Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
7 кл
10.05.2017
Рабочая программа по предмету "Литература" , базовый уровень, 7 класс. В программе есть пояснительная записка, цель и задачи, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Программа предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 68 часов, с проведением занятий два раза в неделю.Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»
Рассмотрена на заседании
ШМО
учителей
русского языка и литературы.
Протокол __ от «__»______ 2016 г.
№_____ О.Ю. Ермакова/
Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ № 1
_______________ /Э.М. Перепелко/
Приказ от __«___»______ 2016 г.
№____
Рабочая (учебная) программа
по предмету
«Литература»
Среднее общее образование, 7 класс
Срок реализации 2016– 2018 учебный год
Составитель:
Егорова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория.
пгт. Тымовское
2016 Статус документа.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы «Литература»
под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 7 классе –
68 часов (2 ч. в неделю). Планируемые предметные результаты освоения
программы по литературе в 7 классе.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретиколитературные понятия: жанры фольклора, предания, былины,
пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие
понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о
теме и идее произведения (начальные представления), геройповествователь (развитие понятия),
портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений),
стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия),
трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные
представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор
как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений),
мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения
авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий;
формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения от отдельного тропа до
композиции и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать
его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину,
письмо или дневник литературного героя);использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) Содержание учебного материала.
СЕДЬМОЙ КЛАСС.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. Взаимосвязь
характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к
несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и
различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Петр и плотник»,
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств
русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств
(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты
характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое
различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание
былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карелофинский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма
Лоухи как представители светлого и темного миров карелофинских эпических песен (Для
внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие
представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка.
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного
отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого»г «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание
труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
Размышления о смысле жизни, о судьбе.
стремленьи,..»,«На птичку...», «Признание».
Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн.,,»),
«Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении
Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к
Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина
как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель».Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за
правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с
красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность
ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк».Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные
особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы.Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Алексей Константинович Толстой.Слово о поэте.Исторические баллады «Василий
Шибанов»и «Михайло Репнин».Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и
вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил ЕвграфовичСалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Нравственные пороки
общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности
мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик».Для самостоятельного чтения.
Теория литературы.Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой.Краткий рассказ о писателе.
«Детство».Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Теория литературы.
Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Геройповествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».Воспитание детей в семье.
Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти».Душевное богатство
простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хамелеон».Живая картина нравов.
Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа, «Говорящие фамилии» как средство
юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня».Многогранность комического
в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). «Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый
край...», «Благовест».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький.Краткий рассказ о писателе.«Детство».Автобиографический характер
повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое
в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.
Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль»(«Легенда о Данко»).
Теория литературы.Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский.Краткий рассказ о писателе.«Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Мысли автора о роли поэзии
в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы.Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания
к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой
произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость, Любовь и ненависть
окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание
необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание
человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка
прозы Платонова (для самостоятельного чтения)
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».
Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в
художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов —
участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н Тихонова и
др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе, «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое
пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в
душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.«Тихое утро». Взаимоотношения
детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского
мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного
доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов,
Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных
настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...»,
«Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека
и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»(главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие
представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской
дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Из литературы народов России Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.«Опять за спиною родная
земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей
Родине».Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста,
зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей.
Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества.«Честная бедность». Представления народа о спра
ведливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за
свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная
однимдвумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.«Дары волхвов».Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное
и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение
стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Ведущие формы и методы образовательного процесса :лекции, собеседование, консультации,
практическая работа, деловые игры, зачёты, бинарные уроки, игры, «суды», концерты,
конференции, семинары, интегрированные уроки, экскурсии, чтение наизусть, тестирование. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: устный опрос,
тестирование, анализ художественных поизведений, выразительное чтение, письменные сочинения,
контрольные работы, зачёты, творческие работы (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно –
наглядный материал, изготовленный учащимися, проект), презентации, экзамен. Тематический план.
7 класс. 68ч.
№ п. п.
Наименование раздела, тема урока
Раздел I.
Введение.
Раздел II.
Устное народное творчество.
Раздел III.
Древнерусская литература.
Раздел IV.
Произведения русских писателей XVIII века.
Раздел V
Произведения русских писателей XIX века.
Раздел VI.
Стихотворения о ролной природе XIX века.
Раздел VII.
Произведения русских писателей XX века.
Раздел VIII. Песни на стихи русских поэтов XX века.
Раздел IX.
Литература народов России
Раздел X.
Зарубежная литература.
Количество
часов
В том
числе на
практичес
кую часть
1
4
3
2
29
1
20
1
1
6
1
6
1
3
Итого 68 ч.
Итого 11
сочинений
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.