Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Развитие эмоционального мира дошкольников.
2.Развитие интонационной выразительности речи.
3.Развитие и совершенствование детской пластики.
4.Игры (театрализованные, драматизации, превращения).
5.Спектакли (представления), разыгрывание сказок.
6.Роль педагога в организации театрализованной деятельности.
7.Взаимоотношения с родителями.
8.Диагностика развития эмоционального мира и артистических способностей детей.
рабочая программа для детского сада.doc
Управление культуры администрации Горноуральского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение Горноуральского городского округа
«Петрокаменский центр культуры»
1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Театр маленьких актёров»
для детей дошкольного возраста 57 лет
(срок реализации программы 1 год)
Руководитель:
Культорганизатор
МБУ ГГО «Петрокаменский центр
культуры»,
педагог дополнительного
образования по профилю
«Музыкальнотеатральное
искусство» 2
Кизилова Лариса Андреевна
2018г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе пособий Т.Н. Дороновой «Играем в
театр» Москва Просвещение, 2004 год; А. Е. Антипиной «Театрализованная
деятельность в детском саду». Методические рекомендации» Москва Творческий
Центр, 2009 год. Данная программа оформлена в соответствии с письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко».
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы
кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом
2.4.1.304913
(требования к организации режима дня и учебных занятий),
предназначена для детей 57 лет, реализуется она через кружковую работу. Занятия
проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» ОТ 29.12.12 № 273ФЗ;
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (1989Г);
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ;
САНПИН 2.4.1.304913 3
Введение.
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой
стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг
ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть
ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности
даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или,
наоборот, угасать, зависит от того, как растить ребенка.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей
ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в
театрализованной деятельности направлена программа «Театр маленьких актеров».
Эта программа опирается на следующие основополагающие постулаты.
Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как
можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.
Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает
возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор
малыша. Важнейшую роль в этом играет театрализованная деятельность в детском
саду. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности
дошкольников.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в
котором ребенок радуется, играя. А в игре он познает мир. Гармоничное сочетание
различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать
задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка.
Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и
является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя,
окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также
коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.
Он позволяет решить самые актуальные проблемы современной педагогики. 4
Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое
отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей
общения, неуверенности в себе.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные
переживания, побуждает к созданию новых образов.
Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое
неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает
усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов,
раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой
активности.
Именно поэтому содержание
программы «Театр маленьких актеров»
направлено на:
1. развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие,
обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия
художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
2. художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
3. формирование эстетического вкуса;
4. воспитание нравственных начал;
5. развитие коммуникативных качеств личности;
6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;
7. снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Развитие эмоционального мира дошкольников.
2.Развитие интонационной выразительности речи.
3.Развитие и совершенствование детской пластики.
4.Игры (театрализованные, драматизации, превращения).
5.Спектакли (представления), разыгрывание сказок.
6.Роль педагога в организации театрализованной деятельности.
7.Взаимоотношения с родителями.
8.Диагностика развития эмоционального мира и артистических способностей детей.
Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации
театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
Принцип психологической комфортности.
Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома»,
снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное,
ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества.
Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности. 5
Принцип целостного представления о мире.
Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в
своей практической деятельности.
Принцип вариантности.
Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения
задачи.
Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:
А) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою,
развитию умения владеть своим телом;
Б) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
В) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с
использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
Г) упражнения на мимику и жесты;
Д) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
Е) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные
номера и т.д.;
Ж) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это
зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней
учебного года) и, главное, от задач, которые ставит педагог.
Театрализованные занятия проводятся 1 раз в неделю по 2530 минут.
Театр в детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры
способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественноречевого, музыкальноигрового, танцевального,
сценического). Дети играют в театр, они выступают то в роли актеров, то зрителей,
контролеров, билетеров, дежурных по залу. Они рисуют афиши, пригласительные
билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.
Автор Программы надеется, что все выше перечисленное позволит развить
эмоциональный мир и сценическое творчество детей старшего дошкольного возраста
средствами театрализованных игр и игр – представлений. В зависимости от
индивидуальных способностей, уровня развития детей со второго полугодия данная
Программа может использоваться на занятиях с детьми средней группы.
Цель и задачи Программы
Цель: Создание условий для развития эмоционального мира, творческих и
артистических способностей старших дошкольников средствами
театральной деятельности.
Задачи: 6
1. Формировать потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к
источнику особой радости, эмоциональных переживаний и творческого
соучастия.
2. Совершенствовать исполнительские умения и развивать творческую
самостоятельность в создании художественных образов, используя игровые,
песенные и танцевальные импровизации.
3. Развивать у детей умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать
на эмоции окружающих.
Уроки театральной азбуки.
Что должен знать ребенок 57 лет о театре.
Театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно.
Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои
(персонажи) придуманы драматургом и сыграны артистами.
Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, в будущее и в сказку. На
сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты –
главные волшебники театра. Они поразному своими сценическими средствами
рассказывают о событиях, переживаниях героев.
Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер,
композитор, художник, гример, постановщик танцев, хормейстер и т.д.
Пришедшие в театр зрители ведут себя поособому: в фойе негромко
переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в
зрительном зале слушают и внимательно смотрят работу артистов, не мешают другим
следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать,
шуршать фантиком от конфеты и т.д.
Перед началом спектакля необходимо знать не только его название, но и
познакомиться с его содержанием (с программой), в фойе найти портреты актеров,
участвующих в спектакле.
В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра,
наметить сюжет и разыграть его.
Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика,
жест.
Здесь же следует расширить и уточнить знания детей о разных видах театров:
Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое
действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для этой
пьесы, – это опера.
Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражают
танцевальными движениями, – это балет.
В театрах оперетты речь, танец и пение объединяются в одном музыкальном
представлении.
Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых актеров, а на кукол,
управляемых артистами. 7
Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – театры
пантомимы.
Ну, и, конечно, драматические театры, в которых актеры разговаривают,
действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.
Есть особый вид театра – детский. В нем ставятся спектакли для детей.
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которых в обыденной жизни
мы не употребляем.
Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называют партером, что в
переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к
месту, где будут представлять пьесу, оно называется сценой. Скрывает ее до начала
спектакля красивый занавес. Передняя часть сцены – авансцена. И еще в театре есть
кулисы – боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица.
На занятиях по знакомству с театром можно использовать стихотворение
Э.Успенского «Мы идем в театр».
Рекомендуется показать детям фотографии, иллюстрации, видеозаписи
различных спектаклей, отражающих разные виды театров.
Раздел 1. Развитие эмоционального мира дошкольников
Человек – существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в
повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение,
те или иные чувства.
Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и
носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной
ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.
мышление,
внимание,
воображение,
Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания –
восприятие,
Переживание
положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира,
улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше
сохраняются в памяти, быстро же забывается нейтральная информация. Взаимосвязи
существуют и в соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции
стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая
мотивационные механизмы.
ощущение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности,
влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и
прежде всего ребенка». Эффективность обучения ребенка зависит от того, какие
чувства вызывает сам процесс, как ребенок переживает свои успехи и неудачи.
Развивать эмоциональный мир дошкольника помогают различные необычные
упражнения и этюды.
1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении 8
Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они
вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и
игры. Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают
трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в
мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать
трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках,
историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что иметь друзей – это
здорово!
Следующие игры и упражнения научат детей жить дружно, сплотят их, помогут
чувствовать других, поддерживать и сопереживать:
«Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Рукавички», «Утка, утка, гусь»,
«Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты»,
«Ворона», «Гуляем по парку», «Запрещенное движение», «Передай мячик»,
«Поводыри».
2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям
страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки,
третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно
разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность
действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Когда вы
чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в
следующие игры, лучше, если в этом будут участвовать его сверстники.
«Пастушок», «Мышь и мышеловка», «Неваляшка», «Гармоничный танец»,
«Жмурки», «Маски», «Рыбаки и рыбка», «Медвежонок», «Чехарда».
3.Игры и упражнения на снижение агрессии
и ослабление негативных эмоций
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское
огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо,
которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Причины агрессивности
почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чегото желаемого,
разница между желаемым и возможным.
Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие
упражнения и игры.
«Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и
минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений».
4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник
благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии
(сопереживания) заложено изначально. Главным формирующим фактором в развитии 9
эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Вот
несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать
чувства и настроения людей.
«Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча
эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».
Раздел 2. Развитие интонационной выразительности речи
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у
ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны
речи; у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Происходит
обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование
умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно
передавать содержание художественного произведения.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в
которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это
активизирует его мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию,
совершенствует речь. Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает
говорящий, его лицо, он сам.
Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды
публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по
технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести
навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту
звучащего слова.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура
речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького
актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Литературный материал для выразительного чтения и обыгрывания
И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница»
А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина»
С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик»
Г.сапгир: «Крокодил и Петух»
В.Берестов: «Дракон», «Воробушки», «Снегопад», «Гололедица», «Котенок»
И.Лопухина: «Пять маленьких мышек»
Р.Сеф: «Я мою руки»
Н.Матвеева: «Прогулка»
В.Медведева: «У меня кругом друзья» 10
И.Мазнин: «Утренние стихи»
Д.Хармс: «Удивительная кошка», «Лиса и Заяц»
Н.Саконская: «Где мой пальчик»
В.Викторов: «Я зверей и птиц люблю»
А.Дуйсенбиев: «Хозяйка»
Шутки – малютки: «Новые штаны», «Исполнительные дети», «За столом»,
«Самостоятельность» Е.Захарченко
Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно,
обиженно,
сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно,
капризно и т.д.
Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по
зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т.д.
Выразительная декламация стихотворений:
Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В
гостях у Кати» и др.
Следует обратить внимание педагогов на вариативность использования
литературного материала и его взаимозаменяемости по усмотрению взрослого.
Раздел 3. Развитие и совершенствование детской пластики
На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать,
действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной
образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.
Задача раздела: развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела,
координацию движений.
Упражнения:
а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные
руки» и т.д.
б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди
по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему
зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку
(муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».
Взрослый при выполнении данных упражнений должен внимательно следить за
тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась
разнообразить свои движения, мимику.
в) на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон»,
«Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная
бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне
грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».
г) «Расскажи стихи руками» «Ученые мартышки», «Смелый капитан»,
«Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы»,
«Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр», «Я все 11
умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые
червячки».
д) игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю»,
«Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду,
поднимая ножки».
Раздел 4. Игры – превращения. Театральные этюды
Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось
зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и
расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения.
Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и
воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.
Упражнения:
«Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики»,
«Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик»,
«Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У
зеркала (ролевая гимнастика)».
Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей
выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Этюды:
«Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся»,
«Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После
дождя», «Игра в лесу», «Лошадки».
Раздел 5. Представления – спектакли. Разыгрывание сказок
Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области
театрализации и одной из важнейших форм театрализованной деятельности являются
спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную исполнительскую
функции.
Атмосфера театральноигровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа
над ролью, где ребенок может чувствовать себя в совершенно ином качестве, чем в
реальной жизни, коллективность переживаний перед театрализованным действием,
ответственность, возможность самореализации – все это благотворно влияет на
детей.
Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных
видах художественной деятельности. Положительное влияние театральной
деятельности на детей особенно проявляется, если при распределении ролей и
работе над ними действует принцип «прояви себя». Ребенку с заниженной
самооценкой, робкому, не уверенному в своих силах дается роль смелого и
решительного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, прямо 12
противоположная по качественным проявлениям. В таких спектаклях дети часто
раскрываются совершенно неожиданно, поскольку на сцене воображаемая, а не
реальная ситуация, и ребенок не боится проявить себя в ином качестве. Он вступает
в контакт с героем пьесы. Сопереживание может привести к идентификации себя с
героем, повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. В этом механизме
сопереживания и лежит психологическое воздействие искусства.
Особо остановимся на разыгрывании сказок. Сказка одна из самых древних
распространенных форм драматического исполнения. У всех детство начинается со
сказки, так что трудно переоценить их значение. Сказки, кукольные спектакли
пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в
происходящее на сцене действие и как актерыисполнители, и как зрители.
Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их
персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают, как и их сказочные
герои.
Поэтому сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик,
который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир красок, образов,
звуков.
Тематика и содержание сказочных спектаклей имеют нравственную
направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые
герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок добровольно
принимает и присваивает свойственные им черты. Так формируется умение
поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. И вот здесь
взрослый должен обязательно выявить и подчеркнуть положительные качества
персонажей сказки и осудить отрицательные. Особое значение в этом случае
приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок,
выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. Отрицательный
образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал
всеобщий смех, осуждение.
В процессе работы над постановкой сказок используются различные средства
выразительности, а особая атмосфера творчества и радости от достигнутых
результатов позволяет нам использовать спектаклисказки в целях всестороннего
воспитания и развития детей.
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой
атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка
радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой
ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором.
Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к
культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру,
которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое
отношение к добру и злу. Сценарии спектаклей – сказок нужно тщательно продумывать, учитывая
возрастные и личностные особенности детей. Огромную роль здесь играет
музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают
обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый
ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они,
несомненно, есть и должны развиваться.
Работать над сказкой, чтобы в результате получился полноценный детский
13
спектакль, нужно по следующему плану:
1 .А) Чтение сказки.
Б) Показ музыкальных номеров.
В) Беседа по содержанию.
2.А) Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
Б) Чтение сказки по ролям.
З.А) Работа с ведущим ребенком.
Б) Знакомство со вступлением.
4.А)Работа с артистами:
1)выразительное чтение;
2)игровые движения;
3)мимика.
Б) Знакомство с рисунком танцев.
5.А) Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
Б) Разучивание танцев.
В) Закрепление.
6.А) Работа над танцами.
Б) Работа с фонограммой.
7.А) Объединенная репетиция для всех участников спектакля.
Б) Закрепление.
8.Генеральная репетиция.
9.Премьера.
О проведении спектакля следует сообщать заранее. В холле детского сада
нужно вывесить красочную афишу, в которой указаны название спектакля, авторы
сценария, все исполнители, участвующие в действии, и роли, которые они играют, и,
конечно же, когда и где состоится премьера.
Перед началом спектакля педагог обращается к зрителям, сидящим в зале. Он
напоминает, что артисты делают первые шаги в театральном деле, очень волнуются,
переживают и нуждаются в творческой поддержке, которую можно выразить
улыбками, аплодисментами, криками «Браво!», «Бис!».
Начинаются спектакли, как в настоящем театре, с увертюры. Звучит
магнитофонная запись или живой звук инструмента. Это всегда задорная, энергичная
мелодия, которая дает праздничный настрой залу, собирает внимание публики. Все
участники спектакля проходят перед зрителями в парадном шествии. Затем
начинается действие. Оно может быть построено в самых разных формах:
карнавальной, концертной, в форме драматического спектакля, оперетты, мюзикла. 14
Главное, чтобы дети смогли полнее проявить свои творческие способности, чтобы
они получили много интересных впечатлений.
Ведущий праздника – взрослый, он обязательно воплощает какойнибудь
сказочный персонаж. По ходу действия используются различные декорации,
костюмы, музыкальное сопровождение, доступные световые и театральные эффекты.
Заканчивается спектакль представлением артистов, которые выходят изза
кулис и выстраиваются перед зрителями; ведущий вызывает их на поклон,
торжественно объявляя: «В роли Несмеяны выступала .... Восточный танец
исполняли...(и далее перечисляются все участники этого номера)». Дети выходят,
кланяются, принимают аплодисменты и возвращаются на свое место.
После того, как маленькие артисты представлены, под веселую музыку они
покидают зал.
Целесообразно задействовать в спектакле как можно больше детей. Достичь
этого можно, меняя в каждом действии детейартистов.
Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических
постановок) не должно быть больше трех в год. Например, в конце октября начале
ноября, в конце января начале февраля и в середине апреля.
Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность
использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, игры
драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как
фрагмент праздничного концерта или утренника.
Раздел 6. Роль педагога в организации
театрализованной деятельности.
В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит
педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную
динамику в развитии детей.
Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком,
дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических
особенностей и имеющегося опыта.
Общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности
регулируется следующими правилами:
Первое правило – формирование чувства «Мы», организация такого пространства в
театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок)
является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении,
воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие
субъектов, взаимодействующих друг с другом.
Второе правило – демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой,
непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без
раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при
выполнении заданий. 15
Третье правило – показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на
процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.
Четвертое правило
деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).
— использование различных вариантов организации
Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она
приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не
способствует развитию ребенка.
Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх,
застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия.
Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех
ребенка, тем самым побуждая его к действиям.
Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных
любимым делом. Он гарантирован при условии того, что:
а) дети и воспитатели любят друг друга;
б) малыши и музыкальный руководитель также испытывают взаимную
приязнь;
в) между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто
обоюдное взаимопонимание.
Если все эти три составляющие присутствуют, то взаимная любовь детей и
педагогов выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая
завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. Эта положительная
энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно
раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением.
В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает внимание
на:
*
*
*
желание участвовать в игре, активность и инициативность;
отношение к выбранной или полученной роли;
развитие нравственнокоммуникативных качеств личности
(общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль
до конца);
*эмоциональность и выразительность в исполнении (в движении, речи);
*развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;
*умение выразить свое понимание сюжета пьесы и характера персонажа (в
движении, речи, изодеятельности);
*способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и
т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета,
выразительность речи и пластики).
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от
педагога развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной
позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла
своей деятельности и ответа на вопросы: С какой целью я это делаю? Что я могу
дать ребенку? Чему дети могут научить меня? Совместная творческая деятельность 16
это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от
возраста.
Раздел 7. Взаимоотношения с родителями.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели
талантов маленьких актеров это их родители.
Так как же строить взаимоотношения с родителями?
Прежде всего нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об
особенностях организации театральномузыкальной деятельности в детском саду, о
необходимости проведения специальных театральных занятий,
создания
театрального кружка, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.
Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия
педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем
выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в
изготовлении костюмов, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.
Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и
постараются оказать посильную помощь.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная
деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой –
родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за
своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию,
оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего
озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и
воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Раздел 8. Диагностика развития артистических способностей
у детей старшего дошкольного возраста
Работа по решению задач Программы была бы не полноценной без учета,
который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы.
Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного
года (конец сентября — начало октября) с его достижениями к концу учебного года
(май). Следует диагностировать ребенка по следующим параметрам.
1. Основные принципы драматизации:
Устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству.
Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.
Владение выразительностью речи.
Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и
адекватно выражать свое.
2.Основные навыки театрального мастерства: 17
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на
поступки действующих лиц.
Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его,
находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя
мимику, жесты, движения.
Характеристика уровней.
Высокий уровень творческая активность ребенка, его самостоятельность,
инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его
выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в
театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания;
требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.
Низкий уровень мало эмоционален, не активен, равнодушен; спокойно, без интереса
относится к театральной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Заключение.
Мастерство актера сценическое действие... О каком же «мастерстве» может
идти разговор в детском саду? Это все, чем педагог и дети занимаются при
подготовке к спектаклю: этюды на заданную тему, перевоплощение, способы
словесного воздействия, сценическое движение. Спектакль, театральная постановка
дают возможность ребенку почувствовать себя автором творческой работы, которую
он выполняет. При этом он понимает, что театр — это прежде всего труд всего
коллектива, в данном случае группы. И путь к спектаклю лежит через целый ряд
занятий.
Эмоциональное поле в работе с детьми должно быть светлым, добрым,
искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать
доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей,
улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и
интеллектуальное развитие ребенка.
Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать
его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка.
Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь,
играйте, сочиняйте...
А самое главное — любите детей! 18
Месяц,
номер
занятия
Сентябрь
1.
2.
3.
4.
Октябрь
5.
Учебнотематический план работы кружка
«Театр маленьких актеров»
Задачи и содержание
видами театров (кукольный,
Театральная азбука. Знакомство с особенностями театра как вида искусства,
историей возникновения театра,
детский,
драматический, театр оперы и балета). Стихотворение «Мы идем в театр»
Э.Успенского.
Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Ем лимон», «Я на скрипочке
играю».
Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.
Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова.
Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие
пластики рук «Ловлю комариков».
Знакомство со сказкой «Сорокабелобока» Т.Кирсановой.
Знакомство с театральным жанром опера. Слушание отрывка из оперы
«Мухацокотуха» (или «Теремок» М.Красева сб. «С.Я.Маршак и музыка для
детей»)
Миниопера «Про двух гусят» Н.Пикулевой. Пантомимический этюд «Котята»
Т.Кирсановой. Ритмический этюд «Шла коза по лесу» А.Бурениной.
Работа над движениями героев сказки «СорокаБелобока».
Этюды на изменение тембра голоса: «Киска, как тебя зовут?», «У меня кругом
друзья» В.Медведевой. Упражнение на развитие внимания: «Давайте
потанцуем» Н.Сорокиной.
Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной
Распределение ролей в сказке «СорокаБелобока» (окончание). Работа с
подгруппой детей по ролям.
Музыкальное оформление сказки «СорокаБелобока».
Познакомить детей с новым словом декорация, а также с театральными
профессиями костюмера и гримера.
Упражненияпревращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Лисичка
подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и
Петушок» С.Насауленко. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез
корабль карамель». 19
6.
7.
8.
Ноябрь
9.
10.
11.
12.
Декабрь
13.
14.
Январь
15.
Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «СорокаБелобока».
Подбор и примерка костюмов героев.
Учить детей эмоционально производить приветственные интонации,
проговаривать фразы с различной силой голоса: «Кто как здоровается?»
Развитие подражательных навыков, воображения.
Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи
образа.
Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться
мимикой, жестом:
1)мимические этюды «Ем лимон», «Тепло — холодно»;
2)на выразительность жеста: «Артисты пантомимы».
Предоставить детям возможность импровизировать движения героев сказки
«СорокаБелобока» в декорациях на сцене.
Учить детей композиционному построению сцены.
Разыграть диалоги в сказке «СорокаБелобока». Развивать мимику, жесты, умение
интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к
самостоятельному показу сказки. Подготовка с детьми афиши спектакля.
Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с
событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.
Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора дрова», «Маша шла, шла, шла»,
«Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.
Постановка сказки «СорокаБелобока».
Закрепить впечатления детей от постановки сказки «СорокаБелобока».
Способствовать развитию творческого мышления и воображения: а)
упражнение «Представьте, что вы художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини
сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».
Продолжать знакомить детей с различными чертами характера человека и
литературного героя: стихотворение «Мишка косолапый». Учить произносить
скороговорки, четко выговаривая слова, постепенно увеличивая темп: «Утром,
присев на пригорке». Ролевая гимнастика: «У зеркала». Интонационная
выразительность: «Песенка Козы» (от лица мамыКозы, Волка).
Предоставить детям возможность самостоятельно выбрать жест, интонацию,
выражение лица: «Любимые куклы» Е.Алябьевой.
Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с мелкими
игрушками).
Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель». Играпревращение:
«Крылья самолета и мягкая подушка».
Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?»
Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными
видами театральных кукол. Обратить внимание на движение кукол во время
реплик. Вызвать желание работать с куклами.
Предложить детям манипулировать куклами бибабо. Коллективно разыграть
сказку «Репка». Добиваться плавного вождения кукол на ширме.
Продолжать учить детей высказывать мнение о различных персонажах, их характере
и поступках. Педагог разыгрывает перед детьми стих. «Волк и Лиса» («Серый волк в
густом лесу») при помощи кукол бибабо. Хореографическая композиция
«Белоснежка и семь гномов»
Знакомство с музыкальной сказкой «Клубок – шерстяной колобок». Распределение
ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета,
отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка 20
16.
17.
18.
Февраль
19.
20.
21.
22.
Март
23.
24.
25.
26.
Апрель
27.
по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные»
Познакомить детей с музыкальным сопровождением к сказке «Клубок – шерстяной
колобок». Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в
средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Учить слышать
различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать
различные переживания в движении, танцевальной композиции.
Работа по ролям с подгруппами детей. Добиваться яркой выразительности в
передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять
интонацию, выражение лица. Развивать память, мышление, воображение детей:
«Запомни позу», «Что изменилось?» (с игрушками), «Кошка выпускает когти».
Продолжить работу над выразительностью речи, жестов, интонации. Поддерживать
желание детей активно участвовать в спектакле. Формировать у детей чувство
сотрудничества и взаимопомощи. Подводить детей к самостоятельному
инсценированию сказки. Продолжать закреплять умение двигаться по сцене.
Постановка музыкальной сказки «Клубок – шерстяной колобок».
Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники.
Закрепление положительных эмоций, впечатлений от сказки «Клубок – шерстяной
колобок».Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей.
Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается».
Скороговорки.
Продолжать совершенствовать интонационную выразительность: «Иди сюда!» с
различными интонациями (удивление, восклицание, вопрос, ирония, любовь,
радость, снисходительность, безразличие, жестокость и др.)
Учить выразительно инсценировать песню «Вот какие чудеса» Филиппенко.
Вспомнить сказки о животных. Остановиться на сказке «Три поросенка». Чтение
сказки С.Михалкова. Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое
отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами –
прилагательными: волк – злой, жестокий, грубый; поросята – веселые, беззаботные;
НафНаф – находчивый, храбрый, хозяйственный. Учить манипулировать куклами
бибабо. Разыграть сказку «Три поросенка».
Развивать внимание, сосредоточенность, активизировать творческие проявления
детей: упр. «Позовите друга(он спит)», «Позови заколдованным голосом», «Позови
из пещеры, из колодца, с вершины горы…»
Вызывать желание детей работать с куклами бибабо, выразительно разыгрывать
сказку «Три поросенка».
Показ кукольного спектакля «Три поросенка» для детей 1,2 младших групп.
Продолжать подводить детей к умению последовательно пересказывать содержание
сказки. Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для
передачи художественного образа. Развивать способность к свободному выбору
движений в танцах.
Работа над дикцией: скороговорки. Сценка с куклой бибабо «Кража» В.Орлова
Познакомить с понятием «рифма». Использовать сценку «Петя идет в школу» (См.
журнал «Музыкальная палитра» №1 2006 г.)
Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком,
правильном произношении звуков во фразовой речи, работать над
интонационной выразительностью речи.
Учить импровизировать танцевальные характеристики персонажей («Три
поросенка»): поросят, волка (под соответствующую музыку, подобранную
педагогом). Развивать умение перевоплощаться в того или иного персонажа,
используя минимальные средства: маски, шапочки, детали костюмов, отдельные 28.
аксессуары. Работа над сценкой «Петя идет в школу».
Подготовка к «Театральному калейдоскопу.
Итог всей работы за учебный год – «Театральный калейдоскоп», куда включается
знакомый детям материал: этюды,
выразительная декламация
стихотворений, танцевальные импровизации, игры на воображение, развитие
пластики, вокальные номера из разыгранных ранее спектаклей. Роль ведущего
исполняет педагог – музыкант. Приглашаются все дети и родители актеров.
сценки,
21
Диагностика уровней
эмоционального и артистического развития детей
Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без
учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической
работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и
артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить
первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября –
начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я
провожу диагностику развития артистических и музыкальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста.
Конечно, диагностика – дело сложное, субъективное, требует много времени,
сил, умения описать словами эффективность методики развития артистичности и
эмоциональности детей в процессе театрализованной деятельности. Тем более, что
многие результаты развития детей невозможно зафиксировать ни в качественной, ни
в количественной оценке. Конечно, знания и умения детей тоже являются
показателем развития их внимания, памяти, мышления. Поэтому я обращаю
внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем,
чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции развития ребенка в
театрализованной деятельности.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю
внимание на следующее:
желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;
отношение к выбранной или порученной роли;
развитие нравственнокоммуникативных и волевых качеств личности
(общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до
конца);
эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);
развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти,
любознательности;
умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и
речи); 22
способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
(отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность
речи, пластики).
Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю
внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Для того чтобы проверить уровень развития детей, я разработала следующие
задания.
1.Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего
мира. Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина
проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на
высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей,
которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо
один чтото возбужденно рассказывает?
2.Цель – развитие выразительности речи и дикции.
Задание: а)Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:
Над овражком у дорожки
Страшный стражник строит рожки.
Стражник в крепости сидит,
Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией:
Киска, как тебя зовут?
Мяу! (нежно)
Сторожишь ты мышек тут?
Мяу! (утвердительно)
Киска, хочешь молока?
Мяу! (с большим удовольствием)
А в товарищи щенка?
Мяу! Ффррр! (изобразить поразному: испуганно, трусливо, возмущенно)
3.Цель – развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:
Червяк,
Горячая печеная картошка,
Маленькая бусинка.
б)Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино,
любопытная сорока) смотрится в зеркало.
4.Цель – адекватное выражение эмоций.
Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и
девочки» Н.Сорокиной: 23
Девочки и мальчики (кланяются)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
5.Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для
передачи игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку;
как ВинниПух нашел большой горшок с медом.
Проведя индивидуальную работу с каждым ребенком группы, я фиксировала
полученные результаты, учитывая следующие критерии оценки уровней развития
детей:
Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность,
инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без
помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).
Средний уровень (С) эмоциональная отзывчивость, интерес, желание
включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в
выполнении задания, ему требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения,
показ, повтор).
Низкий уровень (Н) – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно,
без интереса относится к музыке, к музыкальной и театральной деятельности. Не
способен к самостоятельности. 24
Литература
1.
.Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкальноигровой материал
для дошкольников и младших школьников. М.: «ВЛАДОС», 1999.
2. Алябьева Е.А. Нравственноэтические беседы и игры с дошкольниками. М.:
ТЦ «СФЕРА», 2003.
3. Анисимов В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально
нравственной культуры. / Музыкальная палитра. СПб: 2006, №4
4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005.
5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
6. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры –
занятия. СПб, 2002 25
7. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» СПб.,
2002.
8. Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас споем и спляшем.
Ярославль: Академия развития, 2001.
9. Горбина Е.В., Блохина Л.А. Начинаем наш концерт. Ярославль: Академия
развития», 2001.
10.Девятова Т.Н. Звук – волшебник (образовательная программа по воспитанию
детей старшего дошкольного возраста). – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2006.
11.Дошкольник: обучение и развитие. /Под ред. Н.В.Белкиной, Н.Н.Васильевой и
др. – Ярославль: Академия развития,1998.
12.Ерохина О.В. Школа танцев для детей. РостовнаДону, «Феникс», 2003.
13.Ершова А.П. Вреден ли театр дошкольнику? /Обруч . 1999, №4.
14.Зарецкая Н.В Праздники в детском саду. СПб., «Литера», 2003.
15.Зарецкая Н.,Роот З. Праздники в детском саду. М.: «АйрисПресс», 2003.
16.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 57 лет. Ярославль: Академия
развития , 2000.
17.Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальные праздники в детском саду. М.:
«Просвещение», 2000.
18.Легаспи де Арисменди, Альсира. Дошкольное музыкальное воспитание. М.:
«Прогресс», 1989.
19.Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.
Ярославль: Академия развития, 2002.
20.Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль: Академия развития,
2001.
21.Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Детство: Программа развития и воспитания в
детском саду. СПб.: «ДетствоПресс», 2002.
22.Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. М.:
«АйрисПресс», 2003.
23.Мерзлякова С. Планирование и анализ работы по музыкальному
воспитанию. /Дошкольное воспитание. М.: 2000, №1
24.Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Ветлугиной. –
М.: «Просвещение», 1982.
25.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль:
Академия развития, 1997.
26.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду.
Ярославль: Академия развития, 1997.
27.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная
ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: «Академия», 2002.
28.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском
саду. М.: Школьная Пресса», 2000.
29.Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев
/Сост.Г.Н.Акунова и
(пособие для воспитателей детских садов).
В.Н.Корхунова. – ГорноАлтайск, 2002. 26
30.Раевская Е., Соболева Г., Ушакова З. Музыкальнодвигательные упражнения в
детском саду. Л., 1961
31.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: «АРКТИ», 2001.
32.Сюрприз театральный (журнал) – 2004 №4
33.Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. М.: «ЛИНКАПРЕСС», 2004.
34.Фольклор – музыка – театр / Под ред. С.И.Мерзляковой. –М.: «ВЛАДОС»,
1999.
35..Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу… . М.: «ЛИНКА
ПРЕСС»,1999.
36.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
РостовнаДону: Феникс, 2005.
37.Шорыгина Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей. М.: «Книголюб»,
2003.
38.Цветкова О. Театр+мы.=… /Детский сад. Управление. 2002 №22.
39.Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. СПб.: «ДетствоПресс», 2002.
40.Я – Ты – Мы.
Программа социальноэмоционального развития
дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: МозаикаСинтез, 2003.
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.