Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
8 кл
10.05.2017
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс
Рабочая программа по предмету "Литература" , базовый уровень, 8 класс. В программе есть пояснительная записка, цель и задачи, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Программа предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 68 часов, с проведением занятий два раза в неделю.Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс
Рабочая программа по литературе 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское» Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. Протокол  __ от «__»______ 2016 г. №_____              О.Ю. Ермакова/ Утверждаю. Директор МБОУ СОШ № 1 _______________ /Э.М. Перепелко/ Приказ  от __«___»______   2016 г. №____ Рабочая (учебная) программа по предмету «Литература» Среднее общее образование, 8 класс Срок реализации 2016– 2018 учебный год Составитель:                                                                               Егорова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы,                                                                                         первая квалификационная категория. пгт. Тымовское 2016 Статус документа. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую   последовательность   изучения   тем   и   разделов     учебного   предмета   с   учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет  минимальный набор сочинений. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане. Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 8 классе – 68 часов (2 ч. в неделю). Планируемые предметные результаты освоения программы по литературе в 8 классе. В результате освоения программы учащиеся должны: знать: •   образную природу словесного искусства; •   общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); •   авторов и содержание изученных художественных произведений; •     основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие,   сатирическая   и   воинская   повесть   как   жанр   древнерусской   литературы,   песня как   жанр лирической   поэзии,   дума   как   жанр   эпико­лирической   поэзии,   басня,   её   мораль,   аллегория (развитие   представлений),   классицизм   (начальные   представления),   романтизм,   романтическая поэма   (начальные   представления),   предание,   частушка   (развитие   представлений),   историзм художественной   литературы,   реализм   (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как   жанр   драматургии   (развитие   представлений),   жанровые   особенности   рассказа   (развитие представлений),   художественная   условность,   деталь,   фантастика   (начальное   представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм   литературы   (развитие   понятия),   герой­повествователь   (развитие   представлений), силлабо­тоническая   и   тоническая   системы   стихосложения,   виды   рифм,   способы   рифмовки (развитие представлений).   роман   (начальные   представления),  уметь: •   прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения; •     определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; •   определять идейную и эстетическую позицию писателя; •   анализировать   произведение   литературы   с   учетом   особенностей   художественного   метода   и жанровой специфики и стилевого своеобразия; •     оценивать   проблематику   современной   литературы   и   соотносить   ее   с   идейными   исканиями художников прошлого; •  различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; •   осознавать своеобразие эмоционально­образного мира автора и откликаться на него; •   сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации. Содержание учебного материала. ВОСЬМОЙ КЛАСС. Введение Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому  своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в  народной   песне:  «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев  в темнице», «Пугачев казнен». Частушки  как   малый   песенный   жанр.   Отражение   различных   сторон   жизни   народа   в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной  прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных приданий. Теория   литературы. Народная  песня, частушка  (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Из древнерусской литературы Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности  воинской  повести  и жития. «Шемякин   суд».  Изображение   действительных   и   вымышленных   событий   —   главное новшество   литературы  XVII  века.   Новые   литературные   герои   —   крестьянские  и   купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.  «Шемякин   суд»   —   «кривосуд»   (Шемяка   «посулы   любил,   потому   так   он   и   судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория   литературы.  Летопись.   Древнерусская   повесть   (развитие   представлений). Житие   как   жанр   литературы   (начальные   представления).   Сатирическая   повесть   как   жанр древнерусской литературы (начальные представления). Из литературы XVIII века Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Сатирическая  направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория   литературы.   Понятие   о   классицизме.  Основные   правила   классицизма   в драматическом произведении. Из литературы XIX века Иван   Андреевич   Крылов.  Поэт   и   мудрец.   Язвительный   сатирик   и   баснописец.   Краткий рассказ о писателе.«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.­Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне  1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков; самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.«Смерть Ермака».Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр   Сергеевич   Пушкин.  Краткий   рассказ   об  отношении   поэта   к   истории   и  «Туча».Разноплановость   содержания   стихотворения   — исторической   теме   в   литературе. зарисовка   природы,   отклик   на   десятилетие   восстания   декабристов.К***  (»Я   помню   чудное мгновенье...»).  Обогащение   любовной   лирики   мотивами   пробуждения   души   к  творчеству.«19 октября».  Мотивы   дружбы,   прочного   союза   и   единения   друзей.   Дружба   как   нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История   Пугачева»  (отрывки).   Заглавие   Пушкина   («История   Пугачева»)   и   поправка Николая  I  («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­ водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман  «Капитанская дочка».  Гринев — жизненный  путь   героя,   формирование   характера («Береги   честь  смолоду»).   Маша   Миронова   —   нравственная   красота   героини.   Швабрин   — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­ мане. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория   литературы. Историзм  художественной  литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая  дама».  Место   повести   в   контексте   творчества   Пушкина.   Проблема   «человек   и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия   повести   и   эпиграфа   к  ней.   Композиция   повести:   система   предсказаний,   намеков   и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов­персонажей, сочетание в них реального   и   символического   планов,   значение   образа   Петербурга.   Идейно­композиционная функция   фантастики.  Мотив   карт   и   карточной   игры,   символика   чисел.   Эпилог,  его   место   в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий   рассказ   о  писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном  из  родной  среды  и   воспитанном  в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.   Образ   монастыря   и  образы   природы,   их  роль  в   произведении.   Романтически­условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай   Васильевич   Гоголь.  Краткий   рассказ   о   писателе,   его   отношение   к   истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия   «со   злостью   и   солью».   История   создания   и   история   постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики,   общественности   к   комедии   «Ревизор».   Разоблачение   пороков   чиновничества.   Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­ разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из  характеров» (В.И. Немирович­Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория   литературы.   Комедия   (развитие   представлений).   Сатира   и   юмор   (развитие представлений). «Шинель».  Образ   «маленького   человека»   в   литературе.   Потеря   Акакием   Акакиевичем Башмачкиным   лица  (одиночество,   косноязычие).   Шинель   как   последняя   надежда   согреться   в холодном   мире.   Тщетность   этой   мечты.   Петербург   как   символ   вечного   адского   холода.   Не­ злобивость   мелкого   чиновника,   обладающего   духовной  силой   и   противостоящего   бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил   Евграфович   Салтыков­Щедрин.  Краткий  рассказ   о   писателе,   редакторе, издателе.«История   одного   города»  (отрывок).   Художественно­политическая   сатира   на современные   писателю   порядки.   Ирония   писателя­гражданина,   бичующего   основанный   на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ ские сочинения. Теория   литературы.  Гипербола,   гротеск   (раз­питие   представлений).   Литературная пародия {начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на  чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство  создания образа в рассказе. Теория   литературы.   Рассказ   (развитие   представлений).   Художественная   деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория   литературы.  Художественная   деталь.  Антитеза   (развитие   представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе, «О любви» (из трилогии). История о  любви и упущенном счастье. Теория   литературы.   Психологизм   художественной   литературы   (развитие представлений). Из русской литературы XX века Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина­рассказчика. Психологизм  прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказо писателе.«Куст сирени».Утверждение  согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость  главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».Историческая тема в  стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».Поэма   на   историческую   тему.   Характер   Пугачева.   Сопоставление   образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем».Рассказ о пути   к   творчеству.   Сопоставление   художественного   произведения   с   документально­ биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"»(отрывки).   Сатирическое   изображение   исторических   событий.   Приемы   и способы   создания   сатирического   повествования.   Смысл   иронического   повествования   о прошлом. М.   Зощенко.«История   болезни»;Тэффи.«Жизнь   и   воротник».Для   самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.«Пенсне».Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский.Краткий рассказ о писателе. «Василий   Теркин».  Жизнь   народа   на   крутых   переломах   и   поворотах   истории   в произведениях   поэта.   Поэтическая   энциклопедия   Великой   Отечественной   войны.   Тема служения Родине. Новаторский   характер   Василия   Теркина   —   сочетание   черт   крестьянина   и   убеждений гражданина,   защитника   родной   страны.   Картины   жизни   воюющего   народа.   Реалистическая правда   о   войне   в   поэме.   Юмор.   Язык   поэмы.   Связь   фольклора   и   литературы.   Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями­фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».Утверждение   доброты,   сострадания,   гуманизма   в   душах   солдат, вернувшихся   с   войны.   Изображение   негромкого   героизма   тружеников   тыла.   Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции   в   изображении   боевых   подвигов   народа   и   военных   будней.   Героизм   воинов, защищающих свою Родину:М. Исаковский. «Катюша», "Враги сожгли родную хату»;Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», "Здесь птицы не поют...»;А. Фатьянов.«Соловьи»;Л. Ошанин.  «Дороги»и др. Лирические   и   героические   песни   в   годы   Великой   Отечественной   войны.   Их   призывно­ воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни, Теория литературы. Герой­повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И.   Анненский.  «Снег»;  Д.  Н. Заболоцкий.«Вечер  на   Оке»,   «Уступи   мне,   скворец,  уголок...»;  Н.   Рубцов.  «По   вечерам», «Встреча», «Привет, Россия..,».  «Родное»,   «Не   надо   звуков»;  Мережковский. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок);  3. Гиппиус.  «Знайте!», «Так и есть»;  Дон­Аминадо.  «Бабье лето»;  И. Бунин.  «У птицы есть гнездо.,.». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе,«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и  любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в  творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты  —  «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы,  мой стих не блещет новизной...».В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский), Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­ дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий  комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и  невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.«Путешествия Гулливера».Сатира на  государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман.  Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним  образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,  семейных устоев и отношений. Ведущие формы и методы образовательного процесса :лекции, собеседование, консультации,  практическая работа, деловые игры, зачёты, бинарные уроки, игры, «суды», концерты,  конференции, семинары, интегрированные уроки, экскурсии, чтение наизусть, тестирование. Формы, способы и средства проверки  и оценки результатов обучения: устный опрос, тестирование,   анализ   художественных   поизведений,   выразительное   чтение,   письменные сочинения, контрольные работы,  зачёты, творческие работы (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися, проект), презентации, экзамен. № п. п. Наименование раздела, тема урока Тематический план. 8 класс. 68ч. Раздел I. Введение. Раздел II.  Устное народное творчество. Раздел III. Древнерусская литература. Раздел IV. Литература XVIII века. Раздел V Литература XIX века. Раздел VI. Стихотворения о родной природе XIX века. Раздел VII. Произведения русских писателей XX века. Раздел VIII. Писатели улыбаются. Раздел IX. Произведения о Великой Отечественной войне Раздел X. Русские поэты о Родине, родной природе. Раздел XI. Зарубежная литература. Количество  часов В том  числе на  практичес кую часть 1 2 2 3 31 2 8 3 7 2 9 1 6 2 1 1 Итого 68 ч. Итого 11 сочинений

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017