Рабочая прграмма по литературе для 5 класса разработана к учебнику В.Я. Коровиной, В. И. Коровина "Литература 5 класс" в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 3 часа в неделю и включает в себя такие разделы, как : пояснительную записку, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Литература 5.doc
НАЗВАНИЕ ОУ
Рассмотрена и
рекомендована к утверждению
педагогическим советом
№ 1 от 26.08.2016 г.
Утверждена приказом
ОУ
Приказ № 68 от 29.08.2016 г.
Директор__________ ФИО
Предмет
Класс
Образовательная область
Учебный год
Учитель
Квалификация
На основе программы (автор)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература
5
Филология
20162017
специалист
Программа общеобразовательных
учреждений « Литература» под редак
цией В.Я. Коровиной 59 классы. : М.
Просвещение, 2010.
В.Я. Коровина, В. И. Коровин
Литература 5 класс. Учебник в 2х
частях. М., Просвещение, 2015.
3
102
Основной учебник (автор,
издательство, год издания)
Часов в неделю
Всего за год
Город Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Пояснительная записка
№ Нормативные документы
1
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Основная образовательная программа ОУ на 20162017 учебный год.
Учебный план ОУ на 20162017 учебный год.
Программа общеобразовательных учреждений « Литература» под
редакцией В.Я. Коровиной 59 классы. : М. Просвещение, 2010.
Учебный образовательный план ОУ в соответствии с Федеральным
2
4
5
6.
базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на
этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе —
102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе —
102 ч.
Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы,
формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к
русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы
и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в
основной школе проявляются в
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной
литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно
художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностноориентационной сфере:
• приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений
Содержание учебного курса.
Раздел 1. BВЕДЕНИЕ (1ч)
форзац,
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное
завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка,
титул,
оглавление); создатели книги (автор, художник,
редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Раздел 2. Устное народное творчество (10ч)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
сноски,
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная
природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное
и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора.
Детский фольклор (колыбельные песни,
пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие
представлений).
Русские народные сказки
новеллистические).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые
Нравоучительный и философский
(анекдотические,
характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевналягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ
невестыволшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая
гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви
сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты
— вот духовные данные Василисы Премудрой... (М. Горький). Иван Царевич
— победитель житейских невзгод.
Особая роль
чудесных противников — Бабыяги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в
сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки.
Связь сказочных формул с древними мифами Изобразительный характер
формул волшебной сказки, Фантастика в волшебной сказке.
Животныепомощники.
«Иван — крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван
— крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное
превосходство главного героя. Герои сказки в оценке авторанарода.
Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления
о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок (закрепление
представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). формулы.
Вариативность
(начальные
народных сказок
Сказочные
представления). Сравнение
Раздел 3. Древнерусская литература(2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской
литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией.
Древнехристианская книжность на Руси (Обзор.) «Повесть временных лет»
«Подвиг отрокакиевлянина и хитрость
как литературный памятник.
воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Герои старинных
«Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле,
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Раздел 4. Из литературы XVIII века – 2 часа.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя
(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов —
ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в
поэтической форме. Юмор стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры
литературы (начальные представления).
Раздел 5. Русская литература XIX века(43ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы
XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство; начало
литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»,
«Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы,
жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение
исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне.
Аллегория.
(индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Выразительное чтение басен
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория
(начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и
начало творчества, Жуковскийсказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и
народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство,
годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и
грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —
собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы
и сюжеты пушкинского произведения.
со
сказками
царевна»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки
(сопоставление с русскими народными сказками,
сказкой Жуковского
«Спящая
Гримм;
«бродячие
сюжеты»).Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,
мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.
Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа
добра над злом,
Поэтичность,
музыкальность пушкинской сказки.
гармоничность положительных героев.
братьев
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
Сказочноусловное, фантастическое и достовернореальное в литературной
сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25летнюю годовщину Бородинского сражения
(1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического
события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в
создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим
пафосом стихотворения.
Те о р и я л и т е р а ту р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие
(начальные
аллитерация
звукопись,
метафора,
представлений),
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы
учения, начало литературной деятельности).
и мрачного,
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ
Диканьки . Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание
светлого
и
фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности),
комического
лирического,
реального
и
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз,
Красный Hoc»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение
жизни
крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства —
короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Картины вольной
«Крестьянские
дети».
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и
сострадание к
Немота главного героясимвол
сила,
трудолюбие.
достоинство,
нравственные качества Герасима:
окружающим,
немого протеста крепостных крестьян.
великодушие,
Теория литературы.
Портрет,
пейзаж (начальные
представлений).
Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения
картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты
жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной
вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы.
Жилин и Дина.
Душевная близость людей из враждующих лагерей,
утверждение гуманистических идеалов.
Те о р и я л и т е р а ту р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет
(начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). Рассказ «Хирургия».
Теория литературы. О смешном в литературном произведении.
Раздел 6. Русская литература XX века (30ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным
складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я
покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» —
поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных
людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка
есенинской лирики.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее
понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя
в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных
жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
(начальные представления).
Всеволод Михайлович Гаршин.
Героическое и
Трагический финал и жизнеутверждающий пафос
«Attalea Princeps».
обыденное в сказке.
произведения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные
представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы
рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Константин Георгиевич Паустовский.
«Теплый хлеб»,
фантастическое в сказках Паустовского.
«Заячьи лапы».
Краткий рассказ о писателе.
реальное и
Доброта и сострадание,
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки.С. Я.
Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьесасказка. Положительные и отрицательные
герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.
Художественные особенности пьесысказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные
представления). Пьесасказка.
Андрей Платонович Платонов. (1 ч)Краткий рассказ о писателе (детство,
начало литературной деятельности}.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с
природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба
добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое
восприятие окружающего мира.
Те о р и я л и т е р а ту р ы. Фантастика в литературном произведении
(развитие представлений).
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности}.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность,
добросовестность,
Стремление к
совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации
сказа.
трудолюбие и талант главного героя.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные
представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Владимир Галактионович Короленко.
(детство и начало литературной деятельности).
Краткий рассказ о писателе
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной
семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого,
сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек,
Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и
«дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Те о р и я л и т е р ату р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция
литературного произведения (начальные понятия).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних
бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);
И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков.
«Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».
Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и
учащихся).
Теория литературы.
Стихотворный ритм как средство передачи
эмоционального состояния, настроения,
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы
Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на пакете...»; А. Т.
Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений
о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»;
Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», ДонАминадо.
Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как
выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление
собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и
обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской
природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный.
«ИгорьРобинзон».
сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
«Кавказский пленник»,
Образы и
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
Раздел 7. Зарубежная литература(12ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо,
характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед
жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и
художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное
сердце Герды. Поиски Кая.
олень,
Маленькая
—
и
противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и
дружбы.
Помощники Герды (цветы,
др.).
ворон,
и Герда
разбойница
Снежная
королева
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая
характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Гома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры,
Тома,
забавы,
раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний
мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и
игровых приключенческих ситуаций.
предприимчивость..
Черты характера
находчивость,
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир
интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного
добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика
— смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного
достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство
писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел 8. Повторение. Обобщение. Сведения по истории и теории
литературы(2 ч)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Кол
во
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
17.
18.
19
20.
21.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
Введение. Роль книги в жизни человека.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 ч.УНТ.
Малые жанры фольклора.
Детский фольклор.
Сказка как особый жанр фольклора.
Художественный мир сказки. «Царевналягушка»
встреча с волшебной сказкой.
Народная мораль в характерах и поступках героев.
Образ невестыволшебницы. Иванцаревич –
победитель житейских невзгод. Животные
помощники. Особая роль чудесных противников
«Иван – крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная
богатырская сказка героического содержания.
Особенности сюжета сказки. Нравственное
превосходство главного героя. Тема мирного труда
и защиты родной земли.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая
сказка «Солдатская шинель».
Русские народные сказки. Обучение сочинению по
теме «Мой любимый герой русской народной
сказки», «Добро и зло в народных сказках»
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2
ч.Возникновение древнерусской литературы.
«Повесть временных лет».
«Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы
Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА 2 ч.М.В.Ломоносов
«Случились вместе два Астронома в пиру…».
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 43 ч.Русские басни.
Басня и ее родословная. Басня как литературный
жанр.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на
псарне».
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья
под дубом».
Аллегорическое отражение истории в баснях.
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 г. Эзопов
язык. Повествование и мораль в басне.
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая
царевна».
Дата
6.09
7.09
7.09
13.09
14.09
14.09
20.09
21.09
21.09
27.09
28.09
28.09
4.10
5.10
5.10
11.10
12.10
12.10
18.10
19.10
19.10
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Рабочая прграмма по литературе для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.