Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
чтение
2 кл
01.06.2017
Рабочая программа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии . Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и методическими рекомендациями по предметам. Учтены новые требования выдержать три пункта в рабочей программе: планируемые результаты, разбитые по годам, содержание учебного курса, содержание учебного предмета с характеристикой содержательных линий .Рабочая программа с календарно-тематическим планированием 1-4 класс
чтение.docx
1 Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями:   Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   Концепции духовно­нравственного  развития   и  воспитания   личности  гражданина  России,  планируемых результатов   начального   общего   образования,   программ   начального   общего   образования   и авторской программы   по литературному чтению авторов   Климанова Л.Ф., Бойкина М.В «Литературное чтение  1­4 классы» (УМК «Школа России» М: Просвещение 2011 г.).   Предметное   содержание   курса   «Литературное   чтение»     направлено   на   достижение результатов   освоения   основной   образовательной   программы   основного   начального образования и соответствует решению следующих задач;  Реализация   идеологической   основы   ФГОС   –   Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Реализация методологической и методической основы ФГОС – организация учебной деятельности учащихся на основе системно­деятельностного подхода.  Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения основной   образовательной   программы   посредством   формирования   универсальных учебных действий как основы умения учиться   1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития   и   успешного   обучения   по   другим   предметам   на   основе   осознания   и   развития дошкольного   и   внешкольного   опыта,   связанного   с   художественной   литературой.   У обучающихся   будет   формироваться   потребность   в   систематическом   чтении   как   средстве познания   мира   и   самого   себя.   Младшие   школьники   будут   с   интересом   читать художественные, научно­популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно­историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально­ нравственной отзывчивости. Младшие   школьники   будут   учиться   полноценно   воспринимать   художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить  его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей   и   чувств,   познакомятся   с   некоторыми   коммуникативными   и   эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях,  научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями. К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому   изучению   литературы   в   средней   школе,   будет   достигнут   необходимый уровень   читательской   компетентности,   речевого   развития,   сформированы   универсальные действия,   отражающие   учебную   самостоятельность   и   познавательные   интересы,   основы элементарной оценочной деятельности. Выпускники   овладеют   техникой   чтения  (правильным   плавным   чтением, приближающимся   к   темпу   нормальной   речи),   приемами   понимания   прочитанного   и прослушанного   произведения,   элементарными   приемами   анализа,   интерпретации   и преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов.   Научатся самостоятельно   выбирать   интересующую  литературу,   пользоваться   словарями   и справочниками,   осознают   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к   творческой деятельности. Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила   речевого   этикета,   участвовать   в   обсуждении   прослушанного   (прочитанного) 2 произведения.   Они   будут   составлять   несложные   монологические   высказывания   о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие   тексты   повествовательного   характера   с   элементами   рассуждения   и   описания. Выпускники   научатся   декламировать   (читать   наизусть)   стихотворные   произведения.   Они получат   возможность   научиться   выступать   перед   знакомой   аудиторией   (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Выпускники   начальной   школы   приобретут   первичные   умения   работы   с   учебной   и научно­популярной   литературой,   будут   находить   и   использовать   информацию   для практической работы. Выпускники   овладеют   основами   коммуникативной   деятельности,   на   практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Планируемые результаты 1 класс Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе  являются следующие умения:     оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и  ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе  является формирование универсальных учебных действий (УУД).         Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией  учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  небольшие тексты. Коммуникативные УУД:     оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и  общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является  сформированность следующих умений: воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст;      3 составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.      Планируемые результаты  2 класс Личностными   результатами изучения   предмета   «Литературное   чтение»   во   2   классе являются следующие умения: ­  самоопределение  (способность,  ориентируясь  на  чужую  точку  зрения,  оказывать  интеллектуальную  помощь  героям,  которые  в  этом  нуждаются  при  решении  трудных  задач) ­  смыслообразование  (формирование  базовых  нравственных,  эстетических  и  экологических ценностей, опыта переживания, опыта «примерок»).  Метапредметными   результатами изучения   курса   «Литературное   чтение»   во   2   классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД ­ подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; ­ понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. Познавательные УУД ­  свободно  ориентироваться  в  корпусе  учебных  словарей  и  быстро  находить  нужную  словарную статью; ­ ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный  текст  по  страницам  «Содержание»  и  «Оглавление»;  быстро  находить  выделенный  фрагмент  текста,  выделенные  строчки  и  слова  на  странице  и  развороте;  находить  в  специально выделенных разделах нужную информацию; ­  работать  с  несколькими  источниками  информации  (учебной  книгой,  тетрадью  для  самостоятельных работ и хрестоматией; учебной книгой  и учебными словарями; текстом  и иллюстрацией к тексту) Коммуникативные УУД ­работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять  свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; ­ выполнять работу по цепочке; ­  видеть  разницу  между  двумя  заявленными  точками  зрения,  двумя  позициями  и  мотивированно присоединяться к одной из них; ­ находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2  классе является сформированность следующих умений: ­ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; ­ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами в рамках оперативного  поля чтения (4­6 букв) ; ­ понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие  из данных; самостоятельно озаглавливать текст; ­ делить текст на части, озаглавливать части; ­  выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; ­  подробно и выборочно рассказывать (интерпретировать) текст; ­ составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; ­  размышлять о характере и поступках героя; ­  относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, 4 песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; ­ находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; ­ относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,  герои­помощники, нейтральные персонажи); ­ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений ­ относить  произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,  скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; ­ находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; ­ относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,            герои­   помощники, нейтральные персонажи); ­ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Планируемые результаты  3 класс  развитие   эстетических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственное Личностными   результатами изучения   предмета   «Литературное   чтение»   в   3   классе являются следующие умения: ­ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; ­  формирование   средствами   литературных   произведений   целостного   взгляда   на   мир   в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ­    воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств   на   основе   опыта   слушания   и   заучивания   наизусть   произведений   художествен   ной литературы; ­ отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; ­   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; ­   восприятие литературного произведения как особого вида искусства; ­    формирование   осознанного,   уважительного  и   доброжелательного  отношения   к   другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира; готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нём   взаи­ мопонимания. Метапредметными   результатами изучения   курса   «Литературное   чтение»   во   2   классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока; ­ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ­ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; ­ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности     своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: ­ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,    концептуальную; ­ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; ­ извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной   текст – иллюстрация, таблица, схема); ­ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять    план, таблицу, схему, модель); ­ пользоваться словарями, справочниками; 5 ­ осуществлять анализ и синтез; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения; Коммуникативные УУД: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; ­ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных     задач; владеть монологической и диалогической формами речи. ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения; ­ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть    готовым корректировать свою точку зрения; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ задавать вопросы. Предметные результаты : ­  овладение   техникой   чтения,   приёмами   понимания   прочитанного   и   прослушанного произведения; ­ осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; ­  достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской   ком­ петентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элемен­ тарными   приёмами   анализа   художественных,   научно­познавательных   и   учебных   текстов   с использованием элементарных литературоведческих понятий; ­  использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное,   поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; ­   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; ­   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; ­   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­ познавательных, учебных и художественных произведений; ­ умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; ­ умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.  Планируемые результаты   4 класс Личностными   результатами изучения   предмета   «Литературное   чтение»   в   4   классе являются следующие умения и качества: ­ эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; ­эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;  сочувствовать           другим людям, сопереживать; ­ чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко            всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к            совершенствованию собственной речи; ­ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; ­ понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по            отношению к своим близким; ­ интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; ­ наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к            предпочтениям других людей; ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих            людей; 6 ­  этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Метапредметными результатами  изучения курса «Литературное чтение» в  4 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока; ­ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ­ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; ­ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности  своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: ­ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,    концептуальную; ­ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; ­ извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной    текст –    иллюстрация, таблица, схема); ­ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять   план, таблицу, схему, модель); ­ пользоваться словарями, справочниками; ­ осуществлять анализ и синтез; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения; Коммуникативные УУД: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; ­ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных   задач; владеть монологической и диалогической формами речи. ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения; ­ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть    готовым корректировать свою точку зрения; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ­ задавать вопросы.  Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является  сформированность следующих умений: ­ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; ­ правильно, выразительно читать вслух синтагмами (2­3 слова)  в темпе,     необходимом для осознания прочитанного; ­ самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения по заглавию, фамилии автора,    иллюстрации, ключевым словам; ­ самостоятельно находить ключевые слова; ­ самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору    по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); ­ формулировать основную мысль текста; ­ делить текст на части, составлять простой план(3кл) составлять простой и сложный план  текста; ­ подробно и выборочно пересказывать текст; ­ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений ­ аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям,  понимать и     определять свои эмоции; ­ понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; ­ иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; ­ самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь,     отношение автора к герою; собственное отношение к герою); ­ различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора,  соотносить автора, его  произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; ­ относить произведения к жанру басни, повести, пьесы по определённым признакам; ­видеть языковые средства, использованные автором (сравнения, эпитеты, олицетворения и др). 7 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Наименование раздела учебной программы Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) чтение с   Работа разными видами текста письмо(культур а   письменной речи)  Круг детского чтения Характеристика содержательных линий Умение   слушать   и   слышать,   т.е   адекватно воспринимать   на   слух   звучащую   речь   (высказывания собеседника, чтение разных текстов;  умение отвечать на вопросы   по   содержанию   прослушанного   произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого   высказывания,   умение   задавать   вопросы   по прослушанному   учебному,   научно­познавательному   и художественному произведениям. Развитие   умения   наблюдать   за   выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Постепенный   переход   от   слогового   к   плавному, осмысленному,   правильному   чтению   целыми   словами вслух.   Развитие   умения   переходить   от   чтения   вслух   и чтению   про   себя.Осознанный   самостоятельный   процесс чтения   доступных   по   объему   и   жанру   произведений, осмысление   цели   чтения   (зачем   я  буду   читать)   и   выбор вида   чтения   (ознакомительное,   выборочное   и   т.д; выразительное   чтение   использованием   интонации,   темпа, тона, пауз, ударений – логического и др., соответствующих смыслу текста. На основе разных видов текста отвечать и задавать вопросы   по   тексту;   создавать   монолог:   отбирать   и использовать изобразительно­выразительные средства для создания собственного устного высказывания; воплощать свои   жизненные   впечатления   в   словесных   образах, выстраивать   композицию   собственного   высказывания, раскрывать   в   устном   высказывании   авторский   замысел, передавая   основную   мысль   текста.  Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли про­ изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Практическое освоение некоторых типов письменной речи (на   основе   осмысления   художественного   произведения) текст­повествование,   текст­описание,   текст­рассуждение, создание   собственных   мини­сочинений   (рассказ   по картинке), написание отзыва. Произведения   устного   народного   творчества.   Малые формы   устного   народного   творчества:   песенки,   загадки, Литературоведческая пропедевтика Творческая деятельность обучающихся 8   различение),   рассуждения   (монолог   героя, считалки, пословицы, поговорки. Большие формы устного народного творчества. Классики русской литературы 19­20 веков.   Произведения   отечественной   и   зарубежной авторской   литературы:   рассказ,   сказка,   стихотворение. Детские журналы о природе, животных, Родине, добре и зле, юмористические и др.  Нахождение   в   тексте   художественного   произведения   (с помощью   учителя)   средств   выразительности:   синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.   Первоначальная   ориентировка   в   литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема.   Герой   произведения:   его   портрет,   речь,   поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования   (рассказ),   описания   (пейзаж,   портрет, интерьер),   диалог героев).Сравнение   прозаической   и   стихотворной   речи (узнавание,   выделение   особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и   авторские   художественные   произведения   (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные   формы   (колыбельные   песни,   потешки, пословицы,   поговорки,   загадки):   узнавание,   различение, определение   основного   смысла.   Сказки   о   животных, бытовые,   Художественные   особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская)   сказка.   Рассказ,   стихотворение,   басня   — общее   представление   о   жанре,   наблюдение   за особенностями построения и выразительными средствами. Интерпретация   текста   литературного   произведения   в творческой   деятельности   учащихся:   чтение   по   ролям, инсценирование,   устное   словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным   текстом   и   использование   их (установление связей, последовательности   событий,   изложение   с   элементами сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе художественного   произведения   (текст   по   аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению   или   на   основе   личного   опыта).   Развитие умения различать состояние природы в различные времена года,   настроение   людей,   оформлять   свои   впечатления   в устной   или   письменной   речи.   Сравнивать   свои  тексты   с художественными   текстами­описаниями,   находить   ли­ тературные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. причинно­следственных   драматизация,   волшебные.   произведения,   созвучные       По разделу чтение выпускник научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать   содержание   текста   художественного   произведения   по   заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; 9 различать   на   практическом   уровне   виды   текстов   (художественный,   учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать   (вслух)   выразительно   доступные   для   данного   возраста   прозаические произведения   и   декламировать   стихотворные   произведения   после   предварительной подготовки; использовать   различные   виды   чтения:   изучающее,   выборочное   ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться   в   содержании   художественного,   учебного   и   научно­популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):    для   художественных   текстов:   определять   главную  мысль   и   героев   произведения; воспроизводить   в   воображении   словесные   художественные   образы   и   картины   жизни, изображенные   автором;   этически   оценивать   поступки   персонажей,   формировать   свое отношение   к   героям   произведения;   определять   основные   события   и   устанавливать   их последовательность;   озаглавливать   текст,   передавая   в   заголовке   главную   мысль   текста; находить   в   тексте   требуемую   информацию   (конкретные   сведения,   факты,   описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая  ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для   научно­популярных   текстов:   определять   основное  содержание   текста; озаглавливать   текст,  в   краткой   форме   отражая   в   названии   основное   содержание   текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,  подтверждая   ответ   примерами   из   текста;   объяснять   значение   слова   с   опорой   на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками   (мотивы,   последствия),   мыслями,   чувствами   героев,   опираясь   на   содержание текста;  для   научно­популярных   текстов:   устанавливать   взаимосвязь   между   отдельными фактами,   событиями,   явлениями,   описаниями,   процессами   и   между   отдельными   частями текста, опираясь на его содержание;  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для   художественных   текстов:   формулировать   простые   выводы,   основываясь   на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на   некоторые   его   жанровые,   структурные,   языковые   особенности;   устанавливать   связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;  для   научно­популярных   текстов:   формулировать   простые   выводы,   основываясь   на тексте;   устанавливать   связи,   отношения,   не   высказанные   в   тексте   напрямую,   например, объяснять явления  природы, пояснять описываемые события,  соотнося их с содержанием текста; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного,   самостоятельно   делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать   на   практическом   уровне   виды   текстов   (художественный   и   научно­ популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); 10 участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   текста   (задавать   вопросы, высказывать   и   обосновывать   собственное   мнение,   соблюдая   правила   речевого   этикета   и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности  художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;  составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание По разделу круг детского чтения  выпускник научится: осуществлять   выбор   книги   в   библиотеке   (или   в   контролируемом   Интернете)   по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять  аннотацию   и  краткий   отзыв   на  прочитанное  произведение   по  заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). По разделу литературоведческая пропедевтика    выпускник научится: распознавать   некоторые   отличительные   особенности   художественных   произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров   (рассказ,   басня,   сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить   средства   художественной   выразительности   (метафора,   олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: воспринимать   художественную   литературу   как   вид  искусства,   приводить   примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,   автор)   и   средств   художественной   выразительности   (иносказание,   метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. По разделу творческая деятельность обучающихся   выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать   текст,   дополняя   его   начало   или   окончание,   или   пополняя   его событиями; составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин   художников   и/или   на   основе личного опыта; составлять   устный   рассказ   на   основе   прочитанных   произведений   с   учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: 11 вести   рассказ   (или   повествование)   на   основе   сюжета  известного   литературного произведения, дополняя и/или  изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное   произведение   от   имени   одного   из   действующих   лиц   или   неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать   серии   иллюстраций   с   короткими   текстами   по   содержанию   прочитанного (прослушанного) произведения; создавать   проекты   в   виде   книжек­самоделок,   презентаций   с  аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать   в   группе,   создавая   сценарии   и   инсценируя   прочитанное   (прослушанное, созданное   самостоятельно)   художественное   произведение,   в   том   числе   и   в   виде мультимедийного продукта (мультфильма). Содержание учебного предмета по классам  1класс                                 Обучение грамоте  Добукварный период 14 часов «Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и  предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Слог­ слияние. Гласный звук [а], буквы А, а. Гласный звук [о], буквы О, о. Гласный звук [и],  буквы И, и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквы У, у. Букварный период. Обучение чтению 53 часа  Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Согласные звуки  [к], [к’], буквы К, к.  Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. Согласные звуки [л], [л¢],  буквы Л, л. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Согласные звуки [в], [в’], буквы В,  в. Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Согласные звуки [м], [м’],  буквы М, м. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.  Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Гласные буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г,  г. Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Буква ь — показатель мягкости предшествующих  согласных звуков. Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Твёрдый согласный звук [ж],  буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Гласные буквы Ё, ё. Звук [j’], буквы Й,  й. Согласные звуки  [х], [х’], буквы Х, х. Гласные буквы Ю, ю. Твёрдый согласный звук [ц],  буквы Ц, ц Гласный звук [э], буквы Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ,  щ. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Русский алфавит Послебукварный период. Обучение чтению 16 часов   Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».  Герои произведения. Чтение по ролям. Одна у человека мать; одна и родина. К.  Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста.  Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и  поговорки о Родине. История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности  чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск  информации в тексте и на основе иллюстрации. В. Крупин. Первый букварь. Поиск  информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание  азбуки. А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.  Нравственный смысл поступка. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы  для детей. К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К.  Чуковского для детей. К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения —  небылицы. В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. С.Я. 12 Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. М.М. Пришвин.  Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. Стихи и рассказы русских поэтов и  писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов. Весёлые  стихи Б. Заходера. В. Берестова. Песенка — азбука. Выразительное чтение стихотворений. Проект: «Живая Азбука». Наши  достижения. Планируемые результаты изучения.   Литературное   чтение.   448  часов  1 класс 40 часов В круг чтения  детей  входят произведения  отечественных  и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все   произведения   в   учебных   книгах   сгруппированы   по   жанрово­тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира Вводный урок  1 час Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Жили­были буквы 7 часов Стихи,   рассказы   и   сказки,   написанные   В.   Данько,   И.   Токмаковой,   С.   Черным,   Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Сказки, загадки, небылицы 7 часов Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Апрель, апрель! Звенит капель 5 часов Стихи   А.   Майкова,   А.   Плещеева,   С.   Маршака,   И.   Токмаковой,   Т.   Белозерова,   Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Произведения  Н.   Артюховой,   О.  Григорьева,   И.   Токмаковой,   М.  Пляцковского,   К. И в шутку и всерьез 6 часов Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Я и мои друзья 5 часов Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.  Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,   С.   Маршаком,  Я.   Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со  взрослыми. О братьях наших меньших 5 часов Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.  Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н.  Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. 2 класс 136 часов Вводный урок 1 час Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Самое великое чудо на свете 4 часа Талант читателя. Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки,   прибаутки,   считалки,   небылицы,   загадки,   сказки.     Русские   народные   сказки Устное народное творчество 15 часов 13 «Петушок   и   бобовое   зёрнышко»,   «   У   страха   глаза   велики»,     «Лиса   и   тетерев»,   «Лиса   и журавль», «Каша из топора», «Гуси­лебеди». Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, Люблю природу русскую. Осень 8 часов С.Есенина. Русские писатели 14 часов А.С.Пушкин.   Лирические   стихотворения,   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке».   И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы. О братьях наших меньших 12 часов Весёлые   стихи   о   животных   А.Шибаева,   Б.Заходера,   И.Пивоваровой,   В.Берестова. Научно­популярный   текст   Н.Сладкова.   Рассказы   о   животных   М.Пришвина,   Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Из детских журналов 9 часов Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Люблю природу русскую. Зима 9 часов Лирические   стихотворения   И.Бунина,   К.Бальмонта,   Я.Акима,   Ф.Тютчева,   С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева Писатели детям 17 часов К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова. Я и мои друзья 10 часов Стихи   о   дружбе   и   друзьях   В.Берестова,   Э.Мошковской,   В.Лунина.   Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Весенние   загадки.   Лирические   стихотворения   Ф.Тютчева,   А.Плещеева,   А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Люблю природу русскую. Весна 9 часов И в шутку и всерьёз 14 часов Весёлые   стихи   Б.Заходера, стихотворений. Ритм стихотворения.   Э.Успенского,   И.Токмаковой.Герой   авторских Литература зарубежных стран 12 часов Американские,   английские,   французские,   немецкие   народные   песенки   в   переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».  Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».  3 класс 136 часов Вводный урок 1 час Знакомство   с   учебником,   системой   условных   обозначений,   содержанием   учебника, словарём Самое великое чудо на свете 4 часа  Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Устное народное творчество 14 часов Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. 14 Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Иван­Царевич и Серый Волк», «Сивка­Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Поэтическая тетрадь 11 часов Русские поэты 19­20 века.   Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение­миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет. «мама! Глянь­ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы». Заголовок стихотворения. И.З. Суриков. «Дество», «Зима». Сравнение. Великие  русские писатели 24 часа А.С.Пушкин.  Лирические  стихотворения.  Средства   художественной   выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.  «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина  к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А.Крылов.   Басни.   Мораль   басни.   Нравственный   урок   читателю.   Герои   басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.  М.Ю.Лермонтов.   Лирические   стихотворения.   Настроение   стихотворения.   Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (   тема,   главная   мысль,   события,   герои).   Рассказ­описание.   Текст­рассуждение.   Сравнение текста­рассуждения и текста­описания. Поэтическая тетрадь 6 часов Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин Литературные сказки 8 часов Д.Н.Мамин­Сибиряк     «Алёнушкины   сказки»,   Сравнение   литературной   и   народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.  В.М. Гаршин «Лягушка­путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки.   Сравнение   героев   сказки.     Составление   плана   сказки.   Подробный   и   выборочный пересказ сказки. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение Были­небылицы 10 часов продолжения сказки. плана. Пересказ. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. А.И.Куприн «Слон». Оновные события произведения. Составление различных вариантов Поэтическая тетрадь 6 часов Саша Чёрный. Стихи о животных.  А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. 15 Люби живое 16 часов М.Пришвин.   «Моя   родина».   Заголовок   –   «входная   дверь»   в   текст.   Основная   мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.С.Соколов­Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения.  Творческий пересказ: дополнение пересказа текста. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.  В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.  Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Поэтическая тетрадь 8 часов С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.  А.Л.Барто «Разлука». «В театре».  С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Кртёнок» Проект: «Праздник поэзии». Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 12 часов Б.В.Шергин   «Собирай   по   ягодке   –   наберёшь   кузовок».   Соотнесение   пословицы   и содержания произведения. А.П.Платонов.   «Цветок   на   земле».   «Ещё   мама».   Герои   рассказа.   Особенности   речи героев. Чтение по ролям.   Особенности юмористического   рассказа.   Главная   мысль   произведения.   Восстановление   порядка произведений.   «Великие   путешественники». М.М.Зощенко.   «Золотые   слова». Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. По страницам детских журналов 8 часов «Мурзилка»   и «Весёлые картинки» ­ самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.  Ю.Ермолаев   «Проговорился»,   «Воспитатели».   Вопросы   и   ответы   по   содержанию. Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен   «Гадкий   утёнок».   Нравственный   смысл   сказки.   Создание   рисунков   к сказке.  Зарубежная литература  8 ч  4 класс 136 часов Вводный урок 1 час Знакомство   с   учебником,   системой   условных   обозначений,   содержанием   учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. Летописи, былины, жития 11 часов Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события  Древней Руси. Из   летописи:   «И   вспомнил   Олег   коня   своего».   Летопись   –   источник   исторических фактов. 16 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Поэтический   текст   былины.   «Ильины   три   поездочки».   Сказочный   характер   былины. Прозаический   текст   былины   в   пересказе   Н.Карнауховой.   Сравнение   поэтического   и прозаического   текстов.   Герой   былины   –   защитник   государства   Российского.   Картина В.Васнецова «Богатыри».  Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий» Чудесный мир классики 22 часа П.П.Ершов   «Конёк­горбунок».   Сравнение   литературной   и   народной   сказок.   События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя. А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. М.Ю.Лермонтов «Дары  Терека».  Картины природы в стихотворении. «Ашик­Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов   «Мальчики».   Смысл   названия   рассказа.   Главные   герои   рассказа   –   герои своего времени. Характер героев. Поэтическая тетрадь 12 часов Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»   «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»  Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты. Литературные сказки 16 часов В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст­описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. С.Т.Аксаков  «Аленький  цветочек».  Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана. Делу время – потехе час 9 часов Е.Л.Шварц   «Сказка   о   потерянном   времени.   В.Ю.   Драгунский   «Главные   реки».   «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Страна детства  8 часов Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Поэтическая тетрадь  В.Я.Брюсов «Опять сон»,   «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит   тропинка   с   бугорка…»   «Наши   царства».   Сравнение   произведений   М.Цветаевой разных лет. Д.Н.Мамин­Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. Природа и мы 12 часов 17 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Проект6»Природа и мы». Поэтическая тетрадь 8 часов Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! Родина 8 часов В неярком блеске…» Проект: «Они защищали Родину» Страна фантазия 7 часов Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. Зарубежная литература 15 часов Дж.   Свифт   «Путешествие   Гулливера».   Герои   приключенческой   литературы. Особенности их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда. Темы, входящие в раздел 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  Кол­во часов по Характеристика основных видов деятельности 1 классам 3 2 Виды речевой и читательской деятельности 4 Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Вводные  уроки  1 1 Творческая деятельность обучающихся 1 1 Понимать условные   обозначения,  использовать их   при   выполнении заданий.  Предполагать на   основе   названия   содержание   главы. Ориентироваться   в   учебнике   по   литературному   чтению.   Знать   и У.Н.Т 7 15 14 ­­ ­ ­ Летописи,  былины,  жития Я и мои  друзья  5 10 12 18   имена, применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить   нужную   главу   и   нужное   произведение   в   содержании учебника.   Пользоваться   словарем     в   конце   учебника.   Составлять связное   высказывание   по   иллюстрациям   и   оформлению   учебника. Знать   фамилии,   отчества   писателей   прочитанных произведений. Объяснять   смысл   пословиц.  Соотносить   пословицы   с   содержанием книг   и   жизненным   опытом.   Придумывать   рассказ   по   пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания   слов   в   песне.   Сочинять   колыбельные   песни,   потешки, прибаутки,   небылицы,   опираясь   на   опыт   создания   народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.   Находить   слова,   которые   помогают   представить   героя. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим   группам.  Характеризовать   героев   сказки,   соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять   последовательность   событий,   составлять   план. Рассказывать  сказку  (по  иллюстрациям,  по плану,  от  лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание, делать подписи под рисунками.   Придумывать   свои   собственные   сказочные   сюжеты. Различать   виды   устного   народного   творчества:   малые   и   большие жанры.   Воспроизводить   наизусть   текст   русских   народных   песен. Отличать   докучные   сказки   от   других   видов   сказок,   называть   их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.   Определять   особенности   текста   волшебных   сказок, называть   волшебные   предметы,   описывать   волшебные   события. Сравнивать содержaние сказок и иллюстрации к ним. Пересказывать текст   по   самостоятельно   составленному   плату;   находить   героев, которые   противопоставлены   в   сказке   .Инсценировать   сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. 11 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.   Читать   отрывки   из   древнерусских   летописей,   былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных   исторических   фактах.   Сравнивать   текст   летописи   с художественным   текстом.   Сравнивать   поэтический   и   прозаический текст былины. Пересказывать былинy от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции   картин   известных   художников.   Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об   интересных   фактах   из   жизни   святого   человека.   Описывать характер   человека;   высказывать   своё   отношение.   Рассказать   об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников   информации.   Участвовать   в   проектной   деятельности. Составлять   летопись   современных   вaжных   событий   (с   помощью (учителя).Договариваться   друг   с   другом;   принимать   позицию собеседника,   проявлять   к   нему   внимание.   Проверять   себя   и самостоятельно   оценивать   свои   достижение   при   работе   с   текстом, используя обобщающие вопросы учебника 17 Представлять книгу   с   выставки   в   соответствии   с   коллективно составленным планом.  Прогнозировать содержание раздела.  Воспри­ нимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что   такое   «настоящая   дружба»,   кого   можно   назвать   другом, приятелем.  Обсуждать   варианты   доброжелательного   и   необидного способа общения.  Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание  с пословицами. Составлять план рассказа Жили­были  буквы 7 ­ ­ ­ 19  Объяснять название Выбирать книгу   по   заданному   параметру.  Выбирать из   предложенного   списка   слова   для произведения. характеристики различных героев произведения.  Описывать внешний вид   героя,   его   характер,   привлекая   текст   произведения   и   свой читательский   и   жизненный   опыт.  Передавать характер   героя   с помощью   жестов,   мимики,   изображать   героев.  Определять главную мысль;   соотносить   главную   мысль   с   содержанием   произведения. Составлять план   пересказа   прочитанного:   что   произошло   в   начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием.  Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.  Использовать приём звукописи при изображении различных   героев.  Участвовать в   конкурсе   чтецов;   декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. 5 12 16 О братьях  наших  меньших Самое  великое чудо ­ 4 4 5 26 ­ Люблю  природу  русскую: осень, зима,  весна ­ 12 Представлять книгу   с   выставки   в   соответствии   с   коллективно составленным планом.  Определять основные особенности художест­ венного текста и основные особенности научно­популярного текста (с помощью   учителя).  Называть особенности   сказок­несказок; при­ думывать  свои   собственные   сказки   —   несказки; находить сказки­ несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе   поступков.   .Рассказывать содержание   текста   с   опорой   на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.   Рассказывать   о   прочитанной   книге   по   планy, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать   в   коллективном   проекте   «О   чём   может   рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в   различных   источниках   информации.   Готовить   выступление   на заданную   тему.   Находить   информацию   о   старинных   книгах   из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах. Обсуждать в паре   и   группе   высказывания   великиx   людей   о   книге   и   о   чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее   и   отличия.   Обобщать   полученную   информацию   по   истории создании   книг.   Читать   возможные   аннотации   на   книги   Составлять аннотацию   на   книгу   (с   помощью   учителя).   Договариваться   друг   с другом;   принимать   позицию   собеседника,   проявлять   уважение   к чужому мнению Прогнозировать   содержание   раздела.     Читать   стихи,   передавая   с помощью   интонации   настроение   поэта,   сравнивать   стихи   разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать   стихотворный   и   прозаический   текст.   Сравнивать   их. Сравнивать   художественный   и   научно­познавательный   текст. Наблюдать   за   жизнью   слов   в   художественном   тексте.   Объяснять интересные   выражения   в   лирическом   тексте.   Придумывать собственные   сравнения.   Слyшать   звуки   природы,   переданные   в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте,   с   музыкальным   произведением;   подбирать   музыкальное сопровождение   к   стихотворному   тексту.   Представлять   картины природы.   Составлять   палитру   прочитанного   стихотворения   с помощью   красок.   Наблюдать   за   рифмой   и   ритмом   стихотворного текста.   Находить   средства   художественной   выразительности, подбирать   свои   собственные   придуманные   слова,   создавать   с помощью   слова   собственные   картины.   Оценивать   свой   ответ. Исправлять   допущенные   ошибки   при   повторном   чтении. Контролировать себя в процессе чтения. ­ Русские  писатели ­ 14 24 ­ Писатели  детям  ­ 17 10 7 20 Читать произведения вcлyx с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские   и   народные   произведения.   Отличать   басню   от стихотворения   и   рассказа.   Знать   особенности   басенного   текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризоватъ героев басни с опорой на текст.  Выбирать книги по авторам и по темам. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.  Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.  Различать лирическое и прозаическое   произведения.  Называть   отличительные   особенности стихотворного   текста.  Находить   средства   художественной выразительности   в   лирическом   тексте   (эпитеты,   сравнения). Использовать   средства   художественной   выразительности   в   устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки.  Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать   выразительно,   оценивая   настроение   стихотворения. Воспринимать   на   cлух   художественный   текст.   Определять   смысл произведения.   Соотносить   смысл   пословицы   с   содержанием произведения.   Объяснять   лексическое   значение   некоторых   слов   на основе   словаря   учебника   и   толкового   словаря.   Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя   слова­антонимы.   Находить   слова,   которые   с   помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические   эпизоды   из   произведения.   Составлять   план произведения,   пересказывать   текст   подробно   на   основе   плана. Пересказывать   текст   подробно   на   основе   картинного   планa, высказывать   своё   мнение.   Читать   тексты   в   паре,   организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. Поэтическая  тетрадь  ­ ­ 31 Их детских  журналов ­ 9 8 25 Наблюдать   за   повторением   ударных   и   безударных   слогов   в   слове (ритмом),   находить   рифмующиеся   слова.   Использовать   приёмы интонационного   чтения   (выразить   радость,   удивление,   определить силу   голоса,   выбрать   тон   и   темп   чтения).   Сочинять   свои стихотворения,   используя   различные   средства   выразительности. Участвовать  в работе  группы,  читать  стихи  друг  другу,  работая  в паре,   самостоятельно   оценивать   свои   достижения.   Прогнозировать содержание   раздела.   Воспринимать   стихи   на   слух.   Читать стихотворение,   выражая   авторское   настроение.   Сравнивать   текст­ описание и текст­повествование. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием   текста­повествования.   Читать   и   воспринимать   на слух   лирические   тексты.   Читать   стихотворения,   отражая   позицию автора   и   своё   отношение   к   изображаемому.   Сравнивать   название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение. Находить в произведениях   средства   художественной   выразительности: олицетворении,   эпитеты,   сравнения.   Заучивать   стихи   наизусть. Проверять   чтение   друг   друга,   работая   в   паре.   Сравнивать стихотворения   разных   поэтов.   Определять   тему,   объединяющую разные   произведения   поэтического   творчества.   Рассказывать   об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым   стихотворением.   Определять   настроение   поэта   и лирического   героя.   Наблюдать   за   особенностями   оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения   не   основе   диагностической   работы,   представленной   в учебнике Отличать   журнал  от   книги.   Ориентироваться   в  журнале.   Находить интересные   и   нужные   статьи   в   жyрнале.   Находить   нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. ­ 21 Участвовать   в   проекте   «Мой   любимый   детский   журнал»; распределять   роли;   находить   и   обрабатывать   информацию   в соответствии   с   заявленной   темой.   Создавать   собственный   журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для  детского  журнала и ответы  к  ним.  Рисовать  иллюстрации  для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского жyрналa. Определять тему для чтения. Находить в   библиотеке   детские   журналы   по   выбранной   теме.  Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Подбирать книги   к   выставке   в   соответствии   с   темой   раз­ дела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Находить характерные черты юмористического текста, отличать  юмористическое произведение. Определять  настроение   автора.   Объяснять   смысл   названия   произведения. Придумывать свои   заголовки.  Находить слова,   которые   отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять   самостоятельно   тему   и   главную   мысль   рассказа. Сравнивать   рассказ­описание   и   рассказ­рассуждение.   Составлять разные   виды   планов,   воссоздавать   текст   по   планy.   Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать   в   басне   изображённые   события   и   замаскированный, скрытый смысл. Прогнозировать содержание раздела.  Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании   сказки.   Cpaвнивать   содержание   литературной   и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев   в   литературной   сказке,   характеризовать   их,   используя   тест сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку   в   лицах.   Придумывать   свой   вариант   сказки,   используя литературные приёмы. Сравнивать  произведения  разных  жанров.  Сравнивать произведения словесного   и   изобразительного   искусства.   Наблюдать   за выразительностью   литературного   языка   в   произведениях   лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам  и героям  произведений. Высказывать  суждение о значении произведений   русских   классиков   для   России   и   русской   культуры. Проверять   себя   и   самостоятельно   оценивать   свои   достижения   на основе   диагностической   работы,   представленной   в   учебнике. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.Наслаждаться   поэзией,   понимать   и   любить   её.   Определять самостоятельно   интонацию,   которая   больше   всего   соответствует содержанию лирического произведения.  Определять по тексту,  как отрaжаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают   они   с   собственными,   личными   переживаниями   и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое   стихотворных   произведений;   определять,   принадлежат   ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства   других   людей.   Читать   стихи   выразительно,   передавая изменения в настроении. Самостоятельно оценивать своё чтение. Воспринимать   на   слух   художественное   произведение.   Сравнивать песенки   разных   народов   с   русскими   песенками,   находить   общее   и различия,  объяснять  значение  незнакомых  слов.  Определять  героев произведений.   Сравнивать   героев   зарубежных   сказок   с   героями русских сказок, находить общее и различия. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и И в шутку и  всерьез  6 14 ­ ­ Литературные сказки  ­ ­ 8 16 Чудесный мир классики  ­ ­ ­ 30 Литература  зарубежных  стран ­ 12 8 15 22 предметы в сказке. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.   Находить   книги   зарубежных   сказочников   в   школьной   и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).   Находить   в   мифологическом   тексте   эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателей (с помощью учителя).Пересказывать выборочно произведение. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.. Пересказывать самые интересные эпизоды  из   произведений   от  лица  героев   произведений   Составлять рассказ о герое, используя авторский текст Вид работы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Проекты Оценка достижений 2 3 3 9 2 11 3 12          Согласовано                                                                           Согласовано Протокол заседания методического                               Заместитель директора по УВР объединения учителей начальных   классов  МБОУ СОШ № 9  от 25.08.16 года    № 1                                                          _________  Некрылова О.В                                                                                                                                                               ___________ Бондарь Л.И                                                    26 августа  2016 года

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017