РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г № 273-ФЗ; - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12. 2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.); - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751; - Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р - Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236; - О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерациик рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г № 273-ФЗ; - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12. 2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.); - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751; - Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р - Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236; - О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
Иконка файла материала rabochaya_programma_fgos_5_kl.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По  физической культуре (указать предмет, курс, модуль) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5­9 классов Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:  ­ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г № 273­ФЗ; ­ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.  2007г. №329­ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.);  ­ Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление  Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;  ­ Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года Распоряжение  правительства РФ от 07.08.2009г. №1101­р ­ Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от  19.05.1998 г. № 1236;  ­ О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30­51­197/20;  ­ О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011­2015гг.  Распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011г. № 163­р; ­ Примерная программа и авторская программа «Комплексная программа физического  воспитания учащихся 1­11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2014); ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря  2010 года «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 212  года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования»; ­ Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального  перечня учебников …»; ­ Примерный учебный план основного общего образования ­ Примерная программа основного общего образования; ­ Приказ Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. Данная рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников М.Я.Виленского и   В.И.   Ляха  и   обеспечена   учебником   для   общеобразовательных  учреждений   «Физическая культура. 5—7 классы» М.Я.Виленский (М.: Просвещение).2015г. Предметная линия учебников М.Я.Виленского и В.И.Ляха. 8­9 классы: Просвещение­2015.  Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет   «Физическая   культура»   в   основной   школе   входит   в   предметную   область «Физическая   культура   и   основы   безопасности   жизнедеятельности»   и   является   основой физического воспитания школьников.  Цель  освоения учебного предмета «Физическая культура» ­ формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать  ценности физической культуры для укрепления   и   длительного   сохранения   собственного   здоровья,   оптимизации   трудовой деятельности и организации активного отдыха. Изучение физической культуры на уровне основного общего образования направлено на решение следующих задач:  ­ укрепление   здоровья,   расширение   функциональных   возможностей   организма   путем воздействия   физическими   упражнениями   на   развитие   основных   физических   качеств, органов и систем;  ­ формирование   культуры   движений,   обогащение   двигательного   опыта   физическими упражнениями   с   общеразвивающей   и   корригирующей   направленностью,   техническими действиями и приемами базовых видов спорта;  2 ­ освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;  ­ обучение   навыкам   и   умениям   в   физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­ оздоровительной   деятельности,   самостоятельной   организации   занятий   физическими упражнениями;  воспитание   положительных   качеств   личности,   норм   коллективного   взаимодействия   и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.  ­ 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Предметом   обучения   физической   культуре   в   основной   школе   является   двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой дея­ тельностью   укрепляется   здоровье,   совершенствуются   физические   качества,   осваиваются определённые   двигательные   действия,   активно   развиваются   мышление,   творчество   исамостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение   дифференцированного   и   индивидуального   подхода   к   учащимся   с   учётом состояния   здоровья,   пола,   физического   развития,   двигательной   подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного  образования и необходимость ре пиния вышеназванных задач образования учащихся 5—9  классом и  области   физической   культуры,  основными   принципами идеями  и  подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация  педагогического  процесса;  педагогика сотрудничества, деятельностный подход;  интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение  межпредметных связей. Принцип демократизации  в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому   ученику   одинакового   доступа   к   основам   физической   культуры,   максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических   способностей;   изменении   сути   педагогических   отношений,   переход   от подчинения к сотрудничеству. Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем   достижений   школьников,   их   интересов   и   склонностей.   Учителя   обязаны предоставлять  детям разноуровневый по сложности и субъективной  трудности усвоения материал программы. Осуществление   принципов   демократизации   и   гуманизации   в   педагогическом   процессе возможно   на   основе  педагогики   сотрудничества  —   идеи   совместной   развивающей деятельности   детей   и   взрослых,   в   процессе   которой   они   связаны   взаимопониманием   и проникновением   в   духовный   мир   друг   друга,   совместным   желанием   анализа   хода   и результатов этой деятельности. Деятелъностный подход  заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно­оздоровительной и спортивной   деятельности,   на   развитие   познавательных   сил   и   творческого   потенциала ребёнка.   Это   переход   от   вербальных   методов   и   форм   передачи   готовой   информации, пассивности   учащихся   на   занятиях   к   активному   усвоению   знаний,   умений   и   навыков, реализуемых   в   разнообразных   видах   физкультурно­оздоровительной   и   спортивной деятельности. Интенсификация и оптимизация  состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении   мотивации   занятий   физической   культурой  и  спортом;   применении   активных   и творческих   методов   и   форм   обучения   (проблемные,   исследовательские,   сопряжённого развития   кондиционных   и   координационных   способностей,   акцентированного   и всестороннего   развития   координационных   способностей,   методики   программно­ алгоритмического   типа,   групповые   и   индивидуальные   формы   обучения,   круговая 3тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств. В   основу   планирования   учебного   материала   в   логике   поэтапного   его   освоения   было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному. Задачу   формирования   целостного   мировоззрения   учащихся,     всестороннего   раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе  расширения межпредметных связей  из области разных   предметов:   литературы,   истории,   математики,   анатомии,   гигиены,   физиологии, психологии и др. Уроки физической культуры  — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. На уроках физической культуры в 5—9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств,   лыжная   подготовка,   плавание).   Углубляются   знания   о   личной   гигиене,   о влиянии   занятий   физическими   упражнениями   на   основные   системы   организма  (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 5—9 классов получают представления о физической культуре   личности,   её   взаимосвязи   с   основами   здорового   образа   жизни,   овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы   пополняются   представления   об   основных   видах   спорта,   соревнованиях, снарядах   и   инвентаре,   правилах   техники   безопасности   и   оказания   первой   помощи   при травмах. Одна   из   главнейших   задач   уроков   —   обеспечение   дальнейшего   всестороннего   развития координационных   способностей (ориентирование в пространстве, быстрота  перестроения двигательных   действий,   быстрота   и   точность   двигательных   реакций,   согласование движений,   ритм,   равновесие,   точность   воспроизведения   и   дифференцирования   силовых, временных   и   пространственных   параметров   движений)   и   кондиционных   способностей (скоростно­силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости), а также сочетание этих способностей. Большое   значение   в   подростковом   возрасте   придаётся   решению   воспитательных   задач: выработке   привычки   к   самостоятельным   занятиям   физическими   упражнениями   и избранными   видами   спорта   в   свободное   время,   воспитанию   ценностных   ориентации   на здоровый   образ   жизни.   На   уроках   физической   культуры   учитель   должен   обеспечить овладение учащимися  организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды,   судьи;   содействовать   формированию   у   подростков   адекватной   оценки   их физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию. Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания 4волевых   качеств   (инициативность,   самостоятельность,   смелость,   дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления. В основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с образовательно­ познавательной   направленностью;   с   образовательно­обучающей   направленностью   и   с образовательно­тренировочной   направленностью.   Эти   уроки   по   своим   задачам   и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке   решается   несколько   педагогических   задач)   и   как   целевые   (с   преимущественным решением одной педагогической задачи). На   уроках   с   образовательно­познавательной   направленностью   учащиеся   приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий,  обучаются   умениям   их   планирования,  проведения   и  контроля.  На   этих   уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя. Уроки с образовательно­обучающей направленностью используются преимущественно для обучения   умениям   и   навыкам   материала   базовых   видов   спорта.   На   этих   же   уроках осваиваются   также   знания,   которые   относятся   к   предмету   обучения   (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.). Уроки   с   образовательно­тренировочной   направленностью   проводятся   по   типу целенаправленной   физической   подготовки.   Иначе   говоря,   здесь   решаются   задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических   способностей   и   одной   физической   способности,   когда   применяются упражнения более общей и специальной направленности. Показатели объёма, интенсивности и координационной сложности используемых упражнений должны постепенно повышаться в соответствующем цикле тренировочных уроков. На уроках с образовательно­тренировочной направленностью   школьникам   необходимо   сообщать   также   сведения   о   физической подготовке, физических способностях, показателях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на   этих   уроках   учащиеся   должны   получать   сведения   о   способах   контроля   величины   и функциональной   направленности   физической   нагрузки,   о   способах   ее   регулирования   в процессе выполнения разных физических упражнений. В   соответствии   с   задачами   уроков   физической   культуры,   особенностями   контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая   активность   и   сознательная   работа   учащихся   на   уроке   достигается   чёткой постановкой   общей   цели   физического   воспитания   в   школе,   педагогических   задач   по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей 5двигательным   действиям   (навыкам),   освоения   теоретических   и   методических   знаний   в области   физической   культуры,   приобретения   умений   осуществлять   физкультурно­ оздоровительную   и   спортивную   деятельность   и   достижения   соответствующего   уровня двигательных   способностей.   Усилению   мотивации   занятий   на   уроках   способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической   культуры   обеспечивается   применением   различных   технических   средств обучения,   соответствующих   возрасту   тренажёров,   нестандартного   оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий. Обучение   сложной   технике   основных   видов   спорта   основывается   на   приобретённых   в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса   обеспечивается   умелым   применением   подводящих   и   подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное   и   программированное   обучение,   метод   сопряжённого   обучения   и   развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.). В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико­тактическое обучение и совершенствование   наиболее   тесно   переплетаются   с   развитием   координационных   спо­ собностей.   В   соответствии   с   дидактическими   принципами   (последовательность, систематичность   и   индивидуализация)   учитель   физической   культуры   должен   приучать учащихся   к   тому,  чтобы   они   выполняли   задания   на   технику   или   тактику   прежде   всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно­повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам. 6 В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо   органично   увязать   с   воспитанием   скоростных,   скоростно­силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры   должны   постоянно   применять   общеразвивающие   и   специально   развивающие координационные   упражнения   и   чередовать   их   с   упражнениями,   воздействующими   на указанные кондиционные способности. В   5—9   классах   увеличиваются   индивидуальные   различия   школьников,   что   необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса­воспитания.   В   этой   связи   для   группы   школьников   или   отдельных   учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры. При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем   школьном   возрасте,   учитывать   половые   особенности   занимающихся.   При соответствующих   условиях   целесообразно   объединять   параллельные   классы   для раздельного обучения мальчиков и девочек.В   подростковом   возрасте   усиливается   значимость   обучения   учащихся   знаниям   по физической  культуре,  формы  передачи  которых  на  уроке зависят  от  содержания  самих занятий,   этапа   обучения,   условий   проведения   занятий   и   других   факторов.   Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных   действий,   развитием   двигательных   способностей,   формированием   умений самостоятельно   тренироваться   и   осуществлять   физкультурно­оздоровительную   и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух   условиях:   во­первых,   при   объективном   отражении   закономерностей   изучаемых двигательных   действий   и,   во­вторых,   если   они   органично   включены   в   разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению   знаний   является   реализация   в   практике   межпредметных   связей   с   другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).   При   передаче   знаний   в   подростковом   возрасте   очень   важно   опираться   на   методы активной учебно­познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий   партнера   и   др.).   Усвоение   знаний   учениками   надо   контролировать   на   основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике. Воспитательные   и  оздоровительные  задачи  решаются   на  каждом   уроке.  При   воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям. Чтобы   содействовать   укреплению   здоровья,   уроки   по   физической   культуре   необходимо проводить   преимущественно   на   открытом   воздухе;   при   этом   костюм   учащегося   должен соответствовать   погодным   условиям   и   гигиеническим   требованиям.   При   наличии определённых   условий   целесообразно   приучать   школьников   заниматься   босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы. Рассмотрим далее особенности организации и методики уроков разных типов. Подготовительная   часть   уроков   с   образовательно­познавательной   направленностью, длительностью до 5—6 мин, включает в себя как ранее разученные тематические комплексы упражнений   для   развития   координационных   способностей,   гибкости   и   формирования правильной осанки, так и упражнения общеразвивающего характера. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтальным, групповым и индивидуальным способом.   Основная   часть   может   состоять   из   двух   компонентов:   образовательного   и двигательного. Образовательный компонент может длиться от 3 до 15 мин. Дети постигают учебные знания и знакомятся со способами осуществления физкультурно­оздоровительной деятельности.   Между   образовательным   и   двигательным   компонентами   основной   части урока следует проводить обязательную разминку (5—7 мин), которая должна соотноситься 7с основными задачами, решаемыми во время двигательного компонента. Во время основной части двигательного компонента подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же решаются задачи развития физических способностей. В случае если урок проводится по типу   целевого   урока,   то   всё   учебное   время   основной   части   отводится   на   решение соответствующей педагогической задачи. Уроки   образовательно­обучающей   направленности   планируются   и   проводятся   наиболее традиционно, в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от начального   обучения,   углублённого   разучивания   и   закрепления   до   этапа совершенствования).   Динамика   нагрузки   на   этих   уроках   задаётся   в   соответствии   с закономерностями   постепенного   нарастания   утомления,   а   планирование   задач   развития физических способностей осуществляется после решения задач обучения. Отличительными   особенностями   целевых   уроков   с   образовательно­тренировочной направленностью   являются:   обеспечение   постепенного   нарастания   величины   физической нагрузки   в   течение   всей   основной   части   урока;   относительная   продолжительность заключительной   части   урока   (7—9   мин);   использование   двух   режимов   нагрузки   — развивающею   (пульс   до   160   уд./мин)   и   тренирующего   (пульс   свыше   160   уд./мин); индивидуальный   подбор   учебных   заданий,   которые   выполняются   учащимися самостоятельно на основе частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия. Подчеркнём,  что каждый  из  рассмотренных типов  уроков физической культуры  должен нести в себе образовательную направленность и по возможности включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельное выполнение физических упражнений   и   учебных   заданий   учителя).   Приобретаемые   учащимися   знания   и   умения должны   впоследствии   включаться   в   систему   домашних   занятий,   успешно   справиться   с которыми должен помочь им учебник физической культуры. Оценка успеваемости по физической культуре в 5— 9 классах  производится на общих основаниях   и   включает   в   себя   качественные   и   количественные   показатели:   уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять   физкультурно­оздоровительную   и   спортивную   деятельность,   выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих   достижений   и   достижений   товарищей.   Оценка   должна   стимулировать   активность подростка,   интерес   к   занятиям   физической   культурой,   желание   улучшить   собственные результаты.   В   этой   связи   при   оценке   успеваемости   учитель   должен   в   большей   мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять   его   стремление   к   самосовершенствованию,   к   углублению   знаний   в   области физической культуры и ведению здорового образа жизни. Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры,   опираться   на   широкие   и   гибкие   методы   и   средства   обучения   для   развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей. 83. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 75 ч, в 6 классе — 75 ч, в 7 классе — 75 ч, в 8 классе — 75 ч, в 9 классе — 75 ч. Третий час на   преподавание   учебного   предмета   «Физическая   культура»   был   введён   приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Рабочая программа рассчитана на 525 ч на пять лет обучения (по 3 ч в неделю). 4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы   основного   общего   образования   Федерального   государственного образовательного  стандарта  данная   рабочая   программа   для 5—9  классов  направлена   на достижение   учащимися   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   по физической культуре. Личностные результаты • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • народов России и человечества; • многонационального российского общества; • знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей 9 • формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; «   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной     практики,   учитывающего   социальное,     культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции,   к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нём • взаимопонимания; ° освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие  морального сознания  и  компетентности  в решении  моральных  проблем  на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе   образовательной,   общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Личностные   результаты   отражаются   в   готовности   обучающихся   к   саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать   ценности   физической   культуры   для   удовлетворения   индивидуальных интересов   и   потребностей,   достижения   личностно   значимых   результатов   в   физическом совершенстве. Личностные   результаты   освоения   программного   материала   проявляются   в   следующих областях культуры. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и  физической подготовленности, о соответствии их возрастно­половым нормативам;  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях   организма,   способах   профилактики   заболеваний,   травматизма   и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; 10 • владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной   и   тренировочной   направленности,   составлению   содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: • способность   управлять   своими   эмоциями,   владеть   культурой   общения   и взаимодействия   в   процессе   занятий   физическими   упражнениями,   во   время   игр   и соревнований;  физкультурно­оздоровительных и спортивных мероприятий; • владение   умением   предупреждать   конфликтные   ситуации   и   находить   выходы   из спорных   ситуаций   в   процессе   игровой   и   соревновательной   деятельности   на   основе способность принимать  активное  участие  в организации  и проведении  совместныхформирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми формирование   культуры   движений,   умения   передвигаться   легко,   красиво, умение   содержать   в   порядке   спортивный   инвентарь   и   оборудование,   спортивную умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе умение   планировать   режим   дня,   обеспечивать   оптимальное   сочетание   умственных, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: • физических нагрузок и отдыха; умение   проводить   туристские   пешие   походы,   готовить   снаряжение,   организовывать   и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; • одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • разнообразных видов двигательной деятельности;  нормами и представлениями;  непринуждённо. В области коммуникативной культуры: • владение   умением   осуществлять   поиск   информации   по   вопросам   современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также   обобщать,   анализировать   и   применять   полученные   знания   в   самостоятельных занятиях  физическими  упражнениями   и спортом; • владение   умением   формулировать   цель   и   задачи   индивидуальных   и   совместных   с другими   детьми   и   подростками   занятий   физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­ оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; • владение   умением   оценивать   ситуацию   и   оперативно   принимать   решения,   находить адекватные   способы   взаимодействия   с   партнёрами   во   время   учебной,   игровой   и соревновательной деятельности. В области физической культуры: • владение умениями: 11 —в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять   с   9—13   шагов   разбега   прыжок   в   высоту   способом   «перешагивание»; проплывать 50 м; —в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м; —в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движенийс одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или   комбинацию,   состоящую   из   шести   гимнастических   элементов;   выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки); —в   единоборствах:   осуществлять   подводящие   упражнения   по   овладению   приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши); ­ в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам); «   демонстрировать   результаты   не   ниже,   чем   средний   уровень   основных   физических способностей; • владеть   способами   физкультурно­оздоровительной   деятельности:   самостоятельно выполнять   упражнения   на   развитие   быстроты,   координации,   выносливости,   силы, гибкости;   соблюдать   правила   самоконтроля   и   безопасности   во   время   выполнения упражнений; • владеть   способами   спортивной   деятельности:   участвовать   в   соревновании   по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание,   бег   на   выносливость;   участвовать   в   соревнованиях   по   одному   из   видов спорта; • владеть   правилами   поведения   на   занятиях   физическими   упражнениями:   соблюдать нормы поведения   в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;   помогать   друг   другу   и   учителю;   поддерживать   товарищей,   имеющих недостаточную   физическую   подготовленность;   активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.    проявлять • Метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 12 • • умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения учебных и познавательных задач;     умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности • её решения; • владение  основами  самоконтроля, самооценки, принятия  решений  и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и сверстниками; • умение   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • « умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для   выражения   своих   чувств,  мыслей  и   потребностей,  планирования  и  регуляции  своей деятельности. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • овладение   сведениями   о   роли   и   значении   физической   культуры   в   формировании целостной   личности   человека,   в   развитии   его   сознания   и   мышления,   физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья  как  одного из важнейших  условий  развития  и  самореализации человека,   расширяющего   возможности   выбора   профессиональной   деятельности   и обеспечивающего длительную творческую активность; • понимание   физической   культуры   как   средства   организации   и   активного   ведения здорового   образа   жизни,   профилактики   вредных   привычек   и   девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • проявление   уважительного   отношения   к   окружающим,   товарищам   по   команде   и соперникам,   проявление   культуры   взаимодействия,   терпимости   и   толерантности   в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное  отношение к  порученному  делу, проявление дисциплинированности   и готовности   отстаивать   собственные   позиции,   отвечать   за   результаты   собственной деятельности. В области трудовой культуры: 13 • добросовестное   выполнение   учебных   заданий,   осознанное   стремление   к   освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий; • приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий  физическими упражнениями,   гигиенических   факторов   и   естественных   сил   природы   для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры: • половые связи, допинг), и их опасных последствий; знание   факторов,   потенциально   опасных   для   здоровья   (вредные   привычки,   ранние •   понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными   двигательными   умениями   и   навыками,   исходя   из   целесообразности   и эстетической привлекательности;• восприятие   спортивного   соревнования   как   культурно­массового   зрелищного мероприятия,   проявление   адекватных   норм   поведения,   неантагонистических   способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение  диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение   умением   логически   грамотно   излагать,   аргументировать   и   обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника. В области физической культуры: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; • владение   умениями   выполнения   двигательных   действий   и   физических   упражнений базовых   видов   спорта   и   оздоровительной   физической   культуры,   активно   их использовать   в   самостоятельно   организуемой   спортивно­оздоровительной   и физкультурно­оздоровительной деятельности; • владение   способами   наблюдения   за   показателями   индивидуального   здоровья, физического   развития   и   физической   подготовленности,   величиной   физических нагрузок,   использования   этих   показателей   в   организации   и   проведении   само­ стоятельных форм занятий. Предметные результаты В  основной   школе   в   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным стандартом   основного   общего   образования  результаты  изучения   курса   «Физическая культура» должны отражать: • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в   активном   включении   в   здоровый   образ   жизни,   укреплении   и   сохранении индивидуального здоровья; 14 • овладение   системой   знаний   о   физическом   совершенствовании   человека,   освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных   систематических   занятий   с   различной   функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной)   с   учётом   индивидуальных   возможностей   и   особенностей   организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; • приобретение   опыта   организации   самостоятельных   систематических   занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;   освоение   умения   оказывать   первую   помощь   при   лёгких   травмах; обогащение   опыта   совместной   деятельности   в   организации   и   проведении   занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; • расширение   опыта   организации   и   мониторинга   физического   развития   и   физическойподготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих   основных   физических   качеств:   оценивать   текущее   состояние   организма   и определять   тренирующее   воздействие   на   него   занятий   физической   культурой посредством   использования   стандартных   физических   нагрузок   и   функциональных проб,   определять   индивидуальные   режимы   физической   нагрузки,   контролировать направленность   её   воздействия   на   организм   во   время   самостоятельных   занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; •   формирование   умений   выполнять   комплексы   общеразвивающих,   оздоровительных   и корригирующих   упражнений,   учитывающих   индивидуальные   способности   и   особенности, состояние   здоровья   и   режим   учебной   деятельности;   овладение   основами   технических действий,   приёмами   и   физическими   упражнениями   из   базовых   видов   спорта,   умением использовать   их   в   разнообразных   формах   игровой   и   соревновательной   деятельности; расширение   двигательного   опыта   за   счёт   упражнений,   ориентированных   на   развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных  областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: »   способность   проявлять   инициативу   и   самостоятельность   при   организации   совместных занятий   физическими   упражнениями,   доброжелательное   и   уважительное   отношение   к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья; 15 • умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при   освоении   новых   двигательных   действий,   корректно   объяснять   и   объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке; • умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной   направленности,   обеспечивать   безопасность   мест   занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • умение   организовывать   и   проводить   самостоятельные   занятия   по   базовым   видамшкольной   программы,   подбирать   физические   упражнения   в   зависимости   от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • умение   организовывать   самостоятельные   занятия   с   использованием   физических упражнений   по   формированию   телосложения   и   правильной   осанки,   подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • умение   организовывать   самостоятельные   занятия   по   формированию   культуры движений   при   выполнении   упражнений   разной   направленности   (на   развитие координационных   способностей,   силовых,   скоростных,   выносливости,   гибкости)   в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;    способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами. • В области коммуникативной культуры: •   способность   интересно   и   доступно   излагать   знания   о   физической   культуре,   умело применяя соответствующие понятия и термины; • умение   определять   задачи   занятий   физическими   упражнениями,   включёнными   в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить; о способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия   в   качестве   командира   отделения,   капитана   команды,   владея   необходимыми информационными жестами. В области физической культуры: • способность   отбирать   физические   упражнения,   естественные   силы   природы, гигиенические   факторы   в   соответствии   с   их   функциональной   направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,   использования   закаливающих   процедур,   профилактики   нарушений осанки, улучшения физической подготовленности; 16 • способность   составлять   планы   занятий   с   использованием   физических   упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на   уроке   новых   двигательных   действий   и   развитию   основных   физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения. 5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История   физической   культуры. Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России  Олимпийские   игры   древности.   Возрождение(СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально­прикладная физическая подготовка. Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние   занятий   физической   культурой   на   формирование   положительных   качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом. СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация   и   проведение   самостоятельных   занятий   физической   культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор   упражнений   и   составление   индивидуальных   комплексов   для   утренней   зарядки, физкультминуток и физкульт­пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка   эффективности   занятий   физической   культурой. самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно­оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Физкультурно­оздоровительная   деятельность. режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные   комплексы   адаптивной   (лечебной)   и   корригирующей   физической  Оздоровительные   формы   занятий   в 17  Самонаблюдение   икультуры. Спортивно­оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Легкая атлетика.  Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Кроссовая подготовка длительный бег на выносливость Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам. Футбол.  Игра по правилам. Прикладно­ориентированная подготовка. Прикладно­ориентированные упражнения. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости. Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.       Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости. Распределение учебных часов по разделам программы Количество часов Авторска я  75 18 21 18 18 30 Рабочая 5 Классы 7 6 75 18 21 18 18 27 класс класс класс 18 75 18 21 18 18 27 27 75 75 В процессе уроков 18 21 18 18 27 12 4 6 6 18 21 18 18 27 26 1 8 9 класс класс 75 18 21 18 18 27 18 75 18 21 18 18 27 18 9 102 9 102 Тема Базовая часть Знания о физической культуре Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Лыжная подготовка Спортивные игры  Вариативная часть Спортивные игры  Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Лыжная подготовка Элементы единоборства Общее количество часов ИТОГО 105 525 102   102 102 102 510 сов  6. Контрольно­измерительные материалы Для   определения   уровня  физической   подготовленности   обучающихся   используются контрольные   упражнения   (тесты).    Контроль   за   физической   подготовленностью обучающихся   проводится  два   раза  в   учебном   году.   Для   каждой   возрастной   группыопределены   свои   нормативы.   По   окончании   ступени   обучающиеся   должны   показывать уровень   физической   подготовленности   не   ниже   среднего   результатов,   соответствующих обязательному минимуму содержания образования. Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.  Контрольные упражнения Мальчики Девочки  5 класс ПОКАЗАТЕЛИ “5”  8.5 5.0 8 50 10,2 195 10+ 6 17 105 35 85 30 320 “4”  9.3 6.1 9.30 10,5 160 6 4 12 95 30 “3”  9.7 6.3 10.0 11,3 140 2­ 1 7 85 20 76­84 70­76 25 300 20 260 “5”  8.9 5.1 9.00 10,3 185 15+ 19 12 100 19 30 105 20 280 “4”  9.7 6.3 9.40 11,0 150 8 10 8 90 20 95 17 “3”  10.1 6.4 10.30 11,5 130 4­ 4 3 80 15 90 14 260 220 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Челночный бег 3х10  м, сек  Бег 30 м, сек  Кросс 1500м Бег 60 м, сек  Прыжки  в длину с места  Наклоны  вперед из положения сидя  Подтягивание на высокой перекладине  Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа Прыжок в высоту с разбега Подъем туловища за 1мин. из положения  лежа  11 Прыжок на скакалке, 1 мин, раз  12 Метание мяча 150 г. на дальность м. с  разбега 13 Прыжок в длину с разбега Контрольные упражнения  Мальчики Девочки  6 ­ класс. ПОКАЗАТЕЛИ Челночный бег 3х10  м, сек  Бег 30 м, сек  Кросс 1500м. мин.  “5”  8.3 4.9 “4”  9.0 5.8 “3”  9.3 6.0 8.00 8.30 8.50 “5”  8.8 5.0 8.30 “4”  9.6 6.2 8.50 “3”  10.0 6.3 9.50 № п/п 1 2 34 5 6 7 8 9 10 Бег 60 м, секунд  Прыжки  в длину с места  Наклоны  вперед из положения сидя  Подтягивание на высокой перекладине  Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Прыжок в высоту с разбега Подъем туловища за 1мин. из положения  лежа  11 Прыжок на скакалке, 1 мин, раз  12 Метание мяча 150гр.  на дальность м. с  разбега 13 Прыжок в длину с разбега 9,8 195 14+ 7 20 115 40 46 28 10,2 160 6 4 15 105 35 44 25 11,1 140 2­ 1 10 95 25 42 23 10,0 185 16+ 20 15 105 35 48 25 10,7 150 9 11 10 95 30 46 23 11,3 130 5­ 4 5 85 20 44 20 340 320 270 300 280 230 7 ­  класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Контрольные упражнения  Челночный бег 3х10  м, сек  Бег 30 м, секунд  Прыжок в длину с разбега Бег 60 м, секунд  Кросс 2000 м, мин  Прыжки  в длину с места  Подтягивание на высокой перекладине  Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа  Наклоны  вперед из положения сидя  Подъем туловища за 1мин. из положения  лежа  11 Прыжок в высоту  с разбега 12 Прыжок на скакалке, 1мин, раз  13 Метание 150гр .мяча на дальность м. с  разбега ПОКАЗАТЕЛИ Мальчики Девочки  “5”  8.3 4.8 360 9,4 “4”  9.0 5.6 340 “3”  9.3 5.9 290 10,0 10,8 “5”  8.7 5.0 330 9,8 20 “4”  9.5 6.0 300 “3”  10.0 6.2 240 10,4 11,2 12.30 13.30 14.30 13.30 14.30 205 8 23 9+ 45 120 105 38 170 5 18 5 40 150 1 13 2­ 35 110 100 95 35 90 25 200 19 18 18+ 38 110 120 27 160 12 12 10 33 100 110 20 15.3 0 140 5 8 6­ 25 90 105 16 8 ­  класс№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Челночный бег 3х10  м, сек  Бег 30 м, сек  Бег 60 м, секунд  Кросс 2000 м, мин 3000м Прыжок в длину с разбега Прыжки  в длину с места  Подтягивание на высокой перекладине  Сгибание и разгибание рук в упоре  Наклоны  вперед из положения сидя  Подъем туловища за 1мин. из положения  лежа  11 Прыжок на скакалке, 1 мин , раз  12 Метание мяча 150 гр. на дальность м. с  разбега 13 Прыжок в высоту с разбега Контрольные упражнения   Мальчики Девочки  ПОКАЗАТЕЛИ “5”  8.0 4.7 9.0 16.30 380 210 9 25 11+ 48 115 42 125 “4”  8.7 5.5 9.7 17.30 360 180 6 20 7 43 105 37 115 “3”  9.0 5.8 10.5 18.30 310 160 2 15 3­ 38 100 28 105 “5”  8.6 4.9 9.7 12.30 340 200 17 19 20+ 38 125 27 115 “4”  9.4 5.9 10.4 13.30 310 160 13 13 12 33 115 22 105 “3”  9.9 6.1 10.8 14.30 260 145 5 9 7­ 25 110 18 95 9 ­  класс ПОКАЗАТЕЛИ Контрольные упражнения  Мальчики Девочки  Челночный бег 3х10  м, сек  Бег 30 м, сек.  Бег 60 м, сек.  Кросс  2000 м, мин; 3000 м, мин Прыжки  в длину с места  Прыжок в высоту с разбега Подтягивание на высокой перекладине  Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Наклоны  вперед из положения сидя  Подъем туловища за 1мин. из полож.   лежа  “5”  8.0 4.5 “4”  8.7 5.3 “3”  9.0 5.5 8,5 15.30 220 9,2 16.30 190 10,0 17.30 175 130 10 32 12+ 50 120 7 27 8 45 110 3 22 4­ 40 “5”  8.6 21 4.9 9,4 11.30 205 115 16 20 20+ 40 “4”  9.4 5.8 “3”  9.9 6.0 10,0 12.30 165 10,5 13.30 155 110 12 15 12 35 100 5 10 7­ 26 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Прыжок на скакалке, 1 мин, раз  12 Метание мяча 150гр. на дальность м. с  разбега 125 120 110 130 120 115 45 40 31 30 28 1813 Прыжок в длину с разбега 430 380 330 380 330 290 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5—7 классы 3 ч в неделю, всего 315 ч   Содержание курса История физической  культуры. Олимпийские игры  древности.  Возрождение  Олимпийских игр и  олимпийского  движения. История зарождения  олимпийского  движения в России.  Олимпийское  движение в России  (СССР). Выдающиеся  достижения  отечественных  спортсменов на  Олимпийских играх. Характеристика  видов спорта,  входящих в прог­ рамму Олимпийских  игр. Физическая культура  в современном  обществе Физическая   культура человека Тематическое планирование Раздел 1. Основы знаний Страницы истории  Зарождение Олимпийских игр  древности. Исторические  сведения о развитии древних  Олимпийских игр (виды  состязаний, правила их  проведения, известные  участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в  становлении и развитии  Олимпийских игр  современности. Цель и задачи современного  олимпийского движения.  Физические упражнения и игры в Киевской Руси, Московском  государстве, на Урале и в  Сибири. Первые спортивные  клубы в дореволюционной  России. Наши соотечественники —  олимпийские чемпионы. Физкультура и спорт в  Российской Федерации на  современном этапе Характеристика видов деятельности учащихся Раскрывают историю возникновения и формирования физической  культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление  культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл  символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении  олимпийского движения. Сравнивают физические упражнения, которые были популярны у  русского народа в древности и в Средние века, с современными  упражнениями. Объясняют, чем знаменателен советский период развития  олимпийского движения в России. Анализируют положения  Федерального закона «О физической культуре и спорте» 22 Познай себя Росто­весовые показатели. Личная гигиена. Банные  процедуры. Рациональное  питание. Режим труда и  отдыха. Вредные привычки.  Допинг Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Разучивают   и   выполняют   комплексы   упражнений   для самостоятельных занятий в домашних условиях. Соблюдают   основные   гигиенические   правила.   Выбирают   режим правильного   питания   в   зависимости   от   характера   мышечной деятельности. Выполняют основные правила организации распорядка дня. Объясняют   роль   и   значение   занятий   физической   культурой   вИндивидуальные  комплексы  адаптивной  (лечебной)и  корригирующей  физической  культуры. Проведение  самостоятельных  занятий по коррекции осанки и  телосложения Режим дня и его  основное содержание. Всестороннее и  гармоничное  физическое развитие Правильная и неправильная  осанка. Упражнения для  сохранения и поддержания  правильной осанки с  предметом на голове.  Упражнения для укрепления  мышц стопы. Зрение.  Гимнастика для глаз.  Психологические особенности  возрастного развития.  Физическое самовоспитание.  Влияние физических  упражнений на основные  системы организма Здоровье и здоровый образ  жизни. Слагаемые здорового  образа жизни. Режим дня.  Утренняя гимнастика.  Основные правила для  проведения самостоятельных  занятий. Адаптивная  физическая культура. Подбор  спортивного инвентаря для  занятий физическими  упражнениями в домашних  условиях. Личная гигиена. Банные  процедуры. Рациональное  питание. Режим труда и  отдыха. Вредные привычки.  Допинг Оценка эффективности занятий   физической культурой. Самонаблюдение   и самоконтроль Первая   помощь   и самопомощь во время занятий   физической культурой и спортом Самоконтрол ь Субъективные и объективные  показатели самочувствия. Измерение резервов организма  и состояния здоровья с  помощью функциональных  проб Первая помощь при травмах  Соблюдение правил  безопасности, страховки и  разминки. Причины  возникновения травм и  повреждений при занятиях  профилактике вредных привычек Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений.   Соблюдают   элементарные   правила,   снижающие   риск появления   болезни   глаз.   Раскрывают   значение   нервной   системы   в управлении   движениями   и   в   регуляции   основными   системами организма. Составляют личный план физического самовоспитания. Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц. Осмысливают,   как   занятия   физическими   упражнениями   оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие Раскрывают понятие здорового образа жизни, выделяют его основные компоненты   и   определяют   их   взаимосвязь   со   здоровьем   человека. Выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики. Оборудуют с помощью родителей место для самостоятельных занятий физкультурой   в   домашних   условиях   и   приобретают   спортивный инвентарь. 23 Разучивают   и   выполняют   комплексы   упражнений   для самостоятельных занятий в домашних условиях. Соблюдают   основные   гигиенические   правила.   Выбирают   режим правильного   питания   в   зависимости   от   характера   мышечной деятельности. Выполняют основные правила организации распорядка дня. Объясняют   роль   и   значение   занятий   физической   культурой   в профилактике вредных привычек Выполняют тесты на приседания и пробу с задержкой дыхания. Измеряют   пульс   до,   во   время   и   после   занятий   физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля В   парах   с   одноклассниками   тренируются   в   нало жгутов, переноске пострадавшихфизической культурой и  спортом. Характеристика  типовых травм, простейшие  приёмы и правила оказания  самопомощи и первой помощи  при травмах Раздел 2. Двигательные умения и навыки Лёгкая атлетика Беговые упражнения Овладение спринтерского бега   техникой 5 класс История лёгкой атлетики.  Высокий старт от 10 до 15 м.  Бег с ускорением от 30 до 40  м. Скоростной бег до 40 м.  Бег на результат 60 м. 6 класс Высокий старт от 15 до 30 м.  Бег с ускорением от 30 до 50  м. Скоростной бег до 50 м.  Бег на результат 60 м. 7 класс Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Описывают технику выполнения беговых упражнений,   осваивают   её   самостоятельно,   выявляют   и   устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют   беговые   упражнения   для   развития   соответствующих физических   качеств,   выбирают   индивидуальный   режим   физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокраще Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности   Высокий старт от 30 до 40 м.  Бег с ускорением от 40 до 60  м.  Скоростной бег до 60 м.  Бег на результат 60 м Овладение длительного бега класс техникой   5 Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. 6 класс Бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег на 1200 м 7 класс Бег   в   равномерном   темпе: мальчики до 20 мин, девочки до 15 мин. Бег на 1500 м Овладение техникой прыжка в длину 5 класс Прыжки в длину с 7—9 шагов  разбега. 6 класс Прыжки в длину с 7—9 шагов  разбега. Прыжковые  упражнения Описывают   технику   выполнения   беговых   упражнений,   осваивают   её самостоятельно,   выявляют   и   устраняют   характерные   ошибки   в процессе освоения. Применяют   беговые   упражнения   для   развития   соответствующих физических   качеств,   выбирают   индивидуальный   режим   физической нагрузки,   контролируют   её   по   частоте   сердечных   сокраще Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности 24 Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно,   выявляют   и   устраняют   характерные   ошибки   в процессе освоения. Применяют   прыжковые   упражнения   для   развития   соответствующих физических   способностей,   выбирают   индивидуальный   режим физической   нагрузки,   контролируют   её   по   частоте   сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения7 класс прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно,   выявляют   и   устраняют   характерные   ошибки   в процессе освоения. Применяют   прыжковые   упражнения   для   развития   соответствующих физических   способностей,   выбирают   индивидуальный   режим физической   нагрузки,   контролируют   её   по   частоте   сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её   самостоятельно,   выявляют   и   устраняют   характерные   ошибки   в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических   способностей.   Взаимодействуют   со   сверстниками   в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности 25  Метание малого   мяча Прыжки в длину с 9—11  шагов разбега Овладение техникой прыжка в высоту 5 класс Прыжки в высоту с 3—5  шагов разбега. класс 6 Прыжки в высоту с 3—5  шагов разбега. класс 7 на     Процесс совершенствования  прыжков в высоту Овладение техникой  метания малого мяча в цель  и на дальность  5 класс Метание   теннисного   мяча   с места на дальность отскока от стены, заданное расстояние,   на   дальность,   в   в коридор   5—6   м, горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния   6—8   м,   с   4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного   мяча   (2   кг)   двумя руками из­за головы, от груди, снизу   вперёд­вверх,   из положения   стоя   грудью   и боком в направлении броска с места;   то   же   с   шага;   снизу вверх   на   заданную   и максимальную   высоту.   Ловля набивного   мяча   (2   кг)   двумя руками броска партнёра, после броска вверх: с   хлопками   ладонями,   после поворота   на   90°,   после приседания. 6класс Метание теннисного мяча с  места на дальность отскока от стены, на заданное  расстояние, на дальность, в  послекоридор 5—6 м, в  горизонтальную и вер­ тикальную цель (1X1 м) с  расстояния 8—10 м, с 4—5  бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. 7класс Метание теннисного мяча на  дальность отскока от стены с  места, с шага, с двух шагов, с  трёх шагов; в горизонтальную  и вертикальную цель (1x1 м) с  расстояния 10—12 м. Метание мяча весом 150 г с  места на дальность и с 4—5  бросковых шагов с разбега в  коридор 10 м на дальность и  заданное расстояние. Бросок  набивного мяча (2 кг) двумя  руками из различных и. п.,  стоя грудью и боком в  направлении метания с места,  с шага, с двух шагов, с трёх  шагов вперёд­вверх; снизу  вверх на заданную и  максимальную высоту. Ловля  набивного мяча (2 кг) двумя  руками после броска  партнёра, после броска вверх 5—7 классы Всевозможные прыжки и  многоскоки, метания в цель и  на дальность разных снарядов  из разных исходных положе­ ний, толчки и броски  набивных мячей весом до 3 кг  с учётом возрастных и  половых особенностей 5—7 классы Эстафеты, старты из  различных исходных  положений, бег с ускорением,  с максимальной скоростью Развитие скоростно­  силовых способностей Развитие скоростных  способностей Применяют разученные упражнения для развития скоростно­силовых способностей 26 Применяют   разученные   упражнения   для   развития   скоростных способностейЗнания о физической  культуре Проведение  самостоятельных  занятий прикладной  физической подготов­ кой Овладение  организаторскими  умениями 5—7 классы Влияние легкоатлетических  упражнений на укрепление  здоровья и основные системы  организма; название ра­ зучиваемых упражнений и  основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге,  прыжках и метаниях;  разминка для выполнения  легкоатлетических  упражнений; представления о  темпе, скорости и объёме  легкоатлетических  упражнений, направленных на  развитие выносливости,  быстроты, силы,  координационных  способностей. Правила  техники безопасности при  занятиях лёгкой атлетикой 5—7 классы Упражнения и простейшие  программы развития  выносливости, скоростно­ силовых, скоростных и  координационных  способностей на основе  освоенных легкоатлетических  упражнений. Правила  самоконтроля и гигиены 5—7 классы Измерение результатов;  подача команд; демонстрация  упражнений; помощь в оценке  результатов и проведении  соревнований, в подготовке  места проведения занятий Раскрывают значение легкоатлетических упражнений для укрепления  здоровья и основных систем организма и для развития физических  способностей. Соблюдают технику безопасности. Осваивают  упражнения для организации самостоятельных тренировок.  Раскрывают понятие техники выполнения легкоатлетических  упражнений и правила соревнований Раскрывают значение легкоатлетических упражнений для укрепления здоровья   и   основных   систем   организма   и   для   развития   физических способностей. упражнения   для   организации   самостоятельных   тренировок. Раскрывают   понятие   техники   выполнения   легкоатлетических упражнений и правила соревнований   Соблюдают   технику   безопасно 27 Используют разученные упражнения в самостоятельных занятиях при решении задач физической и технической подготовки. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий. Выполняют контрольные упражнения и контрольные тесты по лёгкой атлетике. Составляют   совместно   с   учителем   простейшие   комбинации упражнений, направленные на развитие соответствующих физических способностей.   Измеряют   результаты,   помогают   их   оценивать   и проводить   соревнования.   Оказывают   помощь   в   подготовке   мест проведения занятий. Соблюдают правила соревнований Развитие  выносливости 5—7 классы Кросс до 15 мин, бег с  препятствиями и на  местности, минутный бег,  эстафеты, круговая  Кроссовая подготовка Применяют разученные упражнения для развития выносливости Бегать в равномерном темпе (до 20 мин)Изучают историю гимнастики и запоминают имена выдающихся  отечественных спортсменов. Различают предназначение каждого из  видов гимнастики. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время  занятий физическими упражнениями Различают строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы 28 Описывают технику общеразвивающих упражнений.  Составляют комбинации из числа разученных упражнений Гимнастика Краткая характеристика   вида спорта Требования к технике безопасности Организующие команды и приёмы Упражнения  общеразвивающей  направленности (без  предметов) тренировка. Бег по пересеченной  местности(2км) Равномерный бег !0­20 мин)     История гимнастики.  Основная гимнастика.  Спортивная гимнастика.  Художественная гимнастика.  Аэробика. Спортивная  акробатика. Правила техники безопасности   и   страховки   во время   занятий   физическими упражнениями. Техника   физических выполнения упражнений Освоение строевых  упражнений  5класс Перестроение   из   колонны   по одному   в   колонну   по   четыре дроблением   и   сведением;   из колонны по два и по четыре в колонну   по   одному   разведе­ нием и слиянием, по восемь в движении. 6класс Строевой шаг, размыкание и  смыкание на месте. 7класс Выполнение   команд   «Пол­   «Пол­ оборота   направо!», оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!» без предметов на месте и в  движении 5—7 классы Сочетание различных  положений рук, ног,  туловища. Сочетание движений руками с ходьбой   на   месте   и   в движении,   с   маховыми движениями с подскоками,   с   приседаниями, с   поворотами.   Простые связки. Общеразвивающие  ногой,