            Пояснительная записка

Рабочая программа  для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.    Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.          

        Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.   Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

            Программа «Грамотейка» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

            Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

 

 

Учебный план

 

Название курса

Количество часов

1

Окружающий мир и развитие речи

30

2

Письмо и развитие мелкой моторики

30

3

Математика и логическое мышление

30

 

 

 

 

 

                             Место занятий в учебном плане

            Программа   предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Окружающий мир и развитие речи», «Математика и логическое мышление», «Письмо и развитие мелкой моторики». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 90.

                                      Ценностные ориентиры

            На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

            Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием  проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.

 

 

 

 

 


                         Общая схема организации занятия (30 мин).

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
   
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
     В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
      Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
      На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
     Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
    Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
      Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.

     Учебные занятия «Окружающий мир и развитие речи».
  Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:

1.     Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2.     Развитие грамматического строя речи.

3.     Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

4.     Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

5.     Обучение звуко-слоговому анализу слов.

6.     Развитие мелкой моторики руки.

   Учебные занятия «Математика и логическое мышление».
        Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе необходимо уточнить и систематизировать знания и умения, которыми дошкольники уже обладают, и пополнить их багаж знаниями и умениями, которые обеспечат их успешное дальнейшее обучение.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Формирование умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
7. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

 

 

 

 

 

                            Результаты освоения программы (УУД)

      В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:


- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.

 

 



Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

 



Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

                           «Окружающий мир и развитие речи» ( 30 ч)

Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5 – 6 лет:

1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

2) развитие грамматического строя речи;

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5) обучение звуко-слоговому анализу слов;

6) развитие мелкой моторики руки;

7) формирование элементарных представлений об окружающем мире.

Содержание работы

1. Лексическая и грамматическая работа:

– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над много-значными словами в речи;

– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

2. Развитие связной речи:

– ответы на вопросы, участие в диалоге;

– подробный пересказ текста по зрительной опоре;

– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

– звуковой анализ состава слогов и слов;

– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.

5. Формирование элементарных представлений об окружающем мире:

– Моя семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Профессии моих родителей.

– Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине.

– Времена года: лето, осень, зима, весна. Дни недели.

– Природа и человек. Мир растений. Мир животных. Влияние человека на растения и животных. Труд человека. Значение воды на Земле. Значение воздуха на Земле.

– Наш дом. Земля как планета. Космос – Вселенная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Окружающий мир и развитие речи»

Тема занятия

Дата

1

Как прекрасен этот мир. Слово и предложение.

 

2

Наш дом. Слова – предметы.

 

3

Природа и человек. Слова – признаки предметов.

 

4

Природа – наш учитель. Слова – действия предметов.

 

5

Космос – вселенная. Слово и предложение. Схема предложения.

 

6

Земля как планета. Слово и предложение. Схема предложения.

 

7

Времена года. Живые и неживые предметы.

 

8

Значение воды на земле. Звуки.

 

9

Маленькие человечки. Гласные и согласные звуки.

 

10

Значение воздуха на земле. Гласные и согласные звуки.

 

11

Разнообразие природы. Твердые и мягкие согласные звуки.

 

12

Живая природа. Твердые и мягкие согласные звуки.

 

13

Мир растений. Твердые и мягкие согласные звуки.

 

14

Природа и человек. Слово и предложение. Текст.

 

15

Труд человека. Слово и предложение. Текст.

 

16

Из истории жилища. Слог и слово.

 

17

Из истории часов. Деление слов на слоги.

 

18

Из истории домашней плиты. Деление слов на слоги.

 

19

Из истории ручки. Деление слов на слоги.

 

20

Путешествие в прошлое живой природы. Ударные и безударные слоги.

 

21

Линия жизни человека. Ударные и безударные слоги.

 

22

Праздник сказки. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

23

Моя семья. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

24

Профессии наших родителей. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

25

Мы на кухне. Звонкие и глухие согласные звуки.

 

26

Приключения знакомых вещей. Звонкие и глухие согласные звуки.

 

27

Дни недели. Звонкие и глухие согласные звуки.

 

28

В магазине. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

29

Инструменты. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

30

Мои любимые игрушки. Звуковой состав слова. Модели слов.

 

 

 

 

 

В результате работы дети могут:

• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

• отвечать на вопросы педагога;

• задавать свои вопросы;

• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

• выделять звук в начале слова;

• различать звуки и буквы;

• узнавать и называть буквы русского алфавита;

• соединять звуки в слоги;

• элементарные правила поведения в городе и природе;

• о правилах личной безопасности;

• о службах помощи;

• свой адрес, название страны, города;

• родственные отношения;

• о сезонных изменениях в природе;

 

                      «Математика и логическое мышление» ( 30 ч)

Основные цели:

-       Развитие у детей интереса к математическим знаниям;

-       Развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;

-       Развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Предметное содержание

Количество и счет

Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1.

Деление целого на части, сравнение и уравнение множеств по чис­лу. Упорядочивание групп предметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности.

Геометрические фигуры

Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами - кругом, квад­ратом, прямоугольником, овалом, треугольником, трапецией, ромбом.

Ознакомление с объемными фигурами - шаром, кубом, паралле­лепипедом, цилиндром.

Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрических фигур (от­резок, точка).

Определение формы реальных предметов, сравнение их с геомет­рическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из гео­метрических фигур.

Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

Свойства предметов

Сравнение, классификации по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.

Ориентирование во времени

Ориентировка в частях суток, днях, недели, временах года, выде­ление их последовательности и использование слов: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро.

Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год.

Ориентирование в пространстве

Выделение пространственных отношений: направо - налево, на­зад - вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе.

Ориентирование на плоскости листа бумаги в клетку

Выделение пространственных отношений на листе бумаги (услов­ными знаками).

Задачи на логическое мышление

Формировать умение осуществлять действия в соответствии с вос­принятой последовательностью, объяснять этапность выполнения дей­ствий разнообразного содержания.

• Самостоятельное создание различных символов и знаков. Выпол­нение действий по знаковым обозначениям.

Задачи на сложение и вычитание в пределах 10

Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Математика и логическое мышление»

 

Тема занятия

Дата

1

Один – много. Свойства предметов (цвет). Дни недели.

 

2

Столько же. Свойства предметов (форма). Знак «=».

 

3

Столько же. Больше Знак «>». Группировка.

 

4

Столько же. Знак «<». Классификация. «Уменьши» и «увеличь».

 

5

Счет до двух. «Найди пару». Число и цифра 1.

 

6

Число и цифра 2. Пара. Сравнение. «Третий лишний».

 

7

Длиннее – короче. Сравнение. «Четвертый лишний». Части суток.

 

8

Ориентировкам в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу.

 

9

Число и цифра 3. Вычитание.

 

10

Ориентировка на плоскости: выше, ниже, между, посередине. Раньше, позже.

 

11

Предыдущее и последующее числа.

 

12

Раньше, позже. Впереди, сзади.

 

13

Число и цифра. Вверху, внизу.

 

14

Геометрические фигуры: квадрат.

 

15

Число и цифра 5. Знакомство с задачей.

 

16

Задача. Структура задачи.

 

17

Впереди, сзади. Точка, линия, отрезок. Прямая и кривая линии.

 

18

Геометрические фигуры: круг, овал. Замкнутая и незамкнутая линии.

 

19

Прямоугольник. Месяцы.

 

20

Порядковый счет.  Ритм.

 

21

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат.

 

22

Число и цифра 6.

 

23

Многоугольники.

 

24

Сравнение длине.

 

25

Число и цифра 7.

 

26

Сравнение по ширине и по толщине.

 

27

Число и цифра 8 «Веселый счет».

 

28

Число и цифра 9. «Найди общие элементы».

 

29

Число и цифра 0.

 

30

Число 10. счет от 1 до 10. Символы. Обратный счет.

 

 

 

 

 

 

В результате работы дети могут:

• называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимо-сти как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

 

 

 

                       «Письмо и развитие мелкой моторики» ( 30 ч)

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

-       недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);

-       однообразие, монотонность организации обучения;

-       маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Цель работы – подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:

Образовательные

-       Формировать прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами.

-       Ознакомить с прописными буквами.

-       Освоить основных элементов русского прописного письма.

Развивающие

-       Развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.

-       Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы.

-       Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.

-       Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитывающие

-       Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

-       Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

-       Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».

-       Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Письмо и развитие мелкой моторики»

 

Тема занятия

Дата

1

Вводное занятие. Мои тетрадь и карандаш.

 

2

Основные элементы печатных букв.

 

3

Печатные буквы из вертикального прямоугольника П, Н, Г, Е, Ц.

 

4

Печатные буквы из квадрата Ш, Щ, М, Т, ы.

 

5

Печатные буквы с наклонными элементами Л, А, И, У, Х.

 

6

Печатные буквы из кругов О, С, Э, Ю.

 

7

Комбинированные печатные буквы Р, Ф, Б, Я, В, З.

 

8

Комбинированные печатные буквы Ч, Д, К, Ж, Й.

 

9

Печатные буквы (обобщение).

 

10

Рисование геометрических фигур.

 

11

Рисование короткой и длиной наклонной палочки.

 

12

Рисование короткой и длиной наклонной палочки.

 

13

Написание короткой палочки с закруглением внизу.

 

14

Написание короткой палочки с закруглением вверху.

 

15

Написание длинной палочки с закруглением внизу.

 

16

Написание короткой палочки с закруглением вверху и внизу.

 

17

Написание длинной палочки с закруглением вверху и внизу.

 

18

Написание короткой палочки с закруглением внизу влево.

 

19

Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.

 

20

Написание элементов букв.

 

21

Написание длинной палочки с петлей внизу.

 

22

Написание длинной палочки с петлей внизу.

 

23

Написание длинной палочки с петлей вверху.

 

24

Написание длинной палочки с петлей вверху.

 

25

Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.

 

26

Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.

 

27

Малый овал.

 

28

Большой овал.

 

29

Написание элементов букв.

 

30

Пишу красиво (итоговое занятие).

 

 

В результате работы дети могут:

• обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;

• штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;

• воспроизводить основные элементы русского прописного письма.

 

Литература

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 п

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 п

Пояснительная записка Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями

Общая характеристика программы

Общая характеристика программы

Место занятий в учебном плане

Место занятий в учебном плане

Общая схема организации занятия (30 мин)

Общая схема организации занятия (30 мин)

Учебные занятия «Окружающий мир и развитие речи»

Учебные занятия «Окружающий мир и развитие речи»

Результаты освоения программы (УУД)

Результаты освоения программы (УУД)

Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в…

Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в…

Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах…

Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах…

Содержание программы «Окружающий мир и развитие речи» ( 30 ч)

Содержание программы «Окружающий мир и развитие речи» ( 30 ч)

Обучение звуко-слоговому анализу: – звуковой анализ состава слогов и слов; – дифференциация понятий «звук» и «буква»; – соотнесение букв и звуков

Обучение звуко-слоговому анализу: – звуковой анализ состава слогов и слов; – дифференциация понятий «звук» и «буква»; – соотнесение букв и звуков

Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир и развитие речи» №

Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир и развитие речи» №

В результате работы дети могут: • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; • отвечать на вопросы педагога; • задавать свои вопросы;…

В результате работы дети могут: • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; • отвечать на вопросы педагога; • задавать свои вопросы;…

Определение формы реальных предметов, сравнение их с геомет­рическими фигурами

Определение формы реальных предметов, сравнение их с геомет­рическими фигурами

Календарно-тематическое планирование «Математика и логическое мышление» №

Календарно-тематическое планирование «Математика и логическое мышление» №

В результате работы дети могут: • называть числа от 1 до 10; • продолжить заданную закономерность; • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему…

В результате работы дети могут: • называть числа от 1 до 10; • продолжить заданную закономерность; • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему…

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:

Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:

Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие мелкой моторики» №

Календарно-тематическое планирование «Письмо и развитие мелкой моторики» №

Литература Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н

Литература Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020