Рабочая программа учебного предмета " Изобразительное искусство " составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общего образовательного стандарта начального общего образования , Концепцией духовно- нравственного развития в воспитания личности гражданина России , примерной программой начального общего образования по изо .
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 класса
СОДЕРЖАНИЕ1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)
5.КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 1 КЛАСС
1. Пояснительная записка.Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, примерной программой начального общего
образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы по
изобразительному искусству Савенковой Л.Г. УМК "Начальная школа XXI века"
ИЗД.центр «ВентанаГраф», 2013.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция
искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание,
концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы
работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания
программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной
в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного
образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики
искусства в области художественного образования школьников, научнометодические
концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России,
появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру
общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса),
требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих
полихудожественное развитие школьников.
Цели обучения:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи: учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в
области декоративноприкладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание
прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Цель первого года обучения: развитие эмоциональнообразной сферы ребенка, его
интереса к разнообразию цвета, света, форм, звуков, предметов, жестов, движений,
запахов, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения
изучать предметный мир и природу, видеть, слышать, чувствовать.
Окружающий мир многолик и разнообразен. Начало освоения изобразительного
искусства связано с необходимостью обучения детей наблюдать за предметами (людьми,
животными и насекомыми), с развитием способности замечать единичное вокруг нас.
Другая важная особенность работы состоит в развитии у первоклассников чувства
пространства и осознания себя в окружающем мире (я – часть мира). Практическая
изобразительная задача направлена
на формирование умения перерабатывать,
фиксировать наблюдения в творческих работах.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве.
Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Рассмотрение
конкретного, единичного в окружающем мире.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности.
Развитие интереса к окружающим предметам. Знакомство с разнообразием форм в
природе и жизни. Формирование индивидуального чувства формы.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей деятельности. Цвет в
природе. Цвет и форма, цвет и настроение в окружающей действительности и
искусстве. Формирование индивидуального чувства цвета.
Освоение композиционных задач в искусстве. Развитие основ проектного мышления
путем освоения поверхности листа, художественных и композиционных задач в
искусстве. Формирование представления о зависимости композиции от настроения,
переданного автором в произведении изобразительного искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного
искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в
условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития
дифференцированного зрения, освоения выразительности художественнообразного языка
изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественнотворческой
деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Характерными признаками
развивающего обучения в условиях
полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства
являются следующие:1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных
потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как
высшей задачи урока.
Духовная устремленность помогает развивать в ребенке
возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями
художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и
народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество
должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном
творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и
развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс
общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети
должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном
событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности,
должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их
руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и
близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся
разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и
материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные,
архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликами,
жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и
континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к
жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент
определяется как совокупность географических, климатических, национальных,
культурноисторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и
использовать, выстраивая учебноинформативный материал урока и планируя учебные
творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной
культуры региона в педагогике искусства.
6. Реализация
интегрированного
полихудожественного,
подхода.
Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении
с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом.
Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют
«копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся
почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение
переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому,
педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие
разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и
ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на
механическом запоминании, страдают словеснологическим формализмом. Дети могут
сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо
учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал,
практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия
разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития
других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по
возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической,полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности,
поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на
многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
творческая,
образная,
2)
требующая выразительности и
индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и
тонкой наблюдательности;
неожиданная,
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и
культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь
созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо
постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких
категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм,
ценность природы и человеческой жизни
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют
переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого
ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей
решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны
предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с
формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей
находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в
условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве
условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета
возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту
мыслительных процессов — художественнообразное, художественнодейственное и
логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое
развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и
его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается
на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии
художественного образа. Методикопедагогическая реализация системного подхода в
обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и
направлениях работы.
1 класс.
Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в
творческий продукт.
Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной
всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат,
многообразен и многолик. Начало освоения изобразительного искусства связано с
формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой,
людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков,особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие
умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу;
развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира).
Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить
наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению
(формата) пространства листа.
Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте
способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению
интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с
дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию
информации из различных источников (книги, журналы, видео, фото и киноматериалы,
Интернет, реклама, газеты, словари и др.).
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня
творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и
чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный
фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и
в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических
задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в
художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку
предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого
поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности
изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе
программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной
позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на
разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
изобразительному искусству:
освоения основной образовательной программы по
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе
своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных
народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально
чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;
пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности;
развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по
изобразительному искусству:1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие
продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности
оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуальнообразного мышления, способности откликаться на
происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о
цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности
и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4)
активное использование речевых, музыкальных, знаковосимволических средств,
информационных и коммуникационных технологий в решении творческих
коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать
знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить
информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на
другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве
и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о
природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом,
ландшафтом, традициями и особенностями региона; представления об освоении человеком
пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса
к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и
народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе,
своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все
существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова,
звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного
и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве,
сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественнообразного мышления детей в
условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения
детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм,
объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6)
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их
специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств
(живописи, графики, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна);7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к
художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и
музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных
событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические,
духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Система оценки планируемых результатов.
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
самооценка.
При определении уровня самооценки учащихся и формировании адекватной
самооценки используется приемы.
«Лесенка» ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили
материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется
небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребенок
хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» на полях тетради учащиеся чертят шкалы и
отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена
работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика,
обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» оценивание выполнения заданий с помощью световых
сигналов: красный нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен,
зелёный – я умею сам.
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что
он способен. Философия этой формы оценки в смещении акцента с того, что учащийся не
знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос
педагогического ударения с оценки на самооценку.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущая аттестация
итоговая аттестация
урочная деятельность
Индивидуальный и фронтальный опрос
Конференция
Анализ динамики текущейРабота в паре, в группе
достижений учащихся
успеваемости
Презентация своей работы
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и
коллективных) работ
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной
действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее
характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа
формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует
штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха,
мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Проект:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проектаКритерии оценивания знаний и умений
Высокий уровень – поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа
выразительна интересна.
Выше среднего поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя
и не имеет грубых ошибок.
Средний уровень поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в
ней можно обнаружить грубые ошибки.
Низкий уровень поставленные задачи не выполнены.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 часа в год (33
учебные недели по 1 часу в неделю).
№ п/п Наименование разделов или глав Количество часов
1
2
3
4
5
Кто такой художник
Искусство видеть и творить
Какие бывают картины
Природа – великий художник
Музей в твоей книжке
Итого:
4
14
6
8
1
33
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание учебного предмета в 1 классе
№ п/п
Содержание программного материала
1.
2.
3.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Развитие фантазии и воображения
Художественнообразное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
Итого:Фактор развития осуществляется в программе в единых трех направлениях
работы:
I.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в
художественную форму (16 ч)
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного
искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождении искусства.
Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.
Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое
впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
1.4.
представления о композиции.
Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально»,
«наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей
действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого
плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие
представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов
одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и
выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о
«ближениже», «дальшевыше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их
взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование
представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики.
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру
начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в
пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном
искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения (11 ч)Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических
чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов.
Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой,
«кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых
отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача
настроения, впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах,
ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе.
Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу,
зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной
форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание
глубиннопространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных
произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественнообразное восприятие изобразительного искусства —
музейная педагогика (6 ч)
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства
с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага,
камень, металл, глина).
3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции,
произведениях декоративноприкладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых
оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художникаскульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и
вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в
скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея.
Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.3. Тематическое планирование.
Раздел программы
1
Кто такой
художник?
Программное
содержание
2
Восприятие произведений
искусства.
Опыт художественно
творческой деятельности
Виды художественной
деятельности
Искусство видеть
и творить
Азбука искусства
Композиция
Виды художественной
деятельности.
Характеристика деятельности
учащихся
(универсальные учебные действия)
3
Изучать окружающий предметный мир и
мир природы, наблюдать за природными
явлениями. Различать характер и
эмоциональные состояния в природе и
искусстве, возникающие в результате
восприятия художественного образа
(связь изобразительного искусства с
природой). Создавать цветовые
композиции на передачу характера
светоносных стихий в природе (грозы,
дождя, ливня, радуги). Овладевать
приемами работы с красками и кистью.
Выбирать материал и инструменты для
изображения. Изображать по памяти и
представлению.
Наблюдать и замечать разнообразие
цвета и формы в природе. Передавать в
цвете свое настроение, впечатление от
увиденного в природе, в окружающей
действительности. Иметь представление
об изобразительном искусстве, о связи
искусства с действительностью,
высказывать свои представления и
объяснять их.
Наблюдать, воспринимать и
эмоционально оценивать картину.
Выражать свое отношение и объяснять
роль и значение искусства в жизни.
Иметь представление о набросках и
зарисовках. Размещать предметы в
разных положениях.Рисунок. Линия – основа
языка рисунка.
Многообразие линий.
Скульптура. Объем –
основа языка скульптуры.
Живопись. Образы
природы в живописи.
Теплые и холодные тона.
Декоративноприкладное
искусство
Восприятие произведений
искусства
Опыт художественно
творческой деятельности
Передавать с помощью линии и цвета
нужный объект. Представлять и
передавать в рисунке направления:
вертикально, горизонтально, наклонно.
Представлять особенности работы
скульптора, архитектора, игрушечника,
дизайнера. Называть и объяснять
понятия: форма, силуэт, пропорции,
динамика в искусстве. Воспринимать и
оценивать скульптуру в музее и в
окружающей действительности.
Изображать предметы в рельефном
пространстве: ближениже, дальшевыше.
Передавать простейшую плановость
пространства и динамику (лепка в
рельефе с помощью стеки).
Наблюдать природные явления,
особенности объектов природы,
настроения в природе. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета,
форм и настроений в природе. Получать
сложные цвета путем смешения двух
красок, составлять оттенки цвета,
используя белую и черную краски.
Вносить свои изменения в декоративную
форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы. Иметь
представление о стилизации: перевод
природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из
элементов, подсмотренных в природе
(цветы, листья, трава, насекомые).
Понимать взаимодействие цвета и формы
в декоративном искусстве; цвета и
настроения. Уметь видеть и передавать
необычное в обычном. Создавать
подарки своими руками.
Воспринимать и эмоционально
оценивать образную характеристику
произведений художника. Различать
средства художественной
выразительности. Высказывать свое
эстетическое отношение к работе.
Участвовать в беседах о красоте пейзажа
в природе и искусстве; об отображении
времен года в пейзажной живописи, вКакие бывают
картины?
Виды художественной
деятельности.
Жанр пейзажа
Жанр портрета
Жанр натюрморта
Природа –
великий художник
Виды художественной
деятельности.
Красота и разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов, выраженные
средствами рисунка
Объем – основа языка
скульптуры
Конструирование
замкнутого пространства
музыке и поэзии.
Изображать предметы в рельефном
пространстве: ближениже, дальшевыше.
Передавать простейшую плановость
пространства и динамику.
Передавать характерные черты внешнего
облика человека. Использовать
пропорциональные соотношения лица.
Изображать портреты, передавать свое
отношение к персонажу.
Наблюдать за окружающими
предметами, деревьями, явлениями
природы, настроением в природе и
конструктивными особенностями
природных объектов. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета,
форм, настроений в природе и
окружающей действительности.
Уметь наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни.
Передавать в рисунке форму, цвет
предметов и явлений, наблюдаемых в
природе. Наблюдать и передавать
динамику, настроение, впечатление в
цветомузыкльных композициях.
Создавать свободные композиции по
представлению с помощью разнообразных
линий. Развивать представление о
различии цвета в искусстве и
окружающем предметном мире. Уметь
работать графическими материалами:
карандашом, фломастером и др.
Вычленять в окружающем пространстве
художественноорганизованные объемные
объекты. Замечать и передавать в слове
свои впечатления, полученные от
восприятия скульптурных форм.
Конструировать из бумаги и создавать
народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубиннопространственную
композицию, в том числе по мотивамОпыт художественно
творческой деятельности
Музей в твоей
книжке
Виды художественной
деятельности
Красота и разнообразие
природы, человека, зданий,
предметов, выраженные
средствами рисунка
Азбука искусства.
Знакомство с
крупнейшими музеями
России. Формирование
понятия музей.
Экспозиция.
литературных произведений.
Использовать в работе готовые объемные
формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или
росписью.
Понимать связь между звуками в
музыкальном произведении, словами в
поэзии и в прозе. Уметь импровизи
ровать в цвете, линии, объеме на основе
восприятия музыки, поэтического слова,
художественного движения.
Понимать и объяснять роль и значение
музея в жизни людей. Комментировать
видеофильм, книги по искусству.
Выполнять зарисовки по впечатлению от
экскурсий, создавать композиции по
мотивам увиденного. Иметь
представления об изобразительном
искусстве, о связи искусства с
действительностью; высказывать свои
представления и объяснять их.
4. Материально техническое обеспечение.
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Учебнометодические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,
рабочие тетради, дидактические материалы):
Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: ВентанаГраф, 2013.
Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана
Граф. 2015.
1.2. Учебнонаглядные пособия
Папка с репродукциями картин «Третьяковская галерея – школьникам»
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебнонаглядное пособие для учащихся 14
классов начальной школы
Москва «Просвещение», 2009 г.1.3. Программнометодические материалы: Программы по изобразительному искусству;
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства):
Виноградова Н.Ф. Сборник программ «Начальная школа XXI века» – М.: ВентанаГраф,
2013 г.
Изобразительное искусство: 14 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. – М.:
ВентанаГраф. 2013.
Изобразительное искусство: 1 класс: методические разработки уроков. Органайзер для
учителя / Е.А. Ермолинская. – М.: ВентанаГраф. 2013.
Изобразительное искусство: 14 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. – М.:
ВентанаГраф. 2011.
1.4. Стандарт начального общего образования по образовательной области "Искусство"
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1.
Плакаты:
Гжель.
Городецкая роспись по дереву.
Дымковская игрушка.
ПолховМайдан.
Изделия народных мастеров.
Филимоновская народная игрушка.
Хохлома. Изделия народных мастеров.
3. ЭКРАННОЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
3.1. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Хрестоматия школьника14 классы I ,II часть.
3.2. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической
ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных
ракурсах
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Земля, Солнце, Луна и звезды"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Времена года"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Домашние и дикие животные"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) 'Живая и неживая природа"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Животные"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Природа"
Слайдкомплект по начальной школе (20 сл.) "Растения"4.1. Мультимедийный проектор
4.2. Экран для мультимедийного проектора Размер не менее 1,5 х 1,5 м
4.3. Мультимедийный компьютер
Тех. требования: графическая операционная
система, привод для чтениязаписи компакт дисков, аудиовидео входы/выходы. Оснащен
акустическими колонками, микрофоном. С пакетом прикладных программ (текстовых,
табличных, графических и презентационных).
5. УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1 Материалы для художественной деятельности: бумага белая и цветная, клей,
ножницы.
6. НАТУРНЫЙ ФОНД
6.1.
Гербарии
Список литературы (для учителя, для учащегося)
1. Алексеев В.В. Что такое искусство. М., 1979.
2.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. М., 1991.
3. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1997.
4. Бирич И.А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры. Изобразительное
искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей Кн. 1
и 2 . М .,2000.
5. Виноградова Н.Ф. Сборник программ «Начальная школа XXI века» – М.: ВентанаГраф,
2013 г.
6. Горяева В.Г., Островская О.В. Декоративноприкладное искусство в жизни человека.
М.,2000.
7. Ермолинская Е.А. Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. – М.:
ВентанаГраф, 2013.
8. Миловский А. Народные промыслы России. М., 1994.
9. Неменский Б.М. Роль искусства в системе общего образования. Принципы программы
непрерывного художественного образования // Образовательная область «Искусство». М.,
2000.
10. Савенкова Л.Г. Интегрированная программа 14 класс.– М.: ВентанаГраф, 2013.
Поисковая система (http://www.google.ru/)
Интернетресурсы:
«Симметрия в искусстве» http://irinmorozova.narod.ru
Преподавание МХК и ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/subjects/28)
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Электронная версия журнала «Искусство». Сайт для учителей «Я иду на урок
МХК»(http://art.1september.ru/)
Презентации поэтапной росписи. Фрагменты народной музыки. Видеоролики о
народной игрушке (http://www.1kvazar.ru/)
Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры. Энциклопедия мифологии.
Библиотека. (http://smallbay.ru/)"Виртуальный музей живописи" Картины художников 52 автора (от 10 до 200
картин). Биографии художников (81). История живописи ( направления и эпохи в
истории живописи). Музеи живописи ссылки на музеи живописи России (117) и
много ссылок на зарубежные музеи всех континентов.(http://www.museum
online.ru/)
"Эрмитаж" История. Шедевры. Выставки, Обучение и образование и др.
(www.hermitagemuseum.or
"Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" История.
Коллекции и проч. (http://www.museum.ru/)
"Государственный Русский музей" СанктПетербург История. Выставки.
Коллекции. Реставрация. (http://www.rusmuseum.ru/)
g)
Энциклопедия искусств. На сайте выложенные для чтения два тома (1956, 1961)
известной энциклопедии в 6ти томах "Всеобщая история искусств". (http://artyx.ru)
"Библейский сюжет" электронная версия одноименной программы на телеканале
"Культура". Рассказы о сюжетах и картинах. Иллюстрации хорошего качества.
(http://www.neofit.ru)
Лучшие музеи Европы и мира (http://www.kontorakuka.ru)
Картинки и анимация по темам. Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы
Интернет школе» (http://www.jenova.narod.ru/ ).
Интернетгалерея живописи – картины, живопись, репродукции. (http://gallerix.ru)5. Календарно – тематическое планирование
Сроки
проведе
ния
1
неделя
№
п/п
Раздел, тема
урока
Колво
часов
Кто
такой
художник (4
ч)
1
1
Кто такой
художник?
Освоение
техники
работы
кистью
и красками.
Урокигра.
Элемент содержания
Требования к уровню подготовки
знать/понимать/уметь
Предметные
Метапредметные Универсальные учебные
действия
Имеет
представление об
искусстве, о связи
искусства с
действительностью
и объясняет это на
доступном возрасту
уровне.
Формирование
мотивации к
деятельности.
Описывает
словами характер
звуков, которые
«живут» в раз
личных уголках
природы.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию, задавать
вопросы.
Регулятивные: планировать
совместно с учителем свои
действия в соответствии с
поставлен ной задачей.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: целостно,
гармонично воспринимает
мир.
Изучать окружающий
предметный мир и мир
природы. Различать
характер и
эмоциональные
состояния в природе и
искусстве,
возникающие в
результате восприятия
художественного
образа (связь
изобразительного
искусства с природой).
Овладевать приёма ми
работы красками и
кистью.
Наблюдать за
природными
явлениями. Создавать
цветовые композиции2
1
Чем и как
рисовали
люди.
Урок
путешествие.
(интерактивн
ый урок)
на передачу характера
светоносных стихий в
природе (грозы, огня,
дождя, северного
сияния, радуги,
цветущего луга).
2
неделя
Знать природные
объекты
(камни, листья,
ракушки, кору деревьев
и др.). Представлять,
откуда и когда
появилось искусство.
Использовать в работе
тонированную бумагу;
работать, подражая
неведомому
художнику.
Выбирать материал,
инструменты для
изображения.
Анализирует и
сравнивает
произведения
искусства по
настроению,
которое они
вызывают,
элементарно
оценивает их с
точки зрения
эмоционально го
содержания.
Понимает связь
между звуками в
музыкальном
произведении,
словами в поэзии
и прозе.
Коммуникативные:
допускать возможность
существования у людей
различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с
собственной.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные: строить
речевые высказывания в
устной форме.
Личностные: проявляет
интерес к окружающей
природе, к наблюдениям за
природными явления ми.
3
Знакомство с
1
палитрой. Со
3 неделя Развивать способность
наблюдать и замечать
Использует
элементы
Умеет
пересказывать
Коммуникативные:
формулировать собственноездание своих
цветов и
оттенков.
Урокигра.
(интерактивн
ый урок)
импровизации для
решения
творческих задач.
небольшие
тексты,
вычленять
сюжет, сочинять
собственный
сюжет, создавать
минирассказы по
своему сюжету.
разнообразие цвета и
формы в природе.
Передавать в цвете своё
настроение,
впечатление от
увиденного в природе, в
окружающей
действительности.
Изображать по памяти
и представлению.
4
Взаимосвязь
1
4 неделя Иметь представление
изобрази
тельного
искусства
с природой,
жизнью и
об изобразительном
искусстве, о связи
искусства с
действительностью;
высказывать свои
представления и
объяснять их.
Понимает влияние
природного
окружения на
художественное
творчество и
природу как основу
всей жизни
человечества.
Умеет
сопоставить
события, о
которых идёт
речь в
произведении, с
собственным
жизненным
мнение и позицию; задавать
вопросы
Регулятивные УУД:
определять с помощью
учителя и самостоятельно
цель деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
приобретать практические
навыки и умения в
изобразительной
деятельности.
Личностные: умеет
формулировать, осознавать,
передавать своё настроение,
впечатление от увиденного в
природе, в окружающей
действительности.
Коммуникативные: вы
сказывать свою точку зрения
и пытаться ее обосновать.
Регулятивные: работать по
совместно с учителем
составленному плану.
Познавательные:другими
видами
искусств.
Экскурсия.
Искусство
видеть и
творить
(14 ч)
5
Художник
живописец
1
Первые
представлени
я о
композиции.
Экскурсия.
Обмениваться
мнениями о
произведениях
живописи, беседа о
природе.
5 неделя
опытом,
выделяет общее и
различное между
ними.
формировать первичные
живописные навыки.
Личностные: выражает
свои чувства, вызванные
состоянием природы.
Воспринимать и
эмоционально
оценивать образную
характеристику
произведений
художника.
Фиксирует своё
эмоциональное
состояние,
возникшее во время
восприятия
произведения
искусства.
Понимает и
передаёт свои
впечатления от
услышанного,
увиденного,
прочитанного.
Наблюдать,
воспринимать и
эмоционально
оценивать картину.
Выражать своё
отношение и объяснять
роль и значение
искусства в жизни.
Участвовать в беседах
о красоте пейзажа в
природе и искусстве; об
отображении времён
года в пейзажной
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию; задавать
вопросы.
Регулятивные: работать по
совместно с учителем
составленному плану,
используя необходимые
дидактические средства
(рисунки, инструменты и
приспособления),
осуществлять контроль
точности выполнения
операций
Познавательные: строить
речевые высказывания в
устной форме.Личностные: различает
звуки окружающего мира
живописи, в музыке и
поэзии, уметь
передавать его в
рисунке. Знать
различия, средства
художественной
выразительности.
Наблюдать за
животными и
изображать их. Иметь
представление о том,
что у каждого живого
существа своё
жизненное
пространство. Иметь
представление о
набросках и
зарисовках.
6
Художник
1
график.
Знакомство с
разными
художествен
ными
материалами.
Урок
путешествие
6 неделя Передавать с помощью
линии и цвета нужный
объект. Представлять и
передавать в рисунке
направления:
вертикально,
горизонталь но,
наклонно. Размещать на
рисунке предметы в
Выбирает
выразительные
средства для
реализации
творческого
замысла.
Умеет
сопоставить
события, о
которых идёт
речь в
произведении, с
собственным
жизненным
опытом,
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: уметь
передавать расположение
(ритм) летящих птиц на
плоскости листа.выделяет общее и
различное между
ними.
разных положениях.
Работать по
наблюдению
(выполнять упражнения
на проведение
различных линий
графическими
материалами.
7
Фломастеры.
1
7 неделя Импровизировать на
Придумывае
м, сочиняем,
творим.
Урокигра.
темы контраста и
нюанса. Сравнивать
контраст и нюанс в
музыке и танце, слове;
повседневные звуки – с
музыкальными
(нахождение различий и
сходства).
Развивает
предложенную
сюжетную линию
(сочинение общей
пьесы, сказки и
т.д.)
Пополняет
словарный запас.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий.
Личностные: имеет
представление о том, что у
каждого живого существа
своё жизненное пространство.
Коммуникативные: за
давать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: изображать
характерные особенности
пейзажа родной природы.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: самостоя
тельно мотивирует свою
деятельность, определяет
цель работы и выделяет её8
Идем в
музей.
Художник –
скульптор.
Скульптура в
музее и
вокруг
нас.
Экскурсия.
1
8 неделя Участвовать в
обсуждениях на темы:
«Какие бывают
художники: живописцы,
скульпторы, графики»,
особенности работы
скульптора,
архитектора,
игрушечника,
дизайнера. Проводить
коллективные
исследования о
творчестве
художников. Называть
и объяснять понятия:
форма, силуэт, про
порции, динамика в
скульптуре.
Воспринимать и
оценивать скульптуру в
музее и в окружающей
действительности.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
Активно участвует
в обсуждении роли
искусства в жизни
общества и
человека. Понимает
влияние
природного
окружения на
художественное
творчество и
природу как основу
всей жизни
человечества.
этапы.
Коммуникативные: вести
устный диалог,
прогнозировать.
Регулятивные: работать по
совместно с учителем
составленному плану,
используя необходимые
дидактические средства
(рисунки, инструменты и
приспособления),
осуществлять контроль
точности выполнения
операций.
Познавательные:
ознакомление с
многообразием бабочек.
Личностные: умеет до
водить работу до конца.
9
1
Пластилин и
глина. Лепка
рельефа на
9 неделя Изображать предметы в
рельефном
пространстве: ближе —
Выбирает
выразительные
средства
Умеет
критически
оценивать
для
Коммуникативные:
работать самостоятельно,свободную
тему. Урок
игра.
реализации
творческого
замысла.
ниже, дальше — выше.
Передавать
простейшую плановость
пространства и
динамику (лепка в
рельефе с помощью
стеки).
результат своей
работы и работы
одноклассников
на основе
приобретённых
знаний.
10
Времена
года. Теплые
и
холодные
цвета.
1
10 неделя Наблюдать природные
явления,
особенности объектов
природы,
настроения в природе.
Уметь замечать и
передавать в рисунке
разнообразие цвета,
форм и настроений в
природе.
Выбирает
выразительные
средства для
реализации
творческого
замысла.
Умеет применять
приобретённые
знания по одному
предмету при
изучении других
общеобразовател
ьных дисциплин.
используя умения и навыки.
Регулятивные: вносить
дополнения.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: предвидит
результат своей
деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.
Познавательные:
приобретать практические
навыки и умения в изобрази
тельной деятельности.
Личностные: адекватнооценивает результаты своей
деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: учиться
работать по предложен ному
учителем плану.
Познавательные: при
обретать практические
навыки и умения в
изобразительной
деятельности.
Личностные: умеет
работать в коллективе.
Фиксирует своё
эмоциональное
состояние,
возникшее во время
восприятия
произведения
искусства.
Умеет выполнять
по образцу и
самостоятельно
действия при
решении
отдельных
учебно
творческих
задач.
11
Времена
года.
Основные и
составные
цвета.
Понятие
оттенка.
(интерактивн
ый урок)
1
11 неделя Наблюдать природные
явления,
особенности объектов
природы,
настроения в природе.
Получать сложные
цвета путём смешения
двух красок (жёлтый
красный,
синий жёлтый,
красный синий);
составлять оттенки
цвета, используя белую
и чёрную краски. Пере
давать с помощью цвета
настроение,
впечатление в работе,
создавать
художественный образ.
12 Освоение
1
12 неделя Уметь наблюдать и
Обосновывает своё Умеет проводить Коммуникативные:техники
бумажной
пластики.
Аппликация.
самостоятельные
исследования.
замечать изменения в
природе и окружающей
жизни. Вносить свои
изменения в
декоративную форму.
Работать с готовыми
формами. Создавать
коллективные работы.
суждение,
подбирает слова
для характеристики
своего
эмоционального
состояния и героя
произведения
искусства.
13 Мастерская
1
13 неделя Наблюдать за работой
художника
художника (в
мастерской, используя
фильм, описание в
книге). Коллективные
рассуждения о
художниках и их
работе. Какие бывают
художники: живописцы,
скульпторы, графики,
что и как изображает
художникживописец и
художникскульптор.
Понимает влияние
природного
окружения на
художественное
творчество и
природу как основу
всей жизни
человечества.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
работать в группах,
принимать решения.
Регулятивные: задавать
вопросы, прогнозировать,
вести устный диалог.
Познавательные:
приобретать практические
навыки и умения в
изобразительной
деятельности.
Личностные: умеет
работать индивидуально и в
малых группах.
Коммуникативные:
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной творческой
деятельности.
Регулятивные:
проговаривать
последовательность действий
на уроке.
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретныхРаспознаёт вы
разительные
средства,
использованные
автором для со
здания
художественного
образа, выражения
идеи произведения.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
14 Художник
1
14 неделя Работать с крупными
архитектор
Конструиров
ание
замкнутого
пространства
.
формами.
Конструировать
замкнутое
пространство,
используя большие
готовые формы
(коробки, упаковки,
геометрические
фигуры). Создавать
глубинно
пространственную
композицию, в том
числе по мотивам
литературных
произведений.
условий.
Личностные: слушает и
слышит собеседника, ведёт и
поддерживает диалог,
аргументирован но
отстаивает собственное
мнение.
Коммуникативные:
принимать и сохранять
учебную задачу.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий.
Личностные:
самостоятельно мотивирует
свою деятельность,
определяет цель работы и
выделяет её этапы.15 Идем в
музей.
1
(интерактивн
ый урок)
15 неделя Понимать и объяснять
роль и значение музея в
жизни людей.
Комментировать
видеофильмы, книги по
искусству. Выполнять
зарисовки по
впечатлению от
экскурсий, создавать
композиции по мотивам
увиденного.
16 Художник
1
16 неделя Иметь представление о
прикладник.
стилизации: перевод
природных форм в
декоративные.
Понимать
взаимодействие цвета и
формы в декоративном
искусстве; цвета и
настроения. Создавать
подарки своими
руками. орнамент из
Выражает в беседе
своё отношение к
произведениям
разных видов
искусства
(изобразительного,
музыкального, хо
реографии,
литературы), пони
мает специфику
выразительного
языка каждого из
них.
Понимает
зависимость
народного
искусства от
природных и
климатических
особенностей
местности, его
связь с
культурными
традициями, миро
Ставит учебную
задачу и
контролирует её
выполнение.
Умеет доводить
дело до конца.
Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность,
определяет цели
работы и
выделяет её
этапы.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.
Познавательные:
приобретать практические
навыки и умения в
изобразительной
деятельности.
Личностные: предвидит
результат своей
деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: вносить
дополнения.
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных1718
неделя
17
18
Делаем
2
игрушки
сами
(проект)
элементов,
подсмотренных в
природе (цветы, листья,
трава, насекомые,
напри мер жуки, и др.)
Уметь работать с
палитрой и гуашевыми
красками. Уметь видеть
и передавать необычное
в обычном.
Передавать в объёме
характерные формы
игрушек по мотивам
народных промыслов.
Передавать в
декоративной объёмной
форме характерные
движения животного.
Представлять
соразмерность форм в
объёме. Представлять
и создавать несложные
декоративные
объёмные композиции
из цветного пластилина
с использованием
готовых форм.
воззрением на рода.
условий.
Выбирает
выразительные
средства для
реализации
творческого
замысла.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
Личностные: адекватно
оценивает результаты своей
деятельности.
Коммуникативные: вести
устный диалог,
прогнозировать.
Регулятивные: работать по
совместно с учителем
составленному плану,
используя необходимые
дидактические средства
(рисунки, инструменты и
приспособления),
осуществлять контроль
точности выполнения
операций.
Познавательные:
ознакомление с
многообразием техникСоздавать
коллективные
композиции.
Какие
бывают
картины?
(6 ч)
Пейзаж
19
1
19 неделя
Изображать предметы в
рельеф ном
пространстве: ближе —
ниже, дальше — выше.
Передавать
простейшую плановость
пространства и
динамику.
20 Портрет.
1
20 неделя Передавать
характерные черты
внешнего облика
человека. Использовать
пропорциональные
соотношения лица.
Изображать портреты,
передавать свое
отношение к
изобразительного искусства.
Личностные: умеет
работать в коллективе.
Коммуникативные: за
давать вопросы,
прогнозировать результат
своей работы.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке
Познавательные: строить
речевые высказывания в
устной форме.
Личностные: целостно,
гармонично воспринимает мир.
Коммуникативные: за
давать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: вносить
дополнения.
Познавательные:
включаться в творческую
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
Анализирует и
сравнивает
произведения
искусства по
настроению,
которое они
вызывают,
элементарно
оценивает их с
точки зрения
эмоционального
содержания.
Имеет
представление об
искусстве, о связи
искусства с
действительностью
и объясняет это на
доступ ном
возрасту уровне.
Умеет
критически
оценивать
результат своей
работы и работы
одноклассников
на основе
приобретённых
знаний.21 Сюжет.
1
персонажу.
21 неделя Наблюдать за
окружающими
предметами, деревьями,
явления ми природы,
настроением в природе
и конструктивными
особенностями
природных объектов.
Уметь замечать и
передавать в рисунке
разнообразие цвета,
форм и наст роений в
природе и окружающей
действительности
(формы вещей, звуки и
запахи в природе,
движения людей,
животных, птиц).
Умеет находить
нужную
информацию в
Интернете.
Фиксирует своё
эмоциональное
состояние,
возникшее во время
восприятия
произведения
искусства.
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: проявляет
интерес к окружающей
природе, к наблюдениям за
природными явлениями.
Коммуникативные:
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной творческой
деятельности.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.
Познавательные: строить
речевые высказывания в
устной форме.
Личностные: умеет
формулировать, осознавать,
передавать своё настроение,
впечатление от увиденного в
природе, в окружающей
действительности.22 Натюрморт. 1
Участвует в
тематических
обсуждениях и
выражает свои
предложения.
Высказывает
предположения о
сюжете по ил
люстрации, рас
сказывает о своём
любимом
произведении
искусства, герое,
картине, спектакле.
22 неделя Наблюдать за
окружающими
предметами, деревьями,
явления ми природы,
настроением в природе
и конструктивными
особенностями
природных объектов.
Уметь замечать и
передавать в рисунке
разнообразие цвета,
форм, настроений в
природе и окружающей
действительности.
Коммуникативные: уметь
слушать учителя и
одноклассников, высказывать
свое мнение.
Регулятивные: задавать
вопросы, прогнозировать,
вести устный диалог.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: выражает
свои чувства, вызванные
состоянием природы.
23 Идем в
музей.
Жанры
изобрази
тельного
искусства.
(ИО)
1
23 неделя Отличать материалы и
инструменты
художников —
живописца, графика,
прикладника,
архитектора,
скульптора. Понимать,
ка ким образом
художник изображает
предметы и события.
Различать жанры
Наблюдает,
воспринимает и
эмоционально
оценивает кар тину,
рисунок,
скульптуру,
декоративные
украшения изделий
прикладного
искусства.
Участвует в
Выражает своё
отношение и
объясняет роль и
значение
искусства в
жизни.
Коммуникативные: уметь
слушать учителя и
одноклассников, высказывать
свое мнение.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу;
Познавательные:
оформлять свою мысль в уст
ной форме по типубеседах о красоте
пейзажа в при роде
и искусстве; об
отображении
времён года в
пейзаж ной
живописи, в музыке
и поэзии.
рассуждения.
Личностные:
самостоятельно мотивирует
свою деятельность,
определяет цель работы и
выделяет её этапы.
изобразительного
искусства и уметь их
сгруппировать,
представить и
объяснить.
Воспринимать и
эмоционально
оценивать образную
характеристику
произведений
художника. Различать
средства
художественной
выразительности.
Выражать своё
эстетическое
отношение к работе.
24 Иллюстрация
: рису нок в
книге
(проект)
1
24 неделя Использовать
материал литературных
образов в лепке (герои
сказок, декоративные
мотивы). Создавать из
работ коллективные
композиции.
Использует
элементы
импровизации для
решения
творческих задач.
Умеет
пересказывать
небольшие
тексты,
вычленять
сюжет, сочинять
собственный
сюжет, создавать
минирассказы по
своему сюжету.
Коммуникативные: уметь
слушать учителя и
одноклассников, высказывать
свое мнение.
Регулятивные: определять с
помощью учителя и
самостоятельно цель
деятельности на уроке.
Познавательные:Природа
великий
25
художник
(8 ч)
Природа
великий
художник.
Уметь наблюдать и
замечать изменения в
природе и окружающей
жизни. Передавать в
рисунке форму, цвет
предметов и явлений,
наблюдаемых в
природе.
Фиксирует своё
эмоциональное
состояние,
возникшее во время
восприятия
произведения
искусства.
Понимает и
передаёт свои
впечатления от
услышанного,
увиденного,
прочитанного.
1
25 неделя
26
Времена года
(ИО)
1
26 неделя Передавать
контрастные и
нюансные цветовые
отношения в не
Понимает влияние
природного
окружения на
художественное
Умеет
сопоставить
события, о
которых идёт
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: предвидит
результат своей
деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: планировать
совместно с учителем свои
действия в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные:
оформлять свою мысль в уст
ной форме по типу рас
суждения.
Личностные: адекватно
оценивает результаты своей
деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.творчество и
природу как основу
всей жизни
человечества.
больших композициях в
технике отрывной
аппликации, с помощью
гуаши или акварели.
Привносить свой
предмет в создаваемое
пространство, не
нарушая его
целостности.
речь в
произведении, с
собственным
жизненным
опытом,
выделяет общее и
различное между
ними.
Регулятивные: вносить
дополнения.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: умеет
работать в коллективе.
27 Акварель
1
27 неделя Различать звуки
природы (пение птиц,
шум ветра и деревьев,
стук дождя, гул
падающей воды,
жужжание насекомых и
др.) и окружающего
мира (шум на улице,
звуки машин, голоса
людей в доме, в школе,
в лесу). Работать
графическими
материалами: акварель,
пастель. Понимать
связь между звуками в
музыкальном
произведении, словами
Понимает влияние
природного
окружения на
художественное
творчество и
природу как основу
всей жизни
человечества.
Умеет
сопоставить
события, о
которых идёт
речь в
произведении, с
собственным
жизненным
опытом,
выделяет общее и
различное между
ними.
Коммуникативные: уметь
слушать учителя и
одноклассников, вести
устный диалог.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные:
включаться в творческую
деятельность под
руководством учителя.
Личностные: слушает и
слышит собеседника, ведёт и
поддерживает диалог,
аргументирован но
отстаивает собственное
мнение.28 Сказка, с
1
28 неделя Создавать свободные
в поэзии и в прозе.
помощью
линии.
композиции по
представлению с
помощью
разнообразных линий.
Развивать
представление о
различии цвета в
искусстве и
окружающем
предметном мире.
Уметь работать
графическими
материалами:
карандашом,
фломастером и др.
Ставит учебную
задачу и
контролирует её
выполнение.
Умеет доводить
дело до конца.
Объясняет, чем
похожи и чем
различаются
традиции разных
народов в сказках,
орнаменте,
оформлении
жилища, в
обустройстве дома
в целом.
29
Рисование
1
животных из
клякс.
29 неделя Уметь импровизировать
в цвете, линии, объёме
на основе восприятия
музыки, поэтического
слова, художественного
движения.
Обосновывает своё
суждение,
подбирает слова
для характеристики
своего
эмоционального
Принимает и
удерживает цель
задания в
процессе его
выполнения.
Коммуникативные:
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной творческой
деятельности.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные:
оформлять свою мысль в уст
ной форме по типу
рассуждения.
Личностные: слушает и
слышит собеседника, ведёт и
поддерживает диалог,
аргументирован но
отстаивает собственное
мнение.
Коммуникативные: за
давать вопросы,
прогнозировать, вести устный
диалог.
Регулятивные: планироватьсостояния и героя
произведения
искусства.
30 Лепим
1
животных
30 неделя Вычленять в
окружающем
пространстве
художественно
организованные
объёмные объекты.
Улавливать и
передавать в слове свои
Создаёт образный
портрет героя в
разных видах и
жанрах искусства –
словесном,
изобразительном,
пластическом,
музыкальном.
Самостоятельно
мотивирует
учебно
познавательный
процесс.
впечатления,
полученные от
восприятия
скульптурных форм.
совместно с учителем свои
действия в соответствии с
поставленной задачей;
Познавательные:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу рас
суждения.
Личностные:
самостоятельно мотивирует
свою деятельность,
определяет цель работы и
выделяет её этапы.
Коммуникативные:
проявлять творческую
активность.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные:
оформлять свою мысль в уст
ной форме по типу
рассуждения.
Личностные: умеет
доводить работу до конца.31 Изготовлени
1
е птиц из
бумаги на
основе
наблюдения.
(ИО)
31 неделя Конструировать из
бумаги и создавать
народные игрушки из
ниток и ткани.
Создавать глубин но
пространственную
композицию, в том
числе по мотивам
литературных
произведений.
Использовать в работе
готовые объёмные
формы, цветную
бумагу, гуашь.
Украшать изделие
аппликацией или
росписью.
Самостоятельно
мотивирует свою
деятельность,
определяет цель
работы и
выделяет её
этапы.
Выбирает
выразительные
средства для
реализации
творческого
замысла.
Сравнивает про
изведения на одну
тему, относящиеся
к разным видам и
жанрам искусства.
Коммуникативные: про
являть творческую
активность.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные:
оформлять свою мысль в
устной форме по типу рас
суждения.
Личностные: предвидит
результат своей
деятельности.
32
Разноцветны
й мир
природы
1
32 неделя Передавать
контрастные и
нюансные цветовые
отношения в не
больших композициях с
помощью гуаши или
акварели. Привносить
свой предмет в
создаваемое
пространство, не
Использует
элементы
импровизации для
решения
творческих задач.
Умеет
проектировать
(планировать)
самостоятельную
деятельность в
соответствии с
предлагаемой
учеб ной задачей.
Коммуникативные:
договариваться и приходить к
общему решению в
совместной творческой
деятельности.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу.
Познавательные:
оформлять свою мысль в устнарушая его
целостности.
33 неделя
1
33
Музей в
твоей
книжке
(1 ч)
Идем в
музей.
Времена
года.
(ИО)
Выполнять зарисовки
по впечатлению от
экскурсий, создавать
композиции по мотивам
увиденного. Иметь
представления об
изобразительном
искусстве, о связи
искусства с
действительностью.
Распознаёт вы
разительные
средства,
использованные
автором для со
здания
художественного
образа, выражения
идеи произведения.
Умеет
формулировать
ответ на вопрос
в соответствии с
заданным
смысловым
содержанием.
ной форме по типу рас
суждения.
Личностные: адекватно
оценивать результаты своей
деятельности.
Коммуникативные: про
являть творческую
активность.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу;
Познавательные:
оформлять свою мысль в уст
ной форме по типу
рассуждения о наиболее
понравившихся картинах, об
их сюжете и настроении.
Называть самые значительные
музеи искусств России.
Личностные: : слушает и
слышит собеседника, ведёт и
поддерживает диалог,
аргументирован но
отстаивает собственное
мнение.