РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология +2
1 кл
12.01.2019
РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс
Данная программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью и РАС 1 класс. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут и затрагивают все сферы деятельности обучающегося. Главная задача психолога помочь адаптироваться ребенку в школе-интернате и начать процесс социализации в школьном обществе.
программа с детьми рас 1 класс.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ШКОЛА­ИНТЕРНАТ» Утверждено Педагогическим советом Протокол №___ «____» __________ 20___г Директор :___________ Е.А.Перфильева РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС                               на 2018­2019 учебный год Ответственный за реализацию программы Педагоги­психологи: Т.Г.Сологуб Актуальность программы. Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные  сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и  ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно  новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза  является ранний детский аутизм (РАС) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит  от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются: ­ недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; ­ отгороженность от внешнего мира; ­ слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть  до полного безразличия к ним (аффективная блокада) ­ неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких  детей считают агрессивными; ­ недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих  родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с  аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто  не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного  крана; ­ приверженность к сохранению неизменности окружающего; ­ неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не  переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и  обувь; ­ однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; ­ разнообразные речевые нарушения при РАС; ­ у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это  умственная отсталость. За собой оставляю право менять количество часов в зависимости  от усваивания или не усваивания данной программы. Цели программы: ­преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;  ­развитие познавательных навыков; ­смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; ­повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; ­преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: ­ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;  ­обучение его простым навыкам контакта;  ­обучение ребенка более сложным формам поведения; ­развитие самосознания и личности аутичного ребенка; ­развитие внимания; ­развитие памяти, мышления. Основные этапы психологической коррекции: Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации  этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с  помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для  занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог  должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если  ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка,  резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление  контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является  стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит  конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем  поощрения даже минимальной активности. Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует  от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и  использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация  целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных  психологических процессов. Рабочая программа составлена на основе: ­ Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в  Российской Федерации". ­ Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".  ­ Санитарно­эпидемиологические правилми и нормативами СанПиН 2.4.2.3286­15  "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и  воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по  адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).  ­ Приказом  Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).  ­ Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Минобрнауки России к  использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на  текущий учебный год. ­ Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего  образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  (вариант 8.3) –  ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего  образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  (вариант 8.4)   ­ Программами для 0­4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта) под  редакцией кандидата психологических наук наук Бгажнокова И.М.    Москва «Просвещение» 2013 ­ Приказом  Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не  действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения  СССР от 5 мая 1978 г. № 28­М "Об улучшении организации индивидуального обучения  больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования  РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17­253­6 "Об индивидуальном обучении больных детей на  дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г.  № 07­1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому ­ Устав  ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа ­ интернат»  ­ Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком» ­Яковлева .О «Психологическое сопровождение детей­ аутистов» Киев,2013г. Структура коррекционно­развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения  на развитие произвольности психических процессов.  (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) ­2­3  мин; дыхательные упражнения ­ 2­3 мин; 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие  познавательных процессов (или эмоционально­волевой сферы) у школьников, крупной и  мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются  релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости  и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой  моторики рук и развивающие игры и упражнения. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной  самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Форма работы: индивидуальная. Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные,  ролевые), упражнения, рисование, беседы.  Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.  Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций  для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения,  побуждения познавательных потребностей.  Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.  Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений  ребенка. Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:    игровая деятельность; познавательная деятельность; практическая деятельность. Продолжительность  занятия: 20 мин. Проведение занятий: 2 раз в неделю.  Дифференцированные требования к учащимся в соответствии с уровнями обучения:  выполнять произвольные целенаправленные действия;  фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;          выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции; обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной  инструкции; соотносить два одинаковых предмета; выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции; выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов; группировать по форме предметы двух контрастных форм; выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы; использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине; выполнять постройки из детского строительного материала по образцу  Эффективность программы. Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной  адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к  активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать  безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция  поведения. Календарно ­ тематическое планирование № Тема Игры и упражнения Кол­во  часов Дата фактически 1 2 3 Первичная диагностика. Установление  эмоционального контакта,  восприятия Стереотипная игра  ребенка. Игры с мыльными  пузырями, «Солнечный зайчик» Развитие эмоционального  контакта, моторики,  Игра «Ручки», 3 5 5 саморегуляции. «Смешиваем краски»,  «Повтори» Развитие активности,  крупной моторики,  тактильных ощущений Развитие сенсорных  ощущений, мелкой  моторики, саморегуляции Развитие средств  коммуникации,  эмоционального контакта. «Поводырь» «Покажи части тела»,  «Пластилиновые  картинки» Игры с крупами: «Прячем ручки»,  «Покормим птичек»,  «Горизонтальные  линии» Совместное рисование  взрослого и ребенка  «Симметричные  рисунки», «Собираем  головоломки» Развитие внимания,  мышления, мелкой  моторики. Шнуровка, игры с  кинестетическим  песком Снятие эмоционального  напряжения, развитие  саморегуляции, мелкой  моторики. Игры с ватой: «Снег идет»,  «Снежки», «Сугробы» Развитие слухового  восприятия, внимания,  эмоциональной сферы. «Послушай звуки»,  «Игры с ритмами» 4 5 6 7 8 9 10 Развитие восприятия,  тактильных ощущений,  мелкой моторики. «Погладь Зайку»,  «Плетем коврик» 6 8 5 6 4 4 5 11 Развитие аналитико­ синтетической сферы Игра «Собери  фигурки»,  12 Развитие памяти  мышления «Продолжи ряд» «Запомни слова», «Найди отличия», «Запомни  расположение  предметов» 13 Развитие подвижно –  соревновательных игр. Игра «Строим домик  для друзей», Игра «самый ловкий» 14 Диагностика  эмоциональной сферы.  Познавательных  процессов. 15 Итоговое занятие. 4 6 2 3 32 Стереотипная игра  ПРИЛОЖЕНИЕ В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с  предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать  предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр  следующие:      цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для  окружающих; в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок; повторяемость, т.е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий; неизменность, т.е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении  длительного времени; длительность, т.е. ребенок, может играть в такую игру годами. Наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования  стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. На начальном этапе  коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть “слишком много”.  Поначалу взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка.  Торопить действия не надо. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно  попробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать нужно  с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, чем обратить его внимание на  присутствие взрослого.  ИГРА С ШАРИКАМИ «СУХОГО БАССЕЙНА» Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к сухому бассейну с шариками и начать  раскидывать шарики. При этом с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся  грохот. В этом случае следует организовать игру. САЛЮТ Подбрасываем вместе с ребенком шарики, бусины. Затем собираем вместе их в бассейн. ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они  носятся по комнате, пока их не поймают, и тут же просят повторения. Но сами выдуть  пузыри часто отказываются, – это требует сноровки и определенного уровня развития  дыхания. Поэтому следует предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными  пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть направлять струю воздуха в нужном  направлении. Предлагаются следующие игры: “Снег пошел” ­ дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала. “Плыви, кораблик” ­ дуть на маленький легкий кораблик на воде. “Вертушка” ­ дуть игрушку­вертушку. “Катись, шарик!” ­ дуть на маленький шарик (например, для пинг­понга), можно дуть через  трубочку. "Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.) Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. "К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Психолог включает  фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он  двигался, и нарисуй его путь”. Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а  затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно  использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце. Игра «Ручки». Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и  ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…».  Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает  похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается  похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу Смешивание красок Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого сливаем воду разных цветов в один стакан, либо растворяем в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Из  желтого и красного цветов получается оранжевый цвет, из синего и желтого – зеленый, а из  красного и синего – фиолетовый.  Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром  листе. Для этого на стол или на пол кладем клеенку. Увлажняем плотный лист бумаги для  акварели (просто окунув в тазик с водой), и кладем на клеенку, пригладив влажной губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем работу  с другими красками. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода  смешивается с красками, и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.  Эксперимент проводим вместе с ребенком Игра «Поводырь». Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого  (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются  ролями. «Покажи нос» Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.  Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Содержание:  Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети  повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем  взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети  должны заметить это и не повторить неверные движения. Пластилиновые картинки При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и  размазывания. Таким простым способом можно делать самые разнообразные “картины” из  пластилина: при размазывании по картону зеленого пластилина – получаем “травку”, из  красного – сделать “ягодки”. Таким же способом в синем пруду поплывут “золотые  рыбки”, а на голубом картоне появится желтое пластилиновое “солнышко” с лучиками Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.  Игры с крупами Прячем ручки Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами,  ощущая ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои  ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А  теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?” Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем. Пересыпаем крупу Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Также  пересыпаем крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук. Игра «Покормим птичек». Цель: развитие активности Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и  приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички»  собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу. «Рисование: горизонтальные линии» Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три  горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш,  маркер. Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6  точек. Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на  точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз. Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам.  Награждайте ребенка после каждого законченного листа. Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками,  постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми «Симметричные рисунки» Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси:  ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким  карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в  одну точку и проводят в одном ритме. «Собираем головоломки» (Черепанова Г. Д.) Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм»,  «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают  одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не  хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь  попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать  просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем  переносится на другие виды деятельности. Игры­шнуровки Игры­шнуровки ­ это очень полезные развивающие игры для детей. Дети разных возрастов с увлечением просовывают шнурки в дырочки, завязывают узелки, а те, что помладше их  просто "запутывают" и "распутывают", прикрепляют одну деталь к другой и делают это с  большим удовольствием. Игры­шнуровки помогают также приобрести полезные навыки, они способствуют развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, памяти, мелкой моторики. С  помощью шнуровок можно эффективно готовить руку ребенка к письму. Игры с песком Развивающие игры с песком: 8 направлений 1. Развитие мелкой моторики Песок помогает  развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать  пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти  упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно  для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и  дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые  формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. 2.  Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым  необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с  удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка  не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют  на умение сосредотачиваться. 3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут  рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками,  зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют  черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему  примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт  письма даже без письменных принадлежностей. 4. Развитие творческого мышления. Песок  — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного  способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У  ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки  «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с  «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту  «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное —  получение результата. Песок полезен для занятий с детьми­аутистами. Предоставив в  распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки,  палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите  мыслительный процесс. 5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение  характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посудка для  игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Ролевые  игры с песком Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог. 6. Развитие речи Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким  материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да­да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом.  Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. 7. Тренировка внимания Развитие  ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! 8. Спокойствие и расслабление  ИГРЫ С ВАТОЙ Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Следует использовать вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое  воздействие. Снег идет Ощипывать вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывать вверх со словами:  “Снег идет!”. Наблюдая за падением “снега”, дуем на него, чтобы подольше не падал. Снежинки Из небольших кусков ваты “лепим снежки” (формируем руками комок) и со словами:  “Давай играть в снежки!” ­ бросаем в друг друга. Сугробы  Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему “спрятаться в  сугробе”. Можно вместе с ребенком прятать в “сугробе” и любимую игрушку. Игры со звуками Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обратим на них внимание ребенка –  прислушиваемся вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда  размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д. Игры с ритмами Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка.  Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его  речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами используйте следующие приемы: – хлопки в ладоши; – топанье ножками; – прыжки в определенном ритме; – танцы; – проговаривание текстов стихотворений; – пение детских песенок. Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком  предполагает: – Сопровождение текста движениями; – Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; – Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать»  пропевание ребенком песенки). При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными)  и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны  обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку  возможность выбрать те, что ему больше нравятся. Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время  проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее  слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка  повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же  работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда  ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию.  Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая  действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты.  игра «Погладь зайку». Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки»,  при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней. «Плетение коврика» Цель: развитие мелкой моторки, координации рук. Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать,  пока задача не будет выполнена. Материал: бумага (двух или более цветов). Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу.  Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа. Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы  демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дайте ребенку следующую полоску и  помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой. Вам надо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в  зависимости от позиции предыдущей полоски. После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча. Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать  концы. Графический диктант. Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге. Продолжи ряд Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и  следовать ей при продолжении данного ряда. Запомни слова. Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради. Игра «Снежный ком». Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий  участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности,  добавив к ним свое слово. Игра «Найди отличия». Ход занятия: ребенку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями.  Необходимо найти все различающиеся детали. игра «Строим домик для друзей». Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака  Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда ­ нет дома. Давай поможем им построить дом, мама будет строить домик для Мурзика, а ты для Шарика. После этого  предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом. Игра: «Самый ловкий». Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше  всех попаданий. Далее ребенок и психолог кидают мяч, по окончании игры называется  самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы  ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов Список литературы 1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной  деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000. 2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В.  Столина.­ М.,1989. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.­ Ярославль, 1997. 4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.  М., 1997. 6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы  взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004 5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в  развитии. ­ СПб.,2003. 7. Лютова Е.К Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа  с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми. 8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.­ М.,1998

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных занятий с обучающимся РАС 1 класс

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА    для индивидуальных занятий с обучающимся РАС  1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019